Где в москве есть столб верстовой
Перейти к содержимому

Где в москве есть столб верстовой

  • автор:

Верстовой столб “От Москвы 2 версты”

Памятник “Екатерининская верста” на месте Рогожской заставы

Верстовой столб 1783 года “От Москвы 2 версты” стоит недалеко от метро Площадь Ильича. Информация на знаке уже, конечно, не соответствует действительности. Но место для него выбрано не случайно: здесь находилась оживленная Рогожская застава, которая входила в линию Камер-Коллежского земляного вала , это была третья линия укреплений и граница города (после белого города и земляного города). Кстати, ставились столбы попарно по обеим сторонам дороги. Столбы у Рогожской Заставы разлучили: один остался на своем историческом месте, а другой перенесли в музей «Лефортово»

В царствование Екатерины II (1729-1796) было принято решение о сооружении на всех главных дорогах России каменных верстовых столбов по единому образцу. Их возводили в стиле барокко, венчал это довольно высокое, около 10 м высотой, сооружение флюгер в виде коня. На каждой версте почтовых дорог велено было также посадить по 20 деревьев.

В 1774 г. первые верстовые столбы из гранита и мрамора появились вдоль Царскосельской дороги от границы Санкт-Петербурга (которая в XVIII в. проходила по Фонтанке) до Царского Села. Верстовые столбы изготавливались в строительных мастерских Исаакиевского собора. На первом и последнем верстовых столбах были установлены солнечные часы. Каменные версты устанавливались до 1817, потом деревянные.

За Рогожской заставой начинался Владимирский тракт – по нему со всей России арестанты, ссылаемые в Сибирь поступали в «Бутырский тюремный замок», отсюда они, до постройки Московско-Нижегородской железной дороги, отправлялись пешком по Владимирке.

Поколениями видели рогожские обитатели по нескольку раз в год эти ужасные шеренги, мимо их домов проходившие.

«Видели детьми впервые, а потом седыми стариками и старухами все ту же картину, слышали: …И стон И цепей железных звон… Ну, конечно, жертвовали, кто чем мог, стараясь лично передать подаяние. Для этого сами жертвователи отвозили иногда воза по тюрьмам, а одиночная беднота с парой калачей или испеченной дома булкой поджидала на Садовой, по пути следования партии, и, прорвавшись сквозь цепь, совала в руки арестантам свой трудовой кусок, получая иногда затрещины от солдат.

Владимирка (1892), Левитан

Страшно было движение этих партий. По всей Садовой и на всех попутных улицах выставлялась вдоль тротуаров цепью охрана с ружьями… И движется, ползет, громыхая и звеня железом, партия иногда в тысячу человек от пересыльной тюрьмы по Садовой, Таганке, Рогожской… В голове партии погремливают ручными и ножными кандалами, обнажая то и дело наполовину обритые головы, каторжане. Им приходится на ходу отвоевывать у конвойных подаяние, бросаемое народом» (так описывает Владимирский тракт Владимир Гиляровский).

До прибытия партии приходит большой отряд солдат, очищает от народа Владимирку и большое поле, которое и окружает. Это первый этап. Здесь производилась последняя перекличка и проверка партии, здесь принималось и делилось подаяние между арестантами и тут же ими продавалось барышникам, которые наполняли свои мешки калачами и булками, уплачивая за них деньги, а деньги только и ценились арестантами. Еще дороже котировалась водка, и ею барышники тоже ухитрялись ссужать партию. Затем происходила умопомрачительная сцена прощания, слезы, скандалы. Уже многие из арестантов успели подвыпить, то и дело буйство, пьяные драки… Наконец конвою удается угомонить партию, выстроить ее и двинуть по Владимирке в дальний путь. Для этого приходилось иногда вызывать усиленный наряд войск и кузнецов с кандалами, чтобы дополнительно заковывать буянов. Главным образом перепивались и буянили, конечно, не каторжные, бывалые арестанты, а “шпана”, этапные.

Часто каторжане оглядовались, прощались с Москвой и видели этот верстовой столб…

Еще говорят, что это не простой столб. Они были сооружены на местах захоронения тысячи казненных стрельцов после восстания 1698 года. На сторонах этого столба были помещены чугунные доски с изложением преступлений казненных. Доски отливали дважды — после казни и после чумного бунта в 1771 году. Потом предпочли забыть об этом. А столбы остались. Сооружал их зодчий Осип Старцев .

Верстовые столбы. Откуда и куда?

Сразу возникает два вопроса: что такое верстовой столб и для чего их ставили? Начнём по порядку. Издревле на Руси путям сообщения мешали непроходимые леса и болота, функции дорог брали на себя реки. Поэтому все древнерусские города и большая часть сёл располагались по берегам рек. Летом по рекам плыли на лодках, а зимой – передвигались на санях. Самые первые сведения о том, что на Руси велись дорожные работы, мы узнаём из «Повести временных лет». В 1015 году киевский князь Владимир собрался в поход против своего сына Ярослава, княжившего в Новгороде. Он приказывает своим слугам готовить предстоящую дорогу: «Теребите пути и мосты мостите».

Верстовой столб на Рогожской заставе в Москве. Его можно увидеть и сейчас

Верстовой столб на Рогожской заставе в Москве. Его можно увидеть и сейчас

Непосредственно к дорожным строителям обращался первый на Руси письменный свод законов «Русская Правда». Там содержится «Урок мостникам» и устанавливаются расценки на различные дорожные работы. С централизацией государства вокруг Москвы возрастает потребность в дорогах. В состав России вливаются Поволжье, Приуралье, Западная Сибирь и другие территории, которые должны были иметь устойчивую связь с центральной властью. Вот и спешили гонцы во все концы огромной страны, сообщая о вторжениях неприятеля, мятежах и царских указах. Обратно в Москву двигались обозы с пушниной, зерном и металлами.

Уже в начале XVI века появились описания больших российских дорог – Русский дорожник, Пермский и Югорский дорожники, а чуть позже были написаны «изгонные книги» с описанием мелких местных дорог. Серьёзным вкладом в развитие дорожного дела стала Ямская изба, созданная Иваном Грозным.

Столбовая дорога

А собственно дорожный бум начался при Петре I, когда 1 июня 1722 года вышел сенатский указ о постройке дороги, связывавшей две столицы – Петербург и Москву. Дорогу строили грунтовую, но требования к ней предъявляли серьёзные. И столбы там тоже предусматривались. Сегодня посмотрел в окно автомобиля, – и на каждом километре дороги такой столб имеется. А в старой России все расстояния измерялись в верстах. Километры появились только в 1918 году, после декрета Совнаркома от 14 сентября. Заметим, что километр оказался очень близок к нашей русской версте: 1 верста = 500 саженям, 1,0668 км.

Верстовой столб в Соликамске

Верстовой столб в Соликамске

Начали устанавливать верстовые столбы с указанием расстояния между городами ещё в XVI веке, а там, где столбы стояли, дорога стала называться столбовой. Народ и здесь преуспел, про столб срочно придумали загадку: «Нем и глух, а счёт знает».

В 1667 году царь Алексей Михайлович начал строить загородную резиденцию в селе Коломенском. Тогда от Калужской заставы до нового дворца были врыты в землю четырёхметровые каменные, облицованные мрамором столбы, сверху украшенные орлами. Для обывателей это всё было в диковинку, и они толпами собирались посмотреть такое чудо. Именно эти столбы создали истинно московское выражение «коломенская верста», которое передавалось из уст в уста и впоследствии стало гулять по всей России. Пётр I не только строил дороги, но и потребовал ставить на них крашеные столбы с цифрами. В XVIII веке верстовые столбы стали главным украшением на всех основных дорогах Российской империи.

По единому образцу

22 сентября 1764 года Екатерина II приняла решение, чтобы на всех главных дорогах стояли каменные верстовые столбы, исполненные по единому образцу. Такие верстовые столбы изготавливались в мастерских Исаакиевского собора. Столбы были высотой 10 метров, производились в стиле барокко, а сверху их венчал флюгер в виде лошади. Но это ещё не всё: на каждой версте велено было посадить по 20 деревьев. Первые такие столбы, изготовленные из гранита и мрамора, появились уже в 1774 году вдоль Царскосельской дороги – от границ Санкт-Петербурга до Царского Села.

Путешествие мимо верстового столба

Путешествие мимо верстового столба

Решение императрицы о каменных верстовых столбах оказалось для казны обременительным, и уже в 1817 году её внук Александр I упростил эту задачу. Отныне предписывалось устанавливать деревянные верстовые столбы с наклонными чёрно-белыми полосами для их лучшей видимости. Тот же указ предписывал, чтобы при въезде в каждый населённый пункт был столб с доской, показывающей, как селение называется, кому принадлежит и сколько душ там проживает. Как ни вспомнить пушкинское стихотворение «Зимняя дорога»: «Ни огня, ни чёрной хаты,/ Глушь и снег навстречу мне,/ Только версты полосаты/ Попадаются одне».

Но всё когда-нибудь кончается. Эпоха верстовых столбов завершилась в 1918 году. Новой власти не понравилось, что эти столбы украшает ненавистный символ самодержавия – двуглавый орёл. Но несколько столбов сохранились и до наших дней. Один такой образчик так и стоит в Москве близ Рогожской Заставы. На каменном столбе написано: «От Москвы 2 версты».

От Москвы две версты

В сквере рядом со станцией метро «Площадь Ильича», — Рогожская Застава Камер-Коллежского вала, — на верстовом столбе, установленном, судя по надписи, в 1783 году, имеется текст: «От Москвы две версты».

В Российской империи почтовые дороги, получившие с XVIII века название почтовых трактов, подлежали измерению в верстах, для чего на них ставились верстовые столбы. Насколько я помню из естественной истории, — при царе-батюшке расстояния между городами измерялись от почтамта до почтамта.

Верста — соответствует нынешним 1066,8 метрам. Если отсчитать 2133,6 метра от станции метро «Площадь Ильича», — упремся в площадь Яузских ворот. А до почтамта на Мясницкой улице, где оный находится с 1742 года, от Яузских ворот еще две версты.

Правда верстовой столб передвинут в скверик в связи с реконструкцией шоссе Энтузиастов, ранее столб находился практически рядом с трамвайными путями, что отлично видно на снимке ниже. Но, — это от силы полсотни метров.

Оказывается, — ларчик просто открывался.

Тысячесаженная верста — 1955,8 метров — для измерения почтовых дорог Рос­сии введена Соборным уложением 1649 года. Ее называли «указная». Эта мера длины применялась одновременно с верстой в 500 саже­ней. Во времена Петра I была проведена реформа системы мер: версту приняли в 500 саженей — 1066,8 метров, — и сама сажень стала чуть длиннее — 2,1336 метров.

Получается, что от Москвы две «указных» версты, — или почти четыре километра. Как-то так.

История Москвы в вопросах и ответах

Недалеко от метро Площадь Ильича, на пол пути от него к заводу «Серп и Молот» в сквере находится старый каменный верстовой столб. Надпись на его основании датирует его 1783 годом. Каменная табличка указывает на расстояние от Москвы: «От Москвы 2 версты«.

Верста — старая мера длины, примерно 1,06 км, известная с XV века. Расстояние «от Москвы» считалось в то время либо от Кремля (а до него от столба не 2, а 3 версты), либо от городских ворот (а это Рогожская застава, которая совсем рядом, версты не будет). Это означает, что столб стоял изначально где-то в другом месте, а сюда был перенесен уже в позднейшее время.

Подобные каменные верстовые столбы на дорогах стали ставить с 1764 г. по указу императрицы Екатерины II (1762-1796). Дороги, оборудованные верстовыми столбами, назывались «столбовыми«. Сравнивая наш столб с другими известными каменными верстовыми столбами XVIII века, можем обратить внимание на то, что он потерял свою высокую каменную верхушку.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *