Почему на дорогах стало меньше машин
Перейти к содержимому

Почему на дорогах стало меньше машин

  • автор:

Симптомы легковой депрессии

В ряде регионов впервые сократилось количество зарегистрированных автомобилей

Парк легкового автотранспорта в Москве, Московской, Саратовской областях, Санкт-Петербурге, Краснодарском крае и других регионах впервые за много лет сократился в 2022 году, следует из отчетности ГИБДД. При этом в Тюменской области, Татарстане и Приморском крае количество зарегистрированных машин, наоборот, выросло. В среднем по стране темпы прироста личного автотранспорта снизились в три-четыре раза по сравнению с показателями двух-трехлетней давности. Опрошенные “Ъ” эксперты связывают это как с общим падением продаж на автомобильном рынке, так и с отъездом россиян из страны в 2022 году.

В одних регионах машин стало заметно меньше, зато в других — прибавилось

В одних регионах машин стало заметно меньше, зато в других — прибавилось

Фото: Иван Водопьянов, Коммерсантъ

В одних регионах машин стало заметно меньше, зато в других — прибавилось

Фото: Иван Водопьянов, Коммерсантъ

Изучив статистический раздел сайта Госавтоинспекции, “Ъ” обнаружил: по итогам 2022 года в органах ГИБДД было зарегистрировано 60,45 млн механических транспортных средств. Это всего на 312 тыс. (или 0,5%) больше, чем насчитывалось в 2021 году. В 2019–2021 годах, отметим, автопарк уверенно рос на 1,4–1,9% ежегодно.

К концу 2022 года в стране было зарегистрировано 50,6 млн легковых машин.

  • Грузовиков — 6,67 млн,
  • автобусов — 833,6 тыс.,
  • транспортных средств категории L (мотоциклы, мопеды, квадроциклы) — 2,3 млн.

«Годовалых» машин в пользовании россиян стало на 9% больше (более 9 млн), транспортных средств возрастом один-три года — на 2% (6,5 млн). Однако транспортных средств старше 15 лет по-прежнему больше всего — более 19 млн. Впрочем, транспорт становится все более экологичным: авто с двигателями класса «Евро-5» стало больше на 4% по сравнению с 2021 годом, «Евро-6» — на 33%. А приносящих больший вред природе агрегатов «Евро-1» стало на 2% меньше. Самым массовым сегментом остаются машины с двигателями «Евро-4» (15,8 млн) и с двигателями, класс которых не установлен (15 млн). На 61% увеличился парк электромобилей (всего их 23,7 тыс. штук), на 51% — гибридов (138,5 тыс. штук).

В Москве в 2022 году впервые была зафиксирована убыль легкового парка: количество зарегистрированных в ГИБДД авто сократилось на 16,6 тыс., составив 4,13 млн.

В Подмосковье стало на 11,1 тыс. меньше легковушек, в Санкт-Петербурге — на 11 тыс., в Саратовской области — на 7,9 тыс., в Краснодарском крае — на 7,3 тыс., в Псковской области — на 5 тыс. В Калининградской области легковой автопарк, напротив, увеличился на 9 тыс. машин, в Тюменской области — на 5,3 тыс., в Татарстане — на 2 тыс., на Камчатке — на 1 тыс.

Рекордсменом стало Приморье, где за год на учет встало дополнительно 15 тыс. легковых машин. В 2022 году, сообщал ранее “Ъ”, физлица ввезли через Владивосток в Россию почти 200 тыс. подержанных авто, в основном японских и корейских.

Вице-президент Национального автомобильного союза Антон Шапарин считает, что автомобилей в регионах становится меньше только на бумаге. В действительности многие автовладельцы снимают машины с учета и продолжают на них ездить (транспортные средства исчезают из баз ГИБДД и больше не отражаются в отчетности). «Люди сейчас пытаются экономить на штрафах с камер, ОСАГО, транспортном налоге,— пояснил он “Ъ”.— Поэтому, к примеру, в Москве из-за огромного количества камер наблюдается такое серьезное сокращение зарегистрированных легковых машин». Встречи с инспектором ГИБДД, считает Антон Шапарин, таких водителей не пугают.

Но президент Московской коллегии правовой защиты автовладельцев Виктор Травин считает такую версию маловероятной. Если водитель не сдает номера в ГИБДД при прекращении регистрации, то они объявляются в розыск. При проверке такой машины инспектором оформляется материал за управление с подложными госрегзнаками (чревато лишением прав до полугода). Поэтому господин Травин склоняется к другой версии: он напоминает, что в прошлом году многие россияне покинули страну из-за начала военной операции и объявления частичной мобилизации. Многие пересекли границу на своих автомобилях, предварительно сняв их с учета, чтобы пользоваться ими на новом месте.

Из Москвы миграция в 2022 году была самая значительная, добавляет координатор движения «Синие ведерки» Петр Шкуматов, но многие автовладельцы продавали свои машины в другие регионы.

Отчасти этим объясняется прирост автопарка в некоторых субъектах. Виктор Травин не исключает, что среди снятых с учета авто может быть много внедорожников: по законодательству государство в оговоренных случаях может изымать полноприводные авто во время мобилизации. В связи с этим, предполагает господин Травин, многие автовладельцы прекращали регистрацию в ГИБДД.

Продажи машин в России упали на 63% по итогам января

В столичном Центре организации дорожного движения (ЦОДД) Москвы сообщили “Ъ”, что в 2022 году ежедневно на дороги города выезжало 2,97 млн машин — на 140 тыс. меньше (на 4,9%), чем в 2021 году. «Большая часть автомобилистов вернулись или впервые пришли в городской транспорт, а также чаще стали пользоваться такси,— говорят в ЦОДД.— Все больше москвичей предпочитает метро, МЦД, трамваи и электробусы для ежедневных поездок на работу. В 2022 году пассажиры совершали в рабочий день более 15 млн поездок, на 580 тыс. больше, чем в 2021 году».

Обновление автопарка идет гораздо медленнее из-за резкого сокращения продаж новых авто, добавляет Антон Шапарин. В 2023 году в Россию, по его прогнозам, будет ввезено гораздо больше автомобилей возрастом три-пять лет (сейчас их 5,8 млн). По данным Ассоциации европейского бизнеса, в 2022 году рынок новых авто упал на 59%, до 687 тыс. В ассоциации ожидают, что в 2023 году рынок вырастет на 12%, до 0,77 млн.

Автомобилей в России стало меньше: в чем причина

Снижение числа автомобилей связано с тем, что автопарк стареет, а заменить его нечем

В России значительно снизилась численность автопарка. По итогам 2022 г. в ГИБДД было зарегистрировано 60,45 млн транспортных средств. При том, что годом ранее их было 64 млн. Речь идет обо всем что ездит — это легковые авто, грузовики, автобусы и мотоциклы. Такое падение наблюдается впервые, в прежние времена автопарк уверенно прибавлял по 1,5-2% в год.

Однако численность легковушек удержалась в плюсе, правда, в едва заметном. К концу 2022 года в стране было зарегистрировано 50,6 млн малолитражек при том, что годом ранее их было 50,3 млн. Рост составил каких-то пол-процента. Что примечательно — динамика роста и падения оказалась крайне неравномерной по регионам. Например, на Дальнем Востоке «поголовье» легковушек выросло на 15 тыс., а в Москве — упало на 16,6 тыс. (это самые крупные показатели роста и падения по стране).

Но даже в тех регионах, где есть рост, он, как правило, значительно ниже, чем в прежние годы.

— Снижение числа автомобилей связано с тем, что автопарк стареет, а заменить его нечем, — прокомментировал kp.ru вице-президент Национального автомобильного союза Антон Шапарин. — Продажи новых автомобилей резко сократились. Внутри страны мы производим слишком мало, это не может покрыть дефицита импортных поставок.

Вторая причина — массовое снятие автомобилей с учета. Это делается по разным причинам. Например, те, кто уехал из страны или собирается это сделать в ближайшее время. Они пересекают границу на своих авто или продают машины внутри России. Для жителей регионов это был хороший шанс купить сносную бэушку-иномарку у столичных «отъезжантов». Поэтому, к слову, парк в основном рос в регионах.

Вопрос, почему новые владельцы не спешат ставить их на учет? Это связано с тем, что автомобили зачастую уходят в руки перекупщикам, которые не хотят регистрировать машину на себя. Увеличение числа владельцев в ПТС отрицательно сказывается на цене. Кстати, таким методом продают машины и те, кто не покидает страну.

— Люди снимают автомобиль с учета, но продолжают им владеть и даже ездить, — говорит Шапарин. — Это делается, чтобы не платить транспортный налог, не попадать в камеры за нарушения. Есть целая технология таких теневых продаж. В них задействованы промежуточные покупатели (так называемые прокладки), которых днем с огнем не сыскать, а договора купли-продажи составляются с открытой датой. И в таком подвешенном состоянии автомобиль может существовать достаточно долго.

СЛУШАЙТЕ ТАКЖЕ

СТО стали чаще отказывать в приеме автомобилей на ремонт по ОСАГО (подробнее)

Сокращение автопотока на 400 тыс машин в сутки разгрузило дороги Москвы до 5–6 баллов

Из-за сокращения передвижений по городу количество машин на столичных дорогах сократилось на 400 тысяч в сутки по сравнению с декабрем 2021 года. Это разгрузило Москву до 5–6 баллов, сообщает пресс-служба департамента транспорта и развития дорожно-транспортной инфраструктуры города.

«На этой неделе привычное время в пути от дома до работы на машине сократилось почти на треть. Это связано с тем, что часть ваших друзей и соседей работает в удаленном режиме и меньше передвигается по городу», – заявили в ведомстве.

Там пояснили, что на этой неделе по городу в среднем перемещается 2,7 миллиона уникальных автомобилей. Это всего на 15% машин меньше, чем в декабре 2021 года.

«Загруженность всех московских дорог сразу существенно упала с 8–9 до 5–6 баллов; 600 тысяч легковых машин приезжает сейчас из области, хотя в рабочие дни декабря было около 800 тысяч таких автомобилей», – добавили в Дептрансе.

Отмечается также, что для того, чтобы быть на работе в 8–9 часов утра, многим горожанам нужно встать в 6:00 и выехать из района в 7:00, поэтому примерно в одно время сразу большое количество людей оказывается в одной точке.

«В сегодняшних условиях хватило снижения трафика всего на 15%, чтобы на дорогах стало существенно свободнее! То есть, для свободного передвижения по городу нужно всего лишь примерно 450 тысяч водителей и пассажиров доехать до места назначения на городском транспорте. И это стало намного реальнее с учетом того, что с 2010 года в Москве открыто 160 станций метро, МЦК и МЦД с удобными интегрированными тарифами, так что количество пассажирских мест, новых маршрутов, пересадок выросло в разы», – подчеркнули в департамента транспорта.

Также в Дептрансе пояснили, что время в пути на городском транспорте снизилось, поэтому многим жителям города уже сейчас удобнее и быстрее доехать не на машине.

Как сообщил заммэра столицы по вопросам транспорта Максима Ликсутова, по Мосскве ежедневно перемещаются больше 10–12 миллионов человек, и если бы все разом выехали на автомобилях, то дальше двора никто бы не уехал.

По его словам, задача властей – сделать городской транспорт таким, чтобы он был хорошей и достойной альтернативой личному транспорту: удобным, быстрым и безопасным.

«Ежегодно в Москве открывается около 10 станций метро, БКЛ – в ближайшие год–два полностью сомкнется, готовятся к запуску МЦД 3,4,5, запускаются новые поезда, развиваются альтернативные виды транспорта, чтобы люди пользовались общественным транспортом больше и больше и имели удобный и безопасный выбор», – заключил заммэра.

18 января Сергей Собянин продлил сроки действия домашнего и удаленного режимов в Москве. Он объяснил, что пока неизвестно, насколько штамм коронавируса «Омикрон» опасен для старшего поколения, поэтому домашний режим для людей старше 60 лет и хронически больных граждан продлится до 1 апреля текущего года.

На тот же срок было продлено требование к работодателям перевести не менее 30% сотрудников на дистанционный режим работы.

Россияне избавляются от автомобилей: что происходит?

Звучит, конечно, привлекательно – типа «Гипс снимают, клиент уезжает!» Действительно, в Москве в 2022 году впервые была зафиксирована убыль легкового автопарка: количество зарегистрированных в ГИБДД машин сократилось на 16,6 тыс., составив 4,13 млн. Похожая ситуация в Подмосковье – здесь стало на 11,1 тыс. легковушек меньше – капля в море, но все же. В Питере убыль составила 11 тыс., в Саратовской области – 7,9 тыс., в Краснодарском крае – 7,3 тыс., в Псковской области – 5 тыс.

Люди избавляются от личного транспорта?

Да нет, конечно же – достаточно перевернуть следующую страницу отчетности. Тут же выяснится, что в Калининградской области легковой автопарк, напротив, увеличился на 9 тыс. машин, в Тюменской области – на 5,3 тыс., в Татарстане – на 2 тыс., на Камчатке – на 1 тыс. машин. А лидирует Приморье, где за год на учет встало дополнительно 15 тыс. легковых машин.

Похоже, что правильнее говорить не просто про избавление от автомобилей, а, в первую очередь, про их перераспределение. Но и тему избавления обходить стороной не стоит. Например, многие россияне покинули страну из-за начала военной операции и объявления частичной мобилизации. При этом часть из них пересекла границу на своих автомобилях, предварительно сняв их с учета, чтобы пользоваться ими на новом месте. Многие уезжали из России избавляясь от всего личного имущества, и проданные машины могли запросто уехать в другой регион.

Но есть и другие версии. Так вице-президент Национального автомобильного союза Антон Шапарин полагает, что избавление от автомобилей во многих случаях происходит только на бумаге, а на практике же люди снимают машины с учета и продолжают на них ездить нелегально. Причина банальная – попытаться подобным образом «откосить» от штрафов, налогов и ОСАГО: дескать, денег нет. О грядущих объяснениях с полицией они не думают.

Свою версию убыли машин в столице предложили в Центре организации дорожного движения (ЦОДД) Москвы. Здесь полагают, что большая часть автовладельцев решила предпочесть личному транспорту городской – от метро до такси. Известно, что в 2022 году пассажиры совершали в рабочий день более 15 млн. поездок, на 580 тыс. больше, чем в 2021 году. Учитывая, как усиленно столичные власти пытаются пересадить автовладельцев на общественный транспорт, вводя платные парковки с драконовскими тарифами и вешая камеры на каждом углу, в это охотно веришь. Власти города на Неве в этом не отстают от московских коллег: зона платной парковки уже покрывает весь центр и будет расширяться дальше.

Любопытно, что в январе 2023 года резко выросло число предложений о продаже подержанных автомобилей премиум-класса – Mercedes-Benz, BMW, Audi, Lexus и т.п. – аж на 63% по сравнению с прошлым годом. Наиболее активно продают и автомобили люксовых брендов, таких как Bentley, Maserati, Lamborghini, Rolls-Royce. Но здесь многие причины лежат на поверхности: возникли очень серьезные сложности с их обслуживанием. Обновление программного обеспечения заблокировано, ремонт неимоверно затягивается – от люксовых автомобилей таких капризов терпеть не хотят.

Вице-президент Национального автомобильного союза (НАС), Ян Хайцеэр, пояснил, что большинство владельцев автомобилей классов премиум и люкс привыкло, что их обслуживание не требовало никаких усилий – только плати. При этом многие владельцы таких машин нанимали водителей и вообще не желали что-либо слышать про затяжные ремонты. А теперь беспроблемное содержание Mercedes, BMW, Land Rover, Rolls-Royce стало почти невозможным. Отсюда и желание избавиться от статусной игрушки, которая в любой момент может превратиться в недвижимость.

Понятно, что обновление автопарка идет сегодня гораздо медленнее в следствие резкого сокращения продаж новых автомобилей. Однако известно, что в 2022 году физлица ввезли через Владивосток в Россию почти 200 тыс. подержанных авто, в основном японских и корейских. Ожидается, что в 2023 году в Россию будет ввезено еще больше автомобилей возрастом три-пять лет (сейчас их 5,8 млн).

Россияне избавляются от автомобилей: что происходит?

В общем, изменение структуры автопарка налицо. При этом о поголовном желании россиян избавиться от личных машин речь все-таки не идет. Во многих регионах альтернативы собственному автомобилю как не было, так и нет — особенно это касается жителей поселков. Но в крупных городах, где хорошо развит общественный транспорт, тенденция отказа от личного авто становится все очевиднее. И власть прикладывает к этому все усилия: чего, например, стоит предложение вице-премьера Марата Хуснуллина о сокращении парковочных мест в новостройках.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *