Почему свечи с белым налетом
Перейти к содержимому

Почему свечи с белым налетом

  • автор:

Причины белого нагара на свечах по виду налета

Белые свечи

Неисправности

Нагар на свечах зажигания – признак возможной неисправности двигателя. Рассмотрим белый налет на свечках, почему возникает, каким по фактуре может быть, как почистить элементы зажигания.

Общие причины появления белого нагара на свечах

Свечи зажигания функционируют в условиях высоких температур, сгорающее топливо образует на них налет различных цветов. Оттенок отложениям придают топливные добавки и кислород, реагирующий с металлом. Само по себе образование обильного налета сообщает о некорректной работе двигателя.

Отработавшая нормальная, новая и с белая свечи

Отработавшая штатно, новая и с белым налетом

Одной из возможных причин образования налета является некачественное топливо или его несоответствие заявленным требованиям. Поэтому требуется выяснить происхождение свечного нагара и привести все системы в нормальное состояние во избежание критических поломок.

Разнообразные виды нагаров на свечах возникли вследствие различных причин, и требуют отдельного подхода к их определению.

Бедная смесь

Бедная или обедненная смесь — топливовоздушный раствор, в котором содержания горючего меньше задуманного инженерами. А богатая смесь содержит слишком много топлива относительно воздуха.

Неравномерно покрыты налетом

Обедненная либо наоборот переобогащенная смесь вызывают нестабильную работу двигателя (ДВС), в результате на свечах появляется налет. Причину можно обнаружить в негерметичности впускной системы подачи воздуха, забитых фильтрах, воздушном и топливном, бензонасосе, форсунках. Проверяются все датчики, особенно датчик ДМРВ. Также не помешает проверить все форсунки, можно сразу их почистить. Причина может быть в недостаточном давлении, создаваемым топливным насосом в рампе.

Плохое топливо

Причиной появления белого налета может быть использование бензина, не соответствующего стандартам автомобильного топлива. Это значительно ухудшает работу ДВС, вызывает преждевременный износ деталей, выводит из строя датчик кислорода (лямбда-зонда) и каталитический нейтрализатор.

свечка с белесым налетом

Чтобы решить проблему, необходима заливка стандартного качественного бензина, установка новых свечей зажигания. Заправка чем попало может привести к детонации (неконтролируемому взрыву в камерах сгорания). Сильная детонация может разрушить мотор за считанные километры, но об ее появлении скажет Check Engine.

Свечи не подходят

Несоответствующие свечи зажигания еще одна возможная причина белого нагара. Сложные современные моторы требуют тщательного подбора свечей, характеристики которых работают индивидуально для каждого определенного класса ДВС.

Иридиевая тоже с белым нагаром

Некорректно установленные свечи не справляются со своими функциями и впоследствии создают трудности для двигателя автомобиля. Также постепенно некачественные свечи обязательно будут покрываться налетом.

Найти артикулы оригинальных и аналоговых свечек для вашего мотора несложно, поисковик поможет. Лучше сразу купить подходящие, при появлении налета на свечах придется приобрести еще одни.

Виды белого налета и способы устранения причин

Заметили белый налет на свечах зажигания, нужно провести диагностику систем автомобиля на предмет установления причин образования этой проблемы. Белого нагара есть несколько видов, рассмотрим каждый отдельно.

Причина тонкого белого нагара Какое влияние оказывает Как исправить
Свечи отработали ресурс, топливо низкого качества Возрастает нагрузка на цилиндро-поршневую группу, ресурс мотора снижается кратно. Заменить свечи, заправится хорошим топливом
Бензин разбавленный, контрафактный и пр. Мотор работает нестабильно, повышается риск детонации, разрушения поршней, уменьшается ресурс лямбдо-зонда и катализатора Откачать плохое топливо, залить хорошее, заменить свечи
Бензин с низким октановым числом Детонация почти неизбежна, мотор может сломаться за десятки километров. Ударные нагрузки повреждают клапана и поршни в первую очередь Слить некачественное топливо, залить бензин нужного октанового числа.
Топливовоздушная смесь нестабильна Мотор работает неправильно, детали двигателя подвергаются скачкообразным нагрузкам Проверить работу карбюратора или датчиков инжектора (ДМРВ, ДТВ и ДАД), форсунки, герметичность впуска

Слабо выраженный

Если в качестве топлива используется газ и оборудование настроено плохо, то белые свечи обычное явление. Бензиновые настройки зажигания для газового топлива некорректны. Сгорание происходит позже, вызывая перегрев выпускных элементов и их повышенный износ.

слабый

Сжиженный газ не имеет дополнительных примесей, используемых для бензина в качестве антидетонационных присадок. Температура сгорания газа выше, чем у бензина. Поэтому несгоревших углеродистых остатков нет, а наличие небольшого нагара вполне приемлемо.

Нагар может говорить о нестабильного качества топливной смеси.

Равномерный матовый или «бархатный»

Повод появления толстого бархатного белого нагара на свечах – попадание в мотор (масла, антифриза). Если обнаружили толстый белый налет на свечах нужно принять меры незамедлительно. Отыскать источник попадания в камеры сгорания веществ, которых там быть не должно.

Бархатный

Белый тонкий бархатный нагар говорит о неверном смесеобразовании или несвоевременно появляющейся искре, конкретные причины зависят от типа ДВС.

Совсем незначительный белый бархатный или глянцевый налет не всегда свидетельство неисправности. Он может возникать и при нормальной работе мотора. Если двигатель работает стабильно, расход топлива не вырос, охлаждающая жидкость не утекает, ошибок нет, то и переживать не стоит.

незначительный

Если обнаружили тонкий белый налет на свечках зажигания на карбюраторном ДВС, в первую очередь нужно проверить сам карбюратор. Могли уйти настройки, забился жиклер. Затем проверить трамблер. Из-за него может быть ранняя искра. Также стоит отследить расход масла и уход антифриза.

На инжекторных машинах при обнаружении белого налета сначала следует проверить ЭБУ на наличие ошибок. Затем проверить форсунки, но правильность дозировки топлива контролируется на стенде.

Глянцевый

Глянцевый белый налет некритичен (не влияет на работу свечей), он сообщает о неправильном функционировании какой-то из систем. Первая наиболее вероятная причина — неправильное образование смеси.

Глянцевый

Вероятны следующие проблемы карбюраторных моторов:

  • загрязнение дроссельной заслонки
  • засорен, неправильно подобран жиклер
  • неправильно выставлено зажигание
  • негерметичен коллектор подачи воздуха, имеет место избыточный подсос.

Системы инжекторного впрыска имеют другие неполадки, приводящие к образованию глянцевого белого нагара: инжектор производит некорректную дозировку топлива и неверно устанавливает опережение зажигания. Стоит так же поискать проблемы в подаче воздуха. При неучтенном доступе воздуха в обход ДМРВ электронный блок управления неправильно дозирует топливо. Если несанкционированный подсос не обнаружен, то нужно проверить все датчики. Возможно, обедненная смесь прямое следствие неисправности датчиков.

две штуки из 4

Причина глянцевого белого Какое влияние оказывает Как исправить
Бедная смесь Перегрев поршней, клапанов, цилиндроы. Ускоренный износ поршней, колец и стенок цилиндров. Быстрая деградация моторного масла, снижение мощности мотора. Отрегулировать угол опережения зажигания, проверить карбюратор или датчики инжектора, продиагностировать впуск на подсос
Подсос на впуске Смесь становится бедной Проверить систему впуска на наличие нештатных отверстий, восстановить герметичность
Форсунки инжектора забиты В двигатель поступает меньше бензина, чем «думает» блок управления, как результат — бедная смесь Проинспектировать форсунки, прочистить и промыть при необходимости. Если нужно заменить.
Из-за расстроенного зажигания искра образуется невовремя Мотор теряет мощность, перегревается, ускоряется его износ, повышается риск прогара клапанов и других элементов выпуска, разрушения катализатора. Проверить датчики коленвала и распредвала, установку привода ГРМ, отрегулировать систему зажигания. Для авто с ГБО желательно установить вариатор УОЗ или двухрежимную прошивку блока управления.
Свечи зажигания не соответствубт требованиям мотора Ухудшение искрообразования, перегрев свечей и их ускоренный износ, потеря тяги Заменить свечи зажигания, подобрав деталь с требуемым калильным числом.
Октановое число топлива ниже или выше необходимого Ухудшение воспламенения, потеря тяги. Детонация и ускоренный износ шатунно-поршневой группы, если ОЧ слишком низкое. Перегрев элементов выпуска, прогар клапанов, выход из строя катализатора, если ОЧ слишком высокое Слить некачественный бензин и залить нормальный. На старой машине, рассчитанной на низкооктановое топливо, а также при использовании ГБО (особенно метана, ОЧ которого около 110) – отрегулировать зажигание под новое топливо, использовать вариатор УОЗ для коррекции при использовании газа

О чем говорит белый налет у авто на газу

Если речь идет об автомобиле с установленным газобаллонным оборудованием (ГБО), то серо-белый налет на свече ничем неопасен.

Из мотора на газу

Для газа такой нагар вполне рядовое явление, можно сказать норма. Белый налет едва заметен. В газе отсутствуют примеси и присадки, рабочая температура выше, чем у бензина. Если нет признаков других проблем, то все в порядке.

Как найти «подсос» воздуха

Так называемый «подсос» — это воздух попадающий в двигатель в обход датчиков, не контролируемый блоком управления. Это частая причина белого налета на свечах зажигания, поэтому разберемся, как его найти.

На карбюраторных моторах часто дополнительный воздух попадал в мотор из-за неисправного вакуумного усилителя тормозов (ВУТ). Если двигатель глохнет или пытается это сделать при нажатии на педаль тормоза, меняем ВУТ и дело с концом. Но вакуумный усилитель не всегда так явное заявляет о поломке. Поэтому приступаем к простой проверке. Глушим мотор, давим на педаль тормоза 3-4 раза до упора, держа педаль нажатой заводим двигатель. Если она немного «провалилась» после запуска, вакуумник исправен.

Места подсоса и поиск дымом

Бывает, что подсос возникает из-за дырок на вакуумных шлангах впускного коллектора. Простой, но не всегда возможный способ — послушать нет ли возле патрубков шипения. Услышать его можно далеко не всегда. Еще один вариант проверки, сняв патрубок с воздушного фильтра вместе с датчиком, перекрыть его, не давая воздуху поступать в мотор. Двигатель должен заглохнуть, если нет, подсос есть.

Если и тут нет источника «постороннего» воздуха, то возможно он поступает через уплотнительные кольца форсунок.

где может быть подсос

Проверить их можно, но способ опасный. Рекомендовать его не могу, ведь «поливать» раскаленный мотор горючей жидкостью небезопасно. Но рассказать о нем нужно для полноты информации.

Значит бензин, WD-40 или карблинкер (любая горючая смесь) нужно нанести на место подсоса. Состав горюч, поэтому при попадании в мотор, обороты двигателя вырастут. Так можно искать подсос в местах, где закрыть патрубок не получиться: прокладка дроссельной заслонки, прокладка коллектора, колечки форсунок, толстый патрубок после ДМРВ.

Если в хозяйстве есть генератор дыма, это значительно упрощает поиск. При желании дымогенератор можно собрать из подручных материалов.

Что будет, если не устранить причины

Если явный белый налет на свече зажигания будет проигнорирован, то в ближайшее время, скорее всего, начнутся проблемы. Может произойти перегрев цилиндров, клапанов, поршней. Простой заменой свеч дело не закончится, возможно, прогорят клапаны и поршни, мощность двигателя значительно упадет, постоянно будет происходить детонация топливной смеси. В конце концов, все может закончиться капитальным ремонтом двигателя.

Последствия детонации

Последствия детонации

Поэтому стоит проводить ревизию свечей зажигания на наличие белого нагара для своевременного выявления неисправностей в работе двигателя.

Для осмотра свечей понадобится следующий инструмент:

  • свечной ключ
  • для осмотра и подсветки фонарик, лампа
  • ветошь для очистки свечных колодцев.

Каталитический нейтрализатор

Снять и провести осмотр свечей очень просто, достаточно десяти минут для визуальной оценки и обнаружения нагара. В одном случае для демонтажа свеч бывает достаточно отсоединить высоковольтные провода, а в других случаях, возможно, придется снимать индивидуальные катушки на каждой свече, для чего дополнительно нужен ключ.

При съеме свечей важно запомнить расположение проводов и катушек, необходимо сделать поочередный осмотр или помечать все съемные детали.

Способы очистки свечей от белого нагара

Если нагар на свече незначительный, то после очистки ее можно установить на место, и она продолжит работать, в замене нет необходимости.

Помимо очистки стоит еще одна задача, выявить изначальную причину образования белого нагара. Очистка свечей полностью проблему не решает, нагар снова появится после небольшого пробега автомобиля. Двигатель по прежнему будет подвергаться износу.

Механический

Для проведения работ необходимо сделать правильный подбор абразивного материала:

  • металлическая щетка
  • мелкозернистая наждачная шкурка.

Механическая щеткой

Свеча выкручивается с посадочного места, проводится первичная чистка щеткой, удаляются поверхностные отложения. Электрод тщательно очищается мелкой наждачной бумагой. Следует делать это максимально осторожно, чтобы не допустить истирания.

Механическая обработка неприемлема для свечей с иридием или платиной. Воздействие абразива разрушит напыление и нарушит подачу искры.

Наждачной бумагой

Химический

Для химической очистки нужно применять различные химические активные вещества:

  • органические растворители
  • преобразователь ржавчины
  • димексид, раствор ацетата аммония
  • сантехнические средства.

Домашняя химия для чистки свечек

Химический процесс мягкий и щадящий, позволяет провести работы без механического повреждения свечных электродов, что идеально подходит для дорогостоящих свечей, напыление которых стирается абразивами.

Удаление нагара химическим способом.

  • Обезжириваем рабочие поверхности свечей в растворителе.
  • Загрязненной частью свечи опускаем в химическое средство.
  • Процесс может идти долго. Контролируем состояние нагара.
  • После очистки еще раз очищаем растворителем.

Чистка подручными средствами

После процесса чистки и просушки свечи устанавливаются на свое рабочее место. Чтобы ускорить химические реакции, рабочее вещество необходимо немного нагреть, не доводя до температуры кипения.

Соблюдайте все меры безопасности при работе с химикатами. Не забывайте про индивидуальные защитные средства.

Пескоструйный

Пескоструйная чистка проводится при помощи специального пескоструйного аппарата. Песок сжатым воздухом распыляется на рабочую часть свечи и сдирает с нее весь образовавшийся налет. Можно вместо пескоструйного аппарата применить дрель и контейнер с мелким песком. Свеча вставляется в патрон дрели и опускается в песок. При вращении патрона дрели свеча проходит обработку песком.

пескоструйная чистка

Газовый

Очистить свечу можно отжигом газовой горелкой. Свеча фиксируется в тисках и прокаливается высокотемпературным пламенем горелки до тех пор, пока не удастся выжечь весь белый нагар.

Предотвращаем белый нагар на свечах

Необходимо производить визуальный контроль свечей зажигания раз в три месяца или чаще. Это позволит вовремя заметить неполадки, которые обычно определить невозможно. Самый важный вопрос — выявить первопричину появления этого нагара.

Нагар на свечах может быть тревожным признаком и потребует полной диагностики:

  • Требуется диагностика топливной системы, проверка настроек карбюратора и инжектора, проверка состояния форсунок.
  • Если образование нагара связано с использованием газового топлива, требуется установка отдельных прошивок ЭБУ для газа и бензина.
  • Чтобы избежать критических температур, необходим контроль объема антифриза в системе охлаждения, периодическая его замена по срокам эксплуатации.
  • Необходимо использование качественных смазочных материалов, чтобы уменьшить отложения.
  • Для улучшения работы топливной системы рекомендуется интервал межсервисного пробега для смены топливного и воздушного фильтров снизить до 5-8 тысяч км.

При обнаружении белой свечи выясняйте вероятную причину образования налета. Это позволит вам избежать материальных потерь и сложных ремонтных работ.

Если обнаружили явный белый налет на свечах зажигания, то следует выяснить причину его появления. Просто заменить свечки не даст результата на долго, со временем и новые детали покроются светлым нагаром.

Если материал был полезен, напишите комментарий. Если оказался бесполезен или неточен, тем более пишите.

О чем говорит нагар на свече зажигания

Любой водитель периодически сталкивается с перебоями в работе двигателя. Как правило, новички паникуют и первым делом обращаются к услугам сервиса. Опытные же водителя знают, что сначала нужно попытаться самому выяснить причину неисправности, и по возможности устранить проблему. В частности, установить причину проблем с двигателем можно внимательно изучив свечи зажигания. Следует помнить, что данный метод может быть относительно точен только после двухсот километров работы двигателя. Если водитель на морозе попытался запустить двигатель и заметил нарушения в его работе, стоит обратить внимание на свечи. Сочетание низких температур и черного нагара на свечах говорит о том, что испарение горючей смеси затруднено. Определить из-за чего конкретно это происходит сложно, так как неисправной в данной ситуации может быть даже проводка. Аналогично и в других случаях, при изучении свечей нужно в первую очередь обращать внимание на нагар на них.

О чем говорит нагар на свече зажигания

При нормальном функционировании двигателя автомобиля, нагар на свечах поверхностный и имеет светло-коричневый или кофейный оттенок. Это свидетельствует о нормальной работе автомобиля. Белый налет на свечах в первую очередь может свидетельствовать о том, что в автомобиле используется слишком обедненная горючая смесь. Но это не единственная причина, по которой образуется такой налет. Возможно, что установлены свечи с неподходящими характеристиками, или есть ошибка при установке угла опережения зажигания. Причиной белого налета могут стать также нарушения в системе, отвечающей за охлаждение двигателя. Кроме того нужно отметить и качество самого налета, если он неровный и рыхлый, причина скорее всего в низкокачественных масле и топливе, и их нужно заменить. Красный нагар на свечах возникает, как правило, тогда, когда в автомобиле используется топливо с большим количеством примесей. Соответственно, обращаться к услугам заправок, в которых было залито такое топливо, в дальнейшем не стоит. Черный налет возникает на свечах по различным причинам. Если черный налет сухой, проблема может быть в забитом воздушном фильтре. Кроме того для сухого черного налета характерны плохие искрообразование и компрессия. Если же налет черный и маслянистый, скорее всего, имеет место избыток или утечки масла. Особенно тревожным сигналом является присутствие в слое нагара металлических частиц. Это говорит о том, что поршень имеет физические повреждения. А это в свою очередь может привести в будущем к серьезным проблемам с двигателем. Если по налету на свечах удалось определить неисправность, ее следует своевременно устранить и заняться восстановлением внешнего вида свечей и удалить с них налет.

О чем говорит нагар на свече зажигания 3

О чем говорит нагар на свече зажигания 4

Очистить свечи от налета можно вручную, механически, используя простую наждачку, или любой другой предмет, позволяющий счистить слой нагара. Однако по неосторожности можно повредить свечи. Поэтому лучше очистить свечи от налета с помощью двадцати процентного раствора аммония ацетата. Помещаемая в него свеча должна быть обезжиренной.

Как видим, с помощью тщательного изучения свечей и налет на них, можно определить некоторые неисправности. А определив можно вовремя их устранить.

Как по нагару на свечах понять состояние автомобиля

Сегодня рассказываем о том, как выглядят свечи из здорового двигателя и где искать проблему, если цвет и консистенция налёта на них вызывает подозрения, так как отличаются от нормы (норма — это вообще как?). А заодно даём советы по безопасной очистке свечей.

Автомобиль в некотором роде подобен человеческому организму: неполадки в одном узле могут быть диагностированы по работе другого узла. Например, головная боль оказывается вызвана проблемами в спине, а нагар на свечах может говорить о неисправном топливном насосе или воздушном фильтре. Нагар на рабочей части свечи — изоляторе и электродах — расскажет вам о неисправностях автомобиля, надо лишь уметь «читать» цвет и консистенцию нагара.

Светло-коричневый нагар

Что такое: потемнение рабочей зоны свечи в результате штатной работы.
Опасность: отсутствует.
Что делать: радоваться хорошей работе двигателя.

На Драйве не так-то просто отыскать старые свечи в отличном состоянии. Изолятор и электроды этих экземпляров выглядят хорошо, но на резьбе явно лишнее масло. Источник: Scientist1980 / DRIVE2

Лучшее, что вы можете увидеть на прошедшей 30 тысяч км свече, — лёгкий нагар кофейного цвета. Керамический изолятор со временем немного темнеет, внешняя часть бокового электрода покрывается тонким слоем коричневого налёта, а на центральном электроде и внутренней стороне бокового электрода нет посторонних вкраплений. Этот налёт состоит из естественных незначительных отложений от сгоревшего бензина и микрокапель масла. Именно так должна выглядеть свеча, работавшая в абсолютно здоровом автомобиле, который заправляли качественным бензином.

Бугристые наросты

Что такое: сгоревшее моторное масло
Опасность: повышенный расход масла, троение двигателя, засорение цилиндров
Что делать: менять поршневые кольца или маслосъёмные колпачки.

Сгоревшее масло может оставлять не только чёрный, но и белёсый нагар. Но главный симптом — очень крупные неровные наросты продуктов горения. Источник: RVA SS / Dodge Forum

Если на одной или нескольких свечах вы обнаружили серьёзный рыхлый нагар, похожий на хлопья, имейте в виду: в камеру сгорания попадает моторное масло. И делать ему на свече решительно нечего. Под воздействием высокой температуры масло сгорает, оседает на боковом электроде крупными наростами и толстой черной плёнкой на нетрущихся поверхностях — клапанах, поршне и свечах. Сизый дым из выхлопной трубы на непрогретом двигателе очень явно намекает на излишки масла в цилиндре, которое сгорает с характерным запахом.

Традиционно такая проблема посещает старые автомобили с изношенным двигателем, в котором давно пора менять маслосъёмные колпачки (если масло есть даже на резьбе свечи) или залегшие кольца (нагар только на электродах). Но если движок ещё молод, лучше обратиться в сервис к хорошему мастеру, потому что проблема может быть в чём-то другом. Причём время и средства на проверку стоит изыскать поскорее, потому что чем дольше вы будете ездить с утечкой масла, тем выше шанс появления калильного зажигания.

Моторное масло горит при более высоких температурах, чем бензин, и тем самым разогревает корпус свечи и цилиндра выше штатной температуры. Соответственно, топливовоздушная смесь в перегретом цилиндре будет воспламеняться ещё до того, как на свече образуется искра. Последствия калильного зажигания очень неприятны: прогар клапанов и поршней.

С опасностью езды с убитыми поршневыми кольцами хорошо знакомы, например, владельцы автомобилей VAG и особенно Audi с двигателем EA888 2009-2012 годов: из-за быстро забивавшихся дренажных отверстий масло начинало попадать в цилиндр, где сгорало, образуя пугающие наросты на клапанах и поршне. Правда, проблему EA888 владельцы чаще диагностировали не по нагару на свечах, а по чудовищному «масложору»: на каждый сожжёный бак бензина приходилось по 1,5-2 литра масла.

Чёрный матовый нагар

Что такое: топливная сажа.
Опасность: повышенный расход бензина, падение мощности, пропуски зажигания, засорение выпускной системы.
Что делать: искать причину повышенной подачи бензина в цилиндры.

Грязный датчик абсолютного давления впускного коллектора работал неправильно и переобогащал смесь, в результате чего на свечах образовался черный сажевый нагар. Источник: Abrikosa / DRIVE2

Сплошной чёрный бархатный налёт — это токопроводящие углеродные отложения от не до конца сгоревшей топливовоздушной смеси в результате её переобогащения бензином и нехватки воздуха. Горение происходит при слишком низкой температуре (ниже 450 °C), из-за чего сажа не сгорает в цилиндре. От слишком богатой смеси страдают не только свечи, начинающие пропускать ток по нагару на конической части изолятора, а не между электродами, но и выпускная система автомобиля и каталитический нейтрализатор, где догорает оставшийся бензин.

Как перегрев, так и недостаточная температура свечи зажигания ведут к проблемам. Источник: NGK Spark Plugs Eurasia

Если у вас найдётся диагностический кабель OBD-II — отлично, с его помощью можно посмотреть ошибки двигателя. На богатую смесь будет указывать ошибка Р0172. Причин у этого отклонения может быть много, начиная от засоренного воздушного фильтра и заканчивая неисправностью обратного клапана топливной системы. Если дело не в фильтре, рекомендуем обратиться в сервис — вряд ли у вас найдётся инструмент для замера той же компрессии. Самые частые виновники переобогащенной смеси — ошибка воздушной заслонки, барахлящий топливный обратный клапан, ослабленная посадка форсунки и неправильные ручные регулировки подачи топлива.

Белый нагар

Что такое: окалина из-за перегрева или избыток присадок в бензине.
Опасность: разрушение свечи в цилиндре, прогар клапанов и поршня.
Что делать: проверять воздушную и топливную системы, угол опережения зажигания, совместимость свечи.

Прогоревший поршень, расплавленный белый электрод — игнорирование симптомов перегрева двигателя может привести к очень дорогому ремонту. Источник: NGK Spark Plugs Eurasia

Есть два вида белого нагара на свечах: равномерный матовый и неровный глянцевый с наростами. Матовый налёт свидетельствует о наличии некачественных присадок в топливе, поэтому достаточно будет сменить заправку. Гораздо хуже, если электроды блестят или на них обнаружились неровности, похожие на налипший металл — это говорит о перегреве свечи, а значит, по какой-то причине двигатель работает неправильно.

Белый рыхлый налёт от избытка присадок в бензине. К счастью, владельцу этого авто достаточно сменить свечи и АЗС. Источник: Scutum / DRIVE2

Вариантов неисправности, к сожалению, может быть масса — для определения причины придётся провести тщательную диагностику авто. Если продолжать эксплуатировать автомобиль, просто заменив свечи на новые, вы рано или поздно получите серьёзные неприятности: в лучшем случае осколки изолятора свечи в цилиндре и в худшем — испорченный поршень и сгоревшие клапаны.
С большой вероятностью белый налёт на свечах вызван обеднённой топливовоздушной смесью, поступающей в цилиндры. Если есть упомянутый выше OBD-II, смотрим на ошибки: Р0171 прямо говорит о том, что в двигатель поступает обеднённая топливовоздушная смесь, то есть смесь с избытком воздуха и нехваткой топлива.

Если обнаружилась именно эта ошибка, ситуация несколько упрощается — далее начинается ручная диагностика узлов. Во-первых, проверяем форсунки — вряд ли они забились все разом, поэтому сначала смотрите ту, в цилиндре которой была обнаружена белая свеча. Прочистка форсунок не помешает в любом случае.

Во-вторых, может изрядно забиться старый топливный фильтр или барахлить топливный насос. В таком случае все свечи в двигателе будут покрыты налетом.

В-третьих, воздушная система может подтравливать через образовавшуюся в шланге трещину или щель под хомутом, забирая в камеру сгорания воздуха больше положенного. После трёх ключевых элементов отправляемся на проверку угла зажигания, чистоты дроссельной заслонки, датчика расхода воздуха, системы водяного охлаждения и наличия антифриза в ней. Никто не говорил, что будет легко, но цена езды с белым блестящим нагаром на свечах — капитальный ремонт двигателя.

Проблема бедной смеси может коснуться и старое, и новое дорогое авто, потому что возможных причин невероятно много. Источник: PavlikPavilion / DRIVE2

Есть ещё одна возможная, хотя и маловероятная причина перегрева свечей — их неправильный выбор. Прежде чем паниковать и подсчитывать цену полной диагностики авто, открутите свечи, перепишите маркировку и удостоверьтесь, воспользовавшись, например, каталогом производителя, что конкретно этот комплект абсолютно точно подходит вашему автомобилю конкретного года выпуска с конкретной модификацией двигателя. Проблема нагара на свечах может быть вызвана несоответствием калильного числа: если свечи встали как родные и даже работают, это не значит, что они одобрены для использования в вашем авто. Не скажем за других производителей, но информацию о продукции NGK Spark Plugs всегда можно получить из нашего онлайн-каталога

Красный нагар

Что такое: ферроценовые отложения от бензина.
Проблемы: пропуски зажигания, порча лямба-зонда.
Что делать: сменить АЗС.

Владелец свечи признается, что отдал предпочтение заправке с ценами ниже средних на 4 рубля. Результат — ферроценовый налёт всего за 100 км! Источник: Practik-76 / DRIVE2

Красный или кирпичного цвета сухой налёт на электродах может быть только сразу на всех установленных свечах. Если вы обнаружили нагар именно такого цвета, то за свой автомобиль как раз можете не беспокоиться — он пока в порядке. Проблемы, причём серьёзные, кроются в бензине, которым вы привыкли заправляться.

Недавно мы писали о горении и особенностях производства высокооктанового бензина. В частности, в посте было упомянуто, что топливо с октановым числом выше 95 часто получают не дорогостоящим каталитическим риформингом, а добавлением присадок. Некоторые из них уже давно запрещены к применению (тэтраэтилсвинец), некоторые безопасны и потому разрешены (метилтретбутиловый эфир), а некоторые запрещены во многих странах, но частично разрешены к применению в России. К последним относится ферроцен (C₁₀H₁₀Fe), соединение углерода, водорода и железа, которое при копеечной себестоимости позволяет легко поднять октановое число бензина на 4-5 единиц. На 6000 частей низкооктанового топлива достаточно 1 части ферроцена.

Ранняя стадия ферроценового загрязнения, либо неудачный опыт всего одной заправки. Источник: Chameleon28 / DRIVE2

Железо из состава ферроцена не сгорает при воспламенении топлива, а планомерно оседает внутри камеры сгорания, оксид железа как раз имеет красный цвет, знакомый нам по ржавчине. Так как железо — металл, то в камере сгорания и в выпускной системе начинает образовываться токопроводящий нагар. Отложения лихо убивают лямбда-зонды и нейтрализаторы, а нагар на свечах ухудшает искрообразование и ведёт к пропускам зажигания. Как результат заметно вырастает расход топлива и снижается мощность двигателя. И так до тех пор, пока лямбда-зонд и свеча окончательно не перестанут работать.

Много ли времени нужно отъездить на бензине, насыщенном ферроценом сверх нормативов, чтобы на свечах появился заметный красный нагар? Совсем чуть-чуть, хватит и тысячи километров, после которых свечи зацветут «кирпичом» и могут начаться пропуски зажигания. Поэтому если вы сомневаетесь в новой АЗС, после нескольких заправок на ней проверьте свечи.

Килограмм ферроцена стоит в России всего 500 рублей. Этого хватит на превращение 6 тонн Аи-92 средней паршивости в Аи-95. Источник: TMaster / Wikimedia

В Европе и даже Китае использование ферроцена в бензине запрещено, но в России, к сожалению, в 2004 году его решили не запрещать, а лишь ограничили допустимую концентрацию присадки в топливе до 17 мг/л. Вне зависимости от концентрации ферроцен будет делать своё грязное дело, засоряя отложениями свечи и лямбда-зонд, — вопрос лишь в скорости образования наростов. Тем более что на некоторых отечественных безымянных АЗС нечистые на руку хозяева предпочитают разбавлять плохой бензин присадками в значительно больших концентрациях, и даже применяют запрещенный свинец, лишь бы как можно дешевле поднять октановое число ближе к 95.

Чистить ли свечи от нагара?

Если во время проверки вы обнаружили нагар на свечах, а заменить их на новые нет никакой возможности, допустимо отчистить нагар самостоятельно и продолжить пользоваться свечами некоторое время.

Сразу отметим, что крайне не рекомендуется чистить свечи с помощью абразивов — наждачки, надфилей и соды. Грубая механическая обработка не поможет надолго — удалить нагар с керамического изолятора вряд ли получится, кроме того, в неизбежно образовывающиеся на поверхности изолятора и электродов микроцарапины нагар будет собираться с удвоенной силой. А если не рассчитать силы, то можно повредить иридиевый или платиновый наконечник и даже немного увеличить зазор между электродами, что испортит свечу. Вариант с паяльной лампой ничем не лучше. Единственный более-менее допустимый вариант — специальный пескоструйный аппарат для очистки свечей зажигания (бывают и такие), но вероятность найти его крайне мала. Конечно, свечи — ваша собственность, и вы вольны чистить их как угодно, но в таком случае производитель вообще не будет ручаться за их дальнейшую работу.

Свечи, пораженные в результате перегрева и обросшие спекшимся металлом лучше выкинуть. После долгой мучительной реанимации такой пациент всё равно не будет служить как прежде.

Игнорировать нагар и продолжать эксплуатировать свечи не стоит — непременно ухудшится искрообразование, начнутся пропуски зажигания, что приведет к троению в двигателе, падению мощности и повышению расхода бензина.

Нагар неплохо проводит ток — вместо горячей искры между электродами свеча будет давать низкотемпературный пробой по поверхности изолятора. О стабильной работе цилиндра можно будет забыть. Источник: NGK Spark Plugs Eurasia

На свечу надейся, а сам не плошай

Если вы установили самые крутые фирменные иридиевые свечи, это не значит, что нагара теперь можно не бояться. Режим очистки свечи с помощью искры повышенной температуры сбивает нагар только в точках, между которыми эта самая искра проскакивает, тогда как изолятор и внешняя поверхность электродов остаются грязными. К тому же, каким бы ни был нагар (за исключением нормального), заботиться нужно не о сохранности свечей, а о работе двигателя.

Свеча зажигания производит искру с температурой 10 000 °C, а сама при этом крайне чувствительна к перегреву и охлаждению. Превысили оптимальную температуру — пошли плавиться электроды. Недогрели — образовался нагар. Источник: NGK Spark Plugs Eurasia

Если вы проводите ТО исключительно в сервисах, всегда смотрите на состояние старых свечей. Делаете всё своими руками? Ещё лучше: проверяйте свечи после смены АЗС, а также при падении мощности и повышение прожорливости двигателя. Умение хотя бы частично диагностировать неисправность автомобиля по свечам поможет вам не только сэкономить время и деньги, но и избежать «развода» от непорядочных мастеров.

Белые свечи зажигания? Белый нагар на свечах: причины и варианты решения проблемы

Рабочая часть свечей зажигания находится непосредственно в зоне сгорания топливной смеси. Нередко деталь может служить индикатором тех процессов, которые проходят внутри цилиндров. По тому, какой нагар оседает на электроде, можно определить, что не так с двигателем. Черный нагар означает богатую топливную смесь. Это знают практически все водители. А вот белые свечи зажигания вызывают массу вопросов у автомобилистов. Давайте рассмотрим основные причины белого нагара и способы решения такой проблемы.

Какой цвет нагара можно считать нормальным?

О том, что двигатель работает нормально, свидетельствует электрод с налетом светло-коричневого цвета. При этом на электроде не должно быть сажи или масляного налета. Такую картину можно наблюдать в новых моторах, а также двигателях после капитального ремонта.

налет на свечах зажигания белого цвета

Если рабочая часть свечи имеет другой цвет, тогда лучше выполнить диагностику двигателя и найти причину неисправностей. При этом далеко не всегда проблема кроется в самом моторе. Что касается цветов нагара, то он может быть черным, кирпичным или откровенно красным, светло-серым. Встречаются и белые свечи зажигания.

белые свечи зажигания причина

Основная причина налета

Первым делом нужно учитывать, что свеча зажигания необходима для воспламенения смеси топлива и воздуха. Свеча внутри цилиндра работает под запредельными нагрузками в тяжелых условиях, где предусматриваются различные химико-биологические воздействия – это высокая температура искры и процессы при сгорании смеси.

Основной причиной образования нагара является именно химическая реакция в результате сгорания топливной смеси. Реакция ведет за собой такие последствия, как высокие температуры и образование продуктов распада. После каждого горения очередной порции топливной смеси незначительное количество налета оседает на электродах свечи и стенках цилиндра.

Причины белого нагара

Если имеется белый налет на свечах зажигания, опытные автолюбители сразу же определят проблему. Это бедная топливная смесь — актуально как для инжекторных, так и для карбюраторных двигателей. Но имеются и другие причины. Это позднее зажигание, а также неверно подобранные свечи для конкретного двигателя. Чтобы найти точную причину такой неисправности, необходимо провести поэтапную диагностику автомобиля.

белый налет на свечах зажигания гбо

Бедная смесь

Смесь топлива и воздуха должна быть правильной – только тогда двигатель будет работать идеально. Но так бывает далеко не всегда. Даже современные инжекторные топливные системы, которые полностью контролируются электроникой, иногда дают сбои.

Если имеется белый налет на свечах зажигания, тогда в топливной смеси содержится больше воздуха, чем нужно. Необходимо найти причину бедной смеси. Нередко такая неисправность связана с подсосом постороннего воздуха в систему, а также с плохой работой бензонасоса. К тому же двигатель может обеднять смесь из-за различных неисправностей с расходомером воздуха и другими датчиками.

почему свечи зажигания белые на карбюраторе

В случае с карбюратором могут быть засорены топливные жиклеры главной дозирующей системы или системы холостого хода. Нередко бедную смесь провоцирует слишком низкий уровень бензина в поплавковой камере. Часто неисправность связана с засором топливных фильтров или топлива заборника в баке. Вот почему свечи зажигания белые на карбюраторе – в большинстве случаев это именно бедная топливная смесь.

Чтобы нормализовать ситуацию, необходимо найти и устранить неисправность, затем проехать какое-то время на комплекте свечей, а через некоторое время выкрутить их и посмотреть на состояние.

Неверная регулировка топливной смеси

Это одна из причин бедной смеси. Нередко даже на инжекторных двигателях имеется возможность регулировки. К примеру, водители ради экономии топлива меняют угол открывания дросселя сменой положения стопорных колец, смещая его в пазах иглы заслонки. Но подобная мифическая экономия может привести к плачевным последствиям. Езда на бедной смеси, о чем говорит белый нагар на свечах, может быть причиной прогара клапана.

что означает белый нагар на свечах зажигания

Можно внести изменения в прошивку блока управления. Для этого имеется масса программно-аппаратных инструментов. Регулировки топливной смеси делаются для повышения мощности мотора.

Форсунки и топливные фильтры

Это банальная причина белых свечей зажигания на инжекторных двигателях. Игла и сопло этого элемента очень тонкие, однако из-за низкого качества топлива или забитого фильтра со временем на стенках форсунки образуются различные отложения. Диаметр пропускного отверстия, который и так очень небольшой, еще уменьшается. Все это провоцирует бедную смесь.

В таком случае лучшим и эффективным решением является регулярная замена топливных фильтров – как тонкой, так и грубой очистки. Также может помочь очистка и продувка форсунок на специальных стендах.

Подсос воздуха

Бедная смесь может образовываться и по причине подсоса постороннего воздуха. Если не удается найти причину белых свечей зажигания, а все проверки показали исправность узлов и элементов, тогда рекомендуется внимательно осмотреть каждый шланг и патрубок, идущий от воздушного фильтра на впускной коллектор. Необходимо не забывать и о том, что возможна разгерметизация самого впускного коллектора. В алюминиевой детали нередко могут образовываться трещины. Замена обойдется дорого, но поможет избавиться от белого нагара на свечах и от бедной смеси.

Кроме того, подсос воздуха может быть там, где устанавливается датчик холостого хода. Специалисты рекомендуют тщательно проверять резиновые уплотнители, с помощью которых соединение герметизируется.

Позднее зажигание

Смесь топлива и воздуха, на которой работает двигатель внутреннего сгорания, может воспламенятся позже, чем необходимо. В этом случае она догорает в процессе рабочего хода поршня. Это попутно вызывает обгорание свечей и перегрев мотора. Позднее зажигание может являться причиной налета белого цвета на свечах зажигания.

На старых простых карбюраторных двигателях настроить угол опережения можно своими руками при помощи стробоскопа. Но на двигателях с большим пробегом это сделать затруднительно. В этом случае зажигание следует выставлять опытным путем, так как стробоскоп не учитывает износ отдельных элементов двигателя.

В инжекторных моторах своими руками УОЗ никак не изменить – он жестко выставлен в прошивке блока управления. Здесь необходимо поочередно проверять датчики, отвечающие за момент зажигания и менять те из них, которые неисправны.

белый нагар на свечах

Неверно подобранные свечи

Свечи зажигания делятся на «горячие» и «холодные». Для каждого двигателя производители рекомендуют свои комплекты. Нередко продукция, которая лежит на полках автомагазинов, может не соответствовать заявленным характеристикам, а автомобилисты покупают и вкручивают такие свечи зажигания.

Белые отложения говорят о том, что деталь слишком «горячая» для данного мотора. Чтобы исправить такую неполадку, нужно всего-навсего приобрести и установить правильные свечи. Выявить, что деталь не соответствует по калильному числу, можно не только по нагару, но и по характерным следам перегрева или оплавления бокового электрода.

К сожалению, сейчас какие-либо общепринятые стандарты по маркировке калильного числа отсутствуют. Поэтому подбирать наиболее подходящие свечи к двигателям конкретной модели следует только по каталогам.

А вот белый налет на свечах зажигания ГБО считается нормальным. Но все-таки лучше приобрести специальные газовые детали, проверить качество смеси и убедиться, что пропорции нормальные.

Как правильно обслуживать?

Обычно принято менять свечи, которые прошли 30-40 тысяч километров. Но мало кто знает, что свечи необходимо обслуживать. Даже при полностью исправной системе зажигания они могут работать неверно. На электродах может образовываться разный налет и оксиды, которые мешают образованию нормальной искры. В процессе выгорания металла растет зазор между электродами, что также затрудняет процесс искрообразования.

Для продления срока службы свечей их можно очистить. Но если только очистить белые свечи зажигания, эффекта может и не быть из-за увеличившегося зазора между рабочими частями. Необходимо восстановить нормальный зазор. Тогда система зажигания будет работать идеально.

белый налет на свечах зажигания

Другие цвета

Мы узнали, что означает белый нагар на свечах зажигания. Но есть еще и другие оттенки, которые также могут рассказать о многом.

Вот например, черные свечи. Черный нагар может иметь разную структуру. И одно дело если это просто сухой нагар в виде сажи. Главная причина – это переобогащенная смесь. Маслянистый налет говорит о том, что в цилиндры попадает много масла и оно сгорает не полностью. Также черные свечи будут на двигателях, которые имеют большие масляные аппетиты.

Можно наблюдать и красный нагар. Но он о каких-либо неисправностях не говорит. А лишь свидетельствует о том, что в топливе, которым заправляют машину, есть определенные присадки. Опытные автомобилисты и специалисты по ремонту других причин появления красного налета назвать не могут.

Заключение

Итак, мы рассмотрели, почему возникает белый налет на свечах. Как видите, причин такой проблемы может быть несколько.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *