Что сейчас происходит с бензином в европе
Перейти к содержимому

Что сейчас происходит с бензином в европе

  • автор:

Стоимость бензина в Европе в сентябре 2023 года

Ориентировочные цены на бензин и дизельное топливо в европейских странах по состоянию на начало сентября 2023 года. Информация обновляется 2 раза в месяц.

Данные собираются из различных источников: официальные правительственные веб-сайты, веб-сайты топливных компаний. Приведённая ниже таблица не претендует на абсолютную точность, так как цены на топливо внутри страны могут сильно различаться.

Таблица цен на топливо в Европе

В таблице приведены средние цены по Европе на бензин и дизельное топливо и их изменения по сравнению с предыдущим обновлением. Чтобы упростить сравнение, цены в таблице приведены в евро. Цены в местной валюте можно посмотреть на отдельной вкладке.

Более подробную информацию по изменению цен на бензин можно посмотреть, кликнув по названию соответствующей страны.

  • Цена (€)
  • Цена (₽, £, ₣, ₾, ₺)
Цены на бензин в Европе в евро

Страна Бензин 95 Бензин 98 Дизель
1 Австрия € 1.70 (+ 0.02) € 1.91 (+ 0.02) € 1.71 (+ 0.02)
2 Азербайджан € 1.10 (+ 0.01) € 1.27 (+ 0.02) € 0.44
3 Албания € 1.84 (+ 0.07) € 1.83 (+ 0.10)
4 Андорра € 1.55 € 1.58 € 1.54 (+ 0.01)
5 Армения € 1.31 (+ 0.06) € 1.82 (+ 0.02) € 1.28 (+ 0.06)
6 Беларусь € 0.68 (- 0.01) € 0.74 (- 0.01) € 0.68 (- 0.01)
7 Бельгия € 1.88 (- 0.01) € 2.11 (- 0.01) € 1.95 (+ 0.02)
8 Болгария € 1.44 (+ 0.02) € 1.58 (- 0.03) € 1.44 (+ 0.03)
9 Босния и
Герцеговина
€ 1.42 (+ 0.03) € 1.54 € 1.49
10 Великобритания € 1.81 (- 0.08) € 2.33 (- 0.01) € 1.85 (- 0.08)
11 Венгрия € 1.67 (- 0.01) € 1.74 (- 0.01) € 1.69
12 Германия € 1.92 € 1.93 (- 0.01) € 1.78 (+ 0.01)
13 Греция € 2.00 (+ 0.01) € 2.18 (+ 0.01) € 1.78 (+ 0.02)
14 Грузия € 1.10 (+ 0.06) € 1.32 (+ 0.02) € 1.11 (+ 0.04)
15 Дания € 1.97 (- 0.03) € 2.10 (- 0.03) € 1.85 (+ 0.03)
16 Ирландия € 1.77 (+ 0.07) € 1.72 (+ 0.08)
17 Исландия € 2.05 (+ 0.01) € 2.05
18 Испания € 1.73 (+ 0.02) € 1.88 (+ 0.02) € 1.63 (+ 0.03)
19 Италия € 1.97 (+ 0.02) € 2.10 (+ 0.02) € 1.89 (+ 0.04)
20 Кипр € 1.58 (+ 0.03) € 1.66 (+ 0.06) € 1.66 (+ 0.05)
21 Латвия € 1.69 (+ 0.02) € 1.72 (+ 0.02) € 1.63 (+ 0.04)
22 Литва € 1.58 (- 0.01) € 1.72 (+ 0.03) € 1.54 (+ 0.05)
23 Люксембург € 1.64 (- 0.02) € 1.90 (- 0.02) € 1.64 (+ 0.02)
24 Северная
Македония
€ 1.42 € 1.46 € 1.32 (+ 0.02)
25 Мальта € 1.34 € 1.49 € 1.21
26 Молдавия € 1.36 (+ 0.02) € 1.52 (+ 0.01) € 1.21 (+ 0.02)
27 Нидерланды € 2.26 (+ 0.01) € 2.40 (+ 0.01) € 2.02 (+ 0.03)
28 Норвегия € 2.09 (+ 0.01) € 2.24 € 1.94 (+ 0.03)
29 Польша € 1.42 (- 0.04) € 1.51 (- 0.04) € 1.37 (- 0.04)
30 Португалия € 1.92 € 2.05 (+ 0.01) € 1.79
31 Румыния € 1.41 (- 0.02) € 1.51 (- 0.03) € 1.47
32 Сербия € 1.61 € 1.79 (+ 0.01) € 1.74 (+ 0.02)
33 Словакия € 1.71 € 1.92 (- 0.01) € 1.63 (+ 0.02)
34 Словения € 1.54 (+ 0.03) € 1.81 (+ 0.04) € 1.57 (+ 0.01)
35 Турция € 1.28 (+ 0.01) € 1.29 € 1.32 (+ 0.04)
36 Украина € 1.34 (+ 0.02) € 1.39 (+ 0.01) € 1.33 (+ 0.02)
37 Финляндия € 2.01 (+ 0.08) € 2.10 (+ 0.06) € 1.97 (+ 0.06)
38 Франция € 1.96 (+ 0.02) € 2.01 (+ 0.01) € 1.91 (+ 0.03)
39 Хорватия € 1.57 (+ 0.03) € 2.02 (+ 0.03) € 1.52 (+ 0.01)
40 Черногория € 1.65 (+ 0.03) € 1.69 (+ 0.03) € 1.55 (+ 0.01)
41 Чехия € 1.60 (- 0.02) € 1.76 € 1.53
42 Швейцария € 2.03 (+ 0.01) € 2.15 (+ 0.02) € 2.13 (+ 0.03)
43 Швеция € 1.79 (- 0.04) € 1.87 (- 0.04) € 2.14 (+ 0.06)
44 Эстония € 1.80 (+ 0.02) € 1.85 (+ 0.02) € 1.68 (+ 0.05)
45 Россия € 0.53 (- 0.01) € 0.63 (- 0.01) € 0.60
Цены на бензин в Европе в местной валюте

Страна Бензин 95 Бензин 98 Дизель
Австрия
Азербайджан AZN 2.00 AZN 2.30 AZN 0.80
Албания ALL 197.00 (+ 2.00) ALL 196.00 (+ 5.00)
Андорра
Армения AMD 540.00 (+ 20.00) AMD 750.00 AMD 530.00 (+ 20.00)
Беларусь BYN 2.36 BYN 2.58 BYN 2.36
Бельгия
Болгария BGN 2.81 (+ 0.04) BGN 3.09 (- 0.05) BGN 2.82 (+ 0.07)
Босния и
Герцеговина
BAM 2.77 (+ 0.06) BAM 3.01 BAM 2.92
Великобритания GBP 1.56 (- 0.06) GBP 2.00 GBP 1.59 (- 0.06)
Венгрия HUF 644.60 (+ 2.80) HUF 672.80 (+ 2.20) HUF 652.30 (+ 6.30)
Германия
Греция
Грузия GEL 3.07 (+ 0.12) GEL 3.70 GEL 3.11 (+ 0.08)
Дания DKK 14.69 (- 0.20) DKK 15.69 (- 0.20) DKK 13.79 (+ 0.20)
Ирландия
Исландия ISK 293.64 (+ 1.54) ISK 294.36 (+ 1.34)
Испания
Италия
Кипр
Латвия
Литва
Люксембург
Северная
Македония
MKD 87.00 (- 0.50) MKD 89.50 (- 0.50) MKD 81.00 (+ 1.00)
Мальта
Молдавия MDL 26.13 (+ 0.05) MDL 29.35 MDL 23.33 (+ 0.18)
Нидерланды
Норвегия NOK 23.98 (+ 0.03) NOK 25.78 (+ 0.03) NOK 22.29 (+ 0.28)
Польша PLN 6.55 (+ 0.05) PLN 6.97 (+ 0.06) PLN 6.34 (+ 0.02)
Португалия
Румыния RON 6.99 (- 0.05) RON 7.49 (- 0.11) RON 7.29 (+ 0.05)
Сербия RSD 189.00 RSD 209.45 (+ 0.81) RSD 204.00 (+ 2.00)
Словакия
Словения
Турция TRY 36.75 (- 0.89) TRY 37.20 (- 0.89) TRY 37.95 (+ 0.05)
Украина UAH 53.12 (+ 0.44) UAH 55.03 (+ 0.19) UAH 52.71 (+ 0.51)
Финляндия
Франция
Хорватия € 0.00 € 0.00 € 0.00
Черногория
Чехия CZK 38.94 CZK 42.97 (+ 0.45) CZK 37.43 (+ 0.49)
Швейцария CHF 1.94 (+ 0.01) CHF 2.05 (+ 0.01) CHF 2.03 (+ 0.02)
Швеция SEK 21.34 (- 0.40) SEK 22.29 (- 0.40) SEK 25.46 (+ 0.70)
Эстония
Россия RUB 55.59 (+ 0.67) RUB 65.71 (+ 0.67) RUB 62.22 (+ 1.34)

На тепловой карте ниже можно наглядно увидеть в какой стране топливо дешевле. Зелёный цвет означает дешёвое топливо, красный более дорогое.

  • Бензин 95
  • Бензин 98
  • Дизель

Бензин 95 в Европе

Средняя цена по Европе за последние две недели увеличилась на € 0.01 и составляет € 1.62.

Бензин АИ-95 является самым распространённым видом бензина в Европе и встречается на каждой заправке.

Самые большие цены наблюдаются в Нидерландах, Норвегии и Исландиии. В этих странах она 25-30% больше, чем в среднем по Европе.

Бензин 98 в Европе

Средняя цена по Европе за последние две недели не изменилась и составляет € 1.75.

Бензин АИ-98 намного меньше распространён в Европе и встречается далеко не везде. А в некоторых странах количество предложений сильно ограничено.

Самые большие цены можно встретить в Нидерландах, Великобритании и Норвегии. Разница со среднеевропейской ценой в этих странах может достигать 35-40%.

Дизель в Европе

Средняя цена по Европе за последние две недели увеличилась на € 0.02 и составляет € 1.58.

Дизельное топливо, также как и бензин марки АИ-95, широко распространено в Европе и встречается на каждой заправке.

В тоже время, примерно в четверти европейских стран дизельное топливо дороже бензина.

Новые обозначения бензина на АЗС в Европе

Динамика изменения средних цен на топливо

Ниже представлена динамика изменения средних цен в Европе на бензин за последние годы.

Вы можете выбрать нужный временной диапазон на графике, выделив его мышью или включить/выключить соответствующий график, кликнув по его названию внизу.

Боль Европы: Как реагируют на Западе на запрет энергоносителей из РФ

Западные СМИ рассказывают, как из-за запрета России на вывоз бензина и дизеля рушатся карточные домики европейских и американских политиков.

<p>Как западные СМИ реагируют на запрет энергоносителей из РФ. Обложка © ТАСС / Семён Лиходеев</p>

Как западные СМИ реагируют на запрет энергоносителей из РФ. Обложка © ТАСС / Семён Лиходеев

Для стабилизации внутренних цен Правительство России временно ограничило вывоз бензина и дизеля из страны, что было воспринято на Западе весьма неоднозначно. Если эксперты британской The Guardian связали это с реальными вопросами упорядочивания цен на внутреннем рынке РФ и привели данные о некоторой нехватке бензина и дизельного топлива в государстве и росте цен, то Financial Times уже в подзаголовке кричит о Кремле, который решил «повторить сценарий» и превратить «энергоносители в оружие».

Напомним, 21 сентября Правительство России ввело ограничения на экспорт бензина и дизельного топлива. Временная мера должна обеспечить внутренний рынок необходимым объёмом горючего, чтобы снизить цены. С начала года цены на розничный бензин подросли практически в полтора раза, компаниям стало выгоднее поставлять сырьё за рубеж, поэтому внутри России появились тенденции дефицита, что особенно влияло на регионы, где стоимость топлива влияла на сбор урожая.

Россия запретила экспорт дизельного топлива и бензина, поскольку цены на сырую нефть выросли до 100 долларов за баррель. Это вызывает опасения, что Москва использует поставки нефти в качестве оружия в ответ на западные санкции, — считает Financial Times. Цены на дизельное топливо в Европе действительно подскочили на 5% и превысили 1000 долларов за тонну.

Россия запретила экспорт дизельного топлива и бензина, поскольку цены на сырую нефть выросли до 100 долларов за баррель. Фото © Shutterstock

Россия запретила экспорт дизельного топлива и бензина, поскольку цены на сырую нефть выросли до 100 долларов за баррель. Фото © Shutterstock

Так как Россия является одним из крупнейших в мире поставщиков дизельного топлива и ведущим производителем нефти. Экспорт сырой нефти уже был сокращён в рамках соглашения с Саудовской Аравией и более широкой группой ОПЕК+, что способствовало 30-процентному скачку цен на нефть с июня. Это стало серьёзным ударом по ЕС. Россия хочет причинить боль Европе и США и повторяет сценарий с газом на нефтяном рынке в преддверии зимних месяцев — они показывают, что не закончили использовать свою власть над энергетическими рынками, — цитирует Financial Times директора по глобальным энергетическим и природным ресурсам в консалтинговой компании Eurasia Group Хеннинга Глойстейна.

На Западе от дизельного топлива, которое запретила вывозить из страны Россия, сильно зависят Германия и северо-восток США, использующие его для отопления домов. Тяжелей всего Америке, ведь накануне выборов президента такой ход сильно портит репутацию нынешней администрации Белого дома.

Кандидаты-республиканцы на президентских выборах в следующем году подвергли критике администрацию Байдена из-за роста цен на топливо, а лидер Дональд Трамп обвинил их в пренебрежении отечественной нефтяной промышленностью, — сообщает Financial Times.

Какие страны затронет запрет на экспорт российского топлива

Фото: Александр Гальперин / РИА Новости

Из-за временного запрета на экспорт бензина и дизеля, который российские власти ввели 21 сентября, у Грузии, Турции и Бразилии могут возникнуть трудности с закупкой нефтепродуктов, сказал РБК управляющий партнер экспертной группы Veta Илья Жарский.

Грузии будет труднее всех заместить поставки российского топлива, продолжает ведущий эксперт Фонда национальной энергетической безопасности Станислав Митрахович. За первое полугодие 2023 года эта страна импортировала 554,2 тыс. т нефтепродуктов, из них 81,1% пришлось на топливо из России. А Турции, которая за последний год резко нарастила закупки российского дизтоплива для удовлетворения нужд внутреннего рынка, чтобы собственный дизель продавать на экспорт, придется пересмотреть этот механизм и больше топлива оставлять в стране, добавляет эксперт аналитического агентства Kpler Виктор Катона.

Временный запрет не касается поставок нефтепродуктов в страны ЕАЭС (кроме России туда входят Казахстан, Белоруссия, Армения и Киргизия), а также в Абхазию и Южную Осетию.

На фоне введения этой меры цены на дизель в Европе на бирже ICE выросли на 4,5%, превысив $1 тыс. за тонну. Решение о запрете экспорта может стать одним из факторов, который приведет к дальнейшему росту стоимости дизеля на европейском рынке, считает Митрахович. Страны ЕС 15 февраля ввели эмбарго на импорт нефтепродуктов из России, но все равно зависят от общей ситуации на мировом рынке.

Почему власти запретили экспорт бензина и дизеля

Запрет был введен на фоне почти не прекращающегося в России роста оптовых цен на топливо, который начался в мае, после того как глава Минфина Антон Силуанов заявил о планах снизить вдвое компенсации нефтяным компаниям за сдерживание цен на нефтепродукты на внутреннем рынке (топливный демпфер) с 60 млрд до 30 млрд руб. в месяц. В июле президент Владимир Путин подписал соответствующие поправки в Налоговый кодекс. 12 сентября он признал, что правительство «не среагировало своевременно» на изменения на мировом рынке в связи с ростом цен на нефть. «Но это регулируемая позиция, <. > [теперь] производители и правительство договорились, как будут действовать в ближайшее время», — добавил он. Через неделю после этого вице-премьер Александр Новак анонсировал «более кардинальные меры» для сдерживания оптовых цен на топливо, под которыми подразумевался временный запрет на экспорт.

Ожидания жестких мер властей уже привели к существенному падению оптовых цен. С 15 сентября по 22 сентября на Санкт-Петербургской международной товарно-сырьевой бирже (СПбМТСБ) стоимость бензина АИ-92 упала на 20,6%, до 55,925 тыс. руб. за тонну, АИ-95 — на 22,3%, до 59,362 тыс. руб. за тонну, дизтоплива — на 16,7%, до 61,431 тыс. руб. за тонну.

Какие страны покупали российские нефтепродукты

На фоне введения странами ЕС эмбарго на импорт российских нефтепродуктов Россия начала увеличивать поставки дизеля и бензина в страны Азии, Африки и Ближнего Востока, что позволило Саудовской Аравии, ОАЭ и Турции увеличивать экспорт собственного сырья в Европу, говорят эксперты.

Россия напугала ЕС и США запретом экспорта топлива

Россия напугала ЕС и США запретом экспорта топлива

@ Эрик Романенко/ТАСС

Tекст: Ольга Самофалова

Введенный правительством запрет на экспорт топлива из России дал моментальный эффект. Цены на российской бирже резко пошли вниз. Для ЕС и США такой запрет оказался неприятной новостью. Однако Россия вряд ли оставит его надолго. Это не выгодно ни нашим нефтяниками, ни бюджету, ни самим потребителям. Что будет с ценами на АЗС и что придумают власти для долгосрочной стабилизации топливного рынка в России?

Топливо на бирже сразу после введения запрета на экспорт в четверг начало дешеветь. В пятницу АИ-92 торговался на уровне 55,9 тыс. рублей за тонну, тогда как неделю назад стоил более 70 тыс. рублей. АИ-95 упал до 59,4 тыс. рублей за тонну, тонна дизеля – до 61,4 тыс. рублей (потеряла более 10 тыс. рублей, или 15%).

А вот эффект для Европы и США оказался не очень приятным. В Европе взлетели цены на дизель, превысив уже 1 тыс. долларов за тонну. Еще летом дизель подорожал на 60%. США стараются увеличить собственную переработку, так как там цены доросли до исторического уровня.

В России рост оптовых цен на топливо не был вызван его физическим дефицитом. Это подтверждает статистика производства и потребления внутри России: мы производим больше, чем потребляем. Об отсутствии дефицита топлива в оптовом и розничном сегментах отчитался и кабмин после совещания вице-премьера Александра Новака с нефтяными компаниями по ситуации на топливном рынке.

Проблема, по мнению Минэнерго, возникала из-за того, что ощутимый объем топлива покупался недобросовестными участниками рынка на бирже или нефтебазах и далее вывозился на экспорт. Поэтому власти ввели запрет на экспорт топлива. По словам первого замглавы Минэнерго Павла Сорокина, запрет введен бессрочно. Цены на топливо сразу после объявления решения пошли вниз – и продолжают снижаться второй день подряд.

Однако запрет экспорта – временная мера, пока не будет выработано системное решение для рынка. В Минэнерго заявили, что системные меры для стабилизации ситуации на топливном рынке, в том числе связанные с пошлинами и налогами, прорабатываются. «Мы ждем решений, они в правительстве еще окончательно не приняты. Ждем системных мер, которые позволят регулировать не в таком режиме, а чтобы мы спокойно вошли в весну и осень следующего года. Прорабатывается вариант, связанный и с пошлинами, и с налогами», – заявил директор департамента нефтегазового комплекса Минэнерго Антон Рубцов на совещании в Совфеде по ситуации с топливом.

Глава Российского топливного союза Евгений Аруша считает, что этот запрет все-таки продлится недолго. По его словам, даже месяц – это много. Он считает, что речь идет о нескольких днях, потом запрет на экспорт топлива снимут.

«Полагаю, запрет на экспорт топлива продлится до трех недель. Долго держать экспорт под запретом рискованно. Правительству важно отменить запрет вовремя, иначе ситуация может закончиться реальным физическим дефицитом топлива, особенно дизеля»,

– предупреждает эксперт Финансового университета при правительстве и Фонда национальной энергетической безопасности Игорь Юшков. При этом нескольких недель вполне достаточно для насыщения рынка топливом, чтобы аграрии могли закупить его по низкой цене для завершения уборки урожая и посадки озимых, добавляет он.

Чем же так опасен долгий запрет экспорта топлива? Как поясняет эксперт, с бензином ситуация немного легче, так как большую часть производимого бензина потребляли на внутреннем рынке, а экспорт доходил максимум до 15% в годовом выражении. А вот с дизелем сложнее: половину произведенного дизеля мы экспортируем. Согласно прогнозу, в 2023 году ожидается производство 44 млн тонн бензина и более 90 млн тонн дизеля. При этом внутренний рынок потребит 36 млн бензина и 40 млн тонн дизеля.

«Если экспорт запретить надолго, то какой-то период НПЗ сначала будут работать по инерции, вырабатывая прежний объем дизеля, как будто экспорт есть. Просто экспортные объемы будут отправлять на хранение при НПЗ, либо в порты. Но если затянуть с запретом, в какой-то момент заводам станет физически некуда девать дизель, им придется перестраивать работу. Нефтяники станут сокращать объемы производства дизеля, а какие-то заводы и вовсе остановятся. Есть риск, что мы вообще останемся без топлива, то есть возникнет физический дефицит, когда нет ни дешевого, ни дорогого. Как быстро перестроятся НПЗ и установится баланс спроса и предложения на внутреннем рынке?» – замечает Юшков.

О риске того, что на российском рынке может образоваться уже реальный физический дефицит дизеля и бензина в случае долгого запрета экспорта, недавно говорил глава «Газпром нефти» Александр Дюков. «Это сигнал о том, что компании смотрят в эту сторону. Правительство пошло на жесткие меры – запрет экспорта, значит, компромисса с нефтяниками найти не удалось. В ответ нефтяники могут под видом перенастройки бизнеса радикально сократить объемы производства дизеля», – считает Юшков.

Однако запрет был необходим как оперативная мера. Теперь есть время принять комплексные меры, которые позволят рынку работать самостоятельно, чтобы цены на топливо в России не скакали сильно вверх и вниз.

Что это может быть?

Во-первых, нефтяные компании в качестве компенсации за запрет экспорта могут пролоббировать снижение количества экспортеров нефтепродуктов.

«Правительство признает эффективность ограничения экспорта, так как основная причина выросших цен – это спекулянты. И

отмена запрета экспорта может сопровождаться новыми правилами: теперь экспортировать нефтепродукты могут только те, кто эти нефтепродукты производит. Таким образом будут отсечены бизнес-посредники

и останется буквально пять-шесть ВИНКов, которые будут иметь право экспортировать топливо из России», – не исключает эксперт ФНЭБ.

В плане налогов и пошлин власти могут пойти по сценарию отмены налогового маневра и демпфера и возврата к системе НДПИ плюс экспортная пошлина. Однако такой сценарий эксперт считает маловероятным, так как Минэнерго выступает против отмены демпфера.

По словам главы комитета Госдумы по энергетике Павла Завального, рост стоимости топлива на НПЗ был связан в том числе с изменением ситуации с выплатами по демпферу в рамках большого налогового маневра. Если в 2022 году нефтяники получили 2,170 трлн рублей, то в 2023 году на эти цели в бюджете заложено всего 1,2 трлн рублей. В итоге акцизы и налоговая составляющая в стоимости топлива на розничном рынке превысили 85%, пояснил Павел Завальный.

В Минэнерго считают, что демпфер работает, просто его формулу надо донастроить. Какова будет настройка – пока неизвестно. «Могут, например, убрать из демпфера коэффициент 0,5, который сократил выплаты нефтяным компаниям. Хотя на самом деле еще до вступления в действие коэффициента 0,5 цены уже ползли вверх, потому что на них влияли и другие факторы, в частности ослабление рубля», – говорит Юшков.

Другой вариант мер – это привязка нефтяных пошлин к курсу рубля, как это было сделано по другим товарам. «Если курс рубля ослабевает, то экспортная пошлина на нефтепродукты увеличивается. И тем самым не создаются условия, которые были в августе и сентябре, когда курс рубля ослаб и в рублевом выражении нефтепродукты на внешнем рынке стали значительно дороже, чем на внутреннем. Это стимулировало компании больше экспортировать нефтепродукты или поднимать цены на внутреннем рынке до экспортного паритета», – поясняет Игорь Юшков.

На самом деле ту же функцию балансира должен был выполнять демпфер: если цена на внешних рынках повышается, то увеличивается демпфер. По сути, он компенсирует нефтяникам разницу между экспортной и внутренней ценой на нефтепродукты. Поэтому, вероятно, выбор стоит как раз между тем, чтобы изменить пошлину или донастроить демпфер. И второй вариант более вероятен.

Юшков уверен, что долго тянуть с отменой экспорта невыгодно не только нефтяникам, но и Минфину с Минэнерго. Минэнерго довести рынок до реального дефицита топлива вряд ли хочет. Минфин тоже понимает, что от долгого сокращения экспорта пострадает бюджет. Если запрет действует недолго, то нефтяники смогут экспортировать все произведенное во время запрета топливо, хранящееся при НПЗ или в портах. А если заводы дойдут до сокращения производства, восполнить потери будет уже тяжело.

«Запрет экспорта топлива – это вынужденная краткосрочная мера, которая направлена на балансировку спроса и предложения на топливо на внутреннем рынке.

На бюджете это никак не скажется. Потому что, во-первых, действие этой меры ограничится этим годом и не перейдет на 2024-й. Во-вторых, Минэкономразвития пересмотрело на следующий год среднюю цену на нефть в сторону повышения – это повысит доходы в бюджет.

Даже некоторое выпадение доходов от экспорта нефтепродуктов будет компенсировано поступлениями от продажи нефти», – говорит Алексей Ведев, завкафедрой управления инновационными проектами ВШКУ, заведующий лабораторией структурных исследований ИПЭИ РАНХиГС. По прогнозу Минэкономразвития, в 2023 году средняя цена нефти Brent сложится на уровне 83,5 доллара за баррель, в 2024-м – вырастет до 85 долларов за баррель.

Ведев добавляет, что в пятницу правительство утвердило проект федерального бюджета на ближайшие три года вплоть до 2026 года, поэтому Минэнерго будет действовать в рамках ожидаемых доходов бюджета, чтобы сохранить поступления в бюджет.

Отметим, что резкое снижение цен на бензин и дизель отмечается на бирже, но это оптовые цены. Далеко не факт, что это волна дойдет до АЗС. «В рознице не стоит ожидать какого-то значительного снижения цен, потому что АЗС будут ссылаться на то, что у них такого сильного роста цен, как на бирже, и не было. На бирже отмечалось удорожание на десятки процентов, а на АЗС – максимум до 10%. Розничные продавцы скажут, что и так работали себе в убыток, сдерживали цены, когда на бирже они уже были высокими, поэтому теперь розница откатывать цены назад не будет. Так как сейчас АЗС как раз приходят к нормальной маржинальности, речи о сверхприбылях не идет», – заключает эксперт ФНЭБ.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *