Болотный мотоцикл с коляской
Этот самодельный трицикл, хотя правильнее называть его внедорожным мотоциклом с ведущей коляской, сделан для езды по заболоченной местности собран А. Кокшаровым из Карелии. Прицеп сделан на единой раме с мотоциклом и является его неотделимой частью. Мотовездеход изготавливался для перевозки двух человек и груза (до 50 килограмм), в прицеп можно загрузить еще 100 кг груза.
Не смотря на то, что этот внедорожный мотоцикл имеет положительную плавучесть, он не рассчитан на преодолевание водных преград вплавь. Плавучесть нужна для безпроблемного проезда по заболоченной местности.
Снаряженная масса мотоцикла 155 килограмм, масса заднего прицепа 30 кг, максимальная скорость 30 км/ч, минимальная устойчивая скорость 1.5 км/ч.
Ведущее колесо — заднее, при необходимости можно подключить колесо коляски не слезая с мотоцикла. Колясочная схема выбрана для увеличения проходимости, так как с ней мотовездехход пробивает 2 колеи, а не 3, как на классическом трицикле. Подробнее о сравнении проходимости этих схем можно прочитать в статье Что лучше — коляска или триццикл.
Двигатель на болотном мотовездеходе взят от ИЖ-Планета 5, охлаждение принудительное — с помощью вентилятора и кожуха. Для улучшения теплоотдачи головка и ребра цилиндра были дополнительно отфрезерованы на станке.
Рама сварная, из труб 10 диаметра и профтрубы 25х25, так же используется передняя часть от донора мотора ИЖ-Планета. Крепление колес жесткое, без амортизаторов. Отсутствие подвески компенсируется использованием шин низкого давления.
Электрооборудование взято с донора — мотоцикла Иж. Для облегчения пуска предусмотрено переключение на опережающее зажигание.
Мотор вращения крыльчатки принудительного обдува двигателя взят от автомобиля Опель.
Промежуточный вал на цепную передачу бокового колеса
С ведущей звездочки двигателя, уширенной «ижевской» цепью, момент подается на промежуточный вал, он же является раздаточным валом понижающего редуктора. Количество зубьев звездочек: ведущая – 16, ведомая – 42 (от заднего колеса «ижа»).
Шлицевая муфта подключения привода бокового колеса (левая часть соединена со звездочкой промежуточного вала, а правая – с карданным валом).
Подшипниковый узел ведущей звездочки ценного привода бокового колеса.
Вал редуктора установлен на 208-х подшипниках, ступицы подшипников приварены к раме болотного мотоцикла. На выходном конце вала приварена звездочка ведущего колеса, а к торцевой поверхности звездочки – часть кулачковой муфты от коробки передач «ижа». Звездочка вала – от сельхозтехники, с шагом 19,05 мм и 13-ю зубьями.
Схема трансмиссии трехколесного мотовездехода
Трансмиссия самодельная, используется двухступенчатый цепной редуктор: первая ступень – цепь от мотоцикла Иж (шаг 15,75 мм, уширенная), цепь на второй ступени с шагом 19,05 мм. На валу первой ступени предусмотрена шлицевая муфта подключения одноступенчатого цепного редуктора бокового колеса (цепь «ижевская», уширенная).
1 – шлицевая муфта подключения привода бокового колеса; 2 – подшипниковый узел (2 шт.): 3 – заднее ведущее колесо мотоцикла; 4 – боковое ведущее (подключаемое) колесо
Как видно из рисунка — на всех колесах разная редукция. Это не инженерный замысел, а последствия сборки "из того, что было", все колеса трицикла имеют разный диаметр.
Соосно с ведущим валом установлен шлицевой вал, на одном конце которого перемещается вторая половина кулачковой муфты. Муфта передвигается по шлицам вторичного вала от коробки передач «ижа».
Вал установлен в подшипнике 80105, ступица крепится на болтах к соответствующим укосинам рамы. Другим концом вал входит в бронзовую втулку половинки кулачковой муфты, приваренной к ведущей звездочке заднего колеса. К концу вала приварена крестовина от карданного вала мотоцикла «Днепр», в другую половину крестовины входит указанный карданный вал. Другим концом вал входит в шлицевую муфту, приваренную к ведущему валу бокового кузова. На обратном конце этого вала, на шпонке установлена отрезанная часть выходного вала коробки передач мотоцикла ИЖ. Отрезанная часть имеет шлицы для установки звездочки, тем самым давая возможность легко подбирать необходимую редукцию для обеспечения одинаковой линейной скорости колеса бокового кузова и заднего колеса «болотного» мотоцикла. Звездочка – «ижевская» – 18-зубчатая цепь, соответственно, тоже с таким шагом, но уширенная (они имеют больший ресурс), ведомая звездочка бокового прицепа тоже от «ижа», от заднего колеса. Сама звездочка привернута болтами к диску колеса бокового кузова, диск вращается на двух подшипниках – 80206 и 80203. Все используемые в трансмиссии подшипники защищены уплотнителями и крышками.
Звездочка заднего колеса имеет 30 зубьев, шаг – 19,05 мм. Она тоже привернута болтами М10 к диску заднего колеса. Колесо можно перемещать назад для натяжения цепи. Цепь бокового прицепа натягивается тоже за счет перемещения вала колеса. Добавлю, что само колесо бокового кузова можно развернуть в сторону мотоцикла примерно на 2 – 3° для облегчения усилий на руле при отключенном приводе бокового кузова.
Задний прицеп мотовездехода
Задний прицеп максимально облегченной конструкции, предназначен для перевозки багажа. Борта не откидываются, для облегчения фиксации груза наварены "поручни" по борту. За них удобно крепить груз веревкой или стропой.
Колеса прицепа сделаны по технологии "ободрыши", на изготовление такого колеса из донора тратится примерно двое суток.
Как сделать крутой мотоцикл из старого Урала (видео)
Тюнинг советских мотоциклов набирает все большую популярность, и особенное место в этом направлении занимают аппараты Ирбитского и Киевского мотозаводов — Уралы и Днепры. Сегодня мы посмотрим на один из свежих проектов превращения старого Урала с коляской в симпатичный современный мотоцикл.
Этот байк сделан в стиле кафе-рейсер — традиция создания таких мотоциклов сформировалась в Великобритании 1960-х, когда молодые люди облегчали серийные двухколесные машины для получения высокой скорости и маневренности. Именно по этому пути пошел автор Youtube-канала DonBear TV, который за два месяца превратил старую советскую развалюху в очень красивый байк. А рецепт оказался максимально простым.
В интернете можно встретить немало тюнинг-проектов по советской мототехнике, но подавляющее большинство из них связано с глубокими изменениями конструкции. Здесь же, как признается автор, просто «убрали все лишнее и что-то добавили на свой вкус». Действительно, рама подверглась облегчению, но по сути осталась стандартной, как и все прочие узлы и агрегаты — угадывается разве что нестандартное для ИМЗ переднее крыло, новая фара да клипоны вместо руля советского образца.
НА МОТОЦИКЛЕ С КОМФОРТОМ
Самодельные прицепные коляски к мотоциклам и мотороллерам должны быть надежными и безопасными, а кроме того, и красивыми. Важное условие — легкость технического обслуживания. Удобство для пассажира — тоже не последнее условие.
Для рамы, которую необходимо сделать сварной, следует использовать только металл. Рессорную подвеску колеса можно устраивать, а можно к не устраивать.
Для изготовления кузова выбирается практически любой материал (металл, дерево, пластмасса).
Прицеп может быть как открытого, так и более комфортабельного закрытого типа. Обязательное условие — пассажирское помещение только на одного человека и центр сиденья, не выходящий за продолжение оси колеса. Общая ширина мотоцикла (мотороллера) с коляской не должка превышать 1700 мм, а колея — 1100— 1150 мм. Ограничена (2600 мм) и длина транспортного средства. При этом передняя часть коляски не должна выступать за продолжение оси переднего колеса. Дорожный просвет под рамой прицепа на 30—50 мм превышает просвет мотоцикла.
Рама коляски крепится к мотоциклу не менее чем в трех точках. Узлы крепления колясок к мотоциклам должны соответствовать узлам крепления стандартных мотоциклов. В их конструкции необходимы устройства, допускающие возможность регулировки схождения и развала колес. При регистрации сконструированной коляски необходимо представлять в ГАИ чертежи узлов крепления или их фотографии, а также документы, подтверждающие законность приобретения материалов, готовых узлов и деталей.
Над колесом коляски устанавливается щиток, защищающий пассажира от грязи, а на щитке — передний и задний габаритные фонари. Разрешается оборудовать их сигналом поворота.
Все детали коляски окрашиваются в цвет мотоцикла или мотороллера. Допускается окраска в два тона.
Каждая самодельная коляска, изготовленная с соблюдением данных требований, подлежит регистрации в органах ГАИ.
Подбор передаточного отношения
Вес прицепа мотоцикла, имеющего рабочий объем двигателя 200—350 см 3 , не должен превышать 70—80 кг. Только в этом случае экипаж сохранит свои динамические качества, а изменения в максимальной скорости и расходе топлива будут весьма незначительны. Конечно, увеличится сопротивление воздуха, и двигатель, работающий на прямой передаче, не сможет развить максимального числа оборотов, и придется часто пользоваться понижающими передачами. Это неблагоприятно отразится на расходе топлива и комфортабельности езды, а скорость движения уменьшится. Подобный недостаток легко устранить, изменив передаточное отношение в задней передаче. Для этого надо заменить ведущую звездочку другой, имеющей на один зуб меньше. Например, 16—17 вместо 18 у ИЖ и ЯВА-350.
Выбор подвески
Комфортабельность и безопасность в эксплуатации обеспечиваются конструкцией и размерами кузова коляски, правильным присоединением коляски к мотоциклу, применением хороших тормозов. Важен и правильный выбор амортизационной системы кузова коляски. Известны три основные конструкции:
1. «Мягкие» подвески колеса и самого кузова (рис. 1) (коляска, применяемая с мотоциклами М-72, К-750
Рис. 1.
2. «Мягкая» подвеска колеса, но «жесткая» подвеска самого кузова (колеса такого типа изображены на цветном рисунке).
3. «Жесткая» подвеска колеса, но «мягкая» подвеска кузова (рис. 2а, 2б).
Рис. 2а.
Рис. 2б.
Рассмотрим все варианты (не принимая во внимание трудоемкость изготовления).
С точки зрения комфортабельности езды, особенно по дорогам с неудовлетворительным дорожным покрытием, предпочтение следует отдать первому. Но в целях безопасности эта конструкция требует устройств, гасящих колебания кузова, — гидравлических или фрикционных амортизаторов. Правда, в случаях применения листовых рессор (М-72, К-750) листы их взаимно трутся друг о друга. За счет этого создается гасящий эффект. Аналогичным качеством обладают и резиновые сайлент-блоки.
Во втором варианте кузов коляски жестко закреплен на раме, а колесо подрессорено. При этом, если подвеска чересчур мягкая, колебания подвески колеса и кузова складываются, появляется вибрация, становится труднее управлять мотоциклом.
Достоинство третьего варианта заключается в том, что на поворотах мотоциклом с коляской легче управлять (что особенно важно для спортивной езды). При этом подвеска кузова должна иметь несколько более жесткую характеристику, чем амортизаторы мотоцикла. Всякие боковые перемещения исключаются. Для этого используются специальные устройства, позволяющие, однако, кузову коляски двигаться вертикально. Обычно передняя часть кузова шарнирно подвешивается на специальных пальцах, закрепленных на раме (рис. 3). А и С — точки крепления кузова; в точке В закреплены гильзы со спиральными пружинами. Здесь же крепится и упругий элемент, поддерживающий заднюю часть кузова.
Рис. 3.
Наиболее простым и дешевым в изготовлении, но в то же время обеспечивающим необходимую комфортабельность и безопасность движения язляется второй вариант.
Какими же способами «можно подвесить» колесо коляски? Листовая рессора, пружина (обязательно применение какого-либо амортизатора), торсионная подвеска (например, М-72, К-750) и, наконец, подвеска на резиновом элементе (резиновые подушки, работающие на сжатие, резиновые втулки — на скручивание, резиновые элементы — на срез). Несмотря на простоту конструкций, применение резиновых ремней с нагрузкой на растяжение нежелательно.
Большинство колясок, выпускаемых нашей промышленностью для мотороллеров и мотоциклов, в том числе и тяжелых, не имеет тормозов. При создании своей конструкции идти по этому пути не следует. Тормоз — это незначительное усложнение. Зато резко повышается безопасность движения и даже возрастает средняя скорость. Эффективность действия тормозов определяется соотношением нагрузки на каждое колесо в отдельности. При торможении полностью нагруженного мотоцикла с коляской цифры приблизительно такие (в процентах от общего веса): переднее колесо — 42%, заднее колесо — 38%, колесо коляски — 20%.
Видно, что вследствие перераспределения веса наиболее нагруженным оказывается переднее колесо. Поэтому рекомендуется заменять пружины передней вилки на более жесткие.
Как закрепить
От того, как «цеплять», к чему прикреплять, зависит управляемость экипажа, а следовательно, и безопасность движения. На всех отечественных мотоциклах и мотороллерах применено крепление в четырех точках. Оно осуществляется при помощи двух регулируемых тяг и двух цанговых зажимов (рис. 4).
Рис. 4.
Чехословацкие специалисты также рекомендуют крепить коляску к мотоциклу (ЯВА-250-350) в четырех точках — так, как это сделано для бокового прицепа типа «Велорекс».
На рисунке 5 изображены тяги, которые имеют регулировочные приспособления. Они необходимы для регулировки «развала» колес экипажа. Тягу, идущую к нижней передней точке крепления, также оборудуют приспособлением для регулировки схода колеса коляски по отношению к продольной оси мотоцикла. Тяги имеют для этой цели винтовую нарезку с контргайкой. Нижние точки крепления, расположенные на раме мотоцикла, имеют шаровые головки, к которым при помощи цанговых зажимов крепятся нижние точки рамы коляски.
Рис. 5.
Очень важен «вынос» оси колеса прицепа по отношению к оси заднего колеса мотоцикла, ибо он имеет решающее значение при прохождении поворотов (особенно крутых). Обычно для машин класса 250 см 3 «вынос» составляет 100 мм. С увеличением рабочего объема эта величина увеличивается до 250 мм. Чрезмерно увлекаться максимальным значением не следует, так как это может вызвать более заметное поперечное пробуксовывание колеса коляски при прохождении поворота, а следовательно, и повышенный износ покрышки. И наоборот, при слишком малом «выносе» колесо коляски не только приподнимется, но и опрокинется. Колея мотоцикла с коляской зависит от конструкции прицепа и может колебаться в пределах от 1100 до 1250 мм. При увеличении колеи повышается устойчивость в движении, но затрудняется управление. Кроме того, «широкая» рама коляски тяжела.
Усиленный руль
Для предотвращения вибрации руля мотоцикл оборудуется фрикционным амортизатором рулевого управления, которым при езде с прицепом пользоваться следует обязательно (рис. 6).
Рис. 6.
Чтобы облегчить доступ к колесу при необходимости его осмотреть или демонтировать, щиток колеса можно сделать откидывающимся на шарнирах вверх. Если коляска получилась тяжелой, то может оказаться не лишним простейшее приспособление для вывешивания колеса.
На коляске можно предусмотреть кронштейны для крепления запасного колеса. В этом случае колесо коляски целесообразно сделать взаимозаменяемым с остальными.
Различные по конструкции крепления для канистр, багажа, несомненно, облегчат дорожные хлопоты, особенно в дальнем пути.
Удобство посадки пассажира в коляске должно обеспечиваться хорошим сиденьем со спинкой, подлокотником, пологом, ветровым щитком, а иногда и закрытой кабиной. Для удобства посадки и высадки переднюю часть кузова можно сделать откидывающейся.
В задней части кузова обычно устраивается багажное отделение.
Если во время движения по прямой вы чувствуете, что мотоцикл с коляской как бы «тянет» на правую сторону, — это значит, «схождение» мало. В то же время слишком большое схождение колес вызовет усиленный износ покрышек. Оптимальная величина лежит в пределах 20—30 мм. В этом случае не будет и вибрации рулевого управления. Для предотвращения перегрузки рамы мотоцикла от веса коляски, а также чтобы боковой прицеп не влиял на управление мотоциклом, необходим «развал колес» в пределах 2—3°.
Самодельный мотороллер с коляской
Конструкция данного самодельного мотороллера с люлькой очень надежна в работе. Двух человек она без труда повезет со скоростью 60 км/ч, расходуя при этом всего 5 л топлива на 100 км пути. Кроме того, тщательно продуманная компоновка и великолепный внешний вид.
Как устроен мотороллер
Его рама (рис. 1) сварена из полудюймовых, дюймовых и полуторадюймовых стальных труб. Спереди — втулка для рулевой колонки, в центре — под моторная рама. Обе они от мотоцикла М-105.
Рис. 1. Рама самодельного мотороллера:
1 — втулка рулевой колонки, 2 — труба, 3 — опора пола, 4 — ось педалей, 5 -косынки, 6 — петли крепления пола, 7 -под моторная рама, 8 — держатель капота, 9 узел подвески задней вилки, 10 — кронштейны крепления задних амортизаторов, 11 — петли крепления крыла, 12 — кронштейны для капота, 13 — кронштейн бензонасоса, 14 — кронштейн катушки зажигания, 15 — расходный бачок, 16 — лапки крепления вентилятора, 17 — кронштейн крепления тяги коляски, 18 — подкос, 19, 20 — кронштейны подвески коляски.
Под моторная рама укреплена поперечными трубами и косынками с отверстиями, в которых подвешивается маятниковая вилка от мотоцикла Иж-56, только укороченная на 120 мм (рис. 2). На ней имеются короткие, консольные закрепленные оси для головок амортизаторов от М-106.
Рис. 2. Задняя маятниковая вилка самодельного мотороллера:
1 — втулка подвески, 2 — петля крепления реактивной тяги тормозного диска, 3 — ось под головки амортизаторов, 4 — упоры винтов натяжения цепи.
Заднее крыло взято от этого же мотоцикла и укорочено. Переднее крыло вырезано из старого кузова «Жигулей». Из листа 0,8 мм сделано и гнездо для фары от мопеда «Верховина».
Руль выгнут из трубы 0 22 мм и покрыт хромом.
Передняя маятниковая вилка (рис. 3) — самодельная. К ней крепятся амортизаторы от «Верховины» с укороченными на 40 мм штоками.
Рис. 3. Передняя маятниковая вилка самодельного мотороллера:
1 — опорные втулки, 2 — ось под головки амортизаторов, 3 — петли соединения с вилкой.
Капот от мотороллера «Вятка», но обрезанный, зауженный, вытянутый в некоторых местах, например, спереди, чтобы головка цилиндра не упиралась в него. (Вытягивали капроновым молотком на капроновой плите.) Багажник на капоте от М-106, задний фонарь от «Явы-634». Перед капотом, на полу, расположены самодельные педали тормоза и двуплечий рычаг переключения передач. А вот на руле органы управления мотоциклетные: рукоятка газа от М-105, сцепления от «Восхода».
Двигатель целиком от М-105. Так как головка цилиндра находится под капотом, то условия охлаждения ее иные, нежели на мотоцикле. Поэтому понадобился вентилятор, чтобы принудительно отбирать у головки излишки тепла. Для этого к малой ведущей шестерне коробки передач приварили полумуфту привода вентилятора.
Рис. 4. Привод вентилятора самодельного мотороллера:
1 — ведущий шкив, 2 — шпонка, 3 — манжета, 4 — корпус, 5 — стенка коробки передач, 6 — подшипник № 204, 7 — диск левой полумуфты с валом, 8 — штифты (4 шт.), 9 — текстолитовая шайба, 10 — правая полумуфта, 11 — шестерня коробки передач.
Рис. 5. Вентилятор самодельного мотороллера:
1 — ведомый шкив, 2 — вал, 3 — подшипники № 201, 4 -корпус, 5 — крыльчатка (слева — ее заготовка).
Другую полумуфту с валом и подшипниками установили в стенке корпуса коробки. На внешнем конце вала закрепили ведущий шкив. Двумя пассиками (уплотнительными кольцами тракторного двигателя) соединили его с расположенным выше ведомым шкивом, на валу которого находится дюралюминиевая крыльчатка вентилятора — как раз напротив головки цилиндра. Чтобы ее ребра охлаждались лучше, она повернута вправо на 90° (на работе цилиндра это не сказывается). Отработанные газы выводятся через выхлопную трубу и глушитель, взятые от мотоцикла М-105. Как и многие другие детали, они укорочены по месту.
Системы зажигания и управления двигателем оставлены без изменения. Только педаль переключения передач, вынесенная вперед на пол перед капотом, соединена с коробкой передач тягой из трубы диаметром16 мм.
Топливо в карбюратор подается вакуумным насосом от лодочного мотора «Вихрь». Разрежение создается в продувочном канале двигателя, в который ввернут штуцер, соединенный шлангом с диафрагмой насоса. От него топливо поступает в расходный бачок (рис. 6), расположенный на раме. Из бачка топливо идет в карбюратор, а излишки сливаются назад в бак.
Рис. 6. Расходный бачок самодельного мотороллера:
1 — штуцер «от насоса», 2 — штуцер «к карбюратору», 3 — штуцер слива излишков топлива в бак, 4 — приливы для крепления.
Рама коляски (рис. 7) сварена из дюймовых стальных труб и крепится к раме мотороллера в трех точках. Одна из них тяга — отрезок трубы, в торцы которой заделаны гайки М18 х 1,5 и ввернуты болты с проушинами. В середину рамы вварена половина передней подвески колеса мотоколяски СЗА. Упругим элементом здесь служит торсион, пропущенный сквозь трубу. Одни конец его имеет рычаг подвески, другой заделан.
Рис. 7. Рама коляски самодельного мотороллера:
1, 10 — кронштейн крепления к мотороллеру, 2 — передняя опора люльки, 3 — люлька, 4 — подножка, 5 — труба с торсионом, 6 — рычаг подвески колеса, 7 — ось под верхнюю головки амортизатора колеса, 8 — опоры пружин, 9 — кронштейн крепления глушителя, 11 — ухо крепления тяги коляски.
Люлька коляски контактирует с рамой передней опорой и двумя спиральными пружинами сзади. Ушки передней опоры с вилками на раме соединены через конические резиновые втулки болтами. Корпус люльки сделан из четырех передних и четырех задних крыльев старого кузова «Жигулей». Обтекатель — из переднего капота мотоколяски СЗА. Соединяли детали, отбортовав края газовой сваркой. Потом зачищали, грунтовали, шпаклевали и красили. Сиденья как в люльке, так и на мотороллере переделали из сидений «Москвича-412».За спиной сиденья в люльке расположен топливный бак размером 320 х 200 х 80 мм емкостью пять литров. Его горловина от «Москвича-408» выведена на заднюю стенку люльки и закрыта крышкой. Топливо к насосу и обратно — из расходного бачка — идет по двум бензостойким шлангам.
Все оси и ступицы колес (рис. 8, 9 и 10) — стальные, выточены на токарном станке.
Подвеска рулевого колеса простая. Разве, что рулевая вилка, соединенная с маятниковой, через резиновые втулки — амортизаторы.
Рис. 8. Ступица переднего колеса самодельного мотороллера:
1 — ось, 2 — подшипники № 202, 3 — ступица, 4 — диск колеса, 5 — опорная втулка маятниковой вилки, 6 — головка амортизатора.
Гораздо сложнее подвеска заднего, ведущего колеса. Ось его может перемещаться в пазах маятниковой вилки винтами, натягивающими цепь от мотоцикла М-104. К ступице справа привинчена звездочка от «Верховины», слева тормозной барабан от «Вятки».
Рис. 9. Ступица заднего колеса (вал с тормозным диском не показан) самодельного мотороллера:
1 — подшипники № 203, 2 — ступица, 3 тормозной барабан, 4 — диск колеса, 5 — звездочка.
Рис. 10. Ступица колеса коляски самодельного мотороллера:
1 — заглушка, 2 — ось, 3 — подшипники № 203, 4 — диск колеса, 5 — рычаг подвески, 6 — головка амортизатора.
В подвеске колеса прицепной коляски применен амортизатор от мотоцикла «Восход». Нижний конец торсиона закреплен на оси колеса, верхний — на специальной оси, вынесенной на Л-образной стойке на 90 мм выше плоскости рамы коляски.
Как видите, новую машину можно сделать фактически из утиля. Если приложить руки и смекалку.