Может ли немного аккумулятор зарядится когда потеплеет
Перейти к содержимому

Может ли немного аккумулятор зарядится когда потеплеет

  • автор:

Можно ли ставить аккумулятор авто на зарядку с мороза?

Не рекомендуется. С мороза может быть застывшим или не активным часть электролита и аккумулятор в таком случае имеет меньшую фактическую ёмкость, чем заявленная. Ток зарядки обычно выбирается — одна десятая ёмкости. Таким образом ток зарядки будет выше, что ведёт к образованию пузырьков (кипению), и как следствие — частичному разрушению покрытия пластин. Но сейчас существуют электронные автоматические зарядные устройства, которые сами регулируют ток. Тогда в процессе оттаивания, свойства аккумулятора будут изменятся, зарядное устройство – «подстраиваться» и время зарядки увеличиваться.

С реального мороза лучше не стоит. Сейчас такие температуры, что лучше пусть чуток отогреется сначала.

Для аналогии можете посмотреть как работает аккумулятор старенького телефона, который не всегда на морозе даже показывает реальный остаточный заряд.

Если электролит не превратился в лед то можно ставить на зарядку и в тепле и в холоде. А если уж произошло событие когда электролит замерз, то можно АКБ смело нести на помойку. Ну не совсем на помойку за него можно получить от 300 до 800 рублей скидки при покупке нового аккумулятора.

20 лет прожил на крайнем севере, за этот срок замерзших АКБ видел сотню, десяток из них пытался реанимировать, без вариантов. Там разрушается в пластинах сепаратор и АКБ перестает работать. Хотя внешне он заряжается, на нем есть напряжение, есть плотность 1,27 но отсутствует емкость, будто пластины оборвало. Цепляешь лампочку от фары, то есть даешь нагрузку в 2-3 ампера и напряжение падает до 5 вольт. Заряжать пытались десульфатирующими, пульсирующими, электронными зарядками эффект ноль.

Может ли немного аккумулятор зарядится когда потеплеет

Поиск

Влияет ли количество прогревов на заряд аккумулятора?

Модератор: dyoma

Влияет ли количество прогревов на заряд аккумулятора?

Вчера на работе в рекордно холодную ночь (за бортом было — 26) — три раза с интервалом в три часа запускала двигатель своего коника для прогрева (примерно по 20-25 минут каждый прогрев).

На что один из коллег дал такой комментарий:
"Зря ты так часто заводишь своего дизельного автомобильчика, в такой мороз это вредно для аккумулятора, идет на него мощный разряжающий удар — посадишь аккум и испортишь!"

Рассудите, друзья , где кроется истина?!

Логика то есть. Только она абсолютно не верная. Ошибка — консул почему-то считает, что более ёмкий аккумулятор при заводке разрядится сильнее. Что в корне не верно. Вторая ошибка — что более ёмкий аккумулятор заряжается медленнее. Наоборот он заряжается быстрее.

Когда заводим автомобиль, стартер при заводке возьмёт, к примеру 5 ампер-часов. Возьмёт и от слабого аккумулятора и от сильного. Ему всё равно. Когда завели, то генератор начинает вырабатывать электроэнергию. И ему нужно выработать именно эти недостающие 5 ампер-часов. И при чём здесь ёмкость аккумулятора. Более того, аккумулятор большей ёмкости зарядится даже немного быстрее! Так как при зарядке будет брать больший ток!

Теперь по теме. Аккумулятор, если заводка не была очень длительной и многократной разряжается не очень сильно. За 20-25 минут заряд восстановится гарантированно. Ему хватит и 10 минут. Если нормальное напряжение заряда!А периодический прогрев двигателя, пока он ещё не остыл — это гораздо лучше, чем завести один раз холодный. Только я не понял, почему 20-25 минут? У меня при -10 прогревается до рабочей температуры минут за 7-10 на холостом ходу.

Какая разница между постоянными поездками на 30 минут и на 5 часов? Если ездить всё время на 30 минут, то аккумулятор будет заряжен процентов на 80 (примерно). Если на 5 часов, то на 90-95 (тоже примерно). И то и другое нормально и вмешательств не требует. Но это если правильное напряжение заряда на машине (14-14,9 вольт, оптимально 14,7). Если напряжение ниже, то 30 минутные поездки аккумулятор всё же постепенно разрядят, но не до нуля, а процентов до 30.

Почему аккумулятор восстанавливается в тепле после мороза

Что не так с автомобильной аккумуляторной батареей зимой

восстановится ли аккумулятор в тепле

Температурная чувствительность АКБ обусловлена тем, что электролит меняет свои свойства в зависимости от температуры окружающей среды. Вот реальные факты:

  • При понижении температуры на 1°C ниже -18°C вязкость электролитической жидкости повышается на 16%, а удельное сопротивление – на 15%. А это прямым образом влияет на емкость.
  • На крепком морозе емкость электролита падает на 4% при каждом понижении температуры на 1°C.
  • В промежутке от -30 до -40°C заметно замедляется скорость реакции ионов электролита, а сопротивление возрастает в 2,7 раз.
  • Ниже -40°C электролит замерзает, и аккумулятор вовсе перестает работать.

восстановится ли аккумулятор в тепле после мороза

Перейдем от теоретических цифр к реальным. Так у аккумулятора, будь-то обычный, EFB или AGM, при -10°C емкость составляет 80% от величины, указанной на корпусе изделия. При -20°C – 65%, а при -30°C – уже 50% от заявленной емкости. И это в условиях, когда при понижении температуры наоборот требуется большая емкость и пусковой ток, нежели летом. Ведь моторное масло теряет в вязкости и сопротивление вращению коленвала растет.

В северных регионах потерю емкости смягчают, добавляя кислоту в электролит (повышают ее концентрацию). Тогда батарея замерзает после -50°C, а до -30°C емкость теряется не так стремительно. Однако жителям регионов с жарким летом проделывать такой фокус нежелательно: при плюсовых температурах кислота может разъесть электроды и аккумулятор придет в негодность.

Как отогреть аккумулятор зимой

Секрет отогрева состоит в том, что теплая АКБ даже без подзарядки способна запустить холодный двигатель. При этом способ отогрева значения не имеет, главное, чтобы температура изделия повышалась плавно. Резкие перепады температур плачевно сказываются на состоянии батареи и способны вывести ее из строя.

Иногда аккумулятор даже не приходится снимать с автомобиля. К примеру, когда наступает оттепель: утром температура -20°C, днем +2°C. Утром подсаженная АКБ была бессильна, а днем свободно запустила двигатель. И закономерно: емкость стала выше, а моторное масло – жиже.

Вышеописанный случай – чаще случайность, подмеченная неопытными водителями. Опытные автомобилисты действуют иначе: батарею обязательно заносят в тепло и дальнейший сценарий зависит от того, как скоро необходимо ехать. Если поездку можно отложить до вечера или утра следующего дня, то все банально:

  1. Поставить источник питания не ближе, чем на метр от батареи.
  2. Оставить аккумулятор в зоне действия обогревателя, соблюдая ту же дистанцию в 1 метр.
  • Промерзшую АКБ поместить в таз с холодной водой. Температура водопроводной воды составляет около 10°C, чего достаточно для отогрева батареи, только что побывавшей на улице при -20°C. При этом важно обезопасить внутренности изделия от попадания воды: достаточно не превышать уровень в ¾ от высоты батареи.
  • Процедура №2 производится при температуре воды +20-25°C. Правила те же.
  • Третий подход – поместить батарею в ванну с водой +40°C.

сколько подзаряжается аккумулятор

Время каждого подхода – не более 0,5 часа. По окончании процедур необходимо тщательно просушить корпус АКБ. Фен применять не желательно, в приоритете – естественная сушка у радиатора отопления.

Альтернативные варианты

замерз электролит в аккумуляторе

Отогревание автомобильного аккумулятора феном – технология попроще. Достаточно укутать батарею в одеяло и постоянно двигая феном прогревать одеяло. Под покровом сформируется теплая среда и электролит нагреется. Операцию даже можно выполнять в гараже с подведенным электричеством.

В заключение поговорим о современном способе подогрева АКБ. Многие автолюбители предпочитают зимой упаковывать батарею в термокейс. Действенность обычного термокейса без подогрева сводится к нулю и даже к отрицательному эффекту, добивая батарею раньше положенного срока. А срок службы автомобильной АКБ , как известно, величина размытая, напрямую зависящая от условий ее эксплуатации. Термоящик с подогревом – технология рабочая и оправдывает себя при отрицательных температурах.

И напоследок. Если батарея все-таки оказалась разряженной, то используйте один из способов запуска автомобиля с севшей АКБ и обязательно выясните причину разряда.

Как влияет температура на зарядку свинцового аккумулятора?

С понижением температуры эффективность заряда при постоянном напряжении уменьшается из-за роста внутреннего сопротивления аккумулятора. Поэтому аккумулятор на автомобиле не всегда восстанавливает свою емкость после разряда. Обычно степень заряженности аккумулятора зимой составляет 70-75% (это плотность примерно 1,24). При исправной электрике напряжение на клеммах батареи равно 13,9-14,4 В при работающем двигателе, если ниже 13,8 — будет недозаряд, выше 14,4 — перезаряд (при плюс 20°С). Поэтому в тяжелых условиях зимы (при низких температурах, частых и длительных пусках холодного двигателя и коротких пробегах) целесообразно периодически (желательно каждые 2 месяца) производить заряд аккумулятора от стационарного зарядного устройства и при положительной температуре.
Иначе, согласно ГОСТ Р 53165-2008 (см. ниже), что бы нормально зарядить АКБ нужно бортовыми 14,4 вольтами от 4 до 20 часов. Вряд ли кто-то столько часов проезжает за раз.

Известно, что электролит плотностью 1,28 г/см3 замерзает при температуре -65°С, плотностью 1,20 г/см3 — при -28°С, а плотностью 1,10 г/см3 — при -7°С. Изготовители АКБ считают недопустимым использовать в зимнее время АКБ со степенью заряженности менее 75% (плотность электролита 1,24 г/см3, НРЦ (напряжение разомкнутой цепи) — 12,6 В). Это продиктовано необходимостью поддержания работоспособности АКБ, исключения возможности появления льда внутри нее, уменьшения вредного влияния глубокого разряда при зимней эксплуатации на ресурс АКБ, связанного с разрушением активной массы пластин.

Все, что написано во всех инструкциях и материалах в сети по поводу зарядки АКБ — относится к зарядке при температуре 20°С (иногда 25°С, например Стек), при других температурах нужно вводить температурную компенсацию зарядного напряжения. В соответствии со школьными уроками химии и физики — зарядка свинцового аккумулятора возможна в диапазоне температур от -15°C до +40°C. При увеличении температуры, напряжение заряда должно быть меньше обычного, чтобы избежать перезарядки: температура электролита высокая и химические процессы протекают быстрее, внутреннее сопротивление ниже. А если зарядка аккумулятора производится при пониженной температуре, напряжение зарядки нужно увеличить, чтобы избежать недозарядки, т.е. чем ниже температура жидкости, тем медленнее протекают хим. процессы и выше внутреннее сопротивление. Обычно, рекомендуется использовать температурную компенсацию 30 мВ/°С (Optima для своих батарей рекомендует 15 мВ/°С) при отличии температуры от +25°С.

Фото в бортжурнале Mazda CX-5 (1G)

Учитывая вышеизложенное, желательно иметь зарядное устройство с температурным датчиком, температурный датчик позволяет скорректировать параметры заряда в зависимости от температуры аккумулятора, что позволяет избежать недозаряда или перезаряда.

В качестве примера необходимости термодатчика в зарядном устройстве я хочу привести свой опыт использования зарядного устройства Стек.

Всё началось с того, что год назад я наблюдал, как мой родной АКБ на автомобиле перестал выдерживать даже простую парковку автомобиля в течении пары выходных дней при не сильно низкой температуре зимой. Утром в понедельник вероятность не завести автомобиль стремилась к максимуму. Поэтому я решил начать с "нуля": был приобретен новый АКБ и зарядное устройство Стек с датчиком температуры, а старый АКБ (Exide) был заряжен в режиме восстановления и поставлен на хранение на полку в гараже. Недавно, моему удивлению не было предела, когда по истечении года хранения в неотапливаемых гаражных условиях, я решил освежить этот АКБ. Перед зарядкой я проверил НРЦ — он составлял 12,54 В. Гуд. Далее проверил уровень электролита и поставил на зарядку (тоже в режим восстановления) на балконе (всё же потеплее, чем в гараже). Спешить было некуда, поэтому заряжал до "упора", пока не загорится 8 сегмент зарядного устройства — в соответствии с алгоритмом Стек это заняло 10 дней:

Фото в бортжурнале Mazda CX-5 (1G) Фото в бортжурнале Mazda CX-5 (1G)

За это время температура на балконе менялась от +5 до -10°С. Кратковременно отключая датчик температуры, путем измерений мультиметром, я убедился, что Стек компенсирует зарядку при разных температурах и автоматически производит соответствующие изменения напряжения зарядки. Причем, компенсация была довольно значительная. Теперь мне стали понятны причины, почему многие пишут типа "я заряжал, но плотность не изменилась и АКБ не зарядился".

Вот какая была компенсация у Стека:

Запчасти на фото: A0012. Фото в бортжурнале Mazda CX-5 (1G)

В итоге, АКБ, который простоял в гараже 1 год (иногда при весьма экстремальных температурах от -30 до +30°С) при последующей зарядке при отрицательных температурах (и последующем отстое АКБ при комнатной температуре в течении 2-х суток) я получил:
— НРЦ 12,85 В
— плотность электролита 1,26
Весьма неплохо, АКБ оказывается еще жив и здоров!

Фото в бортжурнале Mazda CX-5 (1G)

Отсюда мои советы:

1. Если у вас зарядное устройство не имеет датчика температуры, то в обязательном порядке требуется производить компенсацию влияния температуры АКБ (окружающей среды): повышать напряжение зарядки при пониженных температурах и снижать его при более высоких.
Температурная компенсация: 30 мВ (это 0,03 В) на каждый градус Цельсия при отличии температуры от +25°С.
Либо старайтесь заряжать свой АКБ при температуре 20-25°С.
Но лучше при таком обычном автоматическом зарядном устройстве — производить зарядку при температуре +20-25°С.

2. Если АКБ заряжается без снятия с автомобиля и автомобиль еще не остывший после поездки — следует учитывать температуру подкапотного пространства (АКБ нагревается от тепла, излучаемого двигателем и сохраняет это тепло достаточно долго). Так же, следует учитывать, что принеся домой холодный АКБ для зарядки — он прогреется до комнатной температуры не ранее, чем за 6 часов. Может получиться такая ситуация, что АКБ холодный, а датчик температуры зарядного устройства показывает нормальную комнатную температуру и не корректирует процесс зарядки — АКБ в этом случае зарядится плохо.

3. Не принимайте информацию в сети как достоверную, что на морозе АКБ прекрасно заряжается и в следствии зарядки электролит очень сильно разогревается. Он очень сильно разогреется только, если вы захотите убить свой АКБ и изначально экстремально высокие напряжения и токи дадите для бурного кипения. Даже при 15,6 В зарядки при температуре воздуха +5°С наблюдаемая мной гладь электролита только чуть подрагивала в следствии хим. процессов (пузырьков не было) и корбус АКБ ни на градус не потеплел!

4. При коротких городских поездках, если начинать движение зимой с уже прогретым подкапотным пространством (т.е. и АКБ уже тоже более теплый от двигателя), такой АКБ лучше воспримет заряд. Это один из плюсов предварительного прогрева двигателя зимой.

5. Не забывайте, что нельзя разряжать кальциевый АКБ (а это абсолютное большинство современных АКБ) ниже 10,8 В. Желательно поддерживать батарею в заряженном состоянии и избегать глубоких циклов разряда.

Кроме того, во время предыдущих измерений (в БЖ о скорости прогрева) логируя показания напряжения во время поездки или прогрева я заметил, что автомобиль так же, в зависимости от температуры окружающей среды осуществляет корректировку заряда АКБ.

Вот, к примеру, какие графики у меня получились из логов:
1. Здесь: утром грел машину 14 минут перед поездкой на работу после ночного стояния. Температура воздуха -2°С (околонулевая). В бортовой сети наблюдаем 14,3 Вольта:

Фото в бортжурнале Mazda CX-5 (1G)

2. Здесь: утром во время предыдущих замеров грел машину 40 минут после суточного стояния. Температура воздуха -12°С. Генератор генерит уже с компенсацией и при этой температуре в сети наблюдаем уже 14,4 Вольта. И при этом, чем дальше по времени, тем меньше напряжение, т.е. генератор постепенно снижает напряжение (температура за бортом не изменяется, но изменяется температура под капотом):

Фото в бортжурнале Mazda CX-5 (1G)

3. Здесь: оба графика — эти замеры сделаны уже в процессе движения, первый график — утром на работу (16 км за 32 минуты, за бортом -5°С), второй график — вечером с работы (19 км за 53 минуты, за бортом так же -5°С):

Фото в бортжурнале Mazda CX-5 (1G) Фото в бортжурнале Mazda CX-5 (1G)

На этих последних двух графиках видно, что генератор в начале поездки выдает 14,3, а к концу поездки — уменьшает напряжение до 14,2 Вольт (для наглядности провел программно на графиках экспоненту желтой линией).

Согласно ГОСТ Р 53165-2008:
п. 6.5.3. Средний срок службы батарей с нормальным расходом воды в эксплуатации должен быть не менее 24 мес при наработке транспортного средства в пределах этого срока не более 90 ткм пробега или 3000 моточасов, а батарей с уменьшенным расходом воды и VRLA — не менее 48 мес при наработке транспортного средства в пределах этого срока не более 100 ткм пробега.
Средний срок службы или наработку батарей в эксплуатации определяют до момента снижения ёмкости ниже 40% номинальной или снижения продолжительности стартерного режима разряда током 0,61хп, но при температуре электролита (25±5)°C до конечного напряжения 9,0B менее 1,5 мин.
п. 8.2.3. Заряд батарей с регулирующим клапаном при постоянной величине тока (двухступенчатый метод). Батарея должна заряжаться при постоянной величине тока 2 I(ном) до достижения напряжения 14,40В, затем — при постоянной величине тока I(ном) в течение 4 ч.
п. 8.2.4. Заряд батарей с регулирующим клапаном при постоянном напряжении и постоянной величине тока (двухступенчатый метод). Батарея должна заряжаться при постоянном напряжении (14,40±0,10) В в течение 20 ч с ограничением максимального тока 5 I(ном), затем — при постоянной величине тока 0,5 I(ном) в течение 4 ч.

Согласно ГОСТ 26881-86:
8.5. При эксплуатации аккумуляторов в режиме постоянного подзаряда должно поддерживаться напряжение (2,18±0,04) В на аккумулятор закрытого исполнения и (2,20±0,05) В на аккумулятор открытого исполнения. При постоянном напряжении напряжение аккумуляторов должно поддерживаться 2,30-2,35 В (т.е. на АКБ с 6-ю "банками" постоянное напряжение должно поступать 13,8-14,1 В).

Фото в бортжурнале Mazda CX-5 (1G)Температурные компенсации для разных типов АКБ

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *