Категории водительских прав
Водительское удостоверение за последние несколько лет видоизменялось. Если ранее категории подразделялись просто на «мотоцикл», «легковой авто», «грузовик», «автобус» и управление прицепом, то теперь их спектр стал шире. Категории получили подразделение на подкатегории.
В этой статье мы поможем новичкам и опытным водителям освоиться в водительских удостоверениях современного образца.
Содержание
Описание категорий водительских прав
Двухколёсный транспорт делится на три категории:
- М – мопеды;
- А1 – легкие мотоциклы;
- А – мотоциклы.
Категория М предназначена для управления мопедами и легкими квадрициклами. Она открывается автоматически при сдаче экзамена на любую из других категорий. По сути, мопед может водить любой школьник. Обязанность получить права была введена в связи с большим количеством смертей на дорогах в результате ДТП с участием мопеда. То есть, авторы ПДД считают, что, пройдя курс теории и научившись вождению на любом серьезном транспорте, вы будете более осведомлены и аккуратны в вождении этих несложных мото-средства. Доплачивать за категорию не нужно.
Категория А1 для «слабых» мотоциклов до 125 «кубов» может быть открыта с 16-летнего возраста – в этом кроется её основная особенность. Однако обладатель прав с пометкой А1 не сможет водить крутой байк с мотором больше 125 «кубов».
Категория А – самая обширная, она позволяет управлять всеми видами мототранспорта, в том числе с коляской. Также она открывает доступ к управлению квадроциклами до 400 килограммов. То есть, выучившись на категорию А, у вас автоматически откроются категории А1 и М.
Категория прав для управления автомобилем
Что касается легковых авто, то здесь изменения минимальны. Категория В, как и прежде, позволяет водить автомобиль – тот, что до 3,5 тонн и имеет не более 8 мест в салоне. Новичкам желательно отрабатывать водительские навыки на подержанном авто. На дороге возникают разные ситуации, и б/у машина в этом случае лучший вариант. Но 70% машин с пробегом продается с проблемами: штрафы, залог, ДТП, лизинг и др. Поэтому перед покупкой рекомендуется проверять историю автомобиля.
Найти и купить авто с пробегом по цене ниже рынка вы сможете через агрегатор «Автокод Поиск». Он показывает объявления сразу с нескольких крупных досок: Auto.ru, Drom.ru, Avito.ru, Auto.Youla.ru, «Автокод Объявления». Вам не придется ходить по разным сайтам и тратить время на то, чтобы найти хороший вариант. Если средств на покупку машины недостаточно, вы можете подать заявку на автокредит и выбрать предложение от банка на самых выгодных условиях.
Перед заключением договора купли-продажи также советуем проверить владельца авто через специальный сервис. Проверка покажет, есть ли у продавца проблемы с законом, действителен ли его паспорт, имеются ли долги и исполнительные производства. Если обнаружатся серьезные проблемы, от сделки лучше отказаться. Посмотреть пример отчета
Если сделка состоится, не забудьте в течение 10 дней после сделки купить полис ОСАГО. Он пригодится в ГИБДД для постановки на учет. Оформить страховку без визита в офис страховой с экономией до 5 500 рублей можно через «Автокод ОСАГО».
К категории В добавилась В1 – управление трициклом и категория Е – прицеп, только вот в 2023 году эти две категории, если на них выучиться, «слипаются» вместе. Таким образом, водитель машины с прицепом должен иметь права категории ВЕ.
Те, кто обладают водительским удостоверением и водят, знают, что таблица категорий водительских прав, расчерченная на обратной стороне карточки, куда более широкая.
Всего в 2023 году водительское удостоверение в России насчитывает 16 доступных категорий, часть из которых нельзя назвать вполне «гражданскими» и доступны только курсантам, обучающимся на управление общественным транспортом.
В разряд «автомобилей», только потяжелее, также входят грузовики и автобусы. Если раньше для них существовало лишь две категории – С и D, то теперь их также «раздробили». Грузовики от 3,5 тонн попали в категории С, авто от 3,5 до 7,5 тонн оказались в С1 – средние грузовики, также отдельной категорией вынесли СЕ и С1Е – то же самое, только с прицепом.
Важное замечание и отличие: открытая категория С не позволяет управлять небольшими грузовиками до 3,5 тонн и легковыми машинами.
Категория прав для общественного транспорта
Категория D обозначает право управления автобусом. В 2021 году появились новые категории, подразделяющие автобусы на подвиды, а также позволяющие управлять трамваем или троллейбусом:
- D1 – небольшие автобусы;
- DE – автобусы с прицепом;
- D1E – небольшие автобусы с прицепом;
- Tm – трамваи;
- Tb – троллейбусы.
В категорию «небольших автобусов» попадают транспортные средства, которые в народе принято называть «маршрутными такси». Это автомобили вроде «Газели» или «Хёндэ Богдан», которые вмещают 12-15 пассажиров.
Трамвай и троллейбус лишь недавно вынесли в отдельную категорию, ранее информацию о праве управления данными видами транспортных средств указывали.
Чем водительские права нового образца отличаются от старых
Напомним, ранее, 7 июля, на портале проектов нормативных актов regulation.gov.ru был размещен проект приказа МВД, который утверждал новый образец водительского удостоверения. Но он еще не подписан.
Как пояснили в Госавтоинспекции, новый образец водительского удостоверения давно утвержден комиссией по рассмотрению и утверждению образцов специальной продукции, необходимой для допуска транспортных средств и водителей к участию в дорожном движении, и уже давно выдается. Просто приказом решено было закрепить этот вид водительского удостоверения.
Как считают в ведомстве, новый образец позволит без всяких проблем нашим автомобилистам путешествовать по странам, подписавшим Венскую конвенцию о дорожном движении, даже не получая так называемого международного водительского удостоверения. Напомним, что в соответствии с этой конвенцией название документа должно быть написано на национальном языке. Однако это не отменяет возможности продублировать название с переводом на другие языки.
Также проект приказа прописывает порядок оформления паспорта взамен утраченного в отношении автомобилей, которые ранее не стояли на учете. Действительно, человек может потерять ПТС нового автомобиля еще до регистрации его в ГИБДД. Однако до сих пор порядка действий для такой ситуации прописано не было. Планируется, что приказ начнет действовать с 20 августа.
Право управление и Водительское удостоверение — это одно и тоже?
Право управлять транспортным средством возникает после обучения и сдачи экзамена. Водительское удостоверение лишь документ, бумага, в которой записали, что у человека есть это право, право управления. Иногда водителя по суду временно лишают возможности законно управлять машиной, и он должен сдать свое водительское удостоверение в ГАИ. И наказание начинает действовать. Через полгода или год наказание заканчивается, в суде выдают об этом бумагу, в ГАИ возвращают водительское удостоверение. Получается, что право на управление и водительское удостоверение неразрывно связаны. Но если суд лишил права, а водитель ездит, не сдал удостоверение, это право он сам себе оставил. Вот такая странная коллизия.
Полагаю, в наш информационный век, удостоверения, полисы, свидетельства о регистрации и прочие материальные вещи не нужны. Хорошо, менять Правила и ликвидировать удостоверения может быть не нужно пока. Но можно же записать в Правила, что правом управлять автомобилем обладает тот, кто имеет на руках удостоверение и не лишен судом на данный момент этого права, при кажущейся абсурдности такого пункта. Тогда будут исключены лазейки.
Как получить международные права
Не везде за рубежом действует водительское удостоверение, которое выдают в России.
В некоторых странах с российскими правами и машину в прокат не оформишь, да и на собственной машине могут остановить и оштрафовать. Чтобы не терять деньги на штрафы и время на разбирательства, можно заранее оформить международное водительское удостоверение. Я расскажу, кому и когда оно потребуется, а в каких случаях можно без него обойтись.
Что такое международные водительские права
На самом деле международное водительское удостоверение, МВУ, — это не совсем удостоверение, а просто официально заверенный перевод национального водительского удостоверения, НВУ, на несколько языков. Самостоятельно оно не работает и применяется только совместно с российскими правами.
Отличия от национальных. НВУ — документ, который обязательно должен быть у любого водителя и в любой стране мира. Оно подтверждает, что человек имеет право управлять транспортом соответствующей категории: от мопедов до грузовиков. Водительские права каждый водитель должен иметь при себе.
Каждые десять лет НВУ следует менять. Если этого не сделать и сесть за руль, могут оштрафовать на сумму от 5000 до 15 000 ₽, а автомобиль — эвакуировать на спецстоянку.
Права на управление автомобилем можно лишиться — например, если ездить пьяным, оставить место ДТП и за многое другое.
С МВУ все иначе.
Возить его при себе водитель постоянно не обязан и получать тоже не должен — оно оформляется по желанию. Сотрудники ГИБДД не могут требовать МВУ у водителя. А если международное удостоверение есть, а национального нет, управлять автомобилем водитель не может ни в России, ни за рубежом.
При этом международное удостоверение тесно связано с национальным. Закончился срок действия у национального — международное тоже перестает действовать, нужно получать новое.
Если водителя лишили права управления транспортным средством в России — МВУ тоже становится недействительным. Показывать потом сотруднику ГИБДД международные права вместо национальных со словами: «Командир, вот права, карточку я просто дома забыл» — не получится. А с лишением прав за рубежом все сложнее — нужно смотреть на законодательство страны, где это происходит. Если изымут за рубежом только МВУ — национальное удостоверение останется. А значит, в России и в некоторых других странах по нему можно будет ездить. Но при условии, что между РФ и государством, лишившим прав, нет соглашения о взаимном признании наказаний за некоторые административные проступки.
Рассылка Т—Ж для автомобилистов
Какие сведения содержит международное водительское удостоверение
Международные права не похожи на обычные. Если НВУ — это карточка размером с банковскую, то международные права — бумажная книжка формата A6, или 148 × 105 мм. Делают его на бумаге.
На внутренней странице первого листа обложки — условия, при которых действует МВУ. Для движения в РФ оно не подойдет, зато действует на территории других государств, но вместе с НВУ. А если переехать на постоянное место жительства в другую страну, МВУ теряет силу.
В МВУ есть список стран, в которых можно пользоваться международным водительским удостоверением, и список категорий автотранспорта с отметками, какими из них имеет право управлять водитель.
Еще там указываются ограничения права на управление — например, что водитель, ослепший на один глаз, может управлять автомобилем только с акустической парковочной системой или в очках либо контактных линзах. Информацию об ограничениях вносят на основании данных из НВУ.
Документы, регламентирующие ПДД за рубежом
Основной документ, регламентирующий дорожное движение за рубежом, — это правила дорожного движения страны, по территории которой передвигается человек за рулем автомобиля. Они могут отличаться не только от российских, но даже от ПДД соседних стран.
А еще есть международные правовые акты. Они устанавливают общие требования для стран, которые их подписали, и касаются правил дорожного движения, требований к автотранспортным средствам, водителям, регистрационным номерам автомобилей. Также в них есть образцы международного и национального водительских удостоверений.
Таких актов два:
-
Принята в Женеве 19.09.1949. Ее приняли в Вене 08.11.1968.
Венская конвенция о дорожном движении — самая выгодная для российских водителей. В странах, которые ее подписали, можно управлять автомобилем по НВУ, получать международные права не надо.
Женевская конвенция о дорожном движении НВУ тоже признает — но только при наличии МВУ.
Нужно ли получать международные водительские права
С российским НВУ можно управлять автомобилем за рубежом в странах — участницах Венской конвенции.
А дальше у водителей бывают разные ситуации. Чаще всего для решения всех вопросов на дороге вполне достаточно российских прав. Но иногда бывают случаи, когда на дорогах за рубежом с таким удостоверением возникают проблемы: например, полиция отказывается оформлять ДТП или прокатная контора не оформляет автомобиль в аренду.
В каких странах нужны МВУ. Список стран, присоединившихся к Венской конвенции 1968 года, приведен в самом международном водительском удостоверении. В теории эти страны признают и НВУ, и МВУ, которое выдают в РФ. Кроме России к ним относятся:
- Австрия, Азербайджан, Албания, Армения, Багамы, Бахрейн, Беларусь, Бельгия, Болгария, Босния и Герцеговина, Бразилия, Ватикан, Великобритания, Венгрия, Венесуэла, Вьетнам, Гайана, Гана, Германия, Греция, Грузия, Дания, Демократическая Республика Конго, Зимбабве, Израиль, Индонезия, Ирак, Иран, Испания, Италия, Кабо-Верде, Казахстан, Катар, Кения, Киргизия, Коста-Рика, Кот-д’Ивуар, Куба, Кувейт, Латвия, Литва, Либерия, Люксембург, Македония, Марокко, Мексика, Молдавия, Монако, Монголия, Нидерланды, Нигер, Нигерия, Норвегия, ОАЭ, Пакистан, Перу, Польша, Португалия, Республика Корея, Румыния, Сан-Марино , Саудовская Аравия, Сейшелы, Сенегал, Сербия, Словакия, Словения, Таджикистан, Таиланд, Тайвань, Тунис, Туркменистан, Турция, Узбекистан, Украина, Уругвай, Филиппины, Финляндия, Франция, Хорватия, ЦАР, Черногория, Чехия, Чили, Швейцария, Швеция, Эквадор, Эстония, ЮАР.
Есть страны, подписавшие Женевскую конвенцию. В этих странах можно управлять автомобилем только по международным правам, национальные там не признают. К ним относятся:
- Австралия, Албания, Алжир, Андорра, Аргентина, Бангладеш, Белиз, Бенин, Ботсвана, Ватикан, Гаити, Гамбия, Гватемала, Гибралтар, Гонконг, Гренада, Доминиканская Республика, Египет, Западное Самоа, Индия, Иордания, Ирландия, Исландия, Камбоджа, Канада, Кипр, Киргизия, Конго, Лаос, Лесото, Ливан, Мавритания, Мадагаскар, Малави, Малайзия, Мали, Мальта, Намибия, Нидерланды, Новая Зеландия, Новая Каледония, Папуа — Новая Гвинея, Парагвай, Перу, Руанда, Свазиленд, Сингапур, Сирия, Сент-Винсент и Гренадины, Сан-Люция , США, Сьерра-Леоне, Тайвань, Танзания, Того, Тринидад и Тобаго, Тунис, Турция, Уганда, Фиджи, Французская Полинезия, Ямайка, Япония.
Страны, которых в этом списке нет, конвенции не подписывали и признают только свои водительские удостоверения. Если хотите водить автомобиль в таких государствах — придется уточнять, где и как сдать на местные права. К ним относятся страны вроде Тувалу и другие островные государства.
Во многих странах, подписавших только Женевскую конвенцию, в теории можно ездить с национальными удостоверениями. На практике, как всегда, все сложнее и международное водительское удостоверение может пригодиться. Если дорожная полиция усомнится, что у вас подлинное российское водительское удостоверение, доказать что-либо будет сложно. А конторы по прокату и страховые компании за рубежом вообще работают по внутренним правилам — значит, без международного водительского удостоверения и в страховке могут отказать, и автомобиль в аренду не дадут. Так обстоят дела, к примеру, в ОАЭ.
Бывают и другие ситуации. Например, в Турции желательно иметь МВУ, но многие водители пользуются российскими правами. Чаще всего проблем с дорожной полицией не возникает. Но нужно учитывать, что это вполне может быть частными случаями. Отношение к водителям из других стран может измениться за один день — и доказывать, что « я же вот вчера тут с этими правами проезжал, и меня не штрафовали!», будет бесполезно.