Можно ли тормозить двигателем на машинах с автоматом?
Механическая коробка на автомобилях уходит в прошлое. На смену им идут автоматические трансмиссии. Можно ли с ними ездить так же, как прежде, помогает разобраться эксперт и раллийный пилот Дмитрий Соколов.
Бережем колодки
Торможение двигателем было распространено в прошлом веке, когда водители берегли колодки и старались пореже их задействовать. Стиль вождения с включенной передачей был необходим и в горных районах, где часты уклоны и резкие повороты. Если минут двадцать под уклон сдерживать машину только педалью тормоза, то колодки быстро перегревались и истирались. Поэтому и приходилось ездить на пониженной передаче под сброс газа.
В конце прошлого века раллийные машины еще не имели столь же совершенных многосуппортовых керамических тормозов, как сейчас, поэтому после нескольких хороших поворотов колодки перегревались и «плыли». Автомобиль переставал эффективно замедляться и рисковал к концу скоростного спецучастка потерять управляемость.
Сейчас техника заметно шагнула вперед. Однако торможение двигателем не потеряло актуальности. С его помощью можно так же продлить жизнь колодкам и дискам. Но повсеместное использование автоматических трансмиссий вынуждает делать поправки в процессе их использования.
Бережливая гидромафта
Конструкция автомата сложна и в силу особенностей проигрывает по долговечности простой ручной коробке. В нем есть планетарные ряды, масляный насос, фрикционные системы переключения ступеней, а связь с двигателем осуществляется через так называемый гидротрансформатор. Однако тормозить автоматом тоже можно, хотя и не настолько эффективно.
Гидротрансформатор похож на бублик с двумя турбинами внутри, закрытыми в резервуаре с маслом. Прямой механической связи эти «вентиляторы» не имеют, но если вращать одно колесо с лопатками, то оно погонит масло по кругу, которое в свою очередь раскрутит и другое колесо. За счет этого и осуществляется передача момента.
При разгоне гидромуфта блокируется, валы синхронизируют вращение и передают тягу напрямую. Однако при торможении мотором блокировка выключается примерно на 50-60 км/ч и активируется масляный депмфер, который и сглаживает нагрузки. Тем самым, сколько бы ни была высока нагрузка на коробку, гидромуфта «съедает» ее и бережет нежный автомат от повреждений. Гидротрансформатор допускает разное вращение входного и выходного вала без вреда для себя.
Однако в силу этого сглаживания замедление машины происходит заметно медленнее, чем у автомобилей с механикой.
Собственные мозги
Кроме того, не всякий автомат имеет возможность принудительного переключения передач. На старых коробках невозможно принудительно сбросить ступень.
В современных коробках ручное переключение предусмотрено, но ступени имеют слишком «длинные» передаточные числа, что плохо отражается на замедлении.
К примеру, первая передача заметно отличается от аналогичной на механической коробке. Она может работать до скорости 30-40 км/ч отчего не замедляет автомобиль на склонах ниже этого предела.
Да и сам автомат живет своей жизнью. Если скорость избыточна, то электроника просто не позволит принудительно включить первую передачу.
Поэтому процесс торможения двигателем на автомобилях с автоматической гидромеханической коробкой похож на езду с полувыжатым сцеплением. Вроде передача включена, мотор жужжит, а замедление развивается недостаточно эффективно. Автомобиль быстрее и быстрее катится вниз. Приходится помогать педалью тормоза.
В общем, АКПП умеет тормозить мотором, и имеет мозги, чтобы защитить себя от поломок. Кроме того, нагрузки, поступающие через колеса в трансмиссию, съедаются гидромуфтой. Поэтому повредить узел ездой под уклон невозможно. Но устроен гидроавтомат таким образом, что им просто не нравится тормозить. Гораздо эффективнее потратиться на новые колодки с дисками.
Что такое торможение двигателем и как правильно его применять
Замедлить автомобиль можно не только с помощью рабочей тормозной системы.
Эксперт в этом материале: Вячеслав Субботин, директор гоночной команды «ГАЗ Рейд Спорт» и автор программы «Минтранс» на телеканале РЕН ТВ.
Что такое торможение двигателем
Торможение двигателем — это процесс замедления транспортного средства путем снятия ноги с педали акселератора, иногда в сочетании с последовательным переключением передач вниз. Прием может применяться как самостоятельно, так и одновременно с использованием штатной тормозной системы.
При отпускании педали акселератора при включенной передаче двигатель перестает придавать ускорение и начинает затормаживать автомобиль. Это происходит за счет замедляющих сил в двигателе и последовательного переключения передач сверху вниз.
Технически такое торможение выглядит следующим образом. При отпускании педали газа на включенной передаче и при отпущенной педали сцепления (на автомобиле с «механикой») дроссельная заслонка бензинового двигателя закрывается, а топливо перестает подаваться в цилиндры. Во впускном коллекторе возникает сильное разрежение, гасящее энергию работы поршней. Автомобиль перестает набирать ход или поддерживать скорость и начинает плавно замедляться. Такое замедление нельзя назвать эффективным на фоне замедления штатными тормозами, но оно происходит быстрее, чем при движении накатом — на нейтрали или с выжатой педалью сцепления.
Чтобы усилить эффективность торможения двигателем, применяется прием последовательного переключения передач с более высокой на пониженную: с четвертой на третью, вторую, первую. Такое переключение позволяет поднять обороты двигателя и погасить большее количество крутящего момента непосредственно в моторе. В процессе такого торможения энергия поступает не от двигателя на колеса, а от колес и трансмиссии в двигатель — коленчатый вал совершает вынужденную работу.
На практике торможение двигателем в том или ином виде применяется в самых разных ситуациях — для плавного замедления автомобиля в «рваном» городском потоке, для безопасного торможения на скользкой дороге, при отказе тормозной системы, при длительном спуске с горы и при спортивной езде на гоночном треке.
Плюсы торможения двигателем
Торможение двигателем имеет массу полезных свойств. Вот лишь наиболее важные из них:
Экономия топлива
При размеренной, плавной езде в городском потоке использование приема торможения двигателем не просто повышает комфорт передвижения, но и позволяет экономить топливо. Выжимая сцепление и размыкая трансмиссию, то есть двигаясь накатом, вы вынуждаете двигатель переходить на холостой ход — в камеры сгорания начинает впрыскиваться топливо для поддержания работы мотора. При торможении двигателем горючее в камеры сгорания не поступает.
Увеличение ресурса тормозной системы
Применение приема торможения двигателем увеличивает ресурс тормозных колодок и дисков. Часть энергии гасится не ими, а мотором автомобиля.
Снижение опасности заноса на скользком покрытии
При грамотном использовании приема торможения мотором снижается вероятность заноса автомобиля на скользком и мокром покрытии. Именно по этой причине чаще всего такой прием применяется зимой. Заблокировать колеса при торможении двигателем достаточно сложно, но возможно.
Возможность длительного торможения
При длительных спусках в горной местности существует высокий риск перегрева тормозов. На таких участках водителям рекомендуется в обязательном порядке прибегать к торможению двигателем — это частично или полностью снимает нагрузку с тормозной системы.
Возможность экстренной остановки
Иногда торможение двигателем помогает водителям спасти жизнь. При отказе тормозов этот метод позволяет замедлить транспортное средство и избежать ДТП.
Охлаждение мотора
При экстремальных нагрузках, к примеру, во время спортивных соревнований, прием торможения двигателем позволяет разгрузить не только тормоза, но и двигатель. В процессе такого торможения, напомним, вспышек в камерах сгорания не происходит, а охлаждающая жидкость и масло продолжают прокачиваться. Это позволяет эффективнее охлаждать агрегат.
Минусы торможения двигателем
В среде отечественных автомобилистов принято считать, что торможение двигателем вредит мотору и трансмиссии. Профильные эксперты с этим категорически не согласны. Минусы действительно можно отыскать, но они относятся скорее к безопасности.
Риск собрать «паровозик»
При торможении двигателем стоп-сигналы автомобиля не загораются. Такой маневр может стать сюрпризом для других участников дорожного движения. Комбинированное экстренное торможение с одновременным использованием тормозной системы и двигателя существенно повышает риск собрать «паровозик».
Вероятность заноса
При неправильном выборе передач, грубой работе с педалью сцепления и отклонении от прямолинейного движения во время торможения двигателем, особенно на переднеприводном автомобиле, возникает риск возникновения заноса — автомобиль может развернуть вокруг передней оси.
Повышенная нагрузка на привод ГРМ
Во время грубого торможения двигателем с неправильным выбором передач и резкой работой педалью сцепления существенно возрастают нагрузки на привод газораспределительного механизма — ремень или цепь. При неумелом выполнении приема возможен их обрыв, и, как следствие, дорогостоящий ремонт двигателя.
Повышенная нагрузка на уплотнения
Повышенное разрежение во впускном коллекторе при торможении двигателем может приводить к разгерметизации уплотнений и подсосу неучтенного воздуха. Такое возможно лишь на уже «уставших» и требующих внимания двигателях.
Вячеслав Субботин, директор гоночной команды «ГАЗ Рейд Спорт» и автор программы «Минтранс» на телеканале РЕН ТВ:
«Возможность поломки при торможении мотором — глупости. Такое торможение идет машине только на пользу. И ресурс выше, и торможение эффективнее… Когда тормозишь мотором с высоких оборотов, нагрузки на двигатель нет. Температуры низкие, вспышек в цилиндрах нет, при этом насос работает эффективно и масло все охлаждает, давление в системе высокое. Высокое давление масла — для двигателя благо. Мотором тормозить и эффективно, и очень полезно. В вакуумном усилителе также возникает хорошее разрежение — становится легче тормозить».
Как тормозить двигателем на «механике»
Алгоритм действий при торможении двигателем на машине с «механикой» прост. К примеру, вы видите перед собой на достаточном расстоянии красный сигнал светофора. В этом случае можно отпустить педаль газа и продолжать катиться до тех пор, пока обороты двигателя и скорость движения не позволят вам переключиться на передачу ниже. Передачи переключаются вниз шаг за шагом, а скорость машины плавно падает. При необходимости машину можно полностью остановить, нажав педаль тормоза и выжав сцепление.
По-иному придется действовать при экстренном или спортивном торможении. В этом случае торможение двигателем сочетается с работой педалью тормоза — эффективность торможения возрастает до максимума, поскольку часть энергии гасит двигатель.
Например, вы мчитесь на скоростной трассе, и на дорогу неожиданно выбегает лось. В этом случае помимо стандартного экстренного торможения можно выполнить торможение двигателем, то есть, не отпуская педали тормоза, последовательно переключать коробку вниз. Главное — не крутить в процессе рулем и не перескакивать через передачу. Ни при каких условиях не рекомендуется переходить с высокой передачи сразу на вторую или первую. Это чревато блокировкой колес и потерей контроля над машиной.
При переключении механической коробки вниз применяют прием перегазовки. Он помогает мягко включить пониженную передачу и снять нагрузку с синхронизаторов и трансмиссии, а заодно предотвратить резкое смещение веса автомобиля на переднюю ось и уменьшить шанс блокировки колес.
Выполняется перегазовка следующим образом:
— выжимается сцепление;
— выключается передача (коробка в нейтрали);
— резким кротким нажатием открывается и закрывается газ;
— в момент падения оборотов включается пониженная передача;
— отпускается сцепление.
Как тормозить двигателем на автомате
Торможение двигателем возможно и на автомобилях, оснащенных автоматическими трансмиссиями. Как правило, на машинах с автоматом торможение мотором менее эффективно, чем на моделях с механикой, но осуществить его также можно.
При снятии ноги с педали газа машина с автоматом, как и автомобиль с механикой, будет замедляться. По мере падения скорости электроника самостоятельно выберет подходящую передачу и будет переключаться вниз в нужной последовательности.
Вячеслав Субботин, директор гоночной команды «ГАЗ Рейд Спорт» и автор программы «Минтранс» на телеканале РЕН ТВ:
«Современные адаптивные коробки передач умеют подтормаживать двигателем принудительно, причем дроссельная заслонка закрывается не полностью. Это связано с выполнением норм токсичности — чтобы были маленькие насосные потери (из-за сильного разрежения картерные газы подсасываются в цилиндр)».
Повысить эффективность торможения двигателем на машине с коробкой автомат можно самостоятельным переключением передач вниз в ручном режиме — с помощью селектора или подрулевых лепестков. Однако далеко не каждый автомат имеет возможность принудительного переключения. На старых агрегатах сбрасывать ступени невозможно. Подробности об алгоритме действий изложены в инструкции отдельно взятой модели.
Есть и еще одна особенность, о которой стоит помнить. Большинство автоматов, что называется, живут своей жизнью. У таких коробок есть умные блоки управления с «защитой от дурака», не позволяющей включить пониженную передачу при слишком высокой скорости.
Вячеслав Субботин, директор гоночной команды «ГАЗ Рейд Спорт» и автор программы «Минтранс» на телеканале РЕН ТВ:
«Легче тормозить мотором с механической коробкой передач. Автомат всякий раз приходится переводить в спортивные режимы и вручную перещелкивать. Перевел в режим «спорт» или в ручное переключение — и начинаешь подщелкивать передачи».
Торможение двигателем на электрокаре
Возможность торможения двигателем заложена в любом современном электрокаре. Более того, эта функция позволяет не только эффективно замедляться, но и рекуперировать энергию — запасать ее в аккумуляторе, тем самым повышая запас автономного хода.
При торможении электрокара его силовой агрегат отключается от источника тока и переходит в режим генератора, то есть сам вырабатывает электроэнергию. В этом режиме в обмотках ротора возникают противоположно направленные токи, а на валу электродвигателя возникает тормозной момент. Запасенная кинетическая энергия переходит в электроэнергию и тепло. Электрическая энергия поступает в аккумулятор, а тепловая рассеивается за счет нагрева обмоток. Такой тип торможения обладает гибкими настройками: тормозящий момент можно плавно контролировать.
Когда лучше тормозить двигателем
Злоупотреблять торможением двигателем в условиях каждодневной езды на автомобиле не стоит, равно как и полностью отказываться от этого приема. Важно помнить, что само по себе такое торможение на автомобиле с ДВС не обеспечивает быстрого замедления, но позволяет увеличивать ресурс тормозов, сжигать меньше горючего и повышать безопасность передвижения.
Этот метод оправдан в соответствующих дорожных условиях. Комбинированное торможение (сочетание торможения двигателем с обычным торможением) — чрезвычайно эффективный прием, требующий детального освоения и практики.
Вячеслав Субботин, директор гоночной команды «ГАЗ Рейд Спорт» и автор программы «Минтранс» на телеканале РЕН ТВ:
«Тормозить мотором нужно. Сегодня этот процесс не так эффективен, как был на карбюраторных двигателях. Тем не менее, все грузовики тормозят двигателем — это обязательное условие. Есть даже специальный горный тормоз, который закрывает заслонку на выхлопе и создает дополнительное сопротивление. Надо использовать энергию двигателя. В легковушке тоже нужно эту возможность использовать, пусть и в меньшей степени. На скользком покрытии лучше всего подтормаживать как раз мотором. А так — тормози ногами».
Как правильно тормозить двигателем на автомате (АКПП)
В качестве альтернативного способа остановки автомобиля можно тормозить двигателем. Педаль стопа не задействуется. Обязательное условие — использование коробки передач. Минимальное потребление горючего постепенно замедлит систему. Такой способ можно применять, когда для остановки транспорта есть время и свободное расстояние.
Торможение мотором актуально и с установленной АКПП. Применяется метод в гололед, поскольку исключается занос автомобиля. Причина в том, что торможение не блокирует колеса за счет установленной системы ABS. Водители пользуются им при длительном спуске. Это уменьшает износ колодок.
Что значит торможение двигателем
Это метод остановки автомобиля с помощью использования силы трения между соприкасающимися деталями. Потребляется минимальное количество горючего.
На автомобилях с АКПП то же есть возможность останавливаться таким способом. Здесь многое зависит от специфики агрегата. На некоторых машинах тормозить коробкой нельзя из-за отсутствия такой функции. Если АКПП имеет простую конструкцию, то для торможения мотором следует установить «ручной режим». В более современных агрегатах для этой цели существуют специальные положения.
Как тормозить мотором на АКПП
Необходимо совершить действия:
- Включить режим Overdrive — позволит автомату перейти на третью передачу.
- Добиться снижения скорости до 90 км/ч.
- Переключить коробку на вторую. Начнется снижение скорости.
- Как только стрелка спидометра упадет до 50 км/ч, переключить автомат на L.
Если придерживаться порядка действий, то торможение не будет выводить из строя автомат.
На спуске и скорости
Движение автомобиля вниз по крутому склону требует перевода АКПП в механический режим — рычаг смещается влево. Нога убирается с педали газа — скорость падает, но незначительно. Для дальнейшего торможения нужно включать понижающие передачи, нажимая рычагом на знак минус. Доводить до первой скорости не рекомендуется, потому что идет большая нагрузка на двигатель.
Аналогично торможение осуществляется и на скорости. Проводятся такие же действия с целью понижения стрелки спидометра до нужной величины.
Если отказали тормоза
При наличии коробки автомат нельзя паниковать. Движущаяся машина по ровной поверхности, требует сначала снять ногу с газа. Автомобиль постепенно начнет терять скорость, и задача водителя состоит только в его управлении. Затем нужно перевести коробку в ручной режим и постепенно понижать передачи пока транспорт не остановится.
Если тормоза отказали при спуске, то снятие ноги с газа не поможет. Машина продолжит набирать скорость. На ручное управление коробкой необходимо переходить незамедлительно. Уменьшить скорость можно только работой с передачами, постоянно понижая их. Это может пагубно сказаться на АКПП, но позволит уйти от аварии.
На вариаторе
Специальный режим позволяет вести торможение силовым агрегатом. Необходимо перевести рычаг в положение L. Торможение автомобиля начинается автоматически. Снимая ногу с педали газа, происходит самостоятельное переключение передач. У машины уменьшается динамичность и увеличивается расход топлива.
Отличие торможения на вариаторе состоит в отсутствии потребности включения ручного управления.
В гололед
Зимой требуется двигаться с особой осторожностью. Заранее переключите рычаг в режим «скользкая дорога» и не нажимайте на педаль тормоза. Можно переключить селектор в положение «3» или «2». Это ограничит включение более высоких передач.
На машинах с ABS водитель может экстренно тормозить без риска заноса автомобиля. Система не позволяет осуществлять разную блокировку колес. Когда одна покрышка попадает на лед, а другая на асфальт ABS стремится уравнять тормозные усилия — это касается одновременно 4 колес. В результате тормозной путь увеличивается, но машина остановится.
Перед светофором
Подъезжая, педаль газа необходимо плавно отпускать. Опытный водитель способен рассчитать дистанцию так, что двигатель остановит машину в нужном месте. Делается с установленным режимом D. Останавливаясь на красном свете — постоянно держите ногу на тормозе. Загорелся зеленый — педаль отпускается и нажимается газ.
Как следует выбирать передачу при торможении
Все зависит от скорости. Устанавливая рычаг в механический режим — включите 3 передачу. По мере понижения скорости до 90 км/ч нажать на минус и перейти на вторую. Когда резвость передвижения упадет можно включить первую.
Можно ли тормозить на АКПП в ручном режиме
Когда есть возможность установки мануального положения, то им можно пользоваться для снижения скорости. Включая рычаг в соответствующее положение, необходимо вести плавное переключение передач. Начинать нужно с высшей скорости и заканчивать нижней.
Специализация: Закончил государственный автомобильный университет, проработал 20 лет на ГАЗ-56, сейчас езжу на жигулях.
Как тормозить двигателем на автомате и зачем это делать: плюсы и минусы альтернативного метода остановки
Торможение двигателем на автомате позволяет плавно снизить скорость за счет использования трансмиссии с одновременным снижением нагрузки на колесные механизмы. Основные рекомендации по правильному управлению автомобилем перечислены в инструкции по эксплуатации. Водителю следует изучить документацию, поскольку при неправильных действиях существует риск поломки гидротрансформатора и автомата.
Когда следует использовать метод торможения двигателем
Торможение двигателем при установке на автомобиле автомата используется в случаях:
- Движения на длинных спусках. При использовании штатных тормозов возможен перегрев дисков (барабанов) и колодок с падением эффективности работы. Включение пониженной ступени и мотора позволяет снять часть нагрузки и снизить риск отказа штатных тормозов.
- Плавного снижения скорости при движении в городе или на трассе. Для начала торможения достаточно снять ногу с педали акселератора или снизить усилие нажатия. При необходимости можно воспользоваться колесными механизмами (например, для быстрой остановки на светофоре или при обнаружении препятствия на дороге).
- Движения по шоссе со скользким покрытием. При воздействии на тормоз возможна блокировка колес и занос (замечание касается автомобилей с отсутствующей, неисправной или отключенной системой ABS). Режим торможения двигателем на автомате позволяет сохранить управляемость машины, но для эффективного снижения скорости используют комбинированный метод – плавно воздействуют на педаль тормоза при отпущенном акселераторе.
Торможение двигателем на автомате
Как происходит торможение машины двигателем
Замедление любого транспортного средства разделяют на виды:
- Экстренное или аварийное, необходимое для максимально быстрой остановки машины на автомате (например, для предотвращения ДТП). Ускорение при снижении скорости доходит до 9 м/с². Для остановки используются колесные тормозные механизмы.
- Служебное или нормальное торможение, используемое при нормальных условиях движения (ускорение до 3 м/с²). Если конечная скорость равна нулю, то торможение считают полным, в противном случае режим обозначают как частичное замедление. Для остановки используются колесные механизмы. Существует комбинированный способ с торможением двигателем.
При отпущенной педали акселератора и закрытой дроссельной заслонке (точнее – установленной в положение холостого хода) двигатель создает нагрузку, которая позволяет плавно снижать скорость на автомате. Уменьшение подачи топлива приводит к падению энергии, выделяемой при сгорании смеси в цилиндрах.
Инерционный момент от движущегося автомобиля передается через колеса и автомат к силовому агрегату. Интенсивность торможения зависит от скорости движения, веса машины, состояния и рабочего объема цилиндров двигателя.
Это значит, что силы инерции расходуются на прокручивание гидротрансформатора и коленчатого вала мотора в обратной последовательности. Гашение инерции и скорости происходит за счет сил трения и нагрузки, возникающей при сжатии воздуха в цилиндрах.
Эффективность торможения двигателем зависит от передаточного отношения – т. е. от включенной передачи в автомате или ином агрегате трансмиссии.
Плюсы торможения двигателем
Ключевые преимущества торможения двигателем на автомате – сокращение скорости истирания колодок и дисков (барабанов), уменьшение вероятности блокировки колес на скользком покрытии. Падение нагрузки на тормоза позволяет уменьшить риск перегрева механизмов на протяженных спусках.
Использование режима торможения двигателем на автомате способствует падению расхода горючего (из-за движения накатом), поскольку система впрыска перестает подавать бензин в цилиндры при отпущенной педали газа. В карбюраторе в автоматическом режиме срабатывает клапан, который перекрывает линию подвода топлива к жиклерам из поплавковой камеры.
Торможение двигателем в теории применяется для остановки транспортного средства с автоматом в случае отказа основной системы (на практике одновременная поломка 2 независимых контуров гидравлики исключена). На грузовых автомобилях и автобусах используется моторный тормоз, который обеспечивает эффективное уменьшение скорости без задействования колесных механизмов.
Экономия топлива
Торможение двигателем на автомате позволяет сократить расход горючего. Если автомобиль оснащен бортовым компьютером, то при отпущенной педали акселератора на движущейся машине на экране будет показываться значение 0,0 л/ч (при включенном кондиционере возможны цифры около 2-3 л/ч).
Непременное условие для прекращения подачи топлива – соединение коленчатого вала с колесами. При переводе селектора в нейтральную позицию мотор переходит в режим холостого хода.
Селектор АКПП
Увеличение ресурса тормозной системы
Торможение двигателем на автомате позволяет снизить интенсивность использования штатных механизмов. В результате снижается интенсивность истирания колодок, дисков или барабанов.
Водители, придерживающиеся спокойного стиля езды, меняют детали тормозной системы в 2-3 раза реже, чем сторонники агрессивной манеры управления с резкими разгонами и торможениями.
Снижение опасности заноса на скользком покрытии
Торможение двигателем на автомате позволяет сохранить контакт между вращающимися колесами и скользкой поверхностью. При резком воздействии на тормоз при движении по льду возможен занос автомобиля.
Система ABS с электронным балансом тормозов предотвращает блокировку колес, установка системы стабилизации траектории ESP снижает вероятность заноса. Но при движении по скользкой дороге важно аккуратно пользоваться тормозами и не совершать резких маневров рулем.
Антиблокировочная система (abs)
Система ABS с электронным балансом тормозов
Возможность длительного торможения
При эксплуатации машины с автоматом по горным дорогам возрастает нагрузка на тормозные механизмы, что приводит к сокращению эффективности работы. В отдельных случаях возможно разрушение колодок от влияния высокой температуры или вскипания тормозной жидкости.
Использование тормозного момента от двигателя снижает нагрузку на штатные тормоза и сокращает риск перегрева и отказа механизмов.
Возможность экстренной остановки
Торможение двигателем на автомате не позволит остановить автомобиль в чрезвычайной ситуации. Попытка включить первую или вторую передачу в механической трансмиссии при большой скорости движения приведет к повреждению коробки и двигателя с непредсказуемыми последствиями.
В автомате принудительно включить низкую ступень не получится, поскольку электроника отслеживает скорость автомобиля и частоту вращения коленчатого вала.
Охлаждение мотора
Перекрытие подачи топлива в режиме торможения двигателем способствует снижению температуры антифриза. Эффект заметен при длительном движении на спуске в морозную погоду. Но при обнаружении проблем с охлаждением двигателя на автомате необходимо устранить неисправности, а не пытаться их обойти.
Минусы торможения двигателем
Торможение двигателем – часть нормального процесса движения автомобиля и не влияет на ресурс силового агрегата. Вращающийся коленчатый вал приводит масляный насос, который поддерживает требуемое давление в системе смазки.
Бытующий среди владельцев миф об усиленном износе газораспределительного механизма или поршневой группы не имеет под собой основания. Работа двигателя в режиме торможения отличается от нормальной только отключением подачи топлива.
В случае использования механической коробки, а не автомата, при торможении мотором и переключении передачи вниз несколько возрастает нагрузка на сцепление. На автомате гидротрансформатор обеспечивает постоянную передачу мощности от двигателя. Уход на пониженную скорость никак не влияет на ресурс коробки.
Гидротрансформатор
Риск собрать паровозик
При нормальном торможении на автомобиле с автоматом включаются предупредительные сигналы. В теории при снижении скорости двигателем возможно столкновение с попутным транспортом. Но эффективность торможения мотором в несколько раз ниже, чем при использовании колесных механизмов.
Поэтому шанс попутного столкновения невелик (за исключением ситуаций с плотным движением автомобилей в колонне по скользкой дороге, что уже является нарушением ПДД).
Вероятность заноса
При переходе на пониженную передачу возрастает тормозной момент. При движении по обледеневшей или покрытой жидкой грязью дороге возможна блокировка колес (сила сцепления шин с дорогой недостаточна для прокручивания валов трансмиссии и мотора). В этом случае возможен занос. Эффект заметен на автомобилях с автоматом с задними ведущими колесами.
Повышенная нагрузка на привод ГРМ
При торможении двигателем на автомате или ручной коробке привод газораспределительного механизма работает в штатном режиме. Проблема может возникнуть только в случае «перекручивания» мотора механической коробкой – т. е. выхода двигателя на обороты свыше допустимого предела.
Например, подобная ситуация возникает при включении первой передачи при скорости 80-90 км/ч. На автомате перекрутить мотор невозможно.
Привод ГРМ АКПП Ауди
Повышенная нагрузка на уплотнения
Еще одной легендой является увеличение нагрузки на маслосъемные колпачки клапанов. Адепты такой версии указывают на якобы увеличенное разрежение во впуске при высокой частоте вращения. Однако точно такая же ситуация происходит и при нормальной работе мотора. Проблема может возникнуть при чрезмерном росте оборотов, но в этой ситуации двигатель выйдет из строя по другим причинам.
Таким же мифом является и увеличение нагрузки на систему отвода картерных газов. Да, рост оборотов влечет за собой повышенный поток воздуха, проходящий через впускной коллектор и фильтр. Но аналогичная ситуация складывается и при работе двигателя под нагрузкой.
Никаких дополнительных проблем с уплотнителями режим торможения не несет. Сложности возможны в случае, когда мотор находится в предаварийном состоянии.
Уплотнители АКПП
Как тормозить мотором на АКПП
Алгоритм торможения двигателем на автомате зависит от конструкции коробки. Водителю необходимо учитывать особенности трансмиссии, а также изучить заводскую инструкцию, в которой указано, как правильно тормозить мотором без риска поломки узлов автомобиля. В большинстве случаев производители рекомендуют полагаться на электронику автомата, которая определяет моменты переключения.
На старых автомобилях необходимо учитывать нюансы конструкции коробки. Например, на 4-ступенчатых АКПП имеется кнопка управления режимом овердрайв, расположенная на рукоятке селектора или панели приборов.
Клавиша позволяет принудительно отключить 4 скорость и ездить в городе с сохранением хорошей динамики. Также в автоматах старого типа есть режимы ограничения количества передач, указанные на селекторе цифрами и буквами.
На спуске и скорости
Для торможения двигателем при нормальных условиях эксплуатации достаточно отпустить педаль газа. Автомат перейдет на пониженную скорость при передвижении по спуску, обеспечивая повышение тормозного момента. Водитель может перейти в режим ручного управления (при его наличии) и принудительно выбрать пониженную передачу.
Перекрутить автомат невозможно – электроника не даст включить слишком низкую ступень.
Если отказали тормоза
При отказе одного или двух контуров в комбинации приборов включится сигнальный индикатор. Для снижения скорости необходимо убрать ногу с педали газа. Автомат будет постепенно переключать скорости вниз для гашения скорости.
Водителю необходимо сосредоточиться на маневрировании (при необходимости). Использовать ручной тормоз не следует, поскольку блокировка задних колес приведет к развороту автомобиля.
Педаль тормоза и газа
На вариаторе
Если на автомобиле установлен бесступенчатый вариатор, то он поддерживает торможение мотором. При закрытии дроссельной заслонки до положения, соответствующего холостому ходу, прекращается подача топлива. Тормозной момент от двигателя передается через конические шкивы и ремень. Коробка автоматически меняет передаточное отношение.
Режимы вариатора
В гололед
При движении по скользкой дороге необходимо включить зимний режим в АКПП и ограничить включение повышенных передач. В этом случае реакция автомобиля на сброс газа будет эффективнее.
В современных коробках автоматах включать дополнительные режимы или ограничивать работу не требуется, функции реализованы на уровне электроники.
Перед светофором
Для плавного снижения скорости перед затором или светофором достаточно просто отпустить педаль газа. Автомат постепенно переключит скорости вниз, что обеспечит торможение машины. В случае обнаружения препятствия водителю достаточно нажать на педаль тормоза.
Удержать автомобиль с автоматом на месте (например, на время включения запрещающего сигнала светофора) нужно с помощью педали тормоза. Переводить селектор в нейтральное положение не требуется.
Можно ли тормозить на коробке автомат в ручном режиме
Автоматическая коробка работает совместно с блоком управления, учитывающим режим работы двигателя, скорость движения и ряд других параметров.
Любое изменение режима работы АКПП является программным, селектор не имеет прямой связи с шестернями. Коробка не даст перекрутить двигатель, а при падении частоты вращения ниже допустимого предела АКПП перейдет на пониженную скорость.
На АКПП старого образца водитель может ограничить переключение вверх выбором соответствующего режима. В современном автомате с функцией «типтроник» можно выставить передачу вручную, но АКПП перейдет вверх или вниз при росте или падении оборотов двигателя.
Функция Типтроник
Коробка Типтроник
Какой способ торможения лучше использовать
Торможение двигателем следует использовать в случаях, когда требуется плавно снизить скорость. Для быстрой остановки необходимо задействовать педаль и механизмы на ступицах колес. Водитель всегда использует комбинированную систему торможения, оценивая дорожную ситуацию.
Торможение двигателем на автомате происходит после снятия ноги с педали газа. Контроллер коробки отслеживает обороты мотора, а затем выбирает пониженную передачу при движении на спуске. Водитель может переключить скорость вниз в ручном режиме. Электроника не допустит выход мотора на аварийный режим работы по оборотам.
А какой вариант торможения на автомате чаще всего используете вы? Почему именно его? Поделитесь в комментариях.