Чип-тюнинг: что это и для чего он предназначен?
Чип тюнинг– это изменение программы управления двигателем ради повышения мощности, экономичности или исправления ошибок. Работой двигателя управляет ЭБУ – электронный блок управления, который поддается перепрограммированию (в аналогии с компьютерами – это переустановка операционной системы).
Если с двигателя можно снять большую мощность, поменяв лишь «прошивку», почему этого не сделают прямо на заводе? Неужели производители глупее чип-тюнеров?
Нет, не глупее. Однако для производителей удельная мощность не является главным критерием. Двигатели редко форсируют на 100% их физических возможностей, и причины могут быть самые разные. Иногда выбирают мощность, выгодную с точки зрения налогов, либо «душат» мотор, чтобы снизить выбросы СО2 – от них в Европе зависят налоги.
Бывает, один и тот же мотор выпускают с разными степенями форсировки. Например, двигатель Ford 1.6 Duratec Ti-VCT может быть 105-сильным или 125-сильным, хотя конструктивно версии не отличаются.
В России из-за ступенчатого роста транспортного налога Ssang Yong Actyon может комплектоваться 2-литровым дизелем мощностью 175 л.с. или его дефорсированной до 149 л.с. версией.
В современных моторах все большее значение приобретают экологические характеристики. Очень часто для снижения вредных выбросов приходится одновременно жертвовать и мощностью, и экономичностью. Это позволяет улучшить отдачу мотора, поступившись его эко-стандартом.
Иногда речь идет о банальной ошибке в программе или «придушенности» мотора ради возможности использовать менее качественный бензин.
Чип-тюнеры ищут подобные лазейки и стараются увеличивать мощность и момент в тех пределах, которые производители не использовали по политическим или экологическим мотивам.
Во-вторых, ресурс современных моторов «по железу» (к примеру, цилиндро-поршневой группы) составляет сотни тысяч километров, так что первого-второго владельца некоторое падение ресурса обычно не волнует.
Наконец, в большей степени на ресурс влияет качество масла и топлива, чем изменения картографии мотора.
Впрочем, все это справедливо для грамотного чип-тюнинга, авторы которого не жадничали. Естественно, неудачная программа может сказаться на ресурсе мотора или просто вывести его из строя.
Кроме того, чип-тюнинг может перегрузить крутящим моментом коробку передач: например, шестиступенчатый автомат Aisin для автомобилей Volkswagen в версии 09G рассчитан на момент 250 Н*м. До таких значений некоторые чип-тюнеры предлагают форсировать двигатель 1.4 TSI (122 л.с.), что сделает нагрузку на коробку передач предельно-допустимой. При этом у автомата Aisin есть усиленные версии, например, 09K, способные выдержать 400-450 Н*м, однако они отличаются несколько иной конструкцией (количеством фрикционов в том числе). В чип-тюнинге главное – это чувство меры и доскональное знание возможностей мотора.
Никакой объективной страховки от поломки вам не предложат, поэтому остается уповать лишь на солидность фирмы-чиповщика. Крупные компании, через которые прошли сотни машин, стараются не рисковать репутацией и форсируют автомобиль до безопасных пределов либо официально предупреждают о возможности негативных последствий. Тем не менее гарантировать надежную работу они смогут вам лишь на словах.
Лишусь ли я заводской гарантии, если проведу чип-тюнинг?
Скорее всего, да: безграмотный чип-тюнинг может вывести мотор из строя, и производитель вряд ли захочет покрывать расходы на подобный ремонт.
Чип-тюнеры в основном напирают на «незаметность» процедуры: мол, никто не определит. Ведь «чипованные» программы обычно пишут на базе заводских, так что обнаружить изменения можно, лишь задавшись целью. Если вы обратились за гарантийным ремонтом подвески, вряд ли дилер будет искать причину поломки в измененной программе компьютера (хотя исключать этого нельзя).
Гарантию на силовой агрегат вы потеряете почти наверняка. В случае каких-то проблем с мотором дилер скорее всего определит измененную версию «прошивки», а это как минимум повод для тщательного разбирательства.
Иногда дилерские центры предлагают свои программы чип-тюнинга, однако цены у них обычно выше, при этом очень часто заводская гарантия на мотор все равно прекращается.
Некоторые чип-тюнеры обещают собственную гарантию, которая в основном распространяется на сами устройства для тюнинга, например, модули увеличения мощности (тюнинг-боксы).
Насколько можно поднять мощность и момент за счет чип-тюнинга?
Для атмосферных моторов пределы небольшие – обычно 3-7%, иногда до 10-15%. Обычно при чип-тюнинге безнаддувных двигателей большее внимание уделяют не максимальной мощности, которая используется редко, а крутящему моменту в среднем диапазоне оборотов. Это делает двигатель более «живым».
Лучше поддаются чип-тюнингу наддувные моторы, как бензиновые, так и дизели – здесь удается выжать 25-30%, иногда – до 50%.
Ниже приведены внешние скоростные характеристики двигателя Volkswagen 1.8 TSI до и после чип-тюнинга: как видите, мощность выросла со 155 л.с. до 199 л.с., крутящий момент – с 253 Н*м до 326 Н*м, причем пик его сместился к низким оборотам.
Какие именно параметры меняются во время чип-тюнинга?
Меняются калибровочные коэффициенты, отвечающие за зависимости углов опережения зажигания (впрыскивания для дизелей), коэффициента избытка воздуха, фаз газораспределения (в двигателях с их автоматическим регулированием), алгоритм работы перепускного клапана системы наддува, а также ряд других параметров.
В чем смысл чип-тюнинга безнаддувных моторов, если прибавка мощности невелика?
Выжать большую мощность из атмосферного мотора, не принося в жертву его ресурс, очень сложно. Поэтому максимальная мощность после чип-тюнинга обычно меняется незначительно.
Основное внимание тюнеры уделяют кривой крутящего момента, стараясь поднять ее в зоне средних оборотов, которые чаще всего и используются при обычной езде. Условно говоря, уделяют большее внимание не объективной динамике (по секундомеру), а субъективной. Двигатель становится более эластичным, иногда острее реагирует на газ, и это создает ощущение, что мотор ощутимо прибавил в мощности.
Иногда на кривой крутящего момент наблюдаются очевидные провалы, появление которых обусловлено заботой об экологии или ошибками в программе. Ниже приведена внешняя скоростная характеристика двигателя Chevrolet Lacetti 1.4 до и после чип-тюнинга. Мощность поднялась всего на 1 л.с., крутящий момент на 5%, однако кривая крутящего момента стала более «полной», особенно в зоне до 4000 об/мин.
Некоторые чип-тюнеры обещают одновременное увеличение мощности и улучшение топливной экономичности. Возможно ли это в принципе?
В принципе, возможно, например, за счет снижения экологических параметров двигателя. Так, выбросы окислов азота зависят от максимальной температуры в цилиндре. При уменьшении угла опережения зажигания ниже оптимального значения содержание окислов азота падает, но снижаются и мощность, и экономичность. Увеличивая угол, иногда удается одновременно поднять и мощность, и экономичность, но ценой экологичности двигателя. Понятное дело, что большинство клиентов она не волнует.
Чип-тюнеры иногда делают акцент на повышении экономичности при постоянной мощности, однако надежных экспериментальных данных об эффективности данных мероприятий мы не нашли.
Сколько стоит чип-тюнинг?
Зависит от автомобиля и сервиса: «гаражные» спецы предлагают чиповку от 1000 рублей, серьезные компании, которые пишут программу специально под ваш автомобиль, просят обычно от 7-12 тысяч за 1,6-литровый атмосферник до 20-30 тысяч за мощный многолитровый двигатель. Иногда чип-тюнеры акцентируют внимание на относительную дешевизну дополнительных «лошадей»: так, увеличение мощности двигателя Porsche 911 Carrera (997) с 325 л.с. до 350 л.с. позволяет приблизить ее динамику к модели Carrera S. Стоимость чип-тюнинга – порядка 26 тысяч рублей, разница в цене между моделями – около полумиллиона.
В целом для двигателей, хорошо поддающихся чиповке, стоимость дополнительной лошадиной силы составляет порядка 300-1000 рублей.
Зачем делают чип-тюнинг?
Львиная доля обращений – это желание улучшить динамику машины, к которому иногда примешивается стремление сэкономить на транспортном налоге, ведь он платится «по паспорту». Экономичность – второй мотив.
Некоторые стремятся исправить характеристику мотора, убрать провалы и «подвисания» двигателя на определенных оборотах или повысить отзывчивость на педаль газа: впрочем, для последний задачи лучше подходят специальные устройства (см. ниже).
Иногда чип-тюнинг нужен для исправления ошибок программы, которые, например, приводят к неустойчивой работе в холодном состоянии или рывкам при переключении передач.
Как убедиться, что чип-тюнинг дал результат?
В чип-тюнинге, как и в медицине, силен эффект плацебо: даже если в машине ничего не изменилось, владельцы чувствуют чумовую прибавку мощности. Просто потому, что больше крутят мотор и чаще давят педаль газа в пол.
Поэтому серьезные чип-тюнинговые компании располагают стендами для снятия внешней скоростной характеристики. Более дорогие стенды позволяют работать с полноприводными моделями, некоторые оснащены вентиляторами обдува, чтобы двигатель не перегревался при многократных повторениях. Кстати, имейте в виду, что если вентилятора нет, повторные измерения с малым интервалом могут привести к перегреву мотора.
Для грамотного чип-тюнинга снятие внешних скоростных характеристик до и после обязательно в том числе ради обеспечения надежности «чипованного» мотора.
Помимо этого иногда чип-тюнеры проверяют динамику разгона автомобиля с помощью измерительного комплекта (например, RaceLogic) и сравнивают ее с характеристиками до чип-тюнинга.
Как делают чип-тюнинг в специализированных фирмах?
Сначала автомобиль проходит диагностику, чтобы исключить неисправности, которые помешают чипованию.
Если все хорошо, снимается внешняя скоростная характеристика. Исходная программа ЭБУ сохраняется, и обычно, если клиент остается недоволен новой программой в течение 1-2 недель эксплуатации, чип-тюнеры заливают прежнюю версию и возвращают деньги. Это один из признаков серьезности компании.
Затем данные об автомобиле и его программа передаются специалистам, которые пишут новую программу, опираясь на предыдущий опыт работы с данной моделью.
После этого автомобиль проходит стендовые измерения с новой программой, и если обнаруживаются какие-то нюансы – программа дорабатывается. Иногда для получения желаемого результата требуется несколько «итераций».
Можно ли с помощью чип-тюнинга сделать педаль газа более «острой»?
Да, можно. Однако если задача только в этом, можно использовать корректор электронной педали газа. Это небольшой электронный блок, который включается в цепь между датчиком положения педали газа и ЭБУ. Он модулирует сигнал от педали газа, обычно удваивая его: если педаль газа выдает сигнал 10%, корректор увеличивает его до 20% и передает в ЭБУ.
Современные машины нередко кажутся более «тупыми» по сравнению с автомобилями аналогичной мощности, выпускаемыми в 90-х годах. Во многом это связано с настройками акселератора ради улучшения экологичности мотора на переходных режимах. Корректоры позволяют отчасти решить эту проблему и сделать автомобиль субъективно быстрее, иногда – проще в управлении. Впрочем, обычно корректоры увеличивают расход топлива (водитель чаще ездит на полном газу), а для иных машин создают лишь дискомфорт.
Один из плюсов корректора – возможность снять его, например, перед посещением дилерского центра. Эффективность корректора зависит от конкретного автомобиля и ваших предпочтений: в идеале, сначала лучше взять корректор на «тест-драйв» и потом уже отдавать 5-10 тысяч рублей.
У некоторых корректоров есть кнопка отключения, чтобы сделать педаль менее «острой»
Есть ли варианты чип-тюнинга, позволяющие не вмешиваться в стандартную программу управления?
Да, например, с помощью так называемых тюнинг-боксов: блоков, модулирующих сигнал от контроллера к исполнительным устройства, например, форсункам. Чаще всего боксы предлагаются для дизелей, улучшая их мощность или экономичность. В самом двигателе не меняется ничего, и «бокс» всегда можно снять и переставить, к примеру, на другую машину.
По заявлению производителей, боксы, ориентированные на экономичность, позволяют снизить расход топлива на 10-12%, при этом немного улучшить отдачу мотора. «Мощностные» боксы обеспечивают прибавку мощности на 20-30%, а некоторые модели позволяют плавно менять степень форсирования двигателя, выбирая между стандартной программой, экономичными или мощностными режимами.
Так, один из боксов на пикапе Mitsubishi L200 во время стендовых испытаний показал следующие значения: нулевой режим – мощность 130 л.с.; момент 265 Н*м, что примерно соответствует паспортным данным. Самый форсированный 8-й режим – 152 л.с. и 306 Н*м.
Современные боксы позволяют управлять режимами с сотового телефона.
Чип-тюнинг: придаем мотору мощи
Немало автовладельцев, приобретя машину, пожалели, что не взяли модификацию с более мощным двигателем. Раньше, чтобы удовлетворить свои гоночные амбиции, эти люди шли двумя путями: либо покупали машину с более мощным двигателем, либо шли на замену агрегата или на внесение в его конструкцию существенных изменений. И та, и другая операции дорогостоящи, поэтому многим приходилось мириться со своими маломощными агрегатами. Но с изобретением чип-тюнинга проблема повышения мощности двигателя была решена. Что это за операция, как с ее помощью мотор набирает дополнительные лошадиные силы, каковы плюсы и минусы чип-тюнинга – об этом сегодня мы расскажем в нашем новом материале.
Все о чип-тюнинге двигателя
Истоки чип-тюнинга
Зародился чип-тюнинг в первой половине 1990-х годов – в самый пик эры развития компьютерных технологий. В то время компьютеризации подвергались самые различные отрасли промышленности, и автомобильная – не исключение. Именно на это время пришлось появление многих компьютерных систем контроля (тот же бортовой компьютер или «электронные мозги»), которые в современном автомобиле уже никого не удивляют. Помимо программ, созданных для управления системами автомобиля, появились программы, корректирующие работу этих систем. Такие программы стали основой нового направления – чип-тюнинга. Он предполагает внесение изменений в работу электронного блока управления (ЭБУ) двигателя без вмешательства в его механическую часть.
Электронный блок управления (ЭБУ)
Корректировка работы двигателя выполняется при помощи специальных программ – контроллеров. Они изменяют стандартные заводские настройки, влияя на несколько параметров – увеличение мощности, уменьшение расхода топлива, работу установленной на мотор турбины, новых форсунок и так далее. Немаловажно применение чип-тюнинга при установке на автомобиль газобаллонного оборудования. Но чаще всего чип-тюнинг применяется для увеличения мощностных характеристик мотора или исправления ошибок в заводских настройках двигателя. Причем, как показывает практика, применять эту операцию можно на моторах любых автомобилей, главное, чтобы у таких машин присутствовал электронный блок управления и необходимые разъемы для подключения компьютерного оборудования.
Основные этапы перепрошивки ЭБУ двигателя
Для того чтобы изменить параметры двигателя, необходимо провести несколько операций. Операция первая: считывание программы заводской настройки мотора с ЭБУ. Зачастую выполняется она при помощи ноутбука с установленным на нем специальным программным обеспечением. Для этого ноутбук подсоединяется к диагностическому разъему блока управления, и ПО считывает установленную в нем еще на заводе программу. Существуют еще два вида считывания заводских настроек: путем изъятия ЭБУ, выпаивания из него «памяти» с последующим перепрограммированием на специальном оборудовании (характерно для автомобилей, произведенных до 1997 года, когда машины еще не оснащались диагностическими разъемами). А также — при помощи программного обеспечения BDM (Background Debug Mode), которое позволяет изменять настройки двигателя в режиме фоновой отладки. Особенностью последнего вида перепрошивки является то, что ее можно произвести только с двигателями, чьи ЭБУ собраны на базе процессора Motorola, так как именно эта компания разработала BDM.
ChipTuningPRO — программа для чип-тюнинга
Операция вторая: редактирование программы заводской настройки. Как правило, эту операцию выполняют не в той компании, куда человек приезжает делать тюнинг, а в фирмах, специализирующихся именно на корректировке заводских данных. Эти фирмы сотрудничают с тюнинг-ателье, работники которых занимаются по большому счету только считыванием и последующей записью обновленного контроллера в память электронного блока управления. Фирмы по редактированию контроллеров обладают специальным программным обеспечением, а их сотрудники – огромным багажом знаний по каждому отдельно взятому агрегату. Они могут не только правильно скорректировать работу мотора, увеличив его номинальную мощность и повысив крутящий момент, но также обнаружить и исправить ошибки, допущенные производителем двигателей. В процессе редактирования происходит пересчет калибровочных данных, ответственных за мощность, крутящий момент, расход топлива, показания угла опережения зажигания и другие характеристики.
Операция третья: внесение откорректированных контроллеров в память электронного блока управления двигателя. Эта операция не отличается от первой: выполняется она теми же способам и, как и при изъятии прошивки. Отметим, что процесс чип-тюнинга возможна и в обратном порядке, например, когда владелец автомобиля решил вернуться к заводским настройкам, измененные данные контроллеров можно «откатить».
Особенности чип-тюнинга для различных типов двигателей
Процессы перепрошивки программ для атмосферных и турбированных двигателей отличаются. Для того, чтобы добиться повышения мощности атмосферного двигателя, оператор-тюнинговщик вносит корректировки в калибровочные данные угла опережения зажигания и подачи топлива. В случае с турбированными моторами корректировке подвергаются калибровочные данные давления наддува. В результате, можно повысить мощность атмосферного двигателя на 5-12%, а турбированного – на 30-40%. Параллельно с этим, оператор вносит поправки в алгоритм работы топливной карты, что приводит к уменьшению количества впрыскиваемого топлива. Мощность же повышается за счет увеличения коэффициента полезного действия от сгорания топлива.
Плюсы и минусы чипования мотора
К преимуществам, которые автовладелец, решившийся провести операцию чип-тюнинга, можно отнести повышение мощности двигателя, его крутящего момента, улучшение динамических характеристик (максимальной скорости, разгона от 0 до 100 км/час), уменьшение расхода топлива, адаптация двигателя под определенный вид горючего. К минусам можно отнести возможное повышение токсичности выхлопных газов. И то, этот недостаток проявляется, если операция чип-тюнинга была произведена некорректно. Именно поэтому проводить подобные операции нужно в компаниях, которые много лет занимаются чип-тюнингом.
ABT QS3 — тюнингованный вариант Audi Q3, двигатель которого также не обошелся без чип-тюнинга.
Как, и кто делает "правильный" чип-тюнинг
Разберемся с определением «чип-тюнинг» — в превую очередь программное вмешательство в режим работы ECU с намерением улучшить различные стороны работы двигателя.
Рано или поздно, у владельца появляется желание улучшить автомобиль, это желание вполне естественно. Желание что-то изменять появляется не только к автомобилю, людям постоянно необходимо все улучшать в своей жизни — это психологический аспект жизни. Человек привыкает ко всему, так же он привыкает к автомобилю, после нескольких лет эксплуатации, все возможности автомобиля становятся обыденностью, вождение превращается в рутину. Пропадает чувство восторга от нового автомобиля после покупки, динамика и скорость автомобиля уже не удивляют, и вождение становится скучным и обыденным. Каждый может вспомнить момент, когда двигатель его любимца неожиданно начал троить, или мощность просто упала, а посещение станции техобслуживания все откладывалось. Но вспомните первые впечатления после ремонта — оказывается машина очень резвая, и тянет хорошо! Вот такие же эмоции возникают после чип-тюнинга.
Что помогает добиться повышения динамики и мощности?
Некоторые из читателей вполне могут вспомнить времена повальной популярности отечественного автопрома. В те времена, многие знали, что добавить «резвости» автомобилю можно выставив зажигание на позднее время. Для этого надо было лишь повернуть крышку трамблера на несколько градусов. Только этим способом в свое время спасались люди в горных местностях, это помогало вернуть автомобилю мощность при нехватке кислорода на высоте.
Увеличить мощность можно было перенастроив карбюратор автомобиля. Но такую операцию мог сделать не каждый, тем более, в работе необходим газоанализатор.
Именно такие способы корректировки работы двигателя стали прародителем для современного чип-тюнинга. Отличия лишь в том, что на современных автомобилях все параметры регулируются «электронными мозгами» в отличие от старых, где вся настройка происходила регулировкой физических элементов. На данный момент приходится вмешиваться в работу программной части ECU.
Чем опасны изменения микропрограммы?
Начнем с того, что чип-тюнинг — это самый быстрый, менее затратный и безопасный метод, подойдя к этому профессионально. Другие способы улучшения двигателя: замена распредвала, установка укороченных шатунов, изменение впускной и выпускной системы двигателя и т. д. — обойдутся автовладельцу в значительную сумму и придется затратить много времени на переборку двигателя, и все равно желательно сделать перенастройку ECU для стабильной работы силового агрегата.
Сейчас, мало владельцев автомобилей с тем или иным способом тюнингованными двигателями, поэтому человеку захотевшему улучшить свой автомобиль, приходится ориентироваться на информацию из ненадежных источников. В результате информационного дефицита рождаются сомнения, а они рожают много негативных отзывов и мнений. Такие статьи в основном исходят от «теоретиков» или любителей, подошедших к форсирования двигателей безответственно, в основном, каждая статья сводится к третьему закону механики — каждое действие равно противодействию. С этим утверждением не поспоришь, все авторы правы (в какой-то мере). Ошибаются только в одном, в размере противодействия при грамотном подходе к делу. Спорить с утверждением, что при повышенных нагрузках работы двигателя — и повышается износ ресурса работы мотора. Однако, стоит учитывать практическую часть проблемы — на сколько именно увеличится износ двигателя при чип-тюнинге.
Например, в статьях приводятся цифры от 10% до 30% уменьшения срока службы двигателя. Но существует единственный нюанс, ни в одной статье не приводится формула или методика подсчета увеличения износа. Стоит заметить, при профессиональном подходе к перепрошивке «мозгов», износ двигателя увеличивается незначительно, особенно учитывая повышенные характеристики автомобиля. Собственно, только калибровкой микропрограммы ECU можно добиться такого сбалансированного прироста производительности и отзывчивости мотора. Поэтому, не стоит пренебрегать возможностью воспользоваться услугой, тем более, никто не задумывается об относительно повышенном износе двигателя при езде в экстремальных условиях, или в самом элементарном случае — при использовании кондиционера.
Каким способом уменьшить негативное влияние чип-тюнинга?
Изменение заводских настроек работы двигателя не означает, что двигатель будет работать в экстремальных условиях. На тех же старых машинах, при установке позднего зажигания считалось, что это приведет к нагару на клапанах и прогоранию поршней. В принципе и такое случалось, но только в случае превышения допустимого регулирования.
Это происходило в основном из-за пренебрежения дополнительной регулировки обогащения топливной смеси. Такой подход нивелировал все возможные негативные последствия во вмешательство заводской настройки мотора, при этом получали прирост в динамике машины равный предыдущему методу.
Это приводит к следующим выводам: изменения настроек при чип-тюнинге вредны, а некоторые исключат всю вредность предыдущих изменений. Но стоит отметить, что основной износ двигателя обусловлен в большей степени, манерой езды и временем эксплуатации двигателя, а не тонкой индивидуальной настройкой. Тем более, что существует множество вариантов перенастройки, водители желающие «выжать» все из двигателя, а некоторые хотят улучшить динамику или снизить расход топлива. Желание конечного результата так же влияет на итоговую нагрузку на двигатель.
При перепрошивке управляемой программы атмосферных двигателей для улучшения динамики не всегда приводит к увеличению мощности. В этом случае в основном меняется крутящий момент на определенных оборотах в минуту, это и придает машине прирост в динамике при разгоне и переключении передач.
Даже в случае «чиповки» на максимум лошадиных сил можно избежать негативных последствий при грамотном подходе. Профессионалы не один день разрабатывают и тестируют новые прошивки, добиваясь идеального соотношения мощности-износа. Все это зависит от профессионализма мастера и желания клиента. Так к примеру, после грамотного чип тюнинга skoda octavia на http://madcat.biz/chip-tuning/skoda/octavia/ получила в свое распоряжение 225 л.с. хотя по паспорту у нее всего 180 л.с. В этом конкретном случае дополнительной нагрузки на двигатель не произошло вовсе, так как, в заводской программе была сильно занижена мощность из-за экологических норм и для возможности выпустить «заряженную» версию.
Главное преимущество чип-тюнинга перед обычным — это стоимость и удобство. За относительно небольшую плату, Вы приобретете уже самодостаточный тюнинг. При этом не обязательно ориентированный на агрессивный стиль езды. Также, всегда есть возможность вернуть все настройки на заводские. Есть еще один способ использования чип-тюнинга — это сезонный, когда машина перепрошивается под определенный стиль езды в определенный сезон, в этом случае, даже не обязательно каждый раз перепрошивать, а достаточно купить второй блок ECU. Такой способ позволяет самому менять настройки автомобиля в любое удобное время.
Важно о качестве чип-тюнинга
Многие люди ошибочно думают, что существует «оригинальные» и не оригинальные программы для чип-тюнинга. Это глубочайшее заблуждение, так как автопроизводители не признают возможность такого тюнинга, иногда стараются заблокировать возможность перепрошивки блока управления. Также отметим, что перенастройка двигателя не творит чудес, любое улучшение параметров приводит к ухудшению других — износ двигателя, или увеличения вредных выбросов в атмосферу или увеличения расхода топлива, а иногда и повышения требований к топливу. Проблема в том, что на заводе изготовителе, все настройки проведены в компромиссе между всеми факторами, а кустарное «рукоделие» может значительно увеличить негативное влияние перепрошивки.
Из этого следует, что необходимо обращаться в проверенные временем и опытом тюнинг ателье, а не к дяде Васе из гаражей. Ателье покупают проверенные прошивки у профессионалов, тестировавшие их на стендах и в полевых условиях. И продают уже готовый продукт, Вам не придется постоянно ездить для перепрошивок, когда Вы неожиданно заметите проблемы в работе двигателя. Такое решение может обойтись дороже (разница в цене может отличаться в десятки раз), но избавит от возможных последующих неприятностей.
Предостережение, или в каких случаях делать чип-тюнинг запрещено
Необходимо пояснить важные моменты для желающих «воскресить» старые автомобили. Нельзя заменять ремонт двигателя чип-тюнингом. К примеру, при потере мощности из-за старения двигателя или неисправности датчиков, например: мощность может пропасть из-за слабой компрессии или датчик холостого хода работает в неправильном режиме. Это приведет к ускорению капитального ремонта, а желаемого эффекта можете не получить.
Новые программы регулирования работы двигателя рассчитаны только на полностью исправные автомобили, в этом случае гарантировано дадут положительный результат.
Главные выводы: чип-тюнинг — это не плохо, но подходить необходимо с полной ответственностью (как и ко всему в жизни). При необдуманных поступках можно сделать хуже. Но прочитав статью и учтя предостережения — Вы вдохнете в автомобиль новую жизнь!
Автолюбителям доступно о чип-тюнинге
Чиптюнинг — это замена штатного программного обеспечения (ПО) блока управления двигателем на модифицированное программное обеспечение. ПО записано в память электронного блока управления (ЭБУ). В соответствии с ним ЭБУ на основе показаний датчиков управляет двигателем с помощью исполнительных механизмов. Исполнительные механизмы — это форсунки, катушки зажигания, клапан рециркуляции отработавших газов, элементы управления геометрией впускного коллектора, различные электромагнитные клапаны и т.д. Программное обеспечение чаще называют прошивкой, собственно как и сам процесс чип-тюнинга.
Блок управления двигателем, установленный под капотом Great Wall Hover
ОТКУДА БЕРУТСЯ ПРОШИВКИ?
Модифицированные прошивки для блоков управления создаются на основе штатных прошивок (т.н. «стоковых» прошивок, или проще «стоков»). Стоковые прошивки считываются из блока управления. Первая модификация ПО может занимать много дней, так как требует её глубокого анализа и проверки. Если модифицированные прошивки уже есть в наличии, то повторной модификации не требуется: эта прошивка может быть использована на прочих автомобилях соответствующей марки, модели и комплектации.
ЗАЧЕМ НУЖНО «ЧИПОВАТЬ АВТОМОБИЛЬ», т.е. ЗАЧЕМ НУЖЕН ЧИП-ТЮНИНГ?
Приведем несколько примеров.
ОШИБКИ ШТАТНОГО ПО
Штатное ПО блока управления может содержать ошибки, приводящие к ложному определению неисправности различных подсистем или неправильной работе двигателя на различных режимах. Обычно, автопроизводитель, накапливая от дилерских станций техобслуживания информацию о неисправностях выпускаемых им автомобилей, анализирует её, и в случае, если причиной неисправности является некорректное ПО блока управления, выпускает для дилеров сервисный бюллетень об отзывной кампании и дилеры заменяют ПО бесплатно.
В случае если ошибка в ПО не определяется производителем автомобиля, то многие автовладельцы, столкнувшись с этой неисправностью, обращаются к частным автоэлектрикам-диагностам и те уже, определяя некорректную работу блока управления, считывают и отправляют штатную прошивку на проверку и модернизацию опытному калибровщику. Калибровщик анализируя ПО, создает его модификацию с исправленной ошибкой. Такие случаи ошибок ПО известны: ошибочная фиксация блоком управления неисправности катализатора, кислородных датчиков, ложных пропусков воспламенения в цилиндрах.
УДАЛЕНИЕ КАТАЛИЗАТОРА
Катализатор — это элемент системы выпуска отработавших газов, снижающий токсичность последних за счет химических преобразований. Не будем углубляться в механизм его работы. Об этом написано много статей. Например, эта:
Сконцентрируемся на его сроке службы, который для полностью исправного автомобиля сильно разнится и может составлять от 90 тыс. км. пробега и более. На срок службы катализатора негативно влияют неудовлетворительное техническое состояние автомобиля, качество используемого топлива, агрессивная манера вождения.
Наиболее частой причиной преждевременного выхода катализатора из строя являются пропуски воспламенения топлива в цилиндрах двигателя, при которых слишком большое количество не сгоревшего топлива догорает в катализаторе. Это вызывает перегрев и разрушение керамических сот катализатора. Вследствие этого снижается его проходная способность и выхлопным газам становится трудно выходить наружу. Разрушение катализатора характеризуется серьёзным снижением доступной водителю мощности двигателя: большая её часть расходуется на т.н. насосные потери — проталкивание газов через катализатор, к тому же камера сгорания неэффективно очищается от выхлопных газов. Автомобиль теряет динамику (начинает «тупить»), как говорят автолюбители «его как будто держат за зад», в конце концов однажды он просто не заведется.
Подобная неисправность и её устранение описано здесь:
Пропуски воспламенения характеризуются повышенной вибрацией (что сложно заметить при количестве цилиндров более 4-х), снижением его мощности и фиксацией блоком управления кодов неисправностей P0300, P0301, -2, -3, -4, -5, -6 (если функция контроля пропусков заложена в блок управления). Причин пропусков воспламенения много. Вот основные из них: неисправность цепи высокого напряжения (свечи, катушки, высоковольтные провода), низкое давление топлива (например при неисправном топливном насосе или низком уровне топлива), неисправность форсунок, механические неисправности двигателя (низкая компрессия, смещение фаз газораспределения).
Еще одной из неисправностей катализатора является снижение эффективности его работы. Основными причинами этой проблемы является низкое качество топлива и ГСМ, а так же ресурс катализатора. Появление в памяти блока управления ошибки P0422- Низкая эффективность каталитического нейтрализатора, будет наиболее вероятно вызвано именно рассматриваемой причиной, но возможны и другие варианты.
Любая неисправность катализатора решается либо заменой на новый, либо его удалением. Восстановить его работоспособность невозможно.
Замена на новый катализатор — решение цивилизованное, но недешевое, так как в его активном элементе содержатся драгметаллы. Стоимость одного оригинального катализатора начинается от нескольких десятков тысяч российских рублей, а на некоторых автомобилях число катализаторов может доходить до четырех.
Есть варианты более дешевые — не оригинальные универсальные катализаторы:
В любом случае, не стоит сбрасывать этот вариант со счетов: экология является нашим общим делом и это особенно актуально для больших городов.
Удаление катализатора на автомобилях с нормами токсичности Евро-3 и выше вызовет фиксацию блоком управления соответствующего кода неисправности, так как блок управления производит мониторинг работы катализатора посредством датчика кислорода, установленного после катализатора по ходу движения выхлопных газов (т.н. «задний» кислородный датчик, «передний» установлен до катализатора). Поэтому просто удалить катализатор не достаточно, нужно еще заставить блок управления двигателя прекратить производить мониторинг работоспособности катализатора. Для этого блок управления двигателем перепрошивается модифицированным ПО, после которого показания заднего кислородного датчика не учитываются, да и вообще не фиксируются ЭБУД (т.н. прошивка под Евро-2). Стоит также отметить, что удаление исправного катализатора на прирост доступной водителю мощности существенного влияния не окажет.
УДАЛЕНИЕ САЖЕВОГО ФИЛЬТРА
Современные дизельные автомобили для удовлетворения нормам токсичности комплектуются сажевым фильтром (Diesel Particulare Filter, DPF). В нескольких словах его функция состоит в улавливании сажи из выхлопных газов и последующее её сжигание (т.н. регенерация сажевого фильтра).
Сажа выхлопных газов двигателей внутреннего сгорания, действуя как активированный уголь, собирает в себя вредные вещества и является канцерогеном, поэтому вдыхание её крайне нежелательно. Снизить количество сажи в выхлопных газах автомобиля призван сажевый фильтр.
Подробнее о конструкции сажевого фильтра:
Ошибки в эксплуатации автомобиля, низкое качество топлива и смазочных материалов, частые поездки на короткие расстояния и городской режим поездок ведут к неустранимым неисправностям сажевого фильтра. Его регенерация становится невозможной. Столкнувшись с этой проблемой автовладелец, как и в случае с катализатором, имеет два пути её решения: замена на новый или удаление сажевика. Стоимость нового сажевого фильтра велика и зачастую его удаление — единственный способ вернуть автомобиль в рабочее состояние. И в этом случае также потребуется перепрошивка блока управления двигателем, программно отключающая сажевый фильтр.
Программное удаление сажевого фильтра подробнее рассмотрено здесь:
ОТКЛЮЧЕНИЕ КЛАПАНА EGR
Для того, чтобы современные двигатели соответствовали всё более ужесточающимся нормам экологичности, используются различные подсистемы двигателя. Одна из них — система рециркуляции отработавших газов (EGR). В нескольких словах суть этой системы состоит в подмешивании части отработавших газов (ОГ) к свежей топливо-воздушной смеси с целью снижения температуры горения в камере сгорания, что ведет к снижению концентрации токсичных оксидов азота в выхлопных газах (дело в том, что при слишком высоких температурах в камере сгорания молекулярный азот, содержащийся в воздухе, окисляется).
Однако у системы EGR есть существенный недостаток: выхлопные газы душат двигатель автомобиля, продукты горения засоряют впускной коллектор, сам клапан EGR, впускные клапаны двигателя, к тому же попадают в моторное масло и оно значительно быстрее теряет свои свойства.
Проблема эта решается перекрытием клапана EGR (канала рециркуляции) заглушкой, изготовленной из листовой стали и, конечно же, программным отключением функции рециркуляции (установкой определенной прошивки). Отключается управление элементами системы EGR (клапаном/-ами, специальной дроссельной заслонкой на дизелях) и контроль работы системы EGR (который осуществляется посредством контроля расхода свежего воздуха или с помощью специфичных датчиков температуры и давления).
Расположение электропривода клапана EGR на Great Wall Hover H5 с дизельным двигателем
РЕГУЛИРОВКА ОБОРОТОВ ХОЛОСТОГО ХОДА
Многие автопроизводители занижают базовые обороты холостого хода с целью улучшения экономичности двигателя. Это может приводить к повышенной вибрации двигателя на холостом ходу, иногда к сложностям при трогании с места на МКПП. На некоторых автомобилях эту ситуацию можно выправить с помощью диагностического оборудования (сканера). В данном случае в ПО исправляется часть программы, но собственно чип-тюнингом это являться не будет. Для остальных автомобилей есть возможность изменения базовых оборотов холостого хода с помощью чип-тюнинга.
РЕГУЛИРОВКА ТЕМПЕРАТУРЫ СРАБАТЫВАНИЯ ВЕНТИЛЯТОРА ОХЛАЖДЕНИЯ
На современных легковых автомобилях электровентиляторы системы охлаждения двигателя запускаются через реле, включаемое блоком управления двигателем. Блок управления отслеживает температуру двигателя по показаниям датчика температуры охлаждающей жидкости. Температурные пороги включения и выключения вентилятора охлаждения записаны в ПО блока управления двигателем.
Некоторые автопроизводители из соображений улучшения экологичности двигателей завышают рабочую температуру двигателя путем смещения порогов включения/выключения вентилятора охлаждения в сторону более высоких температур. Однако, зачастую это делается без должных доработок конструкции двигателя, что приводит к чрезмерным тепловым нагрузкам. С помощью чип-тюнинга возможно смещение температурного диапазона работы вентилятора в сторону более низких температур (конечно, в пределах разумного).
УВЕЛИЧЕНИЕ МОЩНОСТИ или СНИЖЕНИЕ РАСХОДА
Эти аспекты рассматриваются совместно, так как они взаимозависимы.
Чип-тюнинг автомобиля позволяет менять кодировки ПО и оптимизировать процессы управления системами двигателя, соответственно мощность автомобиля повышается за счет того, что он раскрывает весь свой потенциал.
В результате повышения динамики автомобиля, автолюбитель интуитивно начинает меньше давить на педаль акселератора. Поскольку отклик автомобиля на педаль газа становится более адекватным, автолюбитель все меньше и меньше бестолково давит на педаль, пытаясь достичь динамичного разгона. В результате расход топлива снижается.
Однако не стоит ждать колоссального прироста мощности после заливки новой прошивки в блок управления.
ПОВЫШЕНИЕ КОМФОРТА ДВИЖЕНИЯ (РАЗГОН, ПРИЕМИСТОСТЬ) / БЕЗОПАСНОСТЬ
Чипованый автомобиль действительно не похож на автомобиль «стоковый». Он прибавляет в динамике разгона, становится более приемистым, более информативным. В результате этого комфорт управления повышается, многие ожидания владельца от своего автомобиля оправдываются. Можно даже сказать, что автомобиль становится более безопасным, так как в сложных ситуациях, когда требуется совершить маневр, подразумевающий резкий разгон — автомобиль даст такую возможность. Однако не стоит забывать, что чиповка автомобиля не является лекарством от всего. Вы всегда должны четко взвешивать возможности своего автомобиля и именно исходя из них корректировать свое поведение на дороге.
КАК ПРОИСХОДИТ ЧИП-ТЮНИНГ?
Обычно чип-тюнинг начинается с первичной диагностики двигателя: проверка отсутствия кодов неисправностей в памяти блока управления двигателем, адекватности работы всех систем двигателя и т.д. Зачастую клиенты чип-тюнера не подозревая о неисправностях двигателя или системы управления просят чип-тюнингом улучшить поведение автомобиля, мотивируя это желание простым выражением «не едет». Нередко снижение мощности двигателя из-за неисправностей происходит постепенно, и именно поэтому первичная диагностика так необходима и важна.
Чип-тюнинг требует от исполнителя глубоких знаний как в области функционирования систем двигателя, так и знаний весьма специфических. Например: нужно четко понимать каким оборудованием и способом можно прошить тот или иной блок управления двигателем, полностью ли соответствует прошивка текущей модели автомобиля, а так же блоку управления и комплектации. Исполнитель так же должен быть готов разобрать блок управления и конечно же сделать это все без повреждений и т.д.
Разные блоки управления по-разному «шьются». Одни блоки «шьются» без снятия и разборки, через диагностический разъем автомобиля (используется диагностическая линия).
Диагностический разъем автомобиля
Например так шьется Great Wall Hover:
Чип-тюнинг Great Wall Hover
Другие блоки невозможно «прошить» этим способом и потребуется снять блок управления с автомобиля. Здесь возможны варианты: либо блок управления прошивается без разборки, что называется «на столе» (к некоторым контактам разъема блока подсоединяются необходимые провода).
Блоки управления двигателем фирмы DELPHI для а/м Great Wall и BYD
Либо же блок управления разбирается и прошивка меняется путем подключения оборудования к контактам на печатной плате блока управления
или выпаиванием необходимой микросхемы из блока управления и «прошивкой» её программатором:
Процесс разборки блока управления зависит от его типа, а также от задач, стоящих перед чип-тюнером. Как минимум у блока управления будет снята крышка. Крышка обычно ставится на герметик, который становится мягким при нагревании. Нагрев крышки осуществляется с помощью промышленного фена, после чего крышка легко удаляется. Но бывают «тяжелые» случаи при которых либо требуется извлечь из корпуса блока печатную плату, либо снять вторую крышку блока. В «особо тяжелых» случаях блок управления разобрать вообще невозможно, тогда удаляется часть крышки, которая располагается над контактами печатной платы блока управления, необходимыми для осуществления подключения. После завершения процедуры замены ПО получившееся отверстие герметично закрывается.
Следует отметить, что прошить блок управления можно даже отдельно от автомобиля. Нет никакой необходимости пригонять автомобиль в сервис, если он находится слишком далеко. Достаточно привезти или прислать блок управления чип-тюнеру и он перепрошьет его что называется «на столе». После чего блок управления устанавливается обратно на автомобиль.
Автолюбителя, задумавшегося о прошивке своего автомобиля, волнует вопрос: как смена прошивки может повлиять на ресурс двигателя? Ответить на этот вопрос можно только узнав какая именно прошивка будет залита. Качество прошивки зависит от квалификации специалиста, выполнившего её калибровку и в этом аспекте, необходимо прошивать свой автомобиль у зарекомендовавших себя чип-тюнеров. Они используют проверенные и хорошо откалиброванные прошивки, отредактированные опытнейшими специалистами, одним из основных принципов работы которых является «не навреди». И в данном случае не должно быть никаких сомнений в том, что перепрошивка блока управления не окажет отрицательного влияния на ресурс двигателя. А в некоторых случаях — даже наоборот. Речь идет например о тех случаях, когда чип-тюнингом отключается ЕГР или корректируется температура срабатывания вентилятора охлаждения двигателя.
Несколько слов о поведении прошитого автомобиля.
Какой бы автомобиль не чиповался, можно четко выявить основные аспекты результатов перепрошивки:
1. Автомобиль становится более приемистым и намного активней откликается на педаль газа.
2. Чиповка убирает провал при разгоне от 2 до 3-х тыс. оборотов, который знаком абсолютно каждому владельцу этих автомобилей.
3. На дизельном автомобиле чиповка убирает турбояму. (На стоковой версии ПО турбина подхватывает только после 2-х тыс. оборотов), доступны версии прошивок с отключением клапана EGR.
Матвей
© Легион-Автодата
Благодарю за помощь сотрудников СТО «RedHot Service» (Профессиональный ремонт и чип-тюнинг а/м Great Wall).