Сигналы и жесты водителей на дороге
Прочитал этот пост и подумал, что действительно немногие знают сигналы и жесты водителей на дороге, а они зачастую могут нам помочь.
1. Сигналы, используемые при помощи рук:
— Если водитель поднимает ладонь – он благодарит вас или приветствует, если скрещивает руки – то впереди вас пробка или авария с большим затором.
— Если у кого-нибудь неплотно закрыта дверь или между ней и корпусом что-то застряло, вы можете обратить внимание водителя, указывая рукой на его дверь.
— Хлопок рукой по воздуху означает, что у машины открыт багажник.
— Если водитель с помощью рук изображает мигание лампочки, это значит, что он напоминает о необходимости включить фары.
— Жест рукой в сторону обочины говорит о том, что машина неисправна: необходимо остановиться и проверить в чем дело.
— Фига в водительской «азбуке Морзе» – вовсе не проявление неуважения. Этот знак обычно показывают водителям грузовиков, фур, «Газелей», если в заднем двойном колесе застрял камень.
— Чтобы показать водителю, что у него спустило колесо, опишите в воздухе кистью круг и укажите вниз.
— Чтобы предупредить о посте ГИБДД, помимо светового сигнала используют знак рукой: пальцами ударяют по плечу.
— Если у кого-нибудь открыт люк бензобака, можно предупредить об этом, указывая большим пальцем вниз.
— Указание пальцем на глаз говорит о том, что водитель забыл включить поворотник.
2. Сигналы, используемые при помощи света фар:
— Двойное мигание дальним светом – наиболее распространенный сигнал. Если вы видите, что встречные машины «подмигивают» вам, это означает, что впереди стоят сотрудники ДПС. Иногда таким же образом предупреждают о других неприятностях на дороге – ДТП или открытом люке, например.
В благодарность этому сигналу встречные автомобилисты обычно поднимают левую руку – «спасибо».
Проехав «скользкое» место, подайте такой же сигнал тем, кто едет навстречу.
— Если встречные машины не «подмигивают» фарами, а включают дальний свет на продолжительное время, это означает, что вы слепите их своими фарами. Вероятно, вы забыли переключить дальний свет на ближний.
Если вам в спину направляют поток дальнего света, значит, вас просят уступить дорогу.
Еще один вариант использования дальнего света — по вашей полосе вам навстречу, обгоняя кого-то, движется машина с дальним светом. Это уже сигнал SOS. Водитель встречной машины просит вас снизить скорость или чуть прижаться к обочине, так как опасается, что не сможет завершить свой маневр. (В случае аварии, безусловно, будет виноват водитель встречного автомобиля, но избежать столкновения — в общих интересах, поэтому помогите ему, снизьте скорость и прижмитесь к обочине.).
— Часто водителю большого грузовика довольно трудно совершить обгон. Это происходит из-за того, что он не видит, обошел ли он обгоняемую машину или нет. Вы можете подсказать ему, что все в порядке, посигналив дальним светом.
— Один короткий сигнал дальним светом в лицевую или боковую часть автомобиля в пробке означает, что вам позволяют проехать. Этот сигнал полезен, например, когда вам нужно повернуть, а затор мешает вам совершить этот маневр.
3. Сигналы, используемые при помощи поворотников и стоп-сигналов:
— Фуры обычно идут в первом-втором рядах. Если вы видите, что фура подает сигнал левым поворотником, но явно не собирается перестраиваться, этот сигнал означает предупреждение: «Не обгоняй меня, впереди препятствие». Если у фуры зажегся правый поворотник, но автомобиль не собирается перестраиваться или сворачивать, это означает: «Можешь обгонять, дорога свободна».
Водитель фуры сидит намного выше, чем водитель легковой машины, обзор у него вследствие этого больше, и довольно часто на трассах они помогают таким образом идущим за ними легковым автомобилям.
— Поблагодарить за то, что вам дали перестроиться в плотном потоке, можно мигнув «аварийкой». — Также этот сигнал применяют, если вам дали возможность совершить обгон или пропустили на сложном участке дороги.
— Многократные короткие сигналы тормозными огнями в пробке – знак того, что водитель впереди идущего автомобиля просит вас соблюдать дистанцию. Возможно, впереди какое-то препятствие, не видное вам.
Дорожная этика. Что означают световые сигналы и жесты водителей?
Водители не могут общаться при помощи слов друг с другом. Для этой цели они используют различные световые сигналы и жесты. Что же значат они?
Двойное мигание дальним светом
Максимально распространенный сигнал. Если вы видите, что встречные машины вам «подмигивают», то значит, что впереди стоят сотрудники ДПС. Иногда подобным образом предупреждают о других неприятностях на дороге – ДТП, например. В благодарность такому сигналу встречные автомобилисты обычно поднимают левую руку – «спасибо». Проехав «неприятное» место, многие подают такой же сигнал тем, кто едет по встречной.
Длительный дальний свет
Если встречные машины не «подмигивают» фарами, а включают дальний свет на продолжительное время, это означает, что вы слепите их своими фарами. Вероятно, вы забыли переключить дальний свет на ближний. Если вам в спину направляют поток дальнего света, значит, вас просят уступить дорогу. Необходимо включить правый поворотник и сместиться с полосы, пропуская спешащего водителя. Если же вы включите левый поворотник, значит пропустить не можете, потому что спереди едет другая машина, встречная занята или имеется другая преграда.
А вот в Европе, обычно, просят уступить дорогу не дальним светом в спину, а включением левого поворотника.
Еще один возможный вариант использования дальнего света — при условии, что по вашей полосе вам навстречу, обгоняя кого-то, движется машина с дальним светом. В данном случае это уже сигнал SOS. Водитель встречной машины просит вас либо снизить скорость, либо чуть прижаться к обочине, так как опасается, что не успевает завершить свой маневр.
Короткий сигнал дальним светом в пробке
Один короткий сигнал дальним светом в лицевую или боковую часть автомобиля в пробке означает, что водитель вас пропускает и дает возможность проехать. Этот сигнал полезен, например, когда вам нужно повернуть, а затор мешает вам совершить этот маневр.
Левый и правый поворотники у фур/газелей/грузовиков
Данная ситуация обычно встречается на однополосной двухсторонней дороге. Если вы видите, что крупногабаритный автомобиль подает сигнал левым поворотником, но по всей видимости не собирается перестраиваться, этот сигнал означает предупреждение: «Не стоит обгонять, впереди препятствие». Если у впереди идущего крупного авто зажегся правый поворотник, но автомобиль не собирается перестраиваться или сворачивать, это означает: «Можно идти на обгон, дорога свободна».
Мигание «аварийкой»
Мигающим знаком аварийной остановки можно поблагодарить водителя за то, что вам дали возможность перестроиться в плотном потоке, совершить обгон или пропустили на сложном участке дороги.
Частые короткие сигналы тормозными огнями
Многократные короткие сигналы тормозными огнями в пробке – знак того, что водитель впереди идущего автомобиля просит вас соблюдать дистанцию.
То, что знают не все
- Если водитель поднимает ладонь – он благодарит вас или приветствует, если скрещивает руки – то впереди вас пробка или авария с большим затором.
- Если у кого-нибудь неплотно закрыта дверь или между ней и корпусом что-то застряло, вы можете обратить внимание водителя, указывая рукой на его дверь. Хлопок рукой по воздуху означает, что у машины открыт багажник.
- Если водитель с помощью рук изображает мигание лампочки, это значит, что он напоминает о необходимости включить фары. Жест рукой в сторону обочины говорит о том, что машина неисправна: необходимо остановиться и проверить, в чем дело.
- Фига на водительском сленге – вовсе не проявление неуважения. Этот знак обычно показывают водителям крупногабаритных автомобилей (грузовиков, фур, «Газелей»), если в заднем двойном колесе застрял камень.
- Чтобы показать водителю, что у него спустило колесо, опишите кистью круг и укажите вниз. Чтобы предупредить о посте ГИБДД, помимо светового сигнала используют знак рукой: пальцами ударяют по плечу.
- Если у кого-нибудь открыт люк бензобака, можно предупредить об этом, указывая большим пальцем вниз. Указание пальцем на глаз говорит о том, что водитель забыл включить поворотник.
Тайный жест каршероводов
Мы в чате давно думаем о том, что нам, каршероводам, нужен свой сигнал приветствия. Предлагайте свои варианты жестов и их фото в комментариях к этому посту. Голосуем за понравившийся лайком комментария!
Сигналы рукой в ПДД
При маневрировании транспортных средств водители должны подавать специальные сигналы. Если автомобиль технически исправен, то такие сигналы подаются с помощью поворотников.
Если же поворотники не работают или они вообще не предусмотрены конструкцией (например, на велосипеде), то приходится подавать сигналы рукой.
В этой статье рассмотрены сигналы, которые водитель может подавать руками:
Сигналы рукой в правилах дорожного движения
Сигналы, подаваемые рукой, описаны во втором абзаце пункта 8.1 правил дорожного движения:
Сигналу левого поворота (разворота) соответствует вытянутая в сторону левая рука либо правая, вытянутая в сторону и согнутая в локте под прямым углом вверх. Сигналу правого поворота соответствует вытянутая в сторону правая рука либо левая, вытянутая в сторону и согнутая в локте под прямым углом вверх. Сигнал торможения подается поднятой вверх левой или правой рукой.
Всего существуют 3 вида сигналов:
- левого поворота (разворота);
- правого поворота;
- торможения.
Рассмотрим несколько изображений, позволяющих понять, как должен подаваться тот или иной сигнал:
Сигнал | Значение |
![]() ![]() |
Поворот налево или разворот |
![]() ![]() |
Поворот направо |
![]() |
Торможение |
В каких случаях водитель должен подавать сигналы рукой?
Рассмотрим первый абзац пункта 8.1 ПДД:
8.1. Перед началом движения, перестроением, поворотом (разворотом) и остановкой водитель обязан подавать сигналы световыми указателями поворота соответствующего направления, а если они отсутствуют или неисправны – рукой. При выполнении маневра не должны создаваться опасность для движения, а также помехи другим участникам дорожного движения.
Сигналы поворота должны подаваться в следующих случаях:
- перед началом движения;
- перед перестроением;
- перед поворотом или разворотом;
- перед остановкой.
Сигналы рукой заменяют сигналы поворота. Они должны использоваться, если сигналы поворота неисправны или вообще отсутствуют на транспортном средстве.
Например, поворотники не устанавливаются на велосипеды и некоторые мопеды.
Обратите внимание, правила дорожного движения не обязывают водителя подавать сигнал торможения. То есть сам сигнал рукой в правилах описан, а ситуации, в которых он должен использоваться, — нет.
В какой момент подается сигнал рукой?
Обратимся к пункту 8.2 Правил:
8.2. Подача сигнала указателями поворота или рукой должна производиться заблаговременно до начала выполнения маневра и прекращаться немедленно после его завершения (подача сигнала рукой может быть закончена непосредственно перед выполнением маневра). При этом сигнал не должен вводить в заблуждение других участников движения.
Начать подачу сигнала рукой нужно заблаговременно, чтобы другие участники дорожного движения успели понять, какой маневр Вы запланировали.
Прекратить подачу сигнала разрешается непосредственно перед началом маневра, то есть перед тем, как поворачивать руль.
Примечание. Не стоит подавать сигнал рукой во время поворота, т.к. управлять транспортным средством только одной рукой неудобно и это может привести к ДТП.
Какой рукой лучше подавать сигнал поворота?
Выше речь шла о том, что каждому из сигналов поворота соответствуют 2 жеста. Разберемся, какой жест лучше использовать в той или иной ситуации.
На велосипеде, мотоцикле, мопеде
При управлении двухколесным транспортным средством имеет смысл использовать сигналы, которые подаются вытянутой рукой:
Другим участникам движения гораздо проще понять такие сигналы. В то время как рука, согнутая в локте, некоторых водителей вводит в ступор.
На автомобиле или автобусе
При управлении транспортным средством с кабиной дело обстоит по-другому. Водитель не может подавать сигналы правой рукой, т.к. он попросту не дотягивается до правого окна через весь салон. Поэтому остается использовать сигналы, подающиеся левой рукой:
Примечание. Если автомобиль имеет правый руль, то все сигналы подаются правой рукой через правое окно.
Штраф за неподачу сигнала рукой
Нарушитель | Штраф | Статья КоАП |
Водитель мопеда, мотоцикла, автомобиля, автобуса | предупреждение или 500 рублей | 12.14 ч.1 |
Велосипедист или возчик | 800 рублей | 12.29 ч.2 |
В заключение хочу отметить, что сигналы поворота нужно подавать не для того, чтобы избежать штрафов, а для того, чтобы предупредить других участников дорожного движения о своих маневрах.
Водительские жесты на дорогах и что они означают на самом деле
В водительской среде существуют неформальные сигналы и жесты. Вы не найдете их ни в одном своде Правил дорожного движения. Таким способом водители передают другим автомобилистам важные предупреждения не покидая машину. Это могут быть световые или звуковые сигналы, а также жесты руками. Каждому начинающему автомобилисту важно знать их значение. В статье мы расскажем вам о том, что означают водительские сигналы и жесты.
Световые сигналы
Чаще всего водители подают друг другу световые сигналы. Это самый простой и эффективный способ привлечения внимания других автомобилистов. Далее мы рассмотрим значение наиболее распространенных световых сигналов.
Короткое подмигивание аварийными огнями
Это сигнал выглядит как короткая вспышка аварийных огней. Она может быть однократной или повторяться 2-3 раза. Это означает, что водитель благодарит вас или извиняется перед вами.
Например, один из участников движения уступил вам дорогу или притормозил, чтобы вы смогли перестроиться. Вы можете сказать ему «спасибо» с помощью такого сигнала.
Если же вы допустили ошибку или повели себя на дороге некорректно, то подмигнув аварийкой, вы можете извиниться перед другими водителями. Этим сигналом вы дадите им понять, что сожалеете о своей ошибке и просите их не сердиться.
Длительное мигание аварийными огнями
Если водитель в течение нескольких секунд мигает двумя аварийными огнями, то это предупреждающий сигнал. Он хочет сообщить вам об опасности на дороге.
Чаще всего такой сигнал подает водитель автомобиля, идущего впереди. Он снижает скорость и несколько секунд мигает аварийкой. Это означает, что он заметил впереди какое-то препятствие, которое вы еще не видите. Подмигиванием автомобилист привлекает ваше внимание и предупреждает об опасности.
С помощью этого сигнала вы можете также предупредить других о том, что вы хотите остановиться. В этом случае вам нужно сначала включить правый поворотный указатель, а затем несколько секунд помигать аварийкой. Водитель, едущий сзади, поймет, что вы не перестраиваетесь, а собираетесь остановиться.
Однократная или двукратная вспышка фар
Однократная или двукратная вспышка фар говорит о том, что водитель уступает дорогу и пропускает вас. Вы можете сообщить о том, что поняли его, кивнув головой или подняв руку. Не забудьте поблагодарить автомобилиста коротким сигналом аварийки.
Этот сигнал может быть адресован и пешеходам. Короткое подмигивание фарами около перехода дает понять людям, что вы их заметили и готовы пропустить.
Долгое мигание фарами
Продолжительные вспышки фар могут сопровождаться звуками клаксона. Это знак опасности или просьба пропустить автомобиль.
Таким способом автовладельцы предупреждают друг друга об аварии или препятствии на дороге, а также о посте ДПС. Если вы заметили подобный сигнал, то сбавьте скорость и будьте предельно внимательны.
С помощью мигания фар вы можете попросить других водителей уступить вам дорогу, когда выезжаете из дворика или с парковки, а также если вы хотите перестроиться или обогнать их.
Продолжительные вспышки фар в темных условиях могут иметь и другое значение. Таким способом водитель говорит вам о том, что вы ослепляете его. Он просит вас перейти на ближний свет.
Стоп-сигнал
Иногда водители общаются друг с другом посредством стоп-сигнала. Новички порой удивляются, когда автомобилист, который едет впереди, прерывисто и упорно нажимает на педаль тормоза. Это говорит о том, что вы приблизились к его машине на слишком короткое расстояние. С помощью стоп-сигнала водитель просит вас соблюдать дистанцию.
Мигание габаритных огней
Если автовладелец дважды включает и выключает габариты, то он сигнализирует о необходимости соблюдения дистанции. Мигание габаритных огней имитирует включение стоп-сигнала. Водитель рассчитывает на то, что вы примете такое подмигивание за сигнал торможения и снизите скорость.
Мигание левого или правого поворотного указателя
Сигналы поворотниками обычно подают водители крупных грузовиков. Ведь они сидят в высокой кабине и видят гораздо дальше, чем владельцы легковых автомобилей. Если вы желаете сделать обгон, то они показывают вам — можно ли совершать маневр.
Если идущий впереди автомобиль мигает правым поворотным указателем, то это говорит о том, что полоса для обгона свободна. Совершайте маневр и поблагодарите водителя подмигиванием аварийки.
Если же вы начали обгонять автомобиль и увидели свет левого поворотника, то вернитесь на прежнюю позицию и подождите. Таким сигналом вас предупреждают, что на встречной полосе есть движение и обгон выполнять нельзя.
Звуковые сигналы
Правила запрещают производить звуковые сигналы в населенных пунктах. Исключение составляют только те случаи, когда водителю необходимо предотвратить аварию. Однако многие автомобилисты используют звук клаксона для передачи информации.
Звуковые сигналы лучше не использовать для общения. Ведь это является административным нарушением. Но вам нужно знать значение этих звуков. Далее мы расскажем вам об этом.
Короткий сигнал
Короткий гудок используется для привлечения внимания. Этот сигнал применяется в разных ситуациях. Таким способом водитель пытается обозначить себя, чтобы его заметили.
Два сигнала средней длительности
Если вы услышали два звуковых сигнала средней длительности от автомобиля, идущего за вами, то это говорит о нетерпеливости водителя. Нажимая на клаксон, он дает вам понять, чтобы вы ехали быстрее.
Длинный сигнал
Длинным сигналом обычно пользуются дальнобойщики, находясь за городом. Это ответ на ваше «спасибо», которое вы выражаете миганием аварийки. Этот сигнал означает «пожалуйста» или «не за что».
Жесты руками
Автомобилисты активно используют жестикуляцию. Обычно это предваряется коротким гудком, чтобы привлечь к себе внимание. Эти жесты не всегда бывают понятны новичку. Мы расскажем вам об их значении.
Круг в воздухе
Предположим, что с вами поравнялась машина, и ее водитель рисует указательным пальцем круги в воздухе. При этом автомобилист может показывать куда-то вниз. Это означает, что у вас спустилось колесо. Не забудьте сказать водителю «спасибо» за проявленную внимательность с помощью световых сигналов.
Поднятая рука
Если водитель в салоне автомобиля поднял руку, то он выражает вам благодарность. Этот жест используется вместо мигания аварийкой. В некоторых случаях поднятая рука означает приветствие.
Если человек поднял руку и растопыривает пальцы, то это предупреждающий знак. Водитель сообщает о том, что впереди вас ждет «засада» сотрудников ГИБДД.
Удар ладонью по воздуху или аплодисменты
Новичку может показаться странным, когда водитель другого автомобиля хлопает в ладоши или ударяет рукой по воздуху. Но этот жест расшифровывается очень просто. Водитель хочет сообщить вам, что у вас открыт багажник.
Рука, приложенная к груди
Рука, приложенная к груди — это знак извинения. Это жест уместен в ситуациях, когда водитель допустил оплошность или повел себя некорректно по отношению к другим автомобилистам.
Скрещенные руки
Скрещенные руки у встречного водителя означают, что впереди вас либо ждет серьезный затор, либо дорога по каким-то причинам перекрыта. В наши дни этот жест теряет актуальность, ведь большинство автомобилистов пользуется навигаторами. Однако прибор может выйти из строя или перестать улавливать сигнал. В таких случаях подобное предупреждение может вам очень пригодиться.
Иногда этот жест используют пешеходы. Он означает, что вы перемещаетесь в неправильном направлении по дороге с односторонним движением.
Хлопки по плечу
Когда автомобилисты похлопывают себя по плечу, то таким способом они изображают погоны. Водители хотят предупредить вас о том, что поблизости расположен пост ДПС.
Кукиш
Новички недоумевают, когда водители показывают им кукиш. Если вы увидели подобный жест, то не спешите оскорбляться. Таким способом вам сообщают о камне, застрявшем в колесе. В настоящее время с таким жестом можно столкнуться очень редко. Им пользуются в основном водители грузовиков.
Заключение
Помните, что эти сигналы и жесты являются неформальными знаками. Они отсутствуют в Правилах дорожного движения. Если на дороге сложится неприятная ситуация, то вы не сможете оправдаться, ссылаясь на эти жесты. Сотрудники ГИБДД не примут подобные объяснения во внимание.