7.3.8 Проверка и регулировка углов установки колес
Углы установки колес надо регулировать, если снимались следующие детали:
– рычаг передней подвески;
– поворотный кулак;
– рулевая тяга или наконечник рулевой тяги;
– рулевой механизм;
– балка передней подвески;
– стойка передней подвески;
– кронштейн балки передней подвески;
– стабилизатор поперечной устойчивости;
– задний мост.
– при исправном рулевом управлении и ходовой части;
– при нормальном давлении воздуха в шинах;
– при разнице в высоте протектора слева и справа не более 2 мм;
– при снаряженной массе автомобиля.
Предупреждение
Если при проверке углов установки колес полученные значения отличаются от указанных, нужно в первую очередь проверить поперечный наклон кузова автомобиля.
Проверка и регулировка схождения передних колес
Развал колес регулируют смещением кронштейнов балки передней подвески (см. табл. Углы установки передних колес).
Схождение передних колес регулируют изменением длины рулевых тяг. При регулировке колеса должны быть установлены в положение прямолинейного движения (см. табл. Углы установки передних колес).
После поворота рулевых тяг защитные чехлы рулевого механизма не должны быть перекручены.
Углы поворота передних колес регулируют изменением длины рулевых тяг.
Проверку и регулировку выполняйте в следующих случаях:
– разница максимальных углов поворота правого и левого колес превышает 2°;
– при максимальном повороте колесо касается деталей подвески или кузова;
– радиус поворота автомобиля налево отличается от радиуса поворота направо.
Много текста про сход-развал и кастер.
Схематично подвеска на BMW
Начнём с Развала колёс. Угол развала – это угол наклона плоскости вращения колеса по отношению к дорожному покрытию. Если верхняя часть колеса наклонена наружу из машины – это положительный развал, если внутрь – отрицательный. Когда мы двигаемся по дорогам – мы двигаемся не только прямо, и не только по идеальному зеркалу. Про износ говорить не буду, а вот про повороты… При поворотах пятно контакта на внешнем колесе как правило уменьшается, и это очень хорошо может компенсироваться развалом – поэтому в 99% случаев развал всегда используют отрицательный. Т.е. колёса стоят как бы «домиком». Обычно правило простое: чем больше боковой увод должны создавать колёса и чем лучше должно быть сцепление – тем больше надо делать отрицательный угол развала. Тем не менее, слишком много нельзя – и на долговечности резины сыграет и на курсовой устойчивости. Часто бывает так, что 3 градуса отрицательного это уже край (Про стенс молчите). Положительный же угол развала иногда используют на внедорожниках, часто из-за большой артикуляции подвески. Ну и конечно, если мы ездим только по прямой и никуда не сворачиваем – лучше всего будет нейтральный развал в ноль Конечно, в идеале – адаптивный угол, под тип дороги. Может уже и есть такие технологии… Также, не стоит забывать о том, что при работе подвески (сжатии-демпфировании пружин и амортизаторов) угол развала изменяется. Отчасти, именно поэтому на BMW и рекомендуют делать по ТИС’у сход-развал с нагрузкой.
Развал колёс…
Теперь про схождение колёс. Угол между продольной осью автомобиля и продольной осью колёс называется углом схождения. Если расстояние между передней частью колёс больше, чем расстояние между задней их частью – это отрицательное схождение. Если наоборот меньше – то положительное схождение. Положительный угол схождения колёс повышает устойчивость автомобиля при движении по прямой. При такой установке колёса как бы «толкают» машину к центру траектории её движения. Также, положительный угол схождения облегчает вхождение в поворот, т.к. в повороте колесо которое дальше от центра поворота уже как бы повёрнуто согласно регулировке. И это же колесо в повороте нагружено весом машины больше. Любое схождение колёс кроме нейтрального (т.е. в ноль) — влияет на износ покрышек. Причём это влияние сильнее чем от развала. Как правило при превышении угла в 3 градуса колёса уже начинают катиться неровно, «трутся» об асфальт, замедляют авто в какой-то степени и быстрее изнашиваются. Также, если спереди схождение в «0», то при торможении машина часто рыскает по дороге… Если же переднее схождение делать отрицательным – машина будет нервная, легко рулиться, постоянно хотеть куда-то уехать. В итоге – спокойно ездить не сможете.
Схождение колёс
Кастер – наверное, наиболее непонятная характеристика. Это продольный угол наклона оси поворота колеса от вертикали к дороге. Если смотреть на переднее колесо снаружи – немного видно что эта ось как бы чуть повёрнута по часовой стрелке. Если есть возможность смотреть на поворотный кулак – это лучше видно. Кастер сильно оказывает влияние на управляемость автомобиля. Грубо – если линия наклона поворота колеса проходит до точки контакта колеса с покрытием по направлению движения колеса – то это положительный кастер. Если после – то отрицательный. Если эта линия и точка совпадают – нейтральный или нулевой. Для примера – мотоциклы имеют всегда положительный кастер Других вариантов я как-то не видел… Хороший пример – тележки из супермаркета с вращающимися колёсами – там как раз ось поворота всегда проходит «мимо» оси крепления колеса и соответственно точки контакта колеса с дорогой. Так вот, если кастер положительный, то колесо как бы само стремится выровняться по траектории движения. Колёса стабилизируются для движения по прямой. При этом, сдвинуть колёса рулём из этой точки будет сложнее, и чем больше положительный кастер – тем сложнее. Яркий пример – на выходе из поворота колёса сами как бы стараются встать параллельно вашему движению. Если же кастер уменьшать – всё будет проявлять себя наоборот. Колёса будут легче реагировать на руль, но и для возврата руля в «ноль» надо будет приложить больше сил. Если же кастер отрицательный – то вообще колёса будут стремиться ехать не по прямой. Как правило – кастер всегда положительный, и он связан с углом развала. Т.к. при повороте колесо отклоняется и «заваливается» наружу, а от развала зависит и пятно контакта с дорогой. Я себе поставил сайленты передних рычагов от Z4, как раз чтобы увеличить положительный кастер. И по ощущениям – мне так больше нравится.
Что такое Кастер…
Ещё одна очень полезная вещь, как на наших неровных асфальтовых дорогах, так и для тех кто любит «порулить» в повороты… Стабилизатор поперечной устойчивости (ещё называют торсионами). Основная его функция – удерживать авто при входе в поворот. Удерживание происходит как бы за счёт двух функций – то что стабилизатор тянет загруженное колесо в повороте плотнее к дороге, и то что он же пытается разгруженное колесо наоборот как бы разгрузить ещё больше, выравнивая тем самым кузов. Что так же влияет на центр масс самого автомобиля. А если вспомнить что обычно развал меняется от артикуляции подвески – то и на паятно контакта влияет. Ставить слишком жёсткий стабилизатор (к примеру «лом») совсем не есть гуд, т.к. тогда при прямолинейном движении и плохой дороге будет совсем не комфортно. Зато в поворотах – супер Также, не стоит забывать о том, что как правило стабилизаторы и спереди и сзади. И от их жёсткости зависит поведение машины на дороге в «скользкую» погоду. К примеру — слишком жёсткий задний стабилизатор по сравнению с передним обычно способствует заносу. Т.к. кроме поперечного крена авто есть ещё и продольный, и хоть стабилизаторы на него обычно не действуют, я напомню – дороги-то у нас неровные…
Работа стабилизатора поперечной устойчивости.
А теперь – основные моменты по регулировке сход-развала на е46. Если всё делать по TIS’у, то автомобиль надо нагрузить. По этой нагрузке определяется состояние подвески, высота кузова автомобиля и установленная подвеска. Если есть расхождения – то извольте обслужить подвеску… Напомню, что от нагрузки изменяется развал, а развал в свою очередь влияет и на схождение. Такая уж конструкция подвески. А вот теперь можно делать сход-развал. 🙂 Заданные значения для углов колёс по TIS’у. Из того что я видел в программах на стендах – это стандартная ходовая, спортивная ходовая, и М. И размер колёсных дисков ещё… Это если по TIS’у. Как правило, большинство владельцев страдают от колейности. На этот счёт озвучу своё мнение, что даже при полностью живой и новой подвеске и корректных настроек подвески согласно TIS’у – скорее всего вы будете чувствовать колейность. Связано это главным образом с тем, что я выше описал про сход-развал, про кастер. Также, сюда вносит свою лепту и резина с её протектором и ширина – чем шире тем сильнее гуляем в колее. Компенсировать это можно настройками сход-развала, но они уже будут не по TIS’у и рекомендациям производителя. Из того что я делал себе – замена сайлентблоков передних рычагов на сайленты от Z4, и долгие настройки сход-развала. Если смотреть по стенду, то мне делали схождение передних колёс – положительное 0.07, развал заводской и не регулируется у меня. Для задних колёс – так же 0,07. Развал 1,55. По стенду это всё попадало в зелёную зону. Колейность – есть, но не такая как была когда-то. При этом резина у меня сзади 245/40/17. В инете есть кастомные настройки, которые проверяли на Х5 чтобы не ощущать колейность. Добились результата за счёт того, что сделали для задних колёс схождение в «0» (нейтральное) и для передних колёс суммарное схождение 0,10 (т.е. по 0,05 на колесо). Само-собой, уводы по стенду выводили в 0, и чтобы по сторонам были ровные углы.
Себе же я буду ставить кастом-рычаги для удобства регулировки и сзади делать чуть больше развал.
ЗЫ: Фото из инета для примера.
ЗЗЫ: Многие вещи описаны на примере 2-х рычажных подвесок, и опробованы мной на RC-моделях.
ЗЗЫ: Полезные ссылки по теме настройки сход-развала на BMW против колейности: bmw-club и Drive2
Углы установки колес — основные сведения
1. Установка подвески и рулевого управления характеризуется четырьмя геометрическими параметрами. Все значения углов выражены в градусах (схождение колес может быть также выражено линейным размером). Ось поворота представляет собой воображаемую пинию, проходящую через стойку подвески и, если необходимо, продолженную до пересечения с поверхностью опоры автомобиля.
2. Развал — угол между пинией, проходящей через центр колеса и пятно его контакта с грунтом, и вертикалью, если смотреть на колесо спереди или сзади. «Отрицательный развал» означает, что верхние точки колес наклонены внутрь от вертикали, при «положительном развале» — верхние точки колес наклонены наружу от вертикали.
3. Угол развала передних колес не регулируется и его значение приводится для справки. Угол развала задних колес регулируется и может быть измерен с использованием специального индикатора.
4. Продольный наклон поворотного шкворня — угол между осью поворота и вертикалью, проходящей через центр колеса и пятно его контакта с грунтом, если смотреть на автомобиль сбоку. При «положительном продольном наклоне шкворня» ось поворота наклонена так, что пересекается с грунтом впереди колеса, а при «отрицательном продольном наклоне шкворня» ось поворота пересекается с грунтом позади колеса.
5. Угол продольного наклона шкворня передних колес не регулируется. Этот угол может быть измерен при помощи индикатора. Если значение угла сильно отличается от приведенного в Технических данных, необходимо обратиться на станцию обслуживания, поскольку это может быть вызвано только сильным износом или повреждением элементов подвески.
6. Схождение колес определяется как отклонение плоскости колеса от продольной оси автомобиля, если смотреть на автомобиль сверху. При положительном схождении колеса спереди повернуть внутрь — друг к другу. При отрицательном схождении колеса спереди повернуты наружу — друг от друга.
7. Схождение передних колес регулируется путем ввинчивания(или вывинчивания) правого наконечника рулевой тяги.
8. Схождение задних колес также регулируется. Регулировка достигается путем ослабления затяжки болтов крепления кронштейна продольного рычага и перемещением этого рычага.
Контроль и регулировка
Установка схождения передних колес
9. Для контроля схождения необходимо иметь специальное приспособление, поэтому самый простой путь — обратиться на станцию обслуживания. Однако в большинстве магазинов автозапчастей можно приобрести это приспособление.
10. Для проверки схождения сначала нужно приобрести подходящее приспособление. Существует два типа таких приспособлений. Приспособление первого типа предназначено для измерения расстояния между крайними точками, расположенными на внутренней поверхности колеса в передней и задней его частях (для неподвижного автомобиля в соответствии с описанием, изложенным выше). Приспособление второго типа предназначено для контроля действительного положения поверхности контакта колеса по отношению к поверхности дороги (для движущегося автомобиля). Это осуществляется следующим образом. Движущаяся шина увлекает за собой лежащую на грунте пластину. Перемещение пластины регистрируется по шкале. Приспособления обоих типов имеют свои преимущества и недостатки, но при правильном применении каждое из них дает надежные результаты.
11. При выполнении измерений рулевое колесо должно находиться в положении, соответствующем прямолинейному движению.
12. Для выполнения регулировки затяните стояночный тормоз, затем поднимите передок автомобиля и установите его на опорах (см.»Подъем и установка автомобиля на опорах»).
13. Прежде всего очистите резьбовые участки на концах рулевых тяг. Если они заржавели, протравите их специальным составом. Ослабьте наружные хомуты чехлов, заверните чехлы и заложите в них свежую смазку. Теперь чехлы не будут скручиваться или натягиваться при вращении рулевых тяг.
14. Придерживая рулевую тягу гаечным ключом, ослабьте затяжку контргайки её наконечника. Вращая рулевую тягу, измените ее длину. Укорачивание рулевой тяги (вворачивание в наконечник) уменьшает положительное схождение колес.
15. После завершения регулировки, удерживая тягу, затяните контргайку требуемым усилием. Если после регулировки спицы рулевого колеса не стоят горизонтально, тогда как колеса находятся в положении прямолинейного движения, снимите рулевое колесо и переустановите его (см. параграф 17).
16. После опускания автомобиля на грунт повторите проверку схождения и, если нужно, снова выполните регулировку. Убедитесь в том, что чехлы не перекручены и не натянуты. При необходимости установите новые хомуты чехлов (см. параграф 24).
Установка схождения задних колес
Примечание. Перед началом проверки схождения измерьте угол развала колес.
17. Процедура проверки схождения колес аналогична проверке для передних колес (см. п. 10).
18. При необходимости регулировки, ослабьте затяжку болтов крепления кронштейна продольного рычага и переместите кронштейн в нужную сторону. После окончания регулировки затяните болты крепления кронштейна требуемым моментом.
Установка угла развала задних колес
19. Проверка и регулировка угла развала задних колес должна выполняться на специализированной станции обслуживания. Однако во многих магазинах автозапчастей Вы можете приобрести подходящее оборудование. Для справки сообщаем, что регулировка развала осуществляется ослаблением затяжки болтов крепления нижних рычагов к продольным рычагам и вращением эксцентриковых шайб. После окончания регулировки затяните болты требуемым моментом.
Вопрос по углам установки колес
машина я так понимаю в момент измерения стоит просто на земле(полу), а как же поворотные круги под колеса? а ровно выставленный руль чем закреплен.?
совет: не занимайся ху. ней съезди на сто. от этого тебе будет меньше гемора и машине полезнее будет
+1
а еще не маловажный аспект, а как ты делаешь компенсацию биения колеса? и только не говори что у тебя ничего не бъет и тебе это не надо 21 век на дворе а тут такой хе.ней маются