На какой трассе погиб сенна
Перейти к содержимому

На какой трассе погиб сенна

  • автор:

Годовщина смертельной аварии Сенны – как разбился легендарный гонщик: жуткое ретровидео

Годовщина смертельной аварии Сенны – как разбился легендарный гонщик: жуткое ретровидео

В 1994 году трехкратный чемпион мира Сенна перешел в Williams – ведущую в то время команду в пелотоне. Гран-при Сан-Марино было только третьей гонкой для Сенны у Williams. Он выиграл поул, что позволяло думать о победе.

В течение гоночного уикенда произошло несколько страшных событий. В пятницу во время свободных заездов в серьёзную аварию попал Рубенс Баррикелло. Он сломал нос и ребро, оказался в больнице и не смог из-за этого принять участие в гонках.

По информации СМИ, Сенна посетил Баррикелло в больнице несмотря на запрет. Айртону пришлось перелезать через стену.

В субботу, во время квалификации погиб австрийский гонщик Роланд Ратценбергер. Его болид вылетел с трассы в скоростном вираже «Вильнев» на скорости около 340 километров в час и ударился левой стороной в железный ограничитель.

Эта смерть стала первой в Формуле-1 за 12 лет.

Айртон Сенна / Фото circusf1.com

Как погиб Сенна

В начале воскресной гонки на первом повороте столкнулись Педро Лами и Джей Джей Лехто. Разлетевшимися обломками ранили троих зрителей.

На трассу выпустили автомобиль безопасности, чтобы скорость движения болидов снизилась и можно было убрать обломки.

Гонщики ехали за машиной безопасности до 6-го круга. На седьмом круге, втором после ухода машины безопасности рестарта гонки, машина Сенны сорвалась с трассы на повороте «Тамбурелло» и на огромной скорости врезалась в бетонную стену.

Согласно показателям телеметрии, в момент срыва скорость болида была около 310 километров в час, после этого Сенна успел затормозить и замедлить болид. На момент удара в стену скорость составляла примерно 218 километров в час.

После аварии Сенна оставался неподвижным в кокпите, гонку остановили и к месту аварии прибыли медики. Айртона достали из обломков машины и на вертолете доставили в госпиталь, подключив к аппарату искусственного дыхания.

После обследования стало ясно, что мозг Сенны мертв, и шансов на его выход из комы не осталось.

Как выяснилось позже, при столкновении оторвалось правое переднее колесо вместе с куском подвески и ударило Сенну по голове, при этом металлическая часть подвески пробила шлем и нанесла черепно-мозговую травму, несовместимую с жизнью.

После того, как Сенну увезли в больницу, гонки возобновились, и в них победил Михаэль Шумахер.

В Италии отметили 20-летие со дня гибели Айртона Сенны

Тысячи фанатов и несколько действующих пилотов "Формулы-1" пришли на траурное мероприятие.

Коллега Сенны в команде "Макларен" австриец Герхард Бергер заявил, что покойный трехкратный чемпион "Формулы-1" был лучшим гонщиком всех времен.

Гибель бразильца и гонщика команды "Симтек" Роланда Ратценбергера в Имоле стало основанием для резкого ужесточения стандартов безопасности в международных соревнованиях.

Жизнь и смерть легенды «Формулы-1»

73-й сезон «Формулы-1» набирает обороты. Будем наблюдать за Гран-при вместе с VOKA, где можно следить за трансляциями всех этапов. А пока в ожидании заездов вспоминаем о легендах F-1. Первого героя можно представлять долго — регалий не счесть. Его пилотаж завораживал, был безупречным. Его даже называли Бразильским волшебником — за чудеса, которые он творил на трассах. Казалось, что великий бразилец будет выступать в гонках до самого конца карьеры, но судьба распорядилась иначе. Прошло вот уже 28 лет и немногим более месяца со дня гибели Айртона Сенны, чемпиона мира «Формулы-1» 1988, 1990 и 1991 годов. Его жизнь оборвалась в первый майский день 1994 года, когда потрясение испытал не только автогоночный мир.

Чтобы оценить масштаб личности этого человека, ставшего легендой уже при жизни, достаточно привести цифры: участие в 161 Гран-при, 41 победа, 65 поул-позиций, 19 быстрейших кругов, 3 чемпионских титула. Достижения Сенны могли быть еще более впечатляющими, но все закончилось 1 мая 1994 года в Имоле. Однако обо всем по порядку.

Мечта детства

Айртон Сенна родился 21 марта 1960 года в Сан-Паулу. Родом он был из обеспеченной семьи, что в немалой степени помогло незаурядному таланту сделать блестящую карьеру автогонщика. Уже в детстве бразилец, увлеченный гонками и автомобилями, понимал, что ему суждено стать кем-то особенным.

Можно сказать, у него была особая миссия — стать одним из величайших автогонщиков всех времен и народов. В 4 года Айртон начал заниматься картингом: отец гонщика, Милтон Гирадо Теодор да Сильва, владел автомастерской, где был изготовлен первый карт для юного бразильца. Как вспоминал сам Сенна, на карте был установлен мотор от старой газонокосилки.

Уже к шести годам Айртон становится, по сути, профессиональным картингистом, но первая гонка с официальным участием бразильца состоялась лишь 1 июля 1973 года, когда ему было уже 13 лет. И он ее выиграл! Произошло то памятное событие на трассе рядом с большим «Интерлагосом» — автодромом, где по сегодняшний день проходит Гран-при Бразилии. Сейчас картинговый трек носит имя великого гонщика — Kartódromo Ayrton Senna. Позже Сенна любил вспоминать годы, проведенные в картинге, ведь речь шла о «чистых гонках», далеких от политики, которая так раздражала бразильца в «Формуле-1».

В 1974 году Айртон выиграл чемпионат штата Сан-Паулу среди юниоров. К слову, в том же году его соотечественник Эмерсон Фиттипальди победил в Гран-при Бразилии, а по итогам сезона стал двукратным чемпионом «Формулы-1». В конце 1970-х юный бразилец решил, что пришло время отправиться за океан и попробовать силы в европейском автоспорте. Он выигрывает чемпионаты Formula Ford 1600, Formula Ford 2000 и британскую Formula 3. Непокоренной оставалась одна вершина — «Формула-1».

Путь к вершине

К тому моменту, когда Волшебник пришел в Королевские гонки, за его плечами был опыт из 400 стартов в гонках различного уровня. Но то было только начало впечатляющей гоночной карьеры. Благодаря успеху в Formula 3 в 1983 году на Сенну обратили внимание сразу несколько «конюшен» из Большого цирка.

Вихрастого бразильского паренька, которого гоночный мир уже знал под девичьей фамилией его матери Нейде Сенны, позвали на тесты команды Williams, Brabham-BMW, McLaren и Toleman. В итоге из всех вариантов Айртон тогда предпочел скромный британский коллектив, едва не сотворив сенсацию 3 июня 1984 года, оказавшись вторым на финише Гран-при Монако (к этому эпизоду мы еще вернемся). Для Toleman, которая в 1986-м была переименована в Benetton, это было лучшее достижение в гонках «Формулы-1». Свой дебютный сезон бразилец закончил на 9-м месте с 13 очками.

В 1985 году Сенна переходит в команду Lotus и практически сразу добивается первого триумфа в Ф-1 — это случилось во второй гонке сезона в португальском Эшториле. Уже в том году бразилец показал себя «мастером квалификаций», семь раз стартуя с первой позиции (из 16 Гран-при). Выступая за команду, основанную Колином Чепменом, Айртон одержал еще пять побед. Последняя из них — на Гран-при Детройта 21 июня 1987 года. Третьим в той гонке финишировал Ален Прост по прозвищу Профессор — будущий напарник-антагонист Сенны по McLaren-Honda.

Волшебник против Профессора

Самый результативный и яркий этап в карьере бразильца начался в 1988 году с переходом в McLaren (вместе с Айртоном британцы заполучили двигатели Honda), где он бросил вызов Алену Просту. Француз к тому моменту считался лидером команды из Уокинга, завоевав за рулем ее болидов два чемпионских титула подряд (в 1985 и 1986 году). Но Сенну это только заводило — одолеть Алена любой ценой стало для него настоящим наваждением. Так и зародилось, пожалуй, самое эпичное и бескомпромиссное противоборство в истории «Формулы-1» — кто бы что ни говорил, но по накалу страстей с ним не сравнится даже прошлогодняя скандальная борьба за титул между Максом Ферстапенном и Льюисом Хэмилтоном.

Как и герои нашего времени, Волшебник и Профессор не собирались уступать друг другу ни миллиметра, что в итоге приводило к столкновениям на трассе и психологическим играм за ее пределами.

За этими гонщиками стояли два разных лагеря болельщиков: «романтики» болели за Бразильского волшебника, полагавшегося на природный талант, чутье и инстинкты, а «прагматики» топили за Профессора из Франции, эксперта по гоночной тактике. Первый год в McLaren остался за бразильцем, в 1989-м Прост взял реванш. В том году Сенна доминировал в квалификациях, стартовав с поула в 13 из 16 гонок, одержал шесть побед. К концу сезона его противостояние с Простом достигло апогея, став одной из главных тем в СМИ. Оба обвиняли друг друга в нечестной игре, и никто не собирался проигрывать. Выяснение отношений закончилось столкновением гонщиков на 47-м круге гонки в японской Сузуке, принимавшей предпоследний этап сезона 1989 года. Айртон в итоге продолжил заезд (не без помощи вытолкнувших его обратно на трассу маршалов), финишировал первым, но был дисквалифицирован — чемпионом в третий раз стал француз. После захватывающих сражений с Сенной окончательно разругавшийся с McLaren Прост в 1990 году перешел в Ferrari. В Маранелло хотел завершить карьеру и Айртон, но тогда он остался в команде Рона Денниса и принес ей еще два титула.

Сенна не так Прост

«Он словно танцевал в поворотах, играл с газом, каждый раз доводя врученную ему технику до предела ее возможностей», — вспоминал Герхард Бергер, бывший напарник Сенны по McLaren и лучший друг бразильца в паддоке. Австриец считал, что Айртон был самым лучшим и харизматичным гонщиком всех времен, но, разумеется, не все пилоты «Формулы-1» разделяли мнение Бергера.

Так, Нельсон Пике, с которым Сенна никогда не ладил, называл своего соотечественника «грязным и нечестным пилотом», то и дело норовившим вытолкнуть соперника с трассы — как, например, Проста на первом же круге Гран-при Японии 1990 года. После того памятного «тарана» француза Айртон вылез из разбитого болида уже двукратным чемпионом мира.

Отношение же самого Проста к Сенне со временем изменилось: после гибели бразильского гонщика Ален заявил, что часть его умерла вместе с Айртоном. Острое соперничество двух легендарных гонщиков было скорее свидетельством глубочайшего уважения между ними.

Самая трудная победа — в родных пенатах

Несмотря на свое знатное, так сказать, происхождение, Сенна вел себя очень скромно, был застенчивым — но только вне трассы. Как только Айртон садился за руль болида, он сразу включал режим эгоиста и бескомпромиссного борца, гонявшего на пределе возможностей — своих и машины.

Он полностью отдавался своей страсти, был предельно собран и намного более дисциплинирован по сравнению с другими гонщиками своего поколения. Особое внимание Сенна уделял физической подготовке, серьезно подходил к тренировкам, занимался водными лыжами, в то время как многие из его соперников любили провести вечер за бокалом пива, посетить какую-нибудь вечеринку или поиграть в гольф.

От себя и машины бразилец требовал фактически невозможного. В этом отношении показательна первая победа Айртона на «Интерлагосе» 21 марта 1991 года. Прийти к финишу первым на своем домашнем Гран-при ему не удавалось с момента дебюта в «Формуле-1» в 1984-м. В этот же раз долгожданная победа Сенны в родных стенах наконец-то замаячила на горизонте. Но и тут судьба решила проверить Волшебника на прочность: ближе к концу гонки в McLaren MP4/6 с мотором Honda V12 начала капризничать коробка передач — Айртон мог ехать только на шестой передаче, отчаянно борясь с машиной. На финише его и приехавшего вторым Риккардо Патрезе разделило чуть менее 3 секунд, причем Сенна был настолько измотан, что едва не упал в обморок, крича от радости.

Подняться на подиум за победным кубком он смог лишь после того, как ему вкололи обезболивающее. «Это была моя самая трудная победа», — сказал Айртон после гонки, когда ликовала вся Бразилия. Второй раз родной Гран-при покорился ему в 1993 году.

«Король» Монако и дождевых дел мастер

Еще в молодежных сериях Сенна продемонстрировал непревзойденное мастерство езды во время дождя. В очередной раз убедиться в этом можно на примере первой победы Айртона в «Формуле-1», добытой на дождевом Гран-при в Португалии 21 апреля 1985 года.

25-летний бразилец тогда выступал в своей собственной лиге — накануне в квалификации он завоевал свой первый поул, а в гонке добыл свой первый «Большой шлем» (лидерство от старта до финиша и лучший круг). На залитой водой трассе Сенна просто умчался от соперников — по итогам гонки все, за исключением финишировавшего вторым Микеле Альборето на Ferrari, отстали на круг и более!

Поклонники Айртона наверняка вспомнят и знаменитый прорыв бразильца сквозь пелену дождя на трассе в Донингтон-парке в апреле 1993 года — Волшебник за полкруга просто играючи расправился со всеми соперниками. Победить ему тогда не помешали ни 20-секундная заминка на пит-стопе, ни меняющиеся погодные условия — приехавший вторым Деймон Хилл на Williams проиграл бразильцу более минуты.

«Мы так часто меняли шины, что эта гонка, наверное, установила рекорд по пит-стопам. Потребовались огромные усилия, чтобы удерживать машину на влажной трассе на сликах. Сцепление было очень слабым, ты не мог чувствовать машину и должен был продумывать каждое движение, нельзя было просто гнать», — сказал Сенна после финиша Гран-при Европы 1993 года.

Айртон является рекордсменом по числу триумфов на узкой городской трассе в Монако, требующей невероятной концентрации и отменной техники пилотажа. Первый раз он выиграл самый престижный Гран-при «Формулы-1» в 1987 году за рулем Lotus, хотя успех был возможен еще раньше, в дебютном 1984-м. Тогда никому еще не известный бразилец под проливным дождем стремительно догонял лидировавшего Алена Проста — в княжеском воздухе запахло сенсацией! Но организаторы насчет возможной победы дерзкого новичка были другого мнения — в неблагоприятных погодных условиях они вывесили красный флаг, досрочно остановив гонку. Это могла быть первая победа в карьере Сенны, которую, как он считал, у него украли — не было пройдено и половины дистанции Гран-при. Зато потом удача была на стороне бразильского гонщика: он смог выиграть в княжестве пять раз подряд — с 1989 по 1993 год. Итого шесть побед в Монако. Это достижение Сенны до сих пор никто не смог превзойти.

Кто же лучший — Сенна или Шумахер?

В начале 1990-х у Сенны появился новый грозный соперник — молодой Михаэль Шумахер, восходящая звезда «Формулы-1».

За титул они так и не поборолись, однако на трассе дело не раз доходило до острых моментов и столкновений, а в боксах бразилец и немец даже вступали в словесную перепалку.

Трехкратный чемпион мира и обладатель на тот момент рекорда по числу поул-позиций считал Михаэля нахальным выскочкой, критиковал некорректный стиль его вождения, но уже тогда почувствовал опасность со стороны немца. Шумахер больше тренировался, был моложе, а ключом к успеху считал слаженную командную работу. Сенна тоже много работал с инженерами, чтобы узнать все тонкости работы и настройки болида, но молодой и целеустремленный Михаэль фактически задал новую планку в работе с командой.

Понять, насколько много Айртон значил для Шумахера, можно на примере случая во время пресс-конференции по итогам Гран-при Италии в сентябре 2000 года. Тогда немец, боровшийся за свой третий титул, сравнялся по числу побед с легендарным бразильцем и расплакался прямо перед камерами.

Кого же считать самым лучшим гонщиком всех времен? Сразу отметим, что объективно оценивать гонщиков — безумно сложная задача. Поэтому споры о том, кого считать лучшим за всю историю «Формулы-1», не прекратятся никогда. Тем не менее в число главных суперзвезд Сенна будет входить всегда — это бесспорный факт. Если принимать во внимание количество выигранных Гран-при, то Айртон оказывается в первой пятерке, уступая Льюису Хэмилтону (103 победы), Михаэлю Шумахеру (91), Себастьяну Феттелю (53) и Алену Просту (51).

Удар в Tamburello: гибель героя

1992 год в «Формуле-1» стал годом больших перемен. Доминирование McLaren закончилось и пришло время Williams, болиды которой располагали хитрой активной подвеской. Найджелл Мэнселл и Ален Прост без особых усилий выиграли титулы в 1992 и 1993 годах, а Сенна, видя техническое превосходство команды из Гроува, был готов выступать за нее чуть ли не бесплатно в надежде получить лучшую машину.

После долгих и тяжелых переговоров контракт был подписан — в 1994 году настал черед Сенны испытать чудо-оружие Williams. Но еще на тестах неожиданно выяснилось, что у болида для Айртона есть проблемы с управляемостью. К тому же перед стартом сезона использование множества электронных систем попало под запрет.

Сезон для Сенны не задался: в первых двух гонках бразилец хоть и стартовал первым, но добраться до финиша не смог. А на седьмом круге Гран-при Сан-Марино, третьего этапа чемпионата, проходившего в Имоле 1 мая 1994 года, и вовсе случилось невообразимое. Лидировавший в гонке Айртон, за которым буквально по пятам следовал Benetton Шумахера, внезапно вылетел в повороте Tamburello и врезался в бетонную стену. Удар был очень сильный — искореженный Williams отбросило от стены, а рычаг подвески пробил забрало шлема Сенны. Гонщик получил серьезные травмы головы и на вертолете был доставлен в госпиталь Болоньи. Позже там его объявили мертвым. Гонка в Имоле тогда продолжилась — на первом месте оказался Шумахер: в конце драматичного сезона 1994 года он выиграет свой первый чемпионский титул.

Причина аварии так и не была четко выяснена, хотя тогдашний главный конструктор Williams Эдриан Ньюи 20 лет спустя признал, что в аэродинамике болида была допущена ошибка. Тем не менее никто из команды к ответственности привлечен не был.

После гибели Сенны многие в автогоночном мире задались простым вопросом — как такое вообще могло произойти? К 1994 году сложилось впечатление, что в «Формуле-1» больше никто не погибнет — гонки стали куда безопаснее по сравнению с временами 10-летней давности. «Хорошо, он приедет домой пораньше!» — так вначале подумала Адриана Галистеу, девушка Айртона, когда болид бразильца влетел в стену. Увидев, что он не может самостоятельно покинуть разбитую машину, Адриана застыла на месте, молча глядя в экран телевизора.

В шоке были все — друзья, болельщики Сенны и даже его недоброжелатели. Бразилия скорбела — в стране был объявлен трехдневный траур. Зазвучали призывы запретить «Формулу-1». Все понимали, что Волшебник ушел из жизни слишком рано. Айртон был легендой, культовой фигурой автоспорта, а его уход стал финалом целой эпохи в истории «Формулы-1» — после его гибели чемпионат изменился навсегда.

Легенда вне трека

«Горжусь тем, что я бразилец», — говорил Сенна. И бразильцы отвечали ему взаимностью — они гордились Айртоном, для них он стал настоящим национальным героем и кумиром. Он учился в престижной частной школе, но не был среди лучших учеников. В кругу семьи его звали Беко, а в свободное от гонок время он занимался авиамоделизмом, рыбачил или играл со своими племянниками и племянницами — это было одним из его любимых занятий.

Племянник Бруно, к слову, решил пойти по стопам дяди — несмотря на то, что тот дразнил его, называя «педалью тормоза».
Сенна был начитан, занимался благотворительностью (помощью бразильским детям из бедных семей), для него много значила музыка — среди любимых исполнителей бразильца были, например, Фил Коллинз, Queen и Pink Floyd. С детства он был фанатом футбольного клуба «Коринтианс» из родного Сан-Паулу. А еще у Айртона постоянно была с собой Библия — он был глубоко верующим человеком.

В 1981 году Сенна женился на своей подруге детства Лилиан да Вашконселуш Соуза, но уже через пару лет они развелись. В последующие годы Айртона окружали разные женщины — любовниц он менял как перчатки, не доводя дело до серьезных отношений. Непродолжительные романы и интрижки вполне устраивали бразильского «гоночного маньяка», все существование которого было подчинено только одному — победе в Гран-при. Да и характер у бразильца был сложный. Громких любовных историй у Сенны было две — с бразильской телеведущей Шушей и фотомоделью Адрианой Галистеу, с которой он познакомился за год до своей гибели. Говорят, что с ней Айртон был близок к тому, чтобы завести семью.

Что посмотреть, почитать на тему?

Разумеется, жизнь и трагичная история такой сильной личности, как Сенна, не могла не стать источником вдохновения для людей творческих — журналистов, писателей, сценаристов, создателей кинолент. И как тут не вспомнить нашумевшую документальную ленту режиссера Асифа Кападиа «Сенна», которая вышла в 2010 году и была удостоена немалого количества наград, в том числе British Independent Film Awards (BIFA). Увидеть редкие кадры и услышать мнения соперников о трехкратном чемпионе можно и в более ранних фильмах — это «Айртон Сенна. Право на победу» (The Right to Win) 2004 года и «Айртон Сенна: гонки у меня в крови» (Ayrton Senna: Racing Is in My Blood) 1992 года. Из книг особо следует выделить «Принципы гоночного вождения», написанную самим гонщиком (Ayrton Senna’s Principles of Race Driving), — это рассказ из первых уст об особенностях подготовки к гонкам и личной технике управления. Еще две книги опубликованы в 1994 году после гибели гонщика — «Жизнь Сенны» (The Life of Senna) Тома Рабитона и «Айртон Сенна» (Ayrton Senna) Хилтона Кристофера. Конечно, это далеко не полный список того, что было написано об Айртоне. Обо всех значимых печатных изданиях, посвященных Бразильскому волшебнику, можно узнать по ссылке.

«Формула-1» вместе с VOKA и Onlíner. Сезон-2022

Нынешний сезон Королевских автогонок — 73-й по счету. Стартовал он 20 марта в Бахрейне на трассе Сахир, и с тех пор прошло уже шесть гонок. В этом году «Формула-1» перешла на новый регламент, призванный облегчить обгоны и борьбу на трассе, — улучшить зрелищность гонок хотят нынешние владельцы чемпионата из американского медиахолдинга Liberty Media. Внешняя аэродинамика болидов упростилась, появились 18-дюймовые шины, а самое главное — после многолетнего запрета вернулся так называемый граунд-эффект, при котором львиная доля прижимной силы создается под днищем болида.

У многих команд возникли некоторые трудности при трактовке нового регламента — им еще предстоит решить проблемы с нестабильностью болидов (речь о продольной раскачке на высоких скоростях). Среди них и Mercedes-AMG, за которую выступает Льюис Хэмилтон, имеющий, напомним, семь титулов. После семи гонок сезона он занимает лишь шестую позицию с 50 очками, уступая даже своему новому напарнику Джорджу Расселу. На счету 24-летнего британца — два подиума (финиш на 3-м месте) и 4-е место в личном зачете (84 очка).

В Mercedes надеются, что грядущие обновления позволят заметно прибавить в гонках, однако об очередной победе в чемпионате «серебряным стрелам», похоже, придется забыть.

«Он спас жизнь мне, но не смог выжить сам». История Айртона Сенны и Эрика Кома

23 года назад случился черный уик-энд «Формулы-1» – в квалификации Гран-при Сан-Марино погиб Роланд Ратценбергер, а в самой гонке разбился насмерть один из лучших гонщиков в истории «Формулы-1», Айртон Сенна. Он ничего не смог поделать в тот день, когда элемент подвески правого переднего колеса пробил его шлем.

Но за два года до этого он спас жизнь другого гонщика, рискуя своей.

Об этом эпизоде его карьеры почему-то очень мало рассказывают. Даже несмотря на то, что Гран-при в Советском Союзе освещались скудно, многим известны такие хайлайты карьеры Сенны, как дождливая гонка в Монако за рулем Toleman, столкновение с Простом на Сузуке, драка с Ирвайном и сезон в McLaren, где Айртон подписывал новый контракт на каждую гонку отдельно, но о событиях Гран-при Бельгии 1992 года на русском языке информации очень мало.

Смертельный спорт

Вольфганг фон Трипс за секунду до гибели

Автогонки всегда были связаны со смертностью участников. Высокая скорость, высокие физические нагрузки, сложная техника, а также невозможность обеспечить идеальные условия защиты здоровья – все это приводило к тому, что черный список автогонок во всем мире исправно пополнялся с самого их начала, невзирая на титулы и регалии того, кому судьбой было предрешено выйти на старт своего последнего в жизни Гран-при. Гонщики гибнут по всему миру и сегодня, хотя, надо отдать должное FIA, уровень безопасности в автогонках сделал огромный рывок вперед, и если говорить про ту же Формулу-1, жуткие аварии вроде инцидентов Кубицы в Монреале-2007 и Сато в Австрии-2003 остаются без последствий для пилотов.

В то же время, вплоть до 1980-х в авариях погибло огромное количество гонщиков, и каждая новая потеря была очень громкой и больной для автоспорта. Питер Коллинз, Вольфганг фон Трипс, Риккардо Родригез, Лоренцо Бандини, Пирс Каридж, Йохен Риндт, Марк Донахью, Франсуа Север, Том Прайс – это не статьи энциклопедии «Лучшие Гонщики в истории Ф1», это все те, кто свои последние секунды в жизни провели в болиде. Тем не менее, в 1980-е череда гибелей в Ф1 пошла на спад, что было связано как с возросшей безопасностью самих машин, так и с повышением уровня самих соревнований – гонщики больше не горели заживо в тюках сена, не было больше и смертей как у Тома Прайса, которая случилась из-за безумных действий 19-летнего маршала из ЮАР, перебегавшего трассу с огнетушителем в руках перед Shadow англичанина, ехавшей со скоростью 270 км/ч (маршал погиб при столкновении, огнетушитель попал Прайсу в голову и также мгновенно убил гонщика).

Элио де Анджелис

В 1984 году Сенна дебютировал в Формуле-1 за рулем скромного Toleman, но уже в 1985 оказался в Lotus, где его партнером был Элио де Анджелис. Итальянский гонщик-аристократ выступал за команду Колина Чэпмэна с 1980 года, и всегда гордился тем, что именно Чэпмэн его лично в команду пригласил. В предыдущие сезоны ему удалось переиграть Найджэла Мэнселла и утвердиться в роли лидера команды, однако переход Сенны многое изменил. По большому счету, молодой бразилец был быстрее де Анджелиса, однако его победы в Гран-при в 1985 году не капитализировались в значительное преимущество над итальянцем – у того было гораздо меньше сходов, благодаря чему на финише сезона их разделило всего 5 очков – Сенна закончил сезон 4-м, а де Анджелис – 5. Впрочем, Айртон знал себе цену – его контракт был составлен так, что он мог накладывать вето на выбор команды для роли второго пилота. Убедил Сенна руководство и расстаться с де Анджелисом – бразилец был уверен, что команда добьется лучших результатов, если свои силы сосредоточит на одном пилоте. В итоге, Сенна заблокировал контракт своей команды с Дереком Уориком и выбрал себе в напарники Джонни Дамфриза (3 очка в сезоне 1986 года против 55 у Сенны), а де Анджелис перешел в Brabham. Новая машина BT55 гениального конструктора Гордона Марри получилась революционной, но, несмотря на хорошие перспективы, требовала обкатки. В первых четырех Гран-при сезона де Анджелис всего раз доехал до финиша, после чего команда решила принять участие в тестах во французском Ле Кастелле в мае.

Увы, но день 14 мая 1986 года стал последним в жизни Элио де Анджелиса. В одном из поворотов трассы Поль-Рикар, которая в следующем году вернется в календарь Ф1, его Brabham попал в аварию – на скорости 290 км/ч оторвалось заднее антикрыло. Болид пробил ограждение, перевернулся и загорелся. При этом, на этих тестовых заездах не работала ни бригада спасателей, ни медицинский персонал – в результате, де Анджелис провел долгое время в горящей машине, в то время как извлечь оттуда его пытались не спасатели, а проезжавшие мимо гонщики – Джонс, Мэнселл и Прост. Его достали из машины через 10 минут после аварии. Еще полчаса ждали вертолет. Спустя 29 часов де Анджелис был объявлен скончавшимся в клинике Марселя, причем не от травм, а от отравления угарным газом. Этот случай был для Ф1 резонансным: тогдашний президент ФИА Жан-Мари Балестр после этого случая начал кампанию за безопасность гоночных машин, одним из пунктов которой был запрет турбодвигателей, дабы обуздать скорости в гонках. На некоторое время аварии со смертельным исходом прекратились, однако пилоты продолжали получать тяжелые травмы.

Мартин Доннелли

Авария де Анджелиса шокировала весь формульный мир, повлияла она на восприятие гонок и Сенной. Он был мягким человеком вне трассы – известна его дружба с Бергером, настоящее шефство над юным Баррикелло, нормальные человеческие отношения у него были и с де Анджелисом. Гораздо большее влияние, впрочем, на него оказала авария Мартина Доннелли в 1990-м году.

Ирландского гонщика Мартина Доннелли в августе 1990 года журнал Autosport поместил на обложку с заголовком «Новый Мэнселл?» – настолько он был хорош в младших сериях и настолько неплохо смотрелся за рулем уже безнадежного Lotus. 28 сентября 1990 года Формула-1 приехала в Херес на Гран-при Испании. Утром в пятницу Доннелли подписал контракт с Lotus на следующий сезон на место первого пилота команды, при том что имел еще три предложения на руках – он был чем-то вроде восходящей звезды в 1990 году. Все оборвалось в тот же день, во время пятничной квалификации. На скорости 268 км/ч машина Доннелли врезалась в ограждающий трассу барьер и буквально разломилась пополам, а сам гонщик безжизненно лежал по середине гоночного полотна.

Абсолютно все на трассе были уверены, что Доннелли мертв. Доктору Формулы-1, профессору Сиду Уоткинзу потребовалось почти 9 минут, чтобы добраться до тела гонщика – авария случилась на въезде в пит-лейн, а медицинская машина стартовала от выезда и скорость гоночных болидов, ясное дело, не развивала.

Но было еще один человек вместе с медицинской бригадой, кто прибыл на место аварии. Это был давний друг Мартина, знакомый с ним еще по британской Формуле-Форд. Его звали Айртон Сенна. Чемпион мира по автогонкам в классе машин Формула-1.

«Произошло ужасное происшествие, сессия была остановлена. Я смотрел трансляцию квалификации в боксах и решил, что должен увидеть все своими глазами», – сказал потом Айртон. Сенна хорошо знал Доннелли. Они проводили много времени вместе, например, запуская радиоуправляемый самолет Сенны на трассе в Снеттертоне. Профессор Уоткинз обнаружил Доннелли еще живым, пусть и посиневшим от асфиксии. Он аккуратно высвободил голову Доннелли и попросил Сенну поддержать окровавленный шлем друга. Спустя полтора часа, когда Доннелли доставят на вертолете в госпиталь Севильи, Сенна за рулем McLaren установит рекорд трассы в Хересе. «Это как нельзя лучше характеризует Айртона, – годы спустя скажет Доннелли, для которого та гонка стала последней в карьере, – он всегда разделял личное и профессиональное». Сам Сенна на пресс-конференции после квалификации так комментировал свой поступок: «Знаете, если вы однажды упали с лошади, то лучший способ восстановиться – снова сесть на лошадь».

Те не менее, авария задела Сенну за живое. Вечером он смог пробраться в больницу к Доннелли, а затем на два часа оккупировал внимание Сида Уоткинза, подробно расспросив врача о действиях во время эвакуации Доннелли. «Он не просто переживал за друга, – вспоминает Уоткинз, – он словно хотел сам пережить это, почувствовать себя в чужой шкуре. Он хотел быть уверен, что выживет, если попадет в такую же аварию».

Эрик Кома

Сезон 1992 года запомнится феноменальным доминированием команды Williams – наконец-то чемпионом стал Найджел Мэнселл, который буквально выстрадал всей своей карьерой эту машину и эту команду. Айртон Сенна, трехкратный чемпион мира, все еще выступал за McLaren Mercedes, однако в итоговой таблице чемпионата пропустит вперед не только сверхзвуковые Williams Мэнселла и Патрезе, но и вчерашнего дебютанта Михаэля Шумахера. У Сенны в 1992 году будет феноменальная гонка в Монако, где он выиграет, 8 кругов отбивая настырные атаки Мэнселла. Своя феноменальная гонка в 1992 году будет и Шумахера – он выиграет Гран При Бельгии, свою первую гонку в карьере, показав блестящий пилотаж в условиях мокрой трассы. Неужели он сможет бросить вызов Сенне в будущем?

Именно благодаря первой победе Шумахера Гран При Бельгии 1992 года и известен, но важно не только то, что случилось в воскресенье, но и то, что произошло в пятницу. И снова во время первой квалификации.

Начало 90-х – время, когда немецкие гонщики были в такую же диковинку, как сегодня – швейцарские. Заявочные листы тех сезонов полны итальянцев, отпрысков богатых бразильских семей, получавших гоночное образование в Англии, японских протеже автопроизводителей… В их число попадает и французское трио Алези – Кома – Бернар, которое было готово покорить весь мир.

Эх, если бы в Формуле-1 на победу в чемпионате претендовало бы 6-7 команд. Увы, французская национальная гоночная идея, еще кое-как работавшая на уровне младших серий благодаря сильным командам вроде ORECA и DAMS, в Формуле-1 предлагала своим юным талантам весьма специфическую протекцию. Так, несчастный Эрик Бернар лучшие годы провел за рулем машины французской команды Larousse, которая ему позволяла набрать исключительно редкие очки, Жан Алези оказался слишком поздно за рулем Tyrrell и слишком рано за рулем Ferrari, а сезон во французской Prost так и останется единственным в карьере француза, в котором он не наберет очков. Эрик Кома дебютирует позже своих соперников по младшим формулам, подписав контракт на два года с Ligier. Впрочем, это была совсем не та Ligier, что раньше – последняя победа датировалась 1981 годом, а прямо перед дебютом Кома в 1991 года команда вступила в периоде безвременья, за четыре сезона всего трижды оказавшись в очках, что в условиях надежности машин того времени иначе как катастрофой не назовешь. Не добавил оптимизма и первый сезон Кома в команде Ги Лижье – после того, как в 1987 году «национальная» команда осталась без «национального» мотора Renault, мучительные поиски нового моториста никак не могли увенчаться успехом, и сезон с двигателями Lamborghini не стал исключением – 0 очков на двоих для Кома и ветерана Тьерри Бутсена. Бельгиец должен был делиться опытом с молодым французским пилотом, однако именно со стороны распираемого амбициями Кома исходило нежелание иметь дело с Бутсеном.

В 1992 году с возвращением двигателей Renault дела пошли чуть лучше, Кома набрал очки в Канаде, Франции и Германии, а предстоящий этап в Бельгии он ждал с особым волнением: за две недели до этого, в Венгрии, он не проехал и круга, столкнувшись в первом повороте с собственным партнером по команде, бельгийцем Тьерри Бутсеном. Это было уже их второе столкновение в том сезоне: на апрельском Гран При Бразилии Бутсен полез в необдуманную атаку на молодого партнера, чем спровоцировал столкновение, и обе машины команды Ligier до финиша не добрались. В Бельгии же у французов были хорошие шансы на очки, ведь трасса подходила моторам Renault. Впрочем, этот самый французский мотор французской команды едва не убил французского гонщика.

«Утро пятницы было чудесным и солнечным – для всех, но только не для Эрика Кома», – легендарный британский голос Формулы-1 Марри Уокер так начнет сюжет о пятничных заездах Гран При Бельгии.

Кома ошибся в повороте Blanchimont и на огромной скорости врезался в ограждение – сильно поврежденную машину выбросило обратно на трассы, а голова гонщика жутковато завалилась на правую сторону. «Я не помню момент аварии, – говорит Эрик Кома, – правое переднее колесо сильно ударило меня по шлему, просто вырубило меня». Ехавший следом Айртон Сенна сумел удивительно чутко прочувствовать ситуацию. В гонках случается огромное количество аварий и столкновений, но если у телезрителей есть несколько повторов, чтобы рассмотреть случившееся, то у гонщика в болиде – доли секунды чтобы сориентироваться. И этой доли хватило Айртону Сенне.

В нарушение всех правил безопасности, бразилец припарковал свой McLaren Honda прямо на обочине прямо за местом аварии, выскочил из кокпита и бросился к Ligier Кома. «После удара колесом я был без сознания, моя нога зажала педаль газа. Сенна оказался около меня раньше маршалов и услышал звук ревущего на 8000 оборотов двигателя. Авария была очень серьезной, корпус двигателя получил повреждения. В любую секунду могло случиться что угодно – взрыв, пожар. Айртон сориентировался так, как не смог бы никто другой, и сумел заглушить двигатель. Он рисковал собой, когда бежал по трассе, по которой проезжали мимо пилоты (это было все тот же партнер Кома Тьерри Бутсен). Айртон рисковал, когда находился около меня в первые секунды после аварии. Без всяких сомнений, он спас мне жизнь», – эти слова даются Кома особенно тяжело.

Алекс Дзанарди

Конечно, Сенне и самому приходилось попадать в передряги. Но если в 1984 году, разбив свой Toleman в Хоккенхайме, Сенна по-мальчишески сердился на машину, то в 1991, оказавшись на Гран-при Мексике в гравийной ловушке вверх ногами, он впервые сам посетил доктора Уоткинза как потерпевший. Сенна по-прежнему старался получить как можно больше информации о том, что происходит с гонщиком после серьезной аварии. На Гран При Бельгии 1993 года в скоростном повороте Eau Rouge вдребезги разбил свой Lotus Алессандро Дзанарди. Будущий чемпион CART оставался в сознании, его машину обступили маршалы, однако для всех них это чуть не обернулось трагедией!

По трассе в месте аварии были разбросаны обломки, перед которыми остановился McLaren Ford, за рулем которого в этот раз сидел не Сенна, но его партнер по команде – Майкл Андретти. У американца вышел паршивый сезон, он потерял уверенность в себе напрочь. Он просто не знал, что делать в этой ситуации, но все-таки решил объехать место аварии, резко вырулив налево, на траекторию. В этот момент сзади на полной скорости мчался Айртон Сенна, которому пришлось резко уйти с траектории, чтобы не столкнуться с Андретти. Машину повело, она задом вылетела практически в то же место, где дымился разбитый Lotus Дзанарди. Машины разделило меньше чем полметра. Тем не менее, именно Сенна первым, раньше врачей, бросился на помощь получившему переломы Дзанарди.

Айртон Сенна

Что-то должно было случиться. Машины образца 1994 года явно были опасными. Benetton в пару к Шумахеру пригласил блеснувшего в командах-аутсайдерах Юрки Ярвилехто, но вместо лучшего сезона в карьере финн заработал на тестах травму шеи, которая потом поставит крест на всей его карьере. Жан Алези получит травму спины на тестах между первым и вторым этапами – так, за рулем Ferrari окажется Никола Ларини, который завоюет свой единственный в карьере подиум на третьем этапе сезона 1994 года. На Гран При Сан-Марино.

В пятницу на тренировке в аварию попадет молодой гонщик Jordan, Рубенс Баррикелло. Переехав в Европу, он сразу попал под опеку Сенны, даже жил у него дома. Баррикелло чувствовал доброе отношение Сенны к себе – совсем не такое, какое было у Сенны к партнеру бразильца, Эдди Эрвайну. Тот ярко дебютировал на Гран При Японии 1993 года, когда не только заработал на паршивой технике очко в первой же гонке в карьере, но запомнился также обгоном Сенны, чтобы вернуться в один круг с ним, а также перепалкой в боксах после Гран При, где Сенна настаивал на том, что опасный маневр Эрвайна мог привести к аварии (это очень странно звучало из уст именно Сенны), а Эрвайн отвечал, что «просто гонялся» (так ответил бы на его месте сам Сенна). Впрочем, гонялся Эрвайн не долго – на первом этапе сезона 1994 года он стал инициатором массовой аварии, за что был на 4 гонки дисквалифицирован.

Баррикелло сломал ребро и нос. Навестивший его в больнице Сенна был сильно взволнован случившимся. «Мы обязаны сделать все, чтобы избежать подобного в будущем». В субботу Simtek Роланда Раценбергера потеряет заднее крыло и на полной скорости врежется в отбойник. Врачи зафиксируют смерть пилота в вертолете, благодаря чему Гран При будет продолжен – по итальянским законам, если бы смерть зафиксировали на трассе, весь этап должен был быть немедленно отменен. Утром в воскресенье гонщики созвали специальный брифинг.

– Совершенно внезапно оказалось, что мы сидим рядом с Сенной, – говорит Кома, который к тому моменту сменил Ligier на Larousse, – мы оказались рядом впервые за много лет. Все гонщики были подавлены случившимся: словно, все это происходит не с нами. Айртон снова сказал, что нужно усилить безопасность машин Формулы-1, чтобы смерти на гонках не повторились

На старте случилась очередная авария – в вернувшегося после травмы за руль Ярвилехто врезался Педро Лами. Обломками была усыпана вся стартовая прямая, кроме того – смертельное ранение получил полицейский. Дирекция гонки выпустила Safety Car, который оставался на трассе с 1 по 6 круг. На 7 круге, лидировавший в гонке Сенна вылетел в повороте Tamburello.

– Это абсолютно неприемлемо! Ничего хуже я не видел за всю свою карьеру! Гонка остановлена, все машины в боксах, а этот Кома на Larousse выезжает и на огромной скорости несется к Tamburello! – Эдди Эрвайн не терял времени зря, коротая время дисквалификации в комментаторской кабине. Выглядело действительно странно – гнетущую тишину Автодрома имени Энцо и Дино Феррари вдруг нарушил рев мотора, а через пару секунд красно-белая машина была на месте инцидента.

– Когда я понял, что с Айртоном случилась беда, я не мог оставаться на месте, – вспоминает Кома, – Я примчался в Tamburello, там был медицинский вертолет, реанимация, врачи. Я вышел из машины и подошел к тому месту, где медицинская бригада пыталась помочь Айртону

Профессор Уоткинз вспоминает, что сразу понял – дело очень плохо: «У него из носа шла кровь и мозговая жидкость, был пробит череп в районе правого виска. Уже потом мы нашли у него в рукаве запачканный кровью флаг Австрии – он хотел выиграть Гран При и посвятить победу Раценбергеру».

– Я стоял совсем рядом, буквально парализованный. Два года назад Айртон спас мне жизнь, но сейчас я ничем не могу ему помочь – ситуация гораздо серьезнее, чем тогда, вокруг врачи, и по ним видно, что они ничего не могут сделать, – продолжает Кома, – Я был последним гонщиком на Земле, кто видел Айртона живым. Мне очень тяжело жилось с такой «наградой».

Гибель Сенны оставила не только пустоту в сердцах болельщиков автоспорта, но и такие артефакты, как неоплаченный долг Эрику Кома, а мне – рисунок младшего брата, нарисовавшего синюю машину, лежащего на земле гонщика и большое красное пятно у его головы. Авария Сенны стала последней «телевизионной»: когда через 5 лет разобьется в Сильверстоуне Шумахер, камеры покажут только общий план поврежденной машины, а сам процесс эвакуации пилота маршалы загородят специальными экранами. А через 20 лет после гибели Сенны, Formula One Management так и не даст в эфир кадры с аварией Жюля Бьянки, а также выкупит пленку у чешского фотографа, снявшего машину Жюля прямо на месте аварии. Может, это и гуманно по отношению к телезрителям. Но иначе считал Айртон Сенна, который еще до эпохи трансляций со 100 HD камер хотел разобраться во всем сам – что с Доннелли, что с Кома – не натурализма ради, а чтобы знать, как действовать в подобной ситуации.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *