История развития светофора: почему выбрали именно эту форму
Светофор — это устройство, которое контролирует движение транспорта на перекрестках и пешеходное движение, сигнализируя участникам дорожного движения о наличии или отсутствии права проезда. Светофоры являются одной из наиболее важных составляющих дорожной инфраструктуры и играют ключевую роль в обеспечении безопасности на дорогах.
История развития светофора
Первые прототипы светофоров появились в XIX веке. Однако, первый полноценный регулируемый светофор был установлен в городе Кливленд, штат Огайо, США, 5 августа 1914 года. Этот светофор разработал американский изобретатель Гарретт Морган.
Оригинальная конструкция светофора Моргана состояла из трех элементов: механического рычага, светофорных ламп и замедлителя скорости. Светофор размещался на перекрестке улицы и с помощью рычага переключался между трех цветов — красного, желтого и зеленого. Регулирование времени работы светофора осуществлялось с помощью замедлителя скорости — шарового регулятора, который позволял изменять скорость протекания времени между сменой цветов.
В дальнейшем, светофоры были модернизированы, используя электрическую энергию для освещения сигналов и автоматическое переключение между цветами.
Почему выбрали именно эту форму
Выбор формы светофора имеет свою историю и основывается на психологических и практических аспектах.
Круглая форма
Главной чертой светофора является его круглая форма. Круглая форма была выбрана потому, что она является наиболее удобной для восприятия людьми на улице. Человеческий глаз охотнее воспринимает круглую форму и ориентируется на нее лучше, чем на другие геометрические формы. Круглая форма светофора позволяет легко заметить его на небе, особенно в условиях ночного освещения.
Три цвета
Выбор трех цветов — красного, желтого и зеленого — также имеет свое обоснование. Красный цвет использовался для обозначения запрещающего сигнала, говорящего о том, что движение запрещено. Зеленый цвет, наоборот, означал разрешение на движение. Желтый цвет, который впервые был введен в 1920-х годах, сообщал, что сигнал готовится измениться и водителям следует начать готовиться к остановке или движению.
Заключение
Светофоры являются существенной частью городской инфраструктуры и значительно повышают безопасность и эффективность дорожного движения. Их круглая форма выбрана для удобства восприятия, а три цвета — красный, желтый и зеленый — обеспечивают четкое и понятное обозначение различных сигналов. Развитие и совершенствование светофоров продолжается в настоящее время, чтобы улучшить безопасность и комфортность движения на дорогах.
Почему старые светофоры с круглыми сигналами, а новые — с квадратными?
Исторически круглые сигналы были связаны с тем, что внутрь каждой секции устанавливались лампы накаливания с круглыми стеклянными колбами. Форма ламп и объясняла форму сигналов светофора. С появлением светодиодов и массовым их внедрением в электронику, включая светофоры, стало возможно делать сигналы практически любой формы. Но выбрана была квадратная. Первые квадратные светофоры появились в Москве в конце 2020 года.
«В пяти местах в Москве появились новые светофоры с квадратными секциями. Хоть сами сигналы на них будут привычной нам круглой формы, эти светофоры могут куда больше, чем их "коллеги". Квадратный светофор позволяет показать водителям любое другое изображение или сигнал, например, разрешить одновременное движение пешеходов и транспорта на поворотах. Еще на них есть камеры и датчики, измеряющие уровень выбросов в воздухе», — рассказал о новинках департамент транспорта и дорожно-транспортной инфраструктуры Москвы.
Квадратные светофоры, но с круглыми сигналами установлены на ул. 1-я Тверская-Ямская; ул. Тестовская; ул. Сергея Макеева; ул. Зои и Александра Космодемьянских д. 8; Зеленоград, Центральный проспект, корп. 128 и корп. 241. Но вскоре могут появиться и электронные регулировщики с полностью квадратными сигналами или даже единым прямоугольным дисплеем.
Прототип такого светофора разработала небезызвестная студия Артемия Лебедева совместно с Центром промышленного дизайна Уральского оптико-механического завода. В этом проекте предлагается использовать всю поверхность, выделенную под секцию, повышая площадь свечения и упрощая отображение секундомера и дополнительных сигналов.
Почему новые светофоры квадратные?
Новые светофоры отличаются от привычных не только своей квадратной формой (дизайн разработала студия Артемия Лебедева), у них стало больше функций. В частности, в них установлены датчики для измерения уровня углекислого газа в воздухе, а также предусмотрена встроенная камера.
По словам руководителя экспертного центра Probok.net Александра Шумского, раньше светофоры делали круглыми, поскольку в них использовались круглые лампы накаливания: «Сейчас светофоры диодные, поэтому площадь свечения неэффективно пропадает. В одной секции можно разместить дополнительный сигнал, обозначающий, что водители должны уступить дорогу пешеходам на переходе. Это удобно и экономно, не нужно делать дополнительную конструкцию. Хорошо будет виден и обратный отсчёт времени — эти цифры сейчас не помещаются в круглые секции».
Новинки появились на 1-й Тверской-Ямской и Тестовской улицах, а также на улицах Сергея Макеева и З. и А. Космодемьянских. Кроме того, новый квадратный светофор установлен на Центральном проспекте в Зеленограде.
Квадратные светофоры могут появиться на наших дорогах – чем же они лучше круглых приборов
Еще в прошлом году на российских дорогах в порядке эксперимента началось внедрение новых светофоров с квадратными световыми секциями вместо круглых. Если они хорошо проявят себя на «тест-драйве», то в течение 2-3 лет ими заменят привычные светофоры.
Как выглядят новые светофоры
Инициатором этого нововведения стал экспертный центр Probok.net. В специально разработанном для новых устройств стандарте предусмотрены как усовершенствованная конструкция, так и расширенный функционал.
В светофорах квадратной формы будет разная величина секций. Размер красного сигнала сделают больше, чем размеры желтого и зеленого. Например, длина стороны красного составит 300 мм, а желтого и зеленого — по 200 мм.
Помимо непривычной формы новая версия получит дополнительные элементы. Один из них — сигнал «красный крест», который проинформирует водителей о запрете движения встречного потока транспорта.
Такой элемент пригодится, например, на перекрестках с «несимметричным» временем переключения сигналов, когда для одного направления красный свет загорается раньше, чем для другого, чтобы автомобилистам было проще повернуть налево.
Сегодня в подобных ситуациях автолюбители еще долго стоят, пропуская встречный поток, которому уже загорелся красный. Красный крест даст понять, что дорога уже свободна и можно ехать.
А специальные элементы для обозначения разворота и стрелки подскажут сложные направления движения. Также появится сигнал для пешеходов «идущий человек», который привлечет внимание водителей к пешеходному переходу.
Почему они считаются более эффективными
Новая версия автоматических регулировщиков движения эффективнее старой. Дизайн классических устройств в форме круга был обусловлен использованием круглых ламп накаливания. Никакой альтернативы не существовало.
Сегодня технологии кардинально изменились. Светофоры стали диодными. Диоды гораздо надежнее, ярче и энергоэффективнее обычных ламп. А в форме квадрата или прямоугольника получают большую площадь свечения, и тем самым увеличивается заметность сигнала.
Информативная площадь квадратных светофоров на 40-50% больше, чем у обычных. Предполагается, что это поможет повысить безопасность на дорогах и уменьшить число аварийных ситуаций.
Еще одно преимущество
Новые устройства проще и дешевле в производстве. Обширная световая поверхность предусматривает минимальные затраты энергии.
Плюс квадратные светофоры легче обслуживать и ремонтировать, чем их предшественников круглой формы. После Москвы и Московской области эксперимент распространится на другие регионы.