Почему убрали турникеты в автобусах
Перейти к содержимому

Почему убрали турникеты в автобусах

  • автор:

Собянин: Как отмена турникетов изменила имидж наземного транспорта Москвы

«С 1 января 2018 года мы убрали турникеты на 72 наиболее загруженных автобусных маршрутах, а с 1 сентября 2018 года — на всем наземном транспорте Москвы. Высадка и посадка стала осуществляться через все двери, рядом с каждой был установлен валидатор для оплаты проезда. Благодаря этому практически полностью исчезли очереди на остановках. Даже на крупных пересадочных узлах у метро время посадки сократилось до одной минуты, тогда как раньше могло достигать 10 минут».

Без турникетов наземный транспорт стал ходить быстрее и чаще. Не оправдались и опасения о возвращении безбилетников: до отмены турникетов их было порядка 800 в сутки, а теперь около тысячи. «В московских масштабах абсолютно некритично», — делает вывод мэр.

В Москве убрали турникеты в автобусах — станет ли теперь больше «зайцев»?

Власти посчитали, что убытки от безбилетников намного меньше, чем от задержек транспорта из-за длительной посадки пассажиров. Эксперименты с отменой турникетов уже проводили, но потом вернули рогатки на место. Стали ли сейчас москвичи более сознательными?

Фото: Артем Геодакян/ТАСС —>

В Москве с 1 сентября на всех маршрутах наземного транспорта демонтируют турникеты. Власти подсчитали, что предполагаемые убытки из-за «зайцев» меньше, чем убытки из-за задержек транспорта в связи с длительной посадкой пассажиров.

В наземном транспорте турникеты начали устанавливать в Москве с начала 2000-х из-за роста числа безбилетников. Власти тогда заявили, что выгоднее купить оборудование, чем нанимать контролеров. Через некоторое время в связи с задержками транспорта власти неоднократно пытались опустить рогатки, надеясь на сознательность пассажиров.

Собираемость денежных средств тут же падала, эксперимент признавали неудачным и все возвращали, как было. В ноябре 2017 года Сергей Собянин сообщил, что в Москве выросла «культура проезда пассажиров» и люди исправно оплачивают проезд на маршрутах, где турникетов нет. Тогда же эксперты публиковали оценки, согласно которым по причине медленной посадки город теряет ежегодно 3,5 млрд рублей — больше, чем гипотетическая недостача от «зайцев» при отключении турникетов.

С 1 января 2018 года турникеты сняли на автобусах большой вместимости. С 16 июня без турникетов работают все московские трамваи. Время проезда на этих маршрутах сократилось на 5-20%, а время посадки — с 5 минут до 30 секунд. Теперь турникеты отменены.

Кирилл Янков председатель Союза пассажиров России «Очень отрадно, что не прошло и 15 лет после внедрения в Москве турникетов, как, наконец, правительство Москвы поняло, что турникеты невыгодны. Дешевле усилить линейный контроль: когда шансы встретить контролера велики, это реальная альтернатива турникету. Ни один город, кроме Москвы, не стал у себя массово и повсеместно внедрять систему с турникетами. Так что решение правильное, можно только поддержать его».

Пока нельзя сказать, насколько вырастет число безбилетных пассажиров в связи с отменой турникетов. Но то, что их точно не станет меньше, очевидно. Вот что Business FM рассказала одна из так называемых «зайцев», девушка по имени Марина:

Марина москвичка «Я частенько могу проехать «зайцем», потому что во многих автобусах уже убрали турникеты, некоторые автобусы и вовсе открывают все двери, когда приезжают к огромной толпе, в час пик например, чтобы люди могли в свободном порядке воспользоваться валидатором. Я могу пройти мимо, я студент, у меня порой не хватает денег на проезд, я знаю, что на этом маршруте я могу встретить контролера крайне редко. Если уберут совсем, иногда все равно буду, потому что иногда все-таки жизнь или какое-то финансовое состояние заставит».

Первый турникет появился в июне 1906 года на станции «110-я улица» в метрополитене Нью-Йорка из-за роста числа безбилетников. Впоследствии эти устройства распространились на метро и линии городских и пригородных поездов в разных странах за небольшим исключением. Например, их нет в Германии, где распространена доверительная система оплаты.

На наземном транспорте турникеты встречаются реже. Они есть в Риме, Сан-Сальвадоре, некоторых городах Индии, Турции и Бразилии. В СССР впервые турникеты появились на станции метро «Красные Ворота» в 1957 году, и через четыре года ими оборудовали всю подземку. В 1999-м турникеты поставили на выходах с платформ пригородных поездов на Киевском вокзале, позже они появились и на других железнодорожных станциях в России.

Интересно, что в то время как Москва отказалась от турникетов, в Новосибирске, напротив, объявили, что планируют установить турникеты в городских трамваях и троллейбусах и пересадить на них горожан. Мэр города Анатолий Локоть сообщил, что сейчас общественным транспортом пользуются меньше 50% горожан и вскоре город встанет в глухих пробках.

Сергей Собянин: Без турникетов наземный транспорт стал ходить быстрее и чаще

Сергей Собянин: Без турникетов наземный транспорт стал ходить быстрее и чаще

Четыре года назад в столичном наземном транспорте отменили турникеты. За это время транспортную систему усовершенствовали, а проблема с безбилетным проездом осталась в прошлом.

На решение этой задачи столице понадобилось около семи лет. За это время в Москве появились выделенные полосы для общественного транспорта, благодаря которым время в пути сократилось, а дорожных происшествий стало меньше. Сегодня в городе организовано около 440 километров выделенных полос. Ежедневно ими пользуются около 2,4 миллиона пассажиров.

Обновили в столице и подвижной состав: закупили свыше 10 тысяч современных автобусов и более 600 трамваев, а в последние годы поставили более 1000 электробусов.

Старые остановки заменяют павильонами нового образца. Они защищают пассажиров от дождя, снега и ветра. Для безопасности там устанавливают камеры видеонаблюдения, а для удобства — USB-разъемы для зарядки мобильных устройств.

«И наконец, была внедрена карта “Тройка”, благодаря которой оплата проезда стала простой и необременительной процедурой. Да и тарифы на городской транспорт мы индексировали ниже инфляции, тем самым снизив реальную стоимость проезда примерно на четверть. Где-то в 2017 году я почувствовал, что отношение к наземному транспорту в Москве стало меняться. На встречах с москвичами меня часто просили ни в коем случае не отменять выделенные полосы», — отметил Мэр Москвы.

По его словам, огромную популярность завоевали новые трамваи. Нередко пассажиры пропускали старые модели, чтобы сесть в идущий следом комфортный «Витязь-Москва». Его отличие — отсутствие ступеней, современные кондиционеры и зарядка для устройств. Изначально в трамваях такой модели турникеты не ставили, пассажиры входили через любую из шести дверей и не забывали оплачивать проезд.

«Поэтому я принял решение: с 1 января 2018 года мы убрали турникеты на 72 наиболее загруженных автобусных маршрутах, а с 1 сентября 2018 года — на всем наземном транспорте Москвы», — подчеркнул Сергей Собянин.

Запускать и выпускать пассажиров стали через все двери, а рядом с каждой установили валидатор для оплаты проезда. Благодаря этому практически полностью исчезли очереди на остановках. Даже на крупных пересадочных узлах у метро время посадки уменьшилось до одной минуты, тогда как раньше ожидание длилось до 10 минут.

Без турникетов наземный транспорт стал ходить быстрее и чаще, а пассажиры экономят в пути до 25 минут в зависимости от маршрута. Не оправдались и опасения о безбилетниках. До отмены турникетов контролеры выявляли около 800 безбилетных проездов в сутки. Сегодня это около одной тысячи, что в масштабах Москвы некритично.

Отмена турникетов упростила внедрение новых сервисов для пассажиров. Так, в сентябре 2021 года на наземном транспорте запустили сервис бесплатных пересадок между маршрутами, а в 2022 году такая возможность появилась внутри одного маршрута. В прошлом году пассажиры воспользовались сервисом более 6,7 миллиона раз и сэкономили свыше 161 миллиона рублей на оплате проезда.

Так как валидаторы оборудованы по всему салону, появилась возможность использовать их в пути. Например, для активации удаленного пополнения карты «Тройка». С января 2022 года пассажиры воспользовались этой возможностью почти 2,5 миллиона раз.

Почему убрали турникеты в автобусах

То, что турникеты из наземного транспорта надо убирать, было ясно еще в 2011 г., с первых дней реализации нашей программы модернизации общественного транспорта.

Тем не менее, сделать это сразу было невозможно. Хорошо или плохо, но турникеты выполняли свою функцию борьбы с безбилетным проездом. Без них количество зайцев могло вырасти в разы, и «Мосгортранс» потерпел бы многомиллиардные убытки.

Нам говорили, что турникеты – практика, принятая чуть ли не во всем мире. А если где-то и существуют города, в которых можно свободно зайти в автобус, то в Москве это не будет работать. У нас другая культура.

Я был категорически не согласен с этим подходом. Да, многие пассажиры не хотят платить за проезд. Но почему они так поступают? Может, потому что поездки в наземном транспорте вызывают у них исключительно негативные эмоции?

Измените общественный транспорт – изменится и отношение к оплате за проезд. На решение этой задачи нам потребовалось примерно семь лет.

За это время в Москве появились выделенные полосы для общественного транспорта, благодаря которым снизилось время в пути, стало меньше ДТП. Сегодня в городе организовано около 440 км выделенных полос. Ежедневно ими пользуются порядка 2,4 млн пассажиров.

Был обновлен подвижной состав – закуплено свыше 10 тыс. современных автобусов, более 600 трамваев, а в последние годы – и более 1000 электробусов.

Старые остановки постепенно заменяются павильонами нового образца. Они спасут от дождя, снега и ветра. Для безопасности там установлены камеры видеонаблюдения, а для удобства пассажиров – USB-разъемы для зарядки мобильных устройств.

И, наконец, была внедрена карта «Тройка», благодаря которой оплата проезда стала простой и необременительной процедурой. Да и тарифы на городской транспорт мы индексировали ниже инфляции, тем самым снизив реальную стоимость проезда примерно на четверть.

Где-то в 2017 г. я почувствовал, что отношение к наземному транспорту в Москве стало меняться.

На встречах с москвичами меня часто просили ни в коем случае не отменять выделенные полосы.

Огромную популярность завоевали новые трамваи. Некоторые пассажиры даже пропускали старые модели, чтобы сесть в идущий следом комфортный «Витязь-Москва». У него вообще нет ступеней, установлены современные кондиционеры и зарядка для устройств. Кстати, в них изначально мы не ставили турникеты, и ничего страшного не произошло. Пассажиры входили через любую из шести дверей и не забывали оплачивать проезд.

Поэтому я принял решение. С 1 января 2018 г. мы убрали турникеты на 72 наиболее загруженных автобусных маршрутах, а с 1 сентября 2018 г. – на всем наземном транспорте Москвы.

Высадка и посадка стала осуществляться через все двери, рядом с каждой был установлен валидатор для оплаты проезда. Благодаря этому практически полностью исчезли очереди на остановках. Даже на крупных пересадочных узлах у метро время посадки сократилось до 1 минуты, тогда как раньше могло достигать 10 минут.

Без турникетов наземный транспорт стал ходить быстрее и чаще – пассажиры экономят до 25 минут в зависимости от маршрута. А сбереженные нервы подсчитать просто невозможно.

Не оправдались и опасения о массовом возвращении зайцев. До отмены турникетов контролеры выявляли порядка 800 безбилетных проездов в сутки. На сегодняшний день – около одной тысячи, что в московских масштабах абсолютно некритично.

Отмена турникетов упростила внедрение новых сервисов для пассажиров. Например, в сентябре 2021 г. мы запустили сервис бесплатных пересадок между маршрутами наземного транспорта, а в 2022 г. такая возможность появилась внутри одного маршрута. В прошлом году пассажиры воспользовались этой возможностью более 6,7 млн раз и сэкономили свыше 161 млн рублей на оплате проезда.

Поскольку теперь валидаторы установлены не только у передней двери, но и по всему салону, появилась возможность использовать их в пути. Например, для активации удаленного пополнения карты «Тройки». С января 2022 г. пассажиры воспользовались новым сервисом почти 2,5 млн раз.

На первый взгляд, отмена турникетов – пример простого и эффективного решения. Но в действительности эта простота обманчива.

Чтобы оно принесло реальную пользу, потребовалось не только решить множество сложнейших технических вопросов, но и кардинально изменить имидж наземного транспорта – сделать его крутым и привлекательным в глазах москвичей.

Спасибо каждому пассажиру, оплачивающему проезд. Благодаря вам мы продолжаем делать транспорт в Москве лучше. Без вашего ответственного отношения это было бы невозможно.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *