С какой фарой разрешено ездить
Перейти к содержимому

С какой фарой разрешено ездить

  • автор:

Одна из фар не горит, а ехать надо: как поступить

Как ехать с одной фарой и не получить штраф. Современные автомобильные фары – элементы весьма надёжные. Однако какими бы крутыми и модными ни были эти устройства, иногда они всё-таки перестают функционировать. Попав в неприятную ситуацию, когда одна из фар перестаёт светить, автомобилисты оказываются перед дилеммой: ехать дальше или срочно чиниться? Неясно для многих, и как на всё это посмотрит ГИБДД.

Сразу оговоримся. Если на вашем автомобиле стоят старые добрые фары с галогенными лампочками, никакого вопроса возникать не должно. Нужно просто иметь с собой запасные лампы и, в случае необходимости, уметь самостоятельно их заменить. Обычно это не требует никаких экстраординарных усилий и инструментов – достаточно ловкости рук. Словом, остановились, поставили новую лампу и продолжили путь.

Впрочем, автомобили последних лет выпуска всё реже комплектуются фарами с галогенками. Светодиодные блоки, к примеру, заменить в дороге вы не сможете абсолютно никак, как, скорее всего, не сможете и найти обрыв в питающей лампочки цепи. А значит, вопрос решать придётся как-то по-другому. Если светить перестала одна из сторон, ехать, казалось бы, можно даже в темноте, вот только законны ли такие действия с точки зрения ПДД?

Автомобилисты, честно сдавшие теоретический экзамен на права, наверняка помнят перечень неисправностей, запрещающих эксплуатацию транспортных средств. К таком, в частности, относятся поломки фар и задних фонарей.

В пункте 2.3.1 ПДД сказано, что движение при негорящих или отсутствующих фарах и задних габаритах в тёмное время суток или при недостаточной видимости запрещена. Нетрудно догадаться, что негорящая фара с одной из сторон также является серьёзным нарушением. Более того, с 2010 года в России действует требование пункта 19.5 ПДД, согласно которому фары должны быть включены даже в светлое время суток: «в светлое время суток на всех движущихся транспортных средствах с целью их обозначения должны включаться фары ближнего света или дневные ходовые огни». Это означает, что в ряде случаев скрыть поломку от сотрудников ГИБДД не удастся.

Если инспектор заметит, что одна из фар не светит, вам, с большой вероятностью, действительно придётся объясняться. И это общение может быть не слишком приятным. Водитель обязан быть в курсе всех неисправностей автомобиля, поэтому фраза, что вы не знали о поломке, едва ли будет принята. Согласно ПДД, «перед выездом необходимо проверить и в пути обеспечить исправное техническое состояние транспортного средства в соответствии с Основными положениями по допуску транспортных средств к эксплуатации». В действующей редакции правил нет упоминания о том, сколько именно лампочек и с какой стороны может не работать. Иными словами, руководствоваться нужно пунктом 2.3.1 ПДД, где говорится, что движение при негорящих или отсутствующих фарах и задних габаритах в тёмное время суток или при недостаточной видимости запрещено. В светлое время суток допустимо проследовать к месту стоянки или ремонта с соблюдением всех мер предосторожности.

Чем грозит водителям езда с негорящей фарой? Согласно части 1 статьи 12.20 КоАП, за управление транспортным средством при наличии неисправностей или условий, при которых эксплуатация транспортного средства запрещена, выписывается штраф в размере 500 рублей. Также может выноситься устное предупреждение. В ночное время суток избежать денежного наказания вряд ли удастся. А вот задерживать транспортное средство или эвакуировать автомобиль у ГИБДД прав на данный момент нет, это также стоит помнить.

Днём помочь водителям с перегоревшим ближним светом поможет простое ухищрение: при наличии дневных ходовых огней или противотуманок не запрещено пользоваться ими в сочетании с габаритными огнями. В тёмное время суток рисковать с неработающим светом мы не рекомендуем – совсем не из-за смешного штрафа, а из-за реальной опасности для вас самих и для окружающих.

ПДД РФ, 19. Пользование внешними световыми приборами и звуковыми сигналами

19.1. В темное время суток и в условиях недостаточной видимости независимо от освещения дороги, а также в тоннелях на движущемся транспортном средстве должны быть включены следующие световые приборы:

на всех механических транспортных средствах — фары дальнего или ближнего света, на велосипедах и средствах индивидуальной мобильности — фары или фонари, на гужевых повозках — фонари (при их наличии);

(в ред. Постановления Правительства РФ от 06.10.2022 N 1769)

(см. текст в предыдущей редакции)

на прицепах и буксируемых механических транспортных средствах — габаритные огни.

(в ред. Постановления Правительства РФ от 24.01.2001 N 67)

(см. текст в предыдущей редакции)

19.2. Дальний свет должен быть переключен на ближний:

в населенных пунктах, если дорога освещена;

при встречном разъезде на расстоянии не менее чем за 150 м до транспортного средства, а также и при большем, если водитель встречного транспортного средства периодическим переключением света фар покажет необходимость этого;

в любых других случаях для исключения возможности ослепления водителей как встречных, так и попутных транспортных средств.

При ослеплении водитель должен включить аварийную сигнализацию и, не меняя полосу движения, снизить скорость и остановиться.

(в ред. Постановления Правительства РФ от 28.03.2012 N 254)

(см. текст в предыдущей редакции)

19.3. При остановке и стоянке в темное время суток на неосвещенных участках дорог, а также в условиях недостаточной видимости на транспортном средстве должны быть включены габаритные огни. В условиях недостаточной видимости дополнительно к габаритным огням могут быть включены фары ближнего света, противотуманные фары и задние противотуманные фонари.

19.4. Противотуманные фары могут использоваться:

в условиях недостаточной видимости с ближним или дальним светом фар;

(в ред. Постановления Правительства РФ от 10.05.2010 N 316)

(см. текст в предыдущей редакции)

в темное время суток на неосвещенных участках дорог совместно с ближним или дальним светом фар;

вместо ближнего света фар в соответствии с пунктом 19.5 Правил.

(в ред. Постановления Правительства РФ от 10.05.2010 N 316)

(см. текст в предыдущей редакции)

19.5. В светлое время суток на всех движущихся транспортных средствах (кроме велосипедов) с целью их обозначения должны включаться фары ближнего света или дневные ходовые огни.

(в ред. Постановлений Правительства РФ от 10.05.2010 N 316, от 06.10.2022 N 1769)

(см. текст в предыдущей редакции)

19.6. Фарой-прожектором и фарой-искателем разрешается пользоваться только вне населенных пунктов при отсутствии встречных транспортных средств. В населенных пунктах пользоваться такими фарами могут только водители транспортных средств, оборудованных в установленном порядке проблесковыми маячками синего цвета и специальными звуковыми сигналами, при выполнении неотложного служебного задания.

(в ред. Постановления Правительства РФ от 21.04.2000 N 370)

(см. текст в предыдущей редакции)

19.7. Задние противотуманные фонари могут применяться только в условиях недостаточной видимости. Запрещается подключать задние противотуманные фонари к стоп-сигналам.

19.8. Утратил силу с 1 марта 2023 года. — Постановление Правительства РФ от 06.10.2022 N 1769.

(см. текст в предыдущей редакции)

19.9. Исключен с 1 июля 2008 года. — Постановление Правительства РФ от 16.02.2008 N 84.

(см. текст в предыдущей редакции)

19.10. Звуковые сигналы могут применяться только:

для предупреждения других водителей о намерении произвести обгон вне населенных пунктов;

в случаях, когда это необходимо для предотвращения дорожно-транспортного происшествия.

19.11. Для предупреждения об обгоне вместо звукового сигнала или совместно с ним может подаваться световой сигнал, представляющий собой кратковременное переключение фар с ближнего на дальний свет.

Можно ли ездить на машине с одной фарой

«Одноглазые» автомобили на дорогах не редкость: у кого-то нет времени доехать до сервиса, кто-то решил сэкономить на вроде бы не критичном ремонте. Однако в темноте встречной машине сложно разъехаться с таким транспортом.

Является ли нарушением езда на автомобиле с одной фарой? Закон вольностей трактовки не допускает: да, является.

В пункте 2.3.1 ПДД ясно сказано, что движение при негорящих или отсутствующих фарах и задних габаритах в темное время суток или при недостаточной видимости запрещена. Если неисправность возникла в пути, то водитель должен проследовать к месту стоянки или ремонта с соблюдением всех мер предосторожности. Для инспектора ГИБДД фразы «не заметил» или «не знал» в качестве оправдания будет недостаточно. В старой редакции ПДД было прописано, что ездить с одной левой фарой можно. В новом варианте документа такого уточнения нет, пишет aif.ru.

Если открыть пункт 19.5 ПДД, то можно прочесть необходимость включать фары ближнего света или дневные ходовые огни даже в светлое время суток. Поэтому езда с одной фарой может быть расценена как нарушение даже днем. Что грозит водителю? По статье 12.20 КоАП может быть наложен штраф в размере 500 рублей.

Если же сотрудник ГИБДД остановил ваш автомобиль с одной фарой по пути в автосервис или магазин запчастей, то штраф вам не грозит. Эвакуировать машину из-за неисправности фар также нельзя. В том случае, если инспектор остановит автомобиль повторно, да еще и в ночное время, то наказания избежать вряд ли удастся.

Можно ли ездить на автомобиле с одной фарой?

В темное время суток на дорогах можно встретить «одноглазые» автомобили. Одна из фар перестала светить, и по отблескам вдали невозможно понять, какое транспортное средство движется навстречу. Особенно это неприятно на загородных трассах, когда на узкой полоске асфальта непонятно, то ли это мотоциклист, то ли трактор стоит на обочине. А если это машина, то по одной фаре трудно понять, насколько она далеко и с какой стороны расположен ее кузов. Все это затрудняет встречный разъезд. Законно ли ездить на неисправной машине и можно ли самому время от времени допускать подобные технические вольности?

Эксплуатация запрещена

В Правилах дорожного движения есть четкое описание того, как эксплуатировать свой автомобиль. «Запрещается движение при неисправности рабочей тормозной системы, рулевого управления, сцепного устройства (в составе автопоезда), негорящих (отсутствующих) фарах и задних габаритных огнях в темное время суток или в условиях недостаточной видимости, недействующем со стороны водителя стеклоочистителе во время дождя или снегопада. При возникновении в пути прочих неисправностей водитель должен устранить их, а если это невозможно, то он может следовать к месту стоянки или ремонта с соблюдением необходимых мер предосторожности», — гласит пункт 2.3.1. ПДД. При этом водитель обязан вовремя обследовать машину и быть в курсе всех ее технических проблем. Отговорки по типу «не знал» и «не видел» не принимаются сотрудниками ГИБДД, которые вправе остановить и досмотреть машину с одной фарой. Инспекторы могут сослаться на тот же пункт правил, гласящий, что «перед выездом необходимо проверить и в пути обеспечить исправное техническое состояние транспортного средства в соответствии с Основными положениями по допуску транспортных средств к эксплуатации». И если раньше дозволялось ездить только с одной левой фарой, то в существующей редакции ПДД никаких уточнений насчет того, сколько лампочек могут не работать, не прописано.

Ксеноновые фары.

Эвакуируют ли автомобиль без фары?

С 2010 года в России введены более жесткие требования по эксплуатации световых приборов. В соответствии с пунктом 19.5 ПДД, «в светлое время суток на всех движущихся транспортных средствах с целью их обозначения должны включаться фары ближнего света или дневные ходовые огни». Поэтому даже одна неработающая фара днем или ночью может расцениваться как серьезная неисправность.

Сотрудники ГИБДД могут привлечь водителя к ответственности по части 1 статьи 12.20 КоАП, которая предписывает за управление транспортным средством при наличии неисправностей или условий, при которых эксплуатация транспортного средства запрещена, вынести предупреждение или наложить административный штраф в размере пятисот рублей.

В первую очередь надо помнить, что сотрудники ГИБДД не могут эвакуировать автомобиль из-за неисправности фар, хотя задержать можно с поломками, описанными во втором пункте статьи 12.20 КоАП РФ. Это повреждения тормозной системы и рулевого управления. Поэтому ехать на машине с негорящими лампами ближнего света можно, но только к месту будущего ремонта. Так можно и объяснить инспекторам. Если наряд ГИБДД остановит такую машину в ночное время повторно, то еще одного штрафа не избежать.

Однако днем с поврежденными лампами ближнего света можно ездить, не боясь взысканий, но только в том случае, когда работают дневные ходовые огни или противотуманные фары, которые по ПДД могут использоваться вместо ближнего света фар для обозначения транспортного средства.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *