Настучал — сходил в музей: как россияне зарабатывают на хамстве водителей
МОСКВА, 22 ноя — РИА Новости, Сергей Белоусов. Зафиксировать нарушение правил дорожного движения и проинформировать об этом полицию вот уже несколько лет может каждый владелец смартфона. Для одних это интересная игра, для других — способ навести порядок во дворе дома без скандала и мордобоя, для третьих — возможность получить бесплатный билет в театр или музей и даже пополнить счет мобильного телефона. Официальные приложения пока действуют лишь в нескольких регионах, но Госдума рассматривает законопроект, который позволит гражданам «стучать» на нарушителей ПДД по всей России. РИА Новости выяснило, как обычный человек может превратиться в автоинспектора и почему проявление гражданской ответственности иногда смертельно опасно для жизни.
Первопроходцы от государства
Пользователем может стать каждый, кто зарегистрирован на портале uslugi.tatarstan.ru. Функционал «Народного инспектора» значительно превосходит все другие аналоги: можно сообщить о парковках на тротуарах, местах для инвалидов и в «зеленой» зоне, о непропуске пешехода, движении по автобусной, встречной или разделительной полосе, тротуару, обочине, остановке или стоянке под запрещающим знаком, повороте налево под запрещающий знак, выезде за стоп-линию, проезде на красный свет, сбросе отходов и даже безлицензионном недропользовании.
С июня 2017 года жители Татарстана получили возможность фиксировать использование водителями телефона во время движения, однако пока количество таких сообщений едва превышает пару сотен. «В основном нарушения фиксируются пассажирами, проезжающими на автомобилях, из окон бокового и заднего вида, а также из общественного транспорта», — рассказали в пресс-службе Министерства информатизации и связи Республики Татарстан. До конца года планируется ввести еще две новые категории: наезд на препятствие и езду с непристегнутыми ремнями безопасности.
По данным Министерства информатизации и связи Республики Татарстан, «Народный инспектор» уже скачали 105 тысяч раз. За три года существования приложения было передано 135 750 сообщений о нарушениях, положительное решение принято в более чем 100 тысячах случаев. Жалобы рассматривают три ведомства: УГИБДД республики, Административно-техническая инспекция (АТИ) и Минэкологии. Последнее ведомство за время существования приложения из 121 поступившей к нему жалобы отклонила все, кроме трех, которые сейчас находятся на рассмотрении.
Прокаченные и с призами
В августе 2015 года столичное правительство запустило приложение «Помощник Москвы» (ПМ). За два года его скачали порядка 200 тысяч пользователей операционных систем iOS и Android, по сообщениям которых вынесено более полумиллиона штрафов. Для «охоты» на нарушителей нужно иметь действующую регистрацию на портале госуслуг mos.ru и смартфон с GPS/ГЛОНАСС-приемником и камерой разрешением не менее пяти мегапикселей.
Разработчики ПМ придумали сразу несколько способов для привлечения внимания пользователей. Обладатель приложения может «прокачивать» свой уровень в рейтингах, получать виртуальные награды и накапливать баллы, которые учитываются в системе «Активный гражданин» и обмениваются на реальные призы: футболки, кружки, рюкзаки, билеты в музеи, аудиокниги и прочее.
Чтобы получить виртуальную награду, нужно выполнить определенные действия. Например, «Караул Кремля» дают за пять выписанных штрафов в районе Московского кремля. «Рыбное место» получает тот, кто умудрился «оформить» 30 штрафов подряд в одном и том же месте за три часа. «Счастливый номер» выдается за «поимку» автомобиля с тремя одинаковыми буквами или цифрами на регистрационном знаке.
Что движет каждым конкретным пользователем — жажда наживы, славы или проявление гражданского сознательности — известно только им самим, но на пути к цели помощники Москвы иногда сталкиваются с реальными опасностями. Так, по словам пользователя Telegram-канала «Помощника Москвы» с ником Ivan Loginov, недовольная фиксацией нарушения женщина сначала отчитывала его неприличными словами, а затем попыталась сбить на пешеходном переходе.
Однако даже такие трудности не останавливают некоторых рьяных борцов с нарушителями. Согласно рейтингу приложения, абсолютным лидером стал человек с ником «Навальный — нары 2018», оформивший за все время существования программы 4,9 тысячи штрафов. Его «клиентами» чаще всего становились водители, припарковавшие машину в зоне действия знака «Остановка запрещена». Самым «штрафуемым» районом Москвы в ноябре оказались Кузьминки.
Штрафы за нарушение ПДД: сколько на них зарабатывают
Квитанции, приходящие по почте за нарушение правил дорожного движения (ПДД), могут быть не только убытком – они могут приносить прибыль, но лишь в том случае, если рассматривать штрафы ПДД как бизнес. Причем бизнес, доступный практически любому человеку, имеющему минимальный стартовый капитал.
Как устроен бизнес
Существуют две схемы заработка на штрафах ПДД:
- реальные деньги для юридических лиц и ИП;
- подарки и бонусы для физических лиц.
Юридические лица
Министерство транспорта в разных регионах России периодически устраивает тендеры на заключение контракта на несколько лет на установку на дорогах соответствующего региона камер видеонаблюдения и фиксации нарушений ПДД. Например, в Московской области в 2016 году был заключен контракт на 10 лет с ООО «МВС Групп». В обязанности компании входит:
- закупка оборудования;
- установка на дорогах 1 000 комплексов фиксации и их обслуживание;
- отправка информации о нарушениях в ГИБДД;
- отправка гражданам квитанций на оплату штрафов.
В качестве вознаграждения компания получает с каждого оплаченного штрафа фиксированную сумму – 233 руб.
Выгода для всех очевидна. Государство не тратится на оборудование и его обслуживание, Частные же компании, поскольку их непосредственный доход зависит от количества оплаченных штрафов, тщательно следят за работоспособностью видеофиксаторов, что ГИБДД, как правило, не делает. По данным газеты «Коммерсантъ», только с июля по декабрь 2017 года за счет деятельности ООО «МВС Групп» государством было получено 337 млн руб., из которых 254 млн руб. были перечислено компании.
Кроме фиксированных камер, могут устанавливаться и мобильные комплексы, которые, постоянно меняя местоположение, повышают количество штрафов, а значит и прибыли.
Рис. 1. Передвижной комплекс видеофиксации ООО «МВС Групп»
Индивидуальные предприниматели
В 2014 году был принят закон, разрешающий частным лицам заниматься установкой камер видеофиксации нарушений ПДД на дорогах России.
Прежде всего, необходимо зарегистрировать ИП и обратиться в местные органы ГИБДД для заключения договора.
Предприниматель покупает оборудование, устанавливает его там, где посчитает нужным, и передает информацию в ГИБДД. После того как деньги от уплаты штрафа поступят в бюджет, ИП получит средства, причитающиеся ему по договору, путем перечисления из бюджета. Раньше бизнесмены продуктивно работали на платных автотрассах. Внесенные поправки в ФЗ «О концессионных соглашениях» позволили использовать средства видеофиксации на обычных автомобильных дорогах.
Физические лица
Во многих регионах России сегодня работает мобильное приложение «Народный инспектор», позволяющее любому человеку фиксировать замеченное им нарушение ПДД: парковку в неположенном месте, разговор по телефону во время движения и т.д. Для этого достаточно иметь смартфон с GPS и камерой не менее 5 мегапикселей.
Рис. 2. Фиксация нарушения при помощи приложения «Народный инспектор»
Чтобы начать набирать бонусы и обменивать их на реальные призы, нужно проделать ряд простых шагов:
- зарегистрироваться на портале «Госуслуги»;
- скачать мобильное приложение и зарегистрироваться в нем;
- при обнаружении нарушения при помощи приложения распознать номер автомобиля, сделать несколько фотографий и короткий видеосюжет;
- отправить снимки и видео в ГИБДД.
Обмануть приложение и делать снимки, допустим, во дворе, не получится, т.к. оно работает только в определенных местах города, а именно на дорогах, платных парковках и т.д.
Среди призов – футболки, билеты в музеи и кино, кружки и прочие приятные мелочи.
ООО «МВС Групп»
В Московской области первопроходцем по заработкам на ПДД стала компания ООО «МВС Групп». Посмотрим, насколько выгоден для нее оказался этот бизнес.
Собственники
«МВС ГРУП» – высокотехнологичная компания, реализующая крупнейший в России концессионный проект строительства и эксплуатации системы фотовидеофиксации административных правонарушений правил дорожного движения в Московской области. Собственниками компании являются:
- 20% – Иосиф Шальмиев, о котором нет никакой доступной информации;
- 80% – ООО «Системы безопасности», которые, в свою очередь, принадлежат УК «Трансфингрупп» и лично Сергею Асланяну, совладельцу телевизионной компании «Максима телеком».
Справка! ООО «Системы безопасности» ‒ компания, занимающаяся проектированием, установкой и обслуживанием систем видеонаблюдения.
Таким образом, ООО «МВС Групп» использует оборудование практически собственного производства, т.е. оно обходится ей дешевле, нежели закупка у сторонней организации.
Инвестиции и оборудование
Цель концессионного соглашения, заключенного с Министерством транспорта, – установка и обслуживание камер видеофиксации на дорогах Московской области. По первоначальному договору – это 1 000 камер. По дополнительному соглашению – еще 500 видеофиксаторов. Кроме того, действуют передвижные установки – 200 шт.
Максимальные инвестиции, предусмотренные договором, – 4,9 млрд руб. Сколько из них реально инвестировано в проект на данном этапе, неизвестно.
Анализ прибыли
Бухгалтерская отчетность компании имеется в свободном доступе на портале Аудит-ИТ.
Рис. 3. Список бухгалтерской отчетности ООО «МВС Групп», имеющейся в свободном доступе на портале Аудит-ИТ
Поскольку компания занимается ПДД как бизнесом только с 2016 года, для анализа рассмотрим 2016 и 2017 годы, а также 2015 г., когда установка видеофиксаторов нарушений ПДД еще не входила в область деятельности организации.
Юридическая социальная сеть
2.1М
2.1М
Как заработать на нарушениях правил дорожного движения
Госавтоинспекция официально дает возможность зарабатывать на фиксации нарушений правил дорожного движения (ПДД). Гражданин вправе согласовывать места установки камер, фиксировать совершенные нарушения, передавать данную информацию в официальные пункты приема и получать за это оплату. Основные моменты рассмотрим в данной статье.
Заработок на камерах фиксации
Частные камеры видеофиксации нарушений ПДД массово начали распространяться после 2014 года, когда был принят закон, позволивший частным лицам заниматься данным видом бизнеса.
Индивидуальный предприниматель приобретает камеры видеофиксации и выявляет нарушителей дорожных правил движения. Государство при этом не несет расходов на оборудование, но получает на дорогах относительно отрегулированное автомобильное движение. Поправки в ФЗ «О концессионных соглашениях» допустили право использования камер видеофиксации на обычных автомобильных дорогах.
Как правильно оформить
Данный вид договора, который называется концессионным соглашением, регулируется Федеральным законом «О концессионных соглашениях» от 21.07.2005 г. № 115-ФЗ.
Практика концессионных соглашений, предметом которых является установка частных систем фиксации нарушений на дорогах, – это один из видов сотрудничества государства с частными лицами. Договор заключается между частным лицом, органами Госавтоинспекции и местной властью.
В договоре должны быть изложены:
• права и обязанности сторон,
• порядок и условия проведения конкурса среди претендентов,
• порядок подписания и расторжения договора.
Концессионное соглашение заключается по результатам проведения тендера, условия заблаговременно оговариваются и закрепляются в тексте договора.
Стоимость оборудования
Стоимость видеофиксаторов зависит от количества и качества заложенных в них опций. Технологии развиваются быстро, и с каждым днем техника может фиксировать и отображать все большее количество нарушений. Для обустройства понадобятся камера, рубежи контроля, модули передачи данных, блок приема и конвертации данных и т. п.
Так как срок, на который заключается договор, составляет 12 лет, то за год нужно фиксировать не менее 835 нарушений или 3 нарушения в день. Для российских дорог на практике вложения окупаются за 4 года, оставшиеся 8 лет бизнесмен будет получать прибыль, фактически не неся никаких расходов.
Плюсы и минусы бизнеса
Положительные факторы
Стабильный доход, который не требует больших усилий и больших вложений после открытия по причине длительного срока службы оборудования.
Средства перечисляются из бюджета по факту оплаты штрафов нарушителями, поэтому самостоятельно собирать штрафы не нужно.
Срок перечисления выплат установлен и указан в договоре.
Отрицательные факторы
Получать крупную прибыль удается в первое время после установки камеры, после этого водители запоминают места нахождения камер и не нарушают там ПДД. Из-за этого приходится переносить оборудование, неся затраты.
Во многих ситуациях на взыскание штрафа затрачивается много времени, так как не все нарушители их добровольно выплачивают.
Нарушение и штраф, зафиксированные камерой, могут оспариваться в суде.
Контракт ограничен сроком в 12 лет.
Несмотря на имеющиеся минусы, бизнес довольно доходный, и если есть средства вложиться в него, то результат при правильном подходе к делу будет положительным.
Вывод
На автомобильных дорогах появляется все больше камер видеофиксации нарушений ПДД. Данный бизнес является достаточно прибыльным. Обнаруженные и зафиксированные частными средствами видеофиксации нарушения служат законным основанием для наложения штрафа на водителя, который был «пойман» камерой.
В ГД призвали проработать сервис для штрафов водителям по фото из смартфонов
Приложение «Народный инспектор», с помощью которого граждане смогут фиксировать на камеру смартфона случаи нарушения водителями правил дорожного движения, — это нужная инициатива, но необходимо проработать ее технические детали. Об этом заявил «Известиям» член комитета Госдумы по транспорту и развитию транспортной инфраструктуры Александр Толмачев 27 января.
Ранее в этот день сообщалось, что онлайн-сервис запустят уже в I квартале 2024 года.
«Народный инспектор» — инициатива интересная и, говоря откровенно, нужная. Обществу предлагается еще один инструмент саморегулирования. К сожалению, люди каждый день сталкиваются с чужим хамством, но на дороге наглость особенно опасна и может привести к ДТП. Думаю, многие, наблюдая «художества» на виражах, хватались за сердце (или голову) и хотели бы, так сказать, тем или иным способом вразумить лихих летунов. Теперь есть способ сделать это цивилизованно», — указал парламентарий.
По его мнению, появление приложения дисциплинирует многих автолюбителей.
«Вот парковался ты раньше поперек входа в подъезд, мешал мамочкам с колясками пройти, вы с соседями много ругались по этому поводу, а теперь ты знаешь, что твои фокусы сфотографируют и отправят через приложение, тебе прилетит штраф, и уже не получится безнаказанно плевать на мнение общества. Или продолжай плевать, но тогда готовь кошелек, — или дисциплинируйся, научись парковаться там, где нужно», — сказал Толмачев.
При этом он подчеркнул важность того, как будет реализована инициатива. Детали, особенно технические, нужно проработать, убежден депутат.
«Во-первых, это вопросы датировки. Во-вторых, верификация: не исключаю, что найдутся подлецы, которые мечтают насолить ближним или подставить недругов и готовы ради этого подделать фотографии, «замазать» правильно включенный поворотник или «пририсовать» чужой номер машине на газоне. Этого допустить нельзя. В-третьих, есть вопросы законодательного характера — но над этим мы поработаем в Госдуме», — резюмировал Толмачев.
27 января стало известно, что контракт на доработку сервиса «Народный инспектор» получила группа компаний «Программный продукт». Приложение будет создано на базе системы «Помощник Москвы». Инициатива о штрафах, оформленных при помощи фото, уже реализована в Москве, а теперь программу расширят на федеральный уровень.
При помощи приложения граждане смогут фиксировать факты несоблюдения ПДД, в результате чего нарушители будут получать штрафы, а разместившие доказательства пользователи получат бонусы на оплату парковки и для других целей.
Автоэксперт Роман Солдатов назвал сервис «Народный инспектор» неплохой инициативой, однако отметил, что ее реализация вызывает несколько вопросов. Как указал специалист, некоторые пользователи могут специально оставлять жалобы на своих знакомых из-за личной неприязни или плохого настроения.