Крупнейший в мире перевозчик Maersk полностью уйдет из Росси
Датская транспортно-логистическая компания A.P. Moeller-Maersk A/S продолжает сворачивание операций в России с намерением в конечном итоге покинуть страну. Об этом говорится в отчете компании по итогам II квартала 2022 года, обнародованном в среду, 3 августа.
«Все рейсы в Россию и из России прекращены, и продолжается процесс продажи активов, в том числе миноритарной доли в размере 30,75% Global Ports Investments», – говорится в сообщении.
При этом указано, что во II квартале 2022 года выручка Maersk выросла по сравнению с аналогичным показателем прошлого года в полтора раза – до $21,7 млрд, EBITDA выросла в два раза – до $10,3 млрд.
Напомним, еще в марте Maersk уже начал поэтапное прекращение активности. Компания не видит перспектив возобновления деятельности в России.
Maersk — история бренда
Maersk — датская компания, специализирующаяся на морских грузовых перевозках и обслуживании портовых терминалов. Принадлежит A. P. Moller-Maersk Group — диверсифицированным конгломератом, работающим в сфере судоходства, нефтегазовой промышленности, судостроения, розничной торговли, информационных технологий и других отраслях.
История компании начинается в 19 веке в Дании. В 1886 году Питер Мэрск Мёллер был назначен капитаном своего первого судна под названием Лаура, на борту которого была размещена эмблема в виде семиконечной звезды, которая позже стала известна во всем мире как часть логотипа Maersk.
В 1904 году Мёллер и его сын Арнольд Петер Мёллер самостоятельно занялись судоходством, основав компанию Aktieselskabet Dampskibsselskabet Svendborg (Пароходная компания Свендборга), расположенную в датском городе Свендборг. Они приобрели свой первый пароход водоизмещением 2200 тонн. Это судно получило название Svendborg, и на нем также была изображена семиконечная звезда, теперь изображенная на синем фоне, который должен был оставаться неотъемлемой частью логотипа Maersk. Спустя шесть лет в компании было уже 6 кораблей.
22 августа 1912 года отец и сын Мёллеры основали еще одну компанию — Dampskibsselskabet af 1912, Aktieselskab (Пароходная компания 1912 года). Штаб-квартира новой компании расположилась в Копенгагене. Эта компания и ее корабли также использовали семиконечную звезду для своих логотипов и флагов.
В 1917 году Мёллеры основали верфь в городе Оденсе. Этот бизнес быстро стал важной частью компании. На верфи могли строить корабли водоизмещением до 40 тысяч тонн.
В 1919 году в Нью-Йорке было открыто первое зарубежное представительство компании Мёллеров.
Компания AP Møller начала использовать имя Maersk в 1928 году, когда начала осуществлять пассажирские и грузовые перевозки между Соединенными Штатами и Азией. Maersk — это девичья фамиля матери Питера Мёллера.
Следующее поколение семьи Мёллер присоединилось к компании в 1940 году, когда партнером компании стал Мэрск Маккинни Мёллер, сын Петера Мёллера, которому тогда было 26 лет. И все же карьера младшего Мёллера была почти оборвана еще до того, как она началась. Когда нацисты оккупировали Данию в 1940 году, Мэрск Маккинни Мёллер покинул страну и отправился в Соединенные Штаты. Таким образом, флот компании AP Møller был передан в распоряжение союзных войск. К концу войны флот Maersk потерял более половины своих кораблей.
Maersk Møller, а также штаб-квартира компании, вернулись в Данию в 1947 году. Тем не менее, изгнание компании в военное время оставило свой след, деятельность компании становилась все более и более ориентированной на международный рынок, начиная с создания в Соединенном Королевстве в 1951 году новой судовой брокерской компании Maersk Company.
Судостроительное подразделение AP Møller получило толчок в середине 1950-х годов, когда оно получило контракт на постройку ряда 50 000-тонных танкеров для калифорнийской судоходной компании. Однако Оденский завод был слишком мал, чтобы вместить танкеры такого размера, в 1957 году компания начала строительство нового завода, строительство которого было завершено в 1959 году.
В то время как судоходство, сгруппированное под управлением компаний «Aktieselskabet Dampskibsselskabet Svendborg» и «Dampskibsselskabet af 1912, Aktieselskab», оставалось ядром бизнеса компании, в 1960-х компания AP Møller начала диверсифицировать свою деятельность.
Одно из первых шагов по расширению компании был сделан в 1961 году, когда AP Møller приобрела поставщика автомобильных запчастей Roulunds Fabriker. История этой компании восходила к 1736 году.
Еще более значительным событием для AP Møller стало предоставление компании в 1962 году эксклюзивной концессии на разведку и добычу нефти и газа в Дании. Компания основала новое дочернее предприятие Maersk Olie og Gas, которое сформировало совместное предприятие с Texaco и Shell под названием Dansk Undergrunds Consortium (DUC). К 1972 году DUC удалось запустить добычу, и уровень добычи позже превысил 500 000 баррелей в сутки, при этом добыча газа достигла одного миллиарда кубометров в сутки. Olie og Gas также начала свою деятельность в Катаре и Алжире.
В 1964 году AP Møller обрела новое направление, когда приобрела группу супермаркетов F. Salling A/S. Подразделение было переименовано в Dansk Supermarked и стало второй по величине розничной группой в Дании.
В 1964 году Арнольд Петер Мёллер скончался. Мэрск Маккинни Мёллер принял бразды правления компанией в этом же году. Он продолжил диверсифицировать компанию.
В 1968 году компания приобрела Phama-Plast. Эта компания была основана всего четыре года назад как одна из первых в Дании, которая производила одноразовые медицинские изделия из пластика. Эта компания была переименована в Maersk Medical.
Два года спустя, AP Møller поднялась в воздух с основанием компании Maersk Air, которой перешли маршруты от компании Falk Air. Maersk Air начала свою деятельность в 1970 году с трех новых самолетов Fokker F-27 Friendship; в 1973 году она пополнила свой флот пятью самолетами Boeing 707-720B.
В 1973 году было запущено подразделение ИТ-услуг компании, которое впоследствии стало компанией Maersk IT.
В 1972 году компания добавила в список видов деятельности буровые установки и соответствующие нефтегазодобывающие подразделения. Начало добычи газа совместным предприятием Dansk Undergrunds Consortium в 1972 году также привело к тому, что компания создала флот специализированных газовых танкеров, в том же году был принят первый газовый танкер компании.
В 1973 году Maersk стала одной из первых в новой многообещающей категории перевозок — перевозке контейнеров. Первый контейнеровоз компании был назван Svendborg Maersk, что послужило началом того, что вылилось в революцию в международных перевозках. Действительно, принятие контейнеров, которые позволяли судам перевозить более крупные, но сегментированные грузы, позволило судоходной отрасли противостоять растущей конкуренции со стороны отрасли авиаперевозок.
Начало эксплуатации контейнеровозов, с одной стороны, и новых «супертанкеров» — судов грузоподъемностью более 200 000 тонн, введенных в конце 1960-х годов, — с другой, загрузило ферфи компании до предела. В 1969 году AP Møller начала строительство нового сухого дока, способного строить суда грузоподъемностью до 650 000 тонн, а к 1973 году компания завершила строительство судна на 330 000 тонн. В то же время переход судоходной отрасли на контейнеровозы создал спрос на новые услуги, такие как брокерские услуги и консолидация контейнерных грузов. AP Møller вышла на этот рынок в конце 1970-х годов с созданием торгового офиса компании, который работал на Тайване, в Гонконге и Сингапуре. Позже этот бизнес стал полноценной дочерней компанией под названием Maersk Logistics.
Контейнеровоз Maersk в порту Гданьска
AP Møller стала публичной в 1982 году, начав продавать акции своих компаний компаний «Aktieselskabet Dampskibsselskabet Svendborg» и «Dampskibsselskabet af 1912, Aktieselskab» на Копенгагенской фондовой бирже. Контроль над самой AP Møller оставался в руках семьи Мёллер.
В течении 1980-ых компания продолжила расширяться. Например, в 1985 году AP Møller расширила свой транспортный бизнес с приобретением Norfolkline. Эта компания осуществляла логистические услуги «от двери до двери» с упором на замороженные продукты в Европе, а также эксплуатировала паромные линии между Великобританией и континентом.
В 1988 году растущая важность контейнерных перевозок привела к тому, что в Оденске компания AP Møller начала строительство новых контейнеровозов класса «Панамакс», названых так, потому что они достигли максимальной ширины, способной проходить через Панамский канал.
В 1991 году компания AP Møller расширила свою производственную деятельность, создав компанию Maersk Container Industri, производителя контейнеров для Maersk и других грузоотправителей.
Мэрск Маккинни Мёллер ушел в отставку в 1993 году. Компания AP Møller продолжала развивать свое судоходное крыло по всему миру, в том числе в 1991 году приобрела компанию East Asiatic Co., специализирующуюся на морских перевозках. Кроме того было заключено соглашение о сотрудничестве по разделению судов с американской компанией Sealand, дочерней компанией CSX Corporation. Это соглашение начало действовать в 1995 году. Затем, в 1999 году, партнеры объявили, что Maersk приобрела компанию Sealand, создав нового мирового лидера судоходства — Maersk Sealand, с флотом более 250 судов. В том же году Maersk приобрела южноафриканские контейнерные линии Safmarine.
К тому времени Maersk также расширила свою нефтегазовую деятельность, начав добычу нефти в Катаре в 1994 году.
В 1996 году Maersk спустила самый большой в мире контейнеровоз.
Контейнерный терминал Maersk в Порт-Элизабет, штат Нью-Джерси, США
Судостроительный бизнес компании расширился за пределы Дании в конце 1990-х годов, когда был приобретен Балтийский судостроительный завод в Литве в 1997 году и немецкий завод Фольксваген Штральзунд в 1998 году. Приобретение Sealand также способствовало развитию логистического бизнеса компании, который был переименован в Maersk Logistics в 2000 году.
Спад на мировом рынке морских перевозок в 2001 году, сопровождавшийся сокращением отгрузок в сочетании с избыточным предложением контейнеров, способствовавшим снижению цен на перевозки, поставил Maersk в затруднительное положение к 2002 году.
Материнская компания AP Møller объявила о намерении отказаться от ряда непрофильных активов, в том числе от автомобильной компании Roulunds и дочерней компании Maersk Medical. Однако компания продолжала наращивать свой судоходный бизнес.
В 2006 году у американской компании Kerr-McGee были куплены права на добычу нефти в территориальных водах Великобритании в Северном море. В этом же году верфь в Оденсе вновь установила рекорд по вместимости контейнеровоза — Emma Mærsk вмещала до 16 тысяч контейнеров.
В 2009 году компания объявила о намерении закрыть верфь в Оденсе (последний корабль был спущен на воду в 2012 году), литовская верфь была продана. Также компания постепенно покинула розничную торговлю, последние 19% акций сети супермаркетов Dansk Supermarked Group были проданы в 2014 году.
8 апреля 2009 года один из контейнеровозов компании, Maersk Alabama (позже переименованный в MV Maersk Tygra), был атакован сомалийскими пиратами, в результате нападения капитан попал в плен, но был освобождён отрядом ВМС США 12 апреля 2009 года. По мотивам воспоминаний капитана об этих событиях в 2013 году был снят фильм «Капитан Филлипс».
В 2011 году Maersk сделала заказ южнокорейской компании Daewoo Shipbuilding & Marine Engineering на 20 контейнеровозов класса Maersk Triple E длиной 400 метров и вместимостью более 18 тысяч контейнеров. Сумма контракта составила около 190 миллионов долларов за судно. Первое судно было поставлено в июне 2013 года, в 2015 году заказ был выполнен полностью.
Мировой лидер контейнерных перевозок продаст последний актив в России
Датская A.P. Moeller-Maersk A/S (Maersk), мировой лидер в сфере контейнерных перевозок и управления портами, договорилась о продаже своего последнего и крупнейшего актива в России — 30,75% Global Ports — группе «Дело» Сергея Шишкарева. Об этом говорится в сообщении компаний.
Это обязывающее соглашение, заключенное на «рыночных условиях», но финансовые детали стороны не раскрывают. Лондонская биржа остановила торги бумагами Global Ports, как и большинства других компаний с активами в России, 3 марта, после начала военной спецоперации на Украине. На момент остановки торгов ее капитализация составляла $121,3 млн. Исходя из этой оценки, 30,75% компании стоили $37,3 млн. Справедливая стоимость этих акций на начало 2022 года составляла не менее $200 млн, считает гендиректор «INFOLine-Аналитика» Михаил Бурмистров. С учетом геополитической ситуации сделка была заключена с дисконтом и цена пакета, скорее всего, не превысила 6 млрд руб. (около $100 млн), добавил он.
Условием закрытия сделки является получение всех необходимых регуляторных согласований со стороны российских государственных органов. В результате этой сделки доля «Дела» увеличится в два раза — до 61,5%.
Global Ports — один из ведущих операторов специализированных портовых терминалов в России, лидер российского рынка перевалки контейнеров. Группа управляет сетью из семи многофункциональных терминалов в двух морских бассейнах — на Балтийском море («Первый контейнерный терминал» и «Петролеспорт» на территории Большого порта Санкт-Петербурга, «Усть-Лужский контейнерный терминал» и др.) и на Дальнем Востоке (Восточной стивидорной компании, входящей в Global Ports, принадлежит порт Восточный в бухте Врангеля в заливе Находка Японского моря). Группа Global Ports управляет пятью контейнерными терминалами в России и двумя в Финляндии.
После начала военной спецоперации России на Украине и введения западных санкций Maersk объявила о планах постепенного ухода с российского рынка, включая вывоз всех судов и контейнеров.
«Все рейсы в Россию и из России прекращены, и продолжается процесс продажи активов, в том числе миноритарной доли в размере 30,75% Global Ports Investments», — говорилось в ее отчете по итогам второго квартала 2022 года, опубликованном 3 августа. «Мы рады, что заключили эту сделку с нашим давним партнером «Дело», что позволило нам планомерно выйти из Global Ports в соответствии с нашим решением прекратить деятельность в России», — заявил теперь глава подразделения Maersk APM Terminals Кейт Свендсен (его слова приводятся в сообщении Maersk). APM Terminals управляет 75 терминалами по всему миру.
После завершения этой сделки Maersk больше не будет участвовать ни в каких компаниях, работающих в России, или владеть какими-либо активами в стране, указано в сообщении компании. При этом соглашение с «Делом» включает возможность в будущем вернуться к совместному бизнесу с группой.
Любопытное решение. Maersk отказывается от военных контрактов США
Флот танкеров и военные контракты переданы Maritime Partners, которую возглавил экс-директор Maersk. Как-то так .
Источник: us navy
Копенгаген, 26 сен — ИА Neftegaz.RU. Датская Maersk передает свой танкерный флот под флагом США вместе с некоторыми военными контрактами США компании Maritime Partners, действующей в соответствии с Законом Джонса.
Maersk продолжит оказывать поддержку и инвестировать в контейнерные перевозки и Программу безопасности на море США.
Сделка по продаже активов получила одобрение ключевых военных заинтересованных сторон, включая Морскую администрацию США (MARAD), Военное командование морских перевозок (MSC) и транспортное командование США (TRANSCOM).
На протяжении многих лет Maersk обеспечивала тысячи рабочих мест американским морякам торгового флота.
- Минобороны США потребуется около 100 нефтеналивных танкеров различной вместимости в случае серьезного конфликта в Тихом океане;
- США не только не хватает тоннажа, необходимого для поддержки крупного конфликта в Тихом океане, нет четкого плана его получения
- верфи получили очень мало субсидий;
- Федеральная программа финансирования судов Раздела XI финансируется не в полной мере, да и сложно получить кредиты в рамках программы;
- военные заказы заняли большую часть мощностей верфи;
- растет их зависимость от иностранных верфей;
- растет зависимость от иностранных судовладельцев, которые обеспечивают немалую долю перевозки военно — морских грузов;
- теперь эти компании формально отказываются от поддержки военных США.
- компании Overseas Shipping Group, Crowley и Seabulk получили по 3 контракта на поставку нефтеналивных танкеров флоту США;
- Maersk — только 1 контракт.
Возглавил Maritime Partners Стив Кармел, бывший исполнительный директор Maersk, что подтверждает связь компаний.
Однако Maritime Partners будет гораздо легче соответствовать правительственным постановления США — в частности, политикой закупок США, благоприятствующей Закону Джонса и малому бизнесу.
Кстати, в том же регионе Тихого океана, куда простираются интересы США, есть Китай.
Власти Китая субсидируют на многие млрд долл США строительство и модернизацию верфи в качестве субсидий, поддерживают крупный бизнес, снижая административные барьеры.