Срок эксплуатации автомобильных шин
Срок годности шин по ГОСТу
Срок годности – период, на протяжении которого, компания, гарантирует возможность применения товара по назначению и несет полную ответственность за дефекты, которые возникли по его вине.
Покупая шины нужно смотреть чтобы, с момента производства прошло не более трех лет. Дату изготовления и любую другую информацию очень легко узнать, она указана на маркировке шины среди общей информации о размерах, конструкции, индексах скорости и грузоподъемности.
Российским законодательством установлен срок службы шин автомобиля по гарантии согласно ГОСТ 4754-97 и ГОСТ 5513 – 5 лет со дня изготовления, но для покрышек в первую очередь главным показателем является качество продукта, а не время его использования.
Согласно ГОСТу, средний срок годности шин нужно рассчитывать в таком порядке:
— ZR. Так обозначаются скоростные варианты, эти изделия можно использовать при скоростях свыше 240 километров в час. Изделие полностью должно сохранить свои свойства на протяжении 6 лет.
— H – используют при максимальной скорости 210 километров в час, служат до 5 лет.
— S – максимальная скорость – 180 километров в час. Можно использовать до 4-5 лет.
Специалисты рекомендуют производить замену покрышек до того, как у них выйдет срок годности. Некоторые автолюбители считают, что если резина редко используется, при этом ее возраст уже составляет 5-6 лет, но это ошибочное мнение! Ведь из-за того, что в шинах в процессе эксплуатации и хранения появляются дефекты, связаны с ее окислением и растрескиванием, — в критический момент она может вас подвести.
Срок хранения шин
Срок хранения – определенный период, на протяжении которого товар при соблюдении установленных правил хранения и эксплуатации должен сохранить все свои свойства. Если срок хранения истек, то это совсем не означает, что товар непригоден для использования, но его технические характеристики могут снизиться.
Шины могут стареть с помощью физических и химических процессов, эта гипотеза относится к шинам, которые не используются или мало используются. Чтобы предотвратить сам процесс старения, в резиновую смесь добавляют специальные вещества, которые помогают противодействовать вредным для использования химическим соединениям с кислородом и озоном. Такие действия гарантируют, что при должном сроке хранения шин она будет соответствовать определению новой покрышки.
Срок хранения автомобильных шин
Нужно отметить, что гарантийный срок хранения не является сроком эксплуатации. Сроки хранения в течении пяти лет устанавливают, не из-за того, что после этого шина испортится, а из-за того, что по закону производитель не имеет права установить меньший срок гарантии, что и является защитой для конечного потребителя.
За последние годы многие американские эксперты считают, что срок хранения и эксплуатации автомобильных шин нужно ограничить 10 годами. В свою очередь немецкие эксперты полагают, что сроки годности автошин нужно ограничить 6 годами, это относиться и к новым шинам.
Правила и нормы хранения пневматических шин по ГОСТ 24779-81:
1. Упаковка, транспортировка и специально оборудованные места для хранения должны препятствовать воздействию кислорода, света, тепла, озона, органических растворителей, минеральных масел, смазочных материалов, топлива, кислоты и щелочи на шины.
2. Шины не должны соприкасаться с медными или корродирующими веществами, также они не должны подвергаться нагрузке, перегибам и стоять на опоре с резко выступающими неровными поверхностями.
3. Если хранить шины в тёмном, сухом и прохладном помещении, то их старение значительно будет замедлено, и наоборот если в помещении влажно и есть перепады температурного режима, то процесс старения ускоряется.
4. Шины, которые предназначены для ремонта и восстановления протектора, должны быть хорошо помыты и просушены.
5. Хранение шин должно быть при температуре не выше 35 °C и не ниже 25 °С. Нужно избегать прямого контакта с источником тепла, не оставлять на прямых солнечных лучах при влажности менее 80 %.
6. Если шины хранятся на улице, то они должны быть прикрыты непрозрачным водонепроницаемым покрытием и приподняты над поверхностью земли, для обеспечения надежной вентиляции, во избежание образования паровой бани.
7. Категорически запрещено хранение шин на мокрой, жирной/масляной, загрязненной бензином или нефтепродуктами поверхности.
8. Так само не желательно сохранять их вблизи источников тепла или возле открытого огня.
9. Не нужно хранить шины на отражающих поверхностях (например снег, песок) или поглощающие тепло покрытиях (таких, как черный асфальт).
10. Не рекомендуется хранить шины возле электромотора или с другими источниками озона. Уровень не должен превышать 0,08 ppm.
11. Нельзя хранить шины возле химикатов, растворителей, топлива, масла углеводов, краски, кислоты, дезинфицирующих средств.
12. Не использовать шину как рабочую поверхность или стеллаж для инструментов. Нельзя класть горящую сигарету на шины.
Полный список правил и рекомендаций по правильному хранению шин читайте в статье “Как хранить автомобильную резину”.
Известные бренды импортных шин, такие как: Bridgestone, Michelin, Goodyear и Dunlop служат до 10 лет и более со дня изготовления, этот срок считается общепринятым во всем мире. А вот общий срок годности и хранение на складе, с даты выпуска, шин Continental составляет не больше 5 лет.
Хотя, как уже разобрались, очень многое значат условия хранения покрышек, не только новых, но и тех, которые сняли с авто до следующего сезона. Например, срок годности шин nokian составляет от 3-5 лет, при условии проверки не менее 1 раза в год, после 5 лет использования.
К сожалению законодательством не установлены допустимые сроки хранения шин на складе, но специалисты считают, что покрышка, которая там пролежала около 5 лет, все еще приравнивается к новой.
Срок службы шин и эксплуатации
Срок использования покрышек автомобиля – это промежуток времени, на протяжении которого изготовитель дает гарантию на шины и несёт полную ответственность за любые дефекты, которые будут выявлены во время их эксплуатации. Со слов производителей шины должны служить минимум до десяти лет, хотя на практике их замену приходится выполнять примерно каждые 5-6 лет, в некоторых случаях и того меньше.
Факторы, которые влияют на срок эксплуатации резины
Существует много различных факторов которые влияют на износ автомобильных шин, основные из них представлены ниже:
1. От автомобиля и его грузоподъемности: какой максимальный груз может перевозить авто и смогут ли его выдержать ваши шины (показывает индекс допустимой нагрузки). Обратите внимания что в зависимости от этого параметра существуют определенные нормы пробега автомобильных шин по дорожному полотну:
— Для легковых авто: грузоподъемность до 2 тонн, пробег 45 тысяч километров.
— Для грузовых автомобилей: грузоподъемность от 2 до 4 тонн, 60 тысяч километров.
— Грузовые авто с грузоподъемностью свыше 4 тонн – от 65 до 70 тысяч километров.
2. В зависимости от размера шин. Автопокрышки с низким профилем чаще всего на камнях постукивают о диск, поэтому и меньше служат. Если резина широкая, то на поворотах трение увеличивается, особенно в зимнее время.
3. Манера вождения водителя. Шина быстро изнашивается, если автолюбитель часто использует резкий тормоз или же наоборот быстро разгоняется.
4. Состояние дорог, по которым вы каждый день ездите.
5. От расстояния, которое вы проезжаете и частоты использования.
6. Качество шин играет очень важную роль, например, резина изготовлена в Китае – недолговечна, в то время как резина от известных марок служить будет намного дольше. Известно, что срок службы китайской резины составляет примерно два сезона, а брендовая может прослужить примерно семь лет. При выборе покрышек нужно обращать внимание на производителя, ведь часто под известными марками продают подделки.
7. Различные механические повреждения, например порезы, шишки после ударов, деформация после экстренного торможения, ДТП и т.д.
Как понять, что срок службы автомобильных шин закончился
Проводя диагностику покрышек кроме того, что в обязательном порядке нужно обращать внимание на степень износа, также существуют и другие, не менее важные факторы указывающие на завершение срока эксплуатации.
Для того, чтобы определить, когда заканчивается срок службы автомобильных шин при детальном осмотре нужно обратить внимание на такие моменты:
1. Если вы заметили, что протектор шины стерт до уровня перемычек между протектором, то значит, что срок использования шин подошел к концу. Степень износа можно определить на глаз или же с помощью инструментов. Снаружи на поверхности шин размещены цифры с разной глубиной, поэтому вы легко сможете определить степень износа. Для того чтобы измерить высоту протектора можно использовать линейку со специальным глубиномером. Для летней резины этот параметр должен быть равен больше 1,6 мм, в свою очередь для зимней – больше, чем 4 мм. Если данные параметры меньше, то необходимо производить замену шин. Когда износ неравномерный, то замеры нужно проводить на том участке, где износ самый видимый. В противном случае если кромка протектора износилась только с одной стороны, то значит, был нарушен угол развала-схождения.
2. Небольшие трещины сбоку на шинах свидетельствуют о старении резины и предупреждают о замене, тогда как глубокие порезы требуют немедленной замены.
3. Если на шинах сбоку появилось вздутие — «грыжа», то это означает что произошел разрыв нитей кордового слоя, в этом случае также шины нужно немедленно менять. Также такие «грыжи» могут появляться с внутренней стороны на колесе, поэтому нужно быть предельно внимательным, вовремя проводить осмотр.
4. Если износ покрышки с внешней стороны намного больше, чем в центральной части, то это может означать, что в шинах не хватало давления, если все наоборот, по центру больше износились, а по внешним краям меньше, то значит давления было в избытке.
Как продлить срок эксплуатации шин
Для того, чтобы ваши шины были более долговечными нужно придерживаться определенных правил использования:
1. Если нет явных утечек воздуха, нужно проверять давление в шинах через каждые 2-3 недели эксплуатации. Это нужно делать потому, что неравномерное давление в шинах приводит к неравномерному износу протектора. Если внутреннее давление уменьшилось на 10%, то это может привести к 10-15% снижения срока службы шины. Если давление повышенное, то также увеличивается износ, но в 2 раза меньше, чем в пониженном.степень износа протектора.
Давление в шинах
2. Поскольку на передних (ведущих) колесах всегда износ больше, то раз в 10-15. тыс. или вовремя смены сезонной резины, желательно менять её местами.
Перестановка передних шин на задние
Схема перестановки 5 автомобильных колес
Обратите внимание что хотя, и существуют шины с направленным и ненаправленным рисунком все равно менять направление вращения колеса нельзя. И во втором варианте, передние колеса, перед установкой назад необходимо перебортировать.
3. Нужно проверить, правильно ли установлены шины по отношению к колесным дискам, что обычно указывается на боковинах шин, это важно, поскольку при вращении шин в направлении обратном расчетному все их эксплуатационные характеристики будут значительно снижены во всех режимах работы автомобиля.
Схема замены шин с ненаправленным рисунком
Схема смены на полноприводных авто
4. Если вы купили новые шипованные шины, то сначала, их нужно обкатать первые 500 км при этом, избегая резких поворотов, торможений и ускорений, тогда шины будут служить гораздо дольше, и будут иметь правильную посадку.
5. Покупать и ставить резину на все колеса лучше всего от одного производителя и с одинаковым рисунком.
6. Соблюдайте все правила хранения снятых шин.
7. Важно регулярно смывать грязь из шин специальными средствами ухода, при этом нужно обратить внимание на то, чтобы после смывания средств они не оставались в канавках протектора.
8. Чтобы сохранить их внешний вид нужно использовать специальные средства ухода: кондиционер для шин, кондиционер-очиститель, восстановитель цвета шин.
9. Нужно избегать близкого подъезда к бордюру или другим выступам, чтобы не повредить тонкий бок покрышки.
10. Если вы собираетесь в длительную поездку, то лучше повысить внутреннее давление в шинах, это позволит сэкономить топливо и уменьшить их нагревание.
11. Старайтесь поддерживать умеренный стиль езды.
12. Не нужно нагружать автомобиль, при 20% перегрузки срок службы снижается на 30%.
13. Избегайте резких препятствий, потому что переломы покрышки могут поспособствовать разрушению кордового слоя под протектором.
14. Раз в год делайте проверку углов установки колес. Также данную операцию нужно выполнять после ремонта рулевого привода, замены шарниров, а также после сильных ударов, которые могут деформировать элементы в ходовой части.балансировка
15. Следите за балансировкой колес, ее нужно проводить примерно через 10000-15000 км или после каждого ремонта с демонтированием шин.
Специалисты рекомендуют регулярно делать проверки состояния ваших покрышек, следить за давлением и степенью износа протектора. Ведь намного выгодней устранить неисправность на ранних стадиях, чем потом вообще менять всю резину. Нужно помнить, что правильный и своевременный уход за покрышками это, ваша безопасность и залог долговечности вашей резины.
Срок эксплуатации зимних шипованных шин
От того, в каком состоянии находится резина, зависит очень многое. Также как и у любых других автомобильных изделий, у таких шин также имеется свой срок службы. Здесь же следует учитывать ряд показателей, который влияет на эксплуатацию, начиная от вполне естественного износа, и заканчивая потерей технических характеристик покрышек.
Исследования показали, что срок эксплуатации зимних шипованных шин меньше, чем у летних вариантов. А еще этот показатель может отличаться от тех изделий, которые не имеют шипов. Рассмотрим, на сколько сезонов рассчитана зимняя резина шипованная.
Срок службы зимней резины
Еще раз следует отметить, что срок зимнего варианта отличается от летнего. И хотя внешне они очень похожи, но по техническим характеристикам сильно отличаются. Например, летний вариант более жесткий, в то время как зимний – более мягкий и эластичный. А значит зимняя шина быстрее выходит из строя.
Сколько можно использовать зимнюю резину шипованную лет? Это зависит от многих показателей. Например, если изделия неправильно хранить и эксплуатировать, то износ ускорится. Вот почему при покупке шин следует обращать внимание на некоторые их особенности.
Первое, на что следует обратить внимание – новые покрышки или подержанные. В последнем случае нужно понять, кто является производителем покрышек, и когда они были выпущены. Это позволит понять, сколько еще выдержат такие шины. Если речь идет о моделях с шипами, то этому фактору следует уделить особое внимание.
Чтобы определить, сколько служат зимние шипованные шины, все модели следует разделить на более дорогие и их более дешевые аналоги. Например, если речь идет о фирменных изделиях, то их срок эксплуатации гораздо больше. Сколько можно ездить на зимней резине? Если модель подобрана правильно, максимально адаптирована под марку автомобиля, устанавливается с учетом покрышек, то срок эксплуатации составляет от 5 лет и более.
Другое дело – более дешевые аналоги, к коим относятся некоторые дешевые отечественные или китайские модели. Они при тех же условиях могут служить всего пару сезонов. Причина заключается в том, что в дорогих моделях есть запатентованные компоненты, благодаря которым резина не стареет и отлично чувствует себя даже через пять лет. А вот в более дешевых моделях таких компонентов обычно нет, а значит они быстрее трескаются и теряют эластичность.
Сколько служат зимние шины
Обычно производитель устанавливает срок годности семь лет или порядка 60 тыс. км. При активной езде. Но на практике этого можно достичь, если только покрышки были куплены совсем свежими, а машина практически не использовалась в процессе.
Чтобы достичь таких условий, нужно чтобы шины хранились при температуре в районе нуля, в них необходимо постоянно поддерживать нужное давление, а ездить нужно с небольшой скоростью по льду или снегу, но никак не по песку, которым обычно посыпают дороги зимой. Иными словами необходимы такие условиям, на которые и рассчитана шипованная зимняя покрышка.
Другое дело – если покрышки использовались агрессивно, то есть имело место активное торможение и резкие старты. А еще покрышки использовались при температурах от +8 градусов и ездили по сухому асфальту. В этом случае шипы быстро отлетают, а покрышки изнашиваются.
Сколько составляет срок годности зимних шипованных шин
Помимо срока службы следует обратить внимание еще и на такой показатель, как срок годности. Несмотря на кажущееся сходство эти показатели являются несколько разными, и их нужно разделять. Если говорить простым языком, то срок службы зависит от эксплуатации, в то время как срок годности – от даты производства.
Если говорить на примере, то даже если шины хранятся в кладовке и не используются, то они все равно стареют, и со временем их использовать будет нельзя. Поэтому даже если покрышки в течение нескольких лет просто лежали на складе (от 4 лет и более), то не следует надеяться, что шины будут соответствовать всем заявленным характеристикам.
Выходит, что если вам продают новые шины, но хранились они неправильно, то на дороге такие модели будут вести себя очень шумно, а еще они потеряют свою эластичность и начнут ссыхаться.
На поверхности шин со временем появляются микротрещины, которые при дальнейшем эксплуатации будут только увеличиваться. Вот почему резину, которая долго лежала на складе, обычно продают с большими скидками, мотивируя это тем, что проводится зимняя распродажа.
Также немаловажное значение имеет и хранение материала. Нельзя чтобы на нее постоянно попадало солнце, в помещении была высокая температура и влажность. А еще изделия следует хранить в полностью герметичной упаковке, чтобы туда не попадал воздух.
Если же не соблюдать всех этих условий, то резина станет менее эластичной, на ней появятся микротрещины из-за того что она будет ссыхаться. А вот если хранение будет осуществляться верно, то через пару лет резина не потеряет своих свойств. Если же не делать этого, то покрышки будут непригодны к дальнейшей эксплуатации.
Чтобы понять, когда именно была изготовлена резина, следует посмотреть на наличие маркировку. Цифры наносят сбоку, и они состоят из четырех чисел. Эти числа означают дату производства изделия.
От чего зависит эксплуатация
Если сложить все то, что было сказано выше, то время, которое уйдет на эксплуатацию зимних шин, зависит от следующих показателей:
- когда материал был изготовлен;
- каким образом происходило хранение;
- кто изготовил покрышки, являются ли они дорогими или более дешевыми аналогами;
- как происходит эксплуатация – есть ли на дорогах снег, или только чистый асфальт;
- наличие или отсутствие на поверхности шипов.
Если неправильно использовать покрышки, то и время использования возрастет, но также влияют условия, при которых используется резина, и размер пробега.
Сколько сезонов подряд прослужит комплект зимних колес?
Перед каждым сезоном водители оценивают состояние шин. Если поездки в зимнее время осуществлялись нечасто, то выработка у покрышек незначительная и глубина протектора превосходит установленные стандартом значения. Однако это не значит, что старые покрышки пригодны к эксплуатации. Резина имеет свой срок службы, после которого свойства резиновой смеси меняются, и колесо уже не может соответствовать заявленным характеристикам. Что же это за сроки?
Разрушение материала
В течение срока службы резина подвергается воздействию различных внешних факторов. Она контактирует с химическими противогололедными реагентами, маслом, бензином и иными активными веществами. Велика роль и солнечной радиации. Солнце старит резину, вызывает разрушение поверхностных слоев и потерю эластичности. При контакте с водой и кислородом начинаются процессы окисления, которые не прекращаются даже при сезонном хранении. В итоге внутренние и внешние слои материала колеса меняются и его сцепные свойства снижаются. Поэтому производители указывают срок службы колес, после которого необходимо производить их замену, независимо от выработки протектора.
Согласно требованиям «4754−97», эксплуатационный срок службы шин легковых автомобилей должен составлять не менее 5 лет с момента изготовления. Крупные производители колес, такие как Michelin, Continental, Nokian, заявляют о 10-летнем сроке службы резины. Но это вместе с периодом хранения после производства, сроками доставки и подготовки к продаже.
Как правило, покрышка продается через год после изготовления и эксплуатируется еще 5−7 лет, а затем требует замены. Из-за старения резины увеличивается тормозной путь, снижаются сцепные свойства, ухудшаются управляемость и износостойкость. Колесо хуже сопротивляется повреждениям, из-за пережитых циклических нагрузок внутренние слои материала рвутся, из-за чего увеличивается вероятность возникновения грыж даже при несильных ударах. Смещения слоев материала и трещины становятся проводниками воздуха, отчего колесо постепенно стравливает давление.
Согласно ГОСТу, средний срок годности шин напрямую зависит от их состава и от способности сопротивляться нагрузкам. Узнать их можно по маркировке:
Сколько сезонов подряд можно ездить на зимних шинах
При принятии решения о том, продолжить использовать подержанные покрышки или нет, стоит руководствоваться рекомендациями производителя, российскими нормативными актами и фактическим состоянием покрышек.
По первому вопросу — не поленитесь проштудировать официальные сайты производителей и выяснить, сколько лет отмерено продукции бренда при условии не самой активной езды и соответственно не сильного износа. Подскажем, что самый большой срок — 10 лет отмеряют своим покрышкам компании Continental, Michelin и Nokian. Соответственно, при малых пробегах можно ориентироваться как раз на декаду эксплуатации.
Тем не менее подавляющее число шинников рекомендует менять резину почти вдвое чаще — раз в 5 или шесть лет. Интересно, что это как раз соответствует требованиям российского ГОСТа (а именно — ГОСТ 4754-97), определяющего эксплуатационный срок шин легковых автомобилей в 5 лет с момента изготовления.
Подчеркнем, что речь идет именно об изготовлении, а не о дате продажи. Чтобы установить ее, изучите обозначения на боковине покрышки. В большинстве случаев такая информация содержится в овальной отформовке с четырьмя цифрами. Первые две цифры указывают здесь на порядковый номер недели в году, а две последние — на год выпуска.
Случается и такое — шины на вид совсем новые, но на самом деле они пролежали на складе несколько лет. В этом случае рассчитывать на то, что «обувка» сохранит заводские характеристики, не приходится. Такие покрышки дубеют, на протекторе и боковинах появляются микротрещины, а если хранение производилось еще и некорректно (например, шины складировались колоннами, в положении одна на другой), может возникнуть изломом бортового кольца, что является неремонтопригодным дефектом.
Помните также о том, что если шина была проколота или получила порезы и бала отремонтирована, ездить на таком колесе можно не более двух лет.
А что если водитель ездит много и очень много, проезжая в год, скажем, более 50 тысяч км? Тогда следует поменять зимнюю резину как раз-таки примерно через год эксплуатации. Для справки, зимние колеса известных европейских производителей обычно ходят не более 60 тысяч км. Российские шины отечественных брендов — до 40 тысяч км, японские — от 50 тысяч до 80 тысяч км.
Водителям, не вылезающим из-за руля, следует ориентироваться также и на остаточную глубина рисунка протектора. В случае с зимними легковыми шинами, маркированных литерами «M+S», «M&S», «M S», этот параметр должен составлять не менее 4 мм. Для сравнения: предельная глубина протектора для летней резины существенно меньше — 1,6 мм. Оно и понятно — «липучкам», да и «шиповкам», работающим по льду и снегу, нужен больший зацеп.
К слову, чтобы проверить глубину протектора, в ряде случаев не обязательно вооружаться штангель-циркулем. Современные модели резины оснащены индикаторами износа. Напомним, разновидностей индикаторов несколько, каждый производитель решает эту задачу по-своему. Чаще всего на покрышках имеются маркеры (обычно в виде бугорков — если канавка сровнялась с бугорком, шину стоит заменить). Такие выпуклости размещаются на дне канавок. В свою очередь на блоках протектора чаще применяется цветовая идентификация или цифровые обозначения. К примеру, у шин бренда Nokian именно цифры на протекторе соответствуют его остаточной глубине. Как только пропадет последняя, необходимо менять покрышку.
Интересно, что именно индикаторы износа протектора могут стать поводом для того, чтобы водитель был оштрафован за использование «лысой» резины. Штраф, к слову, составляет 500 рублей, согласно статье 12.5 ч.1 КоАП. Конечно, шансов, что ваши шины будут проверять во время остановки в пути ничтожно малы. Однако если по вашей вине произойдет авария, ваш автомобиль и в том числе колеса могут подвергнуть проверке на наличие неисправностей и несоблюдение требований с потенциально неприятными последствиями.
Однако еще хуже последствия собственно ездовые. Эксплуатация «лысой» зимней резины чревата неконтролируемыми заносами на мокром или обледенелом дорожном покрытии, увеличением тормозного пути, повышения риска аквапланирования и ухудшения курсовой устойчивости в целом. К слову, согласно статистике финских независимых компаний, 57% аварий приходятся на сильно изношенные покрышки.