Сколько стоят жигули на кубе
Перейти к содержимому

Сколько стоят жигули на кубе

  • автор:

Жигули за 30 тысяч долларов, маслкар с японским дизелем и другая автоэкзотика Кубы

Пина Колада, Кадиллак Эльдорадо, Карбюратор на ладу — Куба, страна, которая лучше всего смотрится на открытках. Бирюзовый океан, белый песок, кокосовые пальмы — лубочные пейзажи тут кругом.

На их фоне не то, что американские дредноуты, осточертевшие москвичи с жигулями, и те выглядят здорово.

Автомобили на Кубе — достопримечательность, покруче венецианских гандольеров.

Другая планета, где люди перемещаются на том, что в любой другой части мира является объектом вожделения автомобильных музеев.

Колорит! Даром, что под капотами американской классики давно стоят нормальные японские дизели.

Состояние подавляющего большинства из них оставляет желать лучшего. Под яркой краской прячется толстый слой шпаклевки и сквозная гниль, влажный климат и соленый морской воздух не способствуют сохранности металла.

Но кубинцы не сдаются, ежегодно латая свои древние дредноуты и советскую классику, автомобиль здесь по прежнему роскошь.

Даже "шестерка" жигулей стоит порядка 25-30 тысяч евро, чего говорить про американские дредноуты.

Впрочем, каждому свое — советская или российская машина будет свежее, последний американский автомобиль попал на остров в 1959 году.

Вдобавок, прожорливые дримкары не сочетаются с дорогим топливом, поэтому каждый владелец поспешил заменить огромный американский мотор экономичным японским дизелем.

«Капиталистическая Lada». Почему на Кубе ценят «Жигули» выше Vesta

«Модели Largus и Vesta очень надежно работают у нас как такси. Я сам, когда там был в августе, попробовал и поговорил с водителями такси, они все счастливы и удовлетворены. Машины работают очень надежно, очень крепкие, не ломаются», — эти слова посла Кубы в России Херардо Пеньяльвера Порталя во время его визита в Ижевск на днях распространили многие российские СМИ.

Возможно, так оно и есть. За те 12 лет, которые минули между поставками Lada на Кубу, российские автомобили изменились до неузнаваемости. Седаны Vesta зарекомендовали себя не только в России, но и в странах Евросоюза, а Largus и вовсе наполовину иномарка, созданная по образу и подобию универсала Renault. Разумеется, для Кубы, где до сих пор можно встретить американские машины 1950-х годов и советские 1970-х, эти новинки — сродни еще одной революции.

Но это в теории. А на практике выяснилось, что местные водители настолько привыкли к старым добрым «Жигулям», что к новым Lada отнеслись… с настороженностью.

Кубинская история последних сорока лет может быть рассказана через историю «Жигулей» лучше, чем с любым другим транспортным средством, пишут здешние СМИ. И напоминают: неказизстые Lada («копейки», «шестерки», «семерки», ВАЗ 2102 и 2014 и прочие модели) до сих пор работают здесь в службе скорой помощи и полиции, возят сотрудников органов госбезопасности, сопровождают свадебные церемонии и похоронные процессии. Их переделывают в лимузины, наращивая кузов, и в кабриолеты, снимая крышу. А молодежь приспосабливает «Жигули» для проведения ночных дискотек.

«Эти прямоугольные автомобили стали фаворитами многих кубинцев, убежденных в том, что их легко починить и еще проще найти к ним запчасти. И если ржавчина (как это обычно бывает) начинает разрушать днище, то всегда найдется жестянщик, способный это исправить. Да и двигатель, пока работает, в случае необходимости полностью разбирается и перекомпоновывается. Хотя это задача поистине титаническая и долгая, но, если у кубинца что-то имеется в достатке, так это время», — пишет La Rioja.

Большинству кубинских Lada уже почти 50 лет, но, благодаря изобретательности своих владельцев, большинство выглядят всего на 15, шутит журналист Cubahora.

Впрочем, какие уж тут шутки. «Старая Lada похожа на военный танк, — цитирует портал 14ymedio таксиста Ласаро Вальдеса. — Она уродливая, но сильная, и никогда ее не встретить брошенной, поскольку в любой части Кубы найдется тот, кто знает, как ее починить».

Специалистов, способных отремонтировать «Жигули», например, с помощью проволочной вешалки, на Кубе стали уважительно называть «ладологами». Но здесь есть не только разнообразные мастерские, но и подпольные производства запчастей, которые «на коленке» делают из подручных материалов. Новые Lada, впрочем, эта тема в ближайшее время не коснется. И не только потому, что они не должны ломаться — госконтракт с Россией подразумевает заодно и поставку автодеталей.

«Ладологи» появились здесь еще и потому, что «Жигули», хоть и называются «машинами для бедняков», далеко не дешевы. Цены на подержанные ВАЗы начинаются с 12 тысяч долларов и доходят до 25 тысяч — за доработанные варианты в хорошем состоянии с кондиционером и колесами от иномарок. Для сравнения: за эту сумму в Гаване можно купить двухкомнатную квартиру. Впрочем, Lada в любом случае остается самой доступной моделью. Что говорить, если обычный Hyundai Accent — старый Solaris — стоит здесь почти 45 тысяч долларов, а Peugeot 508 — и вовсе 260 тысяч.

Всему виной — закрытый на долгое время авторынок и режим санкций со стороны Запада, из-за которого тут пока и не ждут ничего, кроме Lada с Родины-мачехи (как шутливо называют Россию кубинцы с Родины-матери) и китайских машин. Эмбарго на продажу новых автомобилей было введено на Острове Свободы в 1959 году и сняли его лишь в 2013-м. И хотя сейчас местные жители вправе покупать машины, они доступны только местным звездам спорта и чиновникам, пишет Cibercuba.

Кстати, сколько стоят здесь Lada Vesta и Largus Cross — неизвестно. В свободной продаже новинок пока нет и не будет — их владельцами становятся государственные таксопарки и туристические компании. Кубинцы, особенно жители Гаваны, массово тестируют эти автомобили. Как писала газета Granma, только за первый месяц работы, февраль 2018 года, 344 прибывшие машины перевезли ни много ни мало 270 тысяч клиентов. Но найти в СМИ восторженные отзывы водителей нам не удалось. Просто они пока сомневаются, что новые Lada способны на такие же подвиги, как «Жигули».

«Они более удобны и более компьютеризированы, но это автомобили, рассчитанные на некоторое время, а не на всю жизнь, как другие», — сетует один из местных «ладологов» Алексис.

«До недавнего времени Lada считалась крепкой, но уродливой машиной без особой эстетики, — отмечает таксист с 20-летним стажем Мария Антония, хорошо знающая возможности «Жигулей», а теперь пересевшая с Peugeot аргентинской сборки на Vesta. — Те, что приехали сейчас, выглядят современно, но теперь нам нужно убедиться, будут ли они такими же сильными, как прежние».

Как бы то ни было, кубинские таксисты начинают пользоваться преимуществами новинок. Некоторые коллеги Марии Антонии добавили на свои визитные карточки фразы типа «современная и комфортабельная Lada с вместительным багажом». А кто-то с юмором написал «капиталистическая Lada», подчеркивая, что речь идет уже о совсем другой машине. Ведь если таксисты могут сколько угодно долго ностальгировать по «Жигулям», пассажиры быстро привыкнут к хорошему.

Автомобильный мир Кубы: мифы и реальность

Фото: Shutterstock

О том, как живет автомобильная Куба, ходят легенды. Почти на любой открытке с Острова Свободы вы увидите ряды сверкающих разноцветных «американцев» пятидесятых годов, словно выехавших на парад из музея. Эта картина была даже воспета в восьмой части киносаги «Форсаж». Но рядом с хромированными дредноутами из США легко можно заметить потрепанные «Жигули» и «Москвичи», до боли знакомые российскому автолюбителю.

Это, можно сказать, верхний слой, известный каждому, кто хоть немного интересовался Кубой. Но в автомобильной жизни гордого государства есть еще множество интересных деталей, с которыми мы сегодня тоже разберемся. Но для начала — о главном.

Американских машин действительно очень много

По приблизительным оценкам, всего в республике насчитывается около 200 тысяч автомобилей, и классических «американцев» из них около 60 тысяч — почти треть всего парка. При этом не нужно быть экспертом, чтобы точно оценить их возраст: любая машина родом из США выпущена до 1959 года.

Фото: Shutterstock

После революции и прихода к власти Фиделя Кастро торговые отношения Кубы с внешним миром оборвались почти мгновенно, и автопарк фактически законсервировался.

Но в 1959 году он был превосходным, ведь на острове любили отдыхать обеспеченные американцы, которые не стеснялись привозить сюда роскошных красавцев вроде Chevrolet Impala или Chrysler Imperial. Хотя и простых моделей было в достатке: близость Кубы к США обеспечивала простой и недорогой импорт, тем более что суда, доставлявшие машины в южные штаты, все равно проходили мимо Гаваны.

Большинство из этих сокровищ сегодня — «колхоз»

Одновременно с запретом импорта автомобилей оказались перекрыты и каналы поставки запчастей: кубинцы остались с тем, что есть. Конечно, в середине прошлого века конструкция машин была намного проще, чем у современных, но чинить их пришлось только теми средствами, которые были в наличии. И за 60 с лишним лет кубинцы превратились, пожалуй, в лучших механиков-самоучек на планете.

Фото: Shutterstock

Они научились заново изготавливать необходимые детали, изобретать невиданные сочетания узлов и агрегатов — и все это на оборудовании из середины прошлого века. Ведь даже банальные гаечные ключи для работы с американской дюймовой резьбой после революции оказалось взять неоткуда.

Фото: Youtube.com

Фото: Александр Демьянчук / ТАСС

Поэтому сейчас даже те классические автомобили, которые снаружи выглядят безупречно (работу с краской, хромом и кузовными панелями на Кубе освоили в совершенстве), по технике имеют мало общего с изначальным замыслом инженеров.

Автомобильный мир Кубы: мифы и реальность

Чаще всего под их длинными капотами скрываются уже не рычащие V8, а дизели — от коммерческой техники, тракторов и даже стационарных генераторов! И причина здесь не только в дефиците деталей, но и в ценах на топливо: 1,2 доллара за литр при средней зарплате около 50 долларов в месяц. Отсюда и почти обязательная кубинская традиция — заливать бензин из канистры прямо перед поездкой, чтобы его не слили ночью.

Советских машин на улицах ничуть не меньше

Дружба Кубы и СССР никогда не была особо пылкой, но все же до своего распада Советский союз оставался для республики главным источником новых автомобилей. Поэтому старенькие «Жигули», «Москвичи» и «Волги» здесь можно встретить так же запросто, как и американские дредноуты. И даже чаще: по некоторым подсчетам, советского транспорта на острове чуть ли не сто тысяч единиц.

Нашу технику кубинцы любят за простоту, выносливость и ремонтопригодность, да и с запчастями дело обстоит получше. Более того, моторы ВАЗ под капотами Chevrolet — тоже зрелище вполне обыденное.

Фото: Shutterstock

Однако не советской техникой единой. Часто на дорогах острова можно заметить крохотные хэтчбеки Fiat 126 польского производства — они, правда, по большей части прогнили насквозь, несмотря на максимально нежный к «железу» климат.

Есть и старые Peugeot, в основном моделей 403 и 404: среди всех европейских стран Франция поддерживала наиболее благоприятные отношения с Кубой и периодически отправляла туда свою продукцию. А после 2011 года, когда кубинцам впервые разрешили покупать новые автомобили, именно у Peugeot появился первый (и пока единственный) дилерский центр на острове.

Да, на Кубе есть новые автомобили

На самом деле, их поставки никогда не прекращались полностью, но долгие годы речь шла о правительственных закупках — грузовики, автобусы, такси и так далее. Так, например, в 2018 году в республику была отправлена партия из 344 седанов Lada Vesta, предназначенных для частного извоза, а в 2010 году местная полиция закупила 1500 китайских Geely CK. Но возможность приобрести новую или слегка подержанную машину в частное пользование долгое время фактически отсутствовала.

Фото: Shutterstock

Последние 11 лет она есть, по крайней мере, в теории. На практике же новый автомобиль для кубинца — непозволительная роскошь, ведь все продажи идут через правительственный концерн CIMEX, который самостоятельно устанавливает цены с невероятными, не укладывающимися в воображении накрутками. Так, в 2014 году Peugeot 206 в пересчете на доллары стоил 91 тысячу, а за Peugeot 508 просили и вовсе 262 тысячи долларов.

При этом никакого подобия гарантии или официального обслуживания не подразумевается вообще. Весь сервис, как и на протяжении последних 60 лет, остается персональной головной болью самих владельцев.

Фото: Shutterstock

До 2020 года все расчеты велись кубинскими неконвертируемыми песо по внутреннему курсу, устанавливаемому государством, но затем жителям республики разрешили покупать автомобили и за настоящие доллары. Изменилось, правда, немногое: за Toyota Land Cruiser 2011 года выпуска один из покупателей отдал 80 тысяч долларов, а подержанная малолитражка Kia Picanto обходилась в 38 тысяч — в США столько просят за новое купе BMW 2 серии.

Фото: Shutterstock

Надо понимать, что ввоз подержанных автомобилей и салоны, которые занимаются их продажей, контролируются тем же концерном CIMEX: самостоятельно «пригнать» машину в республику простой кубинец не может. При этом под строжайшим запретом до сих пор находится все, что связано с США: касается не только брендов и места изготовления, но даже американских технологий — их на Кубе быть не должно ни в каком виде.

Ситуация медленно, но идет на поправку

Автомобильный рынок Кубы все же начинает понемногу оживать. Если в 2014 году владельцев нашли лишь 50 (да, пятьдесят) автомобилей, то к 2018 году речь шла уже о 4500 покупателях. Правда, через год они число проданных машин сократилось в 1,5 раза, а затем еще вдвое в пандемийном 2020 году. Но уже 2021 показал рост на 46 процентов: продажи новых машин на острове достигли отметки 2209 экземпляров.

Безоговорочным лидером все это время остается Peugeot, следом идут Kia и китайский BYD, хотя самой популярной моделью стал Renault Sandero — таких хэтчбеков купили 152 шт. А три года назад на Кубе даже появился первый сайт с частными объявлениями о продаже машин. Выглядит все пока диковато — зато, если вы нажмете на кнопку «Show sold cars», попадете на виртуальную экскурсию по реальному автопарку республики. Экземпляры попадаются там поистине невероятные!

Чудеса автомобильной Кубы: как на Острове свободы делают рестайлинг советских «Жигулей»

Туристов на Кубе удивляет не только красивейшая природа и необычная колониальная архитектура, но и тщательно восстановленные автомобили пятидесятых годов прошлого века. Это не только американский автопром, но и многочисленные «Жигули», которые переделаны в самодельные лимузины.

Автомобили на Острове свободы

По данным статистики, по степени автомобилизации Куба находится на 139-м месте в мире. Машин тут на 1000 населения в 10 раз меньше, чем в России. Подобное объясняется дороговизной автомобилей и крайне низкими заработками местных жителей. Поэтому новые машины тут стоят баснословных денег и практически не встречаются на дорогах. Местный автопром – это автомобили второй половины прошлого века, многие из которых тщательно восстановлены.

Кубинский автопром можно разделить на две основные исторические эпохи. В пятидесятых годах на Острове свободы практически 95% автомобилей имели американское происхождение. В то время Куба считалась популярным у американских туристов курортом. После прихода к власти Фиделя Кастро на остров начали активно завозить советские грузовые и легковые автомобили. Поэтому не стоит удивляться большому количеству ЗИЛов и «Жигулей».

Любовь кубинцев к советскому и российскому автопрому объясняется в первую очередь дешевизной, легкостью ремонта и простотой эксплуатации. Запчасти к таким машинам часто изготавливают местные умельцы самостоятельно, что для многих жителей является единственной возможностью починить старенькие «Жигули», выпущенные 30-40 лет назад.

Специфика ремонта и тюнинга автомобилей на Кубе

В девяностых годах, после краха Советского Союза, экономические связи между Кубой и Россией практически прекратились. В итоге появились сложности с ремонтом многочисленного автопрома, который был ввезен сюда из СССР. Местным умельцам приходилось самим изготавливать запчасти, вытачивая их из металлических заготовок. Было даже запущено кустарное производство деталей для «Жигулей» и ЗИЛов.

Кубинцы отличаются страстью к своим автомобилям. Они не только заботливо ухаживают за машинами, которым исполнилось уже 30-40 лет и более, но и проводят их оригинальный тюнинг. Это позволяет выделить такой автомобиль, что говорит о необычном вкусе владельца авто. Поэтому не стоит удивляться идеально сохранившимся «Жигулям» или же выполненным на их базе оригинальным лимузинам.

Разнообразие местного автопрома

Туристов, приезжающих на Кубу в первый раз, часто поражает такое многообразие местного автопрома. Секрет этого чрезвычайно прост, это все кустарные переделки, причем одна и та же машина может существенно отличаться после такого тюнинга. В основном это автомобили шестидесятых-восьмидесятых годов прошлого века. Несмотря на свой солидный возраст, такие машины неплохо сохранились, их используют для перевозки туристов и местных жителей.

В начале девяностых годов местные таксопарки проводили комплексную работу по переоборудованию и удлинению базовых моделей «Жигулей». Поэтому не стоит удивляться пятиметровым седанам, которые выполнены на базе российского автопрома. Местные жители предпочитают экономить, поэтому ездят на такси исключительно большими компаниями. Такие удлиненные машины с максимально возможной вместимостью на Кубе в почете.

Оригинальные варианты тюнинга

По дорогам общего пользования на Кубе колесят тысячи переделанных автомобилей «Жигули». Чаще всего такой тюнинг и рестайлинг заключается в увеличении длины машины. Для этого ее просто разрезают пополам, после чего наваривают силовой каркас. Старые советские «копейки» на Кубе стали лимузинами с шестью дверями. В них обычно устанавливают дополнительный ряд сидений, что увеличивает вместимость таких авто. Естественно, что о безопасности эксплуатации таких автомобилей при кустарном тюнинге речь не идет. В то же время такие машины используются исключительно в городе, где скорость не превышает 30-40 км/ч.

Для удлинения и рестайлинга на Кубе используют «Жигули» первой и пятой модели. Такой тюнинг отработан настолько, что один списанный автомобиль становится донором для двух переделываемых машин. Для многих местных жителей, которые не могут позволить себе купить новую и подержанную машину, такое удлинение является возможностью хоть как-то продлить жизнь их потрепанным «Жигулям».

Высокая стоимость автомобилей на Кубе

Стоимость таких потрепанных и переделанных автомобилей на Кубе по-настоящему поражает воображение. За видавшую виды «копейку» ВАЗ-2101, которая выпущена 30-40 лет назад, просят около 10 000 долларов. Дело в том, что на Кубе ввоз автомобилей строго регламентирован государством. Поэтому на машины такие баснословные цены, в том числе и на подержанные авто. Для кубинца автомобиль – это настоящая роскошь, которая часто передается по наследству от отца к сыну. Поэтому не нужно удивляться столь трепетному отношению к машинам, для местных жителей это целое состояние.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *