Топливный бак в автомобиле где находится
Перейти к содержимому

Топливный бак в автомобиле где находится

  • автор:

Почему у одних автомобилей бензобак справа, а у других — слева

Прежде всего, понятно, почему у леворульных машин топливный бак, как правило, располагается на правой боковине. Дело в том, что при правостороннем движении проще подъехать к бензоколонке справа. В этом случае вам будет удобнее выходить из машины и вы меньше рискуете ударить о колонку или ее ограждение водительской дверью. Считается также, что при разнесении водительской двери и топливного бака по разным бортам бензиновые пары проникнут в салон не так быстро, как если бы вы открывали дверь со стороны колонки.

Казалось бы, все европейские машины за исключением британских с их левосторонним движением должны обязательно иметь правое расположение заправочной горловины. И наоборот — модели из Японии и Великобритании с левосторонним движением должны идти в основном с расположением бензобака слева. Ан нет — например, большинство автомобилей Citroen — «левши»: топливный бак расположен не справа, а слева вопреки общеевропейскому тренду. Исключение — разве что Citroen C5 Aircross с правосторонним топливным баком. Японские же модели, как правило, имеют модификации с левым и правым баком, в зависимости от рынка сбыта той или иной модели. Но «японцы», ориентированные изначально на внутренний рынок, в частности Nissan Teana прошлых генераций, имеют бензобак слева.

Многие компании в компоновке топливных баков следуют сложившимся традициям. Так, подавляющее большинство моделей Volkswagen и BMW имеют правый лючок, а практически все современные Kia — левый. В последнем случае такое расположение связано с изначальным ориентированием корейских марок на японский рынок с левосторонним движением. Немцы же объясняют правое расположение топливного бака соображениями безопасности — мол, если возникнет необходимость долить топливо из канистры на трассе, то водитель будет делать это, находясь на обочине, читай — в удалении от трафика.

Американские автопроизводители между тем нередко руководствуются в вопросе размещения топливного бака ничем иным, как удобством для владельцев автомобилей. На большей части американских машинах лючки бензобаков расположены слева (несмотря на левый руль). Как выясняется, так сделано для того, чтобы водители не прилагали излишних усилий — подъехали к колонке, сделали всего пару шагов до заправочного пистолета, и отлично.

Что касается отечественного автопрома, то баки у наших машин наиболее часто размещены на европейский манер — справа, что, кстати, указывает на приоритетный рынок сбыта. Впрочем, были и исключения. Например, у универсалов 2102 и 2104 бак располагался слева, у «Москвича 408», как видно, с оглядкой на ряд американских автомобилей тех времен — сзади, а у моделей УАЗ «Патриот» и УАЗ «Пикап» имелось сразу два бензобака, что объясняется техзаданием военных, радеющих о дублировании и взаимозаменяемости различных систем ради живучести транспортного средства.

В заключение — пара советов для людей, неискушенных в автомобилях. Если вы не знаете, с какой стороны в вашей машине находится топливный бак, а вам нужно срочно определиться, с какой стороны подъезжать к заправке, взгляните на приборную панель. В подавляющем большинстве автомобилей рядом с пиктограммой бензоколонки есть стрелочка, подсказывающая, с какой стороны машины открывается бак. Если же такой индикации на «приборке» нет, просто найдите такую же модель в потоке. В плотном городском трафике сделать это будет проще, чем кажется.

Расположение бензобака

Почему у одних автомобилей горловина бензобака слева, а у других справа?
Задавались ли вы когда-либо вопросом, почему автопроизводители выводят заливную горловину так как им вздумается, нет общих стандартов для всех. Основные три варианта расположения: слева, справа и сзади (например, как на москвич 408 или многих американских автомобилях).

Раньше же не было заправок на обе стороны как сейчас, но и поток автомобилей был в разы меньше. Сегодня же мы видим очередь к пистолетам справа и пустые колонки слева, хотя, как пустые, те кто спешат больше всех подъезжают с обратной стороны либо протягивают шланг через весь автомобиль, отдельной кастой можно выделить владельцев УАЗ, два бака все-таки, у них там свои методы заправки.

И вот возник вопрос, есть ли какая-то логика относительно того с какой стороны у автомобиля бак? Поэтому поводу проводили даже исследования, опрашивали представителей разных автомобильных концернов и пытались получить какие-то выводы.

Так, например, немецкие производители, кроме Опель располагают заливную горловину справа и аргументируют это безопасностью и комфортом, так если придется заправлять автомобиль с канистры на трассе вы не будете стоять на проезжей части, а подъезжая к заправке ничего не будет мешать открытию двери водителя, согласитесь вполне логично.

Есть еще одно правило, которым пользуются некоторые автопроизводители, но касаются они не бака, а выхлопной системы, она должна быть на противоположенной стороне от заливной горловины, опять же меры безопасности, чтобы в случае пролива топлива, оно не попало на раскаленные трубы, тяжело применимо оно к автомобилям с раздвоенным выхлопом.

Есть по этому вопросу комментарии от представителя АвтоВАЗ. Вспомним, что у классики бензобак стоял справа и горловина была там же, кроме универсалов 2102 и 2104, где бак был слева, последующие модели имели бак только справа. Так вот инженер ВАЗ, дававший комментарии журналисту “Ведомости”, ссылался лишь на комфорт и организацию движения на АЗС.

Что касаемо Японцев, практически все популярные модели имеют бак слева, выходить кстати действительно неудобно. Многие объясняют это так, изначально модели праворульные, и бак на противоположенной стороне от водителя, но для стран с правосторонним движением производители решили ничего не менять, дорого видимо и по конструкции придется много чего менять.

Но самый верный и простой ответ на вопрос – конструкция. Любой производитель сегодня разрабатывает платформу на основе которой дальше строятся модели и вот как удобно провести горловину с той стороны она и окажется, дальше вырабатываются какие-то стандарты.

Кстати практически во всех современных автомобилях есть подсказка с какой стороны бак. Это маленькая стрелочка у индикатора топлива, многие об это знают, но решил все-таки рассказать.

Топливный бак автомобиля — устройство, принцип работы и уход

Топливный бак автомобиля

Топливный бак представляет собой резервуар, из которого в бензиновый или дизельный двигатель внутреннего сгорания поступает горючее, которое затем воспламеняется в цилиндрах и приводит в движение поршни. Поговорим более подробно о том, как устроена эта деталь машины.

Устройство топливного бака автомобиля

устройство топливного бака автомобиля

Бензобак состоит из следующих элементов:

  • герметичный корпус – емкость, в которой находится горючее во время работы двигателя;
  • вентиляционная трубка – обеспечивает удаление излишков воздуха, образовавшихся во время заправки, а также нормализует давление, которое меняется из-за расширения или сужения топлива по причине изменения температуры окружающей среды;
  • заливная горловина – труба, которая имеет выход на внешнюю часть кузова авто и предназначена для заполнения бака горючим;
  • патрубок забора – небольшая трубка, через которую топливо поступает к цилиндрам;
  • слив – отверстие, которое предназначено для экстренной замены топлива в случае загрязнения (в своем обычном состоянии перекрыто пробкой);
  • датчик – сенсор с полым поплавком, который определяет уровень топлива и посылает соответствующий сигнал на электронный блок управления транспортного средства;
  • фильтры – проводят очистку топлива перед подачей в цилиндры, удаляя оттуда крупнодисперсные частицы грязи и пыли, которые могут оказаться в горючем.

Условно к одной из составных частей автобака можно отнести топливный насос, который перекачивает топливо из бензобака в цилиндровую группу. Он не является частью этого узла, однако функции насоса тесно связаны с функциями бака. Во многих моделях машин устройство встроено непосредственно в бак.

Бак изготавливают из различных металлических сплавов. Чаще всего для его создания применяют:

  • сталь – обычно используется в грузовых машинах и внедорожниках;
  • алюминий – автобаки из этого металла устанавливают на легковые автомобили.

Также на некоторых моделях транспортных средств стоят бензобаки из ударопрочного полимерного состава. Их главное достоинство – легкость. Ведь масса даже самой прочной пластмассы в несколько раз меньше веса металла.

Что касается размера автобака, то обычно его делают таким, чтобы одной полной заправки хватило для преодоления 500 – 600 км. На большинстве легковых автомобилей емкость автобака составляет 50 – 60 литров. На грузовиках и внедорожниках она значительно больше.

как выглядит топливный бак автомобиляПринцип работы топливного бака

Топливный бак автомобиля - устройство, принцип работы и уход

Бензобак работает следующим образом:

Похожие статьи

  • во время заправки по горловине в корпус поступает горючее;
  • затем оно под действием внутреннего давления узла поступает в патрубок забора;
  • из патрубка топливо при помощи насоса направляется в цилиндровую группу.

При этом избыток топлива возвращается в бензобак через слив.

Что касается датчика, то он показывает, сколько горючего осталось. Работает прибор по принципу потенциометра: при уменьшении количества бензина его поплавок опускается, в результате сопротивление датчика изменяется. Блок управления регистрирует эти изменения и выводит соответствующую информацию на приборную панель транспортного средства.

Особенности расположения бака в автомобиле

В большинстве легковых автомобилей бак располагается в задней части транспортного средства. При этом в государствах с правосторонним движением он находится с правой стороны, а в странах с левосторонним – с левой. Это объясняют заботой о безопасности водителя в том случае, когда он заправляет свою машину из канистры на обочине дороги. Однако в последнее время производители авто не придерживаются этого правила и размещают узел независимо от того, какой тип движения в стране. В частности, в последнее время такое замечено за французами и японцами.

особенности расположения топливного бака автомобиля

Что касается автомобилей-внедорожников, то они очень часто имеют два бензобака, расположенных с обеих боков автомобиля. При этом один из них является основным (именно из него осуществляется забор горючего), а второй – дополнительным – в нем топливо хранится и перекачивается оттуда в первый в случае израсходования).

На тяжелых грузовых автомобилях бензобак размещают позади кабины на шасси. Часто он виден при внешнем осмотрен транспортного средства. Грузовики также могут иметь сразу 2 узла, как внедорожники.

Устройство и работа системы вентиляции топливного бака

Важным условием нормального функционирования узла является поддержания постоянного давления внутри его корпуса, которое должно быть чуть выше атмосферного (повышение достигается за счет испарения топлива). Однако слишком высокое давление может привести к разрыву корпуса. За регуляцию отвечает вентиляционная трубка. Она имеет встроенный клапан, с помощью которого и регулируется давление. На современных моделях автомобилей этот клапан электромагнитный и регулируется блоком управления с учетом показаний различных датчиков транспортного средства.

Также на систему вентиляции современных авто ставят гравитационный клапан, состояние которого зависит от положения в пространстве. Он предотвращает разлив ГСМ при переворачивании транспорта в случае аварии.

Уход за топливным баком

Уход за баком требует его регулярной очистки от воды. Она попадает в узел во время проведения заправки. После открывания заливной горловины туда устремляется поток атмосферного воздуха, содержащий испарения влаги. В результате они конденсируются на стенках, а потом в виде капель попадают в горючее. Поскольку вода тяжелее бензина, она оседает на дне. Ее нужно обязательно удалять. Для этого в бензобак заливают 150 – 200 мл. спирта концентрацией 90%. В отличие от бензина, он может смешиваться с водой. А получившийся в результате раствор – с бензином. При этом такая смесь спокойно проходит через топливную систему, не причиняя ей абсолютно никакого вреда. Очистку проводят не реже 1 раза в год.

Воду можно удалить и другим способом: просто открыть кран сливного патрубка. Это помогает удалить не только ее, но и образовавшиеся в горючем осадки, которые затрудняют его прохождение к цилиндрам.

Что касается фильтров, то необходимо:

  • периодически менять фильтрующие элементы в фильтре тонкой очистки;
  • сливать отстой;
  • промывать фильтр грубой очистки.

Промывку проводят в керосине или дизельном топливе. Фильтр для этого предварительно отсоединяют от бака, затем отделяют друг от друга фильтрующие элементы и крышку. Перед демонтажем необходимо закрыть топливный кран. Когда очистка закончена, деталь ставят на место, а топливную систему заполняют бензином.

Как устроен топливный бак в машине

Несмотря на значительный прогресс в области альтернативных источников энергии для транспорта, ничего более компромиссного по всем вопросам, чем жидкое топливо, пока не придумано, где хранилищем этой энергии выступает топливный бак.

В нем содержится бензин или дизельное топливо, обеспечивающие такой важный параметр автомобиля, как запас хода между заправками.

Что из себя представляет топливный бак в автомобиле

Данная крупногабаритная деталь, самая большая в топливной системе, далеко не так проста, как многие считают.

Он отличается от обычной канистры или бочки наличием нескольких дополнительных функций, важных для безопасности, бесперебойного снабжения мотора, а также удобства возобновления запаса энергии:

  • пригодность для оптимальной компоновки в составе шасси и кузова автомобиля;
  • сочетание максимально возможной емкости с минимальным отниманием полезного объема у общей конструкции;
  • безопасность в отношении утечек при повреждениях в ДТП или на дорожных неровностях;
  • долговечность и коррозионная стойкость;
  • отсутствие вредных испарений в пространство кузова и окружающую среду;
  • максимальная скорость заправки топливом;
  • минимум влияния на состав хранимого горючего;
  • содержание в себе элементов системы питания.

В легковых автомобилях гражданского назначения обычно имеется одиночный топливный бак. Два и более применяются в машинах специального или двойного назначения, что повышает надежность, а также упрощает компоновку при вынужденно больших объемах перевозимого горючего.

Место расположения

У конструкторов автомобилей, разработанных примерно до последней трети прошлого века, вопросов с размещением емкости для бензина не возникало. Его или ставили поближе к мотору, вплоть до полного избавления от топливного насоса или помещали в багажник.

Затем наступило время повышенного внимания к безопасности и экологичности транспорта.

Усредненный автомобиль последующих поколений располагает баком в области задней оси. Чаще всего под подушками блока сидений второго ряда или под полом багажника.

В последнем случае между топливом и задним габаритом автомобиля должна быть достаточная прочная, но программировано сминаемая зона на случай удара в задний бампер.

Любые элементы системы питания, содержащие горючую жидкость или её пары, не должны терять герметичность при аварии. В то же время пассажиры в салоне отделяются от бака прочным металлом пола кузова, что дополнительно их защитит, если бак все же будет поврежден.

Топливопроводы также проходят под кузовом, не контактируя с пассажирским или багажным отсеками.

Компоновка автомобиля вынуждает проводить снизу под баком трубы системы выхлопа. Приходится обеспечивать изоляцию для предотвращения перегрева топлива.

Иногда вместе с ней устанавливается дополнительная защита от потоков абразивов и гравия со стороны дороги. Она же спасает от возможных ударов.

У внедорожников принимаются меры для расположения баков над нижними поверхностями лонжеронов и поперечин рамы.

Категории бензобаков

Бензобаки различаются по объему, форме, назначению и материалам изготовления. Достаточно простые по форме, цилиндрические и прямоугольные, ставятся на грузовики, места там обычно достаточно.

Они вмещают большое количество дизтоплива или бензина, часто дублируются по обе стороны от рамы, снабжаются клапанами и устройствами для перетока топлива.

Нечто подобное можно встретить и на внедорожниках, изначально разрабатываемым для армейского использования.

Более сложные по форме ставятся на легковые машины. Иногда их настолько трудно вписать в конструкцию кузова, что выполнить их из стали в серийном производстве слишком дорого, используются пластики.

Устройство

Бак представляет собой герметичную, относительно толстостенную емкость из инертного к воде, газам и топливу материала.

Материал изготовления

Применяются три вида исходного вещества – сталь, алюминиевый сплав и пластик. В первом случае принимаются меры от коррозии, чаще всего покрытие свинцом или цинком. Снаружи изделие грунтуется и окрашивается.

Алюминий используется редко, он имеет малую удельную массу, но низкую стойкость к внешним воздействиям. Массово применяется пластик.

Чтобы предотвратить пропитывание углеводородами, используют двухслойные стенки.

Основные узлы

Примерный состав большинства серийных изделий:

  • заливная горловина, может быть выполнена под крышку или под отрезок шланга, соединяемого с горловиной кузова;
  • корпус из нижней и верхней штампованных частей, соединяемых сваркой;
  • патрубки дренажа и вентиляции;
  • питающие и обратные штуцеры;
  • располагаемые внутри в едином модуле бензонасос, фильтры тонкой и грубой очистки, датчик указателя уровня.

Реальные конструкции могут включать дополнительные элементы, особенно по мере усложнения систем управления двигателем и экологичностью автомобиля.

Система вентиляции

Как при заправке, так и по мере расходования горючего необходимо обеспечивать перетекание воздуха внутрь и наружу. Во втором случае работает дренаж, через который вытесняемый воздух выходит в атмосферу.

Основная система вентиляции включает патрубки, расположенные в верхней части. К ним подсоединены шланги, обеспечивающие поступление воздуха по мере ухода топлива, а также выход паров при изменениях температуры.

Работают внешние устройства обеспечения чистоты. Пена отделяется в сепараторе, а пары бензина пропускаются через управляемый электроникой угольный фильтр-адсорбер. По мере наполнения он продувается во впускной коллектор.

В эту же систему встроен гравитационный клапан, перекрывающий шланги в случае опрокидывания автомобиля. Горловина закрыта герметичной пробкой, она же перекрывает и заправочный дренаж.

Уход за топливным баком

Следить надо за сохранностью покрытия бака снизу. Изношенное антикоррозийное покрытие надо возобновлять. Изнутри в баке могут накапливаться продукты коррозии и грязь, попадающая с топливом.

Очень опасна вода, конденсирующаяся при перепадах температуры из воздуха. Полностью она не уходит через топливную систему, вызывая внутреннюю коррозию.

Поэтому бак рекомендуется периодически снимать, промывать, высушивать и обрабатывать снаружи по технологии защиты металла.

А для профилактики – заправляться гарантированно чистым бензином и стараться не ездить с пустым баком.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *