Ваз 2105 с какой машины скопирован
Перейти к содержимому

Ваз 2105 с какой машины скопирован

  • автор:

КАК В СССР КОПИРОВАЛИ ИНОСТРАННЫЕ АВТОМОБИЛИ

Копирование иностранных автомобилей началось с самых первых советских легковых автомобилей, производимых по лицензии Ford. Со временем копирование происходило чаще всего без разрешения западных автозаводов. Научно-исследовательский автомобильный институт СССР закупал у капиталистических угнетателей трудового народа сразу несколько передовых моделей "для изучения" и через несколько лет с конвейеров сходил советский аналог. Правда часто к тому времени прототип уже устаревал и снимался с производства, а советская копия выпускалась ни одно десятилетие.

ГАЗ А
Первый массовый легковой автомобиль СССР был скопирован у американского автопрома. ГАЗ А — копия американского Ford-A.

Несмотря на то, что первые автомобили завода изготавливались по чертежам американской фирмы Ford, они уже изначально несколько отличались от американских прототипов. После 1936 года в Москве и Ленинграде эксплуатация устаревшего ГАЗ-А была запрещена. Малочисленным автовладельцам предписывалось сдать ГАЗ-А государству и с доплатой приобрести новый ГАЗ-М1.

Ленинград-1
Советский экспериментальный легковой автомобиль представлял собой точную копию автомобиля Buick-32-90, который по американским меркам относился к высшему-среднему классу.

Завод "Красный путиловец", ранее выпускавший трактора Fordson, выпустил 6 экземпляров Л1 в 1933 г. Значительная часть автомобилей не смогла своим ходом дойти до Москвы без серьёзных поломок. В итоге, "Красный Путиловец" был переориентирован на выпуск тракторов и танков, а доработку Л1 передали на московский ЗиС.

Так как кузов "Бьюика" уже не соответствовал моде середины тридцатых годов, на ЗиСе спроектировали его заново. Американское кузовное ателье Budd Company на основе советских эскизов спроектировало элегантный и внешне современный для тех лет кузов. Это обошлось государству в полмиллиона долларов и заняло 16 месяцев.

ГАЗ-М-1
ГАЗ-М1, в свою очередь, конструировали по образцам Ford Model B (Model 40A) 1934 года.

В ходе адаптации модели к советским условиям эксплуатации автомобиль был в значительной степени перепроектирован советскими специалистами.

КИМ-10
Первый советский серийный малолитражный автомобиль, который был "слизан" с Ford Prefect.

В 1940 году завод начал производство этой модели. КИМ-10 должен был стать первым по-настоящему "народным" советским автомобилем, однако воплощению в жизнь амбициозного плана руководства страны по обеспечению большинства граждан личными машинами, якобы помешала Великая Отечественная война.

ЗИС-110
Дизайн кузова первого советского послевоенного легкового автомобиля представительского класса полностью имитировал американские "Паккарды" старших серий предвоенного выпуска. Вплоть до мелочей ЗИС-110 был схож с Packard 180 c кузовом Touring Sedan последней довоенном модели 1942 года.

Самовольной советской разработке, специально предали внешность американского Паккарда в соответствии со вкусовыми предпочтениями высшего руководства страны и, главным образом, лично Сталина.

Вряд ли американской фирме нравилось подобное творческое развитие её идей в оформлении советского автомобиля.

Москвич 400
Советская малолитражка была скопирована с автомобиля Opel Kadett K38, выпускавшегося в 1937—1940 годах в Германии на немецком филиале Opel американского концерна General Motors, воссозданным после войны на основе уцелевших экземпляров, документации и оснастки.

Часть оборудования для выпуска автомобиля было вывезено с завода "Опель" в Рюссельхайме (находившегося в американской оккупационной зоне) и смонтировано в СССР. Значительная часть утраченной документации и оснастки для производства была воссоздана заново, причём работы производились в Германии по заказу Советской военной администрации силами смешанных трудовых коллективов, состоявших из откомандированных советских и вольнонаёмных немецких специалистов, работавших в созданных после войны конструкторских бюро.

Последующие три поколения "Москвичей" будут с отставанием повторять продукцию фирмы Opel.

ГАЗ-М-12
Шести-семиместный легковой автомобиль большого класса с кузовом "шестиоконный длиннобазный седан", позаимствован у Buick Super. Серийно производившийся на Горьковском Автомобильном Заводе (Завод Имени Молотова) с 1950 по 1959 (некоторые модификации — по 1960 год.)

Заводу настоятельно рекомендовали полностью скопировать "Бьюик" образца 1948 года, но инженеры на основе предлагаемой модели спроектировали автомобиль, максимально опирающийся на уже освоенные в производстве агрегаты и технологии. ЗиМ не был копией какого-либо конкретного иностранного автомобиля ни в плане дизайна, ни, в особенности, в техническом аспекте — в последнем конструкторы завода даже сумели в какой-то мере "сказать новое слово" в рамках мировой автостроительной индустрии. В октябре 1950 года была собрана первая промышленная партия ГАЗ-M-12.

ГАЗ-21 "Волга"
Легковой автомобиль среднего класса, внешне копировал преимущественно американские модели начала 1950-х годов. В ходе разработки изучались конструкции иностранных автомобилей: Ford Mainline, Chevrolet 210, Plymouth Savoy, Standard Vanguard и Opel Kapitän.

ГАЗ-21 серийно производился на Горьковском автомобильном заводе с 1956 по 1970 год. Заводской индекс модели — изначально ГАЗ-М-21, позднее (с 1965 года) — ГАЗ-21.

К моменту начала серийного производства по мировым меркам дизайн "Волги" уже стал как минимум рядовым, и на фоне серийных иномарок тех лет уже особо не выделялся. Уже к 1960 году "Волга" была автомобилем с безнадёжно устаревшим дизайном.

Москвич-402
Облик легкового автомобиля малого класса повторял модель Opel Olympia Rekord – преемницу Opel Kadett K38. Участие специалистов с ГАЗа, где полным ходом шла разработка "Волги" ГАЗ-21 оказало сильное влияние на проектирующийся автомобиль. "Москвич" перенял от неё многие элементы своего дизайна.

Серийное производство "Москвича-402" было свёрнуто в мае 1958 года.

ГАЗ-13 "Чайка"
Представительский легковой автомобиль большого класса, скопирован у американской фирмы Packard, которые в те годы как раз изучались в НАМИ (кабриолет Packard Caribbean и седан Packard Patrician, оба 1956 модельного года).

"Чайка" была создана с явной ориентацией на веяния американского стиля, как и вся продукция ГАЗа тех лет. Автомобиль выпускался малой серией на Горьковском автомобильном заводе c 1959 по 1981 год. Всего было изготовлено 3 189 автомобилей этой модели.

"Чайки" использовались в качестве персонального транспорта высшей номенклатуры (преимущественно — министров, первых секретарей обкомов), который выдавался как составная часть положенного "пакета" привилегий.

И седаны, и кабриолеты "Чайка" использовались на парадах, подавались при встречах иностранных лидеров, видных деятелей и героев, применялись в качестве машин сопровождения. Также, "Чайки" поступали в "Интурист", где, в свою очередь, их могли заказать все желающие для использования в качестве свадебных лимузинов.

ЗИЛ-111
Копирование американского дизайна на разных советских заводах привело к тому, что облик автомобиля ЗИЛ-111 создавался по тем же образцам, что и "Чайка". По сути копия того-же американского Packard. В результате в стране одновременно производились внешне похожие автомобили. ЗИЛ-111 часто принимают за более распространенную "Чайку".

Легковой автомобиль высшего класса стилистически представлял собой компиляцию различных элементов американских автомобилей среднего и высшего класса первой половины 1950-х годов — преимущественно напоминал Cadillac, Packard и Buick. В основу внешнего оформления ЗИЛ-111, как и "Чайки", лег дизайн моделей американской фирмы Packard 1955-56 годов.

С 1959 по 1967 годы было собрано всего 112 экземпляров этого автомобиля.

ЗАЗ-965
Копией микролитражки был Fiat 600.

Автомобиль проектировался МЗМА ("Москвич") совместно с автомобильным институтом НАМИ. Позднее обозначение сменили на "Москвич-560". Между тем, конвейер самого МЗМА к тому времени был полностью загружен, и резервов для освоения в производстве микролитражки у завода не имелось. Поэтому для выпуска автомобиля было решено реконструировать завод "Коммунар" в городе Запорожье (УССР), ранее занимавшийся выпуском комбайнов и прочей сельхозтехники

ЗАЗ-966
Легковой автомобиль особо малого класса демонстрирует копию с немецкой малолитражкой NSU Prinz IV (ФРГ, 1961 г).

ГАЗ-24 "Волга"
Легковой автомобиль среднего класса стал копией североамериканского Ford Falcon и Plymouth Valiant.

Серийно производился на Горьковском автомобильном заводе с 1969 по 1992 год. Внешность и конструкция автомобиля были достаточно стандартными для этого направления, технические характеристики были также приблизительно на среднем уровне. Большая часть «Волг» не была предназначена для продажи в личное пользование и эксплуатировались в таксопарках и иных государственных организациях.

ВАЗ-2101
ВАЗ-2101 "Жигули" — заднеприводный легковой автомобиль с кузовом типа седан является копией модели Fiat 124, получивший в 1967 году титул "Автомобиль года".

По соглашению советского Внешторга и компанией Fiat, итальянцами был создан Волжский автомобильный завод в Тольятти с полным производственным циклом. На концерн возлагалось технологическое оснащение завода, обучение специалистов.

ВАЗ-2101 был подвергнут серьезным изменениям. В общей сложности в конструкцию Fiat 124 было внесено свыше 800 изменений, после чего он получил наименование Fiat 124R.

ВАЗ-2103
Заднеприводный легковой автомобиль с кузовом типа седан. Был разработан совместно с итальянской фирмой Fiat на базе моделей Fiat 124 и Fiat 125.

Позднее, на базе ВАЗ-2103 был разработан "проект 21031" в последствии переименованный в ВАЗ-2106.

ВАЗ-2105
Модель ВАЗ-2105 разрабатывалась путём серьёзной модернизации ранее выпускаемых моделей в рамках "второго" поколения заднеприводных автомобилей ВАЗа как замена первенца ВАЗ-2101. За основу дизайна взяли модель Fiat 128 Berlina.

В заставке 15 серии 17 сезона сериала Симпсоны, в которой Симпсонов играют реальные актеры в реальных декорациях, Гомер едет домой на Lada Nova (экспортное название "пятёрки").

Москвич-2141
Замену Москвичу-412 удалось спроектировать только в 1980-е годы, и это был уже совершенно другой автомобиль, — Москвич-2141, переднеприводный хэтчбэк, скопирован с кузова французской "Симки" и уже устаревшего к тому времени двигателя УЗАМ. Экспортное наименование — Aleko, от Автозавод Ленинского Комсомола.

В качестве наилучшего прообраза для ускорения проектирования нового автомобиля Минавтопрому виделась недавно появившаяся франко-американская модель Simca 1308 производства европейского отделения корпорации Chrysler. Дизайнерам приказали скопировать автомобиль вплоть до "железа»".

ВАЗ-2105 – новое поколение советской классики с итальянскими корнями

ВАЗ-2105 – новое поколение советской классики с итальянскими корнями

Автомобили марки ВАЗ в СССР выпускались в трех поколениях. Первое скопировали с итальянских Фиатов полностью, но доработали согласно советским реалиям. Последнее было уже переднеприводным – такие машины АвтоВАЗ выпускает до сих пор, отказавшись от задней ведущей оси.

Самыми странными можно назвать модели второго поколения. Они были созданы на шасси старых Фиатов, но внешне отличались от своих предшественников. Первая модель этого семейства – это ВАЗ-2105. Она заменила любимую миллионами советских водителей «Копейку» и стала почти такой же популярной. Именно об этом автомобиле наш сегодняшний рассказ.

История появления

Еще во время проектирования нового автозавода в 1964 году советское правительство недостаточно серьезно отнеслось к выбору иностранного партнера. Построить новое предприятие обязался Fiat, но итальянцы схитрили.

ВАЗ-2105 – новое поколение советской классики с итальянскими корнями

Сначала был ВАЗ-2101. Фото: Youtube.com

Вместо того чтобы посоветовать Советскому Союзу перспективное семейство переднеприводных автомобилей, они всячески восхваляли свой Фиат-124. Понять итальянцев было несложно – они в те годы не собирались отказываться от задней ведущей оси – переоборудование сулило огромные затраты. Соответственно, возможности построить СССР завод для выпуска переднеприводных автомобилей у Fiat не существовало.

В середине 70-х, когда ВАЗ выпускал модели с индексом от 2101 до 2103, стало ясно – нужно срочно что-то менять. Переднеприводные автомобили были в далекой перспективе, сейчас же требовалось создать новый ряд на шасси все того же многострадального Фиат-124.

ВАЗ-2103 считался люксовым. Фото: Youtube.com

И дело было не в заботе о советских водителях – они бы купили любые «Жигули». Просто машины шли на экспорт, а иностранный клиент мог позволить себе быть привередливым.

Новое поколение автомобилей разрабатывалось по тому же принципу, что и предыдущее. В модельном ряду должно было появиться три машины:

✅ Стандартный седан
✅ Такая же машина, но в люксовом исполнении
✅ Универсал

В процессе работ автомобили сменили дизайн, стали более комфортными и безопасными. При этом экономили, как могли – базовый седан внешне почти не отличался от люксового, за исключением мелочей, вроде наличия хромированных элементов и отделки.

ВАЗ-2105 на стиле 90-х. Фото: Youtube.com

В 1980 году появилась первая модель нового семейства – ВАЗ-2105. Этот автомобиль получил ряд усовершенствований. Несмотря на то, что машина создавалась на старой платформе, ее кузовные детали были оригинальными. Разве что панель крыши осталась единой, но лишь из-за сложности производства.

Особенности дизайна

В свое время ВАЗ-2105 смотрелся стильно и современно. Особенно радовали советских водителей квадратные фары и новая радиаторная решетка.

А вообще, чего ждать от базовой модели в семействе? Она была самой дешевой, соответственно, никаких внешних изысков тут нет. Задачей конструкторов было создать максимально бюджетный автомобиль, с чем они успешно и справились.

Символ тихого благополучия 80-х. Фото: Youtube.com

Сейчас покупать ВАЗ-2105 за внешность – это верх наивности. Лучше взять «Семерку», если нравится классика. Хотя, в наше время решает сохранность кузова. Если он целый – стоит брать независимо от модели. Конечно, учитывая, что нужен именно такой автомобиль.

Как уже стало понятно, главный враг автомобиля «Жигули» – это коррозия. Некоторые не понимают, почему у дедушек машины до сих пор находятся в отличном состоянии, а у них старый ВАЗ ржавеет на глазах.

Что-то в дизайне этой модели есть. Фото: Youtube.com

Дело в том, что раньше новые автомобили сразу же подвергали полной антикоррозийной обработке. И она делалась как правило самостоятельно и совсем не так, как этот процесс происходит сейчас. Тогда антикоррозийные составы делали по рецептам «бывалых», проливалось все тщательно, да так, что летом из скрытых полостей сочилось.

Без антикора ВАЗ-2105 быстро сгниет, особенно во время зимней эксплуатации. Поэтому при покупке нужно искать целый кузов. Как правило, если это удастся, то он будет переварен и перекрашен. Ничего в этом страшного нет, но антикоррозийная обработка не помешает.

Салон

Внутри ВАЗ-2107 царит аскетизм. Когда-то эти автомобили казались современными, теперь в салоне неудобно. Места мало, но передние кресла стали однозначно комфортнее, чем у ВАЗ-2101.

Приборная панель специфическая. Фото: Youtube.com

Зато в салоне тепло – «печка» у классических советских автомобилей из Тольятти всегда славилась. А еще внутри неуловимо пахнет бензином и другими, знакомыми с детства запахами «настоящей» машины. Романтика и ностальгия!

Покупатель ВАЗ-2105 должен быть готов к:

✅ Неудобной посадке, что напрягает в дальних поездках
✅ Отсутствию гидроусилителя руля, который давно получают даже бюджетные автомобили
✅ Механическим стеклоподъемникам

Пассажирам на заднем диване комфортно разве что вдвоем.

Двигатели

Для ВАЗ-2105 разработали новый мотор. Этот силовой агрегат с объемом 1,3 литра был более современным. Он развивал 69 л. с. и имел ременный привод ГРМ. Пока этот мотор внедряли в серийное производство, на «Пятерку» ставили двигатель от «Копейки». Он имел объем 1,2 литра и выдавал 64 л. с.

Самый надежный и популярный двигатель с индексом ВАЗ-2103. Фото: Youtube.com

Мотор казался перспективным, но не «прижился» на автомобиле. Дело в том, что новый силовой агрегат оказался недоработанным – покупатели на него жаловались.

Модификации с двигателем 1,5 литра назывались ВАЗ-21053. Они выпускались до 2010 года – до момента снятия автомобиля с конвейера.

Простора в салоне нет, но раньше это никого не смущало. Фото: Youtube.com

Мотор постоянно модернизировали, самое важное изменение – это появление инжектора вместо карбюратора. На определенном этапе автомобиль получил погружной электробензонасос.

Достоинства и недостатки

Главный плюс ВАЗ-2105 в наше время – это дешевизна по всем параметрам. Купить «Пятерку» можно от 25 тысяч рублей, причем это будет автомобиль на ходу. Самые дорогие машины этой модели продают по 1 млн.

Эксплуатировать ВАЗ-2105 тоже дешево. Это тот автомобиль, запчасти для которого продают ведрами на вес, как в анекдотах.
Машина подойдет в качестве первой, но только тому, кто хочет научиться разбираться в технике. К сожалению, многие водители не интересуются устройством машины. Некоторые даже не в курсе, куда заливать масло и другие технические жидкости.

А еще заднеприводный автомобиль стал заготовкой для всевозможных тюнинг проектов, любительского и даже профессионального спорта.

Ранний ВАЗ-2105 без всякого непонятного тюнинга. Фото: Youtube.com

Если раньше «Пятерка» считалась надежной машиной, то сейчас владельцы жалуются на шаровые опоры спереди. Сзади кронштейн тяги Панара тоже не отличается долговечностью. Но зато при наличии ямы или эстакады машина чинится своими руками.

Надежность ВАЗ-2105 на фоне иномарок низкая. Да, все ремонтируется бюджетно, но редкий современный водитель согласиться периодически чинить машину.

«Пятерка» – это незаметная легенда. Эти автомобили до сих пор трудятся во благо своих владельцев, но их время прошло. Место для ВАЗ-2105 разве что в провинции, где про СТО даже не слышали.

Когда Германия в роли догоняющего: сравнение Wartburg 1.3 и ВАЗ-2105

Для жителей стран так называемого соцлагеря автомобиль всегда был большой ценностью. Наша «пятёрка» и поздний Wartburg – отличные кандидаты для прямого сравнения, ведь они и выпускались в одно время, и предназначались для примерно одной и той же категории граждан, пусть и живущей в разных странах. При некотором внешнем сходстве у этих машин столько отличий, что мы не могли удержаться от их сравнительного обзора. Что же было «круче» в конце восьмидесятых – советская самодеятельность на базе Fiat-124 или «гедээровский» продукт с чужим двигателем? Взглянем на этот вопрос сквозь призму трёх десятилетий.

Немного истории

Wartburg 353 начали выпускать еще в 1965 году — то есть, по времени выхода он был прямым аналогом итальянского Fiat 124, ставшего прообразом не только ВАЗ-2101, но и остальных «жигулеобразных» вплоть до «пятёрки». Автомобиль предназначался для жителей ГДР и считался моделью классом выше, чем Trabant 601, сохранив при этом немало общих черт с этим автомобилем – к примеру, двухтактный двигатель, нехарактерный для большинства европейских машин того времени.

Обратите внимание на расположение радиатора Wartburg 311 – за двухтактным двигателем с жидкостным охлаждением, а не перед ним, как обычно

Кроме индекса 353, новую машину вначале называли и Wartburg 1000

Задолго до появления модели 1.3 восточно-немецкий седан пытались осовременить, создав прототип Wartburg 360 с несущим кузовом и трёхдверный хэтчбек (обозначался как «купе») Wartburg 355.

Таким мог быть и Вартбург. Увы, с модным кузовом, что называется, не сложилось

Пережив несколько внешних модернизаций, Wartburg всё же сохранил свои особенности и в таком виде выпускался вплоть до 1988 года, когда модель существенно обновили, заменив, наконец, и силовой агрегат.

Уже заметно осовремененный внешне, но еще с двухтактным мотором – это модель 353W

Два такта и сизый выхлоп: вплоть до выхода модели 1.3 любой Вартбург оставлял за собой хорошо заметное облако масляного дыма

Volkswagen предложил наладить в ГДР производство своих моторов, что для восточно-немецкого предприятия было настоящим спасением. Однако завод в Айзенахе после воссоединения двух частей Германии стал филиалом фирмы Opel – и поэтому в 1991 году обновлённый Wartburg оказался не у дел. А благодаря посредничеству литовской компании около 15 000 обновлённых, но уже не слишком востребованных немцами Вартбургов попало в Советский Союз в 1991 году. Это было примерно 10% от общего выпуска модели 1.3, которую с 1988 по 1991 год произвели в количестве 152 тысяч экземпляров.

На фото: рекламная брошюра последнего Вартбурга

Новую модель из-за довольно массовых спонтанных поставок испытывали и журналисты издания «За Рулём». Вартбург с новым мотором оставил у них неоднозначное впечатление.

У «пятёрки» тольяттинского производства совершенно другая история. На ВАЗе пытались осовременить свой, по сути, единственный заднеприводный автомобиль, сохранив наиболее затратные штампы и общую компоновку.

Один из вариантов будущего ВАЗ-2105 – еще очень похожий на «ноль одиннадцатую»

Поэтому каркас кузова и технологию его изготовления оставили прежними, но практически все внешние панели заменили, заметно осовременив машину визуально. «Пятёрка» была представителем нового семейства, которое включало в себя как универсал 2104, так и «люксовый» вариант под индексом 2107.

Лучше «немца»: в 1980-м ВАЗ-2105 смотрелся весьма современно. Если, конечно, отвлечься от дверных проёмов и общих пропорций угловатого кузова. ​

Поскольку «ноль пятая» выпускалась в десять раз дольше, чем Wartburg с четырехтактным двигателем, то за 31 год было произведено свыше двух миллионов автомобилей этой модели, хотя тех же ВАЗ-2106 за аналогичный период выпустили вдвое больше. И ВАЗ-2105, и Вартбург 1.3 несколько лет пересекались на немецком рынке, но у каждой из этих машин были свои приверженцы, которые могли выбирать между «фиатовскими корнями» советской машины или более современной переднеприводной компоновкой обновлённого Wartburg.

Lada Nova – это «ВАЗ-2105 по-немецки». Косметические отличия никак не влияли на общую картину – в конце восьмидесятых годов «пятёрка» была уже довольно устаревшей машиной. Особенно – для пресыщенных бюргеров

За Lada Nova (так «пятёрка» называлась в Германии) просили 9000 дойчмарок. За Wartburg 1.3 – 13 450, что было многовато даже с учётом «фольксвагеновского» мотора и переднеприводной компоновки. У покупателей «больших седанов за минимум денег» был еще один вариант – ВАЗ-2107 за 12 000 марок. Но за меньшую сумму (11 000 марок) можно было купить советскую «восьмерку» с 1,1-литровым мотором – и это предложение немцам было весьма интересно.

В СССР «пятёрка» и немецкий автомобиль не конкурировали по простой причине: в начале девяностых годов деньги настолько стремительно дешевели, что их были готовы вложить в любую машину – тем более четырехдверную и физически новую. Но по сравнению с Вартбургом ВАЗ-2105 оказался настоящим «аксакалом», пережив социализм и продержавшись на конвейере вплоть до 2010 года.

Снаружи

ВАЗ-2105 – это крыша от оригинального Fiat 124, вокруг которой советские дизайнеры построили некоторое подобие более современного автомобиля. Прямые углы, жесткие линии, крупная прямоугольная оптика, обилие пластика и минимум хрома – для своего времени «пятёрка» выглядела неплохо и точно довольно современно.

Тем более, что в то время в ГДР еще вовсю выпускали «дорестайлинговый» Wartburg 353, переживший первую, но относительно незаметную модернизацию в 1975 году.

Wartburg 353 – автомобиль, который пользовался популярностью не только в ГДР, но и в других странах Восточного блока. Но в СССР эту машину практически не знали.

Сходство автомобилей усиливало практически полное совпадение размеров: «пятёрка» была короче на 86 мм (4130 мм), будучи на 40 мм шире (1680 мм) и на 49 мм ниже.

Пропорции и силуэты машин не сильно отличались, а после обновления Wartburg получил пластиковые бамперы, напоминавшие по дизайну детали советской «восьмерки», а также блок-фары и крупную заднюю оптику.

Wartburg с новым мотором получил крупную оптику, очень похожую на «пятерочную» и бамперы, выполненные в «зубильном» стиле ​

Хотя «пятёрка» была создана на восемь лет позже модели 1.3, она выглядела «злее» и современнее, если это слово вообще применимо к производным на базе Фиат-124 в восьмидесятые годы. У Вартбурга не было ни поясных выштамповок, ни острых граней – в общем, он словно не заметил тенденции двух десятилетий. Однако в этом была и ирония: как раз в момент начала производства версии 1.3 такой подход вновь обрёл актуальность.

На фото: Wartburg 1.3​

Большой туризм: автомобиль с кузовом универсал отличался огромным проёмом пятой двери. Пятидверка получила тот же «пакет обновлений», что и седан ​

Ведь формы кузова машин постепенно закруглялись, а резкие линии уступали место плавным переходам. Тем не менее, углы наклона стёкол расставляли всё по своим местам: Wartburg был таким же пришельцем из шестидесятых, как и ВАЗ-2105.

Обвес — всему голова: Lada Nova Spezial и Wartburg в версии от Irmscher отличались более эффектной внешностью, чем базовые модификации

Внутри

Каждая из этих машин больше всего отличалась от прежних моделей салоном – столь велико было желание конструкторов уйти от «исходников» в виде первой модели Жигулей и Wartburg 353 соответственно. «Пятёрка» получила не только «высокие» передние кресла, но и более угловатую панель с боковыми дефлекторами системы вентиляции, а также цельноформованную пластиковую обивку дверей.

Салон «пятёрки» был куда современнее, чем интерьеры прежних Жигулей. Но жесткий пластик повсюду не добавил ощущения качества ​

Еще одно важное отличие ВАЗ-2105 от предыдущих Жигулей – отсутствие «форточек» в передних дверях и штатный обогрев заднего стекла. Характерная для Жигулей своеобразная посадка «враскоряку» при этом никуда не делась, поэтому с точки зрения эргономики ВАЗ-2105 по-прежнему оставался не самым удачным автомобилем.

Посадка водителя в «ноль пятой» была по-прежнему далека от идеала

Но и «гедээровский» конкурент даже после модернизации стал более современным в салоне лишь визуально, а не по сути. Рулевая колонка, сиденье водителя и блок педалей были сильно разбалансированы даже в сравнении с Жигулями, то есть усесться удобно за рулём немецкой машины, в отличие от её западногерманских аналогов, было трудно.

До последнего крупного обновления кресла на Wartburg 353 можно было превратить в «спальное ложе» точно так же, как и на первых моделях Жигулей

Более примитивными были и решения в отделке дверей, а также конструкция напольного педального узла и внутренняя дверная ручка, напоминавшая «горбатый» Запорожец, а не автомобили восьмидесятых годов. И как раз в салоне отставание от советских Жигулей ощущалось больше всего, поскольку более «пухлая» приборная панель и массивные сиденья никак не могли скрыть исходный возраст конструкции. Сейчас, впрочем, отсутствие заметных порогов и плоский пол считаются очевидными плюсами, но в восьмидесятые годы эти особенности Wartburg 1.3 воспринимались анахронизмом.

Голый металл на дверях намекал на то, что этот Вартбург создавали еще во времена разработки Fiat-124. Обивка не претерпела особых изменений вплоть до окончания выпуска немецкого автомобиля​

С точки зрения комплектации у этих откровенно бюджетных автомобилей наблюдался полный паритет: никаких «излишеств» вроде электроприводов зеркал, стёкол или дверных замков, не говоря уже о кондиционере.

Техника

Wartburg 353 радикально отличался по конструкции от советских Жигулей. Во-первых, иным был тип привода (на передние колёса), что особенно удивительно для автомобиля родом из середины шестидесятых годов. Во-вторых, под капотом здесь оказался двухтактный трехцилиндровый двигатель, каких у советских автомобилей этого класса просто не было.

Два такта и три цилиндра: до 1988 года под капотом Вартбурга было именно так ​

В-третьих, в основе лежала настоящая рама, причем грушевидная основа, к которой кузов крепился через 10 подушек, была силовой конструкцией, а панели – навесными и легкосъемными, поэтому их коррозия ни на что не влияла.

Плоский пол, отсутствие порогов – так на кузове Вартбурга сказывались переднеприводная компоновка и наличие довольно мощной рамы необычной формы

Этот «набор» – даже не середина прошлого века по конструкции, а, скорее, его начало. Тем не менее, Wartburg управлялся вполне адекватно для своего класса и мощности благодаря пружинным независимым подвескам.

В чем-то прогрессивнее, в чем-то нет: Wartburg 1.3 в сравнении с Жигулями был не лучше и не хуже с точки зрения конструкции – он просто другой​

В начале восьмидесятых годов двухтактный мотор модели 353 пытались осовременить, сделав систему смазки раздельной и установив приводной продувочный компрессор G-Lader, благодаря которому двигатель бы смог работать на чистой смеси из воздуха и бензина. Однако ни времени, ни финансовых средств для подобной модернизации так и не хватило, а в итоге под капотом Вартбурга появился расположенный поперечно, а не продольно, как ранее, вполне современный мотор.

Это 1,3-литровый BM 860, который производственное объединение IFA выпускало по лицензии Volkswagen. Этот же мотор ставили на Volkswagen Polo II и Golf II, однако он заметно отличался от исходника по навесному оборудованию, оснащаясь оригинальными стартером, генератором и карбюратором Weber 34TLA-51/1.

Несмотря на наступление систем впрыска топлива, Вартбург сохранил под капотом классический карбюратор

«Голые» шасси двух Вартбургов отлично демонстрируют разницу в компоновке моделей 353 и 1.3

Четырехцилиндровый тягач: подобные «грузоперевозки» давались новой модели легче, чем прежнему 353-му

А что «пятёрка»? Разумеется, это четыре цилиндра, четыре же такта и задний привод, который в сочетании с продольным расположением силового агрегата объединял все Жигули независимо от модели. Да, на «ноль пятой» впервые в Советском Союзе в приводе ГРМ использовали не цепь или звездочки, а плоскозубчатый ремень.

Жигули как Жигули: получив ременной мотор, ВАЗ-2105 сохранил большинство «фамильных» решений классики, выпуск которой начался еще в 1970 году

Другие новшества – цельноштампованные панели салона из полиуретана, гидрокорректор блок-фар и печатные платы задних фонарей, в общем корпусе которых объединили «поворотники», стоп-сигналы, огни заднего хода, а также габаритные и противотуманные огни.

Такие большие фонари первой достались именно «пятёрке»

Традиционно для послевоенных малолитражек у Жигулей не было никакой рамы, зато был кузов несущей конструкции и продольно расположенный силовой агрегат – то есть Жигули и Вартбург принадлежали к одному классу и ценовой категории, но при этом были совершенно разными с точки зрения техники. Самое удивительное, что откровенные анахронизмы немецкой машины удивительным образом сочетались с приводом на передние колёса и вполне современным мотором, а у Жигулей, несмотря на несущий кузов и ременной привод ГРМ, были свои «отсылки к прежним десятилетиям».

В других модификациях этой машины (21051 и 21053) привод ГРМ оставался цепным, поскольку использовались старые моторы (2101 и 2103)

Ехали при этом машины довольно похоже, убедительно демонстрируя, что радикальные отличия в конструкции при общем сходстве уровня самих производителей не приводят к драматически разному поведению автомобилей на дороге. Ведь если «восьмёрка» получила породистую управляемость благодаря фирме Porsche, а Mercedes W123 в сравнении с Волгой ГАЗ-24-10 демонстрировал исключительную интеллигентность реакций, то ни у Жигулей, ни у Вартбурга не было особых шансов на преимущество друг перед другом с точки зрения ходовых качеств. Хотя по проходимости Вартбург, в силу своей переднеприводной компоновки, превосходил любые Жигули, что понял каждый покупатель этой машины в СССР. И потенциально немецкая машина была гораздо долговечнее нашей, ведь производитель закладывал срок службы рамы (а значит, и всей машины) на срок 25 лет, то время как для Жигулей «время жизни» измерялось скромными восемью годами.

ВАЗ‑2105 — сколько в нем осталось от ФИАТа?

ВАЗ‑2105 дебютировал в 1980 году. Внешне машина очень сильно отличалась от предыдущих Жигулей семейства ВАЗ‑2101/21011 и ВАЗ‑2103/2106. На тот момент «пятерка» выглядела вполне современно. Что, кстати, и усилило экспортные позиции ВАЗа на Западе.

На первый беглый взгляд советский автомобиль напоминал FIAT 131 Mirafiori, дебютировавший в 1974 году (версию 131 Supermirafiori делали c 1978 года) и ставший первой серьезной модернизацией итальянского семейства FIAT 124/125 – точки отсчета для наших Жигулей.

Пятью тридцать

Конечно ВАЗ‑2105 стал шагом вперед по сравнению с предыдущими моделями из Тольятти. Свежий и оригинальный дизайн понравился покупателям, в том числе и зарубежным.

Интерес покупателей из других стран для завода и для руководства страны был особенно важен. В Союзе за любыми автомобилями стояли очереди, а экспорт приносил твердую валюту. Но конструктивно «пятерка» уже отставала от многих зарубежных аналогов, в частности, и от Фиата 131. Экспортный спрос поддерживала низкая цена.

Тогда никто не предполагал, что ВАЗ‑2105 с разными двигателями и другими небольшими изменениями будут делать три десятилетия. И в последние годы жизни автомобиль станет, по сути, самым дешевым на рынке. Всего изготовили более 2 миллионов ВАЗ‑2105 всех модификаций.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *