Как попасть в автоспорт?
Любовь к гонкам пришла ко мне ещё в детстве. До четырех лет я хотел быть депутатом или президентом, а потом вдруг четко сказал: да ну, это не интересно, хочу быть гонщиком. У меня отец профессионально занимался мотокроссом и прыгал на лыжах с трамплина, интересовался автоспортом, смотрел гонки Формула-1, и я с детства с ума сходил по машинам. Притом мне хотелось именно гонять самому, а не просто смотреть.
В итоге гонки и стали делом всей жизни. Сначала я играл в компьютерные игры, знал все марки и модели машин. У меня был «Спектрум», это такая приставка, если знаете. Жалкое подобие гонок, но все же. Потом «Денди», «Сега», а далее уже и компьютеры стали появляться, ну и рули к ним. Постепенно оборудование становилось лучше, у меня появлялись первые достижения в виртуальных гонках. Катать в реале тогда, конечно, не было материальной возможности.
Отец всячески разделял мою тягу к гонкам и машинам, он с ранних лет сажал меня за руль своих автомобилей. Когда мне было лет 14-15, мы начали выезжать на первые соревнования в дисциплине ралли-спринт, участвовали оба на одном автомобиле. По дорогам общего пользования, он мне гонять не разрешал, а вот гонки на специально подготовленных трассах всячески одобрял. Папа тоже отлично водил, но я быстро стал его обгонять. Мы ругались из-за этого, вплоть до того, что кто-то из нас должен был из машины выйти)) Конечно, у него стаж вождения 20 лет, а тут какой-то сопляк побеждает! Но я говорил: «Извини, пап, но тебе меня никогда не обогнать». Я почему-то всегда знал про себя: я самый быстрый, я могу выиграть у любых соперников в любых соревнованиях и точка. Зазнаться мне давало повод то, что гонки давались очень легко, достаточно было к этому моменту бороться за лучшие мировые времена в симуляторах на ПК и побеждать почти во всех любительских соревнованиях по ралли-спринту и фигурному маневрированию, на которые я приезжал.
Как стать гонщиком: с чего начать и где тренироваться?
С поступлением в университет моя страсть к гонкам только усугубилась. Я учился на факультете электроники ЛЭТИ (Электротехничский), со второго курса пошел работать барменом. Деньги были, на тот момент мне более чем хватало, и я пришел в картинг – самый первый шаг в автоспорте. Он дает все нужные навыки, притом весьма доступен: картодромов полно во всех городах. Карты сдают в аренду на заезд от 10 минут, можно катать самому или с друзьями.
Плюс каждый картодром проводит соревнования для пилотов разного уровня. Я начал гонять везде где только мог. Приходил, изучал соперников, чтоб понимать, как их объехать. Уровень соперников повышался, соревнования становились все круче, очень быстро дело дошло и до чемпионатов. Почти каждый, кто чего-то добился в автоспорте, так или иначе, начинал с картинга.
В среднем цена заезда варьируется от 800 до 2000 р за заезд в зависимости от техники. Участие в гонках может обойтись от 3 до 10 тысяч рублей. Гонки бывают разными, в некоторых большой призовой фонд. Мы выигрывали хорошие деньги: и по полмиллиона и по миллиону на команду, так что я получал всегда больше, чем тратил сам. 3 раза мы выигрывали машину, многократно выигрывали путевку на легендарную гонку 24 часа в Дубай, где каждый год участвовали гонщики мирового уровня такие как Фернандо Алонсо, Иван Мюллер и многие другие. Прокатный картинг позволял всегда быть на пике гоночной и физической формы, при том абсолютно бесплатно в моем случае.
Большой плюс катания в картинг клубе в том, что у тебя, по сути, нет материальной ответственности. Карты обслуживаются за счет картодромов. Есть различные картодромы, но, если ездить в одном из ведущих картодромов в Москве, катать по 8 раз в неделю и раз в месяц участвовать в гонке, то за месяц придется заплатить 30-40 тысяч рублей. Это прям максимум, и не всем для начала столько нужно.
Что нужно для тренировок и гонок?
Почему люди переходят в автоспорт?
Гоночный автомобиль – аренда или покупка?
Как правило все проходят один и тот же путь, наступают на одни и те же грабли, пытаясь за дешево построить себе гоночный автомобиль, а также содержать его. Да, что тут говорить, у меня и сейчас 2 своих гоночных автомобиля — это Shortcut для участия в РСКГ (ШКГ) и BMW E30 для участия в КР и ЧР по ралли. Но это уже больше из разряда фетиша. Моя настоятельная рекомендация — брать гоночные автомобили в аренду, по факту это сэкономит и нервы и финансы.
Симрейсинг и реальные гонки
Все люди делятся на несколько категорий. Первые выбирают для себя виртуальные гонки и ими ограничиваются. Вторые же сначала пробуют симрейсинг, но потом начинают параллельно ездить и в жизни. Они начинают читать статьи, находят людей, которые уже в теме, участвуют в своих первых заездах. Третьи же, напротив, уже открыв для себя мир реальные гонки покупают кокпиты и оборудование для симрейсинга с целью поддержания формы и развития своих навыков. Объективно, в симрейсинге можно научиться ездить очень круто, набить руки так, что потом приехать на трек и выиграть все, что угодно.
Но скажу сразу, гонки в реальной жизни подойдут не всем.
Во-первых, это реально дорого: в отличие от картинга здесь платить придется за все: занесло, ты в кого-то въехал или въехали в тебя – ты платишь за машину, в которую сел. Это больно, но справедливо. Нет денег платить – не садись за руль. Во-вторых, здесь есть психологический барьер: в виртуальных гонках можешь разбивать машину сколько угодно, а в жизни любая авария — это большой стресс, даже если не говорить о стоимости ремонта. После аварий пилоты всегда замедляются на какое-то время.
Автоспорт и сим-рейсинг дают полезные для жизни навыки: безопасно водить и стремиться к победам. Когда я понял, что я могу обгонять сотни и тысячи людей по всему миру, я осознал, что для меня уж точно нет ничего невозможного!
Какое оборудование необходимо для сим-рейсинга?
Первым пунктом в списке всегда будет рулевая база. Это она передает информацию о дороге: типе покрытия, погодных условиях, радиусе поворота и так далее. Если ты никогда не катал в реале, это еще куда ни шло. Но, если ты параллельно ездишь на настоящие гонки, то простенькая база очень быстро перестанет тебя устраивать. Вообще, конечно, изначально лучше обратить внимание на самую дорогую и хорошую базу, которую вы можете себе позволить.
Следующий очень важный пункт – педали, это вторая точка контакта с машиной.
Ну и сам руль, конечно, нужен. Подойдет любой, и их может быть даже несколько: ралли — это один руль, кольцо — это другой руль, GT машина, формула это все разные рули, но это больше вопрос удобства.
С какого возраста можно заниматься?
Как попасть в автоспорт, если нет спонсоров?
Есть мнение, что без спонсоров в автоспорте делать нечего. На самом деле, и без спонсоров вполне реально стать хорошим пилотом. Смотрите сами: для прокатного картинга никакой спонсор не нужен. Если ты много катаешь, то вполне можешь выигрывать призы, как я и делал, а они весьма немаленькие!
Когда уже есть какой-то опыт, можно тренировать новичков, можно купить автомобиль и сдавать его в аренду, можно организовывать и проводить соревнования. Можно, конечно, бегать за спонсорами, рассылать предложения и тд, рано или поздно обязательно выстрелит. Это точно не мой вариант, но кому что. Я уверен, что можно найти способ, если действительно хочешь гонять.
Как Пробиться В автоспорт в разновидных классах?
Начинать надо с картинга, это заложит хорошую базу правильных рефлексов на торможение, руление (прохождение поворота – траектория) , разгон, и чувство машины, которой Вы управляете.
По желанию можно пойти на курсы контраварийного вождения, это даст большой плюс к вашему опыту. Но не забывайте о безопасности, делать это следует на специализированных закрытых трассах.
В принципе в автоспорт попасть не сложно нужна всего лишь малость: ваше желание и большие деньги.
Первый вариант: Вы выступаете в одиночку, Вам нужна подготовленная машина по техрегламенту соревнований, в которых Вы решите принимать участие. Далее Вам нужна лицензия автогонщика, получить её не сложно, заявление и небольшой взнос решат эту проблему. Так же вам потребуется омологированная экипировка пилота (комбинезон, нижнее бельё, шлем, ботинки и перчатки) . Еще вам понадобится как минимум два квалифицированных механика, и запасные запчасти (колеса, резина, КПП в сборе, тормоза в сборе, стойки ходовой части, ремни приводов ГРМ и генератора, набор датчиков управления двигателем, горюче-смазочные материалы) , естественно все это нужно куда-то положить, + ехать на гоночной машине по городу Вы не можете. Вам нужна техничка с прицепом, которая и будет тащить Ваш гоночный болид.
Второй вариант: Вы выступаете в команде, тем самым на себя многие заботы берут организаторы самой команды, и Вам не нужно заботится о транспортировке вашего авто, запчастях, и т. д. Вам лишь нужно доставить свое тело до трассы, и принять участие в гонке. Автомобиль естественно Ваш !
Но возникает вопрос: как же мне попасть в команду, профессиональной команде Вы не нужны, будь Вы трижды талантливее самого Шумахера. Многие приходят в команду и говорят: «Возьмите меня в команду, я хочу быть гонщиком, у меня за плечами 5 лет картинга, есть победы, я талантлив и крут» . Ему начинают объяснять, что он тут не нужен, когда станешь именитым гонщиком, тогда и приходи, и приводи с собой спонсоров. Человек не понимает, почему ему такому прекрасному отказывают. А все дело в том, что команде не нужен «бедный» ученик, которого надо поднимать и развивать с нуля, за свой счет, который будет ломать дорогую технику и жечь дорогую резину. Они ждут другого ученика «с деньгами» , который придет и скажет, что у него есть деньги на покупку-постройку новой гоночной машины, и её обслуживание, аренду трека. Сделайте из меня гонщика. И они сделают, потому что этот ученик принесет большие деньги и спонсоров в команду.
Без больших денег в автоспорте делать не чего !
И мы плавно подходим к теме спонсорства.
Многие начинающие гонщики думают, что найти спонсора нет не каких проблем, все только и мечтаю поддержать Российский автоспорт. У нас в России автоспорт практически никому не нужен, но сейчас есть положительные тенденции в наращивании интереса государства к автогонкам. Они начали понимать что там крутятся очень большие деньги.
Чего хочет спонсор: ему не нужен начинающий безызвестный спортсмен, он хочет получить в свои ряды именитого, раскрученного чемпиона с хорошей репутацией, и 100% гарантией на победу! Парадокс заключается в том, что, чтобы стать гонщиком, нужны большие деньги, а где их взять, если спонсору подавай именитого чемпиона с гарантированной победой и не меньше !
Вот и получается что в России на автоспорте зарабатывают все, кроме самого автогонщика.
Так что есть один ответ на вопрос, как попасть в автоспорт и стать гонщиком, с начала станьте олигархом или родитесь сыном олигарха.
Как начать карьеру в гонках и как устроен автоспорт: путь от картинга до Формулы-1 — объясняет Пётр Алёшин
Пусть даже множество российских гонщиков выступают в Европе и в целом за границей, культура автоспорта в России всё ещё как следует не сформирована — самые банальные вопросы начинающих гонщиков остаются без ответа. Как правильно начать выступления, на что обращать внимание, как не потратить деньги впустую? Вместе с известным российским гоночным тренером и менеджером Петром Алёшиным мы обсудили, как сейчас выглядит путь до Ф-1.
«Это жизнь around the race»
– Пётр, какие у автоспорта возрастные ограничения: когда пора начинать, а когда уже слишком поздно?
– Давайте разделим профессиональный и любительский автоспорт. В профессиональном спорте занятия начинаются в 5-7 лет, а 10-12 лет – крайний возраст. В любительских категориях картинга – это прежде всего «Ротакс», который не имеет официального статуса ФИА – возрастных ограничений нет.
Но разница между этими двумя видами не только в возрасте. Любой профессиональный автоспорт – это жизнь around the race. Нужно понимать, что жизнь профессионального спортсмена очень сильно меняется: у него появляются ограничения, а жизнь становится подчинена одной единственной цели. Это существенная разница, философская.
– Если говорить о профессиональном картинге, то чем отличаются его классы по мере перехода от младшего к старшему?
– В профессиональном спорте пилот на любом уровне находится в рамках гоночной команды, которая предоставляет ему технику. Команды появляются уже на самых начальных уровнях – даже в классе «Мини». Для самых маленьких техника послабее: небольшие скорости и перегрузки. При повышении возрастных категорий машины становятся более мощными, с большим сцеплением с трассой, с более мощными моторами. Сами машины становятся тяжелее, растут перегрузки. Соответственно, растёт физическая нагрузка.
Понятно, что когда ребенок начинает ездить, то тренер объясняет ему, где газ, тормоз, руль. Затем детей учат, как технически ездить, чтобы было быстрее: по каким траекториям, где правильно тормозить, как поворачивать, что такое педалирование, руление, срыв – объясняются многие и многие вещи. По мере продвижения по гоночной лестнице появляется телеметрия, когда каждое движение отслеживает компьютер. А с «формулами» появляется и видеозапись заездов.
– Бытует мнение, что начинать карьеру по возможности стоит сразу в Европе. Согласны?
– Детский картинг в Европе начинается с восьми-девяти лет. Уровень российского детского картинга, на мой взгляд, достаточно высокий, он ничуть не хуже, чем соответствующий итальянский. Спасибо Василию Скрылю, который многие годы проводил очень грамотную политику. Она позволила сделать эти классы относительно доступными финансово и позволила сконцентрироваться не на гонке «технических вооружений», как это часто бывает в детских классах, где родители ещё совсем, скажу с любовью, дикие. Поэтому, где начинать, непринципиально. Другое дело, что дальше нужно принимать решение сообразно бюджету, желаниям, предпочтениям и пониманию, насколько изменится жизнь, если продолжать заниматься этим уже на профессиональном уровне.
Мы подходим к главному вопросу – вопросу отношения к спорту и целям, которые ставятся перед пилотом менеджментом или его семьей. Есть наиболее распространенный подход – участвовать в международных соревнованиях, но жить вполне обычной жизнью. Пилот приезжает на соревнования со шлемом и комбинезоном, гоняется и спокойно возвращается домой, идёт в школу. И так от соревнований до соревнований. А есть другой подход, когда спортсмен полностью подчиняет свою жизнь спорту, гоняется в Европе, а значит, и живёт где-то рядом. Если заниматься автоспортом профессионально, то европейских соревнований, причём в большом количестве, не избежать.
— И как всё-таки быть с учёбой?
— Любой профессиональный спорт ей мешает – это аксиома. Другое дело, что спортсмена нужно развивать, нужно, чтобы он учился, чтобы он читал, образовывался. Здесь нет рецепта – много разных способов приспособиться. Знаю ребят, которые одновременно учатся в Италии и экстерном в российской школе, знаю и тех, кто просто учится в российских школах.
«Одного таланта мало – он только на третьем месте в списке необходимых качеств»
– Насколько большая роль в автоспорте отводится физической подготовке?
– Это первое, второе и третье. Понимание этого приходит, как это ни парадоксально, не ко всем, особенно в России. Многие недопонимают смысл и суть большого спорта. В России, увы, складывается непрофессиональное в своей массе отношение к автоспорту. Многие действительно полагают, что достаточно дать ребенку «золотую» машину и «платиновый» или «бриллиантовый» мотор, и он немедленно станет чемпионом. Но так не бывает. Во внимание не принимаются руки, которые держат руль, и ноги, которые нажимают на педали.
Родители, конечно, должны безусловно любить своих детей. Говорить правильные вещи, очень правильные слова, поддерживать, но делать это достаточно педагогично и умно, чтобы ни в коем случае не «перезвездить» ребёнка.
— Про неправильный подход понятно. А какой тогда правильный?
— Профессиональный международный картинг учит ребенка культуре спорта. Вращаясь в этой среде, тот впитывает в себя правильные вещи, которые делают более опытные мальчишки. А они бегают по утрам, у них диета, тренер по физподготовке, у некоторых ещё и ментальный тренер.
Такая профессиональная среда помогает сформировать правильное отношение. Это не про то, что мне прикрутили мотор помощнее и я сейчас всех «победю». Дети начинают понимать, что дело не в технике, а в них самих. И чем раньше это понимание приходит, тем лучше. Тем, кто приходит из проката и других непрофессиональных дисциплин, к сожалению, не хватает этой школы. Одного таланта мало – он только на третьем месте в списке необходимых качеств.
– Как в целом выглядит этот список?
– Для того чтобы спортсмен превратился в чемпиона, нужно четыре вещи:
- Морально-волевые качества – желание победить любой ценой.
- Хорошая голова.
- Физическая одарённость к данному виду спорта.
- Окружение спортсмена. Его менеджмент и семья – те люди, которые поддерживают его. Без хорошего окружения ничего не получится. Это, к сожалению, уже проверено.
– Индивидуальный стиль пилотирования – это часть одарённости из третьего пункта?
– Стиль… Не люблю это слово применительно к автоспорту. Есть, конечно, индивидуальные особенности пилотирования, но на профессиональном уровне они неизбежно сводятся к минимуму. Оптимальный круг и оптимальное пилотирование одни, и к ним нужно приближаться. Идеальный круг по телеметрии выглядит строго определённым образом. Вот так должна выглядеть кривая графика торможения, графика руления, так — график педали газа. Насколько ты отстаёшь от них, настолько медленнее идеала и едешь.
«Делаются глупые ошибки, которые потом очень тяжело исправлять»
– Когда молодому гонщику становится нужен менеджер?
– В идеале он должен появиться ещё в картинге. В Европе менеджер часто становится неким членом семьи. Нужно понимать, что даже самый опытный папа необъективен, и воспринимать его в команде будут прежде всего как папу. С профессиональной точки зрения родительская любовь мешает действовать рационально. Поэтому менеджер необходим спортсменам как воздух.
Он знает, в какой команде что происходит, где какой инженер, куда лучше пойти, где дешевле, на какой трассе сколько комплектов резины ставить, чтобы не переплачивать. У какого специалиста по фитнесу сейчас лучше заниматься, где это проще, дешевле, где лучше онлайн-занятия, какой симулятор лучше. Очень много нюансов. Слишком мало времени, а спортивная жизнь и карьера протекает мгновенно.
– Несмотря на стремительность карьеры, иногда пилоты проводят в одной серии по два-три года. Это плохо?
– Нужно смотреть по обстановке: если ты в этой серии как рыба в воде, то пора двигаться дальше. А если ещё не дорос, естественно, тебе целесообразно остаться в ней ещё на год или на два. Ничего страшного в этом нет. Другое дело, что часто делаются менеджерские ошибки. Глупые ошибки, которые потом очень тяжело исправлять. Человек оказывается не там, где должен быть. И все это понимают, в том числе пилот. А это уменьшает его веру в себя.
– Насколько часто подобные ошибки встречаются в профессиональной среде?
– У родителей, которые самостоятельно ведут своих детей, чаще. Они проходят каждый этап по одному разу и не знают, что их ждёт на следующем. Профессиональные менеджеры работают в этой сфере многие годы, знают все команды, всех инженеров.
Есть такое понятие, как целесообразность. Целесообразность стоимости одного очка в чемпионате. Многие нюансы не могут быть учтены родителями, потому что они никогда раньше с этим не сталкивались. Ими очень часто принимаются эмоциональные решения, которые затем отзываются достаточно болезненно.
Тео Пуршер стремительно пробился в Ф-2, но там проводит уже третий сезон
Фото: Lars Baron/Getty Images
– Вы говорите про трудности – про то, что может увеличить спортивный путь. Можно ли, наоборот, сократить его?
– Хороший пример – Тео Пуршер. Он прекрасно себя чувствовал во всех младших сериях и ездил там по году. В итоге очень быстро добрался до Формулы-2. Да, так тоже бывает. Менеджмент Пуршера счёл, что он готов сделать следующий шаг. У Тео прекрасный бюджет, большое количество тестов, и при этом он хороший пилот. В первый же год серий он может выжать максимум возможного.
«Перескакивать» из серии в серию реально — всё сильно зависит от возраста и подготовки спортсмена. Тот же Пуршер великолепно себя чувствует. В этом плане не могу ничего плохого сказать про Никиту Бедрина. Это уже больше вопрос политики и спонсоров. Здесь начинаются очень большие деньги, и решение, разумеется, принимает не пилот, а менеджмент и спонсоры.
– Мы много говорим про карьерную лестницу юношей. Выглядит ли она по-другому для девушек?
– Мне не очень нравится выражение «карьерная лестница». Это определение из области офисного планктона. Мы будем говорить про спортивный рост. В данном случае у юношей и девушек он не отличается. Но я сторонник разделения мужских и женских серий. В младших формулах нужна отдельная дамская серия, а ещё одна — в старших. В GT же экипажи могут быть смешанными, так как нагрузки там другие.
Здесь речь про постановку других целей и задач. Например, в этом году на «24 часа Ле-Мана» в категории GTE Am приехал дамский экипаж, который «высушил» многие заводские команды. Это показатель. В любом случае всё должно быть на уровне разумной достаточности.
– Во многих видах спорта развит скаутинг. Существует ли он в автоспорте?
– В гонках такое тоже есть. Если мы говорим о скаутинге, то должна быть некая программа, представителем которой может быть менеджер или специальный человек. Должна быть структура, которая нуждается в пилотах — например, академия «Феррари» или программа «Ред Булл». У них есть люди, пристально следящие за тем, что происходит, и старающиеся отобрать наиболее ярких молодых пилотов. Но не забываем, что эти программы преследуют в том числе коммерческие цели.
– Формула-1 — единственно возможная вершина карьеры молодого пилота? Или неправильно, что нацеливаются только на неё?
– При всех недостатках Ф-1 надо признать, что самые яркие пилоты оказываются там. Не приведу пример, когда суперзвезда не оказалась бы в Формуле-1.
Как начать свою карьеру в автоспорте? Опыт из жизни.
Зачем этот пост? На самом деле все просто. Самый часто задаваемые вопросы – как начать свою карьеру в автоспорте, с чего начать и что нужно, чтобы гонять? Я давно перестала отвечать на данного рода вопросы, их слишком много, и они все однотипные. Зато благодаря этим вопросам зародился данный пост, я подумала, что гораздо проще написать один раз здесь. Чем отвечать сотню раз каждому лично.
Я в начале своего пути, а Вы?
Прокручивая старые фотографии, я неловко улыбаюсь, как давно, с одной стороны, и недавно, с другой, это было. Стараюсь вспомнить, с чего началась такая любовь к машинам. Впервые за руль машины меня посадил мой дедушка, мне было всего пару лет отроду, и я сидела у него на коленях. Всегда ждала того момента, когда мы завернем на дачный участок и меня наконец-то посадят покрутить руль. Помню, что ничего тогда совершенно не понимала в машинах, даже не понимала нравится мне это или нет, просто ждала очередной поездки и просилась за руль на коленки. Зато тогда я точно определила, что ездить справа не по мне, меня всегда укачивало, просто жутко, не могу долго ездить справа до сих пор, либо засыпаю, либо мне становится дурно, только слева я чувствовала себя отлично. То есть в 2-3 года я точно осознавала, что слева круче, чем справа. Я ездила на коленях до такого возраста, что в один момент мы перестали помещаться вдвоем с дедушкой за рулем, и тогда я придумала новую тему, просто рулила сидя справа, а дедушка педалировал и переключался. Вот такой вот тандем. А когда начала доставать до педалей уже папа присоединился к моему обучению. Посадил меня сразу за руль и сам с уверенным лицом опытного водителя сел меня учить справа. Скажу одно, ему было страшно. И мне тоже. До сих пор любит рассказывать эту историю всем знакомым и друзьям, что я чуть не увезла его в кювет, но чуть не считается, все закончилось хорошо, я вырулила. Но скорости дети не чувствуют особо, вот что я запомнила. Папа не стремился отдать меня в картинг или в школу вождения, он всегда считал, что всему свое время. Даже с покупкой первой машины я определилась самостоятельно, работав на 2х работах и параллельно учась в Университете на очном. И как я могла раньше спать по 2 часа?
Про автошколу. Мне не было 18 лет, когда я сдала на права, решила самостоятельно, что пойду учится. В итоге пару раз сходила на теорию. А дальше занятия с инструктором. Мне не понравилось, ничего толком объяснить мне не могли. Сходила пару раз. На права сдала с первого раза, проблем не было, меня не заваливали. Просто сказали — Сдала. Иди получай. Поэтому со злостными инспекторами, про которых так любят рассказывать, я не столкнулась. Но получать было рано, нужно подождать 18. Я честно профукала момент получения прав, уехала работать и получила только летом (хотя день рождения у меня осенью). Мне не было 18 лет, я уже работала вожатым в пионер лагере и получала зарплату. Мне разрешил работать ПРОФКОМ моего Университета, выдав мне все необходимые документы. За 1 смены я получила, как сейчас помню, – 3 тысячи 700 рублей. Так мало, потому что мне больше было не положено, я несовершеннолетняя и еще какие-то вычеты за питание в лагере. Я расстроилась конечно, но время, проведенное с детьми бесценно, мы так сдружились, что плакали, когда пришло время разъезжаться. У меня был самый младший отряд, клопики мои… =). А вообще, если вопрос про трудовую деятельность. То первое место моей работы было в 14 лет, мама устроила меня на пол ставки в Компанию, где работала сама, я помогала отделу кадров отсортировывать анкеты и резюме. За каждую анкету получала 4 руб., за резюме 6 руб. За месяц заработала 2200 руб. Вот такой бонус в 14 лет.
Первая машина. Обучение. Гонки. Я с 10 лет катаю на сноуборде. Сейчас мне 27. В 2009 году я устроилась работать инструктором в ГЛК Красная Глинка (это самарский горнолыжный центр, со своим сноупарком, для самых отчаянных), в возрасте 19 лет. Плюс параллельно работала продавцом-консультантом в Адидасе. В тот момент в моей голове была доска, каталка и быстрее бы сдать экзамены. Мои друзья были чуть старше меня и у них уже появлялись свои машины. Такие классные, заниженные, красивые, тонированные на тот момент для меня было это так круто и так необыкновенно, блииин как же смешно об этом писать и стыдно. Я захотела свою машину, чтобы сделать ее такой же «конфеткой». Ёпрст, я ведь правда об этом думала… Тогда стали появляться первые нелегальные гонки – Сырейка там всякая (дрэг-рейсинг). Я тогда узнала про Open Race и кучу любительских спринтов. «Конфетка» меня больше не интересовала, включился мой соревновательный настрой. Помню, как тяжело мне было ездить первую неделю по городу, я совершенно, просто напрочь не чувствовала машину, это вводило меня в такое уныние, что я проводила за рулем 20 часов в день, ну может не 20 конечно, но дофига.
Моя первая машина. Ваз 2108. 1997 года. Карбюратор. Полный сток. Стоимость 70 тысяч рублей.
Первая гонка Open Race, автодром КВЦ, Тольятти. Не финишировала. Стуканул мотор.
На фото как раз тот момент схода. Стуканул мотор.
Дальше карбюратор превратился в 16 кл. Любительский спринт. Сразу что-то заняла, причем в классе тюнинг на сток машине.
Новый мотор. По паспорту мотор принадлежал Гольцовой Наташе. Вот так вот бывает. Можно сказать, первая моя награда.
Снова гонка на КВЦ. Финишировала 7.
Потом было много доработок. Выхлоп. Пара 4.3 на сток ряду, кулиса, программа. Это конец 2010 года.
Авария… Некоторое время не ездила. А точнее всю зиму. Купила другой кузов. В 2011 году выкатилась и проехала несколько этапов Open Race. Не могу найти всех результатов, один вот нашла, 6 была.
Результаты одной из гонок. Старинный протокол.
Боже, какая же я смешная и серьезная. Больше серьезная. Но шлем… Ахаха… У меня не было никакой экипировки, также, как и денег на нее. Шлем бордический. Который мне родители купили в 10 лет.
Обновленная машина.
В 2011 году, я переезжаю жить в Москву. Это самый переломный момент в моей жизни, решивший всю мою судьбу в целом и в автоспорте в том числе. Дальше автоспорта в моей жизни становится гораздо больше.
Устраиваюсь работать в Турбо Драйв, затем в Атомик. Начинаю получать зарплату и собирать машину.
Последний мой выезд на Ваз 2108. В 2011 году я приехала в Мячково на RHHCC. Не стартовала. У меня сломалась машина.
RHHCC 2011 год. Закончился не удачно, я даже не стартовала.
С того момента, я решаю попробовать собрать турбовую машину. Это самое провальное мое решение за все время. Я потом сто раз об этом пожалею. Столько угробить денег. Это провал. Но машину собрала, потратила на это год. Завели машину только в июле 2012 года. То есть постройка была с октября 2011 года по июль 2012 года – 10 месяцев потрачены бесполезно. После заводки, я поняла, что машина не управляемая, она получилась такая мощная, что ездить на ней можно только по прямой и все. По прямой мне ездить не нравится. Вскоре я продам ее. И впулю деньги, скоро узнаете куда.
Свеже построенная турбовка.
С конца 2011 года, именно в период сборки турбо мотора, я становлюсь ярым фанатом картинга, прокатного картинга. Я езжу по всем картодромам, на все любительские гонки. От МИКСа до SWS. От покатушек до серьезных мероприятий. Я становлюсь участником Red Bull Kart Fight летом 2012 года, но не прохожу в финал. Мои полки заполняются кубками с любительских мероприятий.
За тот период, что я ездила в любительских соревнованиях по картингу накопилось огромное количество кубков. Некоторые доставались не сложно, а за некоторые нужно было реально попотеть.
Кстати 2108 так и стояла у меня все это время. Я начала продавать ее с 2013 года и продала только весной 2014.
Зимой 2012-2013 года я еду в любительских покатушках в багги. Занимаю там 3 место по итогам из 38 участников.
Любительские багги. Очень интересный вид развлечений.
В начале марта 2013 года. Я еду на тесты в Сочи на ротакс макс. Вот это любовь. Я никогда не забуду те эмоции, которые испытала, сев за спортивный карт. Помню, как меня не могли загнать, все уже заехали на отдых, а я все ездила и ездила. Тогда сказали, ну ничего, бензин закончится остановится…
Мои первые тесты в Ротаксе. Был и дождь, было и солнце.
Я твердо решила, я поеду сезон в ротакс максе. Это был 2013 год. Хотя бы те этапы, что смогу себе денежно обеспечить. У меня не было своей машины. Весь сезон я брала машину в аренду. Кстати первое мое знакомство с РАФом и лицензиями и вообще со всей этой кухней. В первой гонке в своей жизни на ротаксе я приехала 5ой – в финале 1 финишировала 8, в финале 2 — 4. Мне не хватало денег, я сильно кроила, никогда не тренировалась на новой резине, потому что – это дорого. Весь Кубок РАФ проехала еле-еле, сводя концы с концами, задерживая зарплату своему механику. Карт возили сами. Я хочу донести до читателя то, что Москва не сразу строилась, что ко всему нужно идти и если очень хочется, то это обязательно получится. Если не идти маленькими шажочками, значит ползти, если не ползти, значит смотреть в нужном направлении. Сложно описать, как было тяжело. Но есть и положительные вещи – это огромное количество друзей и знакомых, которыми я обросла за этот период. У меня появились первые партнеры – это Дэколюкс и Bestlapstore.
Фото с первой гонки в моей жизни. И кстати номер карта 48. Я начала ездить под номером 48 не потому, что я его выбрала, скорее он выбрал меня. У меня не было денег сделать новые наклейки. А карт, который я брала в аренду, был как раз под номером 48.
В конце сезона в августе 2013 года. После тяжелейшего сезона, мне предлагают проехать этап Формулы совместно с ДТМ на Москоу Рейсвее. Знаете, что я делаю? Я занимаю деньги и еду. Не знаю, о чем я думала, во вторник предложили, а в пятницу, я была уже на треке. Впервые как Вы понимаете и сразу нужно ехать гонку. Жуткий стресс. Много народу. Я не понимаю машину. Но старт получился сразу, хотя мне говорили, что это обычно проблема у новичка. И в первую тренировку до боксов я добралась также самостоятельно, хотя меня много раз разворачивало, но я выезжала и ехала дальше. Во мне было столько упорства… Самое простое было ехать прямо =) Щелкаешь себе секвенталку и жмешь на газ, проблемы возникали в поворотах, я не верила, что машина может держать на большой скорости. В общем удалось финишировать 8 из 10.
Формула России.
Я продолжаю ездить в прокате. И зимой, и летом, как говорится. 2014 год я также полностью проеду в ротакс максе. Первые 2 гонки я провела на арендной карте (Интрепид), потом купила свой – не новый, б/у (Тони Карт). Я была очень счастлива, наконец-то свой карт, личный. Но мне не повезло с мотором, к сожалению. С ним постоянно были какие-то проблемы – троит, пердит, не заводится. Поменяли все по кругу, потратила кучу денег, а что случилось так и не нашли. Судьбоносным стал для меня переход с команду LEMANS и новый мотор. Все пошло хорошо.
Первая гонка и сразу подиум + подиум по итогам сезона в Чемпионате и Первенстве Московской области. Потом отлично проведенные гонки в Ростов-на-Дону, где я стала 5ой. Из-за пропущенного одного этапа в Усть-Лабинске. Стала 7ой по итогам сезона.
В 2014 году я увидела, что проходит отбор в какое-то шоу. Что за шоу? Нужно зарегистрироваться на сайте, выполнить все условия конкурса и возможно попасть в финалисты. Я хваталась за любую возможность поездить. Это реально авантюра. Но как вы знаете. Я прошла все этапы отбора и стала участницей Реалити-Шоу Гонщики, шоу показывали на ТВ Пятница. Чтобы пройти в финал 100% нужно было выиграть турнир по картингу, я поехала в Нижний Новгород и заняла там 3 место. Потом мир перевернулся – съемки, свет, мотор, звук… Неделя съемок пролетела в одно мгновение.
2015 год и работа со спонсорами. Начиная с этого года, все меняется к лучшему. Я продолжаю ехать в ротакс максе и проеду в нем весь сезон. С этого года у меня появляется постоянный партнер – ERIELL. Мне собрали новый карт – Tony Kart. Наконец-то я поеду на новой машине. С этого года за мной закреплен мой личный механик на весь сезон. У меня есть полноценная команда. Которая занимается всеми основными вопросами – перевозка, проживание, где мы остановимся и даже, что будем кушать. Команда работает со мной по телеметрии, выезжает на тренировки, следит за всеми нюансами.
Этот год также значится для меня, как начало моего пути в ралли-кроссе. С середины сезона, я проеду 3 этапа в Кубке РАФ по ралли-кроссу в классе Д2Н. У меня вновь появилась гоночная машина – Ваз 2108.
В конце сезона 2015 года, я решу продать Ваз 2108 и построить новую машину с нуля. 2016 год полностью поеду в Чемпионате России по ралли-кроссу на Калине сборки Д2Н. При этом зиму 2015-2016 год я полностью пропускаю, тренировок у меня не будет вообще. Так как все силы и бюджет я кинула на подготовку к лету. В 2016 году, я проеду все этапы в самом многочисленном классе Национальный. А также к концу сезона поменяю команду. Сейчас моя команда базируется в Тольятти. Также в 2016 поучаствую в нескольких любительских спринтах, которые выиграю.
2016 год также заполнился моим участием в Народном Пилоте от Академии Ралли. Это уникальная возможность попасть «под крыло» этой команды и проехать 5 полноценных этапов в Российской Серии Кольцевых Гонок в классе Национальный на Volkswagen Polo. Я вновь поддалась на авантюру и прошла в финал. Впервые ездила на Смоленском кольце. Мне безумно, понравилось, но победителем я не стала. Первое место занял Иван Костюков, который закончил сезон в РСКГ на 3 месте.
В период межсезонья 2016-2017 года я впервые не сидела сложа руки. Попробовала зимние гонки. Участвовала в Чемпионате Московской области по ледовым гонкам в классе 1600 на спорт шипе, даже побывала на подиуме. Участвовала в 2х этапах RHHCC, заняла 6 место в итоге, можно было лучше, на одном из этапов очень сильно уперлась в резину, лучше резины не было. Ездила на трек дни в Мячково на гражданском шипе. Проехала длинную гонку WEC на Нижегородском кольце на НИИШПе. 2 раза была в Рязани на Логан Капе (2я и 3я). Но самое запоминающиеся для меня стала гонка в Раменском, где я впервые попробовала себя в треке. После чего навязчивой идеей стало, поехать на следующий год трек в классе Национальный.
А сейчас я вновь пробую свои силы в Народном Пилоте 2017. Где 20.03.2017 года, мы узнаем кто прошел в полуфинал. А в апреле определится победитель 2017 года. Я сжимаю кулачки и надеюсь, надеюсь и надеюсь.
2017 год поеду в Чемпионате России по ралли-кроссу на Калине подготовка Национальный.
Так вот к чему это все… Я желаю всем идти к своей цели любыми путями. Поверьте, если вы действительно захотите чего-то, будь то гонки или верховая езда, это обязательно произойдет. Нельзя щелкнуть пальцем и сразу ко всему прийти. А как же опыт, а как же незабываемые эмоции? Я просмотрела столько фоток за эти 5 часов, что писала пост, что улыбка не сходит с лица. Вспомнила как круто и тяжело было и как я радовалась, что получалось выезжать на гонку. Как много решалось в последний момент, как много хороших людей вокруг, готовых делится опытом, реально помогать. Я хочу всем Вам сказать огромное человеческое спасибо! Спасибо ERIELL, что несмотря не на что продолжаете помогать мне идти к своей цели уже 3ий год. Спасибо моим родителям, которые так ни разу и не приехали ко мне на гонки, но очень обещали в сезоне 2017 года приехать в Казань. Спасибо всем командам, в которых я ездила, если судьба столкнула нас вместе значит – это к лучшему, я получила огромный опыт со всеми вами.
ПС. Друзья спасибо Вам большое за теплые добрые слова, за наставления, напутствия и критику! Я ценю мнение каждого из вас, мы все разные и правда у каждого своя. И я прошу прощение, что не всем отвечаю, сообщений так много, что я физически не успеваю все посмотреть.