Как зарегистрировать мотоцикл
Мотоцикл, как и авто – не роскошь, но и не просто средство передвижения. Для многих это стиль жизни и символ свободы. И видя цены на новенькие байки или круизеры, мы понимаем, что платим не за два колеса и двигатель, а за ощущения, которые они нам подарят. Как альтернатива дорогим предложениям салонов на помощь приходят подержанные модели, которые продают на досках объявлений, или раритетные экземпляры, которые достались в память о деде. В любом случае мечта становится реальнее, и от ощущения свободы отделяет один вопрос «как зарегистрировать мотоцикл, бывший в употреблении, без лишних трат времени и нервов?».
Порядок действий ненамного отличается от регистрации авто. Здесь также необходимо уложиться в 10-дневный срок с момента покупки.
- Пройти техосмотр.
- Получить ОСАГО.
- Оплатить пошлины.
- Поставить средство на учет в ГИБДД (для этого необходимы: оригинал ОСАГО, технических паспорт, заявление, квитанции об оплате пошлин, паспорт владельца, бумаги, подтверждающие право владения ТС).
Но что, если у продаваемой модели отсутствует техпаспорт? Можно ли зарегистрировать байк без документов? Да, и на это также не потребуется много времени.
Порядок регистрации мототехники в ГИБДД без документов
Для начала стоит подготовится к походу в Госавтоинспекцию. Если покупаете старый Харлей или классику без документов, уделите особое внимание договору купли-продажи. В нем кроме паспортных и контактных данных продавца и покупателя, должны быть подробно прописаны характеристики транспорта: марка, модель, год выпуска, номер двигателя, кузова (по возможности), а также цвет, объем двигателя и пр.
Рекомендуется обзавестись и такими бумагами, как расписка о получении денег и объяснительная продающей стороны о причинах отсутствия техпаспорта.
Достаточно предоставить подписанный договор купли-продажи и заявление с просьбой о выдаче ПТС и номерных знаков.
Что делать, если ГИБДД отказывается зарегистрировать мотоцикл без документов?
В таком случае вам необходимо получить письменный отказ, с которым вы обратитесь в суд. Копию отказа вместе с копией вашего заявления на получение документов приложите к исковому заявлению.
Чаще всего суд принимает положительное решение в таких ситуациях, что также на руку сотрудникам Госавтоинспекции, которые теперь официально смогут подтвердить правомерность выдачи вам техпаспорта и номеров.
Можно ли зарегистрировать байк, если владелец умер?
Если вам не дает покоя старый «Иж» или «Урал», несправедливо пылящийся в дедовом гараже, почему бы не дать технике второй шанс? Да, ретро технике тоже место на трассе, но только после постановки на учет.
Если хозяина ТС нет в живых, есть два варианта развитий событий:
- Можно официально переоформить транспорт на одного из наследников. В этом случае должна быть нотариально заверенная бумага, подтверждающая наследство на имущество. С ней можно идти в отделение Госавтоинспекции, где стоял на учете раритет, и переоформить транспорт на наследника.
- Если у владельца нет наследников, тогда транспорт является собственностью государства. В этом случае обратитесь в региональное отделение агентства Росимущество. После того как они примут ТС на баланс, можно официально выкупить и оформить байк на себя.
Регистрация самодельного мототранспорта в России
Если ваш конструкторский талант позволил вам изготовить эксклюзивную модель – вы также можете легально на ней ездить после регистрации.
«Как оформить самодельный мотоцикл», – достаточно популярный в России вопрос, ведь создание кастомных байков здесь уже стало отдельной культурой. Если вы не хотите оставлять без техпаспорта самодельный мототранспорт, позаботится об этом нужно с первого дня сборки.
Сохраняйте бумаги, подтверждающие покупку всех агрегатов (мотор, рама, прямоток на мотоцикле и пр.). Если вы приобретали эти элементы в России, достаточно иметь договор купли-продажи, если они были импортированы – обязательно наличие таможенной декларации.
Можно ли пройти регистрацию кастома самодельной сборки? Да, и для этого достаточно пройти всего 3 шага:
- Обратитесь в государственную организацию НАМИ, чтобы заказать VIN-номер. Для этого лично либо по электронной почте предоставьте скан-копию своего паспорта, 2 фотографии ТС и заявку на получение VIN.
- Став обладателем уникального VIN, следует доказать безопасность сборки. Для этого оставьте заявку в официально аккредитованной лаборатории, которая после испытательных работ выдает свидетельство о безопасности конструкции. Помимо самого байка лаборатории понадобится скан-копия вашего паспорта, заявка, свидетельство о получении VIN и техописание ТС.
- Пройдя успешно первые два этапа, нужно добавить к полученным свидетельствам сохраненные доказательства легальной покупки агрегатов, копию паспорта, страховой полис ОСАГО, оплатить госпошлину и отправиться в ГИБДД непосредственно для регистрации самодельного байка.
Зная, как зарегистрировать мототехнику без документов, можно смело двигаться к своей мечте. Следуйте инструкциям, и бумажная волокита не станет преградой к осуществлению желаний.
Регистрация самодельного мотоцикла в 2021 году
Принятие нового техрегламента меня несколько напрягло. Да, двигатель в птс и стс у меня был вписан, когда в 2008 году я оформлял внесение изменений в конструкцию ТС, но все остальные доработки за 13 лет — увы, «легализованы» не были. А изменилось многое: тормоза, вилка, добавилась акустическая система, ветровое стекло. Изменились и габариты мотоцикла. А в новостях то и дело всплывало, что то тут, то там сотрудники ДПС выписывали постановления вернуть ТС в заводской вид за какие то кофры, зарядку USB. Бред, но. В общем, езжу я много, проблемы мне на дороге не нужны.
Закинул было удочку в ГИБДД на предмет «довнести» изменения в выданный мне в 2008 году сертефикат безопасности, но сотрудник ГИБДД «порадовал», что хранится тот сертефикат пять лет и потом уничтожается. Глупо. Если меня с дороги направят в гибдд на предмет возращения в первоначальный вид, то с чем они техническое состояне сравнивать то будут? А ТО мне по новым правилам как проходить? С чем техосмотрщики будут сравнивать комплектацию?
В общем, вопросов было много, ответов внятных мало. Решил, что разумнее всего будет просто пойти стопами Паши Диманча и перерегистрировать мотоцикл заново, как «Единично выпущенное ТС». Заглядывал я и во вконтактные группы типа «Оформление самоделной техники», но как только я начинал задавать серьезные технические вопросы, меня начинали игнорировать, подозреваю, что группы мошеннические. Собственно — далее процедура оформления.
1. Звоним в УЦЭПС, город Екатеринбург, номер телефона +7 (343) 286-43-99. Просим соединить со специалистом, занимающимся оформлением самодельных мотоциклов. Объясняем специалисту на словах, что за мотоцикл, какая рама, двигатель, согласовываем, даем/берем почту.
2. На почту вам пришлют три вордовских документа:
I. Инструкция. В ней описаны все ваши действия по подготовке документов, фото, техописания.
II. Техописание. Таблица, в которую вы внесете все требуемые для оформления характеристики вашего мотоцикла. Длина, тип двс, кпп, главная передача и тдтдтд.
III. Форма заявления на получение ВИН.
3. Заполняете документы. Делаете ФОТОГРАФИИ. Собственно, самым геморойным во всей этой, в общем то, не обременительной процедуре оформления, было найти сертефицированные оптические элементы, а сертефицированны они должны быть ВСЕ, а именно: фара головного света, фары дополнительного света/противотуманные фары, поворотники, стопсигнал, сигнал заднего хода, светофозращатели задние и передние. ВСЕ они должны иметь либо маркировку DOT с цифрами, либо букву Е с цифрой в кружочке. Для меня проблемой оказались стекляшки передних поворотников и дополнительные фары. Пришлось достаточно долго искать и покупать. Так же делается фотография размерностей покрышек и той же надписи DOT/Е. Делается фото площадки под номер.
Самый для нас интересный момент: В техописании В ОБЯЗАТЕЛЬНОМ ПОРЯДКЕ УКАЗЫВАЕТЕ СПИСОК ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБОРУДОВАНИЯ, куда можно внести ВСЁ. Хоть телевизор. То есть все те «красные тряпки» для гаишников в виде подогревов ручек, кофров, дуг безопасности, зарядок USB и тдтдтд. Я указал все, что мог. Подогревы ручек и сидений, ветровое стекло, батон кофр задний, батон кофр передний на вилке, кофры боковые, зарядка. Ибо нех.
Год выпуска. Я сказал «пусть будет 2021» и не прогадал. В свете последних реформ с техосмотром, для постановки на учет ТС моложе 4 лет диагностическая карта не нужна. Минус геморрой.
4. Оплачиваете постепенно платежки (весь пакет в конце лета 21 года мне обошелся в 35к), в результате получаете три вожделенных документа, а именно:
I. СБКТС — свидетельство о безопасности конструкции транспортного средства.
На третьем листе есть и список дополнительного оборудования, которым можно ткуть в любое, ищущее, к чему бы докапаться, лицо.
II. Свитетельство о присвоении ВИН.
ВИН, как видите, присваивает НАМИ. Сотрудники ГИБДД с большим уважением относятся к этой конторе. Со свидетельством в комплекте идет возбуждающе новенький шильдик.
III. Электронный ПТС. Для его регистрации придется регистрироваться на госуслугах. Увы, иначе никак.
Собственно сама постановка на учет ничем не оличается от обычной.. Для постановки на учет помимо СБКТС и свидетельства о выдаче ВИН вам нужно будет получить и иметь при себе полис ОСАГО, распечатать выптску из ЭПТС, оплатить госпошлину.
ВАЖНО: техническое состояние мотоцикла У МЕНЯ НЕ ПРОВЕРЯЛИ. Были опасения, что могут не понравиться светодиоды в поворотниках и тд. Но — мимо.
ВАЖНО: если ваш мотоцикл, который вы делали, строился на базе существующей и стоящей на учете на вас же рамы, то регистрацию того мотоцикла (старого) придется прекратить. Я надеялся сперва поставить на учет мотоцикл по новым документам, а потом уже снять старые документы с учета — «не прокатило».
Как видите, процедура ничего сложного из себя (пока) не предаставляет. Но, думаю, в дальнейшем она усложнится, поэтому не откладывайте на завтра то, что можно зарегистрировать сегодня.
Ставим на учет самодельный мотоцикл
ВНИМАНИЕ! Транспортные средства мощностью до 4.000 Вт (ДВС и электро) на учет ставить не нужно!
Для регистрации необходимо:
- Паспорт гражданина РФ (изготовитель только физ. лицо).
- Собрать все документы на все агрегаты, входящие в изготовленное транспортное средство (двигатель, кузов, рама и т.д.). В качестве документов может быть договор купли-продажи, таможенная декларация, свидетельство на высвободившийся агрегат и т.д. Данные документы необходимо предоставить в ГИБДД, для подтверждения законности их приобретения.
На агрегаты и узлы, которые изготовлены самостоятельно (например рама) данный документ предоставлять не нужно. - Предоставить транспортное средство в работоспособном, исправном состоянии.
Процесс постановки на учет
Этап 1 — получить индикационный номер (VIN)
В России единственная организация, в которой можно получить номер VIN — ФГУП «НАМИ» (Научно-исследовательский автомобильный и автомоторный институт).
Данный документ можно получить лично или по электронной почте.
- Заявку установленной формы
- Две фотографии транспортного средства (вид спереди, вид сбоку)
- Копию (или скан) паспорта, страницы: 2,3 и 5
Результат: «Свидетельство о присвоении идентификационного номера (VIN)».
Этап 2 — получение СБКТС (свидетельство о безопасности конструкции транспортного средства)
Данный документ можно получить в аккредитованном испытательной лаборатории, уполномоченной проводить работы по выдаче СБКТС на соответствие Техническим Регламентам Таможенного союза «О безопасности колесных транспортных средств».
- Заявку установленной формы
- Техническое описание (габаритные размеры, полная и снаряженная масса, мощность двигателя и т.д.)
- Свидетельство о присвоении VIN (этап 1)
- Паспорт гражданина РФ
Лаборатория проводит идентификацию транспортного средства, проводит испытания на соответствие и выдает «Свидетельство о безопасности контракции транспортного средства» установленного образца.
На данном этапе необходимо изготовить и закрепить на транспортном средстве табличку изготовителя с указанием информации:
- Наименование изготовителя
- Идентификационный номер (VIN)
- Технически допустимая максимальная масса транспортного средства
Этап 3 — обращение в ГИБДД для получения ПТС, свидетельства о регистрации и госномеров
Для этого необходимо предоставить транспортное средство в отделение МРЭО для сверки номеров.
Нужны ли документы на самодельные электросамокаты и велосипеды?
Что делать, если сотрудники ГИБДД остановят меня на самодельном электросамокате, велосипеде или электротрайке и потребуют документы на транспорт, которых нет?
разобрался в регистрации самодельного транспорта
Документы нужны не на всякий электросамокат, велосипед, вело- или электротрайк. Все зависит от мощности установленного двигателя. Расскажу, что говорит закон и как получить документы, если транспорт нужно ставить на учет.
Когда самодельный транспорт можно не регистрировать в ГИБДД
В России действует обязательный государственный учет транспортных средств. Это значит, что их нужно регистрировать в ГИБДД или Гостехнадзоре, если речь о самоходных машинах, например снегоходах.
По ПДД транспортным средством считают любое устройство, на котором можно перевозить по дорогам людей или грузы. Однако закон о регистрации ТС относит к ним только самоходные устройства на колесах с двигателем мощнее 4 кВт, которые конструктивно могут ехать быстрее 50 км/ч. Поэтому не каждый электробайк, который вы соберете сами, придется ставить на учет.
Получать документы на самодельный транспорт не нужно в двух случаях:
- если у него нет двигателя. Обычный самокат или велосипед регистрировать не надо: его приводит в движение сам водитель. В теории такой транспорт может развить скорость свыше 50 км/ч, если, например, ехать с горы. Но в обычных условиях водитель едва ли сможет так разогнаться, поэтому конструктивно велосипед предназначен для меньшей скорости. А у обычного самоката может вовсе не быть тормозов;
- если мощность двигателя не превышает 4 кВт. Производитель указывает мощность двигателя на его корпусе или в техническом паспорте. Вы не обязаны возить с собой паспорт двигателя, но он будет кстати, если вас остановят сотрудники ГИБДД.
В этих случаях водительское удостоверение тоже не понадобится.
Что делать, если двигатель мощнее 4 кВт
Если вы установили двигатель мощнее 4 кВт на самодельный электросамокат, его придется регистрировать в ГИБДД. Без постановки на учет на таком транспорте запрещено выезжать на дороги. Если нарушение выявят сотрудники ГИБДД, они выпишут штраф размером 50—800 ₽. При повторном нарушении оштрафуют уже на 5000 ₽ или лишат водительских прав на срок до трех месяцев, при условии что они есть.
Просто так получить СТС и ПТС в этом случае не получится. ГИБДД нужно знать, что вы не собрали свой самокат или электровелосипед из деталей угнанного транспорта и он безопасен для окружающих. Чтобы это доказать, вам придется обратиться к специалистам, которые вправе проводить экспертизы.
Еще понадобится получить VIN — под этим номером вашу самоделку внесут в базу данных ГИБДД. Теоретически транспорт могут зарегистрировать и без VIN, на старых машинах его вообще нет. Но без такой маркировки не получится пройти проверку безопасности транспорта в лаборатории: по действующему техрегламенту на ТС должна быть табличка с идентификационным номером из 17 знаков.
Вот перечень документов, которые понадобятся ГИБДД для регистрации самодельного транспорта:
- Заявление.
- Заключение экспертизы о том, что нет юридических ограничений для регистрации.
- Свидетельство о безопасности конструкции ТС — СБКТС.
- Свидетельство о нанесении дополнительной маркировки — VIN. Оно подтверждает, что владелец не нанес номер сам в гараже.
- Аттестат аккредитации организации, которая нанесла маркировку.
- Выписку из реестра органов по оценке соответствия — она подтверждает, что организация имела право наносить маркировку.
- Фототаблицу с указанием места, куда нанесли VIN.
Также вам придется уплатить госпошлину, пройти техосмотр и оформить ОСАГО. Некоторые компании не захотят оформлять страховку на самодельный транспорт.
Как получить СБКТС и VIN
Чтобы получить СБКТС, нужно отдать транспорт на проверку в аккредитованную испытательную лабораторию из Единого реестра органов по сертификации и испытательных лабораторий ЕАЭС.
Вот что может быть дальше:
- проверка подтвердит, что самоделка соответствует требованиям техрегламента и безопасна для людей. В таком случае лаборатория выдаст нужное свидетельство;
- лаборатория выяснит, что самодельный транспорт не соответствует требованиям техрегламента. Тогда СБКТС не выдадут, но укажут причину отказа — недостатки можно будет устранить и снова обратиться за получением свидетельства.
Получить СБКТС можно через посредников — есть организации, которые сами обращаются в лаборатории. Чаще всего их услугами пользуются, когда транспорт завезли из-за рубежа, а производитель не планировал продавать его в России и не оформлял СБКТС. Стоимость таких услуг начинается от 15 000 ₽ за мопеды и мотоциклы. Но свидетельство на самоделку может обойтись дороже — без гарантии, что транспорт пройдет проверку.
По результатам проверки в лаборатории самодельному транспорту присвоят категорию, которую укажут в СБКТС. Чтобы управлять самоделкой после регистрации в ГИБДД, понадобится водительское удостоверение соответствующей категории — в вашем случае категории М.
Перед тем как получить VIN, нужно провести экспертизу и выяснить, нет ли юридических препятствий для регистрации. Такую экспертизу может провести экспертно-криминалистический центр МВД или независимый специалист. Если выяснится, что при сборке вы использовали раму от другого транспорта, где уже был VIN, например от мощного электробайка, зарегистрировать самоделку в ГИБДД не получится.