Когда появятся цены на автомобили
Перейти к содержимому

Когда появятся цены на автомобили

  • автор:

Как раньше уже никогда не будет: насколько еще подорожают автомобили

Автомобили всегда стоили дорого — для многих людей машина является второй по значимости покупкой в жизни. Ведь дороже автомобиля как правило только квартира.

Согласно прогнозам дилеров, цены на автомобили осенью 2023 года продолжат свой рост. Как рассказал РИА Новости вице-президент и исполнительный директор ассоциации «Российские автомобильные дилеры» (РОАД) Вячеслав Жигалов, в декабре этого года машины в среднем будут стоить на треть больше, чем они стоили в январе. «До конца года, к сожалению, еще ожидаем рост цен. Повышение утильсбора и серьезные колебания курса рубля уже привели к подорожанию авто, а к концу года можно говорить о повышении до 30% с января», — пояснил Вячеслав Жигалов.

Автомобили дорожали всегда

2023 год — это не какой-то особенной год, когда цены вдруг стали расти. Например, в 2000 году цена выросла на 7%, в 2021-м — на 18%, а в 2022-м — на 20%.

А знаете, сколько стоила Lada Granta, когда она появилась в продаже в 2011 году? За нее просили. 219 000 руб. Правда, уже к концу того года цена увеличилась на 10 000, потом еще и еще. Сейчас самая дешевая «Гранта», согласно прайс-листу, стоит 699 900 руб. Причем NEWS.ru уже не раз убеждался, что купить такую машину у дилеров нереально. А «живые» «Гранты» обойдутся примерно в 900 тысяч.

 Lada GrantaФото: Сергей Петров/NEWS.ru Lada Granta

Так что автомобили дорожали всегда. И они будут дорожать в будущем, можете в этом не сомневаться. Другой вопрос — а стоят ли нынешние автомобили, которые нам предлагают дилеры, своих денег?

Опасный рост

Еще в начале июля средневзвешенные цены на новые автомобили установили рекорд — 2,68 млн руб. С того момента стоимость машин выросла еще на 5–10%. В августе стали дорожать даже «Лады», которые выпускаются у нас и, по идее, меньше остальных зависят от курса рубля. Но в прошлом месяце трехдверная Niva Legend в топовых версиях подорожала на 30–40 тыс. руб. (плюс 3,2–4,2%), Niva Travel (бывшая Chevrolet Niva) выросла в цене на 50–65 тыс. руб. (плюс 4,2–5,3%), а обновленная Vesta прибавила 20 тыс. руб. (плюс 1,3–1,4%). А подорожание собираемого в столице «Москвича 3» составило 10–11%, или плюс 228 тыс. руб. И теперь базовая версия «Стандарт» с 1,5-литровым турбодвигателем и механической КП оценивается в 2 220 000 руб.

То есть если вы захотите купить автомобиль не отечественного производства, то нужно быть готовым отдать сумму примерно в 3 млн руб. Три миллиона за автомобиль китайского производства (а других сейчас и нет), причем не самый большой и далеко не премиальный. Не многовато ли?

Конечно, многовато! И дилеры прекрасно понимают, что нынешний рост спроса на автомобили связан во многом с возникшей паникой среди покупателей, которые решили побыстрее избавиться от обесценивающихся рублей (напомню, что в январе 1 евро стоил 73–75 руб., а сейчас он выше 100 руб.). Но подобная ситуация плохая для автобизнеса, который всегда играет вдолгую. И рост продаж может скоро закончиться серьезным провалом.

Фото: Сергей Петров/NEWS.ru

Войны не будет

Причин для возможного кризиса много. И главная заключается в том, что среднестатистический житель России просто не может купить новую машину. Ни за наличные, ни в кредит.

В РОАД сосчитали, сколько сейчас покупатель должен копить на машину. Например, 10 лет назад среднестатистический автомобиль в России стоил 906 900 руб., а зарплата в стране была 32 495 руб. То есть один автомобиль обходился примерно в 27 зарплат. Сейчас же для покупки машины требуется копить уже 38 месяцев!

И может показаться, что если будет кризис продаж, то по законам жанра цены пойдут вниз. Но нет. Ведь китайские компании, которые продают у нас машины, не готовы торговать себе в убыток, чтобы поддержать спрос и завоевать большую долю рынка. Не будет спроса на машины — они просто будут завозить меньше моделей, и все. Надеяться на рыночные войны, которые так любят покупатели, не стоит.

Покупатели ушли на вторичный рынок

Легко сказать сейчас — новые автомобили не стоят тех денег, которые за них просят. Но что делать после этих слов? Не покупать новые машины? Это выход, и многие именно так и поступают. И, возможно, правильно делают. Ведь если в 2019 году, по данным «Автостата», в России на одну новую машину приходилось 3,4 подержанных, то в 2023 году этот показатель составил уже 6,3.

Возможно, когда мне придется менять машину, то я тоже не буду брать новую — уж слишком дорого. Но смогу ли я найти то, что меня устроит на вторичке, — большой вопрос. Ведь вторичный рынок в России все еще дикий, никто не дает никаких гарантий, а скрутить пробег считается нормой.

Фото: Shutterstock/FOTODOM

Если брать среди новых, то что?

Подбирая себе новую модель, очень вас прошу — смотрите на то, как долго та или иная компания присутствует на нашем рынке. Покупать что-то у новичков слишком опасно. Ведь сейчас многие китайские компании просто пробуют себя на нашем рынке. Получится — хорошо, останемся. Не получится — уйдем и даже никаких убытков не будет.

Но они-то уйдут, а мы со своими машинами останемся здесь. И где тогда искать запчасти? Купить их можно будет, но сроки ожидания — особенно для редких моделей — могут быть очень большими.

А еще, выбирая автомобиль, не ведитесь на красивые большие экраны, которые сейчас есть почти в каждом китайском автомобиле. Опыт показывает, что пользоваться ими не всегда удобно. Лучше обращайте внимание на шумоизоляцию, комфорт подвески и другие важные для автомобиля характеристики.

И третий совет: если вы давно хотели купить новую машину, но все чего-то ждали, то покупайте сейчас. Дешевле автомобили точно не будут. А рассчитывать на то, что ушедшие из России Renault, Nissan, Volkswagen и прочие вернутся (и все будет как раньше), уже бессмысленно. Не вернутся.

Недолго осталось: назван срок, когда подешевеют автомобили в России

По разным оценкам цены на легковушки в России скакнули в начале прошлого года в среднем на 50%. Да так и застыли на том уровне до сих пор. За прошедшее с тех пор время курс российской валюты фактически вернулся к показателям «до февраля 2022 года», а зарплаты и покупательская способность населения не выросли. Машины дорогие и люди не рвутся их покупать. Новый автомобиль реально превращается из средства передвижения в роскошь. Неестественность сложившейся ситуации очевидна всем — от «рулевых» автомобильной отрасли до последнего автовладельца.

Учитывая все вышесказанное, мы решили выяснить: что думают о перспективах снижения цен на новые машины специалисты авторынка, то есть люди непосредственно «погруженные» в эту тематику.

— Ожидать снижения розничных цен на легковые автомобили и кроссоверы до конца этого года не стоит. Теоретически, при увеличении предложения машин, цены должны немного опуститься. Но проблема в том, что реальный платежеспособный спрос в России в этом году соответствует порядка 950 000 легковым автомобилям. А на рынке, как ожидается, в этом году их будет реализовано лишь 650 000—670 000 единиц. Таким образом, мы видим дефицит в районе 300 000 автомобилей. И пока его нечем компенсировать. Российские автозаводы реализуют не многим более 500 000 авто в год. По параллельному импорту, в лучшем случае, будет ввезено порядка 150 000—180 000 штук, — пояснил порталу «АвтоВзгляд» независимый консультант индустрии автомобилей и транспорта Сергей Бургазлиев.

С прогнозами и выкладками Сергея Бургазлиева относительно вероятной динамики цен на российском авторынке согласен глава онлайн-аукциона новых автомобилей Car Click Сергей Пиголкин.

— Снижение цен на автомобили в обозримой перспективе маловероятно. Все просто: нет локализации машин иностранных брендов — нет низких цен. Логистика доставки машин из Китая очень недешевая. Да и вообще — отовсюду уже дорого везти. Плюс таможенные сборы. Допустим, в Китае некая модель стоит 8000−10 000 долларов, примерно 620 000—770 000 рублей на наши деньги. После прохождения таможенных процедур и доставки до Москвы она будет стоить не менее 1,8—2 млн. рублей. Возвращаясь же к вопросу о снижении цен предположу, что теоретически оно возможно только в отношении машин «большой китайской тройки» — Haval, Chery и Geely. Ибо у них есть запас по марже. Но я сомневаюсь, что они пойдут на это, — считает Пиголкин.

Тем не менее, ситуация на российском авторынке на горизонте свыше 1,5—2 лет имеет все шансы оказаться не столь печальной как сейчас. Именно на таком временном отрезке возможно насыщение рынка автомобилями, благодаря которому цены пойдут вниз.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *