Хитрая схема: почему бензин в России не дешевеет даже при ценах на нефть, как в 2000-х
Что происходит с ценами на нефть и бензин. В феврале средняя цена на российскую нефть Urals составляла $54,53, а к 6 мая цена нефти этой марки опустилась до $24,8 за баррель (причем в апреле Urals дешевела до минимума с 1999 года, до $10,5). Снизились и оптовые цены на бензин — с 1 февраля стоимость АИ-92 упала на 11% до 39 970 рублей за тонну на Санкт-Петербургской международной товарно-сырьевой бирже. Но стоимость литра на заправке почти не меняется. По данным ЦДУ ТЭК, на 3 мая по сравнению с первой неделей февраля средняя розничная цена литра бензина марки АИ-92 сократилась на шесть копеек — до 43 рублей, марки АИ-95 — на три копейки, до 46,07 рубля, летнего дизтоплива выросла почти на 30 копеек до 47,38 рубля.
Почему цены на бензин не снижаются вслед за нефтяными котировками. Если вкратце, то таковы особенности налогового регулирования отрасли, они не предполагают снижения цен на бензин — только умеренный рост. С 2019 года в России заработал так называемый демпферный механизм. Его суть в том, что он помогает государству компенсировать или изымать доходы нефтяников от продажи топлива в зависимости от рыночной конъюнктуры. Так, если за рубежом цены на бензин высокие, бюджет выплачивает компаниям часть премии, которую они теряют, не поднимая цены на внутреннем рынке. В обратном случае, если цены на бензин на внутреннем рынке выше экспортных, нефтяные компании сами перечисляют деньги в бюджет. При этом размер выплат зависит не от реальных цен на внутреннем рынке, а от расчетной цены, установленной правительством, — в 2020 году она составляет 53 600 рублей за тонну бензина.
Зачем понадобился демпфер. Весной 2018 года на фоне роста нефтяных котировок в России резко взлетели цены на бензин и дизельное топливо. Правительству пришлось договариваться с нефтяными компаниями о фактической заморозке цен на топливо. В условиях рыночной экономики никто не может обязать нефтяников держать те или иные цены. В результате совещаний нефтяников с правительством возникло джентльменское соглашение — нефтяники не будут повышать стоимость бензина на заправках быстрее, чем растут темпы инфляции в стране, говорит аналитик Reuters Максим Назаров. По его словам, компании подтверждали такую договоренность. Джентльменское соглашение закончилось в 2019 году, тогда и заработал демпферный механизм. Фактически он стал платой за это соглашение, которая при нормальной конъюнктуре рынка позволяет нефтяникам получать дополнительные средства из бюджета, если цены на мировых рынках выше внутренних. Но в текущей ситуации демпферный механизм начинает работать против нефтяников.
Как сейчас работает демпферный механизм. Расчетная цена на тонну бензина в 2020 году составляет 53 600 рублей. Для подсчета демпфера она сравнивается с расчетной экспортной альтернативой — нетбэком. Нетбэк рассчитывается как экспортная цена на тот или иной вид топлива за вычетом транспортных расходов и налогов. Если разница между нетбэком и расчетной ценой положительная, она умножается, в случае с бензином, на 68% — это то, что компании получают из бюджета за упущенную выгоду, которая возникает из-за того, что они не повышают цены на внутреннем рынке. Если разница отрицательная, то она также умножается на 68% — эту сумму уже платят компании бюджету за то, что они продают бензин дороже, чем на зарубежных рынках.
В январе 2020 года величина экспортной альтернативы составила 53 773 рубля — разница 173 рубля, компании получали по 117,6 рубля из бюджета за тонну бензина, объясняет старший аналитик по нефтегазовому сектору банка «Уралсиб» Алексей Кокин. В апреле же величина экспортной альтернативы упала, по подсчетам Кокина, примерно до 27 400 рублей — компаниям предстоит заплатить в бюджет порядка 17 800 за тонну.
Демпфер позволил получить нефтяникам в 2019 году, пока цены на нефть были высокими, 282 млрд рублей. Еще 23 млрд рублей поступило в первые два месяца 2020 года. В марте 2020 года, после изменения конъюнктуры на рынке, нефтяники заплатили в бюджет 10,5 млрд рублей. По ожиданиям Минфина, при ценах на нефть на уровне $22-27 за баррель поступления в бюджет составят $0,9–1,1 млрд в месяц. По оценке министра энергетики Александра Новака, при цене нефти $20 за баррель в бюджет должно поступить 1 трлн рублей. Статс-секретарь — замминистра финансов Алексей Сазанов оценивал объем выплат, которые нефтяным компаниям предстоит сделать в 2020 году, если нефтяные котировки останутся на уровне $25-30 за баррель, примерно в 700 млрд рублей.
Таким образом, у нефтяников нет стимула снижать цены на бензин, наоборот — сохранение цен позволяет им за счет конечного потребителя делать бюджетные выплаты.
Почему дешевеет бензин на бирже. Оптовые цены просели из-за дисбаланса спроса и предложения. Из-за ограничений на передвижение россиян, связанных с пандемией коронавируса, спрос на топливо упал почти в два раза. Планы компаний по биржевым продажам существенно превышали потребности покупателей, говорит Максим Назаров. Сейчас компании сократили планы по суточным продажам топлива в два раза — с 12 600 тонн в апреле до 6 400 тонн в мае. Двадцатого апреля цена на АИ-92 на Санкт-Петербургской международной товарно-сырьевой бирже составила 35 770 рублей за тонну, а издержки компаний (акциз плюс выплаты по демпферу) — 38 070 рублей за тонну, приводил подсчеты экспертов «Аналитика товарных рынков» РБК. Оптовые цены сделали производства бензина нерентабельным, говорит Назаров, и сейчас компании говорят, что продолжают продавать бензин из соображений социальной ответственности.
Кому нефтяники продают бензин. В 2019 году порядка 9% произведенного бензина уходило за рубеж, на внутреннем рынке реализовывалось свыше 90%, говорит Максим Назаров. Что касается внутреннего спроса, то, согласно требования ФАС, компании должны продавать не менее 10% на товарной бирже (этот показатель до 30 июня снижен до 5%), который покупают независимые АЗС. В 2019 году на бирже продавалось около 20% от всего производимого в стране бензина, еще 20% уходило нефтебазам и 60% — аффилированным АЗС.
Получается, что независимые заправки, удерживая розничные цены, должны получать хорошую маржу? Сейчас на заправках средняя цена составляет 42-43 рубля за литр, оптовая — 29,5 рубля, если вычесть издержки в районе 7,5 рублей за литр, то заправкам остается по 5,5 рублей с литра, подсчитал Максим Назаров. Текущая маржа почти вдвое больше той, что АЗС получали до кризиса. Могут ли заправки поделиться частью этой маржи с потребителем, снизив цены? Увы, нет. Если до кризиса среднестатистическая заправка прогоняла около 10 000 литров бензина, то сейчас этот объем снизился до 5000 литров, соответственно снизился и денежный поток, говорит Назаров. Расходы же остаются прежними — никто не отменял аренду, плату за электричество, охрану и выплаты зарплат сотрудникам. К тому же заправки в целом не любят снижать цены во время флуктуаций на рынке, так как ФАС очень строго следит за повышением цен, и при стабилизации ситуации у АЗС может появиться дополнительная головная боль, добавляет Назаров.
Стоит ли отменять демпфер. Механизм демпфера изначально не был настроен под действие при таких низких ценах на нефть, говорит главный экономист «ФК Открытие» Максим Петроневич. Но сейчас государство находится куда в более худших условиях, чем нефтяники, считает он. Если нефтяники могут позволить себе снижение расходов, то государству, наоборот, надо наращивать сейчас этот показатель — финансировать и нацпроекты, и антикризисные меры. Тем временем нефтегазовые доходы бюджета резко снижаются, ненефтегазовые налоговые поступления — тоже.
С одной стороны, в сложившихся условиях демпфер действительно неудобен нефтепроизводителям, с другой – сейчас в неудобной ситуации оказались все участники рынка: население, бизнес и государство, говорит Петроневич. А консенсуса о том, как именно будут профинансированы расходы государства, пока что нет. Один из путей финансирования дефицита бюджета без масштабного использования средств Фонда национального благосостояния — выпуск ОФЗ на 3-4 трлн рублей. Но очевидно, что в текущих условиях занимать будет все труднее, поэтому государству важны любые доходы, в том числе и от нефтяников за бензин. Поэтому, с высокой вероятностью, существенных уступок от правительства в вопросе перечислений от реализации нефтепродуктов на внутренний рынок ждать не стоит, резюмирует Петроневич.
Проблема, что в нынешнем сценарии потребитель по сути оплачивает поступления в бюджет, не получая от ситуации на внешнем рынке никакой выгоды. Но правительство не может в срочном порядке отменить демпфер — на поправку к налоговому кодексу уйдет минимум полгода, полагает старший аналитик по нефтегазовому сектору банка «Уралсиб» Алексей Кокин. К тому же даже если демпфер и будет снижен, не факт, что эти деньги дойдут до конечного потребителя и конвертируются в снижении цен на заправках — они вполне могут «застрять» где-то в структуре нефтяной компании, опасается Максим Назаров. Тогда вопрос – зачем это делать.
По мнению аналитика Райффайзенбанка Андрея Полищука, если правительство вводит какие-то налоги, то они должны работать системно и иметь постоянную формулу на протяжении длительного времени. Постоянно менять правила игры нельзя. Но в текущей ситуации конечный потребитель сильно проигрывает от демпфера, а значит снижается конкурентоспособность для таких отраслей, как, например, сельское хозяйство. Раньше у России было преимущество, связанное с низкой стоимостью топлива, сейчас оно ушло, говорит Полищук.
Чиновники и сами не демонстрируют готовности менять сложившееся регулирование. Министр финансов Антон Силуанов в интервью «Ведомостям» заявил, что нефтяники не обращаются к министерству с просьбами пересмотреть правила демпфера. «Идея с демпфером себя оправдала. Мы вводили демпфер в период достаточно высоких цен, и жалко было платить нефтепереработчикам деньги из ФНБ. Но сейчас ситуация обратная. Все по-честному. Во времена высоких нефтяных цен все равно надо было думать о будущем, готовиться к разным временам», — сказал Силуанов. Новак также говорил в начале марта, что никаких изменений в инструмент вносить не планируется. А замминистра энергетики Павел Сорокин назвал демпфер очень важным элементом поддержки бюджета для борьбы с коронавирусом.
В Минэнерго рассказали, почему цены на бензин не падают вместе со стоимостью нефти
Одна из причин — особый механизм, введённый правительством для сглаживания таких колебаний.
В России бензин не дешевеет на фоне снижения цен на нефть из-за нескольких факторов: колебания курса рубля, рыночного фактора и работы демпфирующего механизма. Об этом сообщил замглавы Минэнерго РФ Павел Сорокин.
«Обычно было так, что подорожание нефти приводит к укреплению рубля, и наоборот. Поэтому при изменении цены нефти на мировых рынках её стоимость в рублях обычно меняется не так сильно: как правило, она находится в диапазоне от 3000 до 3500 рублей за бочку. Но в середине марта, когда нефть подорожала, курс рубля не укрепился. Поэтому нефть стоила больше 5000 рублей за бочку», — рассказал он в интервью kp.ru.
В Минэнерго объяснили, почему цены на бензин не снижаются вслед за стоимостью нефти
Сорокин добавил, что темпы роста цен на топливо не резкие и не дублируют траекторию изменения стоимости нефти, которая может меняться на 10% в ту или иную сторону. Государство через демпфирующий механизм компенсирует представителям нефтяной отрасли часть упущенной выгоды от экспорта, позволяя удерживать цены на бензин в пределах относительно стабильных значений.
Третьим фактором, как пояснил замглавы Минэнерго, служит то, что бизнес неохотно идёт на снижение розничных цен. Именно поэтому и до применения демпфера топливо в стране сильно не дешевело.
Ранее в Минэнерго рассказали, что в России накоплены достаточные запасы топлива перед началом ремонта нефтеперерабатывающих заводов (НПЗ).
Почему в России не дешевеет бензин
Очередное совершенно фееричное объяснение от очередного чиновника.
Замглавы Минэнерго России Павел Сорокин объяснил, почему в правительстве не пожелали воспользоваться низкими ценами на нефть в минувшем году и сделать более дешевым бензин. В интервью РБК чиновник подчеркнул, что главной задачей властей было обеспечить предсказуемость стоимости топлива.
По его словам, планомерно дорожающий бензин является ожидаемым для потребителя, а неожиданное удешевление создало бы проблемы.
Но не нужно думать, что все они — полнейшие идиоты. Совсем наоборот. Это нас они считают полными идиотами, поэтому и несут такую лютую пургу, ведь народец-то все схавает. И это правда, народец все и хавает, как показывает практика.
- Новые
- Ответы
- Лучшие
А Алекс не хавал? Или может сейчас не хавает в Каталонии, страдая от волюнтаризма бюрократии? И тоже мы читаем, что в Европах покорные народы, которые все хавают и вот это вот все. Но в чем выражается непокорность Алекса? Он пишет статьи в блоге на русском языке, а еще носит маску на бицепсе и держит фигу в кармане, когда в радиусе 3 км нет полицейского.
Борцун! Не то, что эти, которые хавают.
РУБЛЬ И ДОЛЛАР
Михалков Сергей
Американский доллар важный,
Который нынче лезет всем в заем,
Однажды
C советским встретился рублем.
И ну куражиться и ну вовсю хвалиться:
"Передо мной трепещет род людской,
Открыты для меня все двери, все столицы,
Министры и купцы, и прочих званий лица
Спешат ко мне с протянутой рукой.
Я все могу купить, чего ни пожелаю,
Одних я жалую, других — казнить велю,
Я видел Грецию, я побывал в Китае, —
Сравниться ли со мной какому-то рублю. "
"А я с тобой не думаю равняться", —
Советский рубль сказал ему в ответ.
"Я знаю, кто ты есть, и если уж признаться:
Что из того, что ты увидел свет?!
Тебе в любой стране лишь стоит появиться,
Как по твоим следам нужда и смерть идут.
За черные дела тебя берут убийцы,
Торговцы родиной тебя в карман кладут.
А я народный рубль, и я в руках народа,
Который строит мир и к миру мир зовет,
И всем врагам назло я крепну год от года.
А ну, посторонись — Советский рубль идет!"
Вообще-то это наглость так заявлять, всего лишь по одной причине — по качеству российский бензин не дотягивает до западных аналогов.
Это чувствуется на дорогах — воздух, извините, воняет. В отличии от бензина марки Несте и так далее.
В том же Шереметьево по прилету, выходишь из терминала, такси стоят..вроде как налаженный сервис, что хорошо. Но выхлопы от машин, которые заправляются 92 — ым, ну очень с запахом:(
Можно ли такой недешевый бензин назвать заботой о здоровье жителей России? Сомневаюсь.
Ну я условно взял баррель как 160 литров, и вот и вышло 30 руб за литр, при цене 65 баксов и курсе за бакс в 75 руб.
Ключевое слово БАРРЕЛЬ и ваша цена для мирового рынка )))
Да и барель бывает разный (в литрах). И производят не только бензин или дизтопливо )))
Достать из земли у нас стоит 8..14*$, в зависимости от месторождения. Только тссссс ?
* посчитано по косвенным признакам и не претендует на объективность, т.к. почти все затраты в рублях, а дальше магия цифр
Ну а дальше считайте сами .
7% и 8..10% ))) ешё ближе . Хотя в публикациях встречал про 5..6% ?
Вся проблемма в том, что при подсчёте именно себестоимости добычи много "странностей". Вот именно из-за этого и "копают органы" .
Ради инфографики я оторвал ленивую свою оппу и заяндексил. Примерно через час ПОСЛЕ подсчетов.
А подсчеты я делал старым среднепотолочным способом. Хуже то что мои подсчеты не так уж сильно отличаются от результатов из других источников (((
В ЕС, например, входит почти три десятка государств. Которые, например, имеют свои собственные налоговые законодательства. И цены на топливо достаточно сильно разнятся от страны к стране (1,05€ Болгария vs 1,85€ Голландия).
Никак не могу понять — с чего такая резкая критика ЕС? Похоже, тебе в получении Шенгенской визы отказали
Ну вот такой расклад давал АиФ год назад — в марте 2020-го
Скажем так — от вашей картинки сильно отличается. И почти точно совпадает с моими эмпирическими подсчетами
Вы не потрудились вникнуть — потому вам и кажется странным
Из каждых 100 копеек конечной цены бензина на АЗС Правительство забирает себе 75 копеек. И эта сумма практически фиксированная
То есть если даже бензин даровой — Правительство все равно получит 75 копеек с рубля
ВСЯ цепочка от добычи нефти до заливки в бак живет на оставшиеся 25 копеек с рубля.
И вот в этих 25 копейках примерно треть — стоимость сырья.
Потому что государству нужны деньги в бюджет. Довольно простое объяснение. Прошлый год был довольно сложный по нагрузке.
Если уж в сытой ЕС люди вышли под дубинки из-за материальных сложностей, которые появились за год, то это уже может намекать.
Нефтянка кормит всех бюджетников на очень ощутимую часть. И чиновников и воспитателей в детском саду. Увы и ах, пора становиться взрослым, меньше цена на бензин — меньше получат все.
Государство не даёт блага, а, в первую очередь, перераспределяет. В данном случае автолюбители заплатят на несколько рублей за литр больше.
Да, в РФ распределение неэффективно, за счёт воровства. Но люди, которые ноют по любому поводу, усугубляют проблему с другой стороны. Можно удешевить бензин и увеличить количество проблем, которые не удастся решить. Воровство на сегодня не прекратить, пора пройти в стадию принятия этой вещи. Кстати, при прогрессе, следующий этап будет не "перестали воровать", а "перестали воровать с убытков (хреновых результатов) и стали воровать с прибылей". И при самом оптимальном варианте этот этап будет ещё лет так 15-20.
Вопрос — на сколько нужно гробить остальное, раз "эти воруют"? Но об этом думать не стоит, конечно же
P.S. Желающие иметь ставку по ипотеке 1%, а по вкладам 20% не переведутся, но ныне квалификация нужна даже для претензий.
Если жертва ничего не может сделать — остаётся только понять, что её будут макать лицом в дерьмо. И это продолжится и станет неизменной частью вот такой хреновой реальности.
Странно, что такая простая мысль не укладывается в головах взрослых людей.
Не, если есть успехи, на этот поприще — лучше поделиться, тогда хоть можно будет попытаться думать по другому.
Ну и на зарплаты учителям, врачам, и прочим работникам бюджета, социальные выплаты, налоговые вычеты, строительство соц. объектов, Москве опять же. Чтобы офисный клерк с зарплатой в 150 тысяч за чашкой кофе, ценой в 700 рублей, мог горевать о судьбе жителя деревни Гадюкино с зарплатой в 7 тыс.
Хотя неравномерное распределение бюджета по регионам — одна из серьёзных проблем. И по идее, правильный глава страны, должен её решить для улучшения ситуации.
Сделают по уму, чтобы предприятия платили налоги по месту деятельности — и бюджет Москвы уменьшится, количество проектов уменьшится, бюджет на каждый уменьшится, зарплаты работников на их сопровождение — уменьшатся. Зато в остальной России пойдёт нормальный обратный процесс. Вот радость то будет
Проблема с воровством есть. И это очень плохо. Но есть и остальное. Я к этому, остального — намного больше, чем война в Сирии.
Да, логично. По другому сегодня не будет.
Если хочется, чтобы в России строились школы и соцработники получали деньги — за этим сегодня автоматом стоит обогащение друзей Путина.
Прочная связка, непонятно удивление от озвучивания этого факта.
Или кто-то уже рванул на баррикады?
К счастью, обычным людям достаётся больше, чем друзьям Путина, и намного.
Москвичам особенно больше Если учесть размер бюджета на Москву с бюджетами остальных регионов.
Интересно, захотели бы они уменьшить свой доход на 20-50%, чтобы поднять доход в среднем по России, примерно на 10-20%? Мне кажется, я знаю ответ.
Нет. В нормальных странах давно уже пришли к тому берут у богатых и раздают бедным. В РФ все ровно наоборот.
Акциз на бензин — из того же ряда. Это сбор денег с тех кто покупает дешёвые товары и живёт в дешёвом жилье далеко от инфраструктуры.
Именно, перераспределяет наши налоги себе в карман.
Отличная логика. Чтобы помочь людям — нужно взять с них ещё денег, пропустить через бюджет, и раздать обратно.
За бензин и солярку платят те же нянечки и пенсионеры, которые покупают продукты в пятерочке. И чем более дешёвые и простые продукты — тем больше в их цене доля транспортных расходов.
Ну и я еще раз повторю. Даже к Кипру тоже относится.
Цена на нефть уже давно упала до уровня нулевых ГОДОВ, цена на бензин так и не упала до тех уровней. Европа.
А так, цена на колонке меняется по два-три раза в день. Я в курсе. Даже знаю, в какие дни недели и в какое время дня выгоднее заправляться.
Цены на бензин в России и США практически равны. При том, что Россия теперь самый крупный зарубежный экспортер нефти в США. Как так? Да, странно. Цены на бензин на заправках в США и в России практически равны, при том бензин в США делают из российской нефти и заработная плата нефтяников в США в разы выше чем в России?
Как все происходит в США. Сначала российскую нефть добыли российские нефтяники, потом по трубам сырую нефть перекачали в Новороссийск, потом загрузили на танкеры, потом отправили танкеры в США, потом разгрузили в Техасе, потом очень дорогие высокооплачиваемые рабочие нефтяного завода в Техасе сделали из нефти бензин, потом очень дорогие и высокооплачиваемые водители бензовозов отвезли бензин из Техаса в Огайо. Потом среднеоплачиваемый 4000 долларов в месяц сотрудник АЗС залил бензин сделанный из российской нефти в бак Шевроле Тахо. И водитель Тахо платит 50 рублей за литр.
Теперь Россия. Сначала российскую нефть добыли российские нефтяники, потом по трубам сырую нефть перекачали в ЛУКОЙЛ-Пермнефтеоргсинтез. Это в два раза ближе чем до Новороссийска. Потом российские рабочие Лукойловского НПЗ в Перми, с зарплатой в 10 раз меньше чем у техасских рабочих) сделали из сырой нефти бензин, потом российский водитель бензовоза с зарплатой в 10 раз меньше чем у американского водителя, довез бензин до АЗС в городе Тамбов, потом тетя Зина с зарплатой 30000 рублей (400 долларов) в месяц залила этот бензин в Kia Rio Семена Семеновича и он платит 50 рублей за литр.
А почему в Тамбове Семен Семенович (с зарплатой 35000 рублей в месяц) должен платить столько же за литр АИ-95, как и водитель Шевроле Тахо в Огайо (США) с зарплатой 6000 долларов в месяц. Ведь оба заправились бензином, сделанным из сырой нефти, добытой в Ханты-мансийском округе.
"Наверное такая несправедливость происходит из-за санкций и агрессивной политики НАТО" — подумал Семен Семенович.
«Впервые рубль падает, когда нефть растет». Снизятся ли цены на бензин после запрета на экспорт нефтепродуктов
Правительство с 21 сентября ввело бессрочные ограничения на экспорт бензина. Решение вызвано дефицитом топлива в ряде регионов страны. В Кремле намерены не снимать ограничения «столько, сколько потребуется», заявил РИА Новостям пресс-секретарь президента Дмитрий Песков.
Наши коллеги из MSK1.RU узнали у экономистов, что будет дальше с рынком экспорта нефти в России и как это решение отразится на стоимости бензина на АЗС. Рассказываем, чего ждать в ближайшие месяцы.
Бензин перестанет дорожать?
Власти приняли решение о прекращении экспорта для того, чтобы остановить рост цен на топливо, заявил MSK1.RU экономист Василий Колташов.
— Сейчас огромный разрыв между текущим курсом рубля и тем, который должен быть при такой стоимости нефти на мировом рынке, — объяснил он. — Нефть сейчас стоит от 90 долларов за баррель, а доллар — от . В такой ситуации рынок топлива заряжен на рост цен и инфляцию . В результате это может привести к инфляции вообще во всех отраслях.
Сейчас правительство активно озаботилось проблемой неминуемой инфляции. Выровнять цены на бензин запрет на экспорт способен, но это лишь краткосрочное решение.
— Кабмин принял спорное решение, с точки зрения развития рынка экспорта нефтепродуктов. Но рубль должен укрепиться в короткой перспективе. Эффект от этого решения будет ограниченным, — добавил Колташов.
На этот счет высказался и экономист Николай Кульбака. Он считает, что подобное решение — «выбор из двух зол», который призван снизить темп инфляции на рынке топлива.
— В России растут цены на бензин. Решение кабмина призвано остановить эту тенденцию. Это не самый лучший вариант, потому что ограничит поступления валюты в страну. По сути, из двух зол выбирают меньшее, — сказал он в разговоре с MSK1.RU. — Считают, что лучше сейчас уменьшить приток валюты и тем самым приостановить видимую инфляцию.
Он также отметил, что доллары, поступая в Россию, здесь не задерживаются из-за нестабильной экономической ситуации и инфляции.
— Вывод валюты из страны связан не с тем, сколько валюты приходит, а с тем, сколько бизнес хочет вывести. А он хочет вывести много, потому что ситуация в российской экономике неустойчива. Риски растут. Это нормальная реакция, тут ничего не сделаешь, — подчеркнул Кульбака.
Откуда возник дефицит бензина в Сибири и на юге России
Высокие цены на бензин обусловлены нехваткой производства на внутренний рынок, рассказал MSK1.RU Василий Колташов.
— Дефицит возникает из-за разрыва между ценой на внутреннем рынке и той ценой, которая должна быть исходя из мировых цен. Наши цены беспредельно далеки от мировых, — уточнил он. — Уменьшение производства на внутренний рынок закономерно, чтобы цены быстрее доросли.
При текущем курсе рубля цена на топливо в России в долларах беспрецедентно низкая. Компаниям невыгодно работать на российский рынок. Но этот комфорт понятен лишь иностранцам с зарплатой в валюте.
— В долларах в России всё стало дешевле из-за падения рубля. Но проблема в том, что мы зарплату получаем в рублях. Для нас всё растет . Такой курс образовался в том числе из-за того, что экспортеры не продают валюту, — считает Колташов. — Все, у кого есть валютная выручка, не обязаны ее продавать внутри страны. Банк России добился такой экономической ситуации отменой требования к экспортерам продавать хотя бы 50% валютной выручки.
Подобного мнения придерживается и Кульбака. Он считает, что компании не хотят задерживать валюту в России из-за нестабильной экономики, а при текущем курсе им выгоднее работать на экспорт.
— Компаниям выгоднее экспортировать топливо, чем оставлять в России. Это связано с курсом рубля. К тому же все компании понимают, что деньги находятся под большим риском и их надо выводить, — сказал эксперт нашему корреспонденту.
При этом экономист отмечает, что в России вырос спрос на горючее. При росте объемов поставок для внутреннего рынка и низких ценах образуется дефицит.
— В России растет спрос на топливо, потому что растет грузооборот автомобильного транспорта. К тому же, спецоперация потребляет огромное количества топлива, — считает Кульбака. — Но основная проблема в том, что российский рынок очень монополизирован. Получается такая ситуация, что быстро отреагировать на дефицит топлива в отдельном регионе никто не успевает. Для перераспределения бензина между регионами должна быть гораздо бо́льшая экономическая свобода и гибкость. А это те вещи, которые в стране за последние годы больше всего пострадали.
Цены на бензин не упадут
Экономист Василий Колташов считает, что изменений цен на бензин ждать не стоит. Это возможно только в том случае, если рубль резко будет укрепляться.
— Решение запрета на экспорт призвано лишь сдержать рост стоимости топлива. К улучшению ситуации может привести только укрепление рубля. При курсе рубля 76 рублей за доллар цены на бензин успокоились бы, — заявил он. — Рубль никогда вообще не падал на растущей нефти, он укреплялся. Слабел из-за снижения цен на нефть, а укреплялся, когда цены росли, потому что больше валютной выручки поступало в экономику. Сейчас этого нет.
Николай Кульбака солидарен с этим мнением. По его версии, снижения цен на бензин также не будет.
— Скорее после решения властей рост остановится, чем стоимость топлива станет ниже. Один раз поднятые цены едва ли будут опускаться. Российская экономика переходит на режим ручного управления . Проблема такого режима в том, что все решения имеют высокую инерционность. Они сказываются на рынке лишь спустя недели, поэтому ими управлять сложно, — заключил экономист. — Чем больше будет такого управления, тем серьезнее будут проблемы. Бороться с их причинами трудно, тогда надо менять весь политический курс страны. Лица, которые принимают решения, меньше всего заботятся об экономике.
Из-за экономического кризиса в России взлетят в цене многие продукты. Мы уже писали о подорожании шоколада, кетчупа и даже гречки, а также о возможном исчезновении итальянских вин: многие экономисты беспокоятся, что вместо них на прилавках появятся подделки. Кроме того, из-за подорожания мяса в ближайшее время значительно поднимутся цены на шаурму.