В России резко выросла стоимость топлива на АЗС. С чем это связано
С начала сентября 2023 года в России резко выросли цены на автомобильное топливо. В последние дни цены на заправках увеличились на несколько рублей за литр. Бензин Аи-92 местами приблизился к 55 руб. за литр, дизельное топливо на некоторых станциях продается дороже 75 руб. за литр. Растут и биржевые цены на топливо. Autonews.ru разобрался в причинах подорожания.
Рост цен ускорился
По данным Росстата на 3 сентября средняя стоимость литра бензина Аи-92 в России составила 50,67 руб за литр, что на 25 коп. дороже, чем 26 августа. Аи-95 подорожал на 231 коп. до 55,38 руб., дизельное топливо на 74 коп. до 61,58 руб. Более свежие данные Росстат обещает представить в среду, 13 сентября.
При этом в соцсетях автомобилисты делятся фотографиями с автозаправочных станций, на которых видно существенное подорожание топлива именно в последние дни. В частности, в телеграм-канале «Синие ведерки» пользователи выкладывали фотографии, где видно, что дизельное топливо в Ярославле уже стоит дороже 74,9 руб. за литр, а в Суздале 79,9 руб. за литр.
Корреспондент Autonews.ru, объехавший в минувшие выходные несколько десятков АЗС в Москве и Московской области, отметил две тенденции по ценам на топливо. Во-первых, если обычно цены на разных заправочных станциях отличались незначительно, то теперь стоимость литра топлива может различаться на 5 и более руб. Во-вторых, сильнее выросли цены на небольших заправках, не входящих в официальные сети крупных нефтяных концернов. По мнению руководителя аналитического центра Независимого топливного союза Григория Баженова, это связано как раз с тем, что такие АЗС на интегрированы в структуру производства топлива и меньше способны влиять на его цену.
Выросли не только розничные, но и оптовые цены. Торговля топливом осуществляется на Санкт-Петербургской международной товарно-сырьевой бирже. С начала сентября там стоимость тонны бензина Аи-92 выросла с 64,6 до 67,6 тыс. руб., Аи-95 с 74,8 до 76,4 тыс. руб., дизельного топлива с 68 до 71 тыс. руб. Отметим, что во-первых плотность бензина в среднем составляет 760 грамм на литр, то есть перевод тонны в литры требует поправки, а во-вторых биржевые и розничные цены хотя и связаны, но не на прямую.
Если смотреть с начала года, то в рознице бензин Аи-92 подорожал уже на 7,4%, Аи-95 на 7,7%, дизельное топливо на 5,5%. При этом биржевые цены выросли куда сильнее: более чем на 60%.
Почему топливо дорожает
Опрошенные Autonews.ru эксперты назвали несколько причин роста стоимости автомобильного топлива. Как минимум две из них носят сезонный характер.
Так доцент Кафедры экономической теории РЭУ им. Г.В. Плеханова Олег Чередниченко и доцент Департамента логистики и маркетинга Финансового университета при Правительстве РФ Дарья Швандар сходятся во мнении, что в сентябре для роста цен было две объективные причины.
Во-первых, это рост спроса на дизельное топливо со стороны сельскохозяйственных потребителей, что объясняется сезоном уборки урожая. По словам экспертов, нефтеперерабатывающие заводы были к этому готовы и переориентировали производство на выпуск именно дизельного топлива. Это затронуло и рынок бензина, выпуск которого пришлось сократить, что стало поводом для роста цен.
Вторая сезонная причина по мнению экспертов — это сезон отпусков и связанный с этим рост спроса на топливо со стороны автомобилистов. Рост спроса всегда ведет к повышению цен, отмечают специалисты.
Наконец, эксперты напоминают, что лето, а точнее конец летнего периода традиционно являются периодом, когда нефтеперерабатывающие заводы приостанавливают производство для плановых ремонтов и обслуживания оборудования. Это означает, что объемы выпуска топлива снижаются.
Есть и другие причины роста цен на автомобильное горючее.
По словам Швандар, свою роль сыграло ослабление курса рубля, что сделало экспорт топлива за рубеж более привлекательным, нежели его продажу на внутреннем рынке.
Кроме того, с 1 сентября уменьшился размер налогового вычета для нефтяных компаний при продаже топлива на территории России, что сделало его вывоз еще более привлекательным, отмечает Швандар. Баженов допускает, что повышением цен в начале сентября нефтяные компании и вовсе показывают властям, что действовавший налоговый вычет надо будет вернуть.
По мнению Чередниченко, свою роль сыграло и увеличение объемов перевозок по железным дорогам в связи с одной стороны с нуждами военных, а с другой с развитием внутреннего туризма. В итоге возить автомобильное топливо по железной дороге стало сложнее и дороже, что отразилось на цене бензина и солярки.
Наконец, оба эксперта сходятся во мнении, что свое влияние оказал и рост цен на нефть. Так баррель нефти марки Brent 31 мая стоил всего 72,9 доллара, а сейчас его цена выросла до 90,4 долларов.
В Госдуме хотят регулировать цены на топливо
Резкий рост стоимости бензина и солярки в конце первой недели сентября привел в том числе к тому, что депутаты Государственной думы от фракции ЛДПР внесли законопроект об установлении государством лимита на стоимость автомобильного топлива в России. В пояснительной записке к законопроекту сказано, что цена топлива сказывается не только на стоимости жизни для автомобилистов, но и на расходах на грузоперевозки, а соответственно и на общем уровне инфляции в стране.
Авторы законопроекта предлагают устанавливать фиксированные цены с 1 января 2024 года на три-пять лет по договоренности с нефтяными компаниями.
Опрошенные Autonews.ru эксперты не видят перспектив у данного законопроекта, но ожидают принятия властями мер как минимум по снижению темпов роста цен на бензин и дизельное топливо.
«И нефтяникам, и правительству дальнейший резкий рост цен на топливо не нужен. Первым он существенно ударит по финансовым результатам — ведь спрос на нефтепродукты в России уже давно стал эластичным, а правительство не готово допустить очередного инфляционного витка. А значит мы должны увидеть оперативную реализацию инструментов на государственном уровне, которые позволят остановить этот «ценовой марафон», — говорит Чередниченко.
В свою очередь Швандар считает, что прямое и грубое регулирование цен на топливо грозит дефицитом. По ее словам, этого можно не допустить, если действовать «более уместными методами».
«Дефицит возможно избежать при ограничении цен, задействовав ряд протекционистских мер защиты национальной экономики: экспортные и импортные пошлины, краткосрочное квотирование экспорта нефтепродуктов по отдельным направлениям экспорта; а также совершенствование логистики и развития инфраструктуры поставок», — отмечает эксперт.
Ее коллега, старший преподаватель кафедры экономической теории РЭУ им. Г.В. Плеханова. Ходжа Кава придерживается того же мнения.
«Как показывает практика, только принудительные меры могут привести к расширению теневого рынка, что является нежелательным элементом для развития экономики», — говорит Кава.
Спрос и цены снизятся в октябре
По мнению Баженова, большинство сезонных факторов, влияющих на стоимость бензина, потеряют свою актуальность примерно с октября 2023 года. Эксперт считает, что смысла закупаться топливом заранее больше нет, а стоимость топлива не просто перестанет расти, но и может начать снижаться.
Эксперт напоминает, что в России есть мощности для производства большего количества бензина и дизельного топлива, чем требуется на внутреннем рынке, а значит дефицита ждать не стоит. И с октября для продажи производимых объемов придется как минимум сохранять существующие цены.
Следующий сезонный рост цен на топливо можно ожидать лишь в марте, считает Баженов. До тех пор стоимость горючего будет стабильной.
Правительство остановило рост оптовых цен на бензин.
Фото Pixabay.com
На прошлой неделе российские власти перешли к решительным антикризисным действиям на топливном рынке. С 21 сентября введен временный запрет на экспорт бензина и дизельного топлива. Срок окончания запрета пока не обозначен. Примечательно, что запрет на экспорт топлива введен для всех без исключения компаний, хотя последние несколько месяцев чиновники говорили о необходимости борьбы с серыми экспортерами, то есть с теми, кто покупал для вывоза за рубеж топливо на бирже. Запрет вывоза нефтепродуктов дал моментальный эффект: биржевые цены на бензин на Санкт-Петербургской международной товарно-сырьевой бирже (СПбМТСБ) резко пошли вниз. Участники рынка, очевидно, узнали заранее, что на этот раз одними словесными интервенциями правительство не ограничится: биржевые цены стали снижаться еще в начале недели, в четверг их падение ускорилось. В пятницу по национальному индексу СПбМТСБ, который учитывает цены на всех НПЗ, стоимость бензина марки Аи-92 упала на 10%, до 56,3 тыс. руб. за тонну, Аи-95 – почти на 12%, до 59,1 тыс., летнего дизельного топлива – на 15%, до 61,3 тыс. По сравнению с началом недели биржевые цены обрушились на 20%.
На внешних рынках, наоборот, на новостях из РФ нефтяные цены перешли к уверенному росту. Цены на дизельное топливо в Европе выросли в четверг почти на 5%, более чем до 1010 долл. за тонну. Главная интрига заключается в сроке действия российского экспортного запрета, так как он сокращает экспортную выручку, а внутреннее потребление самостоятельно не справится с избытком продукции (дизельного топлива, например, в России производится в два раза больше, чем потребляется). Эксперты уверяют, что для стабилизации ситуации с поставками топлива российским потребителям достаточно ограничений на один месяц.
Этого времени властям должно хватить, чтобы придумать настоящие рыночные меры для регулирования баланса вывоза и внутренних поставок топлива по приемлемым ценам. Если же запрет просто отменят, то нефтяники с удвоенным энтузиазмом начнут вывозить топливо на экспорт, так как разрыв между внутренними и экспортными ценами еще больше увеличится.
На неделе правительство рассказало о готовности проекта федерального бюджета, который до 1 октября должен быть внесен в Госдуму. Для подготовки документа был сверстан и новый прогноз развития экономики в ближайшие три года. По предварительной оценке Минэкономразвития, за семь месяцев 2023 года валовой внутренний продукт увеличился более чем на 2%. Согласно базовому варианту прогноза развития, исходя из которого составлялся проект бюджета, в ближайшие годы ожидается сохранение ежегодных темпов роста на уровне выше 2%, рассказал глава кабинета Михаил Мишустин.
В следующем году ожидается поступление доходов в бюджет в объеме 35 трлн руб., а предельный размер расходов в 2024 году запланирован на уровне 36,6 трлн руб., сообщил он. То есть предполагается, что в 2024 году дефицит федерального бюджета составит примерно 1,6 трлн руб. Тогда как по действующему закону о бюджете на 2024 год был запланирован дефицит в размере около 2,2 трлн руб. При этом доходы планировались в размере 27,2 трлн, а расходы – 29,4 трлн.
Правительство при подготовке проекта федерального бюджета на 2024 год и плановый период 2025–2026 годов решало задачу максимально сократить дефицит, отметил премьер-министр. В 2025 году доходы, как следует из материалов к проекту, составят 33,5 трлн руб., в 2026 году – 34,1 трлн. Расходы на эти годы планируются в размере 34,4 и 35,6 трлн руб. соответственно. То есть дефицит бюджета в 2025 году снизится до 900 млрд, а в 2026 году составит 1,5 трлн руб.
Проведение бюджетной политики запланировано в логике бюджетного правила с постепенным выходом на первичный баланс бюджета к 2025 году. Это поможет защитить экономику и бюджет от внешних шоков, сообщил на заседании правительства глава Минфина Антон Силуанов. По его словам, бюджетное правило снова будет изменено. Если в 2023 году базовые нефтегазовые доходы рассчитывали исходя из номинальной цифры – 8 трлн руб., то на новую трехлетку Минфин предложил вернуться к расчету базовых нефтегазовых доходов исходя из базовой цены на нефть, которую предлагают установить в 60 долл. за баррель. По словам министра, это та же цена, которая, по сути, была положена в расчет базовой суммы 8 трлн руб.
В России выросли биржевые цены на бензин и дизель вопреки запрету экспорта
Фото: Freepik / prostooleh
Оптовые цены на бензин и дизель в рамках проведения торгов на Санкт-Петербургской международной товарно-сырьевой бирже (СПбМТСБ) 26 сентября неожиданно перешли в фазу роста вопреки введенному российскими властями запрету на экспорт данных видов топлива. Соответствующими данными поделилась сама площадка.
Отмечается, что стоимость бензина АИ-92 выросла на 2,06 процента, зафиксировавшись на уровне 56 595 рублей за тонну. При этом бензин АИ-95 вырос в цене на 1,27 процента, до отметки 58 846 рублей. При этом летнее дизельное топливо тоже подорожало на 1,17 процента. Сейчас оно стоит 61 559 рублей.
Ранее Общественная служба новостей сообщала, что, согласно прогнозам автомобильных дилеров, увеличение цен на новые легковые машины в России продолжится. Об этом рассказал вице-президент и исполнительный директор профильной ассоциации «Российские автомобильные дилеры» Вячеслав Жигалов.
Больше актуальных новостей и эксклюзивных видео смотрите в телеграм канале ОСН. Присоединяйтесь!
Подписывайтесь на ОСН:
Самое интересное:
Картина дня
- Вирусолог Малинникова призвала россиян носить маски в общественных местах
- Патрушев обвинил Запад в создании очагов напряженности по всему миру
- Большинство опрошенных телеканалом «Грозный» осудили сына Кадырова
- Литовкин признал, что дроны ВСУ «проскакивают» на территорию России
- Володин: действия парламента Канады и Зеленского подлежат ответственности
- Jungle Welt: Чествование нацистов стало частью деятельности Зеленского
- Путин поддержал идею возродить Царскосельский лицей в Петербурге
- В Сети появился топ-100 телесериалов всех времен
- Херш: В ЦРУ считают, что Шольц знал о подготовке терактов на «Северных потоках»
- Песков заявил, что дата поездки Путина в Китай определена
Главный редактор: Сергей Сергеевич Касаткин
Шеф-редактор: Виталий Витальевич Рыжов.
Телефон редакции: +7 495 795-53-05
101000 г. Москва, Потаповский переулок, 16/5с1
E-mail: [email protected] | Вакансии
Реклама, спецпроекты и иное сотрудничество на ОСН, osnmedia.ru, ОСН-ТВ и пресс-центре ОСН:
Анна Шахрай (Руководитель по работе с партнерами)
Email: [email protected] Телефон: +7 967 154-18-44
Игорь Дбар (Руководитель отдела продаж)
Email: [email protected] Телефон: +7 909 936-02-90
Свидетельство о регистрации СМИ (Информационное агентство «Общественная служба новостей») ЭЛ № ФС77-73623 выдано 14.09.2018 года выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Учредитель: Автономная некоммерческая организация содействия информированию и просвещению населения «Медиахолдинг «Общественная служба новостей» (ОГРН 1187700006328).
Мнение редакции может не совпадать с мнением авторов.
Редакция поддерживает и разделяет политику вакцинации населения.
На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации)».
*Meta Platforms признана экстремистской организацией, её деятельность в России запрещена, а также принадлежащие ей социальные сети Facebook и Instagram так же запрещены в России. Экстремистские и террористические организации, запрещенные в РФ: «АУЕ», «Правый сектор», «Украинская повстанческая армия», «ИГИЛ» (ИГ, Исламское государство), «Аль-Каида», «УНА-УНСО», «Меджлис крымско-татарского народа», «Свидетели Иеговы», «Азов», «Движение Талибан», «Исламская группа», «Добровольчий рух», «Чёрный комитет», «Мужское государство», «Штабы Навального» и другие. Перечень иноагентов: Галкин, Моргенштерн, Дудь, Невзоров, Макаревич, Гордон, Мирон Фёдоров (Оксимирон), Смольянинов, Монеточка (Елизавета Гардымова), ФБК, Навальный, Голос Америки, Дождь, Медуза, Верзилов, Толоконникова, Понасенков, Пивоваров, Быков, Шац, Глуховский, Долин, Троицкий, Земфира, Гудков, Варламов, Прусикин и другие. Полный перечень лиц и организаций, находящихся под судебным запретом в России, можно найти на сайте Минюста РФ.
«Биржи горят». Почему подорожал бензин и как будут останавливать топливный кризис
Резкий рост цен на бензин и дизель, а также возникший дефицит горючего в ряде регионов заставил правительство принять жесткие решения. Многие экономисты и промышленники охарактеризовали ситуацию как топливный кризис. Особенно забеспокоились аграрии – нехватка горючего, его подорожание в разгар уборочной кампании грозит потерей урожая и, как следствие, ударом по продовольственной безопасности страны.
Кроме того, дорожающая «горючка» может потянуть за собой повышение стоимости грузоперевозок, затем самих товаров и проезда в общественном транспорте. Недаром высокопоставленные чиновники уже были приглашены в парламент для объяснений.
Почему стал возможным очередной резкий рост топливных цен, как отреагировало правительство и насколько эффективны могут быть принятые меры, выяснял журналист amic.ru Андрей Магас.
Бессрочный запрет на продажу топлива ввели в России
Уборочная стоит – нет горючего
С обсуждения в закрытом режиме роста цен на бензин и дизельное топливо началось заседание Государственной Думы 21 сентября, о чем сообщил в своем Telegram-канале депутат Михаил Матвеев.
«Исходя из представленной информации, и бензина, и дизеля в стране хватает с запасом. А почему оптовые цены иногда оказываются выше розничных – тут есть разные мнения. Но очевидно, что на экспорт нефтепродукты должны поступать после насыщения внутреннего рынка. Об этом в своем выступлении сказал Володин», – рассказал парламентарий.
Затем пресс-служба российского правительства сообщила о введении временных ограничений на экспорт автомобильного бензина и дизельного топлива для стабилизации цен на внутреннем рынке.
«Временные ограничения помогут насытить рынок топлива, что, в свою очередь, позволит снизить цены для потребителей», – говорится в официальном сообщении.
Самый дешевый бензин в Алтайском крае стоит почти 50 рублей за литр
Кроме того, кабмин решил поднять нормативы поставок бензина и дизтоплива на биржу. Также был организован ежедневный мониторинг закупок горючего «для нужд сельхозпроизводителей с оперативной корректировкой объемов». Затем заместитель главы Минэнерго Павел Сорокин заявил, что запрет введен бессрочно, срок его окончания зависит от насыщения внутреннего рынка.
Первые сигналы о непомерно дорожающем топливе стали поступать в середине – конце августа. Некоторым сельхозпроизводителям в российских регионах в разгар уборочной кампании из-за подорожания и дефицита топлива порой приходилось останавливать полевые работы.
Некоторые наблюдатели предположили, что топливный кризис носит инфраструктурный характер, а вызван он рядом причин: ремонтом на крупнейших НПЗ именно во время пикового спроса на «горючку», увеличением продолжительности доставки топлива по железной дороге, дисбалансом оптовых и розничных цен, ростом потребности в дизеле в разгар сезона отпусков и уборочной страды.
Правительство временно ограничило экспорт бензина и дизеля из России
Топливо в стране есть. Но не на биржах
В середине сентября Павел Сорокин в интервью «Российской газете» заявил, что «внутренний рынок полностью снабжен топливом».
«Но из-за ажиотажного спроса в отдельных регионах, связанного с ремонтом перерабатывающих заводов и сложностями с подвозом топлива, возникло ощущение дефицита», – сказал он.
На пленарном заседании в Госдуме замглавы Минэнерго заявил, что увеличение стоимости дизеля в нашей стране спровоцировано его недостатком на внешних рынках.
«В мире наблюдается дефицит дизеля, особенно в Европе, что также подтолкнуло вверх цены на дизель в последние два месяца», – приводит высказывание чиновника агентство «Прайм».
Сорокин заверил, что Минэнерго, Федеральная антимонопольная служба (ФАС), а также нефтяные компании делают все, чтобы увеличить поставки топлива на внутренний рынок для создания «искусственного избытка» товара на рынке.
В кулуарах Тюменского промышленно-энергетического форума вице-премьер Александр Новак сообщил журналистам, что правительство намерено принять меры по регулированию стоимости топлива.
«Возникла диспропорция именно на оптовом рынке. Сейчас мы занимаемся тем, чтобы сбалансировать оптовый рынок», – подчеркнул Новак.
Он также заверил, что кабмин готов принять и «более кардинальные решения», которые уже подготовлены Минэнерго. Эти меры «при необходимости» могут быть рассмотрены в самое ближайшее время.
Вице-премьер заверил, что топлива в стране в 2023 году производится больше, чем годом ранее. Однако внутренний рынок для производителей оказался «менее премиальным».
Депутаты предложили установить предельно допустимые цены на бензин
«Есть достаточно большой рост цены на нефтепродукты, на мировые, и снижение курса рубля по отношению к доллару, то есть мировая экспортная альтернатива достаточно высокая. Но задача – на внутреннем рынке цены держать, не повышать, что в принципе удается сделать, вертикально-интегрированные нефтяные компании этим занимаются», – сообщил вице-премьер.
По словам руководителя аналитического центра Национального топливного союза (НТС) Григория Баженова, у топливного кризиса имеются как объективные, так и субъективные причины.
«Объективные заключаются в росте индексов экспортной альтернативы, стало выгодно поставлять топливо на экспорт, чему способствует высокий уровень цен на мировом рынке. Когда эти индексы выше внутренних цен – товар уходит из страны. Это способствовало тому, что в стране стало оставаться меньше топлива, отчего и стали расти цены», – пояснил он amic.ru.
Что касается субъективных моментов, то у нас в стране есть традиционные периоды, когда потребность в дизельном топливе возрастает. Такое сезонное увеличение потребностей накладывается на структурные ограничения (часто связанные с логистикой, – прим. ред.), это не позволяет в короткие сроки перестроить направления поставок горючего, что вызывает рост цен, отметил глава аналитического центра НТС.
«Цена на бензин и дизель циклична – как правило, в конце марта наблюдается ее повышение, это продолжается по осень. Спрос растет как со стороны населения, так и тех же сельхозпредприятий, занимающихся посевными и уборочными работами», – напомнил он.
Новак заявил, что правительству удается сбалансировать топливный рынок
Отсутствие равновесия
Григорий Баженов также пояснил, что сегодня участники рынка приобретают топливо через биржу, которая служит ключевым звеном ценообразования нефтепродуктов. Установленная на бирже стоимость влияет как на цены у мелкооптовых продавцов, так и на НПЗ.
По словам собеседника, в период повышенного спроса на биржу устремляется большое число фирм, не являющихся трейдерами, но желающих приобрести свободные объемы топлива, потому что, скажем так, в ближайшей точке сбыта его часто не хватает. В условиях конкурентного спроса, но отнюдь не конкурентного предложения (у нас не так много компаний, производящих нефтепродукты и продающих их на бирже, – прим. ред.) поднимается цена. Тем более что нефтяным компаниям выгодно, когда растет спрос, а предложение остается на том же уровне – их доходы увеличиваются от продаж на внутреннем рынке, на экспорте, плюс они еще и получают субсидии от государства в виде демпфера.
«Отсутствие такого равновесия на биржах является субъективным фактором, влияющим на рост цен. Если бы мы стремились насыщать внутренний рынок, то мотивы к биржевым продажам были бы сильно выше и стояла бы задача достичь паритета между спросом и предложением», – пояснил Баженов.
Что касается правительственных решений, то опрошенные amic.ru эксперты убеждены, что они должны носить исключительно временный характер. Только тогда они дадут позитивный эффект.
«Это позволит увеличить объем реализации товара через биржу, что позволит снизить стоимость. Но постоянное использование таких шагов приведет к снижению объемов нефтепереработки и, как следствие, сокращение их производства», – пояснил Григорий Баженов.
Ведущий аналитик ФГ «Финам» Александр Потавин указал, что точные объемы экспорта нефтепродуктов Россия сейчас не раскрывает.
«По оценкам различных международных агентств, российский экспорт дизеля составляет примерно 900 тысяч баррелей в сутки, а бензина держится в диапазоне 60-100 тысяч баррелей в сутки», – сообщил он amic.ru.
Алтайские заправки проверят на необоснованное повышение цен
По словам эксперта, если сделать ограничительные меры постоянными, то, по предварительным оценкам, максимальный ущерб для нефтяных компаний может составить 10-13% EBITDA (аналитический показатель, равный объему прибыли до вычета расходов по выплате процентов, налогов, износа и начисленной амортизации, – прим. ред.). Однако длительные ограничения маловероятны, то есть реальный ущерб может составить не более 1-2% от годовой EBITDA.
К тому же, замечает Потавин, Россия производит значительно больше бензина и тем более дизеля, чем потребляет, – то есть ограничение экспорта быстро приведет к профициту на внутреннем рынке. На этом фоне для стабилизации ситуации достаточно ограничений сроком на месяц. Причем российский объем экспорта дизеля производится по ценам, близким к мировым.
«При этом в глобальном масштабе цены на дизельное топливо уже находятся на повышенном уровне из-за роста цен на нефть и нехватки перерабатывающих мощностей. Ограничения на экспорт российского топлива могут усугубить данную проблему. Но мы полагаем, что долгосрочно ограничения вводиться не будут, поскольку это может привести к затовариванию внутреннего рынка и падению цен на нем», – уверен аналитик.
Что касается налогового маневра, из-за которого происходит постоянное повышение стоимости топлива, то это нормальный шаг с точки зрения стабильности государственных финансов, считает специалист. Изначально этот маневр предполагал перенос налогооблагаемой нагрузки с экспорта на внутренний рынок. Однако этот перенос затронул и регуляторы – пошлины, которые постоянно падали, а также акцизы, при маневре возраставшие. Это приводит к повышению прибыльности экспортных поставок.
«В принципе, здесь следует стимулировать внутренних игроков поставлять товар на биржу через введение соответствующих нормативов, в том числе плавающих. Кроме того, можно предусмотреть скидку на акциз на каждую тонну, поставленную через биржу. Это стимулировало бы биржевую реализацию», – рассуждает Григорий Баженов.
Кроме того, следует скорректировать графики ремонта НПЗ с динамикой спроса, чтобы предприятия не вставали на ремонт в период повышенного спроса на свою продукцию. Также следует развивать другие производные инструменты, которые бы позволяли участникам рынка планировать свою деятельность, в том числе открытость графиков ремонта перерабатывающих предприятий, убежден Григорий Баженов.