Чем отличаются смазки для шрусов
Перейти к содержимому

Чем отличаются смазки для шрусов

  • автор:

Как выбрать лучшую смазку для шрусов

Автовладельцы, предпочитающие самостоятельно заниматься обслуживанием собственного авто, неминуемо сталкиваются с проблемой выбора подходящей смазки для шарниров равных угловых скоростей (ШРУС) привода автомобиля. И усугубляет данную проблему регулярный рост ассортимента этого вида смазок в торговой сети.

Чтобы разобраться в том, какую смазку лучше закладывать в ШРУС, в первую очередь, придётся внимательно отнестись к самому ШРУСу, а точнее разобраться в его разновидностях, поскольку ШРУС ШРУСУ – рознь.

ШРУСы внутренние и ШРУСы внешние

Пи выборе смазки мы должны учесть, о каком ШРУСе идёт речь – внутреннем или внешнем. Оба они служат для передачи вращательного движения от агрегатов трансмиссии (КПП или редукторов) к колесам. Они обеспечивают постоянную скорость вращения приводных валов (полуосей) независимо от перемещений подвески и агрегатов трансмиссии, а также угла поворота колес.

По факту привод состоит из двух закреплённых на полуоси ШРУСов – внутреннего и внешнего, причём это разные по своей конструкции узлы. Внутренний – вставляется в агрегат трансмиссии, наружный – закреплён в ступице колеса. Важно учитывать, что смазки для внешнего и внутреннего ШРУС – два продукта с разными функциями, и к их выбору и применению следует подойти максимально ответственно.

Смазка для внешнего ШРУС

Для внешних ШРУС (ШРУС со стороны колеса) на шариковых подшипниках скольжения используют смазку с дисульфидом молибдена. В роли смазки для наружного ШРУСа часто выступает универсальная молибденовая автомобильная смазка с широким спектром применения. Например, в шлицевых соединениях карданных валов, втулочно-пальцевых, шкворневых и шарово-шарнирных сочленениях, а также опорно-сцепных устройствах грузовых автомобилей и спецтехники. Смазки для внешнего ШРУС обычно достаточно густые: их консистенция соответствует NLGI 2.

Для всех описанных выше узлов, включая внешний ШРУС (он же ШРУС со стороны колеса, наружный ШРУС) и карданный ШРУС Рцеппа (Rzeppa), можно смело использовать смазку с дисульфидом молибдена «РУСМА EP2М», превосходящую по физико-химическим показателям и эксплуатационным характеристикам ряд смазок аналогичного назначения отечественного и импортного производства.

Внешние шариковые ШРУСы передают большой крутящий момент, обеспечивают большой угол поворота и обладают минимальным люфтом между деталями узла. Конструкция прекрасно себя проявляет в качестве наружных шарниров приводов колёс. Главный её недостаток заключается в том, что она не допускает осевых перемещений.

Смазка для внутреннего ШРУС

Для компенсации осевых перемещений подвески и агрегатов трансмиссии применяются ШРУС другой конструкции – внутренние, типа «трипод». В корпусе ШРУСа типа «трипод» располагается так называемая трёхлучевая вилка с роликами на игольчатых подшипниках. Конструкция допускает как угловые перемещения, так и осевые. Для внутренних ШРУС типа «трипод» смазки с дисульфидом молибдена или графитом противопоказаны, производители техники рекомендуют закладывать в этот узел высокотемпературные смазки без твердосмазочных наполнителей, например, смазка «РУСМА M-Grease XHP».

Выбор смазки для ШРУС

Оговоримся сразу, на отечественном рынке можно найти более дешёвые автомобильные смазки. Однако не будем забывать о том, что при выборе смазки для ШРУС решающего значения цена иметь не должна, поскольку выбор следует делать в пользу качества продукции и репутации производителя, чтобы после не пришлось переплачивать за аварийный ремонт техники и терпеть убытки из-за простоя.

Смазки «РУСМА» для ШРУС

В сравнении с импортными смазками смазочные материалы «РУСМА» при одинаковых эксплуатационных характеристиках демократичнее по цене. Для предприятий с собственным автопарком импортозамещение за счёт использования смазок «РУСМА» может стать ещё одной статьёй для экономии.

Автомобильная смазка «РУСМА EP2М» отлично подходит для внешних ШРУС, поскольку разработана с учётом особенностей работы упомянутых выше шарниров – высоких удельных давлений в зоне контакта шариков и канавок, значительно ограничивающих эксплуатационный ресурс узла в целом. Смазка увеличивает срок службы наружного ШРУС, обеспечивая особую защиту деталей узла в условиях граничного трения и высоких контактных давлений. Полусинтетическая масляная основа смазки, загущённая комплексным литиевым мылом, с добавлением пакета противоизносных присадок EP (Extreme Pressure additives) и дисульфида молибдена позволяет ей сохранять работоспособность в широком температурном диапазоне и эффективно защищать рабочие детали наружного ШРУС от износа.

Для внутренних ШРУС типа «трипод» может быть рекомендована смазка «РУСМА M-Grease XHP», не имеющая в своём составе твердосмазочных наполнителей и обладающая уникальными высокотемпературными и смазывающими характеристиками.

Самая распространённая ошибка — использование в триподах смазок, предназначенных только для шариковых шарниров. Тем не менее, обслуживание ШРУС разной конструкции имеет много общего. В обоих случаях смазку следует заменять полностью. Шарнир разбирают, отработанную смазку удаляют. Для обеспечения надёжной работы узла шарнир заполняется свежим смазочным материалом и герметично закрывается резиновым или пластиковым пыльником.

Где купить смазку для ШРУС

Компания «РУСМА» предлагает приобрести высококачественные смазочные материалы для автомобилей и спецтехники. Покупая смазку у проверенного производителя с более чем 20-летним опытом работы в данном сегменте рынка, покупатель гарантированно получает продукт высокого качества. Это немаловажно, поскольку, к сожалению, рынок ГСМ наводнён контрафактом.

Для удобства заказчиков «РУСМА» осуществляет фасовку своей продукции в тару разного объёма: и предлагает смазку для ШРУСов разной конструкции в удобной фасовке – в тубах (в пластиковых картриджах) и в вёдрах.

Как выбрать правильную смазку для ШРУС

В личной переписке меня часто спрашивают, какую смазку закладывать в шарниры равных угловых скоростей (ШРУС) приводов автомобилей. Казалось бы, в чем проблема, если написано на банке "Смазка для ШРУС" — бери и пользуйся на здоровье. Однако, как и в любом другом вопросе, здесь есть свои нюансы, о которых я расскажу в этой записи.

Внимание: присутствует много букв и скучных картинок.

Часто, в комплекте с новым шарниром или пыльником, уже прилагается тюбик или пакетик со смазкой. Но не торопитесь не глядя использовать эту смазку. Бывает, что производитель запчасти не учитывает, что для разных шарниров смазки существенно отличаются, и в комплекте может быть не та смазка.

1. Смазка в комплекте не всегда подходит к данному шарниру (случайное фото, только для иллюстрации).

Дело в том, что в автомобиле могут использоваться ШРУС разных типов, для которых требуются смазки с определенными свойствами. Об этом и пойдет речь ниже.

1. Немного теории

Для передачи вращательного движения от агрегатов трансмиссии (КПП или редукторов) к колесам, часто применяются шарниры равных угловых скоростей (ШРУСы). Эти шарниры обеспечивают постоянную скорость вращения приводных валов (полуосей), вне зависимости от угла поворота колес и перемещений подвески и агрегатов трансмиссии.

Такой тип привода состоит из двух шарниров, внутреннего и внешнего, которые закреплены на полуоси. Внутренний ШРУС вставляется в агрегат трансмиссии, а наружный закреплен в ступице колеса (рис. 2).

2. Конструкция привода колеса с ШРУС

2. ШРУС шарикового типа

Шарниры шарикового типа передают вращение с помощью шариков, скользящих по направляющим канавкам, выполненным в корпусе шарнира (рис. 3, 4):

3. ШРУС шарикового типа 4. ШРУС шарикового типа

Работа шарикового шарнира показана на видео:

Конструкция шарикового шарнира "живьем":

Шариковые ШРУСы способны передавать большой крутящий момент, обладают большим углом поворота и минимальными люфтами между элементами. Поэтому, шарниры данного типа в большинстве случаев применяются в качестве наружных шарниров приводов колес. Однако, такая конструкция шарнира не допускает осевых перемещений, поэтому они не способны компенсировать осевые перемещения подвески и агрегатов трансмиссии. Для компенсации осевых перемещений применяются шарниры другой конструкции.

3. ШРУС типа трипод

Одним из самых распространенных ШРУС, позволяющих компенсировать осевые перемещения, являются шарниры-триподы. В корпусе такого шарнира располагается трехлучевая вилка с роликами на игольчатых подшипниках (трехшиповик, трипод). Благодаря такой конструкции, трипод допускает как угловые перемещения, так и осевые, при которых ролики перемещаются по направляющим канавкам корпуса при поворотах или осевых колебаниях (рис. 5, 6):

5. 6.

Работа и конструкция шарнира типа "трипод" показана на видео:

Благодаря особенностям конструкции, триподы часто применяются в качестве внутренних ШРУС приводов колес, так как они позволяют компенсировать колебания подвески и агрегатов трансмиссии, а требуемые углы работы шарнира меньше, чем со стороны колес.

Прошу прощения за занудство, небольшое примечание. Довольно часто слышу, когда триподы называют "трипоиды". Это не совсем правильно, так как в оригинале существует только английское слово tripod, но многие его коверкают. Правильнее говорить "трипод".

4. Шариковые ШРУС с осевым перемещением

Помимо триподов, в качестве внутренних ШРУС могут применяться и шариковые шарниры с определенной конфигурацией канавок, позволяющей осевые перемещения (фото 7). Например, в качестве внутреннего ШРУС переднеприводных автомобилей ВАЗ семейства 2108-2110 применялись как триподы, так и шариковые шарниры.

7. Внутренний шариковый ШРУС.

Подробнее о разновидностях шарниров равных угловых скоростей можно почитать в Википедии: ru.wikipedia.org/wiki/%D0…E%D1%81%D1%82%D0%B5%D0%B9

5. Важность выбора правильной смазки для ШРУС

Так как ШРУСы применяются в приводах колес, то они передают большой крутящий момент и испытывают большие нагрузки, как механические, так и температурные. Для обеспечения надежной работы, шарнир заполняется смазочным материалом и герметично закрывается резиновым или пластиковым пыльником.

При этом, первую попавшуюся смазку в ШРУС закладывать нельзя, так как от используемой смазки сильно зависит работоспособность и ресурс шарнира. В связи с высокими нагрузками, смазки для ШРУС должны быть противозадирными и высокотемпературными. Более того, шарниры разного типа (шариковые или триподы) требуют разных смазок. В шариковых ШРУС, шарики скользят по направляющим корпуса, и от смазки требуются высокие противозадирные свойства, а в триподах работают ролики с игольчатыми подшипниками, для которых также нужны смазки с определенными свойствами (в частности, игольчатым подшипникам противопоказаны смазки с твердыми частицами). Неправильная смазка может быстро прикончить шарнир:

8. Повреждения шарикового ШРУС. 9. Повреждения трипода.

Из сказанного выше становится понятно, что в ШРУС требуется использовать специализированные смазки, причем, для шарниров разного типа — разные смазки.

К сожалению, на практике иногда приходится видеть примеры, когда при ремонте в шарниры по незнанию закладывают неподходящие смазки — графитную, литол и т.д.

Вторая самая распространенная ошибка — использование в триподах смазок, предназначенных только для шариковых шарниров:

10. В трипод ошибочно заложена смазка для шарикового ШРУС.

Специализированные смазки для ШРУС, за редким исключением, обычно обозначаются в явном виде, по надписям на упаковке "Для ШРУС", "CV Joints" или "Constant Velocity Joints". Кроме того, необходимо отличать смазки для шариковых ШРУС и триподов, о чем пойдет речь ниже.

6. Смазки для шариковых ШРУС

Для шариковых ШРУС применяются смазки консистенции NLGI 2 с дополнительными противозадирными присадками в виде твердых частиц дисульфида молибдена MoS2. Такие смазки предотвращают сваривание и ускоренный износ при ударных нагрузках и перемещении шариков в металлических направляющих корпуса шарнира.

Идентифицировать смазки смазки с дисульфидом молибдена можно довольно просто — по цвету. Такие смазки, как правило, обладают характерным темно-серым или черным цветом, иногда с темно-синим отливом:

11. Типичный вид смазки с дисульфидом молибдена MoS2.

На упаковке таких смазок обычно указывается "С дисульфидом молибдена", "MoS2", "Molybdenum Disulfide", "Moly", "Для шариковых ШРУС" и другие обозначения, указывающие на предназначение смазки. Также, для шариковых шарниров предназначена распространенная отечественная смазка ШРУС-4 (также ШРУС-4М). Примеры см. на фото 12-15 (только для иллюстрации, это не рекомендации):

12. Смазка для шариковых шарниров ШРУС-4. 13. Смазка для шариковых шарниров Liqui Moly LM47. 14. Смазка для шариковых шарниров Ravenol Mehrzweckfett mit MoS2. 15. Смазка ВМПАвто для шариковых ШРУСов.

7. Смазки для ШРУС типа трипод

Так как в конструкции триподов применяются игольчатые подшипники, для смазки таких шарниров применяются специализированные мягкие смазки консистенции NLGI 1 или NLGI 1.5 без твердых добавок.

Внимание: Смазки с твердыми частицами дисульфида молибдена, типа ШРУС-4 и аналогичные, в триподах применять нельзя.

Как правило, на упаковке смазок для триподов, их применимость указана в явном виде, фразами типа "Tripod Joints", "Для игольчатых подшипников", "Triple Roller Joints", "Для триподов" и т.д. Кроме того, так как наиболее часто триподы применяются во внутренних ШРУС, на упаковке со смазкой может быть явно указано "Inboard", "Inner" и т.д.

Примеры смазок для триподов см. на фото 16-20:

16. Смазка ВМПАвто для триподов. 17. Смазка GKN Tripod Joint Grease для триподов. Артикул MS9U025 18. Смазка VW G052186A3 для триподов. 19. Смазка SLIPKOTE Polyurea Grease for Tripod-type CV для триподов. 20. Смазка Honda CV Joint Grease Inboard для триподов.

8. Смазки, требующие дальнейшего уточнения

Есть две смазки, с которыми я лично до конца не определился насчет их применимости в ШРУС.

1) Смазка RedLine CV-2 с красным молибденом. В описании смазки указано, что она может применяться в ШРУС, при этом в составе используется красный (как пишут на форумах, "органический") молибден (Red Moly). В шарнирах какого типа применять эту смазку, мне пока не очень понятно. В высокоскоростных шариковых подшипниках она служит хорошо, я проверил на себе. Возможно, ее можно применять и в триподах.

Уточнение из комментариев: Возможно, в состав этой смазки входит хлорид молибдена — MoCl3 красного цвета.

2) Смазка Ravenol Arctic Tripoid Grease mit MoS2. Смущают две вещи — указано "Tripoid" (не Tripod, а именно Tripoid), плюс в составе смазки указан дисульфид молибдена MoS2. Я бы воздержался от использования ее в триподах до точного выяснения применимости.

ВЫВОДЫ:
1. В ШРУСах используются специализированные смазки, предназначенные именно для шарниров равных угловых скоростей. Обычно, они обозначаются явно, словами "ШРУС" или "CV", хотя бывают и исключения.
2. В связи с высокими нагрузками, смазки для ШРУС должны быть противозадирными и высокотемпературными.
3. В ШРУСах разного типа должны применяться разные смазки, для шариковых шарниров свои, для триподов — свои.
4. Смазки для шариковых ШРУС имеют в своем составе дополнительные противозадирные присадки в виде твердых частиц дисульфида молибдена Mo2S. Консистенция таких смазок обычно NLGI 2.
5. Смазки для триподов должны обеспечивать смазку игольчатых подшипников, поэтому они более мягкие (консистенция NLGI 1 или NLGI 1.5) и не должны содержать в своем составе твердых частиц, таких как MoS2.
6. Наружные ШРУСы чаще всего встречаются шарикового типа, а внутренние — типа трипод, но бывают и исключения. Поэтому, выбирая смазку для ШРУСов, необходимо точно знать, шарниры какого типа применены в данном конкретном случае.

Как выбрать правильную смазку для ШРУС

Как выбрать правильную смазку для ШРУС

Выбор правильной смазки для ШРУСа – залог долгой и безаварийной работы вашего автомобиля. Сам по себе этот узел транспортного средства участвует в передаче крутящего момента от коробки к колесам и поэтому регулярно подвергается высокой степени нагрузки. В этих условиях чрезвычайно важно подобрать правильную смазку, обеспечивающую сохранение эксплуатационных качество деталей на долгие годы. В магазинах сегодня несложно найти подобные товары от различных производителей, но чтобы не ошибиться с выбором надо более подробно разобраться в устройстве ШРУСа и определить его тип. Именно поэтому начнем мы с небольшой вводной части для начинающих автолюбителей.

Что такое ШРУС и какова его конструкция

Главная функция ШРУСа заключается в том, чтобы передать энергию вращения двигателя к колесам. Естественно, он является лишь промежуточным звеном этой цепи, в которой также присутствует и коробка передач. К ней то и подключен один из ШРУСов, называемых внутренним. В качестве данного узла чаще всего устанавливают шарнир-трипод, особенно его любят использовать производители отечественных автомобилей. За счет применения такой конструкции смещение оси в горизонтальной плоскости не влияет на работу автомобиля, а крутящий момент передается колесам практически в полном объеме даже в поворотах. Основным элементом такого шруса приходится трипод – шарнир со сферическими роликами.

Более распространенным вариантом является шариковый ШРУС. Чтобы гасить высокие ударные нагрузки на его корпусе предусмотрены специальные продольные канавки, которые позволяют сохранить плавность хода, например, при трогании автомобиля с места или при подъеме в горку. Такой тип ШРУСов был разработан еще в 20-х годах прошлого века, но и по сей день повсеместно применяется в автомобилестроении.

В чем заключается опасность не угадать со смазкой

Как уже говорилось выше, ШРУС при работе автомобиля должен выдерживать высокие нагрузки и все это может привести к его преждевременному выходу из строя. Прокручивание и заклинивание шарнира равных угловых скоростей является наиболее опасным последствием, к которому может привести поломка данного узла транспортного средства. Конечно, это не происходит одномоментно и, прежде чем окончательно выйти из строя, шариковый ШРУС будет сигнализировать о появлении неисправности характерным хрустом.

Именно поэтому несоответствие типов смазки или использование обычного литола могут привести к тому, что эксплуатация машины станет невозможна. И, как следствие, вас ждет достаточно дорогостоящая покупка запчастей и их последующая замена.

Что важно знать при выборе смазки

Для каждого типа шарнира подходит соответствующий тип смазки. Так шариковый в силу особенностей своей конструкции требует применения специальной противозадирной маски, способной работать при высоких температурах. Это обеспечит плавное скольжение шариков по направляющим канавкам благодаря абсолютно гладкой поверхности и отсутствию заусенцев.

В случае же триподных ШРУСов использование смазки с абразивными свойствами губительно скажется на работоспособности узла. Так как со временем она может сточить контуры роликов и нарушить надежность контактов в детали, что, соответственно, приведет к проскальзыванию.

Чем смазывать шариковый ШРУС

Если необходимо смазать шариковый ШРУС, то обязательно проверьте, чтобы на упаковке присутствовала маркировка о наличии в составе MoS2. Это вещество, дисульфид молибдена, в виде небольших твердых гранул обеспечивает защиту от быстрого износа при высоких нагрузках, которым регулярно подвергается этот узел автомобиля. Кроме того, оно помогает избежать сваривания и перемещения шариков в направляющих.

Также важно обратить внимание на консистенцию – она должна относиться к категории NLGI 2, рекомендованную для внешних шрусов этой конструкции. Вся идентификационная информация, как правило, указывается на упаковке, но если у вас возникли сомнения или текст за давностью времени стал плохо читабелен, можно также ориентироваться и по цвету – в 99 % случаев подобная смазка будет иметь черный или темно-серый оттенок.

Как подобрать смазку для триподного ШРУСа

Конструктивные особенности триподного ШРУСа не позволяют использовать для смазки вещества с твердыми примесями. Это негативно скажется на сроке его службы и может привести к опасным последствиям при эксплуатации автомобиля в целом.

Для внутренних шарниров подойдет смазка мягкой консистенции – NGLI 1 и NGLI 1.5 по международной классификации. Чтобы лучше ориентироваться стоить спрашивать товары с маркировкой Tripod Joints или просто «Для триподов», если речь идет об отечественных производителях. Поскольку триподы практически всегда устанавливаются в автомобиле в качестве внутренних ШРУСов, то изготовители также могут использовать на упаковке надписи Inner и Inboard, что также свидетельствует о том, что смазка подходит для игольчатых подшипников.

Универсальные бариевые смазки

Сегодня на рынке можно также найти бариевый тип смазок. Они подходят как для внутреннего, так и для внешнего ШРУСа. По своим эксплуатационным характеристикам они практически не имеют слабых мест – химически и влагоустойчивы, не разъедают материалы. К числу их недостатков можно отнести лишь плохую переносимость отрицательных температур и сравнительно более высокую стоимость. Рекомендуется замена подобной смазки на ежегодной основе. Отечественные производители выпускают такой продукт с маркировкой ШРБ-4.

Лайфхаки

Несмотря на то, что цивилизация уже добралась даже в самые отдаленные уголки нашей страны, рядовой автолюбитель по-прежнему может столкнуться с ситуацией, когда в местном автомагазине отсутствует нужный тип смазки. В этом случае можно использовать топленый свиной жир, который обладает необходимыми свойствами. Стоит отметить, что мера это временная и не может служить полноценной заменой.

Советы начинающим автовладельцам

Если вы за рулем относительно недавно, то скорее всего еще не сталкивались с такими процедурами как замена:

  • шарнира;
  • пыльника;
  • смазки.

Как правило, от того насколько правильно вы подходите к вопросу выбора смазки и своевременно осуществляете эту процедуру зависит срок эксплуатации самого ШРУСа. Как ее выбрать мы с вами подробно разобрали, а вот насчет частоты его замены стоит сказать отдельно.

Многие бывалые автолюбители придерживаются мнения, что делать это необходимо не реже одного раза в 50 000 км. Цифра эта подтверждена экспериментальным путем, и мы советуем придерживаться ее и тем, кто только накапливает свой водительский стаж. Впрочем, если вы слышите характерный хруст во время движения автомобиля, особенно при разгоне, то стоит, помимо самой коробки, также проверить и шарниры, даже если время планового осмотра еще не наступило. Помните, что замена смазки обойдется вам значительно дешевле установки нового ШРУСа и при первых признаках неисправности не поленитесь проверить состояние шарнира равных угловых скоростей.

Спецсоставы для «гранаты»: испытали 11 смазок для ШРУСов

Ресурс современных шарниров равных угловых скоростей (ШРУС, они же, как говорят в народе, «гранаты») довольно велик. ШРУСы передают большой крутящий момент и испытывают значительные нагрузки, как механические, так и температурные.

Для обеспечения их надежной работы шарниры заполняют смазочным материалом и герметично закрывают резиновым, пластиковым или силиконовым чехлом. Если он герметичен, то срок службы шарнира может быть сопоставим с ресурсом автомобиля. На практике пыльники трескаются сами и рвутся от внешних воздействий. При их замене смазку надо полностью обновлять.

Очевидно, что бездумно примененная смазка легко прикончит ШРУС раньше срока.

Так что дело за небольшим – выбрать подходящую.

Какие бывают смазки?

Для шариковых и триподных шарниров используется разная смазка. Принципиальное отличие в том, что для шарикового ШРУСа в смазочном материале обязательно предусмотрены графит и молибден. Подобные смазки должны выдерживать высокие нагрузки, обладать отличными противозадирными свойствами и стабильностью свойств во времени – в том числе при попадании воды и грязи. Это «элита» среди консистентных смазок, их имеет смысл применять не только в шариковых шарнирах.

А смазка для триподов – более простая, при этом твердые компоненты в ней противопоказаны.

Для испытаний мы приобрели 11 составов для шариковых ШРУСов схожего назначения.

Испытания свариванием

Мы решили сравнить трибологические характеристики смазок согласно ГОСТ 9490–75.

Напоминаем: четырехшариковая машина трения (машинка трения Бурлаге, ЧШМ) – устройство, применяемое для определения характеристик трения и износа образцов с участием проверяемого смазочного материала.

Стандартная ЧШМ представляет собой тест-прибор, состоящий из трех неподвижных стальных шариков, помещенных в чашку, и одного – подвижного – над ними. Верхний шарик вращается относительно остальных с определенной скоростью и нагрузкой до тех пор, пока шарик не приваривается к неподвижным шарикам или не достигается заданный момент трения.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *