Как правильно затянуть клеммы на аккумуляторе
Всем привет!
На сервисе часто сталкиваюсь с клиентами, которые не знают как правильно выполнить такую операцию, особенно много машин вижу в зимний период, когда у людей появляется необходимость снять аккумулятор для зарядки, а вот правильно поставить обратно получается далеко не у всех, то шуруп вкрутят, то медную проволоку сунут.
Для выполнения операции понадобится ключ(чаще всего на 10) и минусовая отвертка.
Покажу на примере целого аккумулятора, без дефектов.
Пример неправильно затянутой клеммы
Первое фото — Имеем не обжатую клемму, при этом болтом ушки адаптера стянуты до конца, при небольшом усилии, адаптер болтается и снимается.
Перейдем к процессу:
1.Откручиваем гайку до конца резьбы
2.Вставляем отвертку между ушками адаптера и раздвигаем их.
Гайка ослаблена, ушки раздвинуты
3.Удерживая отвертку в таком положении, второй рукой насаживаем адаптер на клемму, после этого, продолжая удерживать адаптер, затягиваем гайку.
Не обязательно закручивать гайку до упора, выламывая или деформируя ушки адаптера (или ещё хуже — выгибая клемму, проламывая корпус аккумулятора, видел и таких :D), достаточной будет затяжка, при которой адаптер не будет шевелиться при небольшом усилии рукой.
Адаптер правильно надет на клемму
Слетает минусовая клемма? Как бы ее закрепить? По(+)
могите, сегодня уже один раз заглох, создав гигантскую пробку. Дней пять уже такая фигня. Раньше не было такого.
Затягивал плоскогубцами.
Шуруп (саморез) вкрути!
Шуруп соответствующий подбери и в клемму сверху вкрути (когда она на аккумуляторе «сидеть» будет, естественно).
У отца на Короне несколько дней плюсовая клемма отходила. Заведёт — работает. Через некоторое время… бац. и всё потухло! Затягивал он её — бесполезно. Он мне и пожаловался. Теперь всё хоккей!
Посмотри.под клеммой пластиковая фигня-типа дистанционной шайбы, чтоб не деформировалась при затяжке, так вот скинь клемму, открути болтик, выкинь эту фигню,снова затяни- и вперед!
Архив объединенного форума
Toyota — Nissan — Mitsubishi — Honda — Mazda — Subaru — Suzuki — Isuzu — Daihatsu
1990 — 1991 — 1992 — 1993 — 1994 — 1995 — 1996 — 1997 — 1998 — 1999 — 2000 — 2001 — 2002 — 2003 — 2004 — 2005 — 2006 — 2007 — 2008 — 2009 — 2010 — 2011 — 2012 — 2013 — 2014 — 2015 — 2016 — 2017 — 2018 — 2019 — 2020 — 2021 — 2022 — 2023
Тема: Плюсовая клемма аккумулятора
ОптимаФан ( 14734 )
295 80
Плюсовая клемма аккумулятора
- Просмотр профиля
- Сообщения форума
- View Gallery Uploads
52 118
- Просмотр профиля
- Сообщения форума
- Личное сообщение
- View Gallery Uploads
ОптимаФан ( 14734 )
295 80
Завтра сфоткаю, но чего там непонятного? Затягиваю клему, губки сошлись а она не зажала контакт Аккума — больается
Отправлено с моего iPhone используя Tapatalk
- Просмотр профиля
- Сообщения форума
- Личное сообщение
- View Gallery Uploads
6 6
- Просмотр профиля
- Сообщения форума
- Личное сообщение
- View Gallery Uploads
ОптимаФан ( 70626 )
1,411 1,285
Сообщение от alex1
Завтра сфоткаю, но чего там непонятного? Затягиваю клему, губки сошлись а она не зажала контакт Аккума — больается
Отправлено с моего iPhone используя Tapatalk
- Просмотр профиля
- Сообщения форума
- Личное сообщение
- View Gallery Uploads
ОптимаФан ( 14734 )
295 80
Сообщение от TVP
Да они все вроде конусные. Трещины вроде нет. Да там и не видно ничего — провод короткий, клема в кожухе.
Отправлено с моего iPhone используя Tapatalk
- Просмотр профиля
- Сообщения форума
- Личное сообщение
- View Gallery Uploads
ОптимаФан ( 14734 )
295 80
Сообщение от Павел Белый
Да все так и делал. Клему в самый низ, начинаешь затягивать она поворачивается и вверх уходит. Вдвоём кое как зажали ее внизу, но рукой качаешь — гуляет
Отправлено с моего iPhone используя Tapatalk
- Просмотр профиля
- Сообщения форума
- View Gallery Uploads
52 118
Сообщение от alex1
Да все так и делал. Клему в самый низ, начинаешь затягивать она поворачивается и вверх уходит. Вдвоём кое как зажали ее внизу, но рукой качаешь — гуляет
Отправлено с моего iPhone используя Tapatalk
- Просмотр профиля
- Сообщения форума
- Личное сообщение
- View Gallery Uploads
V.I.P.Optimaclub ( 98773 )
1,976 1,546
Сообщение от alex1
Да все так и делал. Клему в самый низ, начинаешь затягивать она поворачивается и вверх уходит. Вдвоём кое как зажали ее внизу, но рукой качаешь — гуляет
Отправлено с моего iPhone используя Tapatalk
Столкнулся с тем же при замене штатного аккума на Варту, но посадил клемму глубже и затянул. Вроде бы пока все норм. Как вариант выкрути болт, возьми 2 ножовочных полотна, сложи их вместе и увеличь зазор в клемме, либо пройди по зазору надфилем.
Как правильно и безопасно поменять клеммы на аккумуляторе
Как правильно и безопасно поменять клеммы на аккумуляторе
Аккумулятор относится к числу важных элементов машины. Без него практически невозможно запустить двигатель. Плюс он питает всех энергопотребителей, когда мотор не работает и берёт на себя обязательства генератора.
Выход из строя АКБ — это распространённая и неприятная проблема. Практика показывает, что на батарее могут ослабнуть контакту, либо повредиться клемма.
Первую проблему решить не сложно. Обычно достаточно просто подтянуть крепёж. Со сломанной клеммой всё сложнее. Здесь уже требуется проводить её замену. Процедура не сложная, а потому многие берутся за неё своими руками.
- Почему клеммы ослабляются и ломаются
- Возможные последствия
- Как выбрать клеммы
- Какую снимать первой
- Инструкция по замене
Плохой аккумулятор или плохой контакт с АКБ?
Действительно, а что ж машина не заводится? Самая частая причина – действительно аккумулятор. Не хватает автомобилю напряжения-тока-заряда, стартер пощелкивает, но машину не заводит. Аккумулятор, правильно? Да, но не совсем. Есть нюансы:
1. Аккумулятор действительно севший. Завести машину поможет добрый человек с проводом-прикуривателелем, или придётся подключить зарядку минут на 15, или поможет новомодный прибор-конденсатор, найденный у соседа по гаражам. Поехать поехали, но остался вопрос: «А почему аккумулятор сел?». Здесь есть два варианта:
- Может быть, аккумуляторной батарее (АКБ) действительно вышел срок, она не держит напряжение, имеет большой саморазряд и т.д. Зарядка не помогает надолго.
- АКБ что-то разрядило, и после зарядки батареи автомобиль стартует на ура. Надо искать причину. Помимо банальных (всю ночь горели габариты), есть одна причина, о которой подчас забывают даже опытные водители: саморазряд прямо по грязному корпусу батареи. К этой причине мы скоро вернёмся.
2. Аккумулятор имеет приличный заряд, а вот тока не хватает. Значит, плохой контакт в клеммах аккумулятора, там, где к нему крепятся провода на кузов и на стартер. И здесь два варианта:
- Зажим на одной или обеих клеммах батареи просто не затянут, болтается, легко проворачивается рукой. Проверните его немного в одну и другую сторону, надавливая, чтобы он сел поглубже, затяните болт и – вперед!
- Контакты окислились, а то и покрылись полностью некрасивым слоем окислов. Окислы плохо проводят электрический ток, и их слой может сильно поднять сопротивление цепи питания стартера, сделав нормальный стартовый ток недостижимым. Чтобы уехать, зачистите подручными средствами (нож, тряпка) клемму и зажим, насадите зажим, слегка прокручивая (как в предыдущем случае) и затяните. Машина должна завестись.
Но помните, это лишь временная мера, и аккумулятор настойчиво требует вашего внимания.
Методы восстановления
Некоторые автомобилисты считают, что при деформации токосъёмных выводов единственным вариантом решения проблемы станет замена.
Но спешить с заменой не стоит. Порой клеммы ещё вполне можно восстановить.
Есть несколько вариантов, как своими руками можно восстановить клеммы на аккумуляторе.
- Расплавить свинец и олово. Металл клемм следует расплавить в заранее подготовленной ёмкости из металла. Подойдёт формочка, изготовленная на основе пальчиковой батарейки. Следует зачистить клеммы и зону около них. Растопить металл и залить его в форму. Зажав заготовку в пассатижах, излишки удаляются. Такой метод подойдёт, если клемма целиком обгорела.
- Если конструкция отвалилась от батареи, подойдёт второй метод восстановления. Для этого нужно сплавить клемму со свинцом, используя стержень солевой батарейки. Корпус будет использоваться в качестве формочки. Потребуется паяльник. Метод подойдёт в качестве срочного ремонта.
Но бывают и такие ситуации, когда о восстановлении речь не идёт. Тут единственным выходом из сложившейся ситуации действительно будет исключительно замена.
Метод восстановления клемм на аккумуляторе
Самостоятельно восстановить клеммы на АКБ можно с использованием трех методов.
Первый метод. С помощью наплавливание паяльником. Применяется припой ПОС 30 (смесь олова и свинца). Данный материал используется для соединения заготовок, при этом для него характерна более низкая температура плавления (183 градусов Цельсия), чем для объединяемых металлов. При помощи формочки паяльником расплавляется припой и наплавляется на остаток клеммы, если она оторвалась.
Данный вариант примечателен тем, что используемый материал не требует высоких температур, которые невозможно обеспечить без рисков в домашних условиях. Однако недостатков у метода больше. В первую очередь – это отсутствие крепкой спайки токовывода с наплавленной частью.
Обусловлено это тем, что температура плавления заводской клеммы выше, чем у припоя. Поэтому это приспособление может быть разрушено в краткие сроки за счет вибрации или нагрева от высоких токов запуска, которые характерны для грузовых транспортных средств.
Второй способ. Наплавления припоя ПОСС. Происходит расплавление остатков заводской клеммы, что позволяет добиться сплавливания металл-металл. В этом случае можно достичь более крепкой сплавки и долговечности ремонта.
Его недостаток – высокая температура плавления, если сравнивать с аналогичным показателем, характерным для материала корпуса АКБ автомобиля. Поэтому следует быть предельно аккуратным, чтобы случайно не прожечь оболочку батареи в месте токовывода.
Если не предусмотреть все меры безопасности, то свинец попросту проникнет внутрь аккумулятора, что может вызвать короткое замыкание. Но даже без КЗ батарея придет в негодность из-за нарушения плотности соединения и просачивания электролита наружу.
Третий метод. С помощью которого можно отремонтировать клеммы АКБ, наименее рекомендуем к использованию. Лучше его применять, когда нет другого выхода. Суть способа заключается в наплавлении припоя методом сварки с использованием графитового электрода. Таким образом токовыводы соединяются за счет короткого замыкания, где в качестве сопротивления выступает лишь графитовый электрод от пальчиковой батареи.
Далеко не каждый АКБ рассчитан на подобные нагрузки. Высоки риски полной поломки аккумулятора, что и делает данный способ актуальным лишь при критической необходимости.
В каких случаях необходим ремонт аккумуляторной клеммы
Большинство водителей полагает, что клеммы в конструкции аккумулятора не являются «слабым звеном», ведь они изготовлены из металла, и сломать их практически невозможно. Это ошибочное мнение, а причин выхода из строя контактных выводов достаточно много. Перечислим их:
- слишком частое снятие клеммных выводов. Как правило, в конструкции автомобильной аккумуляторной батареи не используются твёрдые металлы. Так, пластины изготавливаются из мягкого свинца с минимальным количеством добавок (сурьмы или кальция), сами клеммы также изготавливаются из свинца, реже – латуни, алюминия или меди. Если часто снимать провода, сила зажима ослабляется, а в некоторых случаях происходит разрушение клеммы;
- ещё одна частая причина разрушения клемм – слишком сильная затяжка. Несмотря на то, что материал изготовления выводов – мягкий металл, при чрезмерной затяжке клемма может треснуть, лопнуть или сломаться;
- при плохом контакте, что тоже не редкость, клеммный вывод сильно разогревается – это может стать причиной его деформации.
Как мы уже отмечали, восстановление клемм аккумулятора своими руками – операция не такая уж сложная, но что будет, если продолжать ездить с ослабленными, неисправными клеммными выводами? Плохой контакт неизбежно скажется на работе электрооборудования автомобиля:
- самое очевидное следствие такой неисправности – быстрая разрядка АКБ, особенно при достаточно длительной стоянке. Важно вовремя заметить, что причина кроется именно в ослабленном контакте. Кстати, при такой неисправности батарея будет плохо справляться со своей основной задачей – крутить стартер;
- при ослаблении или разрушении контакта между клеммой и выводом образуются зазоры, куда проникает влага и начинается процесс окисления. Наличие белого налёта на электродах как раз и будет свидетельствовать об указанной проблеме. Окисление контактов также приводит к ухудшению электрической проводимости, недостаточной зарядке от генератора и быстрой разрядке при стоянке;
- если вы привыкли накрывать аккумулятор зимой тканью, чтобы не замерзал электролит при сильных морозах, в случае ослабления и сильного нагрева контактов может произойти возгорание укрывного материала и возникновение пожара в моторном отсеке;
- при плохом контакте во время пуска двигателя неизбежны скачки напряжения в бортовой сети, что может вывести из строя включённое электрооборудование.
Причины перегрева плюсовой и минусовой клемм в АКБ
При запуске двигателя происходит движение тока от аккумулятора до стартера и свечей, и от генератора до аккумулятора. В холодное время года сила тока может составлять 600 А. Если в машине используется провод с небольшим сечением, то он может нагреться, а вместе с ним повысится температура клемм.
Основные причины нагрева
- Плохой контакт клеммы и наконечника аккумулятора (т.е. недостаточно плотное и прочное прилегание). Это происходит из-за мелких дефектов, допущенных на производстве, а также вследствие естественного износа материалов, ослабления притягивающих гаек и болтов при длительной эксплуатации.
- Процессы окисления с внутренней стороны контактов. Чтобы устранить эту проблему, нужно вовремя проводить зачистку клемм и наконечников аккумулятора.
- Повышение сопротивления материалов. В процессе работы происходит преломление провода, в результате чего снижаются его свойства проводимости, увеличивается сила тока, происходит нагрев металла. Здесь выход только один – заменить провод.
- Плохой контакт минусовой клеммы с корпусом машины. Опытные мастера и автовладельцы советуют обращать внимание, что часто нагрев изначально происходит не в клеммах, а в проводах.
Окисление является одной из самых распространенных причин нагревания. Происходит оно из-за того, что сами зажимы и наконечники аккумулятора изготовлены из разных металлов. По законам химии они со временем начинают окисляться в точке контакта из-за разницы в потенциалах.
Самая простая причина – плохая затяжка гайки на крепящем болту. Если есть какое-то пространство между двумя контактами, то между ними происходит образование тепловой энергии. В точку зажима может попасть вода, пыль и прочие посторонние вещества, которые усилят процессы окисления.
Случайное попадание электролита на контакты тоже может вызвать нагревание. Это достаточно опасная причина, но ее очень легко установить. Окисление здесь происходит вследствие химической реакции при взаимодействии металла с кислотой.
Какая клемма снимается первой при замене аккумулятора
Чтобы поменять клемму, необходимо отключить аккумулятор от бортовой сети автомашины (отсоединение производится при выключенном зажигании). На части машин, оснащенных подушками безопасности, при отсоединении питания возникают ошибки, которые сбрасываются при помощи сервисного компьютера.
Если на автомобиле установлена магнитола с защитой, то предварительно проверяется наличие кода (записывается в сервисной литературе).
Для отсоединения аккумулятора потребуется набор гаечных ключей. Сначала отсоединяется отрицательный провод, что позволяет избежать короткого замыкания при неосторожном обращении с источником питания. Затем откручивается крепежная пластина батареи, расположенная на нижней кромке корпуса. После удаления устройства питания владелец автомобиля может приступить к ремонту или замене силовых клемм электропроводки.
На части автомобилей для фиксации аккумулятора используется металлический элемент, установленный вдоль крышки источника тока.
Выбор клемм при замене
На рынке представлено большое количество клемм для аккумуляторных батарей. Перед тем как заменить старую клемму, необходимо знать, как выбрать новую.
Деталь должна соответствовать размеру электродов на аккумуляторе, в противном случае ее нельзя будет надеть или затянуть. Размер клеммы должен быть таким, чтобы при плотной затяжке оставался запас в 3-5 мм.
Так же необходимо, чтобы соответствовал диаметр отверстия под высоковольтный провод, который должен быть плотно закреплен в клемме.
При выборе материала, из которого изготовлена клемма, предпочтение отдается свинцу. Он обладает хорошими токопроводящими свойствами, достаточно мягкий для обжима и не образует гальваническую пару с электродом аккумулятора. Если найти такие не удалось, можно использовать латунные или медные.
Тем, кто использует в автомобиле доработанные акустические системы, с большим количеством компонентов, стоит обратить внимание на клеммы, имеющие дополнительные места крепления силовых проводов.
В продаже так же встречаются комплекты, представляющие собой клемму с запрессованным проводом. Такой вариант замены предпочтительнее, но требует больших усилий.
Если устройством вашего автомобиля не предусмотрен защитный кожух для плюсовой клеммы, желательно приобрести его отдельно. Он защитит соединение от попадания посторонней влаги, пыли, а так же от случайного замыкания «плюса» на массу.
Важную роль играет возможность быстро снять клеммы с аккумулятора, так как при проведении ремонтных работ или возникновении замыкания в электропроводке нужно обесточить автомобиль.
Снятие клеммы для сброса ошибки
Снятие клеммы аккумулятора — распространенный метод борьбы с ошибками, которые диагностирует бортовой компьютер автомобиля. Загоревшаяся лампочка Check Engine раздражает многих автовладельцев, поэтому они нередко прибегают к такому простому способу устранения ошибок.
В результате из памяти компьютера стираются все данные об ошибках и показаниях датчиков, накопленных с момента последнего снятия аккумулятора. Стоит отметить, что серьезные ошибки, связанные с неисправностями, устранить таким образом не удастся. После начала эксплуатации автомобиля они проявятся вновь. Так что снимать клеммы для сброса ошибок имеет смысл только в случаях, связанных с некачественным топливом, сбоем зажигания и т, д,
Для сброса ошибки достаточно отсоединить минусовую клемму и подождать некоторое время — от 3 до 10 минут. Затем можно подсоединять ее обратно. В случае, если снимались обе клеммы, то начинать нужно с плюса.
Вместе со сбросом ошибки все настройки автомобиля возвращаются к заводским показателям. Это означает, что теперь необходимо заново обучить ЭБУ, особенно если автомобиль оснащен коробкой автомат.
Обучение проводится следующим методом.
- После того, как пройдет указанное время, нужно присоединить клемму к АКБ.
- Затем нужно повернуть ключ зажигание в последнее положение перед запуском стартера и подождать минуту, затем вернуть ключ в исходное положение.
- Запустить двигатель и оставить его работать на холостом ходу не менее 5 минут, не прибавляя газу. Дополнительное оборудование в виде печки, кондиционера, фар, магнитолы должно быть выключено.
- Заглушить мотор и повернуть ключ зажигания в крайнее левое положение.
- Затем следует повторить процедуру еще 1-2 раза.
При обучении машины с АКПП дополнительно нужно обучить адаптивную коробку передач.
- При запуске мотора необходимо не менее 1 минуты подержать ручку селектора в нейтральном положении (N).
- Перевести рычаг в положение D, и держать так не менее 1 минуты, зафиксировав автомобиль с помощью стояночного тормоза.
- Отпустить тормоз и плавно начать движение без прибавления газа. Необходимо, чтобы коробка переключила все передачи, соответствующие плавному набору скорости до 60-70 км/ч.
- Затем нужно постепенно снизить скорость для обучения обратному переключению передач.
Если соблюдать всю технику безопасности, то принципиального порядка в снятии и надевании клемм на АКБ нет. Однако правильная схема действий поможет предотвратить нештатные ситуации, которые могут привести не только к порче деталей автомобиля, но и несут опасность для жизни и здоровья автовладельца.