При какой неисправности тормозной системы
Приложение к Основным положениям по допуску транспортных средств к эксплуатации и обязанностям должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения.
Настоящий Перечень устанавливает неисправности автомобилей, автобусов, автопоездов, прицепов, мотоциклов, мопедов, тракторов, других самоходных машин и условия, при которых запрещается их эксплуатация. Методы проверки приведенных параметров регламентированы ГОСТом Р 51709-2001 «Автотранспортные средства. Требования безопасности к техническому состоянию и методы проверки».
1. Тормозные системы
1.1 Нормы эффективности торможения рабочей тормозной системы не соответствуют ГОСТу Р 51709-2001.
1.2 Нарушена герметичность гидравлического тормозного привода.
1.3 Нарушение герметичности пневматического и пневмогидравлического тормозных приводов вызывает падение давления воздуха при неработающем двигателе на 0,05 МПа и более за 15 минут после полного приведения их в действие. Утечка сжатого воздуха из колесных тормозных камер.
1.4 Не действует манометр пневматического или пневмогидравлического тормозных приводов.
1.5 Стояночная тормозная система не обеспечивает неподвижное состояние:
- транспортных средств с полной нагрузкой — на уклоне до 16 процентов включительно;
- легковых автомобилей и автобусов в снаряженном состоянии — на уклоне до 23 процентов включительно;
- грузовых автомобилей и автопоездов в снаряженном состоянии — на уклоне до 31 процента включительно.
2. Рулевое управление
2.1 Суммарный люфт в рулевом управлении превышает следующие значения:
Суммарный люфт не более (градусов) |
|
Легковые автомобили и созданные на их базе грузовые автомобили и автобусы |
10 |
Автобусы | 20 |
Грузовые автомобили | 25 |
2.2 Имеются не предусмотренные конструкцией перемещения деталей и узлов. Резьбовые соединения не затянуты или не зафиксированы установленным способом. Неработоспособно устройство фиксации положения рулевой колонки.
2.3 Неисправен или отсутствует предусмотренный конструкцией усилитель рулевого управления или рулевой демпфер (для мотоциклов).
3. Внешние световые приборы
3.1 Количество, тип, цвет, расположение и режим работы внешних световых приборов не соответствуют требованиям конструкции транспортного средства.
Примечание
На транспортных средствах, снятых с производства, допускается установка внешних световых приборов от транспортных средств других марок и моделей.
3.2 Регулировка фар не соответствует ГОСТу Р 51709-2001.
3.3 Не работают в установленном режиме или загрязнены внешние световые приборы и световозвращатели.
3.4 На световых приборах отсутствуют рассеиватели либо используются рассеиватели и лампы, не соответствующие типу данного светового прибора.
3.5 Установка проблесковых маячков, способы их крепления и видимость светового сигнала не соответствуют установленным требованиям.
3.6 На транспортном средстве установлены:
- спереди — световые приборы с огнями любого цвета, кроме белого, желтого или оранжевого, и световозвращающие приспособления любого цвета, кроме белого;
- сзади — фонари заднего хода и освещения государственного регистрационного знака с огнями любого цвета, кроме белого, и иные световые приборы с огнями любого цвета, кроме красного, желтого или оранжевого, а также световозвращающие приспособления любого цвета, кроме красного.
(п. 3.6 в ред. Постановления Правительства РФ от 28.02.2006 N 109)
Примечание
Положения настоящего пункта не распространяются на государственные регистрационные, отличительные и опознавательные знаки, установленные на транспортных средствах.
(примечание введено Постановлением Правительства РФ от 28.02.2006 N 109)
4. Стеклоочистители и стеклоомыватели ветрового стекла
4.1 Не работают в установленном режиме стеклоочистители.
4.2 Не работают предусмотренные конструкцией транспортного средства стеклоомыватели.
5. Колеса и шины
5.1 Шины легковых автомобилей имеют остаточную высоту рисунка протектора менее 1,6 мм, грузовых автомобилей — 1 мм, автобусов — 2 мм, мотоциклов и мопедов — 0,8 мм.
Примечание
Для прицепов устанавливаются нормы остаточной высоты рисунка протектора шин, аналогичные нормам для шин транспортных средств — тягачей.
5.2 Шины имеют внешние повреждения (пробои, порезы, разрывы), обнажающие корд, а также расслоение каркаса, отслоение протектора и боковины.
5.3 Отсутствует болт (гайка) крепления или имеются трещины диска и ободьев колес, имеются видимые нарушения формы и размеров крепежных отверстий.
5.4 Шины по размеру или допустимой нагрузке не соответствуют модели транспортного средства.
5.5 На одну ось транспортного средства установлены шины различных размеров, конструкций (радиальной, диагональной, камерной, бескамерной), моделей, с различными рисунками протектора, морозостойкие и неморозостойкие, новые и восстановленные, новые и с углубленным рисунком протектора. На транспортном средстве установлены ошипованные и неошипованные шины.
(пп. 5.5 в ред. Постановления Правительства РФ от 10.05.2010 N 316)
6. Двигатель
6.1 Содержание вредных веществ в отработавших газах и их дымность превышают величины, установленные ГОСТом Р 52033-2003 и ГОСТом Р 52160-2003.
6.2 Нарушена герметичность системы питания.
6.3 Неисправна система выпуска отработавших газов.
6.4 Нарушена герметичность системы вентиляции картера.
6.5 Допустимый уровень внешнего шума превышает величины, установленные ГОСТом Р 52231-2004.
7. Прочие элементы конструкции
7.1 Количество, расположение и класс зеркал заднего вида не соответствуют ГОСТу Р 51709-2001, отсутствуют стекла, предусмотренные конструкцией транспортного средства.
7.2 Не работает звуковой сигнал.
7.3 Установлены дополнительные предметы или нанесены покрытия, ограничивающие обзорность с места водителя.
Примечание
На верхней части ветрового стекла автомобилей и автобусов могут прикрепляться прозрачные цветные пленки. Разрешается применять тонированные стекла (кроме зеркальных), светопропускание которых соответствует ГОСТу 5727-88. Допускается применять шторки на окнах туристских автобусов, а также жалюзи и шторки на задних стеклах легковых автомобилей при наличии с обеих сторон наружных зеркал заднего вида.
7.4 Не работают предусмотренные конструкцией замки дверей кузова или кабины, запоры бортов грузовой платформы, запоры горловин цистерн и пробки топливных баков, механизм регулировки положения сиденья водителя, аварийный выключатель дверей и сигнал требования остановки на автобусе, приборы внутреннего освещения салона автобуса, аварийные выходы и устройства приведения их в действие, привод управления дверьми, спидометр, тахограф, противоугонные устройства, устройства обогрева и обдува стекол.
7.5 Отсутствуют предусмотренные конструкцией заднее защитное устройство, грязезащитные фартуки и брызговики.
7.6 Неисправны тягово-сцепное и опорно-сцепное устройства тягача и прицепного звена, а также отсутствуют или неисправны предусмотренные их конструкцией страховочные тросы (цепи). Имеются люфты в соединениях рамы мотоцикла с рамой бокового прицепа.
7.7 Отсутствуют:
- на автобусе, легковом и грузовом автомобилях, колесных тракторах — медицинская аптечка, огнетушитель, знак аварийной остановки по ГОСТу Р 41.27-99;
(в ред. Постановления Правительства РФ от 14.12.2005 N 767) - на грузовых автомобилях с разрешенной максимальной массой свыше 3,5 т и автобусах с разрешенной максимальной массой свыше 5 т — противооткатные упоры (должно быть не менее двух);
- на мотоцикле с боковым прицепом — медицинская аптечка, знак аварийной остановки по ГОСТу Р 41.27-99.
(в ред. Постановления Правительства РФ от 14.12.2005 N 767)
7.8 Неправомерное оборудование транспортных средств опознавательным знаком «Федеральная служба охраны Российской Федерации», проблесковыми маячками и (или) специальными звуковыми сигналами либо наличие на наружных поверхностях транспортных средств специальных цветографических схем, надписей и обозначений, не соответствующих государственным стандартам Российской Федерации.
(в ред. Постановления Правительства РФ от 16.02.2008 N 84)
7.9 Отсутствуют ремни безопасности и (или) подголовники сидений, если их установка предусмотрена конструкцией транспортного средства или Основными положениями по допуску транспортных средств к эксплуатации и обязанностями должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения.
(п. 7.9 в ред. Постановления Правительства РФ от 24.02.2010 N 87)
7.10 Ремни безопасности неработоспособны или имеют видимые надрывы на лямке.
7.11 Не работают держатель запасного колеса, лебедка и механизм подъема — опускания запасного колеса. Храповое устройство лебедки не фиксирует барабан с крепежным канатом.
7.12 На полуприцепе отсутствует или неисправно опорное устройство, фиксаторы транспортного положения опор, механизмы подъема и опускания опор.
7.13 Нарушена герметичность уплотнителей и соединений двигателя, коробки передач, бортовых редукторов, заднего моста, сцепления, аккумуляторной батареи, систем охлаждения и кондиционирования воздуха и дополнительно устанавливаемых на транспортное средство гидравлических устройств.
7.14 Технические параметры, указанные на наружной поверхности газовых баллонов автомобилей и автобусов, оснащенных газовой системой питания, не соответствуют данным технического паспорта, отсутствуют даты последнего и планируемого освидетельствования.
7.15 Государственный регистрационный знак транспортного средства или способ его установки не отвечает ГОСТу Р 50577-93.
7.15.1 Отсутствуют опознавательные знаки, которые должны быть установлены в соответствии с пунктом 8 Основных положений по допуску транспортных средств к эксплуатации и обязанностей должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения, утвержденных постановлением Совета Министров — Правительства Российской Федерации от 23 октября 1993 г. № 1090 "О правилах дорожного движения".
7.16 На мотоциклах нет предусмотренных конструкцией дуг безопасности.
7.17 На мотоциклах и мопедах нет предусмотренных конструкцией подножек, поперечных рукояток для пассажиров на седле.
7.18 В конструкцию транспортного средства внесены изменения без разрешения Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации или иных органов, определяемых Правительством Российской Федерации.
Неисправности тормозных систем, при которых запрещается эксплуатация автомобиля с 1 сентября 2023 года
Теперь для определения эффективности рабочей тормозной системы следует руководствоваться не ГОСТом, а техническим регламентом Таможенного союза «О безопасности колесных транспортных средств» (ТР ТС 018/2011). В целом, нормативы эффективности торможения остались довольно схожими. Добавились правила для таких категорий ТС, как L1-L7: мопеды, мотоциклы и квадрициклы. Также следует обратить внимание, что неисправности будут выявляться при помощи средств технического диагностирования. Следовательно, проверка работоспособности тормозной системы автомобиля будет проводиться теперь только на плановом техническом осмотре.
Как и прежде, не допускается нарушение герметичности гидравлической тормозной системы. Но проверка данного условия теперь производится визуально, выявляя следы тормозной жидкости на трубопроводах и соединениях тормозной магистрали. При этом, обнаруженные следы (остатки тормозной жидкости) связаны с проведением технического обслуживания автомобиля, то такое состояние не может быть признано неисправностью.
В новой редакции отсутствует информация об объеме максимально допустимой утечки сжатого воздуха из колесных тормозных камер при нарушениях герметичности пневматического и пневмогидравлического тормозных приводов. Помимо этого, с осени данную неисправность будут выявлять при помощи специальных средств технического диагностирования — получается, что это возможно только при прохождении автомобилем техосмотра. Стоит отметить, что данное требование не коснется преимущественного большинства владельцев транспортных средств, так как пневматические тормозные системы на легковых автомобилях встречаются крайне редко.
Совершенно новым требованием является отсутствие каких-либо механических дефектов тормозных трубопроводов. Под это правило попадают и гидравлические, и пневматические тормозные системы. И здесь говорится о том, что, если у автомобиля имеются механические повреждения тормозных трубопроводов и шлангов, но при этом сохраняется их абсолютная герметичность, эксплуатация такого транспортного средства все равно будет запрещена. Согласно новому документу, к механическим повреждениям тормозных систем относятся следующие виды: трещины, перегибы, видимые перетирания, надрезы, надрывы и разрывы.
Обязательным условием для возможности эксплуатации автомобиля, как и прежде, является исправность работы манометра тормозного привода. Эти высокоточные приборы позволяют выполнить измерения давления воздуха в определенных точках и на контрольных выводах тормозных приводов, а также способны осуществлять контроль за утечкой воздуха. Данный параметр должен соблюдаться как для пневматических, так и для пневмогидравлических тормозных приводов. При этом добавилось обязательное наличие еще двух работающих устройств, без которых не допускается эксплуатировать транспорт:
1) средства сигнализации и контроля тормозных систем (это разнообразные датчики и приспособления, способные оценить состояние системы в настоящий момент);
2) устройство фиксации органа управления стояночного тормоза (это фиксатор «ручника», иными словами кнопка на ручке, которая удерживает его в одном положении и не дает возможности самостоятельно опуститься, чтобы автомобиль оставался на месте стоянки).
Гибкие тормозные шланги существуют для соединения жесткой трубки тормозной магистрали с тормозным механизмом, находятся вблизи колес, используются для передачи давления сжатого воздуха или тормозной жидкости и обеспечивают сохранность и целостность магистрали. И согласно новым правилам, на таких шлангах не разрешается использование каких-либо дополнительных переходных и соединительных элементов. В дополнение к этому, неправильная длина или расположение таких шлангов в соединении тягача и прицепа (или полуприцепа), которые могут повлечь их деформирование, запрещает эксплуатацию данного транспортного средства.
Тормозной привод обеспечивает управление передачи усилия на тормозные механизмы, чтобы произвести торможение. Но к тормозному приводу не относятся такие механизмы, как диски, колодки, поршни и барабаны. В обновленных правилах говорится, что любые трещины или остаточная деформация (деформация, которая сохраняется уже после прекращения внешнего воздействия) на тормозном приводе признаются неисправностью и, как следствие, запрещают эксплуатацию данного транспортного средства.
При отсутствии в автомобиле регулятора тормозных сил, который изначально предусмотрен в конструкции и значится в документации транспортного средства, его эксплуатация не допускается. В автомобилях, которые оборудованы антиблокировочной системой, указанный регулятор отсутствует.
Эффективность стояночной тормозной системы ранее описывалась только параметром угла уклона (указывался максимальный показатель в процентах) для обеспечения неподвижного стояния на поверхности для различных видов транспорта. Сейчас же вместо них будет фигурировать отсылка к пункту 1.8 приложения №8 технического регламента ТС «О безопасности колесных транспортных средств». Здесь помимо процентных значений угла уклона, также значатся расчетная удельная тормозная сила и числовые показатели установившегося замедления.
В обновленном перечне неисправностей тормозных систем теперь появилась информация относительно антиблокировочной системы тормозов. Это система, благодаря которой в момент сильного торможения колеса не блокируются и не переходят в скольжение. В тексте упоминаются не только механические, но и электронные неисправности. А именно:
— эксплуатирование автомобиля не допускается, если имеются незакрепленные и/или отсоединенные детали антиблокировочной системы, и кроме этого есть видимые повреждения;
— если световой индикатор на приборной панели показывает неисправность тормозной системы — это также указывает на невозможность эксплуатирования ТС.
Неисправности тормозных систем, при которых запрещается эксплуатация автомобиля с 1 сентября 2023 года
Предлагаем ознакомиться со всеми обновленными пунктами, исходя из которых не допускается эксплуатация автомобиля, и при несоблюдении которых владельцу грозит штраф.
Такие штрафы прописаны в Кодексе Российской Федерации об административных правонарушениях, а точнее, в статье 12.5 (ч.1,2). Сумма административного штрафа за нарушение, в связи с неисправностью тормозной системы, не превышает 500 рублей, а при неисправности, связанной со стояночным тормозом возможно даже «отделаться» простым предупреждением. Но помимо штрафа, учитывая, что с неисправностями тормозной системы нельзя пользоваться данным транспортным средством, его задерживают и эвакуируют на специализированную стоянку. Неисправность необходимо будет устранить на месте или же забрать автомобиль на эвакуаторе.
Рассмотрим же далее конкретные изменения в требованиях, касающиеся тормозных систем транспортных средств.
Теперь для определения эффективности рабочей тормозной системы следует руководствоваться не ГОСТом, а техническим регламентом Таможенного союза «О безопасности колесных транспортных средств» (ТР ТС 018/2011). В целом, нормативы эффективности торможения остались довольно схожими. Добавились правила для таких категорий ТС, как L1-L7: мопеды, мотоциклы и квадрициклы. Также следует обратить внимание, что неисправности будут выявляться при помощи средств технического диагностирования. Следовательно, проверка работоспособности тормозной системы автомобиля будет проводиться теперь только на плановом техническом осмотре.
Как и прежде, не допускается нарушение герметичности гидравлической тормозной системы . Но проверка данного условия теперь производится визуально, выявляя следы тормозной жидкости на трубопроводах и соединениях тормозной магистрали. При этом, обнаруженные следы (остатки тормозной жидкости) связаны с проведением технического обслуживания автомобиля, то такое состояние не может быть признано неисправностью.
В новой редакции отсутствует информация об объеме максимально допустимой утечки сжатого воздуха из колесных тормозных камер при нарушениях герметичности пневматического и пневмогидравлического тормозных приводов . Помимо этого, с осени данную неисправность будут выявлять при помощи специальных средств технического диагностирования — получается, что это возможно только при прохождении автомобилем техосмотра. Стоит отметить, что данное требование не коснется преимущественного большинства владельцев транспортных средств, так как пневматические тормозные системы на легковых автомобилях встречаются крайне редко.
Совершенно новым требованием является отсутствие каких-либо механических дефектов тормозных трубопроводов . Под это правило попадают и гидравлические, и пневматические тормозные системы. И здесь говорится о том, что, если у автомобиля имеются механические повреждения тормозных трубопроводов и шлангов, но при этом сохраняется их абсолютная герметичность, эксплуатация такого транспортного средства все равно будет запрещена. Согласно новому документу, к механическим повреждениям тормозных систем относятся следующие виды: трещины, перегибы, видимые перетирания, надрезы, надрывы и разрывы.
Обязательным условием для возможности эксплуатации автомобиля, как и прежде, является исправность работы манометра тормозного привода. Эти высокоточные приборы позволяют выполнить измерения давления воздуха в определенных точках и на контрольных выводах тормозных приводов, а также способны осуществлять контроль за утечкой воздуха. Данный параметр должен соблюдаться как для пневматических, так и для пневмогидравлических тормозных приводов. При этом добавилось обязательное наличие еще двух работающих устройств, без которых не допускается эксплуатировать транспорт:
1) средства сигнализации и контроля тормозных систем (это разнообразные датчики и приспособления, способные оценить состояние системы в настоящий момент);
2) устройство фиксации органа управления стояночного тормоза (это фиксатор «ручника», иными словами кнопка на ручке, которая удерживает его в одном положении и не дает возможности самостоятельно опуститься, чтобы автомобиль оставался на месте стоянки).
Гибкие тормозные шланги существуют для соединения жесткой трубки тормозной магистрали с тормозным механизмом, находятся вблизи колес, используются для передачи давления сжатого воздуха или тормозной жидкости и обеспечивают сохранность и целостность магистрали. И согласно новым правилам, на таких шлангах не разрешается использование каких-либо дополнительных переходных и соединительных элементов. В дополнение к этому, неправильная длина или расположение таких шлангов в соединении тягача и прицепа (или полуприцепа), которые могут повлечь их деформирование, запрещает эксплуатацию данного транспортного средства.
Тормозной привод обеспечивает управление передачи усилия на тормозные механизмы, чтобы произвести торможение . Но к тормозному приводу не относятся такие механизмы, как диски, колодки, поршни и барабаны. В обновленных правилах говорится, что любые трещины или остаточная деформация (деформация, которая сохраняется уже после прекращения внешнего воздействия) на тормозном приводе признаются неисправностью и, как следствие, запрещают эксплуатацию данного транспортного средства.
При отсутствии в автомобиле регулятора тормозных сил , который изначально предусмотрен в конструкции и значится в документации транспортного средства, его эксплуатация не допускается. В автомобилях, которые оборудованы антиблокировочной системой, указанный регулятор отсутствует.
Эффективность стояночной тормозной системы ранее описывалась только параметром угла уклона (указывался максимальный показатель в процентах) для обеспечения неподвижного стояния на поверхности для различных видов транспорта. Сейчас же вместо них будет фигурировать отсылка к пункту 1.8 приложения №8 технического регламента ТС «О безопасности колесных транспортных средств». Здесь помимо процентных значений угла уклона, также значатся расчетная удельная тормозная сила и числовые показатели установившегося замедления.
В обновленном перечне неисправностей тормозных систем теперь появилась информация относительно антиблокировочной системы тормозов . Это система, благодаря которой в момент сильного торможения колеса не блокируются и не переходят в скольжение. В тексте упоминаются не только механические, но и электронные неисправности. А именно:
— эксплуатирование автомобиля не допускается, если имеются незакрепленные и/или отсоединенные детали антиблокировочной системы, и кроме этого есть видимые повреждения;
— если световой индикатор на приборной панели показывает неисправность тормозной системы — это также указывает на невозможность эксплуатирования ТС.
Все вышеописанные пункты содержатся в Постановлении Правительства РФ от 27.05.2023 No837 «О внесении изменений в Основные положения по допуску транспортных средств к эксплуатации и обязанности должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения» и начнут действовать с 1 сентября 2023 года.
Виды предрейсовых осмотров
Проведение предрейсовых медицинских осмотров возможно следующими способами:
С какими неисправностями запрещено эксплуатировать автомобиль: очевидные и не очень варианты
Все знают, что нельзя эксплуатировать автомобиль с неисправными тормозами, рулевым управлением и фарами. Некоторые получали штрафы за отсутствие штатных брызговиков и теперь знают, что такая вероятность есть. Но многие ли помнят, что на машине нельзя ездить, если у нее нет заднего бампера или не работает механизм подъема-опускания запасного колеса? А меж тем, это чистая правда. Однако не все неисправности полностью запрещают движение: для многих в ПДД есть важная оговорка. Давайте вспомним все неисправности, при которых эксплуатация автомобиля запрещена, и выделим жирным курсивом самые неочевидные и малоизвестные. А заодно разберемся, когда ехать нельзя совсем, а когда «если очень нужно, то можно».
Чтобы ознакомиться со списком неисправностей, при которых запрещена эксплуатация, достаточно открыть ПДД: этот Перечень вынесен в отдельное приложение к Правилам. Остается лишь выбрать из них те, что относятся к легковым автомобилям – давайте этим и займемся.
Важное замечание содержится в пункте 2.3.1 ПДД. Он ссылается на вышеупомянутый Перечень неисправностей, но делит их на две категории: критические неисправности, с которыми ехать нельзя, и те, с которыми движение возможно с ограничениями.
Итак, согласно пункту 2.3.1 «запрещается движение при неисправности рабочей тормозной системы, рулевого управления, сцепного устройства (в составе автопоезда), негорящих (отсутствующих) фарах и задних габаритных огнях в темное время суток или в условиях недостаточной видимости, недействующем со стороны водителя стеклоочистителе во время дождя или снегопада». Обратите внимание, что для некоторых неисправностей есть дополнительные условия: например, не запрещено двигаться без работающей оптики днем при хорошей видимости или с неисправными стеклоочистителями при отсутствии дождя или снега.
Таким образом, вышеуказанные неисправности запрещают ехать на машине в любом случае: даже если тормоза отказали в 100 метрах от гаража или сервиса, водитель обязан немедленно остановиться и транспортировать машину на эвакуаторе. А вот к остальным неисправностям из Перечня правила более лояльны. В пункте 2.3.1 указано, что «при возникновении в пути прочих неисправностей, с которыми приложением к Основным положениям запрещена эксплуатация транспортных средств, водитель должен устранить их, а если это невозможно, то он может следовать к месту стоянки или ремонта с соблюдением необходимых мер предосторожности».
А еще в Перечне есть и такие неисправности, которые водитель может обнаружить и устранить перед выездом – например, разница колес на одной оси или нарушающие ПДД световые приборы. Для полноты картины укажем это замечание для тех неисправностей, к которым оно применимо.
Какие неисправности полностью запрещают передвижение на машине?
Итак, приведем список неисправностей, при которых ехать на машине полностью запрещено, с указанием номера пункта в официальном Перечне.
- Нормы эффективности торможения рабочей тормозной системы не соответствуют ГОСТу Р 51709-2001.
Ссылка на ГОСТ для автовладельца, само собой, ни о чем не говорит: стандарт слишком большой, чтобы знать его наизусть. Однако стоит ориентироваться как минимум на собственные ощущения: снижение эффективности торможения, изменения в откликах на педаль тормоза, провалы педали, посторонние шумы при торможении и другие очевидные проблемы – повод остановиться, проверить тормоза на наличие проблем и при необходимости вызвать эвакуатор.
- Нарушена герметичность гидравлического тормозного привода.
Это нужно проверить до начала движения: подтеки на колесах и на земле около колес явно указывают на негерметичность как минимум одного из тормозных контуров. При движении на разгерметизацию привода тормозов укажет провал педали тормоза.
- Суммарный люфт в рулевом управлении легкового автомобиля превышает 10 градусов
- Имеются не предусмотренные конструкцией перемещения деталей и узлов. Резьбовые соединения не затянуты или не зафиксированы установленным способом. Неработоспособно устройство фиксации положения рулевой колонки.
Если ехать с незатянутыми креплениями рулевого управления не станет никто, то об обязательной исправности механизма фиксации помнит не каждый. Однако если руль в автомобиле регулируется по высоте и/или вылету, механизм фиксации в выбранном положении должен работать – иначе ехать тоже нельзя.
- Неисправен или отсутствует предусмотренный конструкцией усилитель рулевого управления.
Не все помнят, что ехать с неработающим усилителем руля запрещено. То же самое касается машин, где штатный усилитель руля отключен или демонтирован: Правила такие переделки запрещают.
- Не работают в установленном режиме или загрязнены внешние световые приборы и световозвращатели.
Движение в таком случае запрещено в темное время суток или в условиях недостаточной видимости.
- Не работают в установленном режиме стеклоочистители.
Движение в таком случае запрещено во время дождя или снегопада.
- Не работают предусмотренные конструкцией транспортного средства стеклоомыватели.
Движение в таком случае запрещено во время дождя или снегопада.
Какие неисправности запрещают эксплуатацию, но позволяют доехать до места стоянки или ремонта?
Ну а теперь обозначим неисправности, с которыми водитель вправе доехать до места стоянки или ремонта. Обратите внимание: все они тоже запрещают эксплуатацию автомобиля и дают лишь возможность доехать до места стоянки или ремонта сразу после возникновения неисправности при условии, что водитель не может устранить ее самостоятельно.
- Стояночная тормозная система не обеспечивает неподвижное состояние:
транспортных средств с полной нагрузкой – на уклоне до 16 процентов включительно;
легковых автомобилей и автобусов в снаряженном состоянии – на уклоне до 23 процентов включительно.
- Количество, тип, цвет, расположение и режим работы внешних световых приборов не соответствуют требованиям конструкции транспортного средства.
Простой пункт указывает, что вся оптика должна работать в штатном режиме. Для этого пункта есть знакомое многим примечание: «на транспортных средствах, снятых с производства, допускается установка внешних световых приборов от транспортных средств других марок и моделей». Однако стоит учитывать, что установка незаводских световых приборов не отменяет необходимости их соответствия требованиям ГОСТ.
- Регулировка фар не соответствует ГОСТу Р 51709-2001.
Далеко не все водители вообще помнят, когда они в последний раз регулировали свет фар. А меж тем, неправильная регулировка запрещает эксплуатацию автомобиля.
- Не работают в установленном режиме или загрязнены внешние световые приборы и световозвращатели.
Если водитель движется днем в условиях хорошей видимости, то с неисправной оптикой можно доехать до места ремонта, соблюдая максимальные меры предосторожности.
- На световых приборах отсутствуют рассеиватели либо используются рассеиватели и лампы, не соответствующие типу данного светового прибора.
- На транспортном средстве установлены:
спереди – световые приборы с огнями любого цвета, кроме белого, желтого или оранжевого, и световозвращающие приспособления любого цвета, кроме белого;
сзади – фонари заднего хода и освещения государственного регистрационного знака с огнями любого цвета, кроме белого, и иные световые приборы с огнями любого цвета, кроме красного, желтого или оранжевого, а также световозвращающие приспособления любого цвета, кроме красного.
Требования этого пункта относятся к тем, которые нужно проверить и устранить перед поездкой: незаконные световые приборы не появляются на автомобиле сами по себе. И за это можно не только получить штраф, но и лишиться прав.
- Не работают в установленном режиме стеклоочистители.
Если в момент возникновения неисправности не идет дождь или снег, водитель может доехать до места ремонта или стоянки.
- Не работают предусмотренные конструкцией транспортного средства стеклоомыватели.
Если в момент возникновения неисправности не идет дождь или снег, водитель может доехать до места ремонта или стоянки.
- Остаточная глубина рисунка протектора шин (при отсутствии индикаторов износа) составляет не менее 1,6 мм, для зимних шин – не менее 4 мм.
- Шины имеют внешние повреждения (пробои, порезы, разрывы), обнажающие корд, а также расслоение каркаса, отслоение протектора и боковины.
Многие годами ездят на шинах, имеющих небольшие повреждения – однако Правилами любые видимые повреждения запрещены.
- Отсутствует болт (гайка) крепления или имеются трещины диска и ободьев колес, имеются видимые нарушения формы и размеров крепежных отверстий.
Отсутствие даже одной колесной гайки или болта – повод для запрета эксплуатации до устранения причины.
- Шины по размеру или допустимой нагрузке не соответствуют модели транспортного средства.
Установить колеса побольше и шины пошире – страсть многих автовладельцев. Однако нужно держаться в рамках дозволенного производителем, иначе эксплуатировать машину будет нельзя.
- На одну ось транспортного средства установлены шины различных размеров, конструкций (радиальной, диагональной, камерной, бескамерной), моделей, с различными рисунками протектора, морозостойкие и неморозостойкие, новые и восстановленные, новые и с углубленным рисунком протектора. На транспортном средстве установлены ошипованные и неошипованные шины.
Само собой, установка запасного колеса при проколе относится к ситуации, когда водитель вправе доехать до места стоянки или ремонта. Однако продолжать ездить на запаске, отличающейся от других колес, запрещено.
- Содержание вредных веществ в отработавших газах и их дымность превышают величины, установленные ГОСТом Р 52033-2003 и ГОСТом Р 52160-2003.
- Нарушена герметичность системы питания.
Если под машиной перед поездкой водитель обнаружит капли бензина, то ехать ему можно только к месту ремонта – до устранения утечек топлива эксплуатация запрещена.
- Неисправна система выпуска отработавших газов.
Под неисправностью подразумеваются повреждения, прогары или отсутствие части выхлопа: с такой проблемой тоже можно доехать только до места ремонта.
- Нарушена герметичность системы вентиляции картера.
Если езда без глушителя – вполне очевидный повод для запрета эксплуатации, то неисправность системы вентиляции картера будет сюрпризом для многих.
- Допустимый уровень внешнего шума превышает величины, установленные ГОСТом Р 52231-2004.
- Количество, расположение и класс зеркал заднего вида не соответствуют ГОСТу Р 51709-2001, отсутствуют стекла, предусмотренные конструкцией транспортного средства.
Нельзя ездить не только без штатных зеркал заднего вида, но и без стекол, включая боковые.
- Не работает звуковой сигнал.
Пользоваться звуковым сигналом можно только в ограниченных случаях, но без него ездить нельзя.
- Установлены дополнительные предметы или нанесены покрытия, ограничивающие обзорность с места водителя.
Практика показывает, что инспектор может обратить внимание не только на тонировку, но и на предметы, ухудшающие обзор водителю, в том числе видеорегистраторы и антирадары, установленные в зоне обзора. Кроме того, для этого пункта есть официальное примечание: «На верхней части ветрового стекла автомобилей и автобусов могут прикрепляться прозрачные цветные пленки. Разрешается применять тонированные стекла (кроме зеркальных), светопропускание которых соответствует ГОСТу 5727-88. Допускается применять жалюзи и шторки на задних стеклах легковых автомобилей при наличии с обеих сторон наружных зеркал заднего вида».
- Не работают предусмотренные конструкцией замки дверей кузова или кабины, <…>, механизм регулировки положения сиденья водителя, спидометр, тахограф, противоугонные устройства, устройства обогрева и обдува стекол.
Если у машины не работает замок двери, механизм регулировки водительского сиденья или спидометр, это тоже означает, что на такой машине ездить нельзя до устранения неисправности.
- Отсутствуют предусмотренные конструкцией заднее защитное устройство, грязезащитные фартуки и брызговики.
Без переднего бампера ездить можно, а вот без заднего – нельзя, равно как и без брызговиков, предусмотренных конструкцией.
- Отсутствует медицинская аптечка, огнетушитель, знак аварийной остановки по ГОСТу Р 41.27-2001.
Формально проверить наличие аптечки и огнетушителя инспектор может лишь при досмотре автомобиля, но это не значит, что возить их с собой необязательно. И дело даже не в том, что без них эксплуатация автомобиля запрещена, а в том, что они могут спасти жизнь, в том числе самому водителю.
- Неправомерное оборудование транспортных средств опознавательным знаком «Федеральная служба охраны Российской Федерации», проблесковыми маячками и (или) специальными звуковыми сигналами либо наличие на наружных поверхностях транспортных средств специальных цветографических схем, надписей и обозначений, не соответствующих государственным стандартам Российской Федерации.
- Отсутствуют ремни безопасности и (или) подголовники сидений, если их установка предусмотрена конструкцией транспортного средства.
- Ремни безопасности неработоспособны или имеют видимые надрывы на лямке.
- Не работают держатель запасного колеса, лебедка и механизм подъема – опускания запасного колеса. Храповое устройство лебедки не фиксирует барабан с крепежным канатом.
Мало кто помнит, что в число неисправностей, запрещающих эксплуатацию автомобиля, входит сломанный механизм подъема и опускания запасного колеса, расположенного под днищем. Проверять его работоспособность стоит и с точки зрения логики: оказаться с проколом на трассе без возможности поменять колесо – сомнительная перспектива.
- Нарушена герметичность уплотнителей и соединений двигателя, коробки передач, бортовых редукторов, заднего моста, сцепления, аккумуляторной батареи, систем охлаждения и кондиционирования воздуха и дополнительно устанавливаемых на транспортное средство гидравлических устройств.
Проще говоря, любые подтеки из двигателя, коробки передач, мостов и других узлов должны устраняться немедленно. Наружу может течь только конденсат из системы кондиционирования.