Экипаж танка сколько человек т34
Перейти к содержимому

Экипаж танка сколько человек т34

  • автор:

Сколько человек в экипаже танка Т-34? Как называются специальности?

В танке Т-34-85, экипаж состоит из пяти человек. Главным в экипаже является — командир, он располагается в задней левой части башни, за наводчиком. Командир сидит выше всех, и наблюдает за полем боя через специальную командирскую башню расположенную в верхней части основной башни танка.

Перед командиром располагается наводчик, который наводит орудие на цель с помощью специального прицела.

В правой части башни располагается — заряжающий, который по команде командира заряжает орудие тем или иным видом снаряда.

В передней части корпуса находится водитель — механик, который непосредственно управляет танком. И справа от него сидит — радист- пулеметчик, который управляет пулеметом расположенным в лобовой броне танка.

Тактико-технические характеристики т-34/85

Основные модификации танка т-34 и машины на их базе

А-32 — опытный гусеничный танк (1939 г.). Вооружение: 76,2-мм танковая пушка Л-10 и 2 пулемета ДТ, выпущен опытный образец;

А-32 — опытный гусеничный танк массой 24 тонны (1939г.). Вооружение: 45-мм танковая пушка и 2 пулемета ДТ, выпущен опытный образец;

Т-34. Вооружение: 76,2-мм танковая пушка Ф-34 и 2 пулемета ДТ. Вместо дизельного двигателя В-2 установлен авиационный карбюраторный двигатель М-17Т-34, выпущено 638 танков;

Т-34 — средний танк с экранированной броней (1942 г.). Серийный средний танк с усиленной броневой защитой за счет установки дополнительных броневых листов на лобовой части корпуса и боковых поверхностях башни;

Т-34-76 — средний танк (1942— 1943 гг.). Вооружение: 76,2-мм танковая пушка Ф-34 и 2 пулемета ДТ, башня имеет два входных люка (выпускались модификации с литой и штампованной башнями);

Т-34С — средний танк (1942 г.). Вооружение. 76,2-мм танковая пушка Ф-34 и 2 пулемета ДТ. Установлены: командирская башенка (типа КВ-1С), двигатель В-2К, экипаж увеличен до 5 человек. Выпущены опытные образцы.

ОТ-34 — средний огнеметный танк (1942—1944 гг.). Вооружение: 76,2-мм танковая пушка Ф-32 (или Ф-34), огнемет АТО-41 и 1 пулемет ДТ, выпущено 1170 машин;

Т-34-76 — средний танк (1943— 1944 гг.). Вооружение: 76,2-мм танковая пушка Ф-34 и 2 пулемета ДТ. На литой (штампованной) башне установлена командирская башенка с входным люком. Всего средних танков Т-34, вооруженных 76,2-мм танковыми пушками различных марок, было выпущено 33805 машин.

Т-34-76 — средний командирский танк (1942—1944 гг.). Отличался от линейных танков установкой более мощной радиостанции, выпущено 195 машин;

Т-43 — средний танк (1942 г). Вооружение: 76,2-мм танковая пушка Ф-34 и 2 пулемета ДТ. Введена торсионная подвеска и усилено бронирование, выпущены опытные образцы;

Т-43 — средний танк (1944 г). Вооружение: 85-мм танковая пушка Д-5Т и 2 пулемета ДТ. Установлена новая башня, выпущены опытные образцы;

Т-34-85 — средний танк (1944— 1947 гг.). Вооружение: 85-мм танковая пушка ЗИС-С-53 и 2 пулемета ДТ. Введена новая башня, экипаж увеличен до 5 человек. За период 1944—1945 гг. выпущено 22609 машин;

Т-34-85 — средний танк (1944 г.). Вооружение: 85-мм танковая пушка Д-5Т и 2 пулемета ДТ, выпущена небольшая серия машин;

Т-34-85 — средний командирский танк (1944—1945 гг.). Отличался от линейных танков установкой более мощной радиостанции РСБФЗТ (РСБ-1), выпущено 274 машины;

ОТ-34-85 — средний огнеметный танк (1944—1945 гг.). Вооружение: 85-мм танковая пушка ЗИС-С-53, огнемет АТО-42 и пулемет ДТ, выпущена 331 машина;

Т-34-100 — средний танк (1945 г.). Вооружение: 100-мм танковая пушка Д-10Т и пулемет ДТ, выпущен опытный образец;

СУ-122 — самоходно-артиллерийская установка (1942—1943 гг.). Вооружение: 122-мм гаубица МЛ-30 образца 1938 года, выпущено 638 машин;

СУ-122М — модернизированная самоходная артиллерийская установка (1943 г.). Вооружение: 122-мм гаубица Д-11, выпущен опытный образец;

СУ-85-I — самоходная артиллерийская установка (1943 г.). Вооружение: 85-мм пушка С-18-1, выпущен опытный образец;

СУ-85-II — самоходная артиллерийская установка (1943— 1944 гг.). Вооружение: 85-мм пушка Д5-С85, выпущено 2329 машин;

СУ-122-III — самоходная артиллерийская установка (1943 г.). Вооружение: 122-мм гаубица Д-11, выпущен опытный образец;

СУ-85-1\/ — самоходная артиллерийская установка (1943 г.). Вооружение: 85-мм пушка С-18, выпущен опытный образец;

СУ-85БМ-1 — самоходная артиллерийская установка (1943 г.). Вооружение: 85-мм пушка увеличенной мощности Д5-С85БМ, выпущен опытный образец;

СУ-100 — самоходная артиллерийская установка (1944—1947 гг.). Вооружение: 100-мм пушка Д-10С, за период 1944—1945 гг. выпущено 2495 машин;

СУ-85М — самоходная артиллерийская установка (1944 г.). Вооружение: 85-мм пушка Д5-С85, установленная в корпусе СУ-100, выпущено 315 машин;

СУ-100-2 — самоходная артиллерийская установка (1944 г.). Вооружение: 100-мм пушка С-34, выпущен опытный образец;

СУ-85БМ-II — самоходная артиллерийская установка (1944 г.). Вооружение: 85-мм пушка увеличенной мощности, выпущен опытный образец;

СУ-122П — самоходная артустановка (1944 г.). Вооружение: 122-мм пушка Д-25, выпущен опытный образец;

СУ-101 «Уралмаш-1» — самоходная артиллерийская установка (1945 г.). Вооружение: 100-мм пушка Д-10С и пулемет ДШК. Выполнена новая компоновка агрегатов, боевое отделение расположено сзади. Выпущен опытный образец;

СУ-102 «Уралмаш-1» — самоходная артиллерийская установка (1945 г.). Вооружение: 122-мм пушка Д-25 и пулемет ДШК. Выпущен опытный образец;

ЭКИПАЖ СОВЕТСКОГО ТАНКА

Экипаж самого массового среднего танка Второй мировой войны Т-34 состоял из четырех человек: командира танка, механика-водителя,командира башни и радиотелеграфиста-пулеметчика. Командир Т-34 выполнял и обязанности наводчика (то есть сам стрелял), что фактически лишало экипаж командира. Изменилась ситуация лишь с появлением машины Т-34-85 в 1943 году.

В Красной Армии механиков-водителей готовили 3 месяца, радистов и заряжающих — месяц. Формирование экипажа происходило прямо на заводе, после получения танка. Бойцы выезжали на заводской полигон и отстреливали по 3-4 снаряда и 2-3 пулеметных диска, после чего совершали марш на железнодорожную станцию, где машины погружались на платформы. Прибывая на фронт, подобные экипажи часто распадались, так и не вступив в бой. Тогда их заменяли опытные танкисты, которые потеряли свои машины в боях и, согласно уставу, были направлены служить в пехоту.

ЭКИПАЖ СОВЕТСКОГО ТАНКА

Экипаж танка не был постоянным: выйдя из госпиталя, раненые танкисты редко возвращались в свой экипаж и даже — в свой полк. Учет персональных побед в советских танковых войсках практически не велся, а те данные, которые имеются, в большинстве случаев не являются полными: число побед могло быть большим.

Данные часто занижались, что было связано с существованием системы выплат. За каждый уничтоженный немецкий танк командир, наводчик и механик-водитель получали по

500 рублей, заряжающий и радист — по 200 рублей. Что касается коллективных танковых побед, то известны лишь несколько случаев, когда экипажи советских танков уничтожали определенное количество немецких танков и орудий.

В советской военной историографии нет полного списка танкистов-асов (подобного тому, что существовал в немецких танковых войсках). Наиболее достоверные данные имеются только относительно конкретных танковых боев.

Газета «Красная Звезда» была склонна завышать данные: если судить исключительно по ним, то Красная Армия должна была уничтожить все танки Вермахта еще осенью 1941 года.

Экипаж танка сколько человек т34

T-34 (разг. «три́дцатьчетвёрка») — советский средний танк периода Великой Отечественной войны, выпускался серийно с 1940 года, и с 1944 года стал основным танком Красной Армии. Самый массовый средний танк Второй мировой войны.

Разработан в харьковском конструкторским бюро под руководством М. И. Кошкина. С 1942 по 1945 годы основное крупносерийное производство Т-34 было развёрнуто на мощных машиностроительных заводах Урала и Сибири, и продолжалось в послевоенные годы. Ведущим заводом по модифицированию Т-34 являлся Уральский танковый завод № 183. Последняя модификация (Т-34-85) состоит на вооружении некоторых стран и по сей день [2] .

Танк Т-34 оказал огромное влияние на исход войны и на дальнейшее развитие мирового танкостроения. Благодаря совокупности своих боевых качеств Т-34 был признан рядом специалистов и военных экспертов лучшим танком Второй мировой войны. При его создании советским конструкторам удалось найти оптимальное соотношение между основными боевыми, тактическими, баллистическими, эксплуатационными, ходовыми и технологическими характеристиками.

Танк Т-34 является самым известным советским танком и одним из самых узнаваемых символов Второй мировой войны. До настоящего времени сохранилось большое количество этих танков различных модификаций в виде памятников и музейных экспонатов.

Содержание

История создания

Программа создания А-20

С 1931 года в СССР получила развитие серия лёгких колёсно-гусеничных танков «БТ», прототипом которых послужила машина американского конструктора Уолтера Кристи. В ходе серийного выпуска машины этого типа постоянно модернизировались в направлении увеличения огневой мощи, технологичности, надёжности и других параметров. К 1937 году в СССР был создан и начал серийно выпускаться танк БТ-7М с конической башней; дальнейшее развитие линейки «БТ» предусматривалось в нескольких направлениях:

  • Увеличение запаса хода путём использования дизельного двигателя (это направление привело к созданию танка БТ-7М).
  • Улучшение колёсного хода (работы группы Н. Ф. Цыганова над опытными танками БТ-ИС).
  • Усиление защищённости танка путём установки брони под значительными углами наклона   (англ.) русск. при некотором увеличении её толщины. В данном направлении работала группа Н. Ф. Цыганова (экспериментальный танк БТ-СВ) и конструкторское бюро Харьковского завода.

Конструкторское бюро Танкового отдела Харьковского паровозостроительного завода (ХПЗ), единственного предприятия, выпускавшего танки «БТ», с декабря 1936 года возглавлял Михаил Ильич Кошкин. Первый проект, созданный под его руководством, танк БТ-9, был отклонён осенью 1937 года по причине грубых конструктивных ошибок и несоответствия требованиям задания. 13 октября 1937 года Автобронетанковое управление РККА (АБТУ) выдало заводу № 183 [сн 1] тактико-технические требования на новый танк под индексом А-20, выглядевшие следующим образом:

Требования задания совмещали в себе все три направления модернизации танков «БТ».

По причине слабости КБ завода № 183, на предприятии для работ по новому танку было создано отдельное конструкторское бюро, независимое от КБ Кошкина. В состав КБ вошёл ряд инженеров КБ завода № 183 (в том числе Александр Александрович Морозов), а также большая группа выпускников Военной академии механизации и моторизации (ВАММ). Руководство КБ было поручено адъюнкту ВАММ Адольфу Дику. Конструкторским бюро был разработан технический проект танка А-20, но с опозданием на полтора месяца. Данная задержка повлекла за собой анонимный донос на руководителя КБ, в результате которого Дик был арестован, обвинён в срыве правительственного задания и осуждён на 20 лет лагерей [3] . Конструкторское бюро было реорганизовано, его руководителем стал Кошкин. В марте 1938 года проект танка был утверждён. Однако к этому моменту у военного руководства страны возникли сомнения в правильности выбранного типа движителя для танка (в СССР уже появились материалы (марки стали), траки из которых имели достаточный ресурс), что послужило причиной возникновения предложений о создании двух вариантов танка: колёсно-гусеничного (как и предполагалось изначальным заданием) и чисто гусеничного. 28 апреля 1938 года в Кремле прошло совещание Народного комиссариата обороны, на котором был рассмотрен проект нового танка. Решено было продолжить работы, но решения о типе движителя, как и о типе подвески (торсионы), принято не было.

Кроме того, появились предложения об усилении бронирования машины.

Влияние опыта Гражданской войны в Испании

Гражданская война в Испании, в которой приняли активное участие поставленные республиканскому правительству лёгкие танки Т-26 и БТ-5, показала всё усиливающуюся роль противотанковой артиллерии и насыщение ею армий развитых стран. При этом основным противотанковым оружием стали не противотанковые ружья и крупнокалиберные пулемёты, а скорострельные малокалиберные пушки калибра 25—47 мм, которые, как показала практика, легко поражали танки с противопульным бронированием, и прорыв обороны, насыщенной подобными орудиями, мог стоить больших потерь в бронетехнике.

Анализируя развитие зарубежного противотанкового оружия, главный конструктор завода № 174 С. Гинзбург писал:

«Мощность и скорострельность современных противотанковых 37-мм пушек является достаточной, чтобы сделать безуспешной атаку роты тонкобронных танков, производящуюся в строю повзводно, при условии наличия 1—2 противотанковых пушек на 200—400 м обороны фронта…»

Основу танкового парка РККА в конце 1930-х годов составляли танки серий БТ и Т-26, броневая защита которых была рассчитана самое большее на противодействие винтовочным бронебойным пулям и осколкам снарядов. Поэтому одним из направлений развития советского танкостроения стало существенное повышение бронезащиты танков от огня наиболее распространённых противотанковых средств. Практически все перспективные разрабатываемые танки должны были выдерживать огонь 37-мм противотанковой пушки, которая оказалась главным врагом советских танков в Испании. Этого можно было добиться как простым увеличением толщины брони (как минимум до 40—45 мм гомогенной или 30—40 мм цементированной брони), так и расположением бронелистов корпуса под значительными углами наклона. Также опыт Испанской войны показал желательность увеличения калибра танковых орудий как минимум до 76 мм, что позволяло значительно усилить осколочно-фугасное действие снаряда для борьбы с противотанковой артиллерией и полевыми укреплениями противника.

Инициатором усиления бронирования и вооружения нового танка выступило руководство АБТУ во главе с участником Испанской войны Д. Г. Павловым. 9 мая 1938 года прошло заседание НКО, по итогам которого было принято следующее решение:

Предложение тов. Павлова о создании заводом 183 гусеничного танка признать целесообразным с усилением бронирования в лобовой части до 30 мм. Башню танка приспособить для установки 76-мм орудия. Экипаж — 4 человека.

Опытные образцы А-20 и А-32

В сентябре 1938 года по итогам рассмотрения макета БТ-20 было принято решение об изготовлении трёх танков (одного колёсно-гусеничного и двух гусеничных) и одного бронекорпуса для испытаний обстрелом. К началу 1939 года КБ-24 выполнило рабочие чертежи по А-20 и начало проектирование А-20Г [сн 2] . «Г» — гусеничный, впоследствии получивший обозначение А-32.

В феврале 1939 года, на очередном заседании Комитета Обороны было принято решение о изготовление опытных образцов обоих танков и выделении на это средств. При этом по одной из версий военные, желавшие получить «кавалерийский» танк, настаивали на постройке только колёсно-гусеничного А-20, и лишь настойчивость руководителя КБ-24 М. И. Кошкина убедила комиссию в необходимости и возможности постройки обоих танков. По другой версии, требование о постройке только А-20 основывалось на том, что в жёсткие сроки конструкторы могут не справиться с постройкой двух машин, а средства и время будут потрачены напрасно.

Тем не менее, в мае 1939 года оба танка были изготовлены и начались их ходовые испытания. По результатам испытаний А-20 показал несколько лучшую подвижность при движении на колёсах, но уступил А-32 в проходимости, кроме того, возможности ходовой части А-20 не позволяли усилить бронезащиту и вооружение, тогда как на А-32 к началу совместных испытаний, установили 76-мм пушку Л-10, а толщина брони была больше на 5—10 мм и было возможно её дальнейшее увеличение.

В конце сентября 1939 года после показа А-20 и А-32 (водитель-испытатель Н. Ф. Носик) на полигоне в Кубинке руководству НКО и членам правительства было принято решение о увеличении толщины брони А-32 до 45 мм, после чего начались ходовые испытания танка А-32, догруженного балластом (при этом на танке была установлена башня от А-20 с 45-мм пушкой). «Броня толста, как шматок украинского сала», — шутили конструкторы на ХПЗ. [4] 19 декабря на заседании Комитета обороны, по результатам испытаний А-32, было принято постановление № 443, которое предписывало:

К марту 1940 года завод должен был построить два танка и закончить их заводские испытания.

Предсерийные танки А-34 № 1 и А-34 № 2

В ночь с 5 на 6 марта 1940 года танк № 1 (водитель испытатель Н. Ф. Носик) и танк № 2 (водитель-испытатель И. Г. Битенский или В. Дюканов) без вооружения, закамуфлированные до неузнаваемости, а также два тяжёлых гусеничных артиллерийских тягача «Ворошиловец» в обстановке строжайшей секретности направились своим ходом из Харькова в Москву (750 км) вне дорог общего пользования. В связи с поломкой танка № 2 под Белгородом (обрыв главного фрикциона) колонна разделилась. Танк № 1 прибыл 12 марта на подмосковный машиностроительный завод № 37, город Серпухов, где его вместе с позднее прибывшим танком № 2 подремонтировали. В ночь на 17 марта оба танка прибыли на Ивановскую площадь Кремля для демонстрации руководителям партии и правительства. [5]

31 марта 1940 года был подписан протокол Государственного Комитета Обороны о серийном производстве танка А-34 (Т-34) на заводе № 183. Общий план выпуска на 1940 год устанавливался в 200 машин, с 1942 СТЗ и ХПЗ должны были полностью перейти на выпуск Т-34 с планом 2000 танков в год.

Серийное производство

Приказ о постановке Т-34 в серийное производство был подписан Комитетом Обороны 31 марта 1940 года, в принятом протоколе предписывалось немедленно поставить его на производство на заводах № 183 и СТЗ. Заводу № 183 предписывалось изготовить первую опытную партию из 10 танков к первым числам июля [6] . После окончания испытаний двух прототипов, был принят план производства, предусматривавший производство в 1940 году 150 машин, который к 7 июня был увеличен до 600 машин, 500 из которых должен был поставить завод № 183, тогда как остальные 100 — СТЗ [7] . Из-за задержек с поставками комплектующих, в июне на заводе № 183 были собраны только четыре машины, выпуск танков на СТЗ ещё более задерживался [8] . Хотя к осени темпы производства удалось поднять, они всё ещё значительно отставали от плана и задерживались нехваткой комплектующих, так, в октябре из-за отсутствия пушек Л-11 военной комиссией был принят лишь один танк [9] . Производство Т-34 на СТЗ ещё более задерживалось. В течение всего 1940 года велась работа по приспособлению к серийному производству изначально сложного и нетехнологичного танка, но несмотря на это, в течение 1940 года, были изготовлены, по разным данным, всего лишь от 97 до 117 машин [10] . В течение осени 1940 года в конструкцию Т-34 был внесён и ряд более крупных изменений, таких как установка более мощной пушки Ф-34, также на Мариупольском металлургическом заводе им. Ильича были разработаны литая и штампованная башни.

Начало серийного производства Т-34 явилось завершающим этапом трёхлетней работы советских танкостроителей по созданию принципиально новой боевой машины. В 1940—1945 годах постоянно наращивался объем выпуска «тридцатьчетвёрок», при этом сокращались трудозатраты и стоимость. Так, за время войны трудоёмкость изготовления одного танка сократилась в 2,4 раза (в том числе бронекорпуса — в 5 раз, дизеля — в 2,5 раза) [11] , а стоимость — почти вдвое (с 270 000 руб. в 1941 г. до 142 000 руб. в 1945 г.) [12] .

Выпуск танков Т-34 заводами НКТП (в скобках — плановое количество) [сн 3]
Завод 1940 год 1941 год 1942 год 1943 год 1944 год Всего
ХПЗ № 183 (Харьков) 117 [сн 4] (500) 1560 (500) 1677
№ 183 (Нижний Тагил) 25 5684 7466 1838 15 013
№ 112 «Красное Сормово» (Горький) 173 [сн 5] 2584 [сн 6] 2962 557 6276
СТЗ (Сталинград) 1256 2520 [сн 7] 3776
ЧТЗ (Челябинск) 1055 3594 [сн 8] 445 5094
УЗТМ (Свердловск) 267 464 [сн 9] 731
№ 174 (Омск) 417 [сн 10] 1347 [сн 11] 1136 2900
Всего 117 (500) 3014 (500) 12 572 15 833 3976 35 467

К 22 июня 1941 года в войска было отправлено 1066 танков Т-34 [4] . 1 июля 1941 года постановлением № 1 Государственного комитета обороны план выпуска танков Т-34 на заводе № 183 и СТЗ значительно увеличен, дополнительно привлекается горьковский завод № 112 («Красное Сормово»). Принимаются меры по оптимизации производственных цепочек. Так, например, если в июне 1941 года заводом № 183 было сдано представителям военной приёмки 170 танков Т-34, то в июле — 209, а в августе — 266 боевых машин.

Дальнейшее развитие

Дальнейшее развитие танка Т-34 планировалось по двум направлениям — «малой» и «большой» модернизации. Малая модернизация заключалась в устранении выявленных недостатков и осуществлялась на серийно выпускаемых машинах. Под большей модернизацией подразумевалась научно-исследовательская работа по созданию образца танка Т-34 с расширенной башней, имеющей командирскую башенку, с усиленным бронированием и новой ходовой частью с торсионной подвеской (вместо подвески Кристи). В январе 1941 года согласно постановлению Комитета обороны № 428 было решено [13] :

  • установить полную боевую массу 27,5 т (вместо 26 т);
  • до танка № 451 по заводам № 183 и СТЗ устанавливать пушку Л-11;
  • размещение увеличенного до 100 снарядов боекомплекта к 76-мм пушке — установить с танка № 751;
  • произвести утолщение днища корпуса в передней части до 20 мм, кормовой части — до 16 мм и крыши башни — до 20 мм, начиная с танка № 1001;
  • новый люк механика-водителя испытать к 15 февраля 1941 года и ввести в серийное производство, начиная с танка № 1001;
  • провести замену люков механика-водителя на всех ранее выпущенных танках до 1 января 1942 года;
  • установку пушки Ф-34 с равнопрочной бронировкой амбразуры производить с танка № 451;
  • двигатель В-2К устанавливать с танка № 751. Заводу № 183 к 1 февраля 1941 года установить в Т-34 двигатель В-2М и испытать пробегом;
  • к 1 июля 1941 года разработать и установить новую конструкцию воздухоочистителя для двигателя;
  • просить КО разработку командирской башенки перенести в вариант с торсионной подвеской и расширенной башней;
  • установку огнемёта в танк осуществлять начиная с 1 апреля 1941 года;
  • установить гарантию по гусеницам в 3000 км, начиная с танка № 1001;
  • просить КО гусеницу с цевочным зацеплением перенести в вариант Т-34 с торсионной подвеской.

Начало Великой Отечественной войны отодвинуло планы по модернизации танка на несколько лет. Перед танкостроителями были поставлены новые задачи: «прекратить модернизацию Т-34, свернуть выпуск всей гражданской продукции, приступить к выполнению мобилизационного плана и быть готовыми оказать помощь заводам, которые будут переключены на выпуск танков Т-34.» (2-й Народный комиссар среднего машиностроения СССР В. А. Малышев, 22 июня 1941 года) [4] Конструкция танков меняется в сторону упрощения, в производстве используются различные заменители. В частности, с 29 ноября 1941 года СТЗ перешёл на выпуск стальных литых катков с внутренней амортизацией и гусеницей новой конструкции, так как с августа начались перебои с поставкой резиновых бандажей с Ярославского резино-асбестового комбината. Нехватка дизельных двигателей В-2 вплоть до весны 1943 года компенсировалась на СТЗ установкой в танки авиационных карбюраторных двигателей М-17Ф, прошедших по 3—4 капитальных ремонта.

На заводе № 112 «Красное Сормово» разработана конструкция упрощённого корпуса: без механической обработки кромок листов после газопламенной резки, с упрощением соединения деталей в «четверть» и введением шипового соединения лобового листа с бортами и подкрылками. [14]

В 1943 году, в связи с массовым появлением у немцев новых моделей бронетехники с усиленным бронированием, эффективность 76,2 мм танковых пушек Т-34 сразу стала недостаточной. Это вынудило искать способы повышения боевых качеств Т-34. После проработки нескольких вариантов в серийное производство в 1944 году был запущен Т-34-85, вооружённый новой пушкой С-53 калибра 85 мм. Экипаж увеличился с 4 до 5 человек, танк получил новую башню с усиленным бронированием и более удобную для экипажа и командира. В результате масса выросла на несколько тонн (до 32 т), что привело к незначительному снижению динамических характеристик.

Описание конструкции

Т-34 имеет классическую компоновку. Экипаж танка состоит из четырёх человек — механика-водителя и стрелка-радиста, располагающихся в отделении управления и заряжающего с командиром, выполняющим также функции наводчика, которые находились в двухместной башне.

Каких-либо чётко выделенных модификаций линейного Т-34-76 не существовало. Тем не менее, в конструкции серийных машин имелись существенные отличия, вызванные различными условиями производства на каждом из производивших их заводов в определённые периоды времени, а также общим усовершенствованием танка. В исторической литературе эти отличия, как правило, группируются по заводу-производителю и периоду производства, порой с указанием на характерную особенность, если на заводе параллельно производились два или более типа машин. Впрочем, в войсках картина могла ещё более усложняться, поскольку из-за высокой ремонтопригодности Т-34, подбитые танки чаще всего вновь восстанавливались, и узлы повреждённых машин разных версий при этом зачастую собирали в целый танк в самых различных сочетаниях [15] .

Броневой корпус и башня

Броневой корпус Т-34 — сварной, собиравшийся из катаных плит и листов гомогенной стали марки МЗ-2 (И8-С), толщиной 13, 16, 40 и 45 мм, после сборки подвергавшихся поверхностной закалке. Броневая защита танка противоснарядная, равнопрочная, выполненная с рациональными углами наклона. Лобовая часть состояла из сходящихся клином броневых плит толщиной 45 мм: верхней, расположенной под углом в 60° к вертикали и нижней, расположенной под углом в 53°. Между собой верхняя и нижняя лобовые бронеплиты соединялись при помощи балки. Борта корпуса в нижней своей части располагались вертикально и имели толщину в 45 мм. Верхняя часть бортов, в районе надгусеничных полок, состояла из 40-мм броневых плит, расположенных под углом в 40°. Кормовая часть собиралась из двух сходившихся клином 40-мм броневых плит: верхней, расположенной под углом в 47° и нижней, расположенной под углом в 45°. Крыша танка в районе моторно-трансмиссионного отделения собиралась из 16-мм броневых листов, а в районе подбашенной коробки имела толщину в 20 мм. Днище танка имело толщину 13 мм под моторно-трансмиссионным отделением и 16 мм в лобовой части, также небольшой участок кормовой оконечности днища состоял из 40-мм бронеплиты.

На Т-34 образца 1943 года, толщина верхней кормовой бронеплиты была увеличена с 40 до 45 мм, а толщина днища в лобовой части — с 16 до 20 мм. Также корпуса танков могли иметь незначительные различия, зависевшие от завода-производителя, так на машинах, выпущенных Сталинградской судоверфью в 1942 году, верхний лобовой лист приваривался к бортовым соединением в шип, вместо обычно использовавшегося соединения встык.

Башня Т-34 — двухместная, близкой к шестигранной в плане формы, с кормовой нишей. В зависимости от завода-производителя и года выпуска, на танк могли устанавливаться башни различной конструкции. На Т-34 первых выпусков устанавливалась сварная башня из катаных плит и листов. Стенки башни выполнялись из 45-мм броневых плит, расположенных под углом в 30°, лоб башни представлял собой 45-мм, изогнутую в форме половины цилиндра, плиту с вырезами под установку орудия, пулемёта и прицела. Крыша башни состояла из 15-мм броневого листа, изогнутого под углом от 0° до 6° к горизонтали, днище кормовой ниши — горизонтальный 13-мм бронелист. Хотя другие типы башен также собирались при помощи сварки, именно башни первоначального типа известны в литературе под названием «сварных».

Вскоре после начала серийного выпуска Т-34, уже к концу 1940 года, в производство была запущена также литая башня. Стенки такой башни отливались целиком, а состоявшая по-прежнему из катаных броневых листов крыша — приваривалась к ней. Поскольку литая броня при равной толщине с катаной обладает меньшей снарядостойкостью, для сохранения защиты на прежнем уровне толщина стенок была увеличена до 52 мм. В остальном литые башни были по конструкции идентичны сварным. Производство литых башен к Т-34 продолжалось параллельно со сварными вплоть до окончания его выпуска.

Ещё одним, менее распространённым типом башни стала штампованная, выпускавшаяся УЗТМ с 1942 года. Верхняя часть такой башни изготавливалась целиком, за исключением маски орудия, штамповкой из 45-мм листа. Существенных отличий от сварных или литых башен штампованная не имела, однако внешне башни такого типа легко отличимы по скруглённым верхним граням. Всего на момент прекращения выпуска Т-34 на УЗТМ 1 марта 1944 года было выпущено, по разным данным, 2050 или 2062 башни этого типа [16] .

C 1942—1943 года перешли на производство башен улучшенной формы, отличавшейся большей шириной, меньшим наклоном бортов и кормы и близкой к правильному шестиугольнику формой в плане. Из-за характерной формы, такие башни были известны как «шестигранные» или «башни-гайки». Новая башня отличалась несколько бо́льшим внутренним объёмом, но всё равно оставалась тесной и по-прежнему двухместной. Ещё одним существенным изменением стало введение к 1943 году командирской башенки цилиндрической формы, устанавливавшейся на крыше башни. Однако поскольку командир танка был занят обслуживанием орудия, башенка оказалась для него практически бесполезной и повсеместного распространения не получила [17] .

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *