Как заглушить малый круг охлаждения
Перейти к содержимому

Как заглушить малый круг охлаждения

  • автор:

Изменение малого круга системы охлаждения ЗМЗ-406(ЗМЗ-402), пропиши в печи дракона.

!Данный мод доступен и для ЗМЗ-402 с соответствующими правками!

Для уверенной работы необходима ваша 100% уверенность в работоспособности Основного Радиатора, Радиатора Отопителя, Помпы и Термостата.

Здравствуйте, Товарищи!
Баржи с евросалоном отличает очень теплая печка, особенно после того как проедешь 20-25 км в среднем ритме стартанув с места разогретым до 80.
Выход есть и выход прост, в простейшем варианте процедура занимает 1,5 часа времени.

Так где же шляется аццкий дракон прописанный в печном радиаторе?попивает кофий пока не прогреется до 100% основной радиатор, виной всему отличная задумка, но 100% порочность конструкции стока баржи, задумано по уму — сделано в России, потому приложим руки и сюда.
Смотрим картинку:

И так малый круг что на 402, что 406, обходит двигатель с двух сторон, принципиально идентичен, заводские и народные методы борьбы с ним идентичны, рессорная втулка в патрубок малого круга или зауженные по штату до==16мм корпуса, чтобы выровнять поток между печкой и аппендиксом термостат помпа малого круга==>
Отсюда получаем :
1.поток ОЖ выходит из блока с двух сторон, с лицевой и со стороны моторного щита, поскольку давление ближе к насосу будет выше а путь меньше, часть горячей ОЖ удирает от нам через этот аппендикс, и то тепло что она может отдать в печной радиатор нами не используется.
2.вкупе с тем что ни один термостат отечественного производства не соответствует заявленным характеристикам, получаем либо недогрев либо перегрев двигателя, чаще таки недогрев, недогрев+уход половины ОЖ мимо радиатора="чет как-то холодно зимой".
Борются с этим поразному, например увеличавуют количество жидкости проходящей через печной радиатор с помощью электрических помп, но требует:
1.Помпу — достаточного качества.
2.проводку к ней.
3.Механизм ее включения
4.Также получаем дополнительное соединение в системе и без того любящей быть дырявой.

Дросселируя патрубок малого круга от термоса к помпе до 4-5мм, мы получаем все тоже самое только дешевле:
Цена помпы(особенно хорошей помпы)+провода, плюс кнопка включения+работы если делаете не сами и время, против цены заглушки и мечика, а сверло и дрель найдутся у каждого ну пусть второго.

Теперь немного о штатном электрокране, перекрывающем поток ОЖ в печную ветвь.
Вы в курсе что электро кран открытый на 100% это электрокран открытый на 2\3 от номинала патрубков, как-почему смотрим картинку:

конструкция такая, увы, что нам дополнительное дает дросселирование печной ветки на входе обьяснять полагаю не нужно.
Потому некоторым можно смело делать так:

Несмотря на то что кран вроде бы умный и имеет обратную связь по положению открыто закрыто, на работу отопителя его отсутствие отрицательно не влияет, НО конкретно в моем случае приходиться после простоя переоткрывать заслонку подмешивания вращением регулятора"t" на блоке управления отопителем думаю сказывается общая заезженность блока.

Ахтунг! актульно для Кораблей с отопителем 31107 и других оборудованных заслонкой подмешивания, на более ранних версиях отопителя вы получите печь которая будет жарить вас всегда, в том числе и в +30 за бортом.

Для исполнения задумки с минимальными переделками потребуются:
1.Термостат TOYOTA(как наиболее стабильно работающий и соответствующий заявленным характеристикам 82 градуса)
2.Мечики 1\2 конический и прямой
3.Заглушка 1\2
4.Сверло 4-5мм.
5.Соединитель патрубков отопителя ВАЗ.
6.Сверло на 18.

Работы:
1.Снимаем корпус термостата с двигателя.
2.крепим к поверхности, я использую саморезы и обрезок доски толщиной 50мм.
3.От руки подрезаем Сверлом 18 отверстие, и поочередно коническим и прямым мечиками на 1\2 нарезаем резьбу в отверстии к патрубку помпы.

4.Закручиваем заглушку в отверстие с герметиком/паклей, я предпочитаю фум, малый круг мы заглушили.

Можно было бы на этом остановится, НО! смотрим на расположение датчиков температуры, а расположены они между головой и термостатом, т.е. в той конфигурации к которой мы идем до открытия термостата будут находиться фактически в тепловой тени, и передавать показания на прибор и мозги с задержкой, что не есть хорошо потому:

5.Сверлим в заглушке отверстие сверлом 4-5 мм, для лучшего омывания датчиков тосолом до открытия термостата, и снижения погрешности передачи показаний температуры до открытия большого круга.

6.Монтируем корпус термостата на двигатель, попутно заменяя термостат тоетовским, и будет нам жара в салоне уже с 70 градусов при прогреве.

Можно было ограничиться этим, но я ж умный, я ж загодя закупился помпой На 4062 под гур LWP 03092 4061.3906629-10, то что в коробке оказалась помпа для 409 под гур LWP 03093 4061.3906629-30, заметил уже поле того как она полгода пролежала дома.

Фигня война решил я, глядя на запас заглушек под 1\2, и прикладывая ее к патрубку на термостат, нарезал резьбу в патрубке, завернул туда заглушку на фум, нарезал резьбу в корпусе термостата, причем нарезал с перекосом к плоскости.

Радостный побежал ставить все это на машину и тут выясняется что с двумя пробками частью под ключ друг к другу термостат не встает на место, фигня, выкрутил заглушку, закрутил ее изнутри, выступающую часть дремельнул заподлицо с корпусом, ура!все встает как надо.

Собрал систему, прогрел машину.

Но сказалась кривая резьба + таки наверно недостаточно уплотнение+ давление на ОЖ из блока, и заглушка ощутимо потела, появлялись капли ОЖ при продолжительной работе двс.
Потому ничего не попишешь, быстрое тепло я уже распробовал и подсел, был закуплен корпус Термостата E3.

Тут будьте внимательны судя по всему они бывают двух видов:
1.С заглушками под датчики перегрева и на прибор
2.Без отверстий под датчики перегрева и на прибор.
Почему так?Е3 моторы имею комбинацию мозги плюс приборка работающие по CAN-шине, и и роль двух дополнительных датчиков температуры которые имеют наши моторы отрабатывают мозги.
Во втором случае, если вы не хотите сверлиться и резать резьбу придется что-томутить с CAN-шиной приборкой и мозгами к ней, резьбу нарезать таки проще.

Фото в бортжурнале ГАЗ 31105 9 Фото в бортжурнале ГАЗ 31105 10

В моем варианте:
1.Термостат TOYOTA(как наиболее стабильно работающий и соответстующий заявленным характеристикам 82 градуса)
2.Мечики 1\2 конический и прямой
3.Заглушка 1\2
4.Сверло 4-5мм.
5.Помпа е3 по гур.
6.Корпус термостата е3.
7.Соединитель патрубков отопителя ВАЗ.
8.Сверло на 18.
9.Какой-то из патрубков отвода картерных газов нивы.

Работы:
1.Сливаем ОЖ из системы.
2.Демонтируем корпус термостата E0 и помпу.

3.Корпус Термостата E3
3.1.Сверлим-Рассверливаем отверстия по ДТ
3.2.Режем резьбу 3\8 по ДТ на прибор и перегрева М12х1,5 под ДТ на мозги.
3.3.Закручиваем ДТ в корпус на ФУМ.
3.4.Меняем родной термос на тоетовский.
3.5.Ставим крышку, я заменил болты крышки на шпильки М8х1,25\М8х1.0 + латуные\медные гайки, ну не то это место где должны быть болты ИМХО.

4.Помпа Е3
4.1.Потому режем 1\2 в парубке от помпы к термостату, ставим туда заглушку.
4.2.Сверлим в заглушке отверстие диаметром 4-5 мм.для чего описывал выше^.
4.3.Ну тут я как любитель латуни(читай сантехники) еще и штуцер печной со стали на латунь заменил, благо
резьба 1\2.

5.Подбираем патрубок по диаметру между помпой и термостатом, я использовал какой-то из развала патрубков Бутовского Техкома от 2108.
6.Меняем E0 на E3 навеску.
7.Заливаем ОЖ.
8.Греемся радуемся.

Пишите каким вопросам нужны доп иллюстрации и описания, напоминаю что я убежденный филин и статья пишется в предсонном творческом бреду после работы, до вечера Товарищи.

Как заглушить малый круг охлаждения

Доброго дня всем!Вопрос назрел вот такой кто переделывал подачу на печку не с блока а с термостата как вот тут на сайте www.volgauniversal.ru/for…/index.php?topic=3206.640 что печка жарить начинает не подетски ?Вот там описано что надо малый круг глушить а если его не глушить то результат получится или нет?!Задал вопрос бы там но не как зарегистрироваться не получается, может кто там уже зарегистрирован?

Recommendations

Comments 27

первое что пришло в голову — хрендец дядя-водопроводчик, а по существу, не забываем что у него теплообменник, а потому прогрев машины по умолчанию идет быстрее, следовательно надобность в малом контуре отпадает

я делал себе на 3105,но не так…
малый круг полностью перекрывать нельзя, его надо просто задросселировать-уменьшить проходное сечение в малый круг…кто резиновую втулку с отверстием ставит, кто в самом корпусе термоса делает заглушку…минимальный диаметр отверстия в малый круг-8 мм, меньше не надо, головка будет неравномерно греться…

мысли этого больного человека, по имени Серёжа, уже давно все обсуждают, но ни кто не отписывался о последствиях, а именно в данной ситуации, идёт перегрев ГБЦ.

испытано или на теории

поймите, он глушит малый круг, то есть прекращается нормальная циркуляция ОЖ в ГБЦ, но она и без этого херовая.
на первых 406, в задней крышке ГБЦ стояла заглушка, в которую можно было поставить штуцер, и отбирать горячую ОЖ.
я не буду всё расписывать, этот дурак со своими теориями и так уже заипал другие форумы.

благодарю будем мудрить выход из задней крышки

п.с.
в печку 31107 входит медный 3-х рядник.
только штуцерами надо попасть в отверстия в кузове.

не…я не лезет пробывал

благодарю будем мудрить выход из задней крышки

И что на этом фото именно

кусок линолеума, закрывающего половину радиатора.

Малый контур не обязательно перекрывать, достаточно уменьшить его сечение. Я вкрутил ввертышь в корпус термостата. Было отверстие 20мм. стало 12мм. Эффект колосальный. Забор жижи, чем ближе к термостату тем жарче, но можно и с торца гбц запитаться.

Можно а есть ссылка кто переделывал?

Я так сделал, но у меня подробно не увидишь. Там пробка под шестигранник на задней крышке. Вместо нее я уголок вкрутил. Бывает что нет этой пробки, но отлив есть и в нем можно сделать отверстие с резьбой.

и как результат радует?

смотри как у меня жарит отдуши.
но в моороз надо ограничиватьпрохождение воздуха через печку тогда еще жарче будет

Вот я тебе раскажу сказку на машине 3й у мене стоит 406 дрыжок поставил медный оренбуржский радиатор на 18 тока медный и вдобавок у мене стоит эл.помпа жара пизд…ц дышать нечем в салоне и .забыл термостат на 87стоит на зиму сам ставил и 3 печки в салоне 2 и одна в ноги херачит тока одним жаром как в бане и как в крысе херачит в газеленвагене все ок так что неизобретай велосипед просто надо смазать старый велик

МНЕ МЕДНЫЙ 3-Х РЯДНИК НЕ ЗАСУНЕШ ПЕЧКА Н/О

Да какая разница я в 3 х печках поменял сразу на них они стардартные как и аллюминевые идут даж проложка не порвалась .ДЫШАТЬ нечем даж если и открываю улицу на охлождения еще больше жараепенит сходи в магазин поговори с продавцом шо это за печки. Тут на драйве тож один поставил этот радиатор недавно писал я ему посоветовал др сих пор яйца высиживал долго а теперь стали вылуплятся за сутки -)))

печка 31107,я поставил полностью алюминевый есть тепло но хотелось подачу сделать пожарче с гбц а не как по стандарту с блока

Куда уш жарче при 80 пятки горят хоть круиз контроль ставь у меня аж подошва лопнула от нагрева и переохолождения на кросах -)))

Парню просто не спится по ночам, вот и занимается ерундой. Или он умнее всего КБ, вместе взятого? Чего ж на заводе-то так не сделали?

!Данный мод доступен и для ЗМЗ-402 с соответствующими правками!

Для уверенной работы необходима ваша 100% уверенность в работоспособности Основного Радиатора, Радиатора Отопителя, Помпы и Термостата.

Здравствуйте, Товарищи!
Баржи с евросалоном отличает очень теплая печка, особенно после того как проедешь 20-25 км в среднем ритме стартанув с места разогретым до 80.
Выход есть и выход прост, в простейшем варианте процедура занимает 1,5 часа времени.

Так где же шляется аццкий дракон прописанный в печном радиаторе?попивает кофий пока не прогреется до 100% основной радиатор, виной всему отличная задумка, но 100% порочность конструкции стока баржи, задумано по уму — сделано в России, потому приложим руки и сюда.
Смотрим картинку:

И так малый круг что на 402,что 406,обходит двигатель с двух сторон, принципиально идентичен, заводские и народные методы борьбы с ним идентичны, рессорная втулка в патрубок малого круга или зауженные по штату до==16мм корпуса, чтобы выровнять поток между печкой и аппендиксом термостат помпа малого круга==>
Отсюда получаем :
1.поток ОЖ выходит из блока с двух сторон, с лицевой и со стороны моторного щита, поскольку давление ближе к насосу будет выше а путь меньше, часть горячей ОЖ удирает от нам через этот аппендикс, и то тепло что она может отдать в печной радиатор нами не используется.
2.вкупе с тем что ни один термостат отечественного производства не соответствует заявленным характеристикам, получаем либо недогрев либо перегрев двигателя, чаще таки недогрев, недогрев+уход половины ОЖ мимо радиатора="чет как-то холодно зимой".
Борются с этим поразному, например увеличавуют количество жидкости проходящей через печной радиатор с помощью электрических помп, но требует:
1.Помпу — достаточного качества.
2.проводку к ней.
3.Механизм ее включения
4.Также получаем дополнительное соединение в системе и без того любящей быть дырявой.

Дросселируя патрубок малого круга от термоса к помпе до 4-5мм, мы получаем все тоже самое только дешевле:
Цена помпы(особенно хорошей помпы)+провода, плюс кнопка включения+работы если делаете не сами и время, против цены заглушки и мечика, а сверло и дрель найдутся у каждого ну пусть второго.

Теперь немного о штатном электрокране, перекрывающем поток ОЖ в печную ветвь.
Вы в курсе что электро кран открытый на 100% это электрокран открытый на 23 от номинала патрубков, как-почему смотрим картинку:

!Данный мод доступен и для ЗМЗ-402 с соответствующими правками!

Для уверенной работы необходима ваша 100% уверенность в работоспособности Основного Радиатора, Радиатора Отопителя, Помпы и Термостата.

Здравствуйте, Товарищи!
Баржи с евросалоном отличает очень теплая печка, особенно после того как проедешь 20-25 км в среднем ритме стартанув с места разогретым до 80.
Выход есть и выход прост, в простейшем варианте процедура занимает 1,5 часа времени.

Так где же шляется аццкий дракон прописанный в печном радиаторе?попивает кофий пока не прогреется до 100% основной радиатор, виной всему отличная задумка, но 100% порочность конструкции стока баржи, задумано по уму — сделано в России, потому приложим руки и сюда.
Смотрим картинку:

И так малый круг что на 402,что 406,обходит двигатель с двух сторон, принципиально идентичен, заводские и народные методы борьбы с ним идентичны, рессорная втулка в патрубок малого круга или зауженные по штату до==16мм корпуса, чтобы выровнять поток между печкой и аппендиксом термостат помпа малого круга==>
Отсюда получаем :
1.поток ОЖ выходит из блока с двух сторон, с лицевой и со стороны моторного щита, поскольку давление ближе к насосу будет выше а путь меньше, часть горячей ОЖ удирает от нам через этот аппендикс, и то тепло что она может отдать в печной радиатор нами не используется.
2.вкупе с тем что ни один термостат отечественного производства не соответствует заявленным характеристикам, получаем либо недогрев либо перегрев двигателя, чаще таки недогрев, недогрев+уход половины ОЖ мимо радиатора="чет как-то холодно зимой".
Борются с этим поразному, например увеличавуют количество жидкости проходящей через печной радиатор с помощью электрических помп, но требует:
1.Помпу — достаточного качества.
2.проводку к ней.
3.Механизм ее включения
4.Также получаем дополнительное соединение в системе и без того любящей быть дырявой.

Дросселируя патрубок малого круга от термоса к помпе до 4-5мм, мы получаем все тоже самое только дешевле:
Цена помпы(особенно хорошей помпы)+провода, плюс кнопка включения+работы если делаете не сами и время, против цены заглушки и мечика, а сверло и дрель найдутся у каждого ну пусть второго.

Теперь немного о штатном электрокране, перекрывающем поток ОЖ в печную ветвь.
Вы в курсе что электро кран открытый на 100% это электрокран открытый на 23 от номинала патрубков, как-почему смотрим картинку:

1200 руб. за фотоотчёт

Платим за фотоотчёты по ремонту авто. Заработок от 10 000 руб/мес. Пишите:

Наведите мышку на картинку, чтобы она стала интерактивной.

Зачем нужна система охлаждения двигателя уже можно догадаться из названия – работая, двигатель нагревается и охлаждается через радиатор. Это вкратце. На самом деле, задача системы охлаждения двигателя поддерживать его температуру в определенном диапазоне (85-100 градусов), называемом рабочей температурой. При рабочей температуре мотор работает максимально эффективно и безопасно.

Большой и малый круг системы охлаждения двигателя

После запуска, двигатель должен как можно быстрее достичь рабочей температуры. Для этого система охлаждения поделена на две части – малый круг и большой круг обращения. По малому кругу охлаждающая жидкость циркулирует максимально близко к цилиндрам и, соответственно максимально быстро нагревается. Как только она прогревается до наивысшей рабочей температуры, открывается клапан и жидкость уходит на большой круг, где не дает двигателю перегреться. Задача малого круга сохранить рабочую температуру, а большого — отвести лишнее тепло.

Печка как часть системы охлаждения двигателя

Приятно, когда салон быстро прогревается, а ведь это происходит потому, что печка это часть малого круга обращения. Через шланги жидкость уходит на радиатор печки и возвращается обратно. Что это значит? Чтобы печка начала дуть теплый воздух быстрее, ее надо включать тогда, когда согреется двигатель.

Термостат и помпа

Помпа и термостат системы охлаждения

Итак, мы выяснили, что двигатель не перегревается благодаря циркуляции ОЖ. Но что заставляет жидкость двигаться? Ответ – помпа. Это такой специальный насос, который приводится в движение двигателем через ремень, но бывают помпы и с электромотором. Основные неисправности помпы связанные с течью сквозь дренажное отверстие и износом подшипника (сопровождается писком). Также бывают помпы с пластиковой крыльчаткой, которая разъедается от некачественного антифриза.

Термостат, этот самый клапан, который открывается при нагреве ОЖ и пускает ее по большому кругу. Состоит из цилиндра с веществом, которые расширяется при нагреве; достигнув определенной температуры, оно выдавливает шток и открывает клапан. Остыв, шток втягивается, а клапан закрывается.

Радиатор и расширительный бачок системы охлаждения двигателя

Радиатор является частью большого круга и устанавливается впереди автомобиля. В нем циркулирует жидкость, которая охлаждается встречным воздухом и вентилятором.

Крышка радиатора поддерживает давление в системе охлаждения. В ней есть клапан, который открывается, когда давление превышает рабочее, и стравливает лишнюю жидкость по шлангу в расширительный бачок.

Расширительный бачок нужен, чтобы сохранить жидкость, нужную для охлаждения. Когда антифриз в расширительном бачке охладится, он вернется по шлангу обратно в радиатор, исключая попадание воздуха. Есть совмещенные бачки с клапанной крышкой.

Вот как устроена система охлаждения двигателя. Среди основных проблем связанных с этой системой стоит выделить:

  • течь – может появиться везде, от каналов блока до расширительного бачка;

Основная причина – избыточное давление из-за неисправной крышки радиатора/расш. бачка

  • перегрев – возникает неожиданно, но паниковать не стоит. Лучше включить печку на полную, врубив высшую скорость, прекратить движение накатом и заглушить двигатель.

Основные причины – вытекла вся ОЖ в системе, отказал вентилятор, забит радиатор, вышел из строя термостат или помпа.

Основные причины – отсутствие антифриза, сломался термостат в открытом положении.

Часто начинающие водители задаются вопросом, что такое малый и большой круг охлаждения двигателя. Как правило, задаются таким вопросом при каких-либо проблемах, начавшихся с системой охлаждения. На самом деле, тут все одновременно сложно и просто. Чтобы ответить на этот вопрос, необходимо разобраться в принципе работы данного элемента мотора, понять, как действует охлаждение двигателя, и зачем оно необходимо. Это знание позволит значительно быстрее выявлять причины неисправности, а также избегать ошибок в процессе ремонта. Таким образом, знать теорию автолюбителю просто необходимо.

Содержание

Зачем нужна система?

Малый и большой круг охлаждения двигателя часть общей системы. Давайте посмотрим зачем она нужна. Для начала, стоит вспомнить особенности работы силового агрегата. При воспламенении температура газов может достигать до 200°C. И только часть образовавшегося тепла преобразуется в работу. Остальная часть выходит вместе с выхлопом, а также нагревает детали двигателя. Чтобы не возникала проблема с перегревом запчастей и их деформацией, используется целый комплекс конструктивных особенностей. Отвод тепла происходит по воздуху, маслу, которое смазывает детали. Но, основная часть тепла отводится водяной системой охлаждения.

Исходя из перечисленного, можно сказать, что система охлаждения обеспечивает защиту мотора от перегрева. Обратите внимание, что в технике используется несколько разновидностей систем охлаждения:

  • Термосифонные – тут циркуляция производится за счет разницы в плотности между жидкостью с разной температурой. Охладившись, антифриз опускается вниз к двигателю, выталкивая в радиатор порцию горячей жидкости;
  • Принудительные – циркуляция происходит благодаря насосу, который, как правило, приводится в действие от коленчатого вала;
  • Комбинированная система. Основная часть мотора охлаждается принудительно, и только от некоторых деталей производится отвод тепла термосифонным методом.

Система охлаждения

Теперь давайте рассмотрим более внимательно систему охлаждения современного легкового автомобиля. Нужно отметить, что на всех машинах она практически идентична. Отличия касаются в основном мелочей, а также в размещении элементов. Сейчас, применяется в основном принудительная разновидность, для массовых авто она показала себя более эффективной. Состоит она из следующих элементов:

  • Вентилятор. Этот элемент выполняет вспомогательную функцию. Его задача создавать дополнительный поток воздуха, который обдувая радиатор, охлаждает его. Сейчас обычно вентилятор оснащается электродвигателем. Но, на некоторых моделях применяется принудительный привод от коленвала;
  • В самом двигателе находится рубашка охлаждения. Она представляет собой сеть взаимосвязанных между собой каналов, которые и выполняют основную часть работы по отведению тепла от мотора. Часто именно рубашку называют малым кругом;
  • Насос для воды (помпа). Задачей этого элемента является перекачка антифриза из двигателя в радиатор. Собственно, это один из основных компонентов принудительной охлаждающей системы, при отказе насоса дальнейшая работа становится невозможной;
  • Термостат. Обеспечивает направление потоков по малому кругу или по всей системе. Регулировка производится в зависимости от температуры теплоносителя;
  • Отопитель (печка). Так как для отопления салона используется тепло антифриза, то печка является частью системы охлаждения;
  • Датчики. Обычно устанавливается 2 датчика. Один стоит в моторе, и подключен к приборной панели, другой в радиаторе, он включает вентилятор охлаждения. Если привод вентилятора принудительный, то в радиаторе установлена заглушка;
  • Расширительный бак. Он включает в себя сразу 2 функции. Первое, это наличие запаса жидкости, которая может испаряться в процессе эксплуатации. В таком случае недостающий объем подается в систему, которая соединена с бачком по принципу сообщающихся сосудов. Другая функция – возможность сброса пара при перегреве двигателя. Часть охлаждающей жидкости испаряется, чтобы не произошло аварийной разгерметизации, сброс происходит в расширительный бак.

Круги циркуляции

Обычно выделяют большой и малый. Основным считается малый. По нему жидкость циркулирует сразу после запуска мотора. В функцию этого круга входит поддержание оптимальной температуры для работы силового агрегата. В малый круг входит помпа, рубашка мотора и печка. Это позволяет быстро прогревать двигатель. Также, при низкой температуре воздуха антифриз двигаясь только по малому радиусу, не будет остужать силовой агрегат до минимальной температуры, наоборот, сохраняя тепло.

Внешний радиус (круг) системы охлаждения включает в себя радиатор и расширительный бак. Циркуляция антифриза по нему, начинается только после достижения двигателем рабочей температуры. Открытие подачи происходит после срабатывания термостата.

Иногда, в системе могут происходить сбои. Они являются следствием заклинивания термостата. В зависимости от того, в каком положении его заклинило, двигатель будет или перегреваться, или наоборот, не сможет достичь оптимальной температуры. Устраняется проблем путем замены термостата, также желательно, иногда для профилактики промывать систему.

Заключение. Охлаждающая система является важным элементом, обеспечивающим работоспособность двигателя. Для полноценной диагностики неисправностей нужно знать, чем различаются малый и большой круг охлаждения двигателя. Разобравшись в данном вопросе, вам будет значительно проще выявить причину неправильной работы этой системы.

Как заглушить малый круг охлаждения на ваз 2109

Поддержание температурного режима силовой установки возможно только при условии, что охлаждающая жидкость заполняет все каналы системы. Но бывает так, что внутри образуются воздушные пробки, из-за которых нарушается нормальное функционирование системы охлаждения.

Как выгнать воздушную пробку

Чем опасна воздушная пробка?

Воздушная пробка – скопление воздуха внутри каналов системы охлаждения, которые нарушают циркуляцию охлаждающей жидкости. Она играет роль разрыва в потоке, который антифриз не может преодолеть. Последствия образования воздушной пробки серьезны:

  • неравномерный отвод тепла от узлов и механизмов силовой установки;
  • перегрев мотора;
  • некорректное отображение информации с датчиков двигателя;
  • повреждение термостата;
  • прекращение работы системы обогрева салона.

Причины появления

Схема системы охлаждения

Причин, из-за которых в каналах системы охлаждения скапливается воздух, несколько. Воздушная пробка образуется из-за:

  1. Негерметичности системы. Неплотности в местах соединения патрубков приводят к тому, что при движении потока жидкости образуется разрежение, которое засасывает воздух в систему. Постепенно количество воздуха увеличивается, затем он скапливается в одном месте, образовывая пробку.
  2. Потери герметичности в водяной помпе. Если уплотнительная прокладка под насосом повредилась, то узел в процессе работы будет засасывать воздух.
  3. Нарушение технологии замены или доливки антифриза. Если сразу залить большое количество жидкости, то воздух, находящийся в патрубках не выйдет и антифриз собственным весом протолкнёт пузырьки воздуха внутрь системы. После запуска мотора, воздух соберется в одном месте, прервав поток.
  4. Повреждение прокладки ГБЦ вследствие перегрева. Если появившийся пробой соединит канал системы охлаждения с атмосферой, то жидкость затянет воздух извне. Завоздушивание появляется, если пробой соединил канал с цилиндром. В этом случае отработанные газы прорвутся в систему охлаждения, что помимо появления воздушной пробки сопровождается бурлением антифриза в расширительном бачке.

Если появилось предположение, что в системе охлаждения образовалась пробка, сначала удостоверьтесь, что произошло завоздушивание. Перегревы силовой установки происходят из-за заклинивания термостата, что тоже является неприятной ситуацией.

Определяем причину

Основной показатель появления воздушной пробки – не работает, или плохо работает печка. Но произойти это может и по вине того же термостата. Если он заклинит в открытом положении (антифриз двигается по большому кругу постоянно), то двигатель попросту не наберёт рабочую температуру и печка греть не будет.

Поэтому если вы решили устранить проблемы в работе системы охлаждения, сначала проверьте работу термостата. Делать это просто, рассмотрим действия на примере ВАЗ-2109.

Проверку начинайте на остывшем двигателе. Мотор запускаем, открываем капот, находим верхний большой патрубок, идущий к радиатору – он подающий и идет от термостата, пробуем рукой его температуру. Если термостат исправен, то патрубок остаётся холодным, пока двигатель не прогреется до рабочей температуры. Как мотор наберет температуру и термостат откроется, патрубок начнёт нагреваться.

Если термостат функционирует нормально, но система обогрева не работает, скорее в системе воздушная пробка, которую нужно выгонять. Но перед этим устраните причину ее появления. Для этого внимательно осматриваем соединения трубопроводов системы, нет ли подтеков.

Осмотрите водяной насос и мотор в месте соединения блока цилиндров с головкой. Следы протекания антифриза указывают на повреждение прокладок. Устраните причину образования воздушной пробки, и только после этого решайте вопрос с завоздушиванием.

Видео: Как не завоздушить систему охлаждения при заполнении тосолом.

Как выгнать воздушную пробку на примере ВАЗ-2109

Чтобы развоздушить систему охлаждения используется три метода, каждый из которых справляется с поставленной задачей.

Воздушная пробка в расширительном бачке

Самый простой способ, который применим как для ВАЗ-2109, так и других авто – удаление воздушной пробки двигателем. Для этого найдите крутой склон и загоните на него авто передком вверх.

После установки машины на склон, обездвиживаем его ручником (не помешают и противооткатные башмаки или иные упоры).

Удалить воздух таким способом просто – после установки авто устанавливаем средние обороты двигателя и удерживаем их. Помпа активно качает жидкость и выталкивает пробку в верхнюю точку.

В процессе работ жидкость циркулирует и уровень ее в расширительном бачке может упасть, поэтому следите за количеством антифриза и подливайте его.

Поскольку радиатор связан с расширительным бачком, то при интенсивной работе насоса, воздух сначала поступит в радиатор, а затем жидкостью вытеснится в расширительный бачок.

Показателем того, что воздух вышел из системы охлаждения, будет стабильная струйка антифриза без пузырьков воздуха, выходящая из патрубка обратной подачи, идущего от радиатора.

Можно выгнать пробку другим вторым способом.

Для этого найдите патрубок подогрева карбюратора (дроссельной заслонки – на инжекторной версии ВАЗ-2109) и снимите его. После откручиваем крышку расширительного бачка, при надобности доливаем жидкость.

Чтобы выгнать пробку, создайте давление в системе. Для этого с усилием подуйте в бачок. Но проще найти подходящую крышку и врезать в нее золотник от бескамерной шины, после чего создайте давление в системе насосом или автокомпрессором.

Суть метода сводится к тому, что создав давление в бачке, мы выталкиваем жидкость из бачка. При этом жидкость, дойдя до пробки, начнет ее смещать к месту, где давление падает. Это снятый патрубок обогрева карбюратора (дросселя). Сигналом того, что пробка вышла, будет появление струи антифриза из патрубка.

Третий метод построен по тому же принципу, что и второй, но в нем для создания давления используется сам двигатель. Запускаем мотор и даем ему поработать 15-20 мин (за это время в системе создастся давление из-за расширения антифриза при нагреве).

После откручиваем патрубок прогрева карбюратора (дросселя) и ждём, пока за счет давления пробка не выйдет и из снятой трубки не пойдет антифриз. Но этот метод применим только, если клапаны крышки расширительного бачка исправны и не пропускают воздух.

[отговорите)] Думки про малый круг охлаждения

Ну все знают . что чтобы величить поток жидкости проходящего через печку, ставят дополнительную помпу, Тут есть примеры, фотоотчеты.
А что если придавить/приглушить, а то и совсем заглушить малый круг охлаждения? Получается тогда вся жижа будет идти через печку.
Ах да , еще ньюанс почему думаю это можно. На печке НЕТ крана, то есть летом и так и так жижа течет через печку.
Что думаете господа? ))

Сам шланг малого круга всего см 20 .
берет начало от термостата

и сразу поворачивает и уходит в блок.

Caldina ET196`95 5E

Вообще, если двойная сплошная справа, это плохая примета. (с форумов)

а по теме, ну как и у всех , печка жарит тока после того как проедешь несколько км. а так ну теплый . поэтому народ и ставит дополнительные помпы.
Ну а тут мысля что если так сделать.

Только у нас не Хонда — перекрывая шланг, перекроем и циркуляцию.

Помпу, по крайней мере я, ставил для лучшей циркуляции — можно включать вентилятор печки на максимум, и воздух всё равно будет идти горячий.
На холодном двигателе. никогда не получить горячую печку — ОЖ то тоже "холодная".

Другое дело, если мотор не прогревается пока не проедешь.
Это, при нормальных условиях, говорит о неисправности в системе охлаждения.
Тут искать и устранять причину стоит, а не шланги зажимать.

Caldina ET196`95 5E

Вообще, если двойная сплошная справа, это плохая примета. (с форумов)

Caldina ET196`95 5E

Вообще, если двойная сплошная справа, это плохая примета. (с форумов)

Только у нас не Хонда — перекрывая шланг, перекроем и циркуляцию.
Другое дело, если мотор не прогревается пока не проедешь.
Это, при нормальных условиях, говорит о неисправности в системе охлаждения.
Тут искать и устранять причину стоит, а не шланги зажимать.

да вроде как все исправно . радиатор печки чист как снутри так и снаружи, снимал лично . заливал кипяточек с лимонной кислотой, тока залил радиатор весь горячий.
испаритель почищщен . салонник не забит . термостат работает . двигатель прогревается.
Машина стоит на эл. подогреве, движка горячая . заводишь . ну через минуту теплый воздух . а вот понастоящему чтоб жарит шо писец, тока после поездки км10.
ты вот поставил помпу, да чтоб увеличить поток жидкости через печку . ну вот мысля и появилась . "А что если как альтернатива сделать так. "

а почему нарушится циркуляция то? крана на печки нет . жижа будет циркулировать через печку. Или имеется ввиду что общий поток снизится? диаметр шлангов меньше.

Воздух в системе охлаждения ваз: причины и пути решения

Как понять, что в системе охлаждения появилась воздушная пробка? При возникновении этого явления, возникает несколько типовых симптомов. Среди них:

  • Проблемы в работе термостата. А конкретнее, если после запуска двигателя вентилятор охлаждения включается очень быстро, то велика вероятность того, что термостат вышел из строя. Другая причина этого, может заключаться в том, что в патрубке насоса скопился воздух. В случае, если клапан термостата будет закрыт, то антифриз циркулирует по малому кругу. Возможна и другая ситуация, когда стрелка температуры охлаждающей жидкости находится в «нолях», когда двигатель уже достаточно нагрелся. Тут снова возможны два варианта — неисправность термостата, или наличие в нем воздушной пробки.
  • Утечка антифриза. Ее можно проверить визуально по следам тосола на отдельных элементах двигателя или ходовой части машины.
  • Помпа начинает шуметь. При ее частичном выходе из строя появляется посторонний шум.
  • Проблемы в работе печки. Причин неисправностей этому существует много, однако одной из, как раз и является образование воздушной пробки в системе охлаждения.

Если вы обнаружили хотя бы один из описанных выше признаков, то необходимо провести диагностику системы охлаждения. Однако перед этим будет полезно разобраться, что стало причиной возможных проблем.

Система охлаждения двигателя ВАЗ-2111 (с системой впрыска топлива)

1 – расширительный бачок; 2 – пробка; 3 – пароотводящий шланг; 4 – шланг от расширительного бачка к термостату; 5 – датчик температуры охлаждающей жидкости в выпускном патрубке; 6 – дроссельный узел; 7 – подводящий шланг радиатора; 8 – отводящий шланг радиатора; 9 – левый бачок радиатора; 10 – правый бачок радиатора; 11 – сливная пробка; 12 – сердцевина радиатора; 13 – кожух электровентилятора; 14 – крыльчатка электровентилятора; 15 – электродвигатель; 16 – зубчатый шкив насоса; 17 – крыльчатка насоса; 18 – зубчатый ремень привода распределительного вала; 19 – отводящий патрубок радиатора отопителя; 20 – подводящая труба насоса; 21 – кран; 22 – радиатор отопителя; 23 – шланг отвода охлаждающей жидкости от дроссельного патрубка; 24 – шланг подвода охлаждающей жидкости к дроссельному патрубку; 25 – датчик указателя температуры охлаждающей жидкости; 26 – выпускной патрубок; 27 – подводящий патрубок отопителя; 28 – термостат; 29 – датчик уровня охлаждающей жидкости.

Профилактика завоздушивания

Соблюдайте нехитрые правила при замене охлаждайки и вы сможете избежать проблемы появления завоздушивания:

  • Заливайте охлаждающую жидкость медленно, не торопясь, маленькими частями.
  • Заливая ОЖ, сжимайте патрубки, прокачивая её.
  • Предварительно снимите один из шлангов на блоке подогрева карбюратора или на дроссельном патрубке на впрысковом моторе, так как туда и вытиснется лишний воздух. После чего можно заливать ОЖ.

Обычно после замены охлаждающей жидкости на ВАЗ-2109 в 90% случаев возникает воздушная пробка. Печка начинает не справляться со своей задачей. Но вы можете избежать этой проблемы, соблюдая наши нехитрые рекомендации по замене ОЖ.

Каким образом можно удалить завоздушивание в системе?

Есть несколько простых и действенных способов удалить воздух из системы отопления ВАЗ-2109, которые подходят и для других автомобилей.

Самых популярных способа три, они основываются на принципе: молекулы кислорода легче молекул воды и, следовательно, они скапливаются наверху, где их и убирают.

Важно перед началом работ полностью открыть кран отопителя на максимальную температуру воздуха.

  1. Первый метод является универсальным для машин, у которых можно отцепить шланг, что подогревает дроссельный узел или карбюратор. Эти действия можно сделать на большей части автомобилей ВАЗ.

Здесь карбюратор — это самая верхняя точка охлаждающей системы мотора. Поэтому это место больше всего подходит для удаления воздуха.

  • Снимите оба защитных кожуха и всё, что не даёт добраться до отопителя.
  • Открутите хомут подогревающего шланга, снимите его со штуцера.
  • Открутите крышку расширительного бачка и накачивайте туда воздух, пока из дроссельного узла или патрубка не пойдёт охлаждайка.
  • В момент, когда появится жидкость из шланга или штуцера, быстро наденьте шланг на место и прикрутите всё как было.

Вышеописанные манипуляции позволят избавиться от воздушной пробки на 99%.

  1. Второй способ реализуется снятием патрубков, подогревающих дроссельный узел. Он немного схож с вышеописанным, но не требуется продувание бачка.
  • Аналогично первому методу нужно снять защитные кожухи и прогреть мотор до рабочей температуры, заглушить.
  • Оставьте крышку на расширительном бачке, но при этом уберите шланг со штуцера.
  • Когда пойдёт охлаждайка, поставьте все трубки на свои места и соберите всё обратно.
  • Одной попытки может быть мало и процедура может не дать положительного результата, возможно, её нужно будет повторить ещё второй раз.

Важно! Помните о мерах самобезопасности. Охлаждайка в контуре может находиться под давлением и её температура может быть выше 85 градусов. При попадании её на кожу может произойти ожёг. Постарайтесь защитить руки хотя бы подручными методами. Например, наденьте тряпичные перчатки, а поверх них прорезиненные.

  1. Третий метод самый простой, для него не требуется разбирать систему. Но к сожалению, этот способ не так эффективен, как 2 предыдущих.

Практический взгляд на замену патрубков

Во время замены патрубков, главное не бояться работу эту выполнять, тогда всё непременно получится. Первостепенно необходимо совершенно точно представлять радиатор печки и патрубки, так как в таком случае определить их месторасположение в салоне автомобиля не представит какой-либо трудности. Радиатор печи и патрубок расположен немного правее панели управления, которая напоминает некую систему специализированных рычажков. Однако консольная панель, перекрывает свободный доступ к данным функциональным элементам автомобиля.

Примечание. Себестоимость патрубков практически нулевая, а вот заказ их замены в автосервисах, весьма существенным образом, ударит по бюджету среднестатистического автомобилиста.

Существует две основные методики выполнения замены старых патрубков на новые:

  • итак, суть первого способа предельно проста: замена патрубков выполняется, исходя из стандартной заводской инструкции автомобиля;
  • эта методика предполагает выполнение слива охлаждающей жидкости и снятия плотной пластиковой приборной панели;
  • второй способ, с точки зрения практики, выглядит намного более легче реализуемым и придётся по душе многим автомобилистам;
  • в этой статьи будут в равной степени рассмотрены все два способа, выбор одного из них ложится на плечи непосредственно самого автомобилиста.
Применение первой (классической) методики

Ваз 21099 радиатор печки

Для того, чтобы классическая методика была полноценно эффективно реализована, предварительно необходимо запастись временем и морально приготовится к трудоёмкому процессу, поскольку замена патрубков выполняется в один момент.

Примечание. Наиболее трудным нюансом является установка и демонтаж пластиковой приборной панели, поэтому этой технической манипуляции нужно определить особую степень внимательности.

Перечень инструментария, который понадобится в ходе работы
  • предварительно необходимо подготовить какую-нибудь ёмкость, которая впоследствии послужит своего рода резервуаром для охлаждающей жидкости;
  • стандартный набор отвёрток, который есть практически в каждом автомобиле;
  • специальная головка с воротком (в будущем с её помощью необходимо будет открутить рулевую баранку).
  • вначале необходимо освободить аккумулятор из клемм, для этого их нужно будет снять;
  • далее необходимо будет окрутить три болта, которые удерживают решетку радиатора;
  • после снятия радиаторной решетки необходимо будет извлечь непосредственно саму печь обогрева;
  • затем вынуть из капота воздушный фильтр, чтобы освободить полноценный угол обзора патрубков радиатора печи;
Алгоритм проведения замены парубков классическим (первым) способом

Примечание. Менять парубки необходимо не все, а лишь те на которых невооруженным глазом можно заметить следы течки.

  • места соединения патрубков с функциональными элементами, нужно в обязательном порядке заделать при помощи герметизирующего вещества;
  • после запустить тест жидкости и если объективно не обнаруживается следов течки парубков, то систему можно приводить (собирать) в исходное состояние.
Практическая сущность второй (народной) методики замены патрубков

Суть второго способа замены патрубков заключается в существенной экономии времени и усилий, так как отсутствует необходимость выполнять слив жидкости охлаждения. Плюс ко всему не требуется выполнять сложную процедуру демонтажа приборно-управленческой панели автомобиля. Из широкого спектра инструментария, понадобится только любая пустая ёмкость и классический набор отвёрток.

Схема проведения замены патрубков по «народной» методике
  • как всегда вначале необходимо освободить аккумулятор, предварительно сняв с него клеммы;
  • плотно закрыть кран печки отопления;
  • вынуть радиаторную печь автомобиля, предварительно открутив необходимое количество шурупов;
  • после постелить на пол автомобильного салона какой-либо обширный тонкий непроницаемый для жидкости материал;
  • слить жидкость охлаждения в предварительно подготовленную ёмкость;
  • затем ослабить хомуты, после чего они начнут без труда сниматься;
  • далее алгоритм действий заключается в проведении сборки в обратной последовательности.

Примечание. Перед тем как начать устанавливать новые патрубки, необходимо тщательно убедиться, что всё тормозная жидкость стекла в предназначенную ёмкость.

Оба способа хорошо подходят для проведения замены патрубков своими руками, однако, в обязательном порядке необходимо закрепить теоретические сведения с помощью фото и видео — материалов. Инструкция является хорошо доступной для практического понимания. Цена проведения замены патрубков самостоятельно очень низкая, поэтому главное придерживаться верного алгоритма.

Воздух попал в систему охлаждения двигателя: основные признаки завоздушивания

Для лучшего понимания начнем с общих принципов работы. Пока двигатель холодный, жидкость циркулирует только по рубашке охлаждения (специальные каналы в блоке цилиндров и ГБЦ), не поступая в радиатор. Циркуляцию обеспечивает водяной насос (помпа).

После того, как температура ОЖ достигнет определенного показателя, происходит срабатывание термостата, который открывает большой круг (жидкость проходит через радиатор). Если охлаждения ОЖ при движении по большому кругу недостаточно, тогда автоматически подключается вентилятор охлаждения двигателя (воздушное охлаждение).

Обратите внимание, указанные неисправности могут возникать по разным причинам, то есть двигатель начинает перегреваться не только по причине возникновения воздушных пробок, однако такую вероятность также не следует исключать.

Как и в любой другой жидкостной системе замкнутого типа, воздушные пробки могут привести к тому, что система перестает работать в нормальном режиме. В этом случае также значительно повышается риск перегрева мотора, перестает нормально работать печка.

  • Основным признаком образования воздушной пробки является перегрев двигателя. Другими словами, температура растет выше нормы, указатель температуры может подниматься до красной зоны. При этом при проверке уровня ОЖ в расширительном бачке никаких отклонений может быть не выявлено.
  • Также в холодное время года водитель может заметить, что теплый воздух в салон практически не поступает, хотя двигатель нормально прогрет. Это также указывает на то, что в системе охлаждения может быть воздух.

Так или иначе, но воздушная пробка не позволяет ОЖ нормально циркулировать по каналам системы охлаждения. В результате нарушенной циркуляции возникают те или иные неполадки. В рамках проведения диагностики системы охлаждения двигателя следует проверить уровень ОЖ в расширительном бачке, а также внимательно осмотреть отдельные участки системы.

Еще отметим, что воздух может попадать через малозаметные трещины в резиновых патрубках, при этом интенсивных течей через эти трещины может и не быть. Обычно такие трещины сразу не видны, однако детальный осмотр или подача воздуха в систему под давлением для проверки позволяет выявить проблемные участки. Также во время проверки следует уделить внимание помпе, проверить работу термостата и вентилятора охлаждения.

Ваз 2109 циркуляция охлаждающей жидкости

Система охлаждения двигателя – важный конструктивный элемент автомобиля. Ее неисправность приводит к плохому прогреву двигателя до требуемой температуры, что становится причиной плохой работы печки, потери мощности и снижения ресурса силового агрегата. С другой стороны, система двигателя может перегреваться, что провоцирует поломку цилиндро-поршневой группы.

система охлаждения ваз 21099 карбюратор схема

ваз 2199 система охлаждения инжектор

1 – элемент в виде пробки для бака расширения; 2 – бак для расширения; 3 – шланг отвода жидкости из патрубка; 4 – шланг проходящий между радиатором и бачком расширительным; 5 – шланг отводящий от радиатора; 6 – бачок с лева от радиатора; 7 – трубка алюминиевая; 8 – системы заглушки; 9 – бачок с права от радиатора; 10 – пробка для слива; 11 – середина радиатора; 12 – кожух для электрического вентилятора; 13 – пластиковые крылья электрического вентилятора; 14 – электрический двигатель; 15 – насосный шкив зубчатый; 16 – крыльчатка насоса; 17 – ремень привода вала распределительного; 18 – блок для двигателя; 19 – насосная труба; 20 – шланг для радиатора с подводящей функцией; 21 – шланг радиатора отопителя с функцией отвода; 22 – шланг подводящий охлаждающую жидкость к дроссельному патрубку; 23 – выпускной патрубок; 24 – шланг для заправки; 25 – шланг радиатора отопителя с функцией подвода; 26 – термостат; 27 – датчик температуры охлаждающей жидкости; 28 – датчик указателя уровня охлаждающей жидкости.

Система охлаждения ваз 21093,2109,21099 выполняет отбор тепла от подверженных нагреву деталей двигателя, путем принудительной циркуляции. А инжектор дозирует поступление топлива. Конструктивно система охлаждения ваз инжектор состоит из:

  1. насос охлаждающего вещества,
  2. моноблочный термостат,
  3. электровентилятор обдува радиатора,
  4. радиатор с бачком расширения,
  5. трубопроводы, патрубки, сливные пробки.

Как работает система охлаждения ваз 21093,2109,21099

Привод насоса охлаждения работает от ремня ГРМ. Общий объем системы, включая печку, равен – 7,8 л. Контроль температуры выполняется с помощью датчика, установленного на рубашку блока цилиндров. Указатель температуры выводится на панель приборов.

В процессе работы двигателя ваз жидкость с рубашки блока переходит в радиатор (где происходит отбор тепла) или в термостат (короткий контур – для прогрева мотора). Далее, жидкость нагнетается насосом в рубашку охлаждения силового агрегата ваз инжектор. По трубопроводам обеспечивается циркуляция и подогрев топливной смеси во впускном коллекторе и зоне дроссельной заслонки.

Система охлаждения с помощью патрубков сообщается с радиатором печки салона ваз 21093,2109,21099. Насос охлаждающей жидкости центробежный. Система оборудована разборным трубчато пластинчатым радиатором с пластиковыми баками.

Внутренняя поверхность радиатора увеличена путем применения алюминиевых трубок и охлаждающих пластин, он не имеет заливного отверстия, долив выполняется в расширительный бачок. В котором также установлен датчик включения электровентилятора. Бачок имеет пробку заливной горловины с клапанами (впускной и выпускной). Для слива жидкости охлаждения из системы откручивают сливные пробки бачка, блока цилиндров, радиатора.

Особенности работы вентилятора и термостата ваз 21093, 2109, 21099

Электровентилятор включает в себя электродвигатель и четырех лопастную крыльчатку, лопасти которой имеют переменный угол наклона и шаг для снижения уровня шума. Для повышения КПД система вентилятора ваз оборудована кожухом, прикрепленным на кронштейнах.

Электровентилятор монтируется на резиновых втулках. Срабатывание вентилятора происходит благодаря сигналу датчика, установленного в бачок радиатора. При этом величина температуры замыкания контактов примерно 99’С, а отключения вентилятора 94’С.

Термостат системы обеспечивает первоочередной прогрев двигателя и регулирует тепловой режим. Оптимальная величина температуры охлаждающей жидкости – в пределах 90-98’С. Термостат включает корпус и крышку, завальцованых совместно с клапаном.

Особенности системы охлаждения ваз инжектор

Охлаждение в автомобилях 21093,2109,21099 жидкостное, но нужно понимать что радиатор охлаждается потоком набегающего воздуха и вентилятором, который повышает интенсивность охлаждения. Также часть тепла отводится радиатором отопителя салона автомобиля в при низких температурах.

Расширительный бачок предназначен для компенсации объема жидкости при нагревании, для долива и контроля уровня тосола.

Система термостата обеспечивает регулировку температурного режима, предварительный прогрев двигателя ваз, первоначальный подогрев салона зимой и только потом обеспечивает включение большого контура охлаждения.

Датчик температуры обеспечивает управление системой охлаждения, позволяет контролировать температуру двигателя и регулируют работу вентилятора.

Весь цикл работы системы охлаждения контролируется с помощью системы управления силовым агрегатом, учитывающей все температурные параметры. Она определяет оптимальные условия включения и время работы конструктивных элементов системы.

Диагностика системы охлаждения двигателя ваз 21093, 2109, 21099 и определение неисправностей

В случае возникновения проблем, связанных с системой охлаждения двигателя, следует определять причины начиная с наиболее вероятных и простых:

  • Наличие утечки охлаждающей жидкости – для начала проверяют уровень жидкости в системе. В автомобилях 21093,2109,21099 это выполняется по индикатору уровня или при осмотре расширительного бачка.
  • Если уровень поменялся, то осмотрите моторный отсек на наличие подтеков. Как правило, основные причины: изношенные патрубки и хомуты, поврежденный радиатор охлаждения мотора или печки.
  • В случае перепадов струи в бачке при 3000об/мин. Необходимо выполнить проверку циркуляции жидкости. Для этого отворачивается крышка расширительного бачка и определяется равномерность поступления тосола. Причинами плохой циркуляции может оказаться забитая система или неисправность циркуляционного насоса.

Причины перегрева двигателя ваз

  1. Неисправный термостат может вызывать перегрев двигателя. Если на прогретом моторе верхний патрубок – горячий, а нижний холодный, – термостат заклинило и тосол проходит только по малому кругу. Или же термостат будет включать только большой круг, что не позволит мотору ваз прогреваться до необходимой рабочей температуры. В таком случае термостат следует заменить.
  2. Еще одной причиной чрезмерного нагрева двигателя может быть завоздушивание системы охлаждения, в таком случае систему нужно продавить и устранить воздух со всех полостей.
  3. При высокой температуре не включается вентилятор – проблемы с датчиком температуры, реле вентилятора или с жгутом проводов к нему.
  4. Иногда забиваются соты радиатора, что резко снижает интенсивность теплообмена. Необходимо произвести дательную чистку радиатора, ее нужно выполнять аккуратно, во избежание повреждения сот.

Вот основные причины, которые влияют на качественную работу системы охлаждения двигателя ваз 21093,2109,21099, с их помощью можно определить и устранить неисправности, обеспечив надежную и долговечную работу мотора.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Завоздушена система охлаждения ваз 2109

Воздух в системе охлаждения ваз: причины и пути решения

Одной из основных причин выхода двигателя из рабочего состояния можно считать перегрев. В свою очередь, перегрев вызывается множеством причин, среди которых особо выделяется воздушная пробка в системе охлаждения. Результат – прекращение циркуляции ОЖ в системе, и очень быстрый (в течение нескольких минут или десятков минут) перегрев двигателя.

Воздушные пробки в системе охлаждения появляются достаточно часто, и застраховаться от них нельзя.

Причины попадания воздуха в систему охлаждения ВАЗ

Чаще всего причиной попадания воздуха в систему охлаждения являются негерметичные соединения. Разгерметизация соединений, в свою очередь, может произойти из-за небрежности самого владельца автомобиля. Своевременная диагностика и замена старых прокладок значительно снижают риск проникновения воздуха в систему этим путём. В первую очередь, речь идёт о прокладках ГБЦ и помпы.

В топ наиболее частых причин формирования воздушной пробки также полная или частичная замена охлаждающей жидкости. Поэтому после такой операции обязательно необходимо удостовериться, что воздух в систему не проник.

И, наконец, третьей по частоте причиной формирования воздушной пробки считается проблема с воздушным клапаном, расположенным в расширительном бачке. Клапан из-за износа или неисправности может «залипать», а в результате – пробка.

Какой бы ни была причина появления воздушной пробки, её следует устранить в экстренном режиме. В противном случае вы рискуете «попасть» как минимум на капитальный ремонт двигателя, а то и в гораздо более неприятную ситуацию дорожно-транспортного происшествия.

Пути решения проблемы воздушной пробки

Таких путей существует множество, но собственноручно реализовать можно две стратегии. Обе они реализуются на смотровой яме и со всеми необходимыми мерами предосторожности. Прежде всего, потребуются защитные перчатки, иначе не миновать ожогов охлаждающей жидкостью. Двигатель должен быть предварительно прогрет, чтобы охлаждающая жидкость начала циркулировать по системе.

Стратегия первая. Выдавливаем воздушную пробку

Устанавливаем автомобиль на смотровой яме и закрепляем его как минимум ручным тормозом и нейтральной передачей, а по возможности также с помощью клиньев. Двигатель в начале работ выключен.

Домкрат поможет приподнять автомобиль на 25-35 см. После этого со всеми предосторожностями открываем расширительный бачок, и только после этого заводим двигатель.

Включаем обогрев на максимальный уровень, и увеличиваем обороты минимум до трёх тысяч.

При этом доливаем охлаждающую жидкость, аналогичную циркулирующей в системе, в расширительный бачок. Возможно, делать это придётся в несколько этапов, чтобы заполнить ёмкость до максимальной отметки.

Теперь внимательно следим за термостатом: как только он откроется, следует со всеми мерами предосторожности несколько раз сдавить патрубок, ведущий снизу к радиатору. С помощью такой нехитрой процедуры воздушная пробка попросту «выдавливается».

Проверить эффективность выполняемых действий можно, контролируя происходящее в расширительном бачке. Так, если причина действительно в воздушной пробке, из жидкости, заполняющей бачок, при каждом нажатии будут появляться воздушные пузырьки. Когда пробка будет устранена, пузырьки исчезнут.

Дополнительные способы проверить, действительно ли воздушная пробка устранена:

  • воздуховоды автомобильного отопителя исторгают горячий воздух;
  • все патрубки системы охлаждения горячие.

Завершающий этап – снимаем автомобиль с домкрата, доливаем охлаждающую жидкость.

Стратегия вторая. Выпускаем пробку через патрубок дроссельного узла

Устанавливаем автомобиль на смотровой яме и закрепляем его ручным тормозом, нейтральной передачей, а по возможности также с помощью клиньев. Как и в первом случае, запускаем двигатель и прогреваем его до открытия термостата (обычно это соответствует температуре около 90 градусов). После чего двигатель глушим.

Теперь необходимо, соблюдая все меры предосторожности, чтобы не обжечься, снять патрубок дроссельного узла, ослабив предварительно хомут. Из патрубка выйдет охлаждающая жидкость вместе с воздушной пробкой. В этой стратегии главное – как можно скорее вернуть патрубок на место и затянуть хомут, чтобы предотвратить повторное завоздушивание.

Минусом этой стратегии является необходимость реагировать на происходящее очень быстро – как только охлаждающая жидкость потечёт свободно, без пузырьков, патрубок нужно аккуратно и очень быстро подключить обратно к системе. В этот момент неопытные автомобилисты допускают немало ошибок и проблема может с первого раза не устраниться. К тому же такая стратегия работы приводит к значительному расходу охлаждающей жидкости, чего нет в первом варианте.

Профилактика воздушных пробок

Чтобы сохранить двигатель в порядке и свести к минимуму риск завоздушивания системы, необходимо помнить первое и самое главное правило – автомобиль нуждается в заботливом внимании своего владельца. И проявлением этого внимания должно стать обязательное ежемесячное техническое обследование системы охлаждения автомобиля. Впрочем, это требование означает лишь, что вы будете загонять автомобиль на смотровую яму и обследовать места возможных протечек охлаждающей жидкости, масла и прочих жидкостей. Такие профилактические осмотры можно и нужно делать самостоятельно – вы лучше узнаете свой автомобиль. Кроме того, это поможет вам контролировать расходы на техническое обслуживание и отказываться от операций, которые в действительности не актуальны, и научиться отличать таковые от по-настоящему необходимых.

Кроме того, охлаждающая жидкость в вашем автомобиле должна соответствовать требованиям качества и безопасности. Экономить на ней, равно как и на других расходных материалах для вашего авто не стоит. Ведь это – увеличение рисков не только для автомобиля, но и для вас, а также ваших близких. Полная замена охлаждающей жидкости на автомобилях ВАЗ должна производиться не реже, чем каждые пять тысяч километров.

Как удалить воздушную пробку в автомобиле ВАЗ 2109

Воздушная пробка

Многие автолюбители, ремонтируя систему охлаждения своего автомобиля, сталкивались с такой проблемой, как воздушная пробка. Другими словами попадание воздуха в систему. Проблема не очень приятная, вроде бы все собрано правильно, а двигатель перегревается. Как этого избежать и удалить воздушную пробку рассмотрим на примере ВАЗ 2109.

Завоздушена система охлаждения ваз 2109

Меры предосторожности

Что бы такого ни случилось надо правильно заливать охлаждающую жидкость. После ремонта деталей охлаждающей системы обязательно проверяем все соединения патрубков на предмет утечки и подсасывания воздуха. Все хомуты должны быть затянуты с не большим усилием. После чего снимаем крышку расширительного бачка и начинаем заливать охлаждающую жидкость малыми порциями. Заливаем в бачок при открытой крышке радиатора. Во время заливки обжимаем рукой патрубки. Залив всю жидкость (в девятке это примерно 8 литров) и не закручивая крышки бачка (крышку радиатора ставим на место), заводим двигатель. Даем поработать минут пять. После чего проверяем уровень жидкости в расширительном бачке и радиаторе. При необходимости доливаем. Закручиваем обе крышки и если все сделано правильно, то двигатель под давлением сам выгонит оставшийся воздух в системе.

Завоздушена система охлаждения ваз 2109

Ищем причины перегрева двигателя

Завоздушена система охлаждения ваз 2109

Удаляем воздушную пробку

Первым делом снимаем крышку радиатора и поочередно рукой продавливаем верхний и нижний патрубки термостата. Если жидкости в радиаторе стало меньше, значит воздух вышел. Следующим этапом снимаем нижний патрубок печки, в девятке он находится за двигателем. Если с него не вытекает жидкость, то заводим двигатель и ждем, когда она потечет. Устанавливаем патрубок на место и переходим к карбюратору (если двигатель не инжекторный). Через карбюратор тоже проходит охлаждающая жидкость для подогрева топливной смеси. Там так же может собраться воздух. Снимаем правый патрубок и заводим двигатель, ждем вытекания жидкости. Проделав все эти не сложные операции, проедьтесь на автомобиле километров пять.

Узнать больше
  • Завоздушена система охлаждения ваз 2109
    Система выпуска отработавших газов Ауди 80
  • Завоздушена система охлаждения ваз 2109
    Запуск двигателя при минусовой температуре
  • Завоздушена система охлаждения ваз 2109
    Работы над зубчатым ремнем ГРМ Ауди 80
  • Завоздушена система охлаждения ваз 2109
    Система смазки Ауди 80
  • Завоздушена система охлаждения ваз 2109
    Визуальная проверка двигателя Ауди 80

Как удалить воздушную пробку из системы охлаждения двигателя на автомобилях ВАЗ 2108, 2109, 21099

После замены охлаждающей жидкости на автомобилях ВАЗ 2108, 2109, 21099 практически всегда в системе охлаждения двигателя появляется воздушная пробка или даже несколько воздушных пробок. Если после замены ОЖ стала плохо греть «печка» или двигатель стал постоянно перегреваться, есть смысл заняться удалением воздушной пробки из системы.

Способы устранения воздушной пробки

Прогреваем двигатель до рабочей температуры. Глушим. Даем постоять пять минут. Снимаем один из шлангов с блока подогрева карбюратора или дроссельного патрубка. Запускаем двигатель или просто прокручиваем его стартером. Как только из шланга потекла ОЖ, надеваем его обратно на штуцер. Следует соблюдать осторожность при проведении работ, так как охлаждающая жидкость горячая.

Более радикальный. Подходит при завоздушивании «печки».

Загоняем автомобиль передними колесами на уклон, чтобы нос был задран вверх и находился несколько выше кормы. Пускаем двигатель и прогреваем его до рабочей температуры. Глушим. Снимаем один из шлангов на блок подогрева карбюратора или дроссельный патрубок. Пускаем двигатель или прокручиваем его стартером. При появлении ОЖ из шланга надеваем его на штуцер.

При особо запущенных случаях можно повторить операцию по удалению воздушной пробки несколько раз. Удобнее всего проводить работы с помощником, но если его нет следует подставить под снимемый шланг емкость для сбора жидкости.

Примечания и дополнения

Если соблюдать несколько нехитрых правил при замене охлаждающей жидкости, то можно избежать проблем с воздушными пробками.

Популярные статьи

Ваз 2109: неисправности системы охлаждения и методы их устранения

Система охлаждения

В машине ваз 2109 неисправности системы охлаждения могут привести к серьезным последствиям, вплоть до того, что машина сломается, а на ее ремонт уйдет уйма времени. Система охлаждения необходима для того, чтобы охранять автомобиль от перегрева или переохлаждения, которые так нежелательны.
Однако для начала нужно определить, что именно привело к тому, что данная система барахлит. Стоит отметить, что на ваз 2109 неисправности охлаждения могут быть выявлены и самостоятельно.

Перегрев системы

Ваз 2109 система охлаждения неисправности

Ваз 2109 система охлаждения неисправности

Перегрев системы охлаждения может возникнуть из-за таких причин:

Примечание: желательно использовать только то масло, которое рекомендуют производители «девятки».

  • ​ Сломан термометр, поэтому он показывает неточные сведения. Его срочно нужно поменять на новый, так как он ремонту не подлежит.
  • ​ Сломан вентилятор(см.Ваз 2109: вентилятор охлаждения и его замена). Поскольку он не может охлаждать двигатель, он и перегревается. Решение – ремонт, либо замена вентилятора.
Замена вентилятора

Ваз 2109 воздушная пробка в системе охлаждения

Ваз 2109 воздушная пробка в системе охлаждения

Неисправный вентилятор является самой главной причиной того, что система охлаждения работает неправильно. Поэтому его необходимо заменить.
Для этого:

  • ​ Открыть капот.
  • ​ Снять рамку вентилятора.
  • ​ Оттопырить крыльчатку. Для этого подойдет любой удобный инструмент. Снять ее.
  • ​ Заменить лопасти крыльчатки.
  • ​ Вставить ее на место.
  • ​ Прежде чем установить новый вентилятор, необходимо зафиксировать две резиновые шайбы.
  • ​ Вставить вентилятор. Закрутить все гайки, которые его крепят.

Переохлаждение системы

Ваз 2109 прокачать систему охлаждения

Ваз 2109 прокачать систему охлаждения

Причины этого могут быть следующими:

  • ​ Термостат неправильно функционирует.
  • ​ Термометр дает неточные показания, поэтому необходима его замена.

Для того, чтобы без труда заменить термостат, следует:

  • ​ Слить охлаждающую емкость.

Примечание: желательно использовать прозрачный шланг, чтобы видеть, как жидкость вытекает.

  • ​ Воздушный фильтр следует демонтировать.
  • ​ Открутить гайку и два болта, крепящие его к мотору.

Примечание: нужно следить за тем, куда положены мелкие детали, так как они могут быть легко утеряны.

  • ​ Снять клапан рециркуляции.
  • ​ Отсоединить воздушный шланг.
  • ​ Вынуть корпус воздушного фильтра.
  • ​ Открутить гайку термостата.
  • ​ Вынуть его из гнезда.
  • ​ Установить на его место новый термостат.

Охлаждающая жидкость вытекает

Ваз 2109 промывка системы охлаждения

Ваз 2109 промывка системы охлаждения

Причин данной проблемы может быть несколько:

  • ​ Шланги, по которым она циркулирует, повреждены. Возможно, ослабли зажимы в местах их соединения.
    Поэтому жидкость протекает. Чтобы устранить этот дефект, следует заменить все шланги.
  • ​ Уплотнения водяного насоса имеют некоторые дефекты на своей поверхности.

Примечание: если причиной утечки жидкости является именно эта, то вода будет вытекать через отверстие, расположенное в корпусе насоса.

  • ​ Она может вытекать прямо из радиатора(см.Ваз 2109: замена радиатора охлаждения своими силами) или бака. Нужно отогнать машину в мастерскую, где рабочие быстро решат данную проблему.
  • ​ Утечка осуществляется через термовыключатель. Его необходимо поменять.
  • ​ Небольшие трещинки в системе, через которые и происходит утечка. Трещинки на железных деталях можно запаять.
Охлаждающая жидкость вытекает изнутри

Примечание: чтобы определить наличие данной проблемы, нужно обратить внимание на масло.
Поскольку охлаждающая жидкость имеет меньшую плотность, чем масло, то она будет собираться на его поверхности. Консистенция масла на ощупь будет похожа на молочный коктейль.

Причины могут быть следующими:

  • ​ Жидкость протекает через прокладку цилиндра. Чтобы диагностировать данную проблему, следует вынуть головку цилиндра и посмотреть, нет ли на ней трещинок.
  • ​ Головка цилиндра плохо прикручена. Следует проверить, насколько хорошо затянуты болты и если это надо – затянуть их покрепче.
Потеря охлаждающей жидкости

Данная проблема может наблюдаться из-за таких причин:

  • ​ Система чересчур переполнена. Из-за того, что она ненормально функционирует, она не способна качать нужное количество жидкости. Поэтому избытки она «выталкивает».
  • ​ Перегрев приводит к выталкиванию охлаждающей жидкости из системы.
  • ​ Крышка радиатора не выдерживает больших нагрузок.

Примечание: следует проверить, как она себя ведет под высоким давлением.

Коррозия

Неисправности в охлаждающей системе могут возникнуть и из-за коррозии.
Она может появиться из-за того, что:

  • ​ Вода чересчур загрязнена. Поэтому лучше использовать только очищенную воду.

Примечание: в качестве нее можно взять дождевую или дистиллированную воду.

  • ​ Раствор антифриза неправильно составлен. Поэтому лучше использовать такую жидкость, которую рекомендуют производители машины.
  • ​ Промывка системы происходит чересчур редко. Выполнять ее нужно регулярно и хотя бы раз в год.

Некоторые причины неисправности системы охлаждения можно устранить своими руками. Другие же требуют только вмешательства мастера.
Цена на ремонт в автосервисе является намного выше той, которую пришлось бы заплатить, выполняя ремонт самостоятельно. Но без необходимых знаний лучше не соваться к своей «ласточке».
Поэтому прежде чем приступать к самому ремонту, стоит пересмотреть фото и видео на эту тему. Инструкция также не будет лишней.

Охлаждение

Добавлено через 2 минуты 3 секунды
вообще,аварийно,можно и ничего не забивать. просто выкинь термос и езжай до места ремонта. новый стоит 250 рэ, три дня назад встрял на трассе.

Вольга
  • 7 Май 2016
  • #6

А забивать и не надо. Там всасывание от помпы.
Можно из жести вырезать. На всякий случай поставить распорку между крышкой и заглушкой.

А зачем глушить малый круг?

Андрей555333
Общительный
  • 7 Май 2016
  • #7

А забивать и не надо. Там всасывание от помпы.
Можно из жести вырезать. На всякий случай поставить распорку между крышкой и заглушкой.

А зачем глушить малый круг?

Berkwit
Освоился
  • 7 Май 2016
  • #8
александр76яр
Заблокирован
  • 7 Май 2016
  • #9
9283951234
Постоялец
  • 7 Май 2016
  • #10
Андрей555333
Общительный
  • 7 Май 2016
  • #11
Вольга
  • 7 Май 2016
  • #12
Allexxey
Бывалый
  • 7 Май 2016
  • #13
Андрей555333
Общительный
  • 7 Май 2016
  • #14
GAZ 327502
Общительный
  • 8 Май 2016
  • #15

Вертушок на ГАЗели вкл либо с ЭБУ либо с датчика ТМ-80 если не ошибаюсь. С ЭБУ температура вкл. регулируется. У ГАЗелей есть тенденция кипеть в пробках при жаркой погоде и даже незначительной загрязненности сис. охл.в связи с тем что обороты у ДВС небольшие и вентилятор постоянного привода не обеспечивает продув для этого и ставят эл.вентилятор. Не зря говорят что ГАЗель самая "холодная" машина в ней водитель даже при +30 "мерзнет" и печку вкл.:haha: Просто конструкторы сунули легковой ДВС в грузовик нагрузив его по полной а систему охлаждения доработать забыли:haha:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *