Уголок шофёра. № 4 — Балансировка колёс.
Каждый автолюбитель должен помнить о том, что процедура балансировки колес является очень важным моментом технического обслуживания автомобиля, несмотря на свою простоту.
Балансировку колес следует регулярно проводить ради комфорта и безопасности вождения.
При сборке колес, балансировка (разумеется, если она проведена правильно) является гарантией того, что вы будете избавлены от последствий биения руля на высокой скорости. А последствия биения руля в случае, если имеется дисбаланс колеса, могут быть достаточно печальными: кроме того, что постепенно разобьется рулевое управление, выйти из строя могут также амортизаторы, ступичные подшипники и прочие детали подвески. Все это происходит из-за вибрации, которая разносится по всему кузову машины, если колесо разбалансировано. Но главная опасность заключается даже не в этом, а в том, что общая управляемость автомобиля становится существенно хуже и, как следствие, сам процесс передвижения становится более опасным. Именно поэтому следует уделять особое внимание качеству – как самой балансировки колес вашего авто, так и качеству используемых дисков и шин.
Как часто необходима балансировка?
Для чего необходимо балансировать колеса, мы уже разобрались. Теперь выясним, насколько часто нужна балансировка колес вашему автомобилю. В целом, если вы пользуетесь «всесезонной» резиной, то проводить балансировку колес следует не реже одного раза в год. Однако существуют и дополнительные уточнения. Во-первых, балансировать колеса обязательно необходимо при сборке колеса на шину. Во-вторых, после первых «накатанных» 500 километров после установки новой резины на колесный диск. И, в-третьих, после пробоя подвески. Вообще следует помнить, что баланс колеса нарушается и из-за износа резины, и при изменении формы диска (например, когда диск деформируется при попадании в яму) – в этих случаях балансировка колес также необходима.
Виды дисбаланса колес.
Дисбаланс колес обычно разделяют на два вида: статический и динамический. Обе эти разновидности дисбаланса подразумевают несовпадение двух осей – оси вращения и оси инерции, проходящей по центру тяжести каждого колеса.
Схематическое изображение разновидностей дисбаланса колес.
Если говорить о статическом дисбалансе, то в этом случае ось вращения становится параллельной оси инерции и, в результате, центр тяжести колеса перестает находиться на оси вращения. Это связано с тем, что общая масса колеса распределяется по длине его окружности неравномерно. Чтобы визуально удостовериться, что вы имеете дело со статическим дисбалансом, можно надеть колесо на свободно крутящуюся ось и понаблюдать за его «поведением». Колесо произведет несколько маятниковых движений и в итоге остановится, когда его центр тяжести достигнет максимально нижней точки. Что же касается динамического дисбаланса, то его возникновение связано несовпадением оси инерции с осью вращения. В этом случае центр тяжести колеса все же находится на оси вращения (в отличие от статического дисбаланса), но обе оси пересекаются под некоторым углом. Проще говоря, вес колеса здесь неправильно распределяется по ширине, а не по длине, как в первом случае. Динамический дисбаланс можно диагностировать исключительно в процессе вращения колеса, а ликвидируется он чаще всего установкой грузов-компенсаторов в определенных местах по обе стороны обода диска.
Таблица по данным ГОСТа 4754-97 о допустимых значениях биения шины и массах грузов.
Понятно, что идеальных колес в природе пока не существует, а общее качество колеса зависит от качества его составляющих – шины и диска. Именно поэтому существуют диапазоны допустимого дисбаланса. На территории РФ значения таких допусков описывает ГОСТ 4754-97. Помимо значений статического дисбаланса, в этом ГОСТе указаны массы грузиков, компенсирующих дисбаланс динамический, а также максимально допустимые показатели биения колес.
Процесс балансировки и виды грузов.
Чтобы отбалансировать колесо, его устанавливают на балансировочный станок, где оно раскручивается и центруется при помощи специального конуса. Затем в стенд для балансировки колес мастер задает параметры колеса. После этого на экране монитора появляются данные о том, где именно слева и справа нужно установить балансировочные грузы и какой массы они должны быть.
Клеящиеся и набивные балансировочные грузы.
Грузы для балансировки колес используются различных типов – это зависит от видов колесных дисков. Например, для литых и штампованных дисков применяются набивные грузы (с кронштейном). Помимо этого существуют так называемые универсальные – клеящиеся – грузы, которые обычно приклеиваются с внутренней стороны колесного диска. Такие грузы применяют, помимо прочего, и для сохранения эстетики, «красоты» самого диска. Сравнительных характеристик набивных и клеящихся грузов для балансировки колес существует немало. Все они акцентируются на преимуществах набивных грузов – особенно в зимнее время. Это связано с тем, что зимой колесо подвергается частым перепадам температур, что в итоге приводит к ослаблению удерживающей способности клейкой ленты и, соответственно, груз может отвалиться – такие случаи нередки при мытье колес под давлением. Однако некоторые виды дисков попросту не рассчитаны на установку набивных грузов и поэтому их волей-неволей приходится балансировать клеящимися грузами.
Признаки качественной балансировки.
Итак, балансировочные грузы могут быть установлены в двух вариантах: только с внутренней, или же и с внутренней, и с внешней сторон диска. Причиной отсутствия груза на фасаде колесного диска может быть либо нежелание владельца (дабы не нарушать эстетику), либо техническая невозможность такого вида балансировки колес. Если груз при балансировке устанавливается только с внутренней стороны диска, то он должен быть расположен наиболее близко к внешней стороне – как правило, возле самых спиц. Кстати, существует вариант балансировки колеса всего одним грузом, однако такая технология достаточно сложна и используется в исключительно редких случаях.
Процесс диагностики для балансировки колеса в шинном центре.
Все грузы, из которых состоит необходимый вес, должны быть расположены рядом. Их общая масса не должна превышать 60 граммов в случае, если балансировка проводится на новом колесе, оснащенном новым же диском. Если вес грузиков превышает требуемые 60 грамм, необходимо проверить правильность сборки колеса. Для этого нужно убедиться, что желтая метка на шине совпадает с вентилем. В случае, когда метка совпадает, но вес грузов все равно превысил 60 грамм – нужно осмотреть колесо более тщательно, чтобы найти причины, по которым правильная балансировка невозможно. Такой причиной может стать, например, деформированный диск или слежавшаяся и потерявшая свою форму покрышка. Когда процесс балансировки закончен и колесо уже снято с балансировочного станка – не пожалейте своего времени и попросите мастера закрепить колесо заново и еще раз проверить показатели дисбаланса, поскольку они могут измениться. Допустимый разброс параметров при переустановке может быть разным, в зависимости от вида дисков. Например, для колес со стальными дисками эта погрешность может составить до 5 граммов на обеих сторонах. Если диски легкосплавные, то и того меньше – всего 3 грамма на обе стороны. В принципе влияние погрешности тем сильнее отражается на качестве балансировки, чем тяжелее и больше по диаметру балансируемые колеса.
Финишная балансировка колес.
Продолжая тему о качестве балансировки колес, нельзя не упомнить о так называемой «финишной» балансировке, которая применяется в некоторых из шинных центров. Иногда ее даже рассматривают как оптимальную альтернативу привычной балансировки на станках (стендах) – однако это неправильно. Оборудование для балансировки колес в этом случае представляет собой аппарат, предназначенный для статического балансирования всего узла полностью – то есть ступицы, колеса и тормозного диска. При этом максимально допустимый вес груза для корректировки дисбаланса этого узла составляет всего 15 граммов. Собираясь отправить свою машину на финишную балансировку колес, вы должны обязательно помнить о том, что колеса в этом случае уже должны быть отбалансированы «классическим» методом. Финишная балансировка – это просто «последний штрих» для повышения и закрепления качества обычной балансировки. Кроме того, иногда финишная балансировка может быть попросту не нужна колесам вашего автомобиля – например, если при предыдущей балансировке использовались адаптеры Хавека.
Главные ошибки при балансировке.
Теперь обсудим наиболее распространенные ошибки, которые иногда происходят при балансировке колес. Первой в ряду таких ошибок стоит балансировка шины или диска, покрытых слоем грязи. Очевидно, что вес этой грязи, так или иначе, оказывает влияние на баланс колеса. То есть после проведения балансировки грязь отпадет или смоется, а колесо опять окажется разбалансированным. Сюда же можно отнести и установку клеящихся грузов на загрязненную поверхность диска – в этом случае в процессе движения грузы отклеятся с гораздо большей вероятностью, чем, если бы они были установлены на чистый диск.
Балансировочные стенды. Сюда должны попадать только чистые колеса.
Второй основной ошибкой мастеров шиномонтажа является установка новых грузов без снятия при этом старых. Да, к сожалению, встречаются и такие случаи. Далее идет проблема правильной «посадки» шины на диск. Иногда, устанавливая шину, мастера недостаточно смазывают ее борт специальным раствором – а то и вовсе «забывают» о смазке. В этом случае шина, из-за внутреннего давления воздуха, неправильно «садится» на диск. Следует помнить, что если шиномонтажники доказывают вам, что шина некачественная или старая и поэтому не балансируется – вполне возможно, что дело как раз в ее неправильной посадке. Такая ситуация обычно осложняется тем, что с наружной стороны колеса практически невозможно определить, в чем же на самом деле заключается проблема. В таких случаях обычно помогает поднятие давления в шине – тогда и становится ясно, «кто виноват» — шина или мастера. Кстати говоря, в последнее время в некоторых наиболее «цивилизованных» шинных центрах стали использоваться новейшие балансировочные станки, окрещенные в народе «шиномонтаж 3D». Это оборудование производит лазерную диагностику, при помощи которой определяется предельно точная геометрия как всего колеса в целом, так и отдельного диска в частности (при этом диагностируется также и биение). Таким образом, появляется возможность «посадить» шину на диск максимально точно, чтобы шина и диск взаимокомпенсировали свои дисбалансы наиболее эффективно. Разумеется, такое оборудование стоит достаточно дорого, и поэтому найти его пока можно не везде – разве что в центрах шиномонтажа крупных городов.
Ошибки при балансировке происходят по вине не только оборудования, но и мастеров.
Если вес грузов для балансировки колес превышает допустимые нормы (например, более 60 граммов для легкового авто) – то не лишним будет осадить шину на диск полностью и провернуть ее по диску. Такой метод в большинстве случаев может помочь понизить вес грузов. Также следует помнить о том, что некоторые изготовители ставят цветную метку на шине, обозначая, таким образом, ее самое легкое место. В процессе монтажа эта метка должна быть размещена возле ниппеля. Если соблюсти это простое правило – можно использовать гораздо меньшее количество балансировочных грузиков.
И еще один важный момент – сразу же обращайте внимание на то, как установлены грузы после проведенной балансировки. Если они располагаются достаточно далеко один от другого на одной стороне колесного диска – значит, вы имеете дело с ошибкой балансировки. Правильное расположение грузиков – кучно с каждой стороны диска. Кроме того, обязательно проследите, не цепляются ли балансировочные грузы за какие-либо детали подвески или за тормозные механизмы – такие случаи тоже нередки и также являются ошибкой работников шиномонтажа.
Балансировка шины: грузики и ГОСТы
Многим автомобилистам знакома ситуация: после монтажа новой резины на новый диск работник шиномонтажной мастерской прикрепляет к нему очень много грузиков.
Возникают сомнения: новая резина была некачественной или колесо было собрано неправильно? И можно ли ставить такое колесо на автомобиль? Иными словами: сколько грузиков можно вешать на колесо?
Мы рассмотрим эту проблему подробно и дадим ответ на вопрос: сколько грузиков при балансировке считается нормой.
Балансировка колес является необходимым условием стабильной работы рулевой системы автомобиля и долговечности ходовой части. В исключительно редких случаях центр массы колеса является также и его геометрическим центром, в реальной практике можно встретить лишь относительное совпадения этих параметров. При значительном дисбалансе возникает заметная вибрация, и это не только эффекты снижения комфорта, такие как тряска, шум и биение руля, но и разрушительная сила, ускоряющая износ несущих узлов подвески (больше всего страдают подшипники ступицы и наконечники рулевых тяг). Помимо прочего, вибрирующее колесо хуже контактирует с дорогой.
Биение (вибрацию) колеса принято разделять на радиальное и боковое. Радиальное биение определяется разностью расстояний любых точек на поверхности протектора колеса до оси вращения, боковое — разностью расстояний от боковой поверхности до плоскости перпендикулярной оси вращения за один оборот колеса.
Другими словами радиальное биение — это отклонение от окружности, «яйцо», его причиной является деформация (вмятина) диска, которая может произойти, если сила удара при наезде на серьезное препятствие превысила упругость резины. Эта проблема имеет отношение к статическому дисбалансу, решается правкой или прокаткой диска, и к грузикам не имеет отношения.
Нас же интересует биение боковое, вызывающее динамический дисбаланс — заметить такой дисбаланс можно только при вращении колеса: оно будет «гулять» из стороны в сторону. Это происходит от того, что ось вращения не совпадает с осью инерции: неуравновешенные силы, возникающие из-за несовершенства шины, тянут колесо в разные стороны, и между этими осями возникает небольшой угол.
Несовершенство покрышки не проявляется внешне, имеются в виду стыки герметизирующих и брекерных слоев, разные углы нитей корда, небольшие различия в толщине боковины, ниппель, обладающий небольшой, но все равно влияющей массой. Дополнительный вес, прикрепленный к колесу, будет противодействовать этим силам «выпрямляя» ось инерции.
Нормы балансировки
Идеального колеса не существует, однако есть нормы биения, определенные ГОСТом, к которым приводят колесо методом балансировки с помощью свинцовых (реже цинковых) грузиков. Эти нормы приведены в следующей таблице:
Итак, для достижения этих показателей в большинстве случаев необходимо навесить специальные грузики на внешнюю и/или внутреннюю сторону обода диска. Грузики могут быть набивными — крепятся к краю диска с помощью кронштейна, либо адгезивными (то есть на липкой основе) — крепятся на внутренней стороне диска.
Допустимые отклонения массы
Предельный допустимый вес балансировочного груза также определен техническими требованиями, предъявляемыми к пневматическим шинам, указанными в стандарте ГОСТ 4754-97. Данные в таблице означают вес для одной стороны обода диска, на другую сторону можно прикрепить вес в таких же пределах.
Колеса большего диаметра не определены ГОСТом, это означает, что для них также будет нормален максимальный вес балансировочных грузиков в 300 грамм на колесо (150 грамм на одну сторону), и, следовательно, такую шину не считают бракованной. На практике больший вес встречается крайне редко, и только в этом случае у вас есть основания для сомнений в качестве покрышки или диска.
Обратите внимание!
Важным условием для того, чтобы вес балансировочных грузиков не превышал нормы ГОСТа, является правильная сборка колеса. На боковине каждой новой покрышки должна быть желтая метка (круглая или треугольная), она указывает на самое легкое место шины. Эту метку необходимо совместить с самым тяжелым местом колесного диска: если на нем нет особых отметок, это место крепления вентиля.
Если колесо собрано верно, но вес балансировочного груза все же превышает допустимый максимум, есть смысл провернуть шину относительно диска — в большинстве случаев это позволяет уменьшить количество грузиков до соответствующего нормам.
Дата публикации: 2014-11-05.
Внимание! Все содержимое этого сайта охраняется законодательством об интеллектуальной собственности (Роспатент, свидетельство о рег. №2006612529). Установка гиперссылки на материалы сайта не рассматривается как нарушением прав и согласования не требует.
При балансировке колеса какой максимальный вес грузиков
Каждый автолюбитель должен помнить о том, что процедура балансировки колес является очень важным моментом технического обслуживания автомобиля, несмотря на свою простоту.
При сборке колес, балансировка (разумеется, если она проведена правильно) является гарантией того, что вы будете избавлены от последствий биения руля на высокой скорости. А последствия биения руля в случае, если имеется дисбаланс колеса, могут быть достаточно печальными: кроме того, что постепенно разобьется рулевое управление, выйти из строя могут также амортизаторы, ступичные подшипники и прочие детали подвески. Все это происходит из-за вибрации, которая разносится по всему кузову машины, если колесо разбалансировано. Но главная опасность заключается даже не в этом, а в том, что общая управляемость автомобиля становится существенно хуже и, как следствие, сам процесс передвижения становится более опасным. Именно поэтому следует уделять особое внимание качеству – как самой балансировки колес вашего авто, так и качеству используемых дисков и шин.
Как часто необходима балансировка?
Для чего необходимо балансировать колеса, мы уже разобрались. Теперь выясним, насколько часто нужна балансировка колес вашему автомобилю. В целом, если вы пользуетесь «всесезонной» резиной, то проводить балансировку колес следует не реже одного раза в год. Однако существуют и дополнительные уточнения. Во-первых, балансировать колеса обязательно необходимо при сборке колеса на шину. Во-вторых, после первых «накатанных» 500 километров после установки новой резины на колесный диск. И, в-третьих, после пробоя подвески. Вообще следует помнить, что баланс колеса нарушается и из-за износа резины, и при изменении формы диска (например, когда диск деформируется при попадании в яму) – в этих случаях балансировка колес также необходима.
Виды дисбаланса колес.
Дисбаланс колес обычно разделяют на два вида: статический и динамический. Обе эти разновидности дисбаланса подразумевают несовпадение двух осей – оси вращения и оси инерции, проходящей по центру тяжести каждого колеса.
Если говорить о статическом дисбалансе, то в этом случае ось вращения становится параллельной оси инерции и, в результате, центр тяжести колеса перестает находиться на оси вращения. Это связано с тем, что общая масса колеса распределяется по длине его окружности неравномерно. Чтобы визуально удостовериться, что вы имеете дело со статическим дисбалансом, можно надеть колесо на свободно крутящуюся ось и понаблюдать за его «поведением». Колесо произведет несколько маятниковых движений и в итоге остановится, когда его центр тяжести достигнет максимально нижней точки. Что же касается динамического дисбаланса, то его возникновение связано несовпадением оси инерции с осью вращения. В этом случае центр тяжести колеса все же находится на оси вращения (в отличие от статического дисбаланса), но обе оси пересекаются под некоторым углом. Проще говоря, вес колеса здесь неправильно распределяется по ширине, а не по длине, как в первом случае. Динамический дисбаланс можно диагностировать исключительно в процессе вращения колеса, а ликвидируется он чаще всего установкой грузов-компенсаторов в определенных местах по обе стороны обода диска.
Понятно, что идеальных колес в природе пока не существует, а общее качество колеса зависит от качества его составляющих – шины и диска. Именно поэтому существуют диапазоны допустимого дисбаланса. На территории РФ значения таких допусков описывает ГОСТ 4754-97. Помимо значений статического дисбаланса, в этом ГОСТе указаны массы грузиков, компенсирующих дисбаланс динамический, а также максимально допустимые показатели биения колес.
Процесс балансировки и виды грузов.
Чтобы отбалансировать колесо, его устанавливают на балансировочный станок, где оно раскручивается и центруется при помощи специального конуса. Затем в стенд для балансировки колес мастер задает параметры колеса. После этого на экране монитора появляются данные о том, где именно слева и справа нужно установить балансировочные грузы и какой массы они должны быть.
Грузы для балансировки колес используются различных типов – это зависит от видов колесных дисков. Например, для литых и штампованных дисков применяются набивные грузы (с кронштейном). Помимо этого существуют так называемые универсальные – клеящиеся – грузы, которые обычно приклеиваются с внутренней стороны колесного диска. Такие грузы применяют, помимо прочего, и для сохранения эстетики, «красоты» самого диска. Сравнительных характеристик набивных и клеящихся грузов для балансировки колес существует немало. Все они акцентируются на преимуществах набивных грузов – особенно в зимнее время. Это связано с тем, что зимой колесо подвергается частым перепадам температур, что в итоге приводит к ослаблению удерживающей способности клейкой ленты и, соответственно, груз может отвалиться – такие случаи нередки при мытье колес под давлением. Однако некоторые виды дисков попросту не рассчитаны на установку набивных грузов и поэтому их волей-неволей приходится балансировать клеящимися грузами.
Признаки качественной балансировки.
Итак, балансировочные грузы могут быть установлены в двух вариантах: только с внутренней, или же и с внутренней, и с внешней сторон диска. Причиной отсутствия груза на фасаде колесного диска может быть либо нежелание владельца (дабы не нарушать эстетику), либо техническая невозможность такого вида балансировки колес. Если груз при балансировке устанавливается только с внутренней стороны диска, то он должен быть расположен наиболее близко к внешней стороне – как правило, возле самых спиц. Кстати, существует вариант балансировки колеса всего одним грузом, однако такая технология достаточно сложна и используется в исключительно редких случаях.
Все грузы, из которых состоит необходимый вес, должны быть расположены рядом. Их общая масса не должна превышать 60 граммов в случае, если балансировка проводится на новом колесе, оснащенном новым же диском. Если вес грузиков превышает требуемые 60 грамм, необходимо проверить правильность сборки колеса. Для этого нужно убедиться, что желтая метка на шине совпадает с вентилем. В случае, когда метка совпадает, но вес грузов все равно превысил 60 грамм – нужно осмотреть колесо более тщательно, чтобы найти причины, по которым правильная балансировка невозможно. Такой причиной может стать, например, деформированный диск или слежавшаяся и потерявшая свою форму покрышка. Когда процесс балансировки закончен и колесо уже снято с балансировочного станка – не пожалейте своего времени и попросите мастера закрепить колесо заново и еще раз проверить показатели дисбаланса, поскольку они могут измениться. Допустимый разброс параметров при переустановке может быть разным, в зависимости от вида дисков. Например, для колес со стальными дисками эта погрешность может составить до 5 граммов на обеих сторонах. Если диски легкосплавные, то и того меньше – всего 3 грамма на обе стороны. В принципе влияние погрешности тем сильнее отражается на качестве балансировки, чем тяжелее и больше по диаметру балансируемые колеса.
Финишная балансировка колес.
Продолжая тему о качестве балансировки колес, нельзя не упомнить о так называемой «финишной» балансировке, которая применяется в некоторых из шинных центров. Иногда ее даже рассматривают как оптимальную альтернативу привычной балансировки на станках (стендах) – однако это неправильно. Оборудование для балансировки колес в этом случае представляет собой аппарат, предназначенный для статического балансирования всего узла полностью – то есть ступицы, колеса и тормозного диска. При этом максимально допустимый вес груза для корректировки дисбаланса этого узла составляет всего 15 граммов. Собираясь отправить свою машину на финишную балансировку колес, вы должны обязательно помнить о том, что колеса в этом случае уже должны быть отбалансированы «классическим» методом. Финишная балансировка – это просто «последний штрих» для повышения и закрепления качества обычной балансировки. Кроме того, иногда финишная балансировка может быть попросту не нужна колесам вашего автомобиля – например, если при предыдущей балансировке использовались адаптеры Хавека.
Главные ошибки при балансировке.
Теперь обсудим наиболее распространенные ошибки, которые иногда происходят при балансировке колес. Первой в ряду таких ошибок стоит балансировка шины или диска, покрытых слоем грязи. Очевидно, что вес этой грязи, так или иначе, оказывает влияние на баланс колеса. То есть после проведения балансировки грязь отпадет или смоется, а колесо опять окажется разбалансированным. Сюда же можно отнести и установку клеящихся грузов на загрязненную поверхность диска – в этом случае в процессе движения грузы отклеятся с гораздо большей вероятностью, чем, если бы они были установлены на чистый диск.
Второй основной ошибкой мастеров шиномонтажа является установка новых грузов без снятия при этом старых. Да, к сожалению, встречаются и такие случаи. Далее идет проблема правильной «посадки» шины на диск. Иногда, устанавливая шину, мастера недостаточно смазывают ее борт специальным раствором – а то и вовсе «забывают» о смазке. В этом случае шина, из-за внутреннего давления воздуха, неправильно «садится» на диск. Следует помнить, что если шиномонтажники доказывают вам, что шина некачественная или старая и поэтому не балансируется – вполне возможно, что дело как раз в ее неправильной посадке. Такая ситуация обычно осложняется тем, что с наружной стороны колеса практически невозможно определить, в чем же на самом деле заключается проблема. В таких случаях обычно помогает поднятие давления в шине – тогда и становится ясно, «кто виноват» — шина или мастера. Кстати говоря, в последнее время в некоторых наиболее «цивилизованных» шинных центрах стали использоваться новейшие балансировочные станки, окрещенные в народе «шиномонтаж 3D». Это оборудование производит лазерную диагностику, при помощи которой определяется предельно точная геометрия как всего колеса в целом, так и отдельного диска в частности (при этом диагностируется также и биение). Таким образом, появляется возможность «посадить» шину на диск максимально точно, чтобы шина и диск взаимокомпенсировали свои дисбалансы наиболее эффективно. Разумеется, такое оборудование стоит достаточно дорого, и поэтому найти его пока можно не везде – разве что в центрах шиномонтажа крупных городов.
Если вес грузов для балансировки колес превышает допустимые нормы (например, более 60 граммов для легкового авто) – то не лишним будет осадить шину на диск полностью и провернуть ее по диску. Такой метод в большинстве случаев может помочь понизить вес грузов. Также следует помнить о том, что некоторые изготовители ставят цветную метку на шине, обозначая, таким образом, ее самое легкое место. В процессе монтажа эта метка должна быть размещена возле ниппеля. Если соблюсти это простое правило – можно использовать гораздо меньшее количество балансировочных грузиков.
И еще один важный момент – сразу же обращайте внимание на то, как установлены грузы после проведенной балансировки. Если они располагаются достаточно далеко один от другого на одной стороне колесного диска – значит, вы имеете дело с ошибкой балансировки. Правильное расположение грузиков – кучно с каждой стороны диска. Кроме того, обязательно проследите, не цепляются ли балансировочные грузы за какие-либо детали подвески или за тормозные механизмы – такие случаи тоже нередки и также являются ошибкой работников шиномонтажа.
150 граммов на колесо — это много? Секреты балансировки
С самого начала следует сказать, что у каждого производителя покрышек есть свои внутренние требования к допустимому уровню дисбаланса. Как правило, для гражданских легковых шин дисбаланс должен быть в пределах 0,5-0,8% их веса. Понятное дело, что шины, используемые в спортивных дисциплинах, должны иметь лучшие показатели. Во-вторых, стоит упомянуть ГОСТ 4754-97, который применяется во многих странах СНГ, в том числе в Беларуси, где непосредственно в качестве государственного стандарта республики он используется с 1 октября 1998 года. К сожалению, автор не указал размерность устанавливаемых на его авто шин, но, к примеру, согласно ГОСТу вес грузов для шин с посадочным диаметром 15 дюймов должен быть не более 140 г, а для шин с посадочным диаметром 16 дюймов — не более 120 г. Поэтому автору вопроса не стоит сильно беспокоиться за качество купленных покрышек, тем более, как оказалось, колесо возможно перебалансировать с применением меньшего количества грузиков…
Как это сделать, рассказывает Александр, руководитель ООО «Мега-Альянс»:
— Проблемы, связанные с балансировкой, могут возникнуть даже на вполне качественных покрышках именитых брендов, но чаще этим грешат начинающие китайские производители. Дело в том, что большое влияние на распределение так называемых «тяжелых точек» у новых шин, которые необходимо отбалансировать, оказывает способ транспортировки и хранения, в том числе на складе продавца. Не секрет, что с целью экономии производители применяют различные технологии ужимки покрышек, складывания их в контейнеры особым способом, например, елочкой. Поэтому покрышки, на которые оказывается наибольшее давление, к примеру, снизу, могут поначалу плохо балансироваться. В таких случаях своим клиентам мы рекомендуем не паниковать, а проехать хотя бы 2000 километров, после чего произвести перебалансировку. Зачастую покрышка возвращает все свои характеристики, которые были заложены на этапе проектирования и изготовления. Если же это не помогает, то можно думать о замене некачественного товара по гарантии. Из нашей практики могу сказать, что обычно на балансировку среднеевропейской покрышки вроде Fulda или Firestone уходит максимум 60 граммов на одну сторону…
Что еще хотелось бы добавить? Зачастую неквалифицированные или недобросовестные работники шиномонтажей балансируют колесо без снятия старых грузиков, что является грубым нарушением технологии. Поэтому не поленитесь проследить за процессом «переобувки», если не уверены в порядочности и профессионализме специалистов. И помните: балансировку следует производить при каждой смене комплекта резины.
Грузики для балансировки колес: определение, типы, нормы балансировки, правильное расположение и допустимое количество
Разнообразие форм изготовления и методов крепления грузиков связано с различными сферами применения. Обжимные грузы, например, подходят исключительно для мототехники, а все остальные предназначены для легковых автомобилей, грузовиков и кроссоверов.
При приобретении новых автопокрышек любой водитель мечтает о длительной эксплуатации, отличных ходовых качествах и комфортных поездках за рулем. Однако даже самые дорогие и качественные шины неидеальны. Монтируя их на старые диски, нередко возникает проблема дисбаланса, которая особенно ощущается на высокоскоростных трассах, когда показания спидометра переваливают за сотню.
Максимальный вес грузиков при балансировке автомобильного колеса прописан в ГОСТе. Опытный мастер знаком с нормами и знает методы оптимизации количества грузов. Не торопите специалиста автосервиса, многое зависит от его трудолюбия и нежелания халтурить, а правильная балансировка увеличивает срок эксплуатации резины и подвески автомобиля.
Определение понятия балансировочный грузик
Чем выше скорость, тем больше биений и вибраций ощущает водитель за рулем. Для устранения неравномерностей распределения масс в покрышке разработана процедура балансирования колес. Уровень и степень дисбаланса определяется на профессиональном оборудовании (например, на балансировочных стендах Hofmann) в шиномонтажных центрах, а устранением неисправностей занимаются опытные специалисты, у которых есть специальные обжимные инструменты и комплекты расходных материалов.
Балансировка колес своими руками с помощью грузиков
Балансировочный груз – это маленький элемент весом от 10 до 140 г, грамотный монтаж которого способен сделать колесо сбалансированным, снизить его биение, увеличить срок эксплуатации шины, а также повысить комфортность поездок в автомобиле.
Типы и их конструктивные особенности
Разнообразие форм изготовления и методов крепления грузиков связано с различными сферами применения. Обжимные грузы, например, подходят исключительно для мототехники, а все остальные предназначены для легковых автомобилей, грузовиков и кроссоверов.
Набивные
Эти элементы повторяют дугообразную форму колесной закраины, крепятся на обод и используются на стальных штампованных или литых дисках.
Такие грузы изготавливаются из:
- твердого свинца;
- цинка;
- стали с цинковым покрытием.
Набивные элементы должны плотно прилегать к закраине, поэтому параметры изогнутости варьируются в зависимости от размера диска. Бывают модели неразборного типа для R12-16 и разборные утяжелители с одной-двумя пружинами для диаметров R15-22,5.
Набивной способ крепления считается самым надежным методом устранения дисбаланса. Внедорожники и большие автомобили чаще всего балансируют именно набивными моделями.
Адгезивные
Внешне такие элементы напоминают плоскую металлическую пластинку квадратной или прямоугольной формы с двухсторонним скотчем и клейкой основой на задней поверхности. Такие грузы самоклеятся на колесный диск или фиксируются на клеевом составе, которые обладает высокой адгезией.
Разновидность грузиков для балансировки колес
В качестве материалов для адгезивных грузиков используют:
- свинец;
- цинк;
- оцинкованную сталь.
Подобные грузы бывают стандартной конструкции (толстыми) или с уменьшенной толщиной (тонкими). Отличаются простотой эксплуатации и не портят внешний вид и покрытие диска.
Обжимные
Метод обжима грузов подходит для устранения дисбаланса у мототехники: мотоциклов, скутеров, мопедов, квадроциклов, прицепов и мотоблоков.
По способу установки их классифицируют на варианты для:
- спиц (разрезные цилиндрические свинцовые втулки);
- колесного обода (элементы со скобой из углеродистой стали со свинцовыми отливками).
Норма балансировки по ГОСТу
Максимальный вес грузиков при балансировке автомобильного колеса прописан в ГОСТ 4754-97, согласно нормативному документу параметры для грузов составляют:
Диаметр шины (дюймы) | Вес грузов в граммах на 1 колесо |
12 | 50 |
13 | 60-80 |
14 | 70-100 |
15 | 70-140 |
16 | 70-160 |
Зачем нужны грузики для балансировки колес
Максимальное значение веса грузов при балансировке автомобильных колес определяется в зависимости от диагональных размеров шины. Например, для автопрокрышки 255/75 R16 C, по данным ГОСТа, он составляет 160 граммов на диск, а для 175/80-160 – 120 граммов. Балансировка колес по ГОСТу 4754-97 не нормирует допуски по грузам для размеров 17 и 18 дюймов.
Правильная балансировка и расположение грузиков
Чем меньше дополнительных элементов устанавливается на колесо, тем спокойнее на сердце у водителя, избавленного от необходимости постоянно прощупывать целостность грузиков на внутренней стороне диска.
Существуют способы исправить ситуацию более гуманными методами.
Можно, разбортировав резину, покрутить диск на оборудовании, подправить его, подобрать оптимальное расположение покрышки и протестировать несколько вариантов. Эта процедура требует времени, но чутье профессионала поможет подобрать оптимальное решение. Для более быстрого и надежного устранения проблемы понадобится хороший стенд с автоматической программой оптимизации дисбаланса. Эти 2 метода подходят для балансировки колес без грузиков.
Грузы можно установить:
- снаружи диска (на красивых авто с литыми сияющими дисками этого способа стараются избегать, но для любителей экстрима и тяжелой автотехники лучше пожертвовать внешним видом и набить грузик с наружней стороны колеса);
- на внутренней плоскости ближе к внешнему краю (именно туда устанавливают адгезивные пластины).
Как проходит балансировка колес
Количество балансировочных элементов зависит от качества шиномонтажного стенда, квалификации и желания мастера добиться качественного результата, а также от настойчивости и дотошности автовладельца, который во время проверки дисбаланса будет стоять рядом и контролировать процесс. Если водитель ничего не знает про особенности балансировки, его легко ввести в заблуждение.
Допустимое количество грузиков при балансировке колес
ГОСТ 4754-97 регламентирует исключительно массу, но не количество грузов. Однако чем меньше инородных элементов прижато или приклеено к диску, тем реже водителю придется проверять, не отвалились ли грузики для балансировки колес.
Без балансировочных элементов обойтись нельзя. Даже при идеальном состоянии диска и наличии новой резины для полного устранения дисбаланса все равно потребуются 1-2 грузовых элемента. Но допустимое количество грузиков при балансировке колес не регламентируется.
Опасно доверять автомобиль непрофессионалам, которые работают спустя рукава и ничего не знают про ГОСТы и правильное устранение дисбаланса. Максимальный вес грузиков при балансировке колеса зависит от качества шиномонтажного стенда и расходных материалов, наличия спецоборудования, а также от опытности мастера, который занимается вашей машиной.
При балансировке колеса какой максимальный вес грузиков
Любой владелец автомобиля начинает испытывать беспокойство в том случае, когда после балансировки видит на своем колесе большое количество грузов. Почему грузов так много? Можно ли было отбалансировать по-другому? Всегда ли хорошо, когда грузов мало? Предлагаю в очередной раз погрузиться в тему балансировки автомобильных колес и разобраться в этих вопросах.
Почему считается, что много грузов на колесе это плохо? Основных причин две и лежат они в сфере технической и сфере эстетической.
С технической точки зрения, большое количество балансировочных грузов увеличивает массу колеса. А колесо это неподрессоренная масса, которая напрямую влияет на плавность хода автомобиля. Чтобы снизить ее негативное влияние и повысить ресурс автомобиля, инженеры всеми силами стараются такую массу снизить, используя например легкосплавные диски. Мы, конечно понимаем, что масса балансировочных грузов по отношению к массе не велика, но свою небольшую вредную работу она от этого делать не перестанет, неизбежно повышая нагрузку на подвеску автомобиля.
С эстетической точки зрения все значительно проще – колесо, на котором навешено много грузов выглядит неопрятно.
Сколько грузов достаточно, чтобы отбалансировать колесо? На этот вопрос нам отвечает физика и теоретическая механика: для полного устранения дисбаланса достаточно двух корректирующих масс (баланисровочных грузов). Однако всегда ли колесо должно быть отбалансировано именно двумя грузами или бывают ситуации, когда обосновано использование другого количества грузов?
Для начала разберем самый простой пример – на колесе один груз. Такое может произойти в трех случаях:
- колесо имело только статическую неуравновешенность и при динамической балансировке станок полностью скомпенсировал ее одним грузом
2. некоторые современные балансировочные умеют вычислять такое положение одного груза, чтобы оно полностью компенсировало статическую неуравновешенность и частично моментную. Если станок вычислил, что моментная неуравновешенность будет невелика, то он предложит выполнить балансировку одним грузом
Следует отметить, что и в случае статической, и динамической балансировок исправляются незначительные погрешности в распределении массы колеса, связанные с дефектами изготовления диска и/или шины. Если диск сам по себе кривой – его нужно вначале вытянуть (если он штампованный) или заменить на новый (если он литой).
Что такое балансировка и нужна ли она колесам на литых дисках
Любое автомобильное колесо, будучи объектом материальным и рукотворным, далеко от геометрического идеала. При перемещении на небольших скоростях по грунтовым дорогам, разбитому асфальту и другим подобным покрытиям этой неидеальностью можно пренебречь.
Балансировка колес в салоне
Но когда автомобиль выезжает на гладкий асфальт скоростной магистрали и разгоняется свыше 100 км/ч, начинаются проблемы. Крохотный дисбаланс колеса при высокой скорости оборачивается:
- повышенной нагрузкой на подвеску и рулевое управление;
- ухудшением управляемости;
- снижением эффективности тормозов;
- неравномерным износом покрышки.
Чтобы определить, когда нужна балансировка колес на литых дисках, нужно разобраться с видами дисбаланса. Различают два вида дисбаланса колес:
Литые диски, как ясно из их названия, производятся методом литья металла в пресс-формы. Используются сплавы на основе магния и алюминия. Преимущества литых дисков перед обычными штампованными – легкость, прочность, красивый внешний вид. Недостатки – относительно высокая стоимость, плохая ремонтопригодность.
На литых дисках балансировать колеса нужно. У штампованных дисков дефектов металла уж никак не меньше, что не мешает их отлично балансировать.
А поскольку литые диски часто ставят именно на скоростные, спортивные машины, их правильный баланс становится, в прямом смысле слова, жизненно необходимым.
Особенности балансировки колес на литых дисках
Процедура балансировки колес на литых дисках состоит и тех же этапов, что и на штампованных. Можно выделить три особенности, на которые следует обратить внимание:
- Правильно балансировать на станке колеса с литыми дисками. при размещении колеса на валу балансировочного станка нужно соблюдать определенный порядок действий: сначала надеть конус, потом на него колесо, потом уже регулировочный винт. Дело в том, что внешняя сторона такого диска просто отлита, а вот внутренняя дополнительно фрезерована. Следовательно, внутреннее отверстие точнее обработано, чем наружное.
- При балансировке лучше использовать грузики на клеевой основе, а не набивные, поскольку первые не повреждают поверхность дорогого диска.
- И самое важно. Если мастер обнаружит повреждение самого диска (нарушение геометрии, вмятину и пр.) – останется только выкинуть его и купить новый. Литые диски ремонту не подлежат – это следует запомнить
Проводить балансировку колес на литых дисках следует в следующих случаях:
При прохождении планового ТО также нужно проводить балансировку.
Общие правила балансировки
Колесо обязательно должно быть абсолютно чистым.
Причем мыть его нужно не из шланга, а в специальном моечном аппарате. Если в сервисном центре такого нет – лучше сразу уходить оттуда. Другие правила:
- Мастер должен отбалансировать вначале диск отдельно, а затем – колесо в сборе.
- Общий вес грузиков на одно колесо не должен превышать 60 граммов.
- Хороший результат часто может быть достигнут перемещением шины относительно диска, с размещением наиболее тяжелых точек диска и шины с противоположных сторон.
Обязательно использование специальных смазок при разбортовке.
Виды балансировки
В шиномонтажных мастерских предлагают три основных вида балансировки колес: статическую, динамическую и финишную
Статическая балансировка
Самый простой вид балансировки, его делают на любом шиномонтаже. Такая балансировка устраняет статический дисбаланс колеса, то есть когда одна точка колеса тяжелее, чем остальные. Для этого колесо несколько раз раскручивают на специальном станке, затем ожидая, когда оно остановится после завершения вращения по инерции.
Мастер отмечает нижнюю точку, после чего повторяет процедуру. Если точки ложатся вразброс – с колесом все в порядке. Если какая-то область колеса все время оказывается внизу – нужно устранить дисбаланс.
Для этого мастер помещает в верхней точке колеса грузики, добиваясь равномерного вращения.
Динамическая балансировка
Следует отметить, что и в случае статической, и динамической балансировок исправляются незначительные погрешности в распределении массы колеса, связанные с дефектами изготовления диска и/или шины. Если диск сам по себе кривой – его нужно вначале вытянуть (если он штампованный) или заменить на новый (если он литой).
Финишная балансировка
Финишную балансировку делают нечасто, так как процедура требует редкого и дорогого оборудования, которым располагают только крупные сервисные центры. Обычно к ней прибегают владельцы быстрых спортивных автомобилей.
Суть финишной балансировки в том, что параметры вращения колеса замеряются непосредственно на машине.
То есть автомобиль устанавливается на платформу, колесо раскручивается с помощью роликов до 90-100 км/ч, автоматика производит соответствующие замеры. Колеса также балансируются грузиками, но, кроме того, компьютер выдает рекомендации по взаимному расположению колес: переднее правое лучше поставить на место заднего левого и т.д. Это делается для того, чтобы остаточные дефекты колес взаимно компенсировали друг друга.
Балансировка колес автомобиля влияет на управляемость автомашины: пятно контакта постоянно меняется, сцепление с дорогой становится хуже. На мокрой или скользкой трассе при высокой скорости ситуация может выйти из-под контроля. Получается, балансировка колес – вопрос безопасности экипажа авто.
Комфортная и безопасная езда на автомобиле во многом зависит от состояния покрышек. Водителям знакомо понятие балансировки колес. Однако многие не придают должного значения процедуре. И, соответственно, не понимают последствий дисбаланса авторезины.
Что такое балансировка колес
Технические характеристики хороших автопокрышек не заканчиваются отличным компаундом, качественными дисками, стабильным давлением. Автослесари на СТО и домашние мастера меняют сезонную резину, выявляют очаги и степень износа шин, несоосносность, другие проблемы.
Одно из необходимых мероприятий – балансировка колес – это устранение дисбаланса или уменьшение его до минимального уровня.
На что влияет балансировка колес и каковы последствия ее отсутствия
Разбалансированные колеса создают вибрацию автомобиля: появляется тряска, биение и шум. Если не брать во внимание дискомфорт водителя и пассажиров от такой поездки, то разрушение узлов и агрегатов игнорировать нельзя: ускоренный неравномерный (пятнистый) износ протекторов шин, деформацию дисков.
Также разрушаются шаровые опоры, ступицы, выходят из строя стойки амортизаторов, подшипники. Дисбаланс колес приводит к удлинению тормозного пути, нарушает рулевое управление.
Дисбаланс колес нарушает рулевое управление
Балансировка колес автомобиля влияет на управляемость автомашины: пятно контакта постоянно меняется, сцепление с дорогой становится хуже. На мокрой или скользкой трассе при высокой скорости ситуация может выйти из-под контроля. Получается, балансировка колес – вопрос безопасности экипажа авто.
Дисбаланс колес
Колесо – вращающийся объект. Все точки его поверхности равно удалены от центра – оси вращения, а вес должен быть одинаковым по всей окружности.
Определение
Неравномерное распределение вращающихся масс относительно центра вращения называется дисбалансом колеса. Иными словами, покрышка в определенных местах становится легче.
Балансировку колес проводят навешиванием специальных компенсирующих грузов для утяжеления полегчавших участков автошин.
Различают два вида дисбаланса:
Виды дисбаланса колес
Динамическую балансировку колес проводят только на профессиональных стендах по внешней и внутренней стороне. Статическую — можно делать в гаражных условиях: процедура заключается в том, чтобы навесить дополнительные утяжелители на легких участках. Однако часто на колесах одного автомобиля наблюдается комбинация обоих типов дисбаланса: тогда надежнее доверить дело специалистам шиномонтажных сервисов.
Как проверить балансировку колес
Проблема дает о себе знать на скорости машины 80-90 км/ч биением в руль, тряской. Можно самостоятельно проверить баланс автопокрышек, приурочив процедуру к летней или зимней замене комплектов резины. Смонтируйте новое колесо, поездите пару дней, чтобы шина избавилась от деформации после хранения.
- Поставьте машину на домкрат с той стороны, где будете проводить проверку.
- Раскрутите скат, дождитесь остановки.
- Отметьте мелом на резине верхнюю точку.
- Раскручивайте еще в разных направлениях, помечая верх.
Как проверить балансировку колес
Как правильно проводить процедуру
При дисбалансе в 10-15 г подвеска получает тысячи ударов в минуту, что сравнимо с действием отбойного молотка на бетон. Чтобы предотвратить негативные последствия нарушения распределения веса покрышек, необходима правильная балансировка шин.
Почему важен подготовительный этап и что в него входит
Балансировать колеса нужно в сборе, когда шина надета на диск. Обязательное правило – подготовительный этап, от которого зависит конечный результат процедуры.
- Отмойте колесный диск с двух сторон, иначе куски грязи покажут неравномерный вес резины по окружности.
- Вычистите протектор от застрявших камешков (особенно важно для грузовой техники и внедорожников). Камни и гравий между блоками беговой дорожки авторезины утяжеляют отдельные участки: балансирование будет неточным.
- Удалите старые грузики и декоративные колпаки с дисков.
Проследите, чтобы шина плотно сидела на своем месте: это оказывает сильное влияние на показатели балансировочных приспособлений и приборов.
Виды балансировки
Процедуру проводят несколькими способами. Есть балансировка колес автомобиля на станке со снятием автопокрышек и непосредственно на авто. Также существует автоматическая балансировка при помощи гранул или порошка.
Гранулы для балансировки колес
Гранулы диаметром 0,15-0,9 мм имеют внутри тяжелое стеклянное или керамическое ядро, снаружи элементы покрыты силиконом.
Бисер засыпают в полость покрышки: под действием центробежных сил шарики распределяются, налипают на резину в больших количествах там, где вес меньше. Получается автоматическая самобалансировка, которая, впрочем, не пользуется популярностью у водителей.
Статическая
Статический (вертикальный) дисбаланс устраняют все станции шиномонтажа. Но это самый простой вид балансировки, который, чтобы сэкономить деньги и время, зачастую автолюбители выполняют в гараже.
Суть операции – выявить тяжелый участок шины, который с большей силой бьет по дороге, неравномерно истирая протектор и разрушительно отзываясь на ходовой и подвеске.
Для устранения статического дисбаланса на легкие точки за бортовые закраины навешивают компенсирующие грузики. Вес изделий – от 5 до 60 грамм, материал – свинец, сталь, цинк.
На штампованные диски ремонтные приспособления крепят кронштейнами, на литые и кованые – липучками. Последние ненадежны зимой: на морозе могут отвалиться. Но есть ряд дисков, на которых другой способ крепления грузов не предусмотрен.
Динамическая
Финишная
Такую балансировку колес нужно делать после устранения статического и динамического дисбаланса, а также при смене авторезины.
Финишную процедуру выравнивания баланса шин проводят непосредственно на автомобиле: под днище устанавливают электронное устройство, колеса раскручивают до 80-90 км/ч. Датчики автоматически делают замеры, указывают места, где на обод нужно добавить груза.
Способы проведения балансировки без снятия колес
Подготовьте домкрат, балансировочные самоклеящиеся или на кронштейнах грузики. Вам потребуется мел или маркер, чтобы отмечать легкие точки, а также молоток для закрепления набивных грузов.
Не пропустите подготовительный этап с мойкой дисков и очисткой протектора от камней и гравия. Снимите пластиковые накладки.
- Поднимите одну сторону машины на домкрат, подстрахуйте от отката и падения.
- Определите место установки балансирующих грузов: раскрутите скат в одну сторону, после остановки отметьте на нем мелом верхнюю точку, ориентируясь, например, на середину колесной арки.
- Крутаните покрышку в другую сторону, повторите манипуляцию с мелом.
- Оцените размещение меловых отметин: середина между ними – искомая легкая точка.
- Устанавливайте в этом месте грузики, начиная с легких.
- Продолжайте раскручивать колесо. Если после остановки грузы оказываются внизу, балансировка идет успешно.
- Теперь начинайте разводить утяжелители в разные стороны. Задача – добиться, чтобы после очередных раскруток и остановок грузики оказывались в разных положениях.
- Закрепите предметы молотком.
Способы проведения балансировки без снятия колес
С первого раза балансировка может не получиться. Утяжеляйте легкие места, добавляя вес грузов. Соблюдайте последовательность действий с другими автопокрышками, затем опробуйте колеса на баланс, поездив 10-15 км со скоростью 80-90 км/ч. Если не ощутили подскакивания машины, характерных ударов в руль, вы сделали все правильно.
Какое оборудование необходимо для проведения процедуры
Уже при изготовлении масса автошин неравномерно распределена вокруг оси вращения – это, так называемая, технологическая погрешность. Далее, в процессе эксплуатации, дисбаланс нарастает: на шину приходится до 75% неуравновешенности, на диски – до 20%. Остальные проценты падают на ступицы с тормозными барабанами.
Для избавления от дисбаланса существует профессиональное оборудование – балансировочные станки (БС). Конструкции для диагностики и регулировки вращающихся объектов стационарно установлены в помещениях шиномонтажных мастерских.
БС для широкопрофильных и обыкновенных шин градируют на установки без снятия колес с механическими, электронными и комбинированными измерительными приборами. Другую группу оборудования представляют стенды, которые работают со снятыми скатами.
Основные элементы высокоточного стенда для балансировки колес легковых авто – вал с электрическим (до 800 об/мин) или ручным (до 250 об/мин) приводом и компьютером для обработки данных.
Техпроцесс выглядит так: колесо нанизывают и надежно фиксируют на валу, вычислительная система считывает исходную информацию (ширину и высоту профиля резины, размер диска). Вал раскручивают, затем привод останавливают, предоставляя колесу вращаться по инерции.
Далее включаются импульсные, динамические и пьезоэлектрические датчики, фиксируют новые данные, по которым заложенная программа вычисляет легкие точки покрышки. Мастеру остается смонтировать утяжелители.
Некоторые модели станков отечественного и импортного производства снабжены лазерными установками, точно показывающими место навешивания балансира.
Распространенные ошибки балансировки
Типичные ошибки, когда нарушают технологию уравнивания массы колеса относительно оси вращения:
Ошибки при балансировке колес
Обязательно ли балансировать задние колеса на переднем приводе
На переднеприводных автомобилях ведущие колеса страдают сильнее, так как участвуют в поворотах. Бесчисленные маневры съедают боковины протектора. Но и задние скаты подвергаются механическим деформациям. Если переднее колесо влетает в яму, то и заднее попадет туда же, нанося удар по подвеске.
Дисбаланс в передней части ярче выражен, тогда как задний проявляется на скорости более 120 км/ч. Но проводить балансировку нужно одновременно на всех колесах, независимо от места установки.
От чего зависит частота проведения балансировки
Конкретных требований к периодичности процедуры нет – все зависит от эксплуатации. Если вы проехали за сезон в умеренном ритме 15 тыс. км, обязательно проверьте балансировку скатов. Экстремальная манера вождения сокращает срок диагностики и регулировки вдвое.
Другие причины, почему нужно часто балансировать колеса:
Вывод: чем спокойнее и внимательнее автомобилист, тем реже он балансирует колеса.
Каждый автолюбитель должен помнить о том, что процедура балансировки колес является очень важным моментом технического обслуживания автомобиля, несмотря на свою простоту.
При сборке колес, балансировка (разумеется, если она проведена правильно) является гарантией того, что вы будете избавлены от последствий биения руля на высокой скорости. А последствия биения руля в случае, если имеется дисбаланс колеса, могут быть достаточно печальными: кроме того, что постепенно разобьется рулевое управление, выйти из строя могут также амортизаторы, ступичные подшипники и прочие детали подвески. Все это происходит из-за вибрации, которая разносится по всему кузову машины, если колесо разбалансировано. Но главная опасность заключается даже не в этом, а в том, что общая управляемость автомобиля становится существенно хуже и, как следствие, сам процесс передвижения становится более опасным. Именно поэтому следует уделять особое внимание качеству – как самой балансировки колес вашего авто, так и качеству используемых дисков и шин.
Виды дисбаланса колес.
Дисбаланс колес обычно разделяют на два вида: статический и динамический. Обе эти разновидности дисбаланса подразумевают несовпадение двух осей – оси вращения и оси инерции, проходящей по центру тяжести каждого колеса.
Понятно, что идеальных колес в природе пока не существует, а общее качество колеса зависит от качества его составляющих – шины и диска. Именно поэтому существуют диапазоны допустимого дисбаланса. На территории РФ значения таких допусков описывает ГОСТ 4754-97. Помимо значений статического дисбаланса, в этом ГОСТе указаны массы грузиков, компенсирующих дисбаланс динамический, а также максимально допустимые показатели биения колес.
Процесс балансировки и виды грузов.
Чтобы отбалансировать колесо, его устанавливают на балансировочный станок, где оно раскручивается и центруется при помощи специального конуса. Затем в стенд для балансировки колес мастер задает параметры колеса. После этого на экране монитора появляются данные о том, где именно слева и справа нужно установить балансировочные грузы и какой массы они должны быть.
Признаки качественной балансировки.
Итак, балансировочные грузы могут быть установлены в двух вариантах: только с внутренней, или же и с внутренней, и с внешней сторон диска. Причиной отсутствия груза на фасаде колесного диска может быть либо нежелание владельца (дабы не нарушать эстетику), либо техническая невозможность такого вида балансировки колес. Если груз при балансировке устанавливается только с внутренней стороны диска, то он должен быть расположен наиболее близко к внешней стороне – как правило, возле самых спиц. Кстати, существует вариант балансировки колеса всего одним грузом, однако такая технология достаточно сложна и используется в исключительно редких случаях.
Все грузы, из которых состоит необходимый вес, должны быть расположены рядом. Их общая масса не должна превышать 60 граммов в случае, если балансировка проводится на новом колесе, оснащенном новым же диском. Если вес грузиков превышает требуемые 60 грамм, необходимо проверить правильность сборки колеса. Для этого нужно убедиться, что желтая метка на шине совпадает с вентилем. В случае, когда метка совпадает, но вес грузов все равно превысил 60 грамм – нужно осмотреть колесо более тщательно, чтобы найти причины, по которым правильная балансировка невозможно. Такой причиной может стать, например, деформированный диск или слежавшаяся и потерявшая свою форму покрышка. Когда процесс балансировки закончен и колесо уже снято с балансировочного станка – не пожалейте своего времени и попросите мастера закрепить колесо заново и еще раз проверить показатели дисбаланса, поскольку они могут измениться. Допустимый разброс параметров при переустановке может быть разным, в зависимости от вида дисков. Например, для колес со стальными дисками эта погрешность может составить до 5 граммов на обеих сторонах. Если диски легкосплавные, то и того меньше – всего 3 грамма на обе стороны. В принципе влияние погрешности тем сильнее отражается на качестве балансировки, чем тяжелее и больше по диаметру балансируемые колеса.
Главные ошибки при балансировке.
Теперь обсудим наиболее распространенные ошибки, которые иногда происходят при балансировке колес. Первой в ряду таких ошибок стоит балансировка шины или диска, покрытых слоем грязи. Очевидно, что вес этой грязи, так или иначе, оказывает влияние на баланс колеса. То есть после проведения балансировки грязь отпадет или смоется, а колесо опять окажется разбалансированным. Сюда же можно отнести и установку клеящихся грузов на загрязненную поверхность диска – в этом случае в процессе движения грузы отклеятся с гораздо большей вероятностью, чем, если бы они были установлены на чистый диск.
Если вес грузов для балансировки колес превышает допустимые нормы (например, более 60 граммов для легкового авто) – то не лишним будет осадить шину на диск полностью и провернуть ее по диску. Такой метод в большинстве случаев может помочь понизить вес грузов. Также следует помнить о том, что некоторые изготовители ставят цветную метку на шине, обозначая, таким образом, ее самое легкое место. В процессе монтажа эта метка должна быть размещена возле ниппеля. Если соблюсти это простое правило – можно использовать гораздо меньшее количество балансировочных грузиков.
И еще один важный момент – сразу же обращайте внимание на то, как установлены грузы после проведенной балансировки. Если они располагаются достаточно далеко один от другого на одной стороне колесного диска – значит, вы имеете дело с ошибкой балансировки. Правильное расположение грузиков – кучно с каждой стороны диска. Кроме того, обязательно проследите, не цепляются ли балансировочные грузы за какие-либо детали подвески или за тормозные механизмы – такие случаи тоже нередки и также являются ошибкой работников шиномонтажа.