Что дает замена тормозной жидкости
Перейти к содержимому

Что дает замена тормозной жидкости

  • автор:

Как заменить тормозную жидкость

Тормозная жидкость передает усилие от педали тормоза к колесам. От её состояния зависит интенсивность и надежность торможения. Тормозная жидкость не должна существенно менять свои параметры в огромном диапазоне температур, от — 40°С до более чем 200°С. То есть до температуры разогрева тормозных цилиндров при частом и длительном торможении, например в городе или в горной местности. Помимо температур, тормозная жидкость должна иметь совершенно определенную вязкость, антикоррозионные и смазывающие свойства и сохранять их в течение длительного времени.

Современные тормозные жидкости.

Развитие технологий торможения привело к тому, что современные тормозные жидкости делаются не на спиртовой или масляной основах, а на основе полностью синтетических полигликолевых жидкостей. У такого состава есть как очевидные достоинства, так и менее заметные недостатки, такие как гигроскопичность, то есть поглощение влаги из атмосферы и, как следствие, ухудшение высокотемпературных показателей и антикоррозионной защиты. Это обуславливает ограниченный срок службы тормозной жидкости и её регламентную замену. Причем не только накопление воды сокращает срок службы, но и накопление продуктов износа тормозных манжет, цилиндров и других подвижных деталей, особенно в блоке ABS. Кстати, именно этим объясняется короткий срок работы тормозной жидкости на современных автомобилях с антиблокировочными и антипробуксовочными системами.

Проверка состояния тормозной жидкости:

Производится при каждом техническом обслуживании, но не реже, чем раз в год. Критерии для замены: вышел срок работы жидкости (см. инструкцию на автомобиль), резкое изменение цвета жидкости (пр.: потемнение и помутнение), падение температуры кипения жидкости менее 165 ˚С.

Самый простой и легкий способ контроля состояния тормозной жидкости по электропроводности. В продаже встречаются недорогие специальные тестеры, такими же пользуются на сервисах. Если при погружении электродов в тормозную жидкость в бачок, горит зеленый светодиод, то все в порядке, тормозная жидкость свежая. Если желтый, то содержание влаги в пределах 1% и дальнейшая эксплуатация возможна. Если горит красный, то содержание влаги около 3% или более, дальнейшая эксплуатация крайне нежелательна. Красный светодиод индикатора предписывает немедленную замену жидкости.

Процедура замены тормозной жидкости.

Необходимо убрать максимальное количество тормозной жидкости из бачка при помощи шприца, спринцовки или вакуумным прибором. На место старой жидкости заливается свежая. Поочередно вывешиваются колеса автомобиля, начиная с задней оси, с колеса, имеющего самую длинную тормозную магистраль. То есть на «леворульных» автомобилях в первую очередь вывешивается и снимается заднее правое колесо, на «праворульных» — заднее левое колесо.

На машинах, на которых еще установлены механические регуляторы тормозных сил надо дополнительно поддомкратить заднюю ось, чтобы регулятор не перекрывал подачу тормозной жидкости к задним тормозным механизмам. После снятия колеса действуем исходя из имеющегося оборудования. Шприц, спринцовка или вакуумный аппарат помогут высосать необходимое количество тормозной жидкости без дополнительных действий. Если вообще ничего нет, то надеваем трубочку на прокачной штуцер, помещаем свободный конец трубочки в чистую емкость, а помощник с места водителя нажимает на педаль и нагнетает жидкость в систему. Как только в системе создается давление, необходимо открутить прокачной штуцер на полоборота, слить некоторое количество жидкости в емкость и тут же закрыть штуцер.

Повторять эту процедуру нужно до тех пор, пока не потечет чистая свежая жидкость. Так последовательно прокачиваются магистрали всех колес, при этом крайне желательно, чтобы двигатель, а с ним и усилитель тормозов работал. При работе двигателя ход тормозной педали и объем вытесняемой жидкости максимален.

Важно: следить за падением уровня жидкости в бачке и постоянно доливать свежую, чтобы не захватить воздух.

Иначе процедуру придется долго повторять, а в случае наличия на автомобиле ABS, то и обратиться в сервис для подключения сканера, переводящего блок ABS в сервисный режим.

Выбор тормозной жидкости.

Все современные синтетические тормозные жидкости, кроме DOT 5, совместимы, смешиваются и, в определенной степени, взаимозаменяемы. Кроме случаев наличия специальных требований. DOT 5 – чисто силиконовая жидкость встречается крайне редко и мы его не станем рассматривать.

Большинство современных автомобилей требует жидкость DOT 4. Есть требования и по применению более простого стандарта DOT3 (в основном на корейских машинах), который без проблем может быть заменен на более доступный (и лучший) DOT 4. Современные европейские автомобили требуют маловязкую версию DOT4 – класс 6 (+). А вот японцы, в основном Toyota, рекомендуют использовать DOT 5.1 (не путать с просто DOT 5!), сочетающий в себе как лучшие высокотемпературные свойства, так и низкую вязкость, необходимую для работы всевозможных систем безопасности торможения. Это тенденции, а вот точно определить, какая жидкость льется в тот или иной автомобиль можно только по инструкции по эксплуатации.

Ничего сложного в самостоятельной замене тормозной жидкости нет.

Можно обойтись без специального инструмента, да и свежей тормозной жидкости на легковой автомобиль потребуется в среднем всего литр.

Как заменить тормозную жидкость?

Безопасная эксплуатация авто возможна только в том случае, если его тормоза на 100% исправны. Водителю нужно знать, как менять тормозную жидкость, чтобы исключить неисправность, сэкономить деньги на обращении в сервисный центр без ущерба для результата. Как часто менять тормозную жидкость, как делать это правильно, какие составы использовать? Эти и некоторые другие вопросы требуют подробного рассмотрения.

Что такое тормозная жидкость и для чего она нужна?

Что такое тормозная жидкость?

Перед тем, как рассмотреть особенности и правила замены состава, необходимо рассмотреть, для чего нужна тормозная жидкость, как она позволяет остановить автомобиль, какую роль выполняет в общей системе. Итак, тормозная жидкость представляет собой состав, заполняющий гидравлическую систему транспортного средства. Она несжимаема, благодаря чему в полной мере передает давление, формируемое поршнем главного цилиндра при нажатии водителем на педаль тормоза.

Именно благодаря этому давлению, приводятся в действие барабаны, колодки и другие механизмы, благодаря которым формируется сила трения, необходимая для уверенной остановки транспортного средства. С учетом вышесказанного, может показаться, что ответ на вопрос, чем заменить тормозную жидкость, очень прост, ведь из школьного курса физики известно, что любая жидкость, даже вода, является несжимаемой. Это не так. Конечно, указанный состав обладает множеством характеристик, необходимых для эффективной работы. Он устойчив к вспениванию, его характеристики не изменяются при воздействии низких и высоких температур, он не приводит к ускоренному износу, окислению механизмов и компонентов, формирующих систему торможения. С обычной водой, спиртом или маслом, такого эффекта достичь не удастся.

Самое главное – специализированные составы не склонны к закипанию, что обеспечивает эффективную передачу давления в любой ситуации, без чего оказался бы невозможным не просто экстренный, но даже плавный сброс скорости.

Современные тормозные жидкости: виды и типы

Виды и типы тормозных жидкостей

При выборе нужно знать, чем отличаются тормозные жидкости, сколько видов представлено на рынке и в чем их особенности. Лучше всего ориентироваться на американскую классификацию DOT, которая дает полное представление об основном компоненте и характеристиках состава:

Зачем менять тормозную жидкость, если тормоза в порядке?

Зачем менять тормозную жидкость, если тормоза в порядке?

02.02.2016

Говоря о техническом обслуживании, мы часто забываем, что помимо замены моторного масла и фильтров, сервисная книжка предписывает проводить множество других полезных операций.

Как узнать, что пора менять тормозную жидкость и зачем это делать?

questionЗачем меняют «тормозуху»?

Часто встречаются автолюбители, гордо заявляющие, что они за 10 лет пользования автомобилем только меняли масло. То, что у них не произошло ДТП по вине отказавших тормозов – скорее стечение обстоятельств и эксплуатация авто с малой загрузкой на равнине.

Если долго не менять тормозную жидкость:

Изнашиваются (пусть практически незаметно) поршни в цилиндрах — со временем от грязи они начинают подклинивать, износ увеличивается.

Со временем тормозная жидкость накапливает влагу и продукты износа манжет.

Влага, попавшая в гидропривод, понижает температуру кипения и способствует возникновению коррозии.

Если автомобиль используется, чтобы доехать до сельского магазина – он может и 20 лет обходиться без замены. Но когда вы собрались летом на море и планируете проехать с прицепом по горным серпантинам – тут надо быть начеку.

Чтобы педаль тормоза не провалилась в самый неподходящий момент от закипания тормозной жидкости, её требуется вовремя менять. Инструкцией указан интервал – от двух до четырёх лет, в зависимости от модели автомобиля.

Некоторые производители не пишут конкретный срок замены. Иногда контролем занимается бортовой компьютер, который предупредит о необходимости расширенного обслуживания.

hand-gestureЗамена тормозной жидкости

На машинах без антиблокировочной системы тормозов и сопряженных с ней помощников стабилизации пользователь может самостоятельно поменять жидкость. Для этого понадобится ассистент, или крышка-переходник на бачок главного цилиндра. Прокачиваем тормоза от дальнего (заднего правого колеса) к ближнему (левому переднему), до появления однородной струи светлого цвета.

Заранее закупите требуемое количество расходных материалов (обычно ёмкость системы около 1 литра), а также приготовьте инструмент – специальные ключи для отворачивания штуцеров прокачки, пластиковую банку и прозрачную трубку. Использование рожковых ключей крайне нежелательно из-за риска повредить грани.

В случае с современной сложной системой ABS, может потребоваться диагностический компьютер для включения насоса. В этом случае придётся воспользоваться услугами автосервиса.

kitchenКакую ТЖ выбрать?

Однозначно – ту, которая указана в инструкции. Здесь лучшее – враг хорошего. Если (как у большинства современных машин) у вас залита DOT-4 на основе гликоля, то и на замену стоит брать такую же. DOT-5 несовместима, т.к. содержит силиконовую основу.

dot

В случае, когда душа требует перемен, и наблюдается излишек финансов – можно заказать «спортсменскую» DOT 5.1. Можно будет похвастаться друзьям, что у вас «тормозуха» не закипит при экстренном торможении со скорости 280 км/ч.

Если в ваш грузовик, Москвич или старую Волгу залита DOT-3, при необходимости её можно заменить на DOT-4.

В случае с раритетными авто вы можете столкнуться с тормозной жидкостью красного цвета на касторово-спиртовой основе – БСК. Её менять на современные не стоит. К тому же она несовместима ни с одной из современных ТЖ.

Вывод:

Замена жидкости привода тормозов – не прихоть сервисменов, а необходимость для безопасного вождения автомобиля. Своевременное обслуживание добавит уверенности в своём автомобиле, особенно в главном его компоненте – тормозной системе.

Зачем менять тормозную жидкость?

Многие автовладельцы, после проведенной диагностики обращают внимание на рекомендацию – «Заменить тормозную жидкость» и обычно она вызывает много вопросов.

• Зачем ее менять, что с ней будет?;

• У меня новый автомобиль, ему всего 3 года;

• Цвет у нее нормальный, грязи нет, зачем менять?

• Тормоза работают отлично, какой смысл ее менять?

Постараюсь прояснить, для чего необходимо менять тормозную жидкость в автомобиле и почему производители рекомендуют делать это один раз в два года, даже если за это время автомобиль проехал всего 1000 км.

Начнем с того почему в тормозной системе автомобилей используется именно тормозная жидкость (основа полигликолевые эфиры), а не какое ни будь масло, керосин и т.д.

Многие считают, что из за того что она не сжимается и поэтому лучше передает давление от педали к тормозным колодкам. Но это в корне неправильно, потому что все жидкости несжимаемы будь то вода, керосин, тормозная жидкость. Основными свойствами почему в гидроприводе тормозов используют именно тормозную жидкость, является ее широкий температурный диапазон, в котором вязкость тормозной жидкости остается постоянной и высокая температура кипения. Вязкость тормозной жидкости типов DOT3 и DOT4 постоянна в диапазоне от -40 до +200 градусов, этот параметр практически не меняется со сроком службы тормозной жидкости. Более важным и критичным для безопасности является температура кипения тормозной жидкости.

Возникает вопрос, а при чем тут температура кипения?
При движении автомобиля и периодических торможениях, тормозные диски, колодки и тормозные суппорта сильно разогреваются. Чем выше скорость и чем интенсивнее торможения, тем выше будет температура тормозных механизмов. Температура тормозных дисков может составлять 300-600 градусов, а суппорт в котором находится тормозной цилиндр и тормозная жидкость – до 150-230 градусов. Температура кипения свежей тормозной жидкости 240-250 градусов, теоретически даже свежая тормозная жидкость может закипеть при частых и интенсивных торможениях с больших скоростей, например при движении по горной дороге.

И вот мы подошли к самой сути – так зачем же менять тормозную жидкость каждые 2 года? Основой тормозной жидкости является полигликолевые эфиры, при всех их достоинствах имеющие существенный недостаток – они гигроскопичны. Гигроскопичность это свойство материала, в нашем случае жидкости, поглощать влагу из воздуха. В случае тормозной жидкости в автомобиле это происходит даже если автомобиль не эксплуатируется (стоит в гараже).

С накоплением влаги тормозной жидкостью, снижается ее температура кипения. Как я говорил у свежей она составляет 240-250 градусов, а после двух лет эксплуатации в ней накапливается 2-4% влаги и температура кипения падает до 130-180 градусов. При превышении температуры суппорта и тормозном цилиндре тормозной жидкости выше температуры кипения, влага находящаяся в тормозной жидкости закипает и образуются паровые пробки. Пар в отличии от жидкости субстанция сжимаемая и при нажатии на тормозную педаль усилие будет тратиться не на передвижение тормозных колодок к диску, а на сжимание паровых пробок. Педаль попросту провалится до пола, а торможения не будет. Тормоза пропадут. Чем это грозит на дороге, надеюсь объяснять не нужно.

Второй отрицательный момент наличия влаги в тормозной жидкости – «Ватная педаль» при отрицательных температурах. Связанно это с тем, что влага находящаяся в тормозной жидкости замерзает и препятствует нормальному движению тормозных поршней, они попросту примерзают к стенкам цилиндра. После нескольких торможений по мере прогрева тормозных механизмов это проходит, но в первые минуты движения тугая педаль может даже привести к аварийной ситуации.

Если вам есть что добавить, делитесь своим мнением в комментариях!

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *