Охлаждающая жидкость – необходимый компонент для работы двигателя
Строительные машины, грузовой коммерческий автотранспорт, спецтехника и оборудование по большей части работают от двигателей внутреннего сгорания. Дизельные агрегаты известны своей надежностью, экономичностью и долговечностью. Однако, чтобы сохранить эти качества и обеспечить бесперебойную работу мотора, необходимо отводить тепло.
Что такое охлаждающая жидкость и для чего нужна
При сгорании топлива в двигателе выделяется тепло. Его избыток приводит к деформации деталей мотора и выходу из строя силового агрегата. Задачу по отводу тепла выполняет система охлаждения двигателя. Она бывает воздушной и водяной. Вторая наиболее распространена в автомобилях, строительной и специальной технике.
Принцип работы прост: внутри системы циркулирует жидкость. Она поглощает тепло от двигателя и передаёт его ещё одному жизненно важному компоненту – радиатору. Тот, в свою очередь, рассеивает тепло в окружающее пространство.
Охлаждающая жидкость – это то, что циркулирует в двигателе для регулирования температуры и предотвращения перегрева. В этом качестве можно использовать даже воду. Однако, относительно небольшой диапазон рабочих температур делает её не лучшим вариантом. К тому же, вода вызывает коррозию металла, что наносит вред деталям двигателя и системы.
Поэтому, в середине прошлого века, были разработаны специальные жидкости. Они содержат присадки и, в дополнение к регулированию температуры, защищают металлические детали от ржавчины, накопления минеральных отложений в системе охлаждения.
Типы жидкостей для охлаждения двигателя
Во времена СССР существовала одна охлаждающая жидкость – Тосол. Именно это название и стало синонимом ОЖ в русскоязычных странах. С приходом иностранных поставщиков появилось новое понятие – антифриз. От английского antifreeze – незамерзающий.
Это внесло некоторую путаницу и породило вопрос, а что лучше антифриз или Тосол. Однако оба эти понятия относятся к одному и тому же.
Вообще, антифриз – это специально разработанная жидкость, которая эффективно отводит тепло от двигателя. Она используется в более широком диапазоне температур, чем вода, а различные присадки помогают не только снизить температуру замерзания, но и эффективно бороться с коррозией.
Существует несколько её типов, каждый из которых имеет свои уникальные свойства и преимущества. Наиболее распространенными являются составы на основе:
- этиленгликоля;
- пропиленгликоля.
Помимо обычной, существует охлаждающая жидкость с длительным сроком службы. Срок службы такого антифриза может составлять несколько лет. В его состав также входит комбинация органических и неорганических присадок, защищающих систему от коррозии и кавитации. Антифриз с длительным сроком службы изготавливают как на основе этиленгликоля, так и на основе пропиленгликоля.
Жидкости на основе этиленгликоля
Этиленгликоль — традиционный основной компонент антифриза, который уже много лет используется в системах водяного охлаждения двигателей. Он обладает высокой температурой кипения, что помогает предотвращать перегрев. Однако этиленгликоль токсичен и может вызвать серьезные проблемы со здоровьем при попадании внутрь. По этой причине важно с осторожностью обращаться с охлаждающей жидкостью на основе этиленгликоля и утилизировать ее надлежащим образом.
Кстати, Тосол – это охлаждающая жидкость на основе этиленгликоля. Название его является аббревиатурой отдела института, занимавшегося его разработкой: Технология органического синтеза – ТОС.
Обратите внимание, цифра в названии Тосола – это температура его кристаллизации. Т.е. голубой Тосол А40 начинает замерзать при -40 градусах Цельсия, красный Тосол А65 – при -65 градусах.
Жидкости на основе этиленгликоля являются наиболее распространенными. Они бывают зелёного, синего и красного цвета:
- Зелёный и синий (G11) – являются бюджетными вариантами. Они обладают смазывающими свойствами, а присадки помогают защитить узлы машин от коррозии и предотвратить пенистость жидкости. Их температура замерзания обычно составляет -40 градусов Цельсия.
- Красный, розовый (G12, G12+, G 12++) – относится к карбоксилатной группе. Он предназначен для высокооборотистых двигателей, нагруженных ДВС с повышенной температурой, а также для работ в условиях низких температур. Кристаллизация такой охлаждающей жидкости как правило происходит при температурах ниже -65° С.
Жидкости на основе пропиленгликоля
Пропиленгликоль — это более экологичная альтернатива этиленгликолю. Он менее токсичен и быстрее разлагается, что делает его более безопасным в обращении и утилизации. Пропиленгликоль также имеет высокую температуру кипения, однако может быть не таким эффективным в экстремальных температурных условиях.
Хотя сам он бесцветный, охлаждающие жидкости на его основе окрашены в жёлтый или фиолетовый цвета. Мешать такой антифриз с другими типами нельзя.
Важно понимать, что цветовое деление антифриза условно и относится только к оригинальным жидкостям. Сами по себе они бесцветные и окрашивают их, чтобы не путать с электролитом и дистиллированной водой.
Обслуживание системы охлаждения двигателя
Просто залить антифриз в систему не достаточно. Чтобы обеспечить правильную работу охлаждающей жидкости важно проводить регулярное техническое обслуживание:
- Регулярно проверяйте сколько антифриза в системе охлаждения и при необходимости долейте.
- Замена охлаждающей жидкости производится в соответствии с графиком, рекомендованным производителем. Обычно это происходит раз в год или раз в два года.
- Обращайте внимание на цвет охлаждающей жидкости. Если она темнеет – в системе появилась ржавчина или накипь. Если бледнеет – стоит заменить и следить за температурой двигателя, возможны перегревы.
- Меняя антифриз самостоятельно, убедитесь, что в системе нет воздуха. Воздушные карманы могут снизить способность охлаждающей жидкости поглощать тепло от двигателя.
- Эксплуатация грузовика или спецтехники часто происходит в сложных условиях. Обязательно проверяйте радиатор на наличие грязи и проводите регулярную чистку.
- Падение уровня антифриза может говорить о наличии протечек в системе. В этом случае необходимо осмотреть соединения патрубков, шланги, радиатор на наличие повреждений.
Как проверить антифриз на качество
От качества антифриза зависят надежность работы системы охлаждения при низких и высоких температурах окружающего воздуха, интенсивность отложений на элементах системы. Как следствие, это позволяет повысить межремонтные сроки и объемы работ по поддержанию техники в работоспособном состоянии.
При использовании некачественного антифриза чаще всего происходит повреждение головки блока цилиндров. Симптомы характерные:
- пар из выхлопной системы;
- неустойчивая работа двигателя;
- убывание охлаждающей жидкости;
- водно-масляная эмульсия в картере.
Это явные свидетельства разрушения тонких каналов охлаждения в головке блока и попадания антифриза в масляные магистрали, камеры сгорания.
Проверить антифриз на качество довольно сложно. Существуют определённые внешние признаки:
- Охлаждающая жидкость не должна быть мутной и тем более с осадком.
- При встряхивании в емкости (канистры) образовавшаяся пена должна осесть примерно через 3-4 секунды.
- ОЖ не должна иметь запах нефтепродуктов – масла, бензина.
- На ощупь антифриз должен быть слегка маслянистым, как глицерин или густой мыльный раствор.
При возникновении сомнений в качестве ОЖ можно использовать обыкновенную лакмусовую бумагу. Жёлто-зелёный цвет говорит о том, что pH раствора составляет 7,5-11 единиц, что соответствует норме для антифриза. Если при контакте с ОЖ цвет бумаги станет синим или фиолетовым – значит в растворе переизбыток щёлочи. Такой антифриз использовать не желательно, но можно. Также можно допустить использование ОЖ, при контакте с которой цвет лакмусовой бумаги не изменился. Но если оттенок станет розовым или красным – такую жидкость применять категорически запрещено.
Белорусский Audi Клуб
Смазывает ли антифриз подшипник водяного насоса?
Sustav Любитель
Сообщений: 241 Зарегистрирован: 13 июн 2009, 18:35 Темы: 7 Имя: Откуда: Крестьянин Статус: Не в сети
Смазывает ли антифриз подшипник водяного насоса?
Сообщение Sustav » 07 окт 2009, 08:55
Юра 80 Аудивод
Сообщений: 20895 Зарегистрирован: 12 июн 2009, 19:41 Темы: 423 Имя: Статус: Не в сети
Сообщение Юра 80 » 07 окт 2009, 11:36
Sly Мастер
Сообщений: 2826 Зарегистрирован: 12 июн 2009, 19:35 Темы: 16 Авто: кероГАЗ24 Имя: Откуда: Минск Контактная информация:
Сообщение Sly » 07 окт 2009, 12:10
Паша Аудивод
Сообщений: 19133 Зарегистрирован: 12 июн 2009, 17:59 Темы: 220 Авто: Audi A6 Avant 2.0TDi (2014) Имя: Павлентий Откуда: Минск Статус: Не в сети
Сообщение Паша » 07 окт 2009, 12:13
Антифриз имеет смазывающие свойства, а при замене его водой из строя в первую очередь выйдет водяной насос.
Подробнее читай ТУТ.
Сейчас необходима замена помпы в ближайшее время, т.к. она является элементом повышенной опасности для механизма ГРМ.
Потраченные $50 на своевременно замененную помпу. помогут сэкономить нервы и в 20 раз большую сумму в случае заклинивания водяного насоса.
Антифриз: он действительно нужен моему автомобилю?
Двигатель автомобиля генерирует большое количество тепла, и если данный процесс не контролировать, то это может привести к серьезному повреждению. По этой причине антифриз важен для вашего автомобиля. Антифриз после его смешивания с водой и добавления в радиатор помогает регулировать температуру, одновременно защищая и смазывая разные металлические детали в системе охлаждения двигателя.
Что такое антифриз и почему он так важен для автомобиля?
Антифриз – это слегка окрашенная жидкость, которая (вместе с водой) заливается в радиатор для оказания помощи в регулировании температуры двигателя. Ее важным компонентом является этиленгликоль, который снижает температуру замерзания воды и повышает ее температуру закипания. Это защищает воду в радиаторе автомобиля от замерзания, закипания и испарения. Антифриз, наряду с топливом и маслом, важен для надлежащей работы автомобиля. Без антифриза тепло, возникающее в процессе сгорания топлива, приведет к быстрому перегреву двигателя или даже к его полному заклиниванию. Антифриз также смазывает компоненты системы, которые контактируют с водой, и защищает металлические компоненты от коррозии.
Антифриз и охлаждающая жидкость — это одно и то же?
Термины «Антифриз» и «Охлаждающая жидкость» зачастую используются взаимозаменяемым образом, однако, это не совсем правильно. Антифриз это один из компонентов охлаждающей жидкости двигателя. Если говорить точнее, то охлаждающая жидкость это смесь антифриза и воды. Для охлаждения двигателя недостаточно только одной воды. Тепло, возникающее в процесс сгорания топлива, приведет к ее закипанию. Летом вода будет испаряться, а зимой она будет замерзать, что делает ее бесполезной. Большинство производителей автомобилей рекомендуют смешивать воду и антифриз в радиаторе в пропорции 50/50.
Почему требуется замена антифриза?
Со временем антифриз, как и все жидкости в автомобиле, теряет свои рабочие характеристики, а его кислотность повышается. Это вызывает коррозию, которая ведет к повреждению радиатора и прочих важных компонентов системы охлаждения, таких как насос, шланги, термостат и крышка радиатора.
В радиаторе автомобиля также могут скапливаться ржавчина, грязь и прочие вредные частицы. Такие загрязняющие вещества могут снижать способность антифриза регулировать температуру двигателя. Это ведет, в свою очередь, к перегреву двигателя, разрыву блока цилиндров и даже к привариванию поршня к цилиндру.
Как часто следует проводить замену антифриза и как это делается?
Всегда сначала читайте инструкцию по эксплуатации автомобиля. Как правило, замена антифриза выполняется каждые 48,000 км (30,000 миль) или один раз в три года, в зависимости от того, что наступит раньше. Перед заменой антифриза подождите, пока не остынут радиатор и двигатель автомобиля. На это, как минимум, требуется один час. Откройте капот и проверьте радиатор и шланги на наличие трещин и утечек. Поврежденные детали необходимо заменить или отремонтировать. Снимите крышку радиатора. Выкрутите сливную пробку радиатора и слейте охлаждающую жидкость. Закрутите сливную пробку, заправьте радиатор дистиллированной водой и запустите двигатель на 10 минут. Дайте двигателю остыть и снова слейте жидкость. Всегда заправляйте радиатор с его промывкой, используя дистиллированную воду. Повторяйте эту процедуру до тех пор, пока сливаемая вода не будет чистой. После завершения промывки залейте в радиатор смесь антифриза и дистиллированной воды в пропорции 50/50 и закройте радиатор крышкой.
Как заливать антифриз в автомобиль?
Убедитесь в том, что двигатель и радиатор остыли. Для этого требуется, как минимум, один час. Подготовьте точную смесь антифриза и дистиллированной воды в пропорции 50/50. Осторожно снимите крышку радиатора, залейте раствор антифриза и закройте радиатор крышкой.
Инструкция по эксплуатации автомобиля является последней инстанцией по таким процедурам как эта, поэтому всегда, сначала читайте инструкцию по эксплуатации. Также важно помнить о том, что система охлаждения автомобиля находится под давлением и аккумулирует опасные количества тепла. Никогда не выполняйте такую процедуру при нагретом двигателе и радиаторе. Несоблюдение мер безопасности может привести к серьезному телесному повреждению.
Что нужно знать об антифризе
Уверен, у большинства автовладельцев есть готовый ответ, совпадающий с дословным переводом: незамерзающая жидкость! В зимнее время охлаждающая вода не должна замерзать, в летние месяцы она не должна перегреваться. Вот и все. В общем и целом это так. Вот только производители автомобилей предъявляют к нему значительно больше требований, чем просто температура замерзания. Не в последнюю очередь потому, что даже серийные двигатели становятся все легче, компактнее и мощнее, что приводит к более сильному нагреву отдельных компонентов.
Почти каждый антифриз (концентрат) состоит примерно на 90% из гликоля и 10% добавок, влияющих на свойства средства. Автомобильные охлаждающие жидкости представляют собой смесь воды и антифриза. Идеальное соотношение смешивания составляет 1: 1, что соответствует антифризу -36° C. Максимально возможная защита от замерзания прибл. от -52°.
Все антифризы — одинаковые?
Отличаются они, в первую очередь, присадками, наличием или отсутствие силикатов, глицерина и прочих «радостей». Зависит это и от прихоти конкретных автопроизводителей, и от законодательства той или иной страны. Ведь антифриз весьма ядовит и опасен, и а его утилизация — это целая история. Что же ещё?
Температура закипания
Со школы знаем: при обычных условиях вода закипает при 100°С. В герметичной системе под давлением — при большей температуре. А гликоль в антифризе, помимо снижения температуры замерзания, также способствует повышению точки кипения, что защищает от перегрева двигателя в теплые месяцы и позволяет повысить рабочую температуру. При смеси воды и антифриза в соотношении 1:1 температура кипения охлаждающей жидкости составляет около 107° C, что позволяет существенно повысить КПД мотора.
Антифриз – защищает?
Добавки в антифризе также защищают от коррозии и кавитации (которая особенно разрушительна для крыльчатки водяного насоса), а также предотвращают отложения и пенообразование. Добавкой с отличными антикоррозионными свойствами является силикат. Если соотношение смешивания антифриза и воды рассчитано неправильно, охлаждающая жидкость может содержать слишком мало защитных добавок. Это способно привести к коррозии во всей системе охлаждения. В этом случае ржавчина, известь или грязь могут разрушить поверхности механического уплотнения подшипника насоса, например. В частности, поэтому при замене охлаждающей жидкости рекомендуется очистка и промывка контура охлаждающей жидкости.
Антифриз – смазывает?
Все знают, что такое водяной насос. Все прекрасно понимают, что в нём есть подвижные части, а потому обязательно должно присутствовать и уплотнение — для герметичности. И не ошибаются. Вот только далеко не все знают, что вместо сальников привычной для нас «классической» конструкции в помпах используется так называемое динамическое уплотнение:
В эту конструкцию заложено протекание антифриза (в крайне малых дозах). Отсутствие его, или использование воды, или антифриза низкого качества – всё это провоцирует быстрый выход из строя динамического уплотнения. И (или) появления коррозии на деталях водяного насоса:
Антифриз – расходник?
Да, даже у смеси воды и спирта есть срок годности
Охлаждающая жидкость имеет определенный износ. Часть добавок с течением времени теряет свои свойства. Из-за этого охлаждающая жидкость в целом теряет защиту от мороза и коррозии, а также смазывающий эффект и теплопроводность. Кроме того, это может привести к пенообразованию и отложениям. Износ особенно интенсивен, если возникает утечка или выхлопные газы попадают в систему охлаждения (например, через неисправную прокладку головки блока цилиндров). Кроме того, ресурс охлаждающей жидкости зависит не только от ее качества, но и от чистоты всей системы охлаждения. Поэтому охлаждающая жидкость должна не просто меняться точно в срок, определённый производителем, но и регулярно проверяться и при необходимости возобновляться. При этом обязательно соблюдайте информацию производителей автомобилей о спецификациях, интервалах замены, смешиваемости и соотношении смешивания!
К слову о смешивании:
Чем разводить концентрат антифриза?
Поголовное большинство автомобилистов хором грянут: дистиллированной водой! А вот и не обязательно! Утверждение о том, что следует добавлять дистиллированную воду в систему охлаждения, связано с тем, что в прошлом использовались фосфатсодержащие антифризы. Эти фосфаты не были совместимы с минералами в водопроводной воде. Поскольку фосфаты уже давно не встречаются в антифризах, можно использовать обычную водопроводную воду питьевого качества.
Дистиллированная вода имеет то принципиальное преимущество, что почти не содержит минералов, которые могут осаждаться в двигателе. С другой стороны, недостатком дистиллированной воды является то, что рН меньше, чем у водопроводной воды. Чистая, тройная дистиллированная вода достигает нейтрального рН 7,0. Водопроводная вода имеет слабощелочные значения, обычно около 7,5-8,0. Охлаждающая жидкость в двигателе должна быть слабощелочной (рН >7) и ни в коем случае не кислой (рН <7), иначе уплотнения будут разрушаться. По этой причине в каждый антифриз добавляются добавки, которые гарантируют, что кислоты связываются, а охлаждающая жидкость остается щелочной. Таким образом, небольшим количеством минералов в водопроводной воде следует пренебречь по сравнению с худшим рН дистиллированной воды.
Когда же менять антифриз?
Как уже было сказано, рекомендуется проверка состояния охлаждающей жидкости, например, на каждом ТО. Но что мы можем проверить-то? Инструментальным способом – только температуру замерзания:
Но также показанием к замене может послужить цвет самого антифриза. Он не должен быть тёмным, бурым и с какими-либо примесями:
стенки расширительного бачка (если он прозрачный) не должны иметь следы отложений:
В противном случае антифриз необходимо не только сменить, но и промыть всю систему.
Как менять антифриз?
На станциях официальных дилеров присутствует специальное оборудование, которое позволяет полностью откачать старую охлаждающую жидкость и заполнить систему охлаждения новой без образования воздушных пробок.
Но и в условиях обычных СТО можно произвести и замену, и промывку не менее качественно. Главное – не забывать, что патрубков много, и что в системе охлаждения несколько раздельных контуров. И через сливной краник на радиаторе сольётся антифриз только с самого радиатора:
Какой антифриз заливать?
Самый точный ответ: согласно спецификации производителя
Но совсем необязательно именно оригинальный продукт, в упаковке с логотипом марки вашего авто. В Европе не так уж много заводов, которые «варят» антифриз, и большинство брендов кормятся из одного краника
И ещё: прогресс не стоит на месте, и, если, например, в ваш пожилой Passat B3 с завода заливался G11, это не значит, что в него нельзя лить современный G12++
Смешивать можно?
Есть стандарты, есть допуски. В зависимости от основы и пакета присадок некоторые антифризы можно между собой смешивать, некоторые категорически нельзя: