Когда появилась зимняя резина в россии
Перейти к содержимому

Когда появилась зимняя резина в россии

  • автор:

Зимняя резина в СССР: на какие хитрости шли водители, чтобы не скользить

Достать зимние шины для легковушки было сложным и очень дорогостоящим занятием вплоть до середины девяностых. А уж в «золотые годы» СССР — почти невыполнимым заданием. «Своей» зимней шины в Союзе не было вплоть до Михаила Горбачева, а импортные — только финские Nokian — можно было получить только счастливчикам, оказавшимся в нужное время в нужном месте. Да и то не всем.

Первые отечественные зимние шины для легковых авто начали выпускать лишь в перестроечные годы, хотя знаменитый на весь союз НИИШП — Научно-исследовательский институт шинной промышленности — разработал такую покрышку аж в 60-х годах. Руки, вернее заводы, довели детище инженеров до конвейера только в конце восьмидесятых. Так появилась знаменитая АИ-168-У, прозванная снежинкой за характерный рисунок протектора.

Изначально это была дубовая резина, которую ставили исключительно на ведущую ось заднеприводных автомобилей, потому что дикие «удары в руль» и вибрацию, разносящую в дребезги подвеску, могли пережить не все. Четыре «снежинки» ставили исключительно на полноприводные авто. Автомобиль, обутый в такие покрышки, был неуправляем на льду и на асфальте, зато показывал настоящие чудеса на легком бездорожье и в глубоком снегу. Ошипованная «снежинка» проезжала даже там, где пасуют более технологичные «современники».

Комплект таких шин стоил 200 рублей, а полный кузов «ГАЗона», как рассказывают ветераны, распродавался за один день. На две новых покрышки можно было выменять диван. Кстати, резина изначально была нешипованной, а установка «зубьев» с победитовыми наконечниками занимались уже сами автовладельцы. «Снежинка» встречалась исключительно в размерности 165/65 R13, и даже устанавливалась с завода на «сельские» модификации выходцев с конвейера АЗЛК.

С годами состав доработали, а умельцы научились профессионально интегрировать в нее шипы — причем не в 4 размеченные завода ряда, а в шесть — и даже нарезать более агрессивный протектор, благо заводская высота «резины» позволяет такие эксперименты. Шипы, к слову, нужно было 200 километров прикатывать по асфальту, чтобы они встали на свои места и продержались до конца эксплуатации шины. Читай — вечность. В лучшие годы предприятие выпускало по 50 000 покрышек в год, но в 2002-м качественная импортная резина заставила Уральский шинный завод прекратить выпуск АИ-168-У.

Впрочем, история «Снежинки» на этом не заканчивается. Даже сегодня можно приобрести шины АИ-168-У новыми: Алтайский шинный комбинат до сих пор их производит, а низкая цена — около 1800 рублей за колесо — обеспечивает достаточный для сохранения производства спрос.

Когда появилась шипованная резина в России? нашла только, что в 1935 г. в ФРГ она была запрещена.

Массовое применение было не рентабельно в связи с несовершенством конструкции и низкой износостойкости стальных штифтов. Но уже в 30-е годы шины спортивных автомобилей довольно часто стали оснащаться шипами. Обычно, для установления последних, в покрышках делали сквозные отверстия, а изнутри вставляли стальной болт, снаружи он был зафиксирован обычной гайкой. Теперь представьте, сколько же весили эти шины!

Их теперешнее предназначение оформилось лишь полвека спустя в скандинавских странах. Шипы быстро обрели широкую популярность и стали активно использоваться в странах Европы до той поры, пока тревогу не забили немецкие дорожные службы. Шипованные колеса наносили существенный вред покрытию столь любимых в Германии автобанов. В 1975 году они были запрещены на территории ФРГ. В настоящий момент использование шипов в Европе строго регламентировано.

Снежинка первая в истории СССР зимняя резина

Времена Советского Союза у многой современной молодёжи ассоциируется, как очень далёкий мир, в котором не было такого выбора товара, как сейчас. Время простых и добросовестных людей. Время, когда автомобили были исключительно Советского производства, запчасти к некоторым из них было купить практически невозможно. Когда не было такого выбора резины, ездили на одной, которую смогли купить или досталась с машиной. Но все изменилось в конце 80-х годов, когда на Уральском шинном заводе выпускают шины с маркировкой АИ-168У, которые в народе получили название «снежинка»или «снежок».

Снежинка стала первой зимней шиной в Советском Союзе, до этого ей не было аналогов. Шины получили своё прозвище из-за рисунка протектора, который соответственно был похож на снежинку. Как говорится сколько людей, столько и мнений и как раз мнения о использовании резины «снежинка» разошлись. Соответственно у шин АИ-168У были свои достоинства и недостатки. К достоинствам можно отнести крупный рисунок протектора, который придавал уверенности в езде по снегу и в грязь. Стоимость новой резины в то время составляла около 200 рублей. Некоторые умельцы ставили на покрышку шипы.

Недостатки же были в большом шуме при движении, плюс автомобиль на который были установлены данные шины отличался низкой управляемостью на льду. При движение шины давали вибрацию, что также было неудобно. Первые модели шин «снежинка» были очень жесткими, на что постоянно поступали жалобы автолюбителей. Но другой резины в те годы не было и тот кто смог купить себе «снежинку», мог избавить себя от участи ездить на летней резине зимой.

Почему автомобилисты в СССР ездили зимой и летом на одной резине?

В советские времена большинство автомобилистов не использовали зимнюю резину, а все четыре сезона ездили на всесезонных покрышках. Несмотря на столь неподходящую «обувь», в ДТП советские водители попадали гораздо реже, чем их современные коллеги. Как им это удавалось и почему в СССР почти не использовалась зимняя резина? С этим мы постараемся сегодня разобраться.

Как в СССР покупали машину?

В настоящее время если у вас есть достаточное количество личных средств, то проблем с покупкой автомобиля, поиском какой-либо запчасти или сервисного центра не возникнет, чего нельзя сказать о советских временах. Личный автомобиль в СССР считался большой роскошью, а не обыденным средством передвижения. С машиной обращались очень аккуратно. Без лишней необходимости за руль не садились. Обыденным средством передвижения автомобиль стал только тогда, когда СССР не стало. Чтобы приобрести хороший автомобиль в 80-е годы необходимо было собрать около 10 000 рублей. Стоимость бюджетной народной модели автомобиля составляла от 3500 до 5500 рублей. Средняя зарплата была чуть больше 200 рублей. Поэтому, чтобы собрать необходимую сумму, на это уходили годы. Поскольку в отличие от нынешнего времени, кредит в советское время на покупку автомобиля не давали. Кроме того, даже если у человека уже была на руках необходимая сумма для покупки долгожданного автомобиля, то ему приходилось ждать своей очереди на протяжении долгого времени.

На какой резине ездили в советские времена?

После покупки столь желаемого автомобиля проблемы на этом не заканчивались. Дело в том, что в СССР авторынок имел достаточно скудный ассортимент и достать что-то было очень трудно, а иногда даже практически нереально. Это касалось всего, например, на авторынке до 80-х годов можно было приобрести только универсальную всесезонную резину. Кстати, о том, что резина может быть как летняя, так и зимняя большинство водителей не знали. Но,несмотря на это, некоторые водители, у которых имелся второй комплект резины переобували свой автомобиль в зимний период в более новый, а летом меняли его на более изношенный комплект. В летний период ездить на такой резине было вполне комфортно, а вот зимой приходилось быть придельно осторожным за рулем. Поскольку такая резина не отличались высоким качеством и хорошим сцеплением с дорогой. О существовании зимней резины узнали только в 80-х годах.

Первая советская зимняя резина из-за оригинального рисунка протектора получила название «снежинка» или «снежок». Интересно, что изначально «снежинка» была не шипованной. Поэтому некоторые умельцы устанавливали шипы самостоятельно и даже умудрялись восстанавливать протекторы. Достать ее было очень сложно — дефицитный товар, на Уральском шинном заводе производилось всего 50 тыс. штук на весь Союз. Поэтому когда рабочим завода начали выдавать зарплату резиной «снежинка» в период распада СССР, то за забором собралась огромная толпа желающих приобрести её. Резина имела как плюсы, так и минусы. К плюсам можно отнести: крупный протектор, который придавал большей уверенности на заснеженной трассе, а также при езде по грязи. Если говорить о минусах, то первая резина была очень жесткая практически дубовая, на что жаловалось большее количество автомобилистов. Её исключительно ставили на ведущую ось заднеприводных автомобилей, поскольку ужасные «удары в руль» и сильную вибрацию, разносящую в дребезги подвеску, могли пережить не все. При движении резина очень сильно шумела, а также управляемость на ледяной поверхности была очень плохой. В то время была и импортная резина, но ввозились она в Союз в минимальном количестве.

Почему на дорогах было безопасно?

Автомобили в СССР не обладали сильными техническими параметрами. А сами водители старались передвигаться на автомобиле очень медленно и аккуратно. Дело в том, что в советские времена гонять на дорогах было не принято. Да, и машин на дорогах было в разы меньше, поэтому не составляло труда соблюдать достаточную дистанцию до других участников движения. Кроме того, в советские времена людей с правами было немного. При чем большинство водителей были профессионалами, которые в большинстве случаев водили государственный транспорт. Учили вождению намного качественнее и дольше, а профессионалов часто проверяли и при необходимости переучивали. В крупных городах только один из сотни жителей мог похвастаться личным автомобилем. Поэтому пробок на дорогах не было, а если они и случались, то происходило это крайне редко. До работы или магазина в те времена обычно добирались пешком или использовали общественный транспорт. Автомобиль очень берегли, поскольку покупали его не на пару лет, а на всю жизнь. Каждый водитель хорошо понимал, что запчасти для автомобиля очень дорогие и достать их не так легко. А многие вовсе оставляли в гараже автомобиль на весь зимний период, и начинали им пользоваться только весной. Те, кто использовал автомобиль в зимний период для преодоления заснежённых трас и больших сугробов обычно возил с собой самодельные цепи или веревки. Их пропускали через отверстия в дисках и надежно закрепляли. Одиноко в городах, и на крупных трассах обычно цепи не использовали, а ездили очень аккуратно на всесезонной резине.

Вывод

В советские времена автомобилистом приходилось передвигаться на одном комплекте резины, поскольку особого выбора у граждан не было. Зимняя резина начала появляться только после 1980 года, и достать её было не просто. Если учитывать стиль вождения, профессионализм, аккуратность и малое количество автомобилей на дороге, то сразу становится понятно, почему в советские времена количество ДТП было минимальное.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *