Почему люди перестали покупать автомобили
Перейти к содержимому

Почему люди перестали покупать автомобили

  • автор:

Россияне не торопятся менять свой автомобиль: почему сейчас так происходит объяснили эксперты

По данным исследования ВЦИОМ, проведенного среди 1700 респондентов по всей России, 31% опрошенных не намерены приобретать автомобиль в перспективе. Более того, 41% участников опроса никогда не имели собственной машины. Лишь 10% из этой категории планируют купить автомобиль в ближайшее время.

Таким образом, подавляющее большинство россиян либо вовсе не испытывают потребности в покупке автомобиля, либо меняют его крайне редко. Действительно, 29% автовладельцев покупают новую машину раз в 6-10 лет. Почти каждый четвертый ездит всю жизнь на одном автомобиле. Лишь 3% меняют его каждые 2-3 года. Такая тенденция объясняется в первую очередь высокой ценой на автомобили и их обслуживание. Для 65% опрошенных главным фактором при выборе машины является именно её стоимость.

На втором месте по значимости идут технические характеристики и функциональность. На третьем – экономичность и расход топлива. Менее приоритетны для покупателей такие факторы, как бренд, гарантия, стоимость обслуживания. Практически не имеет значения уникальность и инновационные особенности автомобиля. Большинство россиян рассматривают автомобиль не как предмет роскоши или статусный символ, а как средство передвижения, которое должно быть функциональным и недорогим в использовании.

Каждый третий россиянин не планирует покупать автомобиль

Volkswagen Tiguan 2023

Среди опрошенных ВЦИОМом россиян 41% никогда не имел автомобиля. Опрос (результаты есть у «Ведомостей») проводился 5−7 сентября, в исследовании приняло участие 1706 респондентов. 31% респондентов не намерены покупать машину и в будущем.

При этом 10% из тех, у кого нет и не было автомобиля, планируют приобрести его в ближайшее время. Из них больше женщин, чем мужчин (12% против 9%), и граждан в возрасте от 18 до 24 лет (34% опрошенных). Среди молодых людей в возрасте 25−34 лет намереваются приобрести транспортное средство 23%, среди 35−44-летних — 10%. Среди респондентов 45−59 лет готовятся к этому шагу 4%.

дилер

А вот у 58% опрошенных россиян когда-либо были автомобили (чаще всего положительно отвечают мужчины — 71%, женщины — 47%).

Как показал опрос, в большинстве своем россияне покупают автомобили не реже чем раз в 6 лет. Раз в 6−10 лет новую покупку совершают 29% опрошенных, реже чем через 10 лет — 28%. Такая стратегия особенно популярна среди старшего поколения (41%).

Всю жизнь на одном автомобиле ездит почти каждый четвертый россиянин (24%). Менять авто раз в 2−3 года могут позволить себе только 3% опрошенных, причем это характерно больше для молодежи (16% в возрасте 18−24 лет).

Каждый год покупает автомобиль меньше 1% россиян. Обзаводятся новой машиной раз в 4−5 лет 14%. 2% затруднились ответить на вопрос о частоте покупки.

Среди факторов, которые учитываются при покупке автомобиля, в топ-3 россиян вошли: цена (65%); функциональность и характеристики (48%); экономичность и расход топлива (32%).

Практически на одной позиции стоят такие аспекты, как бренд машины (25%) и гарантия, стоимость обслуживания и ремонта (24%). Меньше всего опрошенных заботит уникальность автомобиля (1%), чуть больше их интересуют инновационные функции и системы безопасности (4%). Дизайн и внешний вид, а также личный опыт приобретения авто волнуют 15%, возможности для семьи и путешествий важны для 13%. На общественное мнение ориентируются в общей сложности 24% россиян.

Гендерная специфика при выборе авто выражена слабо, считают авторы исследования. Мужчины и женщины обращают внимание практически на одни и те же вещи, но женщинам чуть важнее экономичность и расход топлива (35% против 29%).

В 2022 г. на вопрос ВЦИОМа «Есть ли в вашей семье автомобиль?» 45% россиян ответили положительно. С гендерной точки зрения ответы разделились почти поровну: 48% мужчин и 43% женщин. 10 лет назад, согласно опросу ФОМа 2013 г., было почти столько же мужчин-автомобилистов (76%), как и сейчас, но в 2 раза меньше женщин (24%), которые водят автомобиль. Причем тогда 66% всех автомобилистов отметили, что машина — это предмет первой необходимости, без которого невозможно обойтись.

Продажи автомобилей в России растут на фоне сверхнизкой базы прошлого года, писали 5 июля «Ведомости». После начала специальной военной операции все иностранные автопроизводители и импортеры, работавшие на российском рынке, за исключением китайских марок, остановили работу. За прошедшие 1,5 года многие из них полностью ушли из России. В результате основу рынка в России составляет отечественная и китайская автотехника.

Продажи легковых автомобилей в России в январе — августе выросли на 41% в годовом выражении до 607 000 шт. Ожидается, что за весь 2023 год будет продано от 950 000 до 1 млн таких машин против 626 300 единиц годом ранее.

«Сейчас люди предпочитают использовать свободные денежные средства для сохранения или инвестирования, — считает аналитик “Рынки деньги власть” Сергей Раманинов. — После очередного повышения ключевой ставки ЦБ (до 13% 15 сентября. — “Ведомости”) автокредиты стали дороже, и это при том, что рынок и так едва начал восстанавливаться после прошлогоднего падения, вызванного уходом крупных брендов из России и перестройкой цепочек поставок запчастей».

Неготовность людей покупать новую машину может быть также обусловлена повышением цен на бензин и автозапчасти, предположил профессор кафедры социологии семьи и демографии социологического факультета МГУ Александр Синельников.

Социальный психолог Алексей Рощин называет 41% респондентов, никогда не имевших автомобиль, «оптимистичной цифрой». По его мнению, автомобиль становится роскошью.

Треть россиян никогда не покупала и не планирует покупать автомобиль

Ситуация на российском авторынке усугубилась западными санкциями. Многие автомобили пропали из продажи, другие продают по завышенным ценам, в результате россияне почти перестали покупать новые машины. Исследование издания KP.RU показало, что из 5,9 тыс. россиян только 8% собираются обновить автомобиль до конца года.

3% опрошенных россиян говорят, что планируют купить новый автомобиль в ближайшее время, 4% присматриваются к подержанным машинам, еще 1% рассчитывает в 2023 году получить автомобиль в подарок от близких. 15% респондентов планируют покупку автомобиля, но не в этом году. Кто-то признался, что ждет стабилизации цен, а кто-то пытается скопить денег.

Однако большинство участников опроса сообщили, что в ближайшем будущем не собираются приобретать автомобиль. 10% отметили, что недавно купили свое авто и менять в пока его не будут. 24% — купили машину много лет назад, но менять ни на что не планируют. Некоторые признаются, что покупать новый автомобиль слишком дорого, другие считают машину средством передвижения, и если есть старая, не видят необходимости покупать новую.

Между тем 43% респондентов отметили, что автомобиля у них нет, но и покупать авто они не собираются. Одни предпочитают передвигаться на общественном транспорте, другие используют такси или каршеринг.

Десятки тысяч новых машин, которые никому не нужны. Репортаж со складов

Фото: Autonews.ru

Месяц назад мы провели первый исследовательский рейд по логистическим терминалам Подмосковья — гигантским парковкам, откуда автомобили разъезжаются по дилерским центрам страны. Результаты удивили: несмотря на разговоры о дефиците машин в России, площадки оказались забиты почти до отказа. В частности, нашлись большие партии Kia калининградской сборки, тысячи китайских Haval и Geely — словом, на дефицит увиденное точно не тянуло. Однако тогда мы условились, что это не исчерпывающе достоверная картина, а лишь локальная зарисовка по состоянию на конец мая.

Чтобы понимать реальное положение дел, необходимо было вернуться в эти же места и отследить динамику: сколько машин уехало, а какие заняли их место. Так мы и поступили, на сей раз вооружившись дроном для пущей информативности. И снова получили богатую пищу для размышления. Но, прежде чем перейти к рассуждениям, давайте посмотрим, что хранится в подмосковных терминалах прямо сейчас.

Полчища Geely и немного Mercedes-Benz

Первый объект — логистический терминал, который до недавнего времени использовался мультибрендовым дилером «Авилон». В первый визит мы обнаружили здесь тысячи кроссоверов Geely, хотя и небольшой запас различных моделей Mercedes-Benz в конце мая тоже оставался. Глухой забор вокруг парковки затруднял обзор с земли, однако, поднявшись в воздух, мы смогли получить исчерпывающее представление.

Приблизительная вместимость этой площадки — около шести тысяч автомобилей. Хорошо видно, что площадь занята почти целиком. Подавляющее большинство автомобилей — китайские кроссоверы марки Geely. Кажется, с момента прошлого визита их стало только больше. Вперемешку стоят компактные Coolray и более крупные Atlas Pro. Отдельные экземпляры, целиком упакованные в белые чехлы, — это купеобразные кроссоверы Geely Tugella. Коллекция «Мерседесов» тоже на месте — большинство из них также укутано в чехлы. На снимке можно разглядеть кроссоверы GLC, GLE и GLS, представительские седаны S-Class, пару «Геликов» и даже «заряженный» Mercedes-AMG GT. Суммарно речь идет примерно о трех сотнях автомобилей с трехлучевой звездой. Фото: Autonews.ru Фото: Autonews.ru

Запасы на собственном заводе Mercedes-Benz

Навестили мы и российский завод Mercedes-Benz. Несмотря на то, что предприятие простаивает уже несколько месяцев, склад готовой продукции до сих пор не опустел. Важная ремарка: Mercedes, равно как и BMW, теперь не публикует ежемесячные данные о продажах в России, ограничиваясь только квартальными отчетами. То есть мы пока не знаем, сколько автомобилей нашло владельцев весной 2022 года — информацию дадут только в начале июля. А с января по конец марта продажи легковых Mercedes-Benz составили 6 919 штук.

Площадка для собранных машин на подмосковном заводе Mercedes-Benz небольшая — ориентировочно на тысячу экземпляров. Хорошо видно, что сейчас она заполнена где-то на три четверти. Здесь тоже хватает различных кроссоверов: например, под чехлами угадываются характерные задние стойки модели GLE. А это флагманские Mercedes-Benz GLS. Судя по тому, что все они стоят на одинаковых колесах, речь может идти о партии для корпоративных или государственных заказчиков. Судя по очертаниям передних панелей и общим пропорциям, средний ряд по большей части состоит из седанов E-Class. За ними — кроссоверы GLC. И снова обращаем внимание на одинаковые колеса «ешек». Фото: Autonews.ru Фото: Autonews.ru Фото: Autonews.ru

Концентрация калининградских Kia

Эта точка имела особый вес в нашем исследовании: месяц назад здесь обнаружилось огромное скопление Kia калининградской сборки. Сейчас конвейеры «Автотора» остановлены — а значит, эта партия была последней и за прошедшее время должна была разъехаться по дилерам. Но количество машин практически не уменьшилось.

Заметим (и вернемся к этим цифрам в выводах), что за минувший май продажи Kia составили 3606 автомобилей, из которых 1202 пришлось на питерские Rio, а остальное — на модели из Калининграда.

Общая емкость парковки превышает 10 тысяч автомобилей. Все, что слева от большого синего ангара, а также средний ряд над ним и нижний справа — это Kia. Разнообразие моделей впечатляет — фактически здесь припаркована вся линейка, представленная в России. Picanto, Cerato, Ceed, K5, Stinger, Soul, Sorento, Carnival, Seltos — даже на этом крохотном кусочке можно найти хотя бы по одному экземпляру. С этого ракурса еще лучше понятен масштаб. Все, что попадает в поле зрения (и за домами тоже) — это только левая треугольная часть территории. На этом снимке хорошо видны кроссоверы Kia Sportage нового поколения: суммарно их никак не меньше нескольких сотен. Российское представительство до сих пор не объявило ни цены, ни дату начала продаж — машины как бы есть, но их как бы нет. Помимо бескрайнего моря Kia, обнаружилась и «гавань» с кроссоверами Mazda CX-5: их тут стоит 500-600 штук. Для сравнения, в мае в России было продано 359 таких автомобилей, а с начала года — 4801. Здесь же — «китайцы» от компании Chery в ассортименте. Есть кроссоверы Tiggo 7 Pro и Tiggo 8 Pro, крупные «премиальные» Exeed VX. Самая любопытная находка — еще не анонсированный в России рестайлинговый паркетник Chery Tiggo 4, который также получит приставку Pro. Синяя машина на месте 122 — старая, а справа от нее серебристая (120) уже новая. Нетрудно увидеть вокруг и другие «прошки». Немного свежих Exeed LX, за ними дорестайлинговые Tiggo 4, а дальше — снова Kia Sportage. Их реально много.

Месторождение Hyundai

В прошлый раз мы предположили, что если существует гигантская парковка для Kia, то где-то должна быть аналогичная с автомобилями Hyundai. И не ошиблись! В другой части Подмосковья обнаружился терминал, также заставленный моделями калининградской сборки. Давайте рассмотрим его повнимательнее, держа в уме, что в мае было продано 3004 автомобиля марок Hyundai и Genesis, из них 1951 пришелся на Solaris и Creta, которые производятся в Санкт-Петербурге и на этой парковке отсутствуют.

Эта стоянка выглядит компактнее предыдущей, но в реальности она тоже очень большая. Длина каждого из основных рядов по центру — около 100 автомобилей, ширина — 9 или 10. Таким образом, вы смотрите примерно на 6,5-7 тысяч новых машин. Основную массу составляют кроссоверы: Tucson, Santa Fe и Palisade. Также хватает седанов Sonata и Elantra, встречаются отдельные экземпляры «космических» вэнов Hyundai Staria. Также сюда затесалось несколько «Крет» и как минимум один Solaris — но это исключение, скорее всего продиктованное соображениями логистики. В правом нижнем углу — кроссоверы Genesis GV80 и GV70. Еще два таких же можно найти через пять машин слева, да и в целом модели премиального бренда тут есть, пусть и не в шокирующем изобилии. Выводок больших черных кроссоверов на заднем плане обнаружился уже после съемки, когда мы начали детально изучать фотографии. Если глаза не обманывают, это Exeed VX и TXL Фото: Autonews.ru Фото: Autonews.ru Фото: Autonews.ru

Неспешный Havaloоборот

Финальная точка маршрута месяц назад запомнилась невероятным скоплением китайских кроссоверов Haval Jolion: их стройные ряды уходили буквально куда хватало глаз. После визита на тульский завод Haval, отгружающий по 200–250 машин ежедневно, мы ожидали здесь самые большие изменения, но нет — «Джолионы» и ныне там.

Конечно, не факт, что это именно те же машины, а не такие же, но здесь нам поможет статистика продаж: в марте российских владельцев нашли 662 экземпляра, в апреле — 350, в мае — 442. Суммарные же объемы для бренда Haval за эти три месяца составили 3277 автомобилей. А теперь давайте к деталям.

Вместимость этого терминала, по нашим оценкам, превышает 12 тысяч автомобилей. В прошлый раз с земли было невозможно увидеть, что происходит в нижнем левом секторе, но предположим, что он также пустовал. Вся правая часть и 80% левой — продукция Haval и Great Wall. «Джолионы» стоят здесь вперемешку с F7/F7X (их считаем как один и тот же автомобиль). Точное соотношение оценить затруднительно, ну пусть будет 50:50. В таком случае на территории припарковано не менее трех тысяч экземпляров каждой модели. Изменения за прошедший месяц точно есть: например, появилась вот эта группа, состоящая из вышеупомянутых кроссоверов, пикапов Great Wall Poer, а также новейших Haval Dargo. Однако в целом диспозиция очень похожая — например, ряд «Поеров», тянущийся по самой верхней границе снимка, точно никто не трогал. На месте и партия кроссоверов Chevrolet Trailblazer. Вон они: в том ряду, где столб, и на один ближе к нам. А на один ряд дальше — да, глаза вас не обманывают… …Новенькие Chevrolet Tahoe и Cadillac Escalade. Судьбу этих машин предсказать сложно, учитывая, что концерн General Motors полностью ушел из России, фактически бросив дилеров на произвол судьбы. С обратной стороны железнодорожной ветки — еще немного настоящей американской брутальности и роскоши. Здесь же вездесущие Chery — видимо, компания предпочитает пользоваться услугами нескольких логистических операторов вместо одного. Вот выводок кроссоверов Tiggo 7 Pro… …А здесь мы снова наблюдаем Exeed VX и TXL.

Расшифровка наблюдений

С одной стороны, говорить о полномасштабном дефиците автомобилей в России некорректно — ведь на снимках запечатлено более 30 тыс. машин. Притом что в апреле суммарные продажи всех брендов, представленных на нашем рынке, составили 32 тыс. экземпляров, а в мае не дотянули и до 25 тыс. Но именно здесь и кроется ключ к разгадке.

Стоянки остаются заполненными не потому, что злобные маркетологи сознательно не хотят продавать вам автомобили: дело в том, что собственные склады дилеров еще не опустели! И поэтому их просто нет нужды пополнять с централизованных терминалов. Это справедливо для всех случаев, кроме нового Sportage — похоже, что российский офис Kia пока не придумал, что делать с этой моделью, как ее запускать и какие назначать цены.

Фото: Autonews.ru

Фото: Autonews.ru

Во всем же остальном подтверждается гипотеза, которая следовала из ежемесячных отчетов по продажам: рынок новых машин в России превратился в густое, почти статичное желе. Посудите сами: в мае продать более 1000 автомобилей удалось лишь пяти брендам — Lada (6012), Kia (3606), Hyundai (2916), коммерческому подразделению ГАЗ (1890), Renault (1789) и УАЗ (1302). Это значит, что автомобили в нынешней обстановке и на нынешних условиях россиянам попросту не нужны.

И неудивительно. Возьмем тот же Haval Jolion: год назад его запускали в продажу по цене от 1,2 до 1,7 млн руб., а теперь нижняя планка составляет 2,7 млн руб. — кроссовер подорожал более чем вдвое, притом не изменившись ни в одной детали. Первоначальная паника («Вдруг дальше будет еще дороже?») утихла, курс доллара продолжает падать, и клиенты попросту не понимают, зачем прямо сейчас идти и отдавать такие деньги за машину, которая может подешеветь.

Но если «китайцы» со своими бесперебойными поставками действительно могут взять и опустить цены (хотя бы для того, чтобы не захламлять склады), то корейцам, японцам и европейцам это делать попросту незачем. Когда придут новые машины — непонятно, а имеющиеся запасы реализовать можно всегда, было бы желание.

Вы скажете: «Но ведь дилерам надо на что-то жить, не могут же они совсем не продавать машины!» Справедливо. Но, во-первых, какие-то продажи даже по неадекватно завышенным ценам все равно идут. А во-вторых, возможны единичные скидки и акции ближе к закрытию месяца, когда нужно добыть «живые» деньги. Нашел несколько клиентов, для которых «срезал» сотню-другую тысяч рублей — дело в шляпе.

Опять же, надо понимать, что многие из машин закуплены еще по старому курсу, так что снижение цен на докризисный уровень будет означать продажу «в минус». Да и в приоритете у дилеров сейчас альтернативные каналы поставок — «параллельный импорт», вторичка и так далее. По большому счету, в текущей реальности именно это можно считать игрой вдолгую, а запасы новых импортных машин получаются чуть ли не рудиментом.

Фото: Autonews.ru

Ведь не исключено, что ничего этого больше не будет: ни калининградских Hyundai и Kia, ни Mazda из Владивостока, ни локально собранных Mercedes-Benz — ни тем более «американцев». Поэтому те экземпляры, которые успели попасть на территорию страны, теоретически можно продавать бесконечно. Хочешь новый автомобиль в российской спецификации — пожалуйста, он есть. Дорого. Не хочешь — выбирай из «параллельных» предложений, изучай ассортимент китайских брендов или иди за «антикризисной» Lada Granta. Дешево, без изысков, проблем с поставками, подушек безопасности и АБС.

Вот такими, довольно неутешительными, получаются выводы из этого исследования. И если мы правы, то через несколько месяцев картина на этих логистических терминалах должна остаться такой же. Непременно проверим.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *