Россияне не торопятся менять свой автомобиль: почему сейчас так происходит объяснили эксперты
По данным исследования ВЦИОМ, проведенного среди 1700 респондентов по всей России, 31% опрошенных не намерены приобретать автомобиль в перспективе. Более того, 41% участников опроса никогда не имели собственной машины. Лишь 10% из этой категории планируют купить автомобиль в ближайшее время.
Таким образом, подавляющее большинство россиян либо вовсе не испытывают потребности в покупке автомобиля, либо меняют его крайне редко. Действительно, 29% автовладельцев покупают новую машину раз в 6-10 лет. Почти каждый четвертый ездит всю жизнь на одном автомобиле. Лишь 3% меняют его каждые 2-3 года. Такая тенденция объясняется в первую очередь высокой ценой на автомобили и их обслуживание. Для 65% опрошенных главным фактором при выборе машины является именно её стоимость.
На втором месте по значимости идут технические характеристики и функциональность. На третьем – экономичность и расход топлива. Менее приоритетны для покупателей такие факторы, как бренд, гарантия, стоимость обслуживания. Практически не имеет значения уникальность и инновационные особенности автомобиля. Большинство россиян рассматривают автомобиль не как предмет роскоши или статусный символ, а как средство передвижения, которое должно быть функциональным и недорогим в использовании.
Каждый третий россиянин не планирует покупать автомобиль
Среди опрошенных ВЦИОМом россиян 41% никогда не имел автомобиля. Опрос (результаты есть у «Ведомостей») проводился 5−7 сентября, в исследовании приняло участие 1706 респондентов. 31% респондентов не намерены покупать машину и в будущем.
При этом 10% из тех, у кого нет и не было автомобиля, планируют приобрести его в ближайшее время. Из них больше женщин, чем мужчин (12% против 9%), и граждан в возрасте от 18 до 24 лет (34% опрошенных). Среди молодых людей в возрасте 25−34 лет намереваются приобрести транспортное средство 23%, среди 35−44-летних — 10%. Среди респондентов 45−59 лет готовятся к этому шагу 4%.
А вот у 58% опрошенных россиян когда-либо были автомобили (чаще всего положительно отвечают мужчины — 71%, женщины — 47%).
Как показал опрос, в большинстве своем россияне покупают автомобили не реже чем раз в 6 лет. Раз в 6−10 лет новую покупку совершают 29% опрошенных, реже чем через 10 лет — 28%. Такая стратегия особенно популярна среди старшего поколения (41%).
Всю жизнь на одном автомобиле ездит почти каждый четвертый россиянин (24%). Менять авто раз в 2−3 года могут позволить себе только 3% опрошенных, причем это характерно больше для молодежи (16% в возрасте 18−24 лет).
Каждый год покупает автомобиль меньше 1% россиян. Обзаводятся новой машиной раз в 4−5 лет 14%. 2% затруднились ответить на вопрос о частоте покупки.
Среди факторов, которые учитываются при покупке автомобиля, в топ-3 россиян вошли: цена (65%); функциональность и характеристики (48%); экономичность и расход топлива (32%).
Практически на одной позиции стоят такие аспекты, как бренд машины (25%) и гарантия, стоимость обслуживания и ремонта (24%). Меньше всего опрошенных заботит уникальность автомобиля (1%), чуть больше их интересуют инновационные функции и системы безопасности (4%). Дизайн и внешний вид, а также личный опыт приобретения авто волнуют 15%, возможности для семьи и путешествий важны для 13%. На общественное мнение ориентируются в общей сложности 24% россиян.
Гендерная специфика при выборе авто выражена слабо, считают авторы исследования. Мужчины и женщины обращают внимание практически на одни и те же вещи, но женщинам чуть важнее экономичность и расход топлива (35% против 29%).
В 2022 г. на вопрос ВЦИОМа «Есть ли в вашей семье автомобиль?» 45% россиян ответили положительно. С гендерной точки зрения ответы разделились почти поровну: 48% мужчин и 43% женщин. 10 лет назад, согласно опросу ФОМа 2013 г., было почти столько же мужчин-автомобилистов (76%), как и сейчас, но в 2 раза меньше женщин (24%), которые водят автомобиль. Причем тогда 66% всех автомобилистов отметили, что машина — это предмет первой необходимости, без которого невозможно обойтись.
Продажи автомобилей в России растут на фоне сверхнизкой базы прошлого года, писали 5 июля «Ведомости». После начала специальной военной операции все иностранные автопроизводители и импортеры, работавшие на российском рынке, за исключением китайских марок, остановили работу. За прошедшие 1,5 года многие из них полностью ушли из России. В результате основу рынка в России составляет отечественная и китайская автотехника.
Продажи легковых автомобилей в России в январе — августе выросли на 41% в годовом выражении до 607 000 шт. Ожидается, что за весь 2023 год будет продано от 950 000 до 1 млн таких машин против 626 300 единиц годом ранее.
«Сейчас люди предпочитают использовать свободные денежные средства для сохранения или инвестирования, — считает аналитик “Рынки деньги власть” Сергей Раманинов. — После очередного повышения ключевой ставки ЦБ (до 13% 15 сентября. — “Ведомости”) автокредиты стали дороже, и это при том, что рынок и так едва начал восстанавливаться после прошлогоднего падения, вызванного уходом крупных брендов из России и перестройкой цепочек поставок запчастей».
Неготовность людей покупать новую машину может быть также обусловлена повышением цен на бензин и автозапчасти, предположил профессор кафедры социологии семьи и демографии социологического факультета МГУ Александр Синельников.
Социальный психолог Алексей Рощин называет 41% респондентов, никогда не имевших автомобиль, «оптимистичной цифрой». По его мнению, автомобиль становится роскошью.
Треть россиян никогда не покупала и не планирует покупать автомобиль
Ситуация на российском авторынке усугубилась западными санкциями. Многие автомобили пропали из продажи, другие продают по завышенным ценам, в результате россияне почти перестали покупать новые машины. Исследование издания KP.RU показало, что из 5,9 тыс. россиян только 8% собираются обновить автомобиль до конца года.
3% опрошенных россиян говорят, что планируют купить новый автомобиль в ближайшее время, 4% присматриваются к подержанным машинам, еще 1% рассчитывает в 2023 году получить автомобиль в подарок от близких. 15% респондентов планируют покупку автомобиля, но не в этом году. Кто-то признался, что ждет стабилизации цен, а кто-то пытается скопить денег.
Однако большинство участников опроса сообщили, что в ближайшем будущем не собираются приобретать автомобиль. 10% отметили, что недавно купили свое авто и менять в пока его не будут. 24% — купили машину много лет назад, но менять ни на что не планируют. Некоторые признаются, что покупать новый автомобиль слишком дорого, другие считают машину средством передвижения, и если есть старая, не видят необходимости покупать новую.
Между тем 43% респондентов отметили, что автомобиля у них нет, но и покупать авто они не собираются. Одни предпочитают передвигаться на общественном транспорте, другие используют такси или каршеринг.
Десятки тысяч новых машин, которые никому не нужны. Репортаж со складов
Месяц назад мы провели первый исследовательский рейд по логистическим терминалам Подмосковья — гигантским парковкам, откуда автомобили разъезжаются по дилерским центрам страны. Результаты удивили: несмотря на разговоры о дефиците машин в России, площадки оказались забиты почти до отказа. В частности, нашлись большие партии Kia калининградской сборки, тысячи китайских Haval и Geely — словом, на дефицит увиденное точно не тянуло. Однако тогда мы условились, что это не исчерпывающе достоверная картина, а лишь локальная зарисовка по состоянию на конец мая.
Чтобы понимать реальное положение дел, необходимо было вернуться в эти же места и отследить динамику: сколько машин уехало, а какие заняли их место. Так мы и поступили, на сей раз вооружившись дроном для пущей информативности. И снова получили богатую пищу для размышления. Но, прежде чем перейти к рассуждениям, давайте посмотрим, что хранится в подмосковных терминалах прямо сейчас.
Полчища Geely и немного Mercedes-Benz
Первый объект — логистический терминал, который до недавнего времени использовался мультибрендовым дилером «Авилон». В первый визит мы обнаружили здесь тысячи кроссоверов Geely, хотя и небольшой запас различных моделей Mercedes-Benz в конце мая тоже оставался. Глухой забор вокруг парковки затруднял обзор с земли, однако, поднявшись в воздух, мы смогли получить исчерпывающее представление.
Запасы на собственном заводе Mercedes-Benz
Навестили мы и российский завод Mercedes-Benz. Несмотря на то, что предприятие простаивает уже несколько месяцев, склад готовой продукции до сих пор не опустел. Важная ремарка: Mercedes, равно как и BMW, теперь не публикует ежемесячные данные о продажах в России, ограничиваясь только квартальными отчетами. То есть мы пока не знаем, сколько автомобилей нашло владельцев весной 2022 года — информацию дадут только в начале июля. А с января по конец марта продажи легковых Mercedes-Benz составили 6 919 штук.
Концентрация калининградских Kia
Эта точка имела особый вес в нашем исследовании: месяц назад здесь обнаружилось огромное скопление Kia калининградской сборки. Сейчас конвейеры «Автотора» остановлены — а значит, эта партия была последней и за прошедшее время должна была разъехаться по дилерам. Но количество машин практически не уменьшилось.
Заметим (и вернемся к этим цифрам в выводах), что за минувший май продажи Kia составили 3606 автомобилей, из которых 1202 пришлось на питерские Rio, а остальное — на модели из Калининграда.
Месторождение Hyundai
В прошлый раз мы предположили, что если существует гигантская парковка для Kia, то где-то должна быть аналогичная с автомобилями Hyundai. И не ошиблись! В другой части Подмосковья обнаружился терминал, также заставленный моделями калининградской сборки. Давайте рассмотрим его повнимательнее, держа в уме, что в мае было продано 3004 автомобиля марок Hyundai и Genesis, из них 1951 пришелся на Solaris и Creta, которые производятся в Санкт-Петербурге и на этой парковке отсутствуют.
Неспешный Havaloоборот
Финальная точка маршрута месяц назад запомнилась невероятным скоплением китайских кроссоверов Haval Jolion: их стройные ряды уходили буквально куда хватало глаз. После визита на тульский завод Haval, отгружающий по 200–250 машин ежедневно, мы ожидали здесь самые большие изменения, но нет — «Джолионы» и ныне там.
Конечно, не факт, что это именно те же машины, а не такие же, но здесь нам поможет статистика продаж: в марте российских владельцев нашли 662 экземпляра, в апреле — 350, в мае — 442. Суммарные же объемы для бренда Haval за эти три месяца составили 3277 автомобилей. А теперь давайте к деталям.
Расшифровка наблюдений
С одной стороны, говорить о полномасштабном дефиците автомобилей в России некорректно — ведь на снимках запечатлено более 30 тыс. машин. Притом что в апреле суммарные продажи всех брендов, представленных на нашем рынке, составили 32 тыс. экземпляров, а в мае не дотянули и до 25 тыс. Но именно здесь и кроется ключ к разгадке.
Стоянки остаются заполненными не потому, что злобные маркетологи сознательно не хотят продавать вам автомобили: дело в том, что собственные склады дилеров еще не опустели! И поэтому их просто нет нужды пополнять с централизованных терминалов. Это справедливо для всех случаев, кроме нового Sportage — похоже, что российский офис Kia пока не придумал, что делать с этой моделью, как ее запускать и какие назначать цены.
Во всем же остальном подтверждается гипотеза, которая следовала из ежемесячных отчетов по продажам: рынок новых машин в России превратился в густое, почти статичное желе. Посудите сами: в мае продать более 1000 автомобилей удалось лишь пяти брендам — Lada (6012), Kia (3606), Hyundai (2916), коммерческому подразделению ГАЗ (1890), Renault (1789) и УАЗ (1302). Это значит, что автомобили в нынешней обстановке и на нынешних условиях россиянам попросту не нужны.
И неудивительно. Возьмем тот же Haval Jolion: год назад его запускали в продажу по цене от 1,2 до 1,7 млн руб., а теперь нижняя планка составляет 2,7 млн руб. — кроссовер подорожал более чем вдвое, притом не изменившись ни в одной детали. Первоначальная паника («Вдруг дальше будет еще дороже?») утихла, курс доллара продолжает падать, и клиенты попросту не понимают, зачем прямо сейчас идти и отдавать такие деньги за машину, которая может подешеветь.
Но если «китайцы» со своими бесперебойными поставками действительно могут взять и опустить цены (хотя бы для того, чтобы не захламлять склады), то корейцам, японцам и европейцам это делать попросту незачем. Когда придут новые машины — непонятно, а имеющиеся запасы реализовать можно всегда, было бы желание.
Вы скажете: «Но ведь дилерам надо на что-то жить, не могут же они совсем не продавать машины!» Справедливо. Но, во-первых, какие-то продажи даже по неадекватно завышенным ценам все равно идут. А во-вторых, возможны единичные скидки и акции ближе к закрытию месяца, когда нужно добыть «живые» деньги. Нашел несколько клиентов, для которых «срезал» сотню-другую тысяч рублей — дело в шляпе.
Опять же, надо понимать, что многие из машин закуплены еще по старому курсу, так что снижение цен на докризисный уровень будет означать продажу «в минус». Да и в приоритете у дилеров сейчас альтернативные каналы поставок — «параллельный импорт», вторичка и так далее. По большому счету, в текущей реальности именно это можно считать игрой вдолгую, а запасы новых импортных машин получаются чуть ли не рудиментом.
Ведь не исключено, что ничего этого больше не будет: ни калининградских Hyundai и Kia, ни Mazda из Владивостока, ни локально собранных Mercedes-Benz — ни тем более «американцев». Поэтому те экземпляры, которые успели попасть на территорию страны, теоретически можно продавать бесконечно. Хочешь новый автомобиль в российской спецификации — пожалуйста, он есть. Дорого. Не хочешь — выбирай из «параллельных» предложений, изучай ассортимент китайских брендов или иди за «антикризисной» Lada Granta. Дешево, без изысков, проблем с поставками, подушек безопасности и АБС.
Вот такими, довольно неутешительными, получаются выводы из этого исследования. И если мы правы, то через несколько месяцев картина на этих логистических терминалах должна остаться такой же. Непременно проверим.