Где сажевый фильтр на дизеле? Устройство. Регенерация. Неисправности.
Существующие стандарты экологической безопасности (Евро 3 и выше) требуют, чтобы автомобильный выхлоп проходил обязательную фильтрацию. Это касается двигателей, работающих на дизельном топливе, тоже. Чтобы транспортные средства соответствовали указанным стандартам, производители устанавливают специализированные компоненты, которые называются сажевыми фильтрами. Далее будет рассказано, что это такое, как устроен сажевый фильтр, где расположен, как работает и прочая информация.
Что такое сажевый фильтр
Работа дизельного мотора сопровождается тем, что используемое топливо не догорает полностью, формируя твердые частицы, параметры которых находятся в пределах от 10 нм до 1 мкм. Такие компоненты сажи принято относить к загрязнениям третьего класса опасности. Если они контактируют с организмом человека, то вызывают обострения различных респираторных заболеваний, могут спровоцировать рак кожи, а в окружающей среде нарушаются условия климата.
Наличие в конструкции авто сажевого фильтра обеспечивает снижение общего объема твердых компонентов в выходящем выхлопе на 80-90%. Добиться подобного результата можно только за счет высокой стоимости системы, которая является технологически сложной. Можно рассмотреть ее структуру и принцип работы.
Устройство сажевого фильтра
Есть несколько типов систем фильтрации:
- DPF (Diesel Particulate Filter);
- FAP (Filter a Particules);
- RPF (RussPartikelFilter).
Между собой они различны по принципу работы. Для систем FAP и RPF нужно использовать специальные присадки к топливу, чтобы твердые частицы связывались между собой. Из-за этого они имеют усложненную конструкцию, а значит, и повышенную стоимость эксплуатации, так как нужно добиться воспламенения присадки. Для фильтров типа DPF присадка не требуется.
Усредненная конструкция фильтра содержит в себе несколько компонентов:
- ЭБУ (электронный блок управления);
- Датчики температуры и давления, подключенные к нему на входе и выходе сажевого фильтра;
- Каталитический блок;
- Сам металлокерамический фильтрующий элемент.
Модели, ориентированные на применение топливных присадок, тоже обеспечиваются бачками для хранения используемой жидкости, а также форсунками для ее впрыска в топливный бак либо в пространство межу фильтром и катализатором.
Для катализатора и сажевого фильтра обычно используется система из сообщающихся корпусов. Определенные модели предполагают установку специальных сажевых фильтров с каталитическим покрытием, чтобы не понадобилось использовать отдельный каталитический блок.
Как работает сажевый фильтр
Выхлопные газы поставляются из ДВС в систему выпуска, проходят сквозь ячеистую структуру катализатора, после чего проникают в сажевый фильтр. Металлический корпус компонента конструкции содержит внутри керамическую фильтрующую систему с совокупностью крипт и глухих канальцев. Сажевые компоненты оседают на стенках, а остальные вещества, находящиеся в состоянии газа, продолжают перемещение по выпускной системе, просачиваясь сквозь фильтрующий материал посредством диффузии. Этот режим функционирования называется фильтрация и является базовым.
Регенерация сажевого фильтра
Эксплуатация фильтра сопровождается тем, что его крипты быстро забиваются сажей. Нецелесообразно менять его каждые 600-2000 км пробега, поэтому фильтры изготовлены так, что в них предусмотрены циклы реинтеграции.
ЭБУ считывает поставляемые от датчиков показатели дифференциального давления и температуры на входе и выходе компонента выпускной системы. Если разница показателей достигла конкретного уровня, то система оценивает это, как забитость фильтра, поэтому активирует регенерацию. Процесс возможен исключительно в определенных условиях: температура мотора составляет не менее 80 градусов, скорость движения более 80 км/ч и время движения 2-15 минут. При отсутствии таких условий невозможен процесс спонтанной регенерации. С этим связан тот факт, что фильтры автомобилей, передвигающихся по городу больше всего, обычно быстрее забиваются.
Регенерация фильтра – это процесс выжигания сажи, которая в нем накопилась. В зависимости от модели это может происходить посредством электрического элемента нагрева либо посредством впрыска некоторого объема топлива в систему выпуска. При регенерации фильтр разогревается намного сильнее, чем обычно, до температуры 700 градусов, и процесс может начаться только в указанных условиях.
Есть процедура принудительной регенерации, осуществляемая на специальных стендах в рамках сервисных центров. Из-за того, что для нее нужны высокие температуры, не каждый сервисный центр готов предложить такую услугу. Промывка фильтров – это не альтернатива регенерации. Если штатная спонтанная регенерация не справляется с задачей по дожигу осевшей сажи, то это говорит о необходимости удаления изи замены фильтра.
Неисправность сажевого фильтра
У сажевого фильтра основная проблема состоит в том, что есть высокая вероятность заполнения сажей. Это проявляется густым выхлопом черного цвета и несколькими характерными симптомами:
- Повышенный топливный расход при езде;
- Снижение тяги;
- Увеличение уровня масла в картере;
- На холостом ходу двигатель работает нестабильно.
О возникновении любых неполадок будут сообщать соответствующие индикаторы на приборной панели.
Причины повышения объема сажи в отработанном топливе
Есть несколько причин повышенного выделения сажи при работе мотора:
- Избыток топлива. Такая ситуация сопряжена с неисправностью работы топливной системы, например, если имеет место подтекание форсунок.
- Недостаточно воздуха. Такая ситуация возникает по различным причинам, например, некорректное функционирование турбины, утечка воздуха либо просто слишком засоренный воздушный фильтр в системе.
- Топливо низкого качества. Во время сгорания такого топлива система очистки заполняется не только сажей, но и частицами углеводородов, не сгорающих в рабочей камере. Это приводит к тому, что фракции сажи склеиваются, формируя смолистые отложения.
- Естественный износ компонента.
Из-за перечисленных изменений на сажевом фильтре формируется плотный нагар, который не получается удалить способом регенерации.
Удалять сажевый фильтр можно?
Автомобилисты часто не желаю больше возиться с постоянной очисткой и заменой сажевого фильтра, а также сопряженными с этим дополнительными финансовыми расходами, поэтому решаются на удаление компонента. Это можно сделать несколькими способами:
- Демонтаж устройства. Удаление сажевого фильтра механическим способом позволяет повысить мощность авто, хоть и незначительно. При эксплуатации транспортного средства ЭБУ будет выдавать ошибку, так как отсутствие фильтра будет восприниматься аналогично неисправности.
- Внесение корректива в софт ЭБУ мотора (обновление программы до той версии, в которой нет сведений о наличии сажевого фильтра). Для этого используется специальный программатор, но требуется полная уверенность в корректности работы обновленной прошивки, так как последствия подобных вмешательств могут оказаться непредсказуемыми.
- Подключение эмулятора устройства (не меняя заводскую прошивку), транслирующего ЭБУ сигналы, которые аналогичны сигналам от датчиков реально работающего фильтра.
Требуется понимать, что экологические стандарты Евро-5, действительные на данный момент, не позволяют эксплуатировать автомобиль, у которого установлен дизельный мотор, без сажевого фильтра.
Как продлить жизнь сажевого фильтра
Замена фильтра на новый оригинальный компонент – это не дешевое дело, поэтому намного проще максимальное внимание уделить качественной регулярной очистке. Для этого требуется соблюдать несложные рекомендации:
- Отслеживать регулярность регенерации, и если это требуется сделать принудительно, то не экономить время и деньги.
- После прохождения каждого техосмотра или после ремонта топливной системы либо мотора нужно проводить принудительную чистку с профилактической целью.
- Можно пользоваться различными присадками для дизельного топлива. Определенные компоненты присадок ответственны ха снижение образования нагара. С такими присадками солярка сгорает эффективнее в цилиндрах практически полностью, не давая образоваться саже в большом объеме. Помимо этого, достигается снижение степени нагрева катализатора, чтобы он выгорал не настолько быстро. Каждые 2-3 тысячи километров пробега рекомендуется добавлять специальные присадки.
Сигналы о том, что сажевый фильтр требуется заменить
Сажу можно выжечь, но внутри фильтра накапливается не только она. Существует еще компонент, называемый золой, он скапливается с первого запуска мотора и не исчезает. Она формируется из металлизированных присадок и остатков масла, присутствующих в низкосортном топливе. По такой причине дизельные двигатели с сажевыми фильтрами рекомендуется заправлять маслами с пониженной зольностью.
Сигналом о том, что в ближайшее время потребуется заменить сажевый фильтр, становится внушительный пробег, значение которого уже достигает 200 тысяч километров, а также частые попытки системы провести активную регенерацию. Сокращение интервалов с 1500-3000 км до 150-300 км свидетельствует о том, что компонент уже израсходовал свой ресурс.
Принудительная регенерация сажевого(DPF) фильтра
Решил создать тему и поделится опытом по поводу сажевого фильтра в дизельных двигателях.
Итак, что такое сажевый фильтр, он же DPF и какие трудности он может доставить владельцу. Cажевый фильтр является неотъемлемой частью стандарта ЕВРО-4 и предназначен для снижения выброса сажи при сжигании дизельного топлива в двигателе. Может быть установлен как на двигатели с насос-форсунками, так и на Common Rail. Представляет собой банку в выпускной системе двигателя и содержит керамические трубки, с нанесенными на них катализатором химического процесса (обычно платина).
Катализатор позволяет снизить температуру химической реакции, в данном случае — сжигания частичек сажи. Керамические трубки попеременно заглушены на входе и выходе фильтра. Пористая структура трубок позволяет практически беспрепятственно проходить выхлопным газам, при этом частицы сажи задерживаются на стенках.
Сажевый фильтр может быть совмещен с основным катализатором, как это сделано, например, на двигателях V6 например Touareg, или выполнен в виде отдельной банки, как это сделано, например, в audi А6. В процессе эксплуатации сажевый фильтр забивается сажей, что приводит к затруднению выхода выхлопных газов. Для выжигания скопившейся сажи используется регенерация фильтра. Существует пассивная регенерация, при которой сажа сжигается в процессе движения машины под нагрузкой, например, при движении по трассе, при температуре 350-400 градусов и выше.
При движении по городу, где не удается разогреть сажевый фильтр до рабочей температуры, при заполнении фильтра используется активная регенерация. При этом контроллер начинает впрыскивать дополнительную порцию топлива после основной, перекрывает клапан EGR и изменяет алгоритм управления лопатками турбины. Топливо через выпускной коллектор попадает в основной нейтрализатор (катализатор окисления) и там сжигается, Температура в катализаторе повышается, и, как следствие, повышается температура в сажевом фильтре до 500-700 градусов. Сажа начинает выжигаться.
Тут необходимо отметить, что при неудачных регенерациях, при прерывании регенерации или при неисправности датчиков системы или катализатора окисления, часть не сгоревшего топлива попадает в масло и разжижает его, причем со временем, уровень масла может подниматься достаточно значительно. Так что, причиной попадания топлива в масло и повышения уровня может быть не только текущие форсунки, уплотнительные колечки на насос-форсунках или тандемного насоса (для насос-форсунок), но и система регенерации. Естественно, что надо срочно менять масло и разбираться с причинами, для двигателя и турбины это как минимум не полезно, как максимум можно попасть на капиталку или замену мотора.
Для вычисления величины заполнения сажевого фильтра используется две модели, одна базируется на практическом измерении разницы давлений на входе и выходе сажевого фильтра с помощью дифференциального датчика, датчиков температуры и расходомера. Вторая модель рассчитывает заполнение на основе стиля вождения, температурных датчиков и кислородного датчика.
Коэффициент заполнения сажевого фильтра лучше контролировать в 075 группе измеряемых величин контроллера двигателя.
1) Температура перед турбонагнетателем > 100°C
2) Температура перед сажевым фильтром 100°C > T > 60°C
3) Коэффициент заполнения < 40% (от 40% начинается регенерация в режиме движения)
4) Температура после сажевого фильтра 60°C > T > 20°C
В общем случае, в системе выпуска находятся 3 датчика температуры, датчик кислорода и дифференциальный датчик. Некорректная работа любого из этих компонентов, датчика кислорода, расходомера, EGR и еще кучи всего приводит к невозможности или трудностям с регенерацией, включая и аварийную. Значения датчиков температуры и дифференциального датчика можно посмотреть в измеряемых величинах в группах:
067 Сажевый фильтр, значения ОГ 1
Граничное условие: v=konst 50-60 км/ч, 3-я передача, n<=3000 1/мин.
1) Температура перед турбонагнетателем > 690°C (через 10 секунд)
2) Температура перед сажевым фильтром > 150°C
3) Перепад давления на сажевом фильтре нет установок
4) Смещение разности давлений на выбеге нет установок
068 Сажевый фильтр, значения ОГ 2
Граничное условие: v=konst 50-60 км/ч, 3-я передача, n<=3000 1/мин.
1) Коэффициент заполнения < 50% (при 50% запускается регенерация)
2) Масса сажи макс.60 г *)
3) Настроечное значение сажи нет установок
4) не используется 074 Сажевый фильтр, значения ОГ 3
Граничное условие: v=konst 50-60 км/ч, 3-я передача, n<=3000 1/мин.
A Значения действительны только во время регенерации
1) Частота вращения двигателя [об/мин]
2) Температура перед турбонагнетателем > 690°C
3) Значение лямбда 1,0-2,0
4) не используется
Что касается индикации водителю о неисправностях в системе регенерации. При обнаружении неисправности (к сожалению, только явных, например обрыва) датчиков загорается значок с изображением двигателя (неисправность в выхлопной системе). В случае, если фильтр заполнен, контроллер пытался сделать несколько активных регенераций в движении, если попытки оказались не успешными (например, прерваны глушением машины), загорается иконка на экране БК c сажевым фильтром.
Во общем, надо, пока не поздно, отжечь на пустом шоссе. Если количество топлива в баке меньше четверти, то активная регенерация может не запуститься. Так что неисправный датчик уровня, показывающий меньше четверти бака, тоже может быть причиной. Если и это не помогло, то контроллер зажигает значок неисправности выхлопной системе, а через некоторое время и значок неисправности двигателя (спираль преднакала). Двигатель переходит в аварийный режим работы и начинает тупить, причем чем дальше, тем хуже.
При этом обычно вылезает ошибка:
009263 — Diesel Particulate Filter (Bank 1): Restricted/Clogged
P242F — 001 — Upper Limit Exceeded — MIL ON
При аварийной регенерации контроллер поднимает обороты до 1.5 тыс (в зависимости от блока ЭБУ и машина обороты может поднимать, а может и нет) и начинает, по сути, ту же процедуру, что и при активной регенерации. При этом температура в выпуске может повышаться до 700-800 градусов. Аварийная регенерация может не запуститься, есть заполнение фильтра сажей больше 68 гр., типа опасность пожара из-за забитости сажевого фильтра.
Рассмотрим собственно сам процесс запуска аварийной регенерации сажевого фильтра на моторах VAG группы (1.4l/1.9l/2.0l R4 & 2.5l R5 PD/PPD-TDI).
Необходим адаптер VAG с поддержкой CAN шины
Зажигание включено. Двигатель работает на ХХ. Температура ОЖ не ниже 50 °C
[Select]
[01 — Engine]
Вводи логин для запуска принудительной (аварийной) регенерации сажевого фильтра 21295.
[Meas. Blocks — 08]
Выбираем группы 070 and 075.
[Go!]
MVB 070.1: Статус регенерации (xxxxxxx1 = Normal Regeneration active, xxxxxx1x = Forced Regeneration active)
MVB 070.3: Regeneration Counter/Timer
MVB 075.1: Температура перед турбонагнетателем
MVB 075.2: Температура перед сажевым фильтром
MVB 075.3: Коэффициент заполнения сажевого фильтра в %
MVB 075.4: Температура после сажевого фильтра
Теперь необходимо выехать и покататься! Процедура примерно занимает 15-20 минут. При этом контролируйте коэффициент заполнения, он должен уменьшаться.
[Done, Go Back]
[Close Controller, Go Back — 06]
Регенерация сажевого фильтра — ответы на вопросы
Такое устройство, как сажевый фильтр, имеется во всех дизельных авто, выпускаемых с 2011 года (а также на ряде моделей, выпущенных после 2000 года – тогда он еще не был обязательным элементом, но уже использовался некоторыми производителями автомобилей) на территориях стран, входящих в ВТО (стандарт «Евро-5», принятый Таможенным союзом).
Главная задача такого элемента – максимально очистить выхлопные газы от вредных для окружающей среды примесей.
Использование сажевых фильтров позволило сократить содержание частиц сажи в выхлопе дизельных автомобилей практически на 100 % — если точнее, на 99,9 %.
Для чего нужен и как работает сажевый фильтр автомобиля
На текущий момент в автомобилях применяется два типа очистителей сажи:
- DPF
- FAP
Сажевый фильтр DPF (аббревиатура от слов Diesel Particulate Filte) для дизельного авто улавливает частицы сажи размером до 1 мкм, которые образуются в результате сгорания топлива. Такой фильтр отличается простотой устройства, но при этом требует регулярных действий по очистке (регенерации).
Фильтр типа FAP (сокращение французского выражения Filtre A Particules) представляет собой более сложное устройство, не требующее регулярного вмешательства. Регенерация (очищение) происходит здесь в автоматическом режиме.
Местоположение сажевого фильтра (см. рис. 1) – в системе выпуска отработанных газов, за каталитическим нейтрализатором. В некоторых случаях он также может быть объединен с нейтрализатором, и тогда его местоположение – прямо за выпускным коллектором.
Это место, где отработанные газы имеют наивысшую температуру. В таком варианте устройство называется «сажевый фильтр с каталитическим покрытием».
Средний ресурс сажевых фильтров рассчитан на пробег в 150 тыс. км. Но это европейский стандарт. На российском топливе, по отзывам владельцев и работников автосервисов, этот показатель снижается почти втрое.
В момент, когда бортовой компьютер выдаст ошибку, говорящую о том, что сажевый фильтр засорился, автовладельцу необходимо будет принять одно из следующих решений:
- Полная замена сажевого фильтра. Очень дорогостоящее мероприятие. Конечно, цена очень зависит от марки и модели авто, но в любом случае, это действие значительно дороже всех нижеперечисленных пунктов. К примеру, на BMW замена сажевого фильтра обойдется приблизительно в 1500 евро.
- Физическое удаление сажевого фильтра. Процедура тоже не из дешевых, и имеет ряд недостатков. Недостаточно просто взять и вырезать фильтр, заменив участком трубы. На данные, поступающие с датчиков сажевых фильтров, завязан ряд процедур бортового компьютера, а это значит, что необходимо будет заменить его прошивку. Замена прошивки не всегда происходит гладко, в ряде случаев возникают ошибки (ложные срабатывания индикации, другие проблемы с бортовым компьютером).
- Обман датчика сажевого фильтра. Заключается в установке отдельного прибора, который эмулирует нормальную работу датчиков (подделывает сигналы) или программное удаление сажевого фильтра из системы электронного блока управления. Эта процедура не освобождает владельца авто от очистки самого фильтра. Однако, значительно продлевает срок его работы или позволяет беспроблемно удалить сажевый фильтр с наименьшими ошибками в работе бортового компьютера.
- Регенерация. Наиболее правильная процедура, ведь удаление фильтра увеличивает выбросы вредных веществ в атмосферу, несмотря на то, что даже без данного элемента европейские автомобили успешно проходят технический осмотр по российским нормам. При этом стоимость регенерации фильтров остается приемлемой в сравнении с тем же удалением или заменой, хотя и требуют периодического повтора.
Виды регенерации — способы очистки
По сути сажевый фильтр представляет собой емкость, заполненную веществом с пористой структурой (чаще всего используется керамика). При прохождении выхлопных газов через эти «соты» сажа и гарь оседают на порах наполнителя.
Со временем поры закупориваются и прохождение выхлопных газов затрудняется, что приводит к увеличению расхода топлива и снижению мощности двигателя, повышается риск возникновения различных неполадок.
Для восстановления свойств фильтра производится процедура регенерации, которая может быть двух типов:
- Активный. Очищение пор происходит за счет повышения температуры внутри фильтра до 600-1000 градусов Цельсия. При такой температуре сажа полностью сгорает.
- Пассивный. Здесь удаление сажи происходит также за счет ее сгорания, но протекает горение при температуре около 350°С (это нормальная температура отработанных газов дизеля). Для окисления сажи нужен специальный катализатор, понижающий температуру реакции – например, платина в фильтрах компании Volkswagen (те самые сажевые фильтры с каталитическим покрытием, которые упоминались ранее).
Активная регенерация требует выполнения специальных процедур со стороны автовладельца, а пассивная происходит без какого-либо участия водителя авто.
Если регенерация не имеет нужного эффекта, то всегда можно просто промыть фильтр. Промывка сажевого фильтра выполняется после его снятия с автомобиля. Агрегат помещают в специальный химический состав на некоторое время, а потом пропускают этот же состав через фильтр под давлением.
Как запустить регенерацию сажевого фильтра
Повысить температуру внутри сажевого фильтра для полного сгорания сажи можно одним из следующих способов (активная регенерация):
- Введение в топливную смесь специальных присадок (чаще всего на основе церия), которые при прохождении вместе с выхлопными газами продолжают гореть. При этом снятия самого узла автомобиля не требуется. Недостатком данного метода является его низкая эффективность – способ может дать положительный эффект только при начальном этапе загрязнения (не более 2000 – 3000 километров с момента срабатывания индикатора ошибки на панели бортового компьютера).
- Запуск особой процедуры работы двигателя через блок электронного управления авто. В этом случае снижается подача воздуха, топливо впрыскивается на такте выпуска (то есть попадает несгоревшим в систему отведения выхлопных газов). В отдельных моделях автомобилей применяются оригинальные технологии, например, дополнительно вводится присадка, или снижается отток сгоревших газов и т.п.
Если регенерация не помогает – необходим ремонт сажевого фильтра.
Его снимут, разберут и почистят вручную или полностью заменят в мастерской. Конечно, это можно сделать и своими руками, но лучше довериться специалистам.
Запускается процедура регенерации чаще всего без участия пользователя:
- Срабатывает датчик повышения уровня сажи в фильтре.
- В процессе движения блок управления самостоятельно повысит обороты, понизит приток воздуха и прочистит сажевый фильтр.
Но, если попытки прочистки не увенчаются успехом, или уровень сажи будет критическим, то блок управления откажется от попыток очистки и высветит ошибку.
В этом случае можно будет попытаться запустить процедуру самостоятельно через сервисное меню электронного блока управления (ЭБП) и следовать указаниям системы (если не поддерживается автоматический режим управления оборотами).
Все зависит от модели автомобиля и прошивки ЭБП. В отдельных случаях может потребоваться знание сервисных кодов или подключение внешних устройств диагностики.
Какая жидкость поможет для регенерации сажевого фильтра дизельного авто
Если вы не стали обладателем авто с сажевым фильтром с каталитическим покрытием или встроенной автоматической процедурой регенерации, то всегда можно прибегнуть к использованию спецприсадок.
Попытаться восстановить сажевый фильтр можно, например, с помощью универсальных средств:
- Катализаторы регенерации от компании ARDINA — Diesel Particulate Filter Regeneration Aid (заливаются в бак с топливом как присадка).
- Liqui Moly Pro-Line Diesel Partikelfilter Reiniger – очиститель, который требует принудительного впрыска, после применения его необходимо нейтрализовать другим раствором (Pro-Line Diesel Partikelfilter Spulung).
- Liqui Moly Diesel Partikelfilter Schutz – еще одна присадка, выступающая катализатором.
Если в автомобиле используется оригинальная присадка (для автоматической подачи из специального бака в режиме регенерации сажевого фильтра), то заказывать ее стоит у официальных дилеров.
Принудительная регенерация сажевого фильтра
Аварийная регенерация сажевого фильтра (Diesel Particle Filter/DPF) на дизельных двигателях является процессом, который выполняется в случае, когда нормальная регенерация сажевого фильтра не может быть завершена или не происходит автоматически. Сажевый фильтр предназначен для улавливания и удержания твердых частиц, которые образуются в выхлопных газах дизельных двигателей.
В процессе эксплуатации автомобиля, сажевый фильтр заполняется сажей, которая накапливается со временем. Нормальная регенерация происходит путем повышения температуры выхлопных газов, что позволяет сгореть саже и очистить фильтр. Однако, если нормальная регенерация не может быть завершена, например, из-за недостаточной длительности поездок с высокой скоростью или низкой температуры окружающей среды, то может потребоваться аварийная регенерация.
Аварийная регенерация сажевого фильтра происходит при увеличении температуры выхлопных газов путем повышения оборотов двигателя или впрыска дополнительного топлива в систему выхлопа. Это позволяет достичь достаточно высокой температуры, чтобы сгореть саже внутри фильтра. Процесс аварийной регенерации может занимать некоторое время и может сопровождаться изменениями в работе двигателя или системы выхлопа.
Аварийная регенерация важна для поддержания эффективности работы дизельного двигателя и предотвращения засорения фильтра сажей. Если сажевый фильтр забит сажей, это может привести к снижению мощности двигателя, увеличению расхода топлива и возможным повреждениям системы выхлопа. Поэтому, при появлении предупреждающих сигналов или индикации необходимости аварийной регенерации сажевого фильтра, рекомендуется немедленно принять соответствующие меры для очистки фильтра и восстановления его нормальной работы.
Некоторые основные причины, по которым требуется выполнить регенерацию сажевого фильтра:
- недостаточная длительность поездок с высокой скоростью: для нормальной регенерации сажевого фильтра требуется достаточно высокая температура выхлопных газов, если автомобиль часто используется для коротких поездок или в условиях низкой скорости, то температура выхлопных газов может быть недостаточной для полной регенерации;
- низкая температура окружающей среды: при низкой температуре окружающей среды, выхлопные газы остывают быстрее, что может затруднить нормальную регенерацию сажевого фильтра;
- неправильное использование топлива: использование низкокачественного или неподходящего топлива может привести к образованию большего количества сажи в выхлопных газах, это может привести к более быстрому заполнению сажевого фильтра;
- неполадки в системе впрыска топлива или датчика давления: если система впрыска топлива не функционируют должным образом, это может привести к неправильной смеси топлива и воздуха, тем самым увеличить образование сажи;
- повреждение сажевого фильтра: если фильтр поврежден или заполнен другими частицами, это может привести к снижению его эффективности и необходимости аварийной регенерации для очистки фильтра.
1.4л/1.9л/2.0л 4-цилиндровые и 2.5л 5-цилиндровые PD/PPD-TDI двигатели
Перед выполнением:
- зажигание включено, двигатель заведен (холостой ход);
- температура охлаждающей жидкости выше 50°C (группа измеряемых величин 002.4);
- заполнение сажевого фильтра ниже заданного значения (группа измеряемых величин 075.3);
- включены потребители энергии (освещение, подогрев сидений, обогрев переднего/заднего стекла, климат-контроль).
Если заполнение сажевого фильтра превышает заданное значение, сажевый фильтр должен быть заменен, только замена! Это не ограничение программы или чего-либо еще, это прописано в прошивке блока управления в целях безопасности, чтобы автомобиль просто не сгорел.
Регенерация в движении:
- скорость автомобиля 30-60 км/ч (18-37 миль/ч);
- обороты двигателя 1500-2500 об/мин (4-я или 5-я передача, автоматическая трансмиссия в режиме Tiptronic);
- продолжительность примерно 15-20 минут;
- температура выхлопных газов перед турбонаддувом выше 700°C.
Выбор ->01 -> Кодирование II:
- 21295 = аварийная регенерация сажевого фильтра -> Выполнить
Измеряемые величины, в меню выбора из списка введите значения групп:
- Группа 070 -> Прочитать
- Группа 075 -> Прочитать
Проверьте значения измеряемых величин:
- 070.1: состояние регенерации (xxxxxxx1 = нормальная регенерация, xxxxxx1x = принудительная регенерация);
- 070.3: счетчик/таймер регенерации;
- 075.1: температура выхлопных газов перед турбонаддувом;
- 075.2: температура выхлопных газов перед сажевым фильтром;
- 075.3: заполнение сажевого фильтра;
- 075.4: температура выхлопных газов после сажевого фильтра.
Теперь начните поездку и продолжайте наблюдать над значениями измеряемых величин.
После выполнения:
- нажмите Назад, чтобы завершить чтение измеряемых величин;
- завершите диагностическую сессию, закрыв меню блока управления и вернитесь в главное меню программы;
- выключите зажигание.
1.6л/2.0л 4-цилиндровые CR-TDI (CAN) двигатели
На двигателях CR-TDI доступны два различных типа регенерации в зависимости от фактического заполнение сажей, если значение 30-40г, возможна регенерация на месте, а также только принудительная регенерация во время движения, если значение 40-45г.
Регенерация во время стоянки
Перед выполнением:
- зажигание включено, двигатель заведен (холостой ход);
- топливный бак заполнен не менее чем на 1/4;
- трансмиссия в положении P или нейтраль;
- стояночный тормоз включен;
- температура охлаждающей жидкости выше 70°C (группа измеряемых величин 002.4);
- заполнение сажевого фильтра ниже заданного значения (группа измеряемых величин 108.2/3 или 241.2/3);
- включены потребители энергии (освещение, подогрев сидений, обогрев переднего/заднего стекла, климат-контроль);
- капот закрыт.
Если заполнение сажевого фильтра превышает заданное значение, сажевый фильтр должен быть заменен, только замена! Это не ограничение программы или чего-либо еще, это прописано в прошивке блока управления в целях безопасности, чтобы автомобиль просто не сгорел.
Выбор ->01 -> Право доступа:
- 27971 = применение базовых установок (регенерация во время стоянки) -> Выполнить
Базовая установка, в меню выбора из списка выберите:
- Группа 226: регенерация сажевого фильтра (DPF) во время стоянки -> Прочитать -> Вкл/Выкл/Далее
- нажмите Назад, для возврата в меню блока управления.
Измеряемые величины, в меню выбора из списка введите значения групп:
- Группа 099 -> Прочитать
- Группа 108 -> Прочитать
- Группа 241 -> Прочитать
Проверьте значения измеряемых величин:
- 099.2: температура выхлопных газов перед турбонаддувом;
- 099.3: температура выхлопных газов перед сажевым фильтром;
- 099.4: температура выхлопных газов после сажевого фильтра;
- 108.2: масса сажи в сажевом фильтре (рассчитанная) или;
- 241.2: масса сажи в сажевом фильтре (рассчитанная);
- 108.3: масса сажи в сажевом фильтре (измеренная) или;
- 241.3: масса сажи в сажевом фильтре (измеренная).
Регенерация сажевого фильтра выполняется сразу и продолжается примерно в течение 30 минут, продолжайте наблюдать над значениями измеряемых величин.
После выполнения:
- нажмите Назад, чтобы завершить чтение измеряемых величин;
- завершите диагностическую сессию, закрыв меню блока управления и вернитесь в главное меню программы;
- выключите зажигание.
Регенерация во время движения
Перед выполнением:
- зажигание включено, двигатель заведен (холостой ход);
- температура охлаждающей жидкости выше 70°C (группа измеряемых величин 002.4);
- заполнение сажевого фильтра ниже заданного значения (группа измеряемых величин 108.2/3 или 241.2/3);
- включены потребители энергии (освещение, подогрев сидений, обогрев переднего/заднего стекла, климат-контроль);
- капот закрыт.
Условия выполнения (во время движения):
- скорость автомобиля выше 60 км/ч (40 миль/ч);
- обороты двигателя 2000-2500 об/мин (4-я или 5-я передача, автоматическая трансмиссия в режиме Tiptronic);
- продолжительность примерно 10-15 минут;
- температура выхлопных газов перед турбонаддувом выше 170°C (группа измеряемых величин 099.2);
- температура выхлопных газов перед сажевым фильтром выше 150°C (группа измеряемых величин 099.3);
- температура выхлопных газов после сажевого фильтр выше 150°C (группа измеряемых величин 099.4).
Если заполнение сажевого фильтра превышает заданное значение, сажевый фильтр должен быть заменен, только замена! Это не ограничение программы или чего-либо еще, это прописано в прошивке блока управления в целях безопасности, чтобы автомобиль просто не сгорел.
Выбор ->01 -> Право доступа:
- 12233 = применение адаптации (регенерация сажевого фильтра во время движения)-> Выполнить
Адаптация, в меню выбора из списка выберите:
- Канал 013: регенерация сажевого фильтра (DPF) во время движения -> Прочитать;
- сохраните: 1 как новое значение;
- нажмите Назад, для возврата в меню блока управления.
Измеряемые величины, в меню выбора из списка введите значения групп:
- Группа 099 -> Прочитать
- Группа 108 -> Прочитать
- Группа 241 -> Прочитать
Проверьте значения измеряемых величин:
- 099.2: температура выхлопных газов перед турбонаддувом;
- 099.3: температура выхлопных газов перед сажевым фильтром;
- 099.4: температура выхлопных газов после сажевого фильтра;
- 108.2: масса сажи в сажевом фильтре (рассчитанная) или;
- 241.2: масса сажи в сажевом фильтре (рассчитанная);
- 108.3: масса сажи в сажевом фильтре (измеренная) или;
- 241.3: масса сажи в сажевом фильтре (измеренная).
Регенерация сажевого фильтра выполняется во время движения, продолжайте наблюдать над значениями измеряемых величин.
После выполнения:
- нажмите Назад, чтобы завершить чтение измеряемых величин;
- завершите диагностическую сессию, закрыв меню блока управления и вернитесь в главное меню программы;
- выключите зажигание.
2.7л/3.0л V6 CR-TDI (CAN) двигатели
Перед выполнением:
- убедиться в отсутствии кодов неисправностей в блоке управления двигателем;
- зажигание включено, двигатель заведен (холостой ход);
- температура масла выше 70°C (группа измеряемых величин 007.2);
- заполнение сажевого фильтра ниже значения 68г (группа измеряемых величин 104.3);
- трансмиссия в положении P или нейтраль;
- стояночный тормоз включен;
- включены потребители энергии (освещение, подогрев сидений, обогрев переднего/заднего стекла, климат-контроль);
- капот закрыт.
Если заполнение сажевого фильтра превышает заданное значение, сажевый фильтр должен быть заменен, только замена! Это не ограничение программы или чего-либо еще, это прописано в прошивке блока управления в целях безопасности, чтобы автомобиль просто не сгорел.
Выбор ->01 -> Кодирование II:
- 10016 = аварийная регенерация сажевого фильтра -> Выполнить
Измеряемые величины, в меню выбора из списка введите значения групп:
- Группа 100 -> Прочитать
- Группа 101 -> Прочитать
- Группа 102 -> Прочитать
Проверьте значения измеряемых величин:
- 100.1: обороты двигателя;
- 100.3: счетчик/таймер регенерации;
- 100.4: распознано прерывание регенерации (0 = нет прерывания/1 = прерывание распознано);
- 101.4: состояние регенерации (001 = нагрев, 010 = регенерация, 100 = охлаждение);
- 102.1: температура перед катализатором;
- 102.2: температура перед сажевым фильтром.
Регенерация сажевого фильтра выполняется сразу и продолжается примерно в течение 40 минут, продолжайте наблюдать над значениями измеряемых величин.
После выполнения:
- нажмите Назад, чтобы завершить чтение измеряемых величин;
- завершите диагностическую сессию, закрыв меню блока управления и вернитесь в главное меню программы;
- выключите зажигание.
1.6л/2.0л 4-цилиндровые и 3.0л V6 CR-TDI (UDS) двигатели
Перед выполнением:
- зажигание включено, двигатель заведен (холостой ход);
- топливный бак заполнен не менее чем на 1/4;
- трансмиссия в положении P или нейтраль;
- температура охлаждающей жидкости выше 70°C;
- включены потребители энергии (освещение, подогрев сидений, обогрев переднего/заднего стекла, климат-контроль);
- капот закрыт.
Если заполнение сажевого фильтра превышает заданное значение, сажевый фильтр должен быть заменен, только замена! Это не ограничение программы или чего-либо еще, это прописано в прошивке блока управления в целях безопасности, чтобы автомобиль просто не сгорел.
Базовая установка, в меню выбора из списка выберите:
- IDE00471-Регенерация сажевого фильтра при обслуживании (Service regeneration of particle filter) -> Прочитать
Измеряемые величины, в меню выбора из списка введите значения групп, относящихся к регенерации сажевого фильтра. Из-за специфики работы протокола UDS могут быть различия в адресах и конкретном описании групп измеряемых величин.
Следуйте инструкциям и используйте сервисную документацию по ремонту. Если базовая установка сервисной регенерации сажевого фильтра недоступна, это может означать, что она не поддерживается блоком управления двигателя. В таких случаях вместо этого будет поддерживаться сервисная регенерация сажевого фильтра во время движения через канал адаптации. Для регенерации во время движения может потребоваться код доступа к безопасности.
После выполнения:
- нажмите Назад, чтобы завершить чтение измеряемых величин;
- завершите диагностическую сессию, закрыв меню блока управления и вернитесь в главное меню программы;
- выключите зажигание.
4.2л V8 TDI (BMC/BTR/BVN) двигатели
Перед выполнением:
- убедиться в отсутствии кодов неисправностей в блоке управления двигателем;
- зажигание включено, двигатель заведен (холостой ход);
- температура масла выше 70°C (группа измеряемых величин 007.2);
- заполнение сажевого фильтра ниже сервисного значения (группа измеряемых величин 105.3 и 106.3);
- трансмиссия в положении P;
- стояночный тормоз включен;
- включены потребители энергии (освещение, подогрев сидений, обогрев переднего/заднего стекла, климат-контроль);
- капот закрыт.
Если заполнение сажевого фильтра превышает заданное значение, сажевый фильтр должен быть заменен, только замена! Это не ограничение программы или чего-либо еще, это прописано в прошивке блока управления в целях безопасности, чтобы автомобиль просто не сгорел.
Выбор ->01 -> Кодирование II:
- 10016 = аварийная регенерация сажевого фильтра -> Выполнить
Измеряемые величины, в меню выбора из списка введите значения групп:
- Группа 100 -> Прочитать
- Группа 101 -> Прочитать
- Группа 102 -> Прочитать
Проверьте значения измеряемых величин:
- 100.1: обороты двигателя;
- 100.3: счетчик/таймер регенерации;
- 100.4: распознано прерывание регенерации (0 = нет прерывания/1 = прерывание распознано);
- 101.4: состояние регенерации (001 = нагрев, 010 = регенерация, 100 = охлаждение);
- 102.1: температура перед катализатором;
- 102.2: температура перед сажевым фильтром.
Регенерация сажевого фильтра выполняется сразу и продолжается примерно в течение 40 минут, продолжайте наблюдать над значениями измеряемых величин.