Как выбрать усилитель в машину
Перед тем, как выбрать усилитель для сабвуфера, рассмотрим чем они (усилители) отличаются и какие из них подойдут для вашего низкочастотного динамика.
В основном усилители делятся по:
- мощности
- количеству каналов
- цене
Мощность
Мощность — это основной параметр при выборе усилителя, от правильной подборки будет зависеть качество звучания и сохранность динамика.
Не раз приходилось слышать мнение, что усилитель не должен превышать сабвуфер по мощности, чтобы его не спалить- ЭТО НЕ ВЕРНО!
Запомните правило — избыточная мощность лучше чем недостаточная
Динамик намного быстрее сгорит при недостатке подводимой мощности и искажений, возникающих из-за этого (клиппинг).
При равных значениях сабвуферу все равно будет недостаточно контроля, так как необходим запас для прохождения кратковременных пиковых нагрузок. При наличии этого запаса бас будет плотнее, быстрее и глубже.
Но не нужно впадать в крайности, а лучше руководствоваться принципом разумной достаточности, в конечном итоге все будет зависеть от максимальной громкости качественного звучания, которая необходима. Подробнее смотрите в видео ролике в конце статьи.
При изучении характеристик оборудования не обращайте внимания на яркие цифры, типа 1000 Ватт. и т.п., при этом чем ярче и больше цифры, тем дальше они от правды.
Ориентируйтесь на значение RMS, многие путают ее с номинальной мощностью, но на самом деле RMS — это максимальная (предельная) синусоидальная мощность, при которой усилитель или колонка может работать в течение одного часа с реальным музыкальным сигналом без физического повреждения. Но не будем зарываться в определения, тем более, что этот параметр будет правильным ориентиром при выборе.
При оценке RMS обязательно учитывайте для какого импеданса (сопротивления) она указана и поддерживает ли вообще усилитель сопротивление, предусмотренное вами (подробнее о сопротивлении читайте здесь).
Количество каналов
Моноблок
Одноканальный усилитель, сделан специально для работы с сабвуфером, по этому имеет один канал и отличается повышенной мощностью, иногда в ущерб качеству звучания. Выбирайте его, если вам нужно много громкого баса.
Двухканальный усилитель
Бытует мнение, что двухканальный усилитель работающий в мост (подробнее о мостовом подключении) звучит приятнее моноблока. Стоит выбрать в роли отдельного усилителя для сабвуфера, когда хочется звук «покачественнее», возможно в ущерб мощности или бюджету.
Четырехканальный усилитель
К четырехканальнику можно подключить сабвуфер мостом, а оставшуюся пару каналов использовать для акустики (например подключить миды и твиттеры через кроссоверы), тем самым закрыв одним усилителем всю аудиосистему. Но такой усилитель с достаточной мощностью для нормального сабвуфера будет отличаться высокой ценой.
Пятиканальный усилитель
Данный усилитель имеет выделенный канал для для саба и может обеспечить поканальное усиление (отдельный канал для каждого динамика) всей системы, если у вас «двушка +саб». Утилитарное решение, но это не подойдет для мощного, ярковыраженного баса, так как форм фактор «все в одном» не позволяет впихнуть крупную начинку. Но если у вас не громкая и спокойная система можно остановится на таком варианте, правда выбор в пятиканальниках сравнительно не велик.
К сожалению, как бы ни хотелось обратного, но на рынке автозвука действует упрямый закон «лучше-дороже», бывают исключения, но они довольно редки. По этому обмануть судьбу и получить супер качество по бросовой цене не получится.
Чтобы выяснить в какой ценовой категории выбрать усилитель для сабвуфера, поймите — аудиосистема звучит на столько хорошо, на сколько хорош ее самый слабый компонент. Другими словами, достоинствами одного компонента не вытянуть недостатки другого. Это значит, что если у вас усилитель за 100 000 р., а сабвуфер за 3 000 р. то и звучать эта связка будет на 3 000, так что всегда необходим баланс и правильное распределение бюджета. Поэтому все зависит от вашего «аппетита».
О классах усилителей
В заключение, коротко о классах усилителей. В наше время это в первую очередь инструмент маркетологов для манипуляции сознанием потребителей. Поэтому, выбирая усилитель, в первую очередь смотрите на его конкретные параметры, а не на название класса.
Видео
Удачного выбора!
Читайте еще:
Как выбрать усилитель звука в машину
Мощным автодинамикам для хорошего звучания нужна помощь. Когда встроенный усилитель автомагнитолы уже не справляется, любители качественного автозвука задумываются о покупке отдельного, самостоятельного автоусилителя. Как его выбрать и на что обращать внимание — разбираемся.
Автоусилители помогают существенно улучшить звучание аудиосистемы автомобиля.
Иногда только с его помощью можно раскрыть весь потенциал устанавливаемой автоакустики. Звучание становится более панчевым, громче и разборчивее слышны солирующие инструменты, вокал — музыка оживает. Также без автоусилителя не обходится ни одно сабвуферное звено.
Питание адаптировано к электрической схеме автомобиля и обычно составляет 12 В при достаточно высоких значениях силы тока (10-50 А) в зависимости от мощности усилителя.
Класс автоусилителя
При приобретении автоусилителя следует знать, что по принципу действия различают два класса: AB и D.
AB-класс характеризуется работой транзисторного каскада с постоянной подачей на него определенного напряжения питания Uип и, как следствие, появления тока покоя, который позволяет открываться транзисторному переходу при малейшем поступлении сигнала.
Работа с током покоя ведет к понижению КПД усилителя, который, исходя из практики, может достигать 40-70 %.
Невысокий КПД — главный недостаток усилителей AB-класса, из которого вытекают высокие энергозатраты на тепловыделение и, следовательно, большие размеры корпуса для лучшего охлаждения. Поэтому, если хватает места для инсталляции, обычно применяют класс AB.
D-класс. В таких моделях тоже есть выходные транзисторы, которые умеют открываться и закрываться, но входной сигнал при этом преобразуется в импульсный.
Длительность импульсов соответствует амплитуде входного сигнала, а транзисторы либо открываются, либо закрываются без промежуточных вариантов, поэтому КПД таких усилителей обычно близок к 100%.
Далее прерывающийся сигнал «возвращается» обратно в обычную форму при помощи специальных элементов — выходного дросселя (катушки индуктивности) и конденсатора.
После них получается сигнал, по форме повторяющий входной, который и идет на динамики.
Долгое время усилители класса D (цифровые) обладали худшим звучанием по сравнению с классом AB, так как входной сигнал на них преобразовывался с невысокой частотой, и это позволяло им хорошо работать только в сабвуферном диапазоне.
В режиме работы на широкую полосу (усиление всего спектра звукового сигнала) цифровые усилители проигрывали в качестве классу AB. Но с развитием технологий появились мощные быстродействующие транзисторы, переключающиеся практически мгновенно. Это позволило производить достаточно качественные модели широкополосных цифровых усилителей.
Обычно широкополосные усилители класса D применяются при ограниченных габаритах для их инсталляции. Имея небольшие размеры и, как правило, низкое тепловыделение по сравнению с классом AB, цифровые усилители могут устанавливаться в закрытые места без внесения внешних изменений в штатную конструкцию автомобиля.
Для озвучки сабвуферного звена больше преимуществ у класса D, так как подобный режим звучания является наиболее «энергозатратным», и высокий КПД усилителя может иметь решающее значение.
Усилители класса AB+D представляют собой пример гармоничного сочетания высокого опционала, стабильной работы и высокой выходной мощности. Их отличительными особенностями являются сравнительно малые размеры, множество возможных вариантов подключения и минимальный уровень искажений звука.
Количество каналов
Под количеством каналов подразумевается, на сколько динамиков в усилителе есть выходы. В основном существуют 4-канальные, 2-канальные и 1-канальные усилители (моноблоки).
Моноблоки предназначены для усиления сабвуферного динамика и, как правило, обладают самой высокой мощностью для одного канала. Когда озвучиваются сабвуферы от 12 дюймов целесообразно применять именно одноканальный усилитель. Рабочий диапазон частот моноблоков редко превышает 250 Гц, а фильтр низких частот (LPF) является обязательной регулировкой, позволяя ограничить диапазон воспроизводимых частот сабвуферного звена со стороны СЧ.
Двухканальные усилители универсальны. При возможности озвучить одну пару «дверных» акустических систем они могут подключаться мостом к одному сабвуферному динамику.
Как правило подобные усилители озвучивают «басовики» до 12 дюймов, а на своем борту кроме фильтра низких частот (LPF) имеют фильтр высоких частот (HPF). Фильтр высоких частот помогает согласовать мидбасовый комплект динамиков с сабвуфером, а в некоторых случаях может озвучить пару «эстрадных» твитеров при расширенном диапазоне регулировки. Такими возможностями обладают автоусилители с границей частоты среза в районе 3000-5000 Гц.
Четырехканальные усилители представляют из себя пару двухканальных усилителей в одном корпусе. Они также имеют ФВЧ и ФНЧ, как правило, для каждой пары каналов и могут включать оба кроссовера одновременно. Подобная опция позволяет одновременно работать с парой мидбасов и парой среднечастотников в процессорных системах.
Для упрощения схемотехники и снижения стоимости четырехканальные усилители могут иметь по одному кроссоверу на каждую пару каналов — ФВЧ для одной пары и ФНЧ для второй пары. Такой усилитель может озвучить и фронт, и тыл в режиме работы на широкую полосу или работать с парой «дверных» колонок и одним сабвуфером.
5-канальные усилители предназначены для подключения четырех колонок и сабвуфера.
6- и 8- канальные усилители позволяют применять сложные комбинации подключений для реализации как любительской, так и профессиональной инсталляции.
Номинальная и пиковая мощность усилителя
Номинальная мощность — один из значимых параметров, по которому определяется выбор автоусилителя. Под ней понимают мощность, с которой усилитель может работать длительное время с сигналом в 1 КГц при заданном коэффициенте нелинейных искажений.
Максимальная мощность — выходная мощность усилителя при ненормированном коэффициенте нелинейных искажений и кратковременном времени работы.
Значение номинальной мощности подбирается в соответствии с мощностью акустики, которую необходимо озвучить и ее сопротивлению. Мощность усилителя увеличивается при уменьшении внутреннего сопротивления подключенных динамиков, поэтому значения номинальной мощности указываются для определенного ряда сопротивлений, с которыми этот усилитель может работать. Как правило, готовые наборы компонентной акустики имеют невысокие требования к мощности усилителя и отлично работают при 75 Вт на канал при сопротивлении нагрузки в 4 Ом.
Более точно подбирается мощность для эстрадной акустики: твитеров и среднечастотных динамиков, потенциал которых раскрывается при более высоких значениях мощности.
Особое внимание уделяется выбору мощности моноблока для сабвуферного канала, так как в данном случае потребляется максимальная мощность, а сабвуферный динамик может иметь две катушки с различными вариантами подключения.
При последовательном соединении сопротивление катушек складывается, а при параллельном считается по формуле R=(R1*R2)/(R1+R2). Зная полученное сопротивление и мощность динамика, мы можем правильно подобрать необходимый усилитель.И, если для озвучки автомобильных колонок обычно подбирают усилитель такой же мощности, то для озвучки сабвуферного звена лучше применять усилители с запасом мощности не менее 20%.
Минимальная и максимальная воспроизводимые частоты
Диапазон воспроизводимых частот обычно охватывает весь слышимый диапазон — от 20 до 20000 Гц. В моноблоках, предназначенных для сабвуферного звена, верхний диапазон частот обычно колеблется в значениях 250–300 Гц.
В контексте воспроизводимых частот следует заметить, что усилители с различной схемотехникой звучат по-разному. То есть, при воспроизведении усилителем всего диапазона слышимых частот громкость некоторых участков (ВЧ, СЧ, НЧ) может быть меньше громкости остального спектра частот.
На самом деле это очень важный аспект, так как усилитель с плохо настроенным тональным балансом может заметно повлиять на качество звучания даже хороших акустических систем.
Например, даже отличный четырехканальный усилитель по НЧ может дотягивать только до мидбасов, не имея регулировки Басс Буста. Для таких моделей обязательно использование сабвуферного звена. Тогда «дверная» акустика, разгруженная от низких частот, чище воспроизводит СЧ диапазон, а общая звуковая картинка получается на высшем уровне.
Регулировка Басс Буст, как правило, делает усилитель более функциональным и интересным по звучанию, но при этом важно иметь хорошо различимую среднечастотную составляющую звукового спектра, проигрывающуюся без искажений. В этом случае даже смазанные или недостаточно громко звучащие ВЧ не повлияют на основное сценическое звучание, передающее общее настроение трека, его динамику, то, что хотел показать автор.
В целом то, как отработает автоусилитель в реальности, зависит не только от перечня номинальных характеристик, но и от каждой конкретной модели: качества комплектующих и итоговой реализации. Перед приобретением стоит изучить отзывы и обзоры из авторитетных источников. Известные, хорошо зарекомендовавшие себя модели усилителей практически всегда работают лучше. Неважно, будь то промежуточная «озвучка» фронтальных мидбасовых комплектов акустики или серьезная инсталляция всей аудиосистемы автомобиля с нуля в специализированном центре, где весь аудио тракт могут подобрать специалисты.
Коэффициент гармонических искажений и соотношение сигнал-шум
Эти параметры характеризуют чистоту сигнала, передаваемого усилителем.
Гармоническое искажение — это привносимый в сигнал шум, частота которого кратна частоте этого сигнала. Мощность таких шумов, как правило, невелика, но их суммирование с полезным сигналом приводит к искаженному звучанию. Коэффициент гармонических искажений (КГИ) определяется как отношение суммарной мощности паразитных сигналов к мощности полезного гармонического сигнала. Для качественного звучания усилителя необходимо, чтобы величина КГИ была не более 1 % на всех частотах. Типовое значение КГИ для Hi-Fi усилителя составляет 0,1 %, так как гармоники амплитудой менее 0,1 % сигнала не различимы человеческим ухом.
Кроме гармоничного шума, усилитель может иметь собственные шумы, источниками которых может служит множество факторов: тепловой шум, низкая разрядность АЦП, паразитные связи, самовозбуждение и так далее.
Отношение сигнал-шум определяется как отношение мощности полезного гармонического сигнала к мощности собственных шумов усилителя мощности. Параметр этот не должен быть ниже 75 дБ, а для высококачественной техники — не ниже 95 дБ.
Чувствительность
Чувствительность автоусилителя показывает, с каким уровнем сигнала он может работать корректно. Кроме того, от ее регулировки зависит громкость звучания настраиваемого устройства в общей аудиосистеме автомобиля. Предельные значения чувствительности могут быть нанесены в виде шкалы у регулятора данного параметра. При подключении усилителя уровень входного сигнала должен находиться в установленных пределах значений его чувствительности.
Защита
Практически все модели автоусилителей снабжены теми или иными конструктивами защиты.
В основном усилитель уходит в режим защиты при коротком замыкании, например, при контактировании положительного и отрицательного проводов одного из каналов. После устранения причины срабатывания защиты усилитель начинает работать в обычном режиме. Также при защите усилителя может сгорать плавкий предохранитель, установленный в специальные гнезда на его корпусе. В конструкцию автоусилителя могут быть заложены механизмы защиты от перегрева, перегрузки, превышения напряжения питания.
Стоит отметить, что при инсталляции усилителя на положительный провод питания, отходящий от аккумулятора, ставят плавкий предохранитель в специальной капсуле, исключающей попадания влаги.
Советы по выбору
Часто автоусилитель ставят на сабвуфер, а также тыловые «овалы», требующие мощного сигнала, который не может обеспечить автомагнитола.
При желании подключить сабвуфер к уже оптимально звучащей системе из широкополосной акустики можно воспользоваться моноблоком, руководствуясь параметрами мощности басового динамика.
Если вы хотите собрать хорошую аудиосистемусистему исключительно из качественных авто аудиокомпонентов, Вам понадобится усилитель, имеющий низкий коэффициент гармонических искажений и оптимальное соотношение сигнал-шум.
Выбираем автомобильный усилитель – основные критерии и характеристики
Достаточно часто автолюбители сталкиваются с проблемой выбора усилителя мощности в машину. При этом мало кто знает, на что именно обращать внимание при покупке. В данной статье мы рассмотрим основные критерии и характеристики для подбора, поскольку от правильного выбора автоэлектроники зависит качество звучания и класс всей стереосистемы в комплексе. Именно поэтому прежде чем остановиться на выборе усилителя той или иной модели, лучше, как говорят, «семь раз отмерить».
По сути, автомобильный усилитель мощности является одним из главных элементов стереосистемы и используется с целью усиления поступающего от магнитолы сигнала звука к желаемому уровню.
Какие бывают классы и ряды критериев в автомобильных усилителях?
Автомобильные усилители существенно отличаются друг от друга по цене, что определяется в зависимости от количества каналов усилителя, его класса и ряда других критериев (мощность, соотношение сигнал/шум и т.д.).
Рассмотрим более конкретно каждую из категорий.
По количеству каналов усилители разделяются на подвиды от одного до шести каналов.
☑ Одноканальный усилитель является моноблоком, наиболее простым видом. Он используется при наличии подключенного сабвуфера и бывает всего двух классов (AB и D). Моноблок класса D может работать как с обмоткой 1 Ом, так и с сабвуферами 2 и 4 Ом, в связи с чем, его использование более предпочтительно, и распространено, чем моноблока класса AB. Использование усилителя с низкой нагрузкой в 1 Ом позволяет получать высокую мощность сигнала при минимальной нагрузке на аккумулятор.
☑ Двухканальный усилитель более сложен в конструктиве и рассчитан на подключение двух динамиков или одного пассивного саба. Он способен поддерживать низкую нагрузку (1-2 Ома) и работает только с использованием мостового соединения. Данный вид усилителя поддерживает и дополнительные функции, среди которых наиболее распространенной является возможность плавного усиления уровня низких частот.
☑ Достаточно редко на практике встречаются трехканальные усилители. Это объясняется тем, что по своей сути они идентичны с 2-х канальными. Единственное их отличие – возможность работы в режиме tri-mode (одновременное подключение двух стерео и одной моно систем).
☑ Четырёхканальный усилитель – наиболее популярный вариант на практике. По конструктивным особенностям представляют собой два встроенных в один корпус двухканальных усилителя, в связи с чем, его возможности идентичны усилителю с двумя каналами. Их главное предназначение – усиление мощности тыловой или фронтальной акустической сцены. Усилитель с 4 каналами рассчитан на небольшую мощность (от 50 до 100 Вт на один канал). Дает возможность подключить 4 динамика или 2 саба (используя 2 канала на один саб и мостовое подключение).
☑ Пятиканальные усилители используются для одновременного подключения одного сабвуфера (с помощью моноканала) и 4 динамиков.
☑ Шестиканальный усилитель имеет наиболее высокую стоимость, за счет широкого выбора возможных вариантов подключения различных элементов акустики:
• шесть динамиков;
• сабвуфер (мостовое соединение) и четыре динамика;
• три сабвуфера (мостовое соединение) и т.д.
Среди классов усилителей выделяют: А, В, АВ и D классы.
Главный критерий разделения: КПД и искажение звукового сигнала.
☑ Класс «А» усилителей — позволяет получить наивысшее качество звучания при минимальном уровне искажения. Используется в дорогих акустических системах элитного класса. Главный недостаток данного класса усилителей — низкий КПД (20-25%), потеря мощности сигнала. На практике встречается довольно редко, что объясняется дороговизной и не идеальными техническими характеристиками.
☑ Усилители класса «В» имеют более эффективную мощность, по сравнению с классом «А», но проигрывают в уровне искажений. В связи с плохой «чистотой» воспроизводимого сигнала, данный класс усилителей также не часто используется в автоакустике при построении стереосистемы.
☑ «АВ» класс усилителей — наиболее распространен и востребован среди автолюбителей. Он характеризуется средним качеством звучания, достаточной мощностью сигнала, чистым звуком (низкий уровень искажений), а его КПД составляет 45-50%. Для данного класса характерна средняя стоимость и большие размеры усилителя. Идеально подходит для сабвуферов с мощностью от 500 до 600 Вт.
☑ Усилители класса «D» используются для обработки цифровых сигналов. Имеют компактные размеры и высокую мощность, но низкое качество звучания в сочетании с невысоким уровнем искажений. КПД в классе «D» — наивысший, и составляет 90-98%. В данном типе усилителей не используется радиатор охлаждения, так как они практически не греются. Также, имеют большую стоимость, в связи с чем, не пользуются особой популярностью у автолюбителей и аудиофилов.
Итак, мы разобралис
Чем отличается одноканальный усилитель от двухканального
Выбираем автомобильный усилитель – основные критерии и характеристики
Достаточно часто автолюбители сталкиваются с проблемой выбора усилителя мощности в машину. При этом мало кто знает, на что именно обращать внимание при покупке. В данной статье мы рассмотрим основные критерии и характеристики для подбора, поскольку от правильного выбора автоэлектроники зависит качество звучания и класс всей стереосистемы в комплексе. Именно поэтому прежде чем остановиться на выборе усилителя той или иной модели, лучше, как говорят, «семь раз отмерить».
По сути, автомобильный усилитель мощности является одним из главных элементов стереосистемы и используется с целью усиления поступающего от магнитолы сигнала звука к желаемому уровню.
Какие бывают классы и ряды критериев в автомобильных усилителях?
Автомобильные усилители существенно отличаются друг от друга по цене, что определяется в зависимости от количества каналов усилителя, его класса и ряда других критериев (мощность, соотношение сигнал/шум и т.д.).
Рассмотрим более конкретно каждую из категорий.
По количеству каналов усилители разделяются на подвиды от одного до шести каналов.
☑ Одноканальный усилитель является моноблоком, наиболее простым видом. Он используется при наличии подключенного сабвуфера и бывает всего двух классов (AB и D). Моноблок класса D может работать как с обмоткой 1 Ом, так и с сабвуферами 2 и 4 Ом, в связи с чем, его использование более предпочтительно, и распространено, чем моноблока класса AB. Использование усилителя с низкой нагрузкой в 1 Ом позволяет получать высокую мощность сигнала при минимальной нагрузке на аккумулятор.
☑ Двухканальный усилитель более сложен в конструктиве и рассчитан на подключение двух динамиков или одного пассивного саба. Он способен поддерживать низкую нагрузку (1-2 Ома) и работает только с использованием мостового соединения. Данный вид усилителя поддерживает и дополнительные функции, среди которых наиболее распространенной является возможность плавного усиления уровня низких частот.
☑ Достаточно редко на практике встречаются трехканальные усилители. Это объясняется тем, что по своей сути они идентичны с 2-х канальными. Единственное их отличие – возможность работы в режиме tri-mode (одновременное подключение двух стерео и одной моно систем).
☑ Четырёхканальный усилитель – наиболее популярный вариант на практике. По конструктивным особенностям представляют собой два встроенных в один корпус двухканальных усилителя, в связи с чем, его возможности идентичны усилителю с двумя каналами. Их главное предназначение – усиление мощности тыловой или фронтальной акустической сцены. Усилитель с 4 каналами рассчитан на небольшую мощность (от 50 до 100 Вт на один канал). Дает возможность подключить 4 динамика или 2 саба (используя 2 канала на один саб и мостовое подключение).
☑ Пятиканальные усилители используются для одновременного подключения одного сабвуфера (с помощью моноканала) и 4 динамиков.
☑ Шестиканальный усилитель имеет наиболее высокую стоимость, за счет широкого выбора возможных вариантов подключения различных элементов акустики:
• шесть динамиков;
• сабвуфер (мостовое соединение) и четыре динамика;
• три сабвуфера (мостовое соединение) и т.д.
Среди классов усилителей выделяют: А, В, АВ и D классы.
Главный критерий разделения: КПД и искажение звукового сигнала.
☑ Класс «А» усилителей — позволяет получить наивысшее качество звучания при минимальном уровне искажения. Используется в дорогих акустических системах элитного класса. Главный недостаток данного класса усилителей — низкий КПД (20-25%), потеря мощности сигнала. На практике встречается довольно редко, что объясняется дороговизной и не идеальными техническими характеристиками.
☑ Усилители класса «В» имеют более эффективную мощность, по сравнению с классом «А», но проигрывают в уровне искажений. В связи с плохой «чистотой» воспроизводимого сигнала, данный класс усилителей также не часто используется в автоакустике при построении стереосистемы.
☑ «АВ» класс усилителей — наиболее распространен и востребован среди автолюбителей. Он характеризуется средним качеством звучания, достаточной мощностью сигнала, чистым звуком (низкий уровень искажений), а его КПД составляет 45-50%. Для данного класса характерна средняя стоимость и большие размеры усилителя. Идеально подходит для сабвуферов с мощностью от 500 до 600 Вт.
☑ Усилители класса «D» используются для обработки цифровых сигналов. Имеют компактные размеры и высокую мощность, но низкое качество звучания в сочетании с невысоким уровнем искажений. КПД в классе «D» — наивысший, и составляет 90-98%. В данном типе усилителей не используется радиатор охлаждения, так как они практически не греются. Также, имеют большую стоимость, в связи с чем, не пользуются особой популярностью у автолюбителей и аудиофилов.
Итак, мы разобралис