Что означает «ПАО» и чем это масло отличается от других?
ПАО — это полиальфаолефины. Так называется базовое масло, которое получают при помощи химического синтеза из этилена (того самого, из которого изготовляют этиловый спирт). Оно не содержит примесей, зато имеет высокий индекс вязкости и минимальную испаряемость. Что это дает?
Целый ряд плюсов
— Естественная температура застывания у такого масла может быть очень низкой (их температура застывания достигает предела -60℃). Гораздо ниже, чем у синтетических масел без ПАО.
— Высокий индекс вязкости позволяет использовать масло в широком температурном диапазоне. Эти масла эффективно работают в условиях от -50℃ до +150℃, их по праву относят к скоростным и выносливым.
— Масло на основе ПАО отличается низкой летучестью, а потому меньше расходуется на угар.
Есть у полиальфаолефинов и минус. Производят их путём сложных химических реакций в специальных реакторах. Процесс ресурсозатратный, поэтому ПАО-масла дороже других базовых масел. Но если автомобилю нужна повышенная защита, преимущества перевешивают.
Масло с ПАО любят гонщики. Например, масло Rosneft Magnum Racing 5W-40 больше года испытывали на гоночных трассах, но сейчас его можно приобрести и для гражданского авто. Rosneft Magnum Racing — всесезонные полностью синтетические моторные масла на полиальфаолефиновой (ПАО) основе и современного пакета присадок.
Благодаря специально разработанному составу масло меньше окисляется, имеет низкий коэффициент трения и обеспечивает стабильный уровень давления в системе смазки двигателя. С ним ваш двигатель будет защищен даже при сверхнагрузках.
Какое масло можно считать синтетическим?
Отвечает начальник отдела технической поддержки и внедрения продукции ООО «РН — Смазочные материалы».
«Вопрос актуальный и важный. Споры на эту тему не утихают уже несколько десятилетий. Многие эксперты отрасли давно признали, что термин «синтетика» не относится к техническим, а является исключительно маркетинговым. И все-таки давайте попробуем разобраться в вопросе именно с технической стороны.
Когда мы говорим, что моторное масло «синтетическое», мы подразумеваем, что его «базу» (масло, которое служит основой) специально синтезировали. То есть, провели определенные химические реакции и в результате получили новые химические соединения, свойства которых позволяют использовать их в качестве базовых масел. Например, реакция полимеризации, когда из простых молекул углеводородов путем последовательного присоединения образуются большие молекулы новых веществ. Такая реакция применяется в части производства полиальфаолефиновых масел: из этилена получаем новое вещество 1-децен, и вот он уже является основой для производства многих масел с ПАО.
В процессе гидрокрекинга также протекают различные реакции: гидрирование углеводородов, крекинг, изомеризация… И они тоже приводят к получению новых веществ, которые можно использовать в качестве базовых масел. Например, переработка тяжелого вакуумного газойля в легкие углеводородные фракции (бензиновые, дизельные, базовые масла).
И полимеризация, и крекинг, и остальные перечисленные выше реакции относятся к реакциям органического синтеза. Поэтому к синтетическим маслам можно отнести не только полиальфаолефиновые (ПАО), но и масла III группы, получаемые в процессе гидрокрекинга».
Масла 3 группы
Особенностями 3 группы является увеличенный индекс вязкости, его значение превышает 120. Чем выше этот показатель — тем в более широком температурном диапазоне может работать полученное моторное масло, в частности, в сильный мороз. Зачастую на основе базовых масел 3 группы делают синтетические моторные масла. Содержание серы здесь менее 0,03%, а сам состав состоит на 90% из химически стабильных, насыщенных водородом, молекул. Название группы иногда звучит как VHVI (Very High Viscosity Index), что переводится как очень высокий индекс вязкости.
Таблица классификации базовых масел по API
Группа базового масла | Содержание серы, % | Содержание предельных углеводородов, % | Индекс вязкости |
Группа I | >0,03 | < 90 | 80-120 |
Группа II | ≤0,03 | ≥90 | 80-120 |
Группа III | ≤0,03 | ≥90 | >120 |
Группа IV | Полиальфаолефины (ПАО) | ||
Группа V | Другие, не вошедшие в группы I-IV (сложные спирты и эфиры) |
Индекс вязкости масла характеризует изменение внутреннего трения в объеме смазочного материала в зависимости от его температуры. Этот параметр косвенно указывает на стабильность смазки при изменении температурного режима, что определяет его технологичность.
Что такое ПАО масла и их преимущества
Перед каждым автолюбителем встает вопрос, как правильно выбрать смазочные материалы, обеспечивающие длительный рабочий ресурс своего авто. Одним из важнейших среди них является моторное масло, способное обеспечить стабильную работу силового агрегата, а значит, продлить срок его службы и избежать поломок.
Полиальфаолефиновые моторные масла, синтезирующиеся из попутных нефтяных газов, изначально нашли свое применение в авиации. Главным их свойством кроме эффективности при больших нагрузках является способность выдерживать низкие температуры на большой высоте.
ПолиАльфаОлефиновое базовое масло (ПАО база) получают путем синтеза мономеров этилена или бутилена из коротких мономеров в длинные стабильные цепи.
Характеристики ПАО
Полиальфаолефины относятся к синтетическим углеводородным соединениям. Химические реакции получения вещества протекают с помощью катализаторов и растворов (олигомеров и децена, относящихся к классу полимеров). Процесс получения базового продукта трудоемкий и длительный. Жидкость, получаемая путем дистилляции олигомеров на выходе не имеет цвета и посторонних примесей и является отличной синтетической основой, обладающей высокой морозоустойчивостью.
Уникальность ПАО выражается в следующих свойствах:
— их температура застывания достигает предела -60℃;
— устойчивость к температурным перепадам;
— незначительный коэффициент испарения;
— высокая окислительная стабильность и сопротивляемость к старению металла.
На базе ПАО синтетические масла обладают высокой вязкостью, в их составе не содержится молекул парафина. Уникальность синтеза заключается в том, что база получается путем конструирования молекул нужной длины. Это позволяет полностью избавить готовый продукт от примесей серы и металлов.
Свойства масел на основе ПАО
Присадки и модификаторы вязкости наделяют синтетические масла на основе ПАО особенными свойствами. Сложный химический процесс определяет ценовую категорию продукта и уникальные характеристики смазки. Эти смазочные материалы демонстрируют высочайшую антиоксидантную способность и не теряют своих качеств в широком температурном диапазоне. Они эффективно работают в условиях от -50℃ до +150℃. Их по праву относят к скоростным и выносливым. После того, как данные смазки отлично зарекомендовали себя у автогонщиков, они стали пользоваться большой популярностью у рядовых автолюбителей.
таблица
Важный аспект: синтетика на основе ПАО смешивается с минеральными присадками и материалами, что позволяет на этой основе создавать полусинтетические продукты.
Стоит отметить преимущественные характеристики масел на основе ПАО:
— широкий температурный диапазон. Смазка эффективна даже при показателях ниже -50℃;
— не коксуется и не испаряется, что обеспечивает экономию смазочного материала и длительный рабочий интервал между сменой масла;
— обеспечивает чистоту силового агрегата;
— экономия топливного ресурса;
— отсутствие посторонних примесей, таких как сера и металлы, позволяет избежать коррозии;
— износоустойчивость мотора за счет отличной термостабильности вследствие отсутствия углеводородов.</b>
У данного вида смазочных материалов имеется существенный недостаток: не все виды присадок способны в нем растворяться. Кроме того этот продукт обладает достаточно высокой стоимостью, что ограничивает покупательскую способность.
Определить при покупке принадлежность масла к ПАО базе легко: достаточно взглянуть на маркировку. Такие смазки определяются температурным диапазоном, например, масло 20W-50 указывает на всесезонный материал, не теряющий своих свойств до +20℃. Холодный запуск двигателя возможен при -50℃.
Преимущество базы ПАО перед минеральными смазками
Продукция на основе ПАО относится к IV группе синтетических масел. В отличие от продуктов на минеральной основе они демонстрируют стабильность при работе на высоких оборотах, выносливость в самых экстремальных условиях и перепадах температур в широком диапазоне.
Однако неспособность базы ПАО растворить некоторые присадки привело к тому, что для этой цели стали использовать минеральную базу. Таким образом в маслах на основе полиальфаолефинов всегда присутствует процент минеральной основы.
трение металла
Базовые продукты IV группы имеют следующие недостатки:
— они обладают очень слабой полярностью или полным ее отсутствием. Это снижает адгезию между металлическими поверхностями агрегата и смазочным материалом;
— ПАО масла плохо виляют на резинотехнические изделия (прокладки и сальники).
Для решения подобных проблем используются следующие способы:
— использование V группы базовых продуктов, к которым относятся эстеры или сложные эфиры. Даже в минимальном количестве эти вещества решают проблему полярности и негативного воздействия на резиновые детали;
— алкалированные нафталины. Эти вещества стали применять относительно недавно. Действие их идентично эстерам.
Как показывает многолетний опыт в производстве автомасел лучшие свойства принадлежат смеси ПАО с полиэфирами (эстерами). Существенный минус таких продуктов — высокая цена. В качестве альтернативы дорогостоящим смазкам выступает синтезированное из сырой нефти способом глубокой очистки с применением катализаторов гидрокрекинговое моторное масло.
Продукция на базе полиальфаолефинов
Синтетические моторные масла на базе ПАО представлены лучшими мировыми производителями. Современная промышленность предлагает жидкости для дизельных, бензиновых и спортивных двигателей, для редукторов, работающих в экстремальных температурных режимах. Некоторые образцы предназначены для работы в многоклапанных двигателях.
По показателям вязкости мировые бренды различны, все представленные смазки всесезонные. Синтетика на базе полиальфаолефинов обладает рядом положительных свойств:
— легкий запуск мотора;
— долгий срок службы;
-высокая степень защиты от коррозии;
-совместимость с красками и уплотнителями;
-обеспечивает низкий уровень трения и чистоту деталей;
-незначительные вредные выбросы в атмосферу.
Синтетика такого вида применяется для люксовых иномарок, спортивных машин, грузовых автомобилей, транспортирующих грузы в регионы с низкими температурами.
Высокая стоимость продуктов на основе ПАО оправдана высоким качеством и уникальными характеристиками, проверенными временем.
Масла на базе ПАО идут с индексом вязкости 0w, масла что 5w уже гидрокрекинговое, но маркетологи уверенно пишут что это синтетика!
Источник тут
Тебе выбор за Вами!
Какие пао масла есть на рынке
На каком масле? Исследуем синтетику и «суперсинтетику»
Любое моторное масло — это смесь базового масла и пакета присадок. Сейчас базовые масла принято делить на пять основных групп.
Первая группа — обычная минералка, получаемая из тяжелых фракций нефти в присутствии различных растворителей.
Вторая группа — улучшенные минеральные масла, прошедшие процедуру гидрообработки, повышающую стабильность базового масла, и лучше очищенные от вредных примесей. У них своя ниша, преимущественно в области грузового транспорта, тяжелых судовых и промышленных дизелей, — они используются там, где расходы масла огромны и применение дорогой синтетики разорительно.
Третья группа — базовые масла, полученные по технологии гидрокрекинга (НС-технологии). На интернет-форумах «спецы» презрительно называют эти масла «кряком», хотя они занимают основную часть рынка. Какие-то фирмы позиционируют их как полусинтетические (хотя сами признают некорректность самого термина «полусинтетика»), какие-то называют НС-синтетиками. По сути это тоже минеральное масло, получаемое из соответствующих фракций нефти, но улучшенное — и по степени чистоты, и по молекулярной структуре.
Четвертая группа — Full Synthetic, или полностью синтетические масла. Их основа — полиальфаолефины (ПАО). Молекулы ПАО — это чисто синтетический продукт, который получается в результате химических реакций преимущественно из нефтяных газов — этилена или бутилена. Такие масла «собирают», как конструктор, а потому их свойства более предсказуемы, чем у минералки. Недостаток ПАО — высокая цена. Поэтому идут в ход маленькие хитрости: почему бы не смешать процентов двадцать- тридцать-сорок ПАО с «кряком» и не назвать такое масло полностью синтетическим? Ведь доля ПАО в синтетике нигде не оговаривается! Хитрость можно разгадать лишь по температуре вспышки, которая указывается в техническом описании масла: у ПАО она стремится к 250 °C и даже выше (бывает и 280 °C), а у чистых НС-синтетик — около 225 °C.
miniaturaHDRa
Пятая группа базовых масел объединяет все то, что не попало в первые четыре. И основное, вошедшее в эту группу и получившее активное распространение в производстве товарных масел, — это базовое масло на основе эстеров.
Эстеры — полностью синтетические соединения, полученные не из нефти, а преимущественно из растительного сырья, в основном из рапсового масла. Это чисто синтетический продукт, отличающийся полной стабильностью. Его молекулы имеют заряд, благодаря чему прилипают к металлическим стенкам и уверенно снижают износ. К сожалению, невозможно сделать масло, состоящее из одних эстеров: будут велики потери на трение. Потому масла пятой группы — это тоже смесь, чаще всего эстеров и ПАО, но при этом, поскольку для чистой синтетики часть эксплуатационных свойств получается задать на стадии сборки базового масла, объем пакета присадок может быть существенно меньше.
ЧТО НОВЕНЬКОГО?
Самая крутая группа — пятая, из которой мы и взяли три эстеровых масла, каждое со своими изюминками.
Cupper SAE 5W-40 Full Ester
Самое эстеровое, если можно так сказать: по заявлению производителя, содержит до 80% эстеров и всего 2,5% присадок со специальными металлоплакирующими (фр. laquer — покрывать) компонентами.
XENUM WRX 7.5W40
Эстеровое с микрокерамическими присадками на основе нитрида бора. Вообще-то, нитрид бора — мощный абразив, но тут используется очень мелкая фракция, которая, как утверждается, являет собой аналог твердой смазки в зонах трения. Отметим нетрадиционный, «дробный» класс по SAE и немалую цену.
KROON Oil Poly Tech 10W-40
Здесь применена так называемая OSP-технология, при которой в базовое масло на основе ПАО и эстеров включается до 30% специальных полиэфиров — полиалкиленгликолей (ПАГ). Они полностью растворяются в масле и способствуют лучшему растворению пакета присадок. Отметим высокий индекс вязкости ПАГ (свыше 180 единиц), что обеспечивает хорошие пусковые свойства при низких температурах. Примерная цена — 5000 рублей за 5 литров.
В компанию к эстерам взяли любопытную парочку из третьей и четвертой групп.
ТОТЕК Астра Робот 5W40
Это масло можно считать «самой полной» синтетикой: содержание ПАО максимальное. Об этом говорит наиболее высокая заявленная температура вспышки: 244 °С!
RAVENOL HCS 5W-40 API SL/SM/CF
Эту гидрокрекинговую синтетику примем за точку отсчета. Цена смешная.
Задача испытаний — посмотреть, как работают эти масла в идентичных условиях стендовых испытаний: чего ждать и на что надеяться? При этом мы не будем сравнивать между собой масла четвертой и пятой групп: соревнуются не они, а принципы развития направлений современного «маслостроения».
ДЛИННЫЙ ЗАЕЗД
Практически все маслопроизводители декларируют энергосберегающие функции, снижение износа, исключительную чистоту деталей, а также продленный ресурс масла. Проверить и сопоставить это можно только в ходе длительных стендовых испытаний, обеспечивающих идентичные условия работы для каждого продукта. Методика обкатанная.
Сердце исследовательской установки — стендовый двигатель на базе ВАЗ‑2111, причем условия работы масла в нем специально ужесточены. В частности, повышена степень сжатия и введено масляное охлаждение поршней: масло греется дополнительно. Пробы исследовали в химмотологической лаборатории кафедры двигателей, автомобилей и гусеничных машин Санкт-Петербургского политехнического университета и в «Северо-Западном центре экспертиз».
В таких условиях каждое масло отходило по 180 моточасов в режиме, характерном для движения машины по трассе (обычный автомобиль прошел бы за это время примерно 15 000 км); разве что число пусков‑прогревов у нас было значительно меньше.
По ходу испытаний мы отбирали пробы масла, чтобы отследить историю его старения. Параллельно замеряли мощность, расход топлива и токсичность отработавших газов. После каждого цикла мотор разбирали, чтобы оценить его состояние — в частности, степень износа.
МУЧЕНИЯ ГИДРОКРЕКИНГА
Первым в стендовый мотор залили масло, призванное задать начальный уровень отсчета. Это НС-синтетика RAVENOL HCS 5W‑40. Все было нормально, но через 130 моточасов после начала испытаний вязкость вывалилась за верхний предел, определяемый заявленным классом по SAE (16,3 сСт), что всегда приравнивается нами к формальному отказу. Пробег (в пересчете) — чуть больше 11 000 км. Резкое увеличение вязкости и определило заметное ухудшение характеристик двигателя: мощность снизилась на 3%, расход топлива увеличился на 7%.
ЧЕТВЕРТЫМ БУДЕШЬ?
Четвертую группу базовых масел в нашем тесте представляло «самое» синтетическое моторное масло — «ТОТЕК Астра Робот 5W40». И, надо признать, весьма успешно. На фоне гидрокрекингового масла были четко видны преимущества полной синтетики на базе ПАО.
Во‑первых, это ресурс. Условные 15 000 км масло проработало легко, его параметры остались в пределах заданных. Темп старения даже в предложенных жестких условиях оказался заметно более низким, чем у масел «младших» групп. И моторные характеристики в конце испытаний не слишком отличались от начальных.
Во‑вторых, это масло удивило своими низкотемпературными свойствами: —54 ºС — такова температура замерзания! Высокий индекс вязкости (под 170) обеспечивает хорошую вязкостно-температурную характеристику, гарантирующую оптимальную работу масла как при высоких температурах в нагруженных режимах, так и при холодном пуске.
Угар за весь цикл испытаний был минимальным. Сказалась малая летучесть, что косвенно подтверждается самой высокой температурой вспышки среди всех масел этой группы. А также результатами замеров токсичности отработавших газов: выход остаточных углеводородов заметно меньше, чем при работе мотора на других маслах, — нетопливная, то есть масляная, составляющая токсичности заметно уменьшилась. Откуда знаем, что именно масляная? Оттуда, что топливная составляющая при одном и том же бензине и одинаковых регулировках дает разницу только в пределах погрешности.
Уровень загрязнений в двигателе характерен для синтетик: невелик, но все-таки заметен.
МЕДЬ В МАСЛЕ
Первым представителем пятой группы было масло Cupper 5W40 Full Ester. Новый оригинальный пакет присадок, содержащий медь, должен обеспечивать металлоплакирующие свойства. Что это означает? На рабочих поверхностях деталей будет формироваться тонкая медная пленка, сглаживающая шероховатости, а также защищающая узлы трения от задира и износа. Положенные 15 000 км масло выдержало. После вскрытия двигателя увидели, что поверхности цилиндров стали напоминать шпон карельской березы — и цветом, и рисунком. Это и есть медь. А взвешивание деталей вообще повергло в шок: на вкладышах подшипников вместо убыли наблюдалось устойчивое увеличение массы! Минимальное, на уровне нескольких миллиграммов, — но увеличение! Неужели медь из масла перешла на рабочие поверхности вкладышей? И еще одно чудо: щелочное число в свежей (до испытаний) пробе масла составило всего около 3 мг КОН/г вместо привычных 6–10 КОН/г. Ошибка? Перемерили несколько раз — всё верно! И после испытаний оно снизилось лишь чуть-чуть. Вот что дает сочетание эстеровой основы и металлоплакирующего пакета присадок. С кольцами обошлось без чудес, но темп износа реально меньше, чем на эталонной гидрокрекинговой синтетике.
Ресурс похуже, чем у масла «ТОТЕК Астра Робот» на базе чистых ПАО, но значительно лучше, чем у эталонного «гидрокрекинга». Оно и понятно: присадки работают интенсивно, но их немного — поэтому ресурс масла не может быть бесконечным. Но напоминаем: условные 15 000 км масло честно отработало.
ЭСТЕРОВОЕ МОТОРНОЕ МАСЛО: БЕЛОЕ НА ЧЕРНОМ
«Эстеро-керамическое» масло Xenum WRX 7.5W40 с микрокерамикой дало рекордно низкую скорость износа поршневых колец и цилиндров, вдобавок снизилась скорость износа и у подшипников. «Твердая смазка» из нитрида бора работает! Энергосберегающий эффект в масле проявился как раз там, где обычным моторам приходится особенно тяжело — в максимальных режимах и, что выглядит странным для непрофессионалов, в режиме холостого хода. В первом случае на все детали действуют максимальные нагрузки, которым должно противостоять масло. Во втором — нагрузок нет, но и скорость относительного движения деталей, заставляющая их «всплыть» на слое масла, очень мала. Потому работает не все масло, а в основном его присадки.
Но без дегтя не обошлось.
Во‑первых, скорость старения этого масла из эстеровой группы оказалась заметно выше, чем у масла Cupper, — Xenum проиграл даже маслу ТОТЕК из группы ПАО. Цикл испытаний выдержан, но запас ресурса по его окончании был минимальным. По нашему мнению, это следствие более жестких условий работы масляной пленки в присутствии микрочастиц керамики. Очаговые локальные температуры в зонах трения, где работают твердые микрочастицы, могут повышаться, а это неизбежно портит базу масла.
Во‑вторых, низкотемпературные свойства этого масла тоже оказались не ахти. Впрочем, нестандартные «7.5» в классификации по SAE ничего другого и не обещали. И еще. После того как пробы масла некоторое время постояли на полочке, в них обнаружился плохо смываемый осадок! Даже долгое взбалтывание пробы не удаляло его с донышка бутылки. Чудес не бывает: керамика — тяжелая, долго удержать ее в объеме масла невозможно. Конечно, осадка было немного, но от него как-то не по себе. Успокаивает лишь тот факт, что масло на нашем рынке присутствует не первый день, но никаких связанных с ним «страшилок» вроде бы не обнаружено.
Отметим, что цвет проб менялся интенсивно. Изначально масло напоминало по цвету кефир: белое-белое. Через 40 моточасов оно уже стало похоже на обычное масло — темное, но осадок все равно был белесым. Нитрид бора, однако.
«ПОЛИ ТЕХ» В ПОЛИТЕХЕ
Испытания проводились в лаборатории кафедры двигателей питерского политеха. Как же пройти мимо масла с таким знакомым именем — KROON Oil Poly Tech? Единственное на нашем рынке масло группы ПАГ в целом подтвердило то, что гласило описание. Главное — при вскрытии мотора после 180 моточасов работы в жестких режимах мы обнаружили практически чистые поршни! Высокотемпературных отложений фактически не было, зона поршневых канавок оказалась чистой. А это значит, что кольца на этом масле работают нормально, никакого залегания ожидать не приходится.
Уровень низкотемпературных отложений оказался ниже, чем у других масел. Похоже, что полиалкиленгликолевая база масла их растворяет, как и было обещано производителем. И с ресурсом всё нормально: 15 000 км масло «прошло» с запасом на еще несколько тысяч километров.
Что касается ресурса двигателя и защиты от износа, всё тоже очень достойно, на уровне лучших эстеровых образцов и значительно лучше, чем у базовой НС-синтетики. А вот с «холодными» свойствами не так однозначно. Температура застывания — под минус пятьдесят, и это один из лучших показателей, а вот индекс вязкости не самый высокий. Не зря указан класс 10W‑40 по SAE.
МАСЛА ИЗ БУДУЩЕГО
Кто сказал, что все моторные масла льют из одной бочки? В ходе испытаний мы сделали для себя два важных открытия.
Во‑первых, НС-масла за свою цену работают вполне достойно и не способны испортить даже самый современный мотор.
Во‑вторых, есть более интересные варианты, чем самая распространенная на рынке третья группа. И каждое из рассмотренных масел имеет свои плюсы при единственном минусе — высокой цене. Но за хорошее и заплатить не грех, тем более что переплата чаще всего не превышает стоимости одной-двух заправок топливом. Если же учесть эффект энергосбережения (экономия бензина в среднем на 2–4%), улучшение динамики автомобиля, пусковых свойств и снижение скорости износа двигателя, то переплата и вовсе не выглядит пугающей.
Любое из испытанных нами масел можно безбоязненно заливать в мотор. По нашим сведениям, тот же Xenum очень любят гонщики. Cupper с его медью до сих пор кажется чем-то необъяснимым, но ведь выдержал же! К маслу ТОТЕК нет никаких вопросов. А полиалкиленгликолевое масло KROON Oil Poly Tech вообще расходится на ура. Короче, используйте смело — конечно, если группа качества выбранного масла согласуется с требованиями инструкции по эксплуатации автомобиля.
Впрочем, свое мнение не навязываем. Выбирайте сами. И — счастливого пути!
Масло для городского цикла езды — PAO-синтетика.
В предыдущей статье по данной теме мы рассказывали о том, зачем нужно промывать двигатель при замене масла. Теперь поговорим, какое масло лучше выбирать при городском цикле езды.
Обозначим основную проблему – перепробег двигателя между заменой масла. Этот перепробег возникает не по злому умыслу пользователя, а потому, что корректно измерять межсервисный интервал не в пробеге, а в моточасах. Но поскольку для водителя наглядным показателем является именно пробег, то производители указывают интервалы замены масла именно в пройденных километрах. При движении по трассе эти показания в целом совпадают с моточасами, а вот при лавировании по пробкам количество пройденных километров заметно отстает от наработанных двигателем моточасов. Именно эта разница и является причиной того, что масло работает в двигателе дольше, чем рекомендовано.
Отследить эту разницу очень сложно, но можно подобрать масло, которое лучше всего подходило бы для работы в подобных условиях и было бы максимально устойчивым к окислению.
Естественно, речь идет о синтетических моторных маслах. Однако в головах потребителей есть путаница в том, какое масло называется синтетикой. Синтетическое масло называется именно так потому, что оно синтезировано из газа и сделано на основе полиальфаолефинов (PAO). Масла, изготовленные на этой основе, обладают низкой температурой застывания, высокой термоокислительной стабильностью и однородностью. Именно поэтому такие масла отличаются высокими потребительскими качествами, главное из которых – большая продолжительность межсервисного интервала.
Когда синтетика уже завоевала себе место под солнцем и продемонстрировала высокие свойства, появилось синтетическое моторное масло, изготовленное по гидрокрекинговой (HC) технологии. По основным характеристикам вязкости HC-синтетика близка к PAO-синтетике, но уступала ей в термоокислительной стабильности из-за неоднородности (подробнее смотрите в этой статье).
Постепенно маркетологи производителей масла «забыли» про приставку HC, и теперь на прилавках все масло называется синтетическим.
На российском рынке теперь практически не осталось моторного масла, изготовленного по технологии PAO. В этом ряду особняком стоит продукция компании Liqui Moly, которая из года в год предлагает свою линейку синтетических масел Synthoil. Эта линейка уже стала классической, и многие автолюбители предпочитают именно ее. Главное преимущество – использование в качестве базы PAO-синтетики. Причем в этом продукте нет никаких минеральных добавок. Сама база выступает как идеальный носитель присадок и позволяет создавать прочную защитную пленку на металле. Хотя Liqui Moly как производитель масла этого не заявляет, но, по разным оценкам, на таком масле можно ходить до 30 тыс. км. В контексте нашей статьи это идеальное моторное масло для эксплуатации в городском режиме.
Обратим внимание на два продукта из упомянутой линейки: Liqui Moly Synthoil High Tech 5W-40 и Liqui Moly Synthoil High Tech 5W-30.
Для большинства двигателей, выпущенных до 2000 года, основной индекс вязкости масла, рекомендованный к использованию, был 5W-40. И все производители выпускали масла именно с этим индексом вязкости. Потом европейские производители двигателей стали гнаться за снижением габаритов двигателя с одновременным форсированием и начали переходить на масло с меньшей высокотемпературной вязкостью, назвав это более экологичным. И на сегодняшний день для большинства новых автомобилей рекомендуется масло с вязкостью именно 5W-30.
Именно поэтому мы и обращаем внимание на эти два продукта. Они оба получили допуск по американскому стандарту API: CF/SM и по европейскому ACEA: C3. Если же мы посмотрим на допуски автопроизводителей, то Liqui Moly Synthoil High Tech 5W-30 получило более свежие допуски, чем Liqui Moly Synthoil High Tech 5W-40. Например, если у 5W-30 допуск BMW Longlife-04, то у 5W-40 – BMW Longlife-98. Аналогичная картина и для допуска Mercedes-Benz: масло с более низкой вязкостью имеет более свежий допуск MB 229.51, против MB 229.3 для масла 5W-40.
В целом моторное масло Liqui Moly Synthoil High Tech 5W-30 имеет все современные допуски и ничем не уступает даже маслам, выпущенным под брендами автопроизводителей. При этом по качеству базы оно превосходит их. В некоторых случаях получается даже так, что масло Liqui Moly, изготовленное на базе PAO-синтетики, стоит не дороже, чем масло под брендом автопроизводителя, изготовленное по HC-технологии.
Возьмем для сравнения моторные масла Liqui Moly Synthoil High Tech 5W-30 и GM Genuine 5W-30
Моторное масло на ПАО (PAO)
Со временем нефтехимическая промышленность научилась создавать более дешевые моторные ГСМ, на VHVI основе, ПАО и эстерах. Именно в таком сочетании каждый из компонентов перекрывал недостатки друг друга, наделяя новое синтетическое ПАО масло для автомобильных двигателей массой достоинств. Среди таких преимуществ и более низкая цена, чем у чистой синтетики. Теперь новые моторные ПАО масла с VHVI основой и добавками эстеров могут купить даже рядовые автовладельцы.
Низкий предел замерзания моторных ПАО масел 5W30 и 5W40 в сочетании с высоким индексом вязкости, надежной защитой деталей цилиндропоршневой группы и отличными моющими свойствами благодаря добавкам эстеров, а также довольно приемлемой стоимость сделали синтетические моторные масла PAO одними из наиболее перспективных в автомобильной промышленности.
Что такое ПАО (полиальфаолефины)?
ПАО (полиальфаолефины) – это класс синтетических полимеров, получаемых из альфаолефинов. Альфаолефины – это низкомолекулярные органические соединения, содержащие двойную связь между первым и вторым атомами углерода в своей молекуле. При полимеризации альфаолефинов образуется ПАО (PAO).
Полиальфаолефины имеют много применений в различных отраслях промышленности. Они широко используются в производстве смазочных материалов, таких как моторные масла, смазки и гидравлические жидкости. ПАО обладают хорошими смазывающими свойствами, химической стабильностью, термо- и морозостойкостью, что делает их идеальными для использования в высоко- и низкотемпературных условиях.
Производят альфаолефины и продукт их полимеризации ПАО путем нефтехимического синтеза из попутных нефтяных газов, основная доля в которых приходится на этилен. Само слово «синтез» подводит нас к тому, что моторные масла на основе ПАО – это и есть те самые синтетические ГСМ или проще говоря «синтетика».
ПАО также находят применение в производстве пластиков, эластомеров, покрытий, клеев и других продуктов, где требуется хорошая текучесть, низкая температура застывания и химическая стойкость.
Основные преимущества ПАО – это высокая стабильность при различных температурах, химическая инертность, устойчивость к окислению и деградации. Полиальфаолефины практически не испаряются, что делает угар моторного масла минимальным. Кроме того, ПАО имеют хорошую текучесть при низких температурах, что делает их ценными для применения в холодных условиях.
В целом, ПАО представляют собой важный класс полимеров, которые нашли широкое применение в различных отраслях промышленности благодаря своим уникальным свойствам и возможностям.
Преимущества и недостатки моторных ПАО масел
Как и у любого другого моторного горюче-смазочного материала будь то на минеральной или эстеровой основе, есть у полностью синтетических масел на основе полиальфаолефинов как достоинства, так и ряд «минусов». Это не только высокая стоимость, но и некоторые технико-эксплуатационные недостатки, хотя многие из недостатков серьезно преувеличены.
Плюсы
- Стабильность химической формулы при повышенных температурах. Масла на основе PAO обладают высокой термостабильностью до +250°С, что дает им возможность сохранять свои свойства и эффективно защищать двигатель даже при высоких температурах. Они хорошо справляются с экстремальными условиями эксплуатации мотора, защищая его детали от окисления и образование отложений.
- Морозостойкость. ПАО масла обладают достаточно широким диапазоном рабочих температур, в т.ч. и в отрицательную сторону. Они продолжают хорошо смазывать двигатель даже при очень низких температурах до -50°С. Особенно это важно при запуске двигателя после простоя в условиях крайнего севера.
- Химическая инертность. Моторные масла на базе ПАО обладают хорошей стабильностью химической формулы и инертностью к другим соединениям, что делает их стойкими к окислению, а также предотвращает коррозионные процессы и образование шлама в моторе. Благодаря этому увеличивается срок службы двигателя и повышается его КПД.
- Хорошая текучесть при пониженных температурах. ПАО масла сохраняют необходимый уровень вязкости в условиях сильных морозов, что обеспечивает легкий запуск двигателя. Хорошая текучесть дает возможность полностью смазывать двигателя уже с первых секунд работы.
- Долговечность и отсутствие летучести. Благодаря стабильности химической формулы и антиокислительным свойствам, а также отсутствию испарения моторные масла на основе ПАО обычно имеют более длительный срок службы по сравнению с другими типами ГСМ. Они способны сохранять свои свойства на протяжении более длительного времени, что означает меньшую потребность в замене масла и более долгую защиту двигателя.
Минусы
- Сравнительно высокая стоимость – главный недостаток моторных ПАО масел. Это обусловлено достаточно сложным и дорогостоящим технологическим процессом синтеза полиальфаолефинов.
При этом увеличенный межсервисный период в сочетании с исключительными технико-эксплуатационными характеристиками работы ЦПГ и всего двигателя в целом полностью перекрывают дополнительные затраты за счет снижения частоты замены масла и увеличенного эксплуатационного ресурса деталей и узлов мотора. - Слабая стабильность масляной пленки. Действительно, это один из основных технико-эксплуатационных недостатков моторных масел, полностью состоящих из полиальфаолефинов, но и этот «минус» удалось эффективно решить.
Современные моторные масла Luxe PAO и ГСМ на базовой основе стандарта 5W30 и 5W40 изготавливают с добавлением эстеров (сложных эфиров), которые обладают высокой поляризацией молекул, что делает моторное масло на основе ПАО более стабильным при образовании масляной пленки на деталях двигателя. - Плохая растворимость присадок. Этот недостаток был решен также комбинированием ПАО с эстерами и базовой основой.
Благодаря такому сочетанию удалось не только улучшить растворяемость присадок, но и отказаться от многих из них, поскольку полученное моторное масло и без добавок обладало высокими показателями моющих, антифрикционных и антиокислительных свойств, а также хорошо работало в экстремальных условиях. - Взаимодействие с полимерными уплотнителями. В чистом виде полиальфаолефины действительно взаимодействуют с резиной и другими полимерами, которые используют для изготовления сальников и прочих прокладок. Однако и эта проблема была решена производителями, как моторных ПАО масел, так и уплотнителей.
В производстве ГСМ с ПАО самих полиальфаолефинов около 20-30%, что в сочетании с определенными присадками делает влияние масла на полимерные прокладки незначительным в рамках стандартного межсервисного периода замены сальников и прочих уплотнений. Кроме того, использование в производстве прокладок фторкаучука сделало такие изделия невосприимчивыми к полиальфаолефинам. - ПАО не разлагается в естественных условиях. В сравнении с эстерами полиальфаолефины действительно не разлагаются в естественной среде, но сливать в грунт ГСМ и без того запрещено. Их необходимо специально утилизировать, в т.ч. и методом пиролиза.
Технические особенности
Моторные ПАО масла обладают несколькими важными технико-эксплуатационными особенностями относительно теплоотдачи, динамики, долговечности и других параметров.
Теплоотдача
ПАО масла обладают хорошей теплоотдачей, коэффициент которой может варьироваться в зависимости от конкретного состава ГСМ и условий эксплуатации. Обычно коэффициент теплоотдачи ПАО составляет около 0,13-0,15 Вт/(м·К) при нормальных температурных условиях.
Это означает, что моторные ПАО масла способны эффективно отводить тепло от поверхностей деталей и узлов двигателя. Это предотвращает перегрев и помогает поддержать его работоспособность в условиях повышенных температур.
Динамика
Автомобильные масла ПАО имеют высокую стабильность и антиокислительные свойства при интенсивных условиях работы и высоких температурах. Это дает возможность сохранять свои свойства и эффективность в течение длительного срока, что особенно важно для мощных высоконагруженных двигателей, в т.ч. спортивных автомобилей и спецтехники.
Долговечность
ПАО масла обычно стабильны и устойчивы к окислению, что позволяет им сберегать свои заложенные разработчиками свойства на протяжении продолжительного срока службы. Это поможет продлить срок эксплуатации мотора, уменьшить износ и повысить его надежность. Кроме того, это дает возможность продлить срок службы самого масла до его замены, что во многом компенсирует его сравнительно высокую цену.
Чистота двигателя
ПАО масла отличаются хорошими диспергирующими свойствами. Это означает, что они способны эффективно удерживать и рассредоточивать отложения, предотвращая их скопление в двигателе. Усилить этот эффект позволяют добавки эстеров, которые благодаря высокой степени поляризации своих молекул буквально не дают объединяться частицам нагара и металла в конгломераты и оседать на стенках деталей мотора.
Кроме того, ПАО крайне стабильны к угару и образованию лаков, шлама и прочих продуктов выработки ресурса. Такие особенности способствуют поддержанию чистоты мотора, улучшают его КПД и снижают вероятность образования отложений.
Холодный пуск
Моторные ПАО масла 5W30 и 5W40 обладают достаточной текучестью при низких температурах, что упрощает запуск двигателя в холодных условиях. Они обеспечивают быструю и эффективную смазку двигателя, что помогает уменьшить износ и улучшить защиту при холодном пуске.
Упростить холодный пуск мотора и минимизировать износ его деталей при запуске помогают добавки эстеров, благодаря которым ПАО масло сохраняет стабильную масляную пленку на протяжении длительного времени, будь то холодная зимняя ночь или несколько дней.
Где применяется моторные масла PAO
Ввиду своих высоких эксплуатационных характеристик при работе в экстремальных режимах ПАО масла изначально использовали только в авиации. Комбинация полиальфаолефинов с эстерами и базовым маслом позволила удешевить моторное масло и начать его использование в двигателях легковых и грузовых автомобилей, на крупных морских судах, а также в сельхоз- и строительной спецтехнике.
При этом чистое синтетическое моторное масло на основе исключительно ПАО используют только в высоконагруженных моторах тяжелой техники и на кораблях, в промышленном оборудовании и в мощных двигателях спортивных автомобилей.
Для большинства обычных машин идеальным вариантом стало моторное масло, в составе которого используется следующая комбинация:
- базовое масло – гидрокрекинг на VHVI основе – 60-70%;
- ПАО – 20-30%;
- эстеры – 7-10%.
Сравнение групп базовых масел по стандарту API
Подытожим все преимущества и недостатки, а также ключевые технико-эксплуатационные характеристики моторных ПАО масел в сравнении с другими группами ГСМ согласно классификации API. Сравним масла по 5-бальной системе, где 5 – это наилучший показатель.
Показатель | Минеральные | VHVI | ПАО | Эстеры |
Группа I и II | Группа III | Группа IV | Группа V | |
Вязкость при низких температурах | 2 | 4 | 5 | 5 |
Индекс вязкости | 3 | 4 | 5 | 5 |
Смазывающие свойства | 4 | 3 | 2 | 5 |
Окисление | 2 | 3 | 4 | 5 |
Испаряемость | 3 | 5 | 5 | 5 |
Влагостойкость | 5 | 5 | 5 | 3 |
Растворимость присадок | 5 | 5 | 2 | 5 |
Стоимость | 5 | 4 | 2 | 2 |
Синтетические моторные ПАО масла от СУПРОТЕК
HC — cинтетическое моторное масло A3/B4 Suprotec Comfort 5W-40 4л, 1л.
HC — cинтетическое моторное масло Suprotec Comfort 5W-40 4л, 1л.
Российская компания СУПРОТЕК выпустила на отечественный рынок автомобильных ГСМ уникальное по составу моторное ПАО масло Suprotec Comfort в двух вариантах по стандарту SAE – 5W30 и 5W40. VHVI основа (HC) высокой очистки дополнена ПАО (20%) и эстерами (7%), что делает новое моторное масло идеальным для климатических и прочих эксплуатационных условий России.
HC — синтетическое моторное масло A3/B4 Suprotec Comfort 5W-30 4л, 1л
HC — синтетическое моторное масло на комплексной базе Suprotec Comfort 5W-30 4л
Моторное масло Suprotec Comfort на основе ПАО, HC и эстеров подходит для всего модельного ряда российского автопрома, а также для большинства моделей мировых марок: Volkswagen, Chevrolet, Geely, Renault, Mitsubishi, Toyota, Nissan, Kia, Hyundai, Mazda и др.