Доступ к сервису временно запрещён
С вашего IP-адреса одновременно поступает очень много запросов.
Такое поведение показалось подозрительным, поэтому мы временно закрыли доступ к сайту.
Возможно, на вашем устройстве есть программы, которые отправляют запросы без вашего ведома.
Что мне делать?
Напишите в службу поддержки через форму обратной связи.
Подробно опишите ситуацию — поможем разобраться, что случилось, и подскажем, как действовать дальше.
Что такое шаровая опора
При движении передние, ведущие, колеса автомобиля выполняют две функции: обеспечивают движение машины по дороге и позволяют маневрировать, то есть поворачивать вправо или влево. К положению колес относительно дорожного полотна для обеспечения движения и маневрирования предъявляется несколько требований: колеса должны стоять ровно, катиться вперед или назад, легко управляться рулем и надежно крепиться. Соответствие этим условиям обеспечивает подвеска, и шаровая опора в ней занимает немаловажное место — соединяет рычаги подвески со ступицей управляемого колеса.
История создания шаровой опоры
Шаровые опоры были изобретены и использованы в качестве альтернативы шкворневому механизму. Первоначально шаровые опоры использовались только в конструкции передней подвески и обеспечивали возможность поворота колес автомобиля вокруг вертикальной оси. Стандартная конструкция шаровой опоры, остающаяся практически неизменной и в наши дни, была разработана итальянскими инженерами для Fiat более 40 лет назад.
Устройство шаровой опоры
Технический прогресс привел к появлению изменений в первоначальном устройстве шаровых опор, хотя они не носили принципиального характера. На смену штампованным половинкам корпуса, соединенным точечной сваркой, пришли опоры литые и разборные — с резьбовой крышкой, необслуживаемые и обслуживаемые — с пресс-масленками. Эти усовершенствования были оправданы и полезны. Сегодня конструкция самой распространенной необслуживаемой шаровой опоры состоит из: корпуса со сферической выемкой и пальца с шаром на одном конце и резьбой на другом. Пыльник, надетый на палец, предотвращает попадание влаги и грязи в заполненный специальной густой смазкой корпус.
Главная функция шаровой опоры: обеспечить во время вертикального перемещения колеса его фиксированное положение в горизонтальной плоскости. Шаровой палец может вращаться в корпусе, раскачиваясь при этом на небольшие углы. То есть, в плоскости своего крепления шаровая опора обеспечивает одновременные вращательные и линейные (ограниченные) перемещения пальца.
Все детали шаровой опоры изготавливаются, как правило, из стали. Для снижения трения соприкасающихся рабочих поверхностей, сферическое углубление корпуса покрывают пластмассой или другим полимерным материалом. Однако, существуют шаровые опоры, в конструкцию которых не входит полимерное покрытие между корпусом и пальцем. Это касается, прежде всего, устаревших отечественных автомобилей. Это модели комплектовались разборными шаровыми опорами, в которых люфты устранялись подтяжкой крышки.
Существует два способа крепления шаровой опоры. В первом случае, она крепится болтами к рычагу. Во втором – запрессовывается в него. При выходе закрепленной болтами шаровой опоры из строя, ее можно заменить отдельным узлом. Для этого достаточно просто купить и установить его, привернув болтами к рычагу. Во втором случае – придется менять рычаг подвески с уже предустановленной, запрессованной шаровой опорой. Стоимость такого ремонта значительно выше, поскольку включает и стоимость рычага.
Запрессованные шаровые опоры, как правило, устанавливаются на автомобилях японского производства. Азиатские производители автозапчастей предлагают потребителю шаровые опоры на такие автомобили в виде отдельных узлов. Это гораздо дешевле, но следует отдавать себе отчет в том, что их качество значительно уступает оригиналу, и рычаг придется переделывать "кустарным способом", превращая его в деталь, не подлежащую гарантийному ремонту.
Вопросы эксплуатации шаровой опоры
Шаровая опора, в силу своего назначения, эксплуатируется в жестком режиме. Основная масса автомобиля опирается на очень небольшую площадь поверхности шара. А если учитывать вес пассажиров и груза в салоне автомобиля, высокую скорость и некачественные дороги, то становится понятно, что нагрузки на шаровую опору многократно возрастают. Это неизбежно приводит к износу и выходу из строя этого узла.
По некоторым данным, объем российского рынка шаровых опор ежегодно составляет более 20,000,000 штук. Около 70% этого количества — это шаровые опоры для отечественных автомобилей и более 20% — для иномарок.
При покупке такой нагруженной детали рекомендуется отдавать предпочтение оригинальным производителям. На рынке представлено большое количество торговых марок, выпускающих аналоги оригинальных деталей, в том числе, и шаровые опоры, но выбирать следует только хорошо себя зарекомендовавшие. Производственные мощности и опыт дают возможность российским заводам обеспечивать необходимый уровень качества. Результат – более надежные и крепкие шаровые опоры, которые не уступают зарубежным аналогам и соответствуют всем требованиям безопасности.
Количество шаровых опор в подвеске
Самой распространенной является передняя подвеска с двумя шаровыми опорами, по одной на каждое колесо. Некоторые автомобили — в частности внедорожники — имеют на передней подвеске 4 шаровых опоры, по две (верхняя и нижняя) на каждое колесо. Гораздо реже передние колеса имеют по три шаровых опоры. Современные автомобили с независимой многорычажной задней подвеской нередко оснащаются шаровыми опорами и на задних колесах.
Большее количество шаровых опор обеспечивает их долгую службу и уменьшает вероятность поломки. Но это же обстоятельство усложняет диагностику подвески автомобиля и значительно увеличивает суммарную стоимость ремонта и запчастей.
Диагностика и замена шаровых опор
Если при повороте руля автомобиля требуется прилагать дополнительное усилие или появляется скрип – возможно, возникли проблемы с шаровой опорой. Об этом же говорит и появление стука при движении автомобиля с небольшой скоростью по неровной поверхности, например, при проезде "лежачего полицейского".
Еще одним признаком выхода из строя шаровых опор является неустойчивость и виляние передних колес при движении по прямой. Другой характерный признак проблем с шаровой опорой – неравномерный (боковая поверхность больше) износ шин автомобиля.
Конечно, быструю и качественную замену шаровой опоры могут произвести только профессионалы, хотя многие автовладельцы и предпочитают делать это самостоятельно.
Сегодня производство шаровых опор — это высокотехнологичный процесс, позволяющий добиться высокой степени надежности. Тем не менее, их замена – самый распространенный вид ремонта автомобиля. Ситуация не будет меняться до тех пор, пока качественно не изменятся российские дороги.
Как можно проверить и определить неисправность шаровой опоры
Неисправность шаровой опоры чревата не только дорогостоящим ремонтом. Проигнорированные и замеченные слишком поздно признаки неполадки могут создать аварийно-опасную ситуацию на дороге и угрожать вашей жизни. Поэтому в данной статье мы расскажем о признаках неисправности шаровой и как их исправить.
Что такое шаровая опора
Шаровая опора — это шарнир, с помощью которого ступица колеса крепится к рычагу подвески. С ее помощью машина перемещается вперед, влево и вправо. Шаровые шарниры являются не только элементом подвески, но и применяются в развальных рычагах, рулевой трапеции, креплении газовых упоров капота.
Шаровая опора обеспечивает:
- прочное крепление колес.
- ровную фиксацию колес в стойке,
- движение вперед и назад,
- легкое рулевое управление автомобилем,
Устройство шаровой опоры
Данная конструкция постепенно вытеснила шкворневой механизм, применявшийся для устройства подвески ранее. Поначалу корпус шаровой представлял собой две половины, которые соединялись точечной сваркой. Им на смену пришли разборные и литые конструкции с резьбовой крышкой.
Универсальная шаровая опора состоит из:
- пальца с шаром, который вращается внутри корпуса;
- корпуса со сферическим углублением, которое для надежности покрывается защитным материалом (полимером, пластиком и т.д.);
- резинового пыльника, который служит для защиты конструкции от попадания внутрь воды, грязи, пыли и др.
Способы крепления шаровой:
- Присоединение болтами к рычагу. На место вышедшей из строя запчасти устанавливается новый узел. Обычно такую замену производит специалист на СТО.
- Запрессовывание в рычаг. В случае выхода из строя запрессованной шаровой ремонтные работы обойдутся выше, т.к. они предусматривают полную замену рычага подвески.
Сколько шаровых опор может быть в автомобиле
Количество зависит от типа подвески. Например, в простейших конструкциях их всего две — по одной на каждое колесо. На двухрычажных автомобилях бывают верхние и нижние шаровые опоры. Некоторые производители идут еще дальше: сложные подвески комплектуются сразу пятью узлами с каждой стороны. За исправностью такого количества деталей уследить достаточно сложно. Однако ряд признаков не даст упустить из вида поломку.
Причины выхода из строя шаровой опоры
Как и любая другая запчасть автомобиля, которая активно используется, шаровая опора со временем изнашивается. В среднем, она может прослужить без ремонта от 15 до 120 тысяч километров пробега. Внушительная разбежка между цифрами обусловлена тем, что каждый автомобиль эксплуатируется в разных условиях. Вода, пыль и грязь являются самой страшной угрозой для ходовой автомобиля. Для этого шаровая защищена пыльником. И если на нем появляются даже микротрещины, грязь просачивается в шарнир и точит его изнутри.
Впрочем, именно поэтому пыльник и сам неплохо защищен. Повредить его довольно сложно, поскольку деталь располагается далеко. По сути, она представляет собой небольшой резиновый щит, закрывающий шаровую. Как раз в материале и заключен главный недостаток пыльника: со временем резина рассыхается и перестает гарантировать 100%-ную защиту. Лучше всего периодически проверять его состояние.
Другие причины неисправности шаровой
- Естественный износ. Как уже было сказано выше, у каждой детали автомобиля свой срок. Все зависит от многих факторов: качества шаровой, наличия или отсутствия повышенных нагрузок, ухода за авто, выработки смазки, воздействия высоких и низких температур и т.д.
- Эксплуатация в экстремальных условиях. Головокружительная скорость, лихачество на дорогах, постоянная езда по бездорожью являются серьезным испытанием даже для той подвески, которая для этого предназначена. Понятно, что шаровая опора в таких случаях выходит из строя гораздо раньше, чем в автомобилях, которые используются исключительно в городских условиях.
- Выработка смазки. Смазочные материалы со временем испаряются и высыхают, а без них конструкция выходит из строя гораздо быстрее. Причем дополнительно смазывать стоит даже новые детали, поскольку нередко производитель оставляет слишком мало смазочной массы.
Неисправность шаровой обычно дает о себе знать заранее. Главное — не закрывать глаза на данные симптомы и вовремя отправиться на СТО.
Симптомы неисправности | Описание поломки |
---|---|
Во время преодоления препятствий раздается стук и другие посторонние звуки в районе колеса. | Характерный лязг и стук раздается вне зависимости от того, с какой скоростью двигается автомобиль. Лучше всего посторонние звуки слышны, если машина хорошо нагружена и колесом попадает в яму или любую другую выбоину на дороге. Даже если стук раздался только один раз (хотя обычно данное явление периодически повторяется), это повод обратиться к специалистам. Обратите внимание: стук и лязг также может раздаваться зимой (в минусовые температуры), если замерзает смазка в ШРУС. |
Поменялись характеристики развала-схождения. | Нередки случаи, когда невооруженным взглядом неполадки не обнаружить. Во время планового техосмотра на СТО специалисты обязательно вас предупредят, что на одном из колес износилась шаровая опора и ее необходимо починить. Единственный визуальный признак, которые может указать на неисправность — «подъедание» резины на краю колеса вашего авто. |
Стало сложнее управлять автомобилем. | Когда вследствие поломки шаровой опоры появляется люфт. Колесо во время движения шатается, и это виляние передается автомобилю: он больше не способен ехать ровно. При увеличении скорости управляемость становится только хуже. Причем диагностировать данный симптом на ранней стадии можно в тех случаях, если автомобиль ездит исключительно по ровным городским трассам. Если же вы постоянно путешествуете, ездите на дачу или в лес по грунтовым дорогам, ухудшение управляемости не всегда будет заметно. |
Во время поворота колеса скрипят. | Еще одним признаком неисправности шаровой опоры является скрип, который издают передние колеса. Если звук доносится из другого места — поломку может скрывать рулевая рейка либо гидроусилитель. |
Покрышки изнашиваются неравномерно. | В результате повреждений шаровой рулевое колесо занимает неровное положение и находится под углом к поверхности дороги. В таком случае по его внутреннему краю (который ближе к двигателю) протектор начинает изнашиваться сильнее, чем на оставшейся поверхности покрышки. Обнаружить данную неисправность можно как визуально, так и на слух: поврежденное колесо бьется во время движения. |
Траектория автомобиля меняется прямо во время торможения. | Если вы заметили, что при торможении машина уходит вбок, то скорее всего у нее повреждена шаровая. Причем автомобиль всегда клонит именно в ту сторону, с которой находится неисправная запчасть. Одно из колес ввиду износа шаровой опоры будет наклонено, и в процессе торможения станет издавать характерные щелчки. |
Для того, чтобы правильно диагностировать повреждение, необходимо тщательно проверить всю подвеску. Автомобиль — это сложная техника, которая работает исправно, только если все ее элементы в порядке. И одна поломка может со временем привести к другой. Именно поэтому так важно диагностировать неисправность на ранней стадии. Это поможет вам избежать лишних трат и поберечь нервы.
Как проверить шаровую опору
Если вы подозреваете, что с подвеской что-то не так, можно заехать на СТО. Специалисты смогут сказать вам точно, что именно неисправно.
Однако при острой необходимости можно обойтись и своими силами:
- Загнать машину на яму и проверить состояние шаровой. О наличии неисправности вам скажет стук и чересчур свободный ход шарового пальца (данную проверку можно провести даже с помощью обычной монтировки).
- Второй способ — попросить кого-нибудь, кто разбирается во внутреннем устройстве автомобиля, «послушать» машину. Для этого ее нужно раскачать и прислушаться, какие звуки при этом издает подвеска.
- Если способ, описанный выше, не дал нужного резальтута, следует приподнять проблемный бок автомобиля на домкрате. Затем, надавив на педаль тормоза (для того, чтобы вас не сбил с толку возможный люфт подшипника), нужно раскачать колесо. Определить поломку шаровой опоры поможет лязгающий звук.
Можно ли ездить с неисправной шаровой
Таким вопросом наверняка задается практически каждый автолюбитель, впервые столкнувшийся с проблемой. Первое время, если износ детали не очень сильный, а неисправность вы только диагностировали, использовать автомобиль в крайних случаях можно. Главное — соблюдать скоростной режим и избегать ям на дороге.
Чем чаще вы садитесь за руль неисправной машины, тем больше усугубляете положение. Запомните, чем чревата поломка шаровой опоры прямо во время движения:
- вам придется вызывать эвакуатор,
- вы создадите аварийно-опасную ситуацию,
- вы рискуете жизнью и своим имуществом.
Именно поэтому лучше обратиться к специалистам заранее, а также стараться минимизировать воздействие на подвеску автомобиля.
Диагностика лучше ремонта
Ряд нехитрых правил поможет вам сохранить подвеску, нервы и деньги.
Придерживаясь их в повседневной жизни, вы сможете свести риск аварии к нулю:
Неисправности шаровых опор. Что нужно знать
Шарнир этот относится к подвеске, и выполняет очень важные функции. Любые признаки неисправности шаровой опоры надо уметь определять, так как проблема может спровоцировать аварию. Как только деталь начинает стучать или щелкать, нужно срочно действовать.
Что такое шаровая опора
Это шарнир, который работает как органический сустав. Другими словами, внутри механизма расположен шар, позволяющий основе двигаться в разных плоскостях. Находится шаровая в том месте, где рычаг зафиксирован к ступице, и выполняет соединительную функцию. Обычно на иномарках количество опор ограничивается по одной на колесо, но на Mercedes‐Benz и некоторых других моделях их ставится по две, как на Жигулях.
Вот из чего состоит шаровая:
- железный стержень или палец;
- поворотный кулак;
- прижимная шайба или шплинт;
- пыльник;
- полимерная чашка;
- завальцовка;
- цилиндрический корпус.
Конструкция несложная, но узел является одним из важнейших частей ходовой автомобиля.
Устройство шаровой опоры
Ресурс шаровой опоры
Ресурс шаровых опор зависит непосредственно от полимерного вкладыша, который расположен внутри механизма. Когда он разбивается из‐за попадания грязи и нагрузок, то железный палец начинает свободно ходить, ломая мягкие детали вокруг. Появляются характерные стучащие звуки, особенно на ямах и кочках. Грязь, инородные предметы попадают внутрь по причине разрыва пыльника — он в шаровой опоре повреждается одним из первых.
Причины износа
Таким образом, причинами износа шаровой являются:
- Износ по естественным причинам. Раньше времени повреждаются детали, изготовленные не по всем правилам технологии. Стоят они значительно дешевле оригинальных запчастей, поэтому активно скупаются владельцами машин. Однако примерно через 70-100 тыс. км пробега эти шаровые изнашиваются. Если на элемент оказывают влияние дополнительные факторы (отсутствие ухода, частая езда по грязи, постоянные высокие скорости, резкие перепады температур), то ресурс снижается еще больше.
- Пыльник. Его называют также защитником, подразумевая основную функцию — не допускать попадания грязи, песка и влаги. Владельцу машины надо время от времени осматривать элемент, ведь если он порвется, то вызовет обязательное повреждение шарнира. Порванные пыльники следует срочно заменять, нанося на новый расходник специальную смазку.
- Повышенная нагрузка. Сильно нагружает шаровую опору агрессивная и быстрая езда. У нас в России таких дорог, где можно разгоняться до 150-200 км/ч, очень мало, поэтому ездить надо крайне аккуратно. Если колесо попадет в яму, то это вызовет поломку шаровой, так как она первой берет удар на себя. Также это происходит, когда водитель перевозит на автомобиле большой по весу груз или берет на буксир другую машину, которая по массе не соответствует допустимым нормам.
- Засыхание смазки. Внутри шаровой опоры всегда должна быть смазка. Она может исчезать по причине высыхания или испарения, что происходит из‐за повреждения пыльника. Нужно регулярно добавлять литол с помощью шприца или специального инструмента.
Чтобы избежать ранних поломок шаровой, не скупитесь на покупку оригинальной, качественной опоры. Китайские аналоги по низкой цене лучше вообще не рассматривать — служат они не более 20–30 тыс. км пробега авто.
Один из способов, как определить что шаровая вышла из строя, подразумевает осмотр пыльника.
Порванный пыльник шаровой опоры
Признаки неисправности
Хорошо, что есть признаки, по которым удается определить начало износа или повреждения шаровой. Ниже опишем самые распространенные симптомы:
- стук из‐под передних колес при езде по ямам, кочкам — как правило, это указывает на износ стержня или недостаток литола;
- виляние автомобиля на трассе — обычно вызывается свободным ходом пальца (рыскает машина тем больше, чем выше скорость);
- потеря развала-схождения — это происходит на том колесе, где опора выходит из строя (проверяется на стенде в автосервисе, на глаз такие изменения не заметны);
- неодинаковый износ шин — если теряется развал‐схождение, то покрышки и стираются неравномерно, ведь колесо стоит не ровно к поверхности полотна, а под углом;
- скрип во время поворота руля — редкий для шаровой симптом, но тоже встречается;
- изменение направления движения во время торможения — машина обычно сворачивает чуток набок, как раз со стороны поломанного шарнира (одновременно с этим бывают слышны щелчки).
Как определить неисправность шаровой
Оптимальным вариантом станет посещение автосервиса, где есть необходимое оборудование и специалисты. Правда, не всех такой вариант устраивает, ведь каждый раз надо платить за услугу — за диагностику шарнира берут мало, но по карману россиян с низким достатком, это бьет все равно.
Второй способ, как определить износ — прослушать самому, как реагирует на раскачку шаровая. В этом деле нужен помощник, который будет раскачивать машину из стороны в сторону, перпендикулярно движению. Вы же должны прислушаться к стукам и определить, откуда они идут.
Еще как можно понять, что пора менять шаровую опору: поддомкратить автомобиль, выжать тормоз и начать качать колесо от себя и на себя. Стуки укажут на проблему с опорой. Также можно использовать монтировку. Автомобиль опять поднимается на домкрат, после чего плоский конец монтажной лопатки помещается между осевой цапфой и рычагом. Помощник вращает руль, вы давите на ломик, и люфт сам дает о себе знать.
Проверка шаровой опоры
Теперь вы узнали, как определить неисправность, что не мешает вам регулярно проверять шарнир на исправность. Если не получается, тогда обратитесь в СТО к профессионалам.
Ремонт шаровой опоры
Стоит ли ремонтировать поврежденную деталь, когда менять шаровые опоры при любом раскладе проще и безопаснее. Тем более, что стоит деталь недорого (всего 500-1000 руб., в зависимости от модели) и делать это нужно не часто. Да и на многих современных иномарках данный узел необходимо менять в сборе.
Теперь конкретно по ремонту. Он подразумевает замену изношенных частей опоры на новые. Обычно меняют полимерную вставку и защитник, но в последнее время в магазинах появились ремкомплекты и с другими запасными частями. Однако качество этих узлов не всегда бывает высоким, часто под известными названиями продается низкосортный «китай».
Подвижный шарнир — элемент подвески, который нельзя спускать со счетов. Неисправная шаровая может привести к печальным последствиям, и виноватым окажется сам водитель, упустивший начальные признаки повреждения. Вот чем грозит поломка: колесо автомобиля выворачивается наружу, что на большой скорости приводит к аварии. Машину остановить невозможно, по инерции она проедет еще некоторый путь, и неизвестно обо что ударится.