Износ двигателя
Основной вопрос этой статьи — а не приводит ли езда на низких оборотах к преждевременному износу мотора? И, какие режимы самые «износообразующие».
Постановка экспертных испытаний, в целом, понятна. Двигатель – один и тот же: ВАЗовский «восьмиклапанник». Стенд, аппаратура, бензин и несколько канистр масла – каждый цикл испытаний требует его замены. Задача простая – надо «проехать» одно и тоже расстояние, с одной скоростью, но используя различные режимы работы двигателя. На разных передачах…
Как этого достичь? Ехать можно на одной и той же скорости, поддерживая обороты двигателя и 1500, и 2500, и даже 4000 об/мин. Чем выше обороты – тем ниже передача, важно, чтобы мощность, выдаваемая мотором, была бы одинакова. На стенде это сделать просто – крутящий момент измеряем по динамометру, обороты известны – следовательно, и мощность знаем. «Скорость» множим на моточасы, которые мы тоже фиксируем – вот вам и пробег.
С износом сложнее – придется каждый раз, после наработки двигателя на фиксированном режиме заданного времени, мотор разбирать и взвешивать основные детали, образующие узлы трения, это вкладыши подшипников и поршневые кольца. Плюс к тому – дополнительный промежуточный контроль, который будем проводить, определяя содержание продуктов износа в пробах масла. Нашли хром – стало быть, изнашиваются первые поршневые кольца; обнаружили железо – цилиндры и шейки вала; появилось олово – оно определит скорость износа вкладышей подшипников (поскольку входит в состав антифрикционного слоя); алюминий – следствие износа поршней и подшипников распределительного вала.
Двигатель отработал на заданных постоянных режимах с примерно одинаковой мощностью по 50 моточасов на каждом. Немного для ресурса, но мы получаем скорости износа, а дальше простой экстраполяцией оцениваем и примерный ресурс мотора. При этом обороты двигателя на циклах испытаний меняли от 1200 до 4000, то есть больше, чем в три раза. А потом нагрузку на мотор увеличили – и еще раз прогнали цикл. А потом – еще… Получилась объемистая таблица, где для каждой точки режима была записана своя скорость износа, причем разделенная по узлам – подшипникам и кольцам.
Так меняется средняя скорость износа первых поршневых колец двигателя при изменении режима работы
«Черные зоны» активного износа обнаружились сразу. Самые серьезные — когда на малые обороты накладывается большая нагрузка, и с высокой температурой масла. Скорость износа в таком режиме максимальна – как для подшипников, так и поршневых колец с цилиндрами. У двигателистов эта область называется зоной буксировочных режимов.
С ростом оборотов зона износа сразу стала уменьшаться и где-то при 1800 об/мин – исчезла. Все узлы трения «всплыли» на масляные пленки, прямой контакт между поверхностями деталей исчез – и с ним и скорость износа обратилась практически в ноль. Но надо понимать, что ноль скорости износа на графиках, не означает, что его нет, просто износ на этих режимах меньше погрешности измерения. На практике, конечно, не совсем так. Микрочастицы пыли, продуктов износа, сажи, проскочившие масляный фильтр, дадут какой-то износ и здесь.
А так – вкладышей шатунных подшипников
С увеличением частоты вращения коленчатого вала, зона износа снова начинает появляться и расти. В нашем случае – уже где-то с режимов 3800 об/мин при большой нагрузке, и дальше – прогрессирует. Причем, здесь износ подшипников и поршневых колец с цилиндрами ведет себя по-разному. Быстрее всего высокие обороты начинают чувствовать подшипники коленчатого вала. Почему? Дело в том, что с ростом оборотов резко увеличиваются нагрузки на подшипники – давление инерционных сил от оборотов зависит в квадрате. А вот кольца свой износ снова получают с больших частот вращения – где-то с 4500 об/мин, и там это связано в основном с ростом температуры масла.
Где же наиболее благоприятная зона эксплуатации мотора? У испытанных нами вазовских «восьмерок» (неважно, карбюраторных или впрысковых, восьми- или шестнадцатиклапанных), зона оптимальных оборотов, при которых мотор способен воспринимать любые нагрузки без какого-либо ущерба для себя, составляет примерно 2000…3000 об/мин. Тут мы учитываем, что исходное состояние двигателя может быть разным, да и моторные масла – тоже… Принцип простой – чем больше изношен двигатель, тем выше нижняя и тем ниже верхняя границы зон безызносной работы. Чем выше вязкость масла, тем с более низких оборотов можно безопасно грузить мотор. Но точных цифр нет – очень это индивидуально.
А как это соотнести с моторами другой размерности? Тут есть одна зацепка… В принципе, узлы трения мотора чувствуют не обороты, а линейные скорости перемещения поверхностей деталей. Есть такой параметр мотора – средняя скорость движения поршня, это произведение хода поршня на частоту вращения коленчатого вала, деленное на тридцать. Тот диапазон, который мы получили, примерно соответствует средним скоростям поршня 5…7 м/с. Это значит, что для «длинноходовых» двигателей, которых ход поршня больше диаметра, зона оптимальных режимов сместится в область более низких оборотов. Отсюда – и их «эластичность». У «коротокоходных» зона оптимальных режимов сместится в область более высоких оборотов.
Кстати, именно этот диапазон изменения средних скоростей поршня обычно закладывают для определения основных зон эксплуатации двигателей с большими ресурсами. Судовых дизелей, дизель-генераторов и т.д.
Так что – берите свою размерность, выполните элементарные действия, и приблизительно получите свой диапазон безопасных оборотов. Но это так, приблизительно…
А в целом, вывод понятен. Мотору вредны как низкооборотные режимы с тяжелыми нагрузками, так и экстремальные обороты. Александр Шабанов
Изначально новые вкладыши отработали на низких оборотах с большой нагрузкой. Износы не замедлили проявиться.
Профилактика здоровья двигателя. Как проехать миллион без капиталки.
На одном и том же двигателе до момента наступления необходимости его капитального ремонта можно проехать 100 тысяч км, а можно и 700.
В абсолютном большинстве случаев всё зависит от качества и своевременности его обслуживания и профилактики.
Сейчас мы с вами пройдёмся по всем пунктам, которые необходимо соблюдать, чтобы выжать из двигателя максимальный ресурс.
Двигатели существуют разных конфигураций, конструктивно более или менее удачных, но жизнь даже самого ущербного мотора (а откровенно убогих моторов я в своей практике не встречал, и в основном про какие-либо якобы проблемные двигатели ходят слухи, разносимые недостаточно осведомлёнными товарищами и основанные на "ошибке выжившего", имеющие мало общего с реальностью) можно продлить в разы.
.
1. СВОЕВРЕМЕННАЯ ЗАМЕНА МАСЛА И ФИЛЬТРОВ. Первый и самый важный пункт.
В инструкции по эксплуатации вашего авто как правило указан сервисный интервал по замене масла для идеальных условий эксплуатации, обычно это 15 000 км.
Идеальными же условия бывают очень редко.
По многочисленным доступным для ознакомления в сети результатам лабораторных и экспресс-анализов масел я вывел для себя универсальную актуальную для большинства случаев формулу по интервалам замены масла:
— 5 000 км — суровые условия эксплуатации: городская эксплуатация с простоями в пробках, регулярные поездки на короткие расстояния до 6-8 км, продолжительные простои на холостом ходу, эксплуатация при низких отрицательных температурах, эксплуатация по пыльным дорогам, постоянные высокие нагрузки на двигатель (очень частая тапка в пол, прицеп, даже багажник на крыше), сюда же относится наличие неисправностей мотора, провоцирующих попадание топлива и охлаждающей жидкости в масло (при значительных утечках эксплуатировать двигатель нельзя вообще);
— 7 500 км — смешанные условия: как правило, комбинация суровых условий с трассовой крейсерской ездой без пробок в соотношении примерно 50/50, либо городская эксплуатация при положительных температурах без пробок;
— 10 000 — 15 000 км — идеальные условия: трассовая езда без пробок с высокой средней скоростью.
Эти интервалы очень примерные, и могут сильно отличаться в зависимости от модели двигателя и его состояния, характеристик самого моторного масла, индивидуальных особенностей условий эксплуатации, и лучше всегда чуть перестраховаться и заменить масло пораньше, с запасом.
Также можно измерять интервалы замены масла по моточасам (если позволяет оборудование авто), но, опять же, ресурс разных масел в разных условиях и разных моторах может быть очень разным, но как правило он в интервале 200-300 моточасов.
Точно узнать, с какими интервалами необходимо менять ваше любимое масло в конкретно ваших условиях эксплуатации в вашем двигателе в его нынешнем состоянии можно, отправив образец отработки на лабораторный анализ либо, что намного дешевле, на экспресс-анализ.
Например, владелец Ютуб-канала Алдар Хосе Денис делает такой анализ за 1 000 рублей, что, уверен, может позволить себе каждый.
Перекатанное масло не способно полноценно защищать двигатель от износа, плюс подключается коррозионный износ, когда щелочное число сравнивается с кислотным, также начинается активное формирование отложений, в том числе по причине понижения температуры вспышки масла.
Масляный фильтр обязательно меняется с каждой заменой масла, воздушный фильтр рекомендую также менять на каждой замене масла — его чистота напрямую влияет на чистоту впускного воздуха от абразивных частиц и сопротивление на впуске.
Фильтры мы используем и рекомендуем оригинал, Mann, Mahle.
.
.
1.1. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МАСЕЛ С ЭСТЕРАМИ В СОСТАВЕ. Не обязательно постоянное (хотя я рекомендую использовать масла с эстерами на постоянной основе), а хотя бы периодическое.
Эстеры — высококачественные синтетические базовые масла, которые имеют ряд очень полезных особенностей:
— поддерживают эластичность сальников (в том числе маслосъёмных колпачков);
— молекулы эстеров обладают полярностью, что "примагничивает" их к поверхностям металлических сплавов, и даже в момент холодного пуска вероятность сухого трения между деталями минимизируется;
— эстеровая масляная плёнка способна выдерживать в разы большие нагрузки относительно других базовых масел, что позволяет дополнительно защитить мотор от износа, особенно при высоких нагрузках.
Не зря эстеры используются в профессиональном автоспорте и авиации. Можно брать масла уже с эстерами в составе или заливать эстеровые добавки в своё любимое масло (но будьте осторожны с такими добавками — обычные эстеры без других модификаторов часто сильно ускоряют деградацию масла).
Я рекомендую масла Tatneft Lux PAO, Rosneft Magnum Racing, Mobil 1, Extreme.
.
.
2. ЗАМЕНА ОХЛАДАЮЩЕЙ ЖИДКОСТИ по мануалу И ПЕРИОДИЧЕСКАЯ РЕВИЗИЯ СИСТЕМЫ ОХЛАЖДЕНИЯ.
Антифриз следует менять не реже, чем предписано производителем, и если не известно, когда он менялся в последний раз, лучше это сделать побыстрее. Также при замене можно использовать составы для промывки системы охлаждения (моя рекомендация — промывки от компании BG — они производят отличную профилактическую химию, которую мы сами используем в своей профессиональной деятельности).
Также следите за уровнем охлаждающей жидкости, и при обнаружении его понижения сразу же ищите утечки и устраняйте их. Иначе это может в прекрасный момент бахнуть и привести к значительному износу или вообще к заклиниванию двигателя от перегрева.
Следите за состоянием патрубков системы охлаждения, и если видите, что они уже не вызывающие доверия, уставшие и вздувшиеся местами, не поскупитесь и поменяйте их.
Обязательно следите за чистотой радиаторов, раз в два года очищайте их. Лучше всего это делать со снятием, особенно если у вас на авто бутерброд из основного радиатора и радиатора кондиционера.
Если радиатор имеет значительные механические повреждения или течи, замените его.
Чистота и исправность радиатора критически важны, и если они не в норме, то мотор из-за регулярных незаметных перегревов может износиться в разы быстрее.
.
.
3. СВОЕВРЕМЕННАЯ ЗАМЕНА СВЕЧЕЙ ЗАЖИГАНИЯ (на бензиновом моторе), ПЕРИОДИЧЕСКОЕ ОБСЛУЖИВАНИЕ И ЗАМЕНА СВЕЧЕЙ НАКАЛА (на дизельном).
Если ставите свечи оригинал, меняйте их не реже, чем по мануалу, если свечи афтермаркет, пусть даже от производителя-поставщика на конвейер, меняйте на 10-20 тыс. км чаще.
Периодически старайтесь выкручивать и проверять состояние свечей: по нему можно обнаружить начинающиеся проблемы и некоторые характерные неисправности, а также будет сразу видна необходимость их замены.
Свечи накала требуют обслуживания во избежание их "прикипания" к головке блока и обламывания при выкручивании, которое чревато необходимостью их высверливания и попадания металлического абразива в цилиндры либо даже демонтажем головки блока.
.
.
4. ПОДДЕРЖАНИЕ В ЧИСТОТЕ КАМЕР СГОРАНИЯ, ФОРСУНОК, КЛАПАНОВ, МАСЛЯНОЙ СИСТЕМЫ, СИСТЕМЫ ВКГ.
Наличие отложений в поршневой и масляной системе очень сильно влияет на корректность работы двигателя.
В частности, например, нагар в камере сгорания увеличивает расход топлива и провоцирует вибрации, лаковые отложения на маслосъёмных кольцах провоцируют расход масла.
Шлам в системе вентиляции картерных газов также может провоцировать масложор.
Главной профилактикой чистоты масляной системы и системы ВКГ является своевременная замена масла, предотвращающая образование отложений, и выбор качественных масляных фильтров (оригинал, Mann, Bosch, Mahle).
Но в случае, если вы перекатали масло, или вам попался контрафакт, который вы вовремя заменили, и он не успел нанести серьёзного вреда, очень актуальна промывка масляной системы с помощью мягкой химии.
Мы делаем это так: сливаем масло, заливаем недорогую синтетику либо полусинтетику и состав для промывки масляной системы BG109, даём двигателю поработать 20 минут на холостом ходу и 20 минут на 2000-2500 оборотов в минуту, сливаем масло, заливаем новое эксплуатационное и меняем фильтр.
Если же двигатель уже начал кушать масло, то скорее всего потребуется более серьёзная процедура очистки поршневой (раскоксовка) с помощью мощной химии.
Что такое раскоксовка, зачем нужна, и как правильно её сделать, я подробно описал в другой своей статье.
Чистоту форсунок легко поддерживать с помощью профилактической химии, добавляемой просто в топливный бак — BG208 для бензиновых моторов, BG245 — для дизельных, одна банка раз в 20 000 км.
Если у вас двигатель с распределённым или комбинированным впрыском, то таким образом попутно очищаются и впускные клапаны.
Также эти составы чистят камеру сгорания, и, по заявлению производителя, катализатор.
В двигателях с непосредственным впрыском впускные клапаны не омываются топливом, поэтому требуют периодической очистки со снятием впускного коллектора. Также обычно требует очистки и впускной коллектор.
Рекомендую проводить такую процедуру каждые 100 000 км. Очистка проводится механически и/или химией.
Чистоту камеры сгорания дополнительно можно очень эффективно поддерживать, давая регулярно "просраться" мотору — просто периодически не стесняйтесь крутите его с тапочкой в пол хоть вплоть до отсечки на разгоне.
.
.
5. ПОДДЕРЖАНИЕ НАРУЖНОЙ ЧИСТОТЫ ДВИГАТЕЛЯ.
Следите, чтобы на блоке и головке блока не формировались слои грязи. Грязь образует плохо проводящую тепло шубу, значительно ухудшая охлаждение двигателя.
Если мотор грязный, сделайте мойку паром или специализированными составами (но не водой, так как она может повредить электрические контакты и попасть туда, куда её попадание очень нежелательно).
.
.
6. РЕГУЛЯРНАЯ ПРОВЕРКА ВПУСКА И ВКГ НА ПОДСОСЫ ВОЗДУХА.
Если во впускной системе есть дырки, через которые во впуск попадает неучтённый воздух, топливо-воздушная смесь как правило начинает переобогащаться, провоцируя проблемы (быстро ухудшать характеристики масла, например), а также в цилиндры и турбину через эти дырки может попадать абразив, повреждая их.
Подсосы в системе ВКГ также могут провоцировать переобогащённую смесь, а плюсом ещё и некорректное давление в картере.
Раз в пару лет проверяйте двигатель на подсосы — легче всего это сделать с помощью дымогенератора: дым подаётся во впуск под давлением, и все несанкционированные отверстия сразу же обнаруживаются.
Если видите, что шланги, патрубки, уплотнители задубели и начинают рассыхаться, трескаться — замените их.
.
.
7. СВОЕВРЕМЕННОЕ УСТРАНЕНИЕ НЕИСПРАВНОСТЕЙ.
Если, к примеру, на панели загорелся "чек энжин", то без промедлений выясните, в чём причина, и устраните её.
Если вы заподозрили какую-либо неисправность, поезжайте на диагностику.
Вовремя не устранённая даже мелкая проблема может повлечь за собой другие очень серьёзные проблемы.
Рекомендую обращаться к диагностам, у которых кроме читалки ошибок есть ещё и осциллограф — основной инструмент диагностики.
Мой знакомый профессиональный диагност дал мне ссылку на ресурс, где можно найти такого диагноста:
autodata.ru/training/master/
.
.
8. ПРОФИЛАКТИКА ТИПИЧНЫХ ВАШЕМУ ДВИГАТЕЛЮ НЕИСПРАВНОСТЕЙ.
У некоторых двигателей есть типичные болячки, и как правило, они хорошо известны, и информации о них достаточно.
Узнать о них можно, например, на сервисе, который занимается только обслуживанием и ремонтом определённой марки. Поставьте им цель провести профилактику по данным моментам, если это необходимо.
Пример такой болячки — маслоотделитель/клапан ВКГ на двигателях VAG семейства EA888 1.8 и 2.0 TSI — оптимально его просто менять каждые 100 000 км во избежание неожиданного начала расхода масла и троения двигателя.
.
.
9. НЕ УДАЛЯЙТЕ КАТАЛИЗАТОР.
Часто, в основном из корыстных побуждений, на сервисах предлагают удалить исправный катализатор. Якобы это предотвратит попадание керамической пыли в поршневую при его разрушении.
Вообще такой исход крайне маловероятен, и нигде лично я не встречал достоверной информации о том, что такое возможно.
А вот удаление катализатора может повлечь за собой серьёзные проблемы.
Так как убирается участок местного сопротивления, а вместо него часто либо ничего не устанавливается, либо ставится пламегаситель внутренним сечением равным сечению выхлопной трубы, то продувка цилиндров усиливается, и если в моторе есть начинающаяся проблема по расходу масла, которая может ещё и не проявляться вовсе, то расход масла может начаться либо значительно усилиться — регулярное явление в нашей практике.
Заниматься с катализатором рекомендую только в случае его выхода из строя, о чём просигнализирует ошибка по второй лямбде, либо вы просто почувствуете значительное ухудшение тяги, а выхлопные газы из трубы на оборотах будут очень горячие.
Лучше всего вместо вышедшего из строя установить ремонтный катализатор, иначе просто находиться рядом с авто с запущенным мотором станет очень некомфортно — выхлопом будет вонять очень неприятно.
Если же финансово ремонтный катализатор для вас обременителен, то вместо удалённого катализатора установите пламегаситель с заужением внутренней части (недорогие и довольно качественные пламегасители производит, например, CBD, выбирайте максимально большой по размеру). Это хотя бы частично компенсирует сопротивление катализатора, оставит выхлоп и продувку ближе к стоку и спровоцирует меньше либо ноль проблем.
.
.
10. Ну и, само собой, СВОЕВРЕМЕННОЕ ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБСЛУЖИВАНИЕ СИСТЕМ ДВИГАТЕЛЯ по регламенту (в некоторых случаях даже чаще).
Это, например, замера деталей ГРМ (ремни, цепи, ролики, натяжители и т. д.), регулировка клапанов, замена помпы — всё это есть в инструкции по эксплуатации и обслуживанию вашего авто — ознакомьтесь с ней или доверьте ТО надёжному фирменному сервису.
Ведите записи по произведённым работам с фиксацией даты и пробега.
.
Все эти пункты соблюдать не сложно и не затратно, и, напротив, выгодно в долгосрочной перспективе.
Как правило, ПРОФИЛАКТИКА ДЕШЕВЛЕ РЕМОНТА.
Желаю вам максимально приятного времяпровождения за рулём и миллиона пробега вашему мотору!
.
Если у вас есть, что добавить, пишите в комментариях, только по возможности максимально полную точную формулировку, пожалуйста — разумные предложения внесу в статью.
Если нужна ПОМОЩЬ или КОНСУЛЬТАЦИЯ, пишите в личку или в нашей группе ВК.
14 признаков скорой смерти мотора
Любой мотор не вечен. Рано или поздно наступает момент, когда он перестаёт нормально выполнять свои обязанности. Мы насчитали 14 признаков того, что двигатель автомобиля скоро попросится на пенсию.
Двигатель внутреннего сгорания является, пожалуй, вторым по значимости после кузова компонентом автомобиля. Именно от него зависит возможность перемещения в пространстве. Однако любой мотор не вечен. Рано или поздно наступает момент, когда он перестаёт нормально выполнять свои обязанности. Тогда перед владельцем машины встаёт извечный вопрос: «откапиталить» движок, купить контрактный мотор или просто переложить все заботы на кого-то другого, сменив транспортное средство целиком.
В большинстве случаев пробег современного двигателя до достижения критического износа основных его компонентов составляет от 150 до 250 тыс. км. Однако он может сильно варьироваться в зависимости от качества конструкции и условий её эксплуатации. Именно по этой причине для определения состояния мотора следует ориентироваться не только и не столько на показания одометра, сколько на косвенные свидетельства надвигающихся проблем. Мы насчитали 14 признаков того, что двигатель автомобиля скоро попросится на пенсию.
Предвестники больших проблем
Любой мотор стареет далеко не внезапно. Он верой и правдой служит многие годы и перемещает автомобиль в пространстве на десятки и сотни тысяч километров, пока основные элементы его конструкции не попросят замены или ремонта. При этом двигатель, как правило, будет всячески намекать владельцу машины о необходимости диагностики и скорейшего «лечения». Чем раньше вы заметите признаки грядущей «капиталки», тем проще и быстрее решите проблему: любая поломка мотора приводит к возникновению множества новых, что в конечном итоге и становится причиной полного выхода агрегата из строя.
Вялый разгон
В процессе эксплуатации автомобиля его двигатель постепенно теряет мощность, что негативно сказывается на динамических показателях. Это происходит как из-за естественного износа цилиндропоршневой группы и падения компрессии, так и по многим иным причинам, к примеру, из-за закоксовывания выпускного тракта или из-за детонации. Критическим состояние мотора условно можно назвать, когда динамика автомобиля снижается на 25% от заявленной. Не заметить это не сможет ни один водитель. Однако и причин вялого разгона может быть невероятное количество.
Низкое давление масла
О низком давлении масла в двигателе водителя информирует специальная пиктограмма на приборной панели. Причиной активации сигнализатора может быть как слишком сильное засорение фильтра или чрезмерное падение уровня жидкости в картере, так и действительно серьёзная поломка мотора. Засорение масляных каналов, поломка маслозаборной трубки, выход из строя редукционного клапана, неисправность масляного насоса, увеличенные зазоры между деталями двигателя вследствие сильного износа и разжижение масла охлаждающей жидкостью – вот лишь некоторые возможные причины низкого давления.
Высокий расход масла
Сильный износ поршневой группы мотора нередко сопровождается повышенным расходом моторного масла. Принято считать, что уровень масла не должен опускаться в картере от отметки max до отметки min на щупе за одну тысячу километров пробега. Этот расход действительно можно назвать запредельным. Скорее всего, ему будут сопутствовать и многие иные симптомы.
Неуверенный запуск
Низкая компрессия в одном или нескольких цилиндрах, возникающая вследствие неполного закрытия клапанов, поломки клапанных пружин, трещин в головке блока двигателя, сильного износа или залегания поршневых колец, приводит к неуверенному пуску двигателя и плавающим оборотам. Работать и запускаться такому мотору непросто.
Низкая компрессия
Для нормальной работы любого двигателя внутреннего сгорания требуется соблюдение целого ряда технических условий. В том числе для этого необходимо сжать в камерах сгорания до нужной величины топливовоздушную смесь. Отклонение параметра хотя бы на одну атмосферу в одном из цилиндров приводит к неровной работе двигателя, троению и падению мощности. Сильные расхождения в показателях компрессии – верный признак грядущей «капиталки».
Синий дым из выхлопной трубы
Густой синеватый дым из выхлопной трубы – признак того, что моторное масло попадает в камеры сгорания двигателя. Это происходит как из-за чрезмерного износа цилиндропоршневой группы, так и при выходе из строя резинометаллических маслосъёмных колпачков либо вследствие выработки на стержнях клапанов и в направляющих втулках. Во всех случаях без разборки и ремонта уже не обойтись. При этом масштабы бедствия могут быть как совсем незначительными, так и поистине плачевными.
Неровный холостой ход
Сильно изношенный мотор почти никогда не работает ровно и мягко. Обычно это следствие большой разницы степени сжатия в цилиндрах и симптомы износа в подшипниках двигателя. Никакая электроника не способна нивелировать такие огрехи.
Повышенный расход топлива
С механическим износом двигателя возрастает и потребление топлива – оно начинает расходоваться неоптимально. В первую очередь это проявляется при выработке в цилиндропоршневой группе и в кривошипно-шатунном механизме, а также при нарушении работы клапанов и неоптимальном температурном режиме мотора.
«Махровый» нагар на свечах
Свечи могут многое рассказать о состоянии двигателя. Особенно внимательно нужно отнестись к «махровому» нагару с заметными крупинками, напоминающими манку. Они – верный признак попадания масла в камеры сгорания через негерметичный пакет поршневых колец или сверху, по стержню клапана. Даже самые стойкие минеральные соединения в моторном масле в процессе работы мотора сгорают, оставляя после себя небольшие сероватые крупинки на электродах свечи. Чем их больше, тем ближе мотор к отставке на пенсию.
Сильная детонация
Сильная детонация возникает при неправильном режиме работы двигателя и является косвенным признаком механических проблем в моторе.
Стуки в двигателе
Стуки в моторе проявляются и звучат по-разному. Так, стук коленвала обычно глухой, он учащается при увеличении оборотов. Шатунные подшипники стучат на холостых оборотах и звучат более резко. Поршни звучат приглушённо, а поршневые пальцы – звонко. Все перечисленные стуки из недр мотора ничего хорошего не сулят.
Перегрев двигателя
Перегрев мотора часто возникает по причине негерметичности камер сгорания, является следствием подвисания клапанов, попадания продуктов горения в масляную магистраль или систему охлаждения. Нередко это следствие появления микротрещин в головке блока цилиндров.
Пробитие прокладок
Пробитая прокладка ГБЦ, попадание масла в охлаждающую жидкость или наоборот – почти гарантированный капитальный ремонт мотора. Если не устранить неисправность вовремя, перегрев двигателя приведёт к короблению головки или клину поршней, в лучшем случае – к повышенному износу и появлению задиров на зеркале цилиндров. Попадание охлаждающей жидкости в картер быстро выведет из строя вкладыши мотора.
Пульсация в газоотводящем шланге из картера
Пульсация в газоотводящем шланге свидетельствует о сильном прорыве газов из камер сгорания в картер. Пульсации увеличиваются в такт росту оборотов. На исправном моторе такой зависимости не наблюдается. Причина банальна – всё тот же износ поршневой.
Даже если вы заметили одну или несколько проблем из перечисленного списка, паниковать не стоит. Нередко за неисправность механической части мотора ошибочно принимают какую-то иную поломку, проявляющуюся схожими симптомами – это могут быть проблемы с электронной системой управления двигателем, системой выпуска или впуска, перебои с питанием и даже неисправность автоматической трансмиссии. Словом, без высококачественной комплексной диагностики вам точно не обойтись.
«Капиталить» или нет
А что делать, если диагноз подтвердился и ваш мотор доживает последние дни? Наиболее логичным решением проблемы выглядит так называемый капитальный ремонт двигателя. Он предполагает вовсе не проведение текущих регулировок, устранение мелких поломок или банальную замену фильтра и масла, и даже не обновление ремня ГРМ или притирку клапанов, а полный демонтаж агрегата и восстановление его эксплуатационных характеристик. Иными словами – замену или ремонт всех изношенных деталей и узлов. А значит, тянет за собой поистине фантастические суммы, которые тратятся на диагностику, покупку запасных частей и собственно работы. Мероприятие это действительно трудоёмкое, длительное и хлопотное.
Прежде чем решиться на глобальный ремонт, нелишним будет понять, насколько это целесообразно. Для этого нужно посчитать все затраты и выяснить стоимость «контрактного» мотора. Во многих случаях автомобилисты предпочитают не ремонтировать свой агрегат, а менять его на аналогичный, бывший в употреблении, именно по финансовым причинам. К примеру, 8-клапанный двигатель на «Логан» в неплохом состоянии можно купить за 25–30 тысяч рублей. Капитальный ремонт изрядно изношенного агрегата выльется в гораздо более серьёзную сумму. Самые ушлые автолюбители предпочитают не связываться с ремонтами и заменами, а просто продают пока ещё относительно живой автомобиль кому-то другому.
Причины быстрого износа двигателя
Ремонт двигателя представляет собой сложную поэтапную работу, выполнить которую может далеко не каждый человек. Ремонт строительной техники, ремонт дорожной техники и, конечно же, ремонт грузовой техники – это наиболее распространенные случаи ремонта именно двигателя, ведь многие владельцы спецтехники забывают о правильной эксплуатации и своевременном обслуживании двигателя, что и ведет к преждевременному износу двигателя.
Далее мы рассмотрим причины, по которым чаще всего происходит преждевременный износ двигателя:
1. Первой наиболее распространенной причиной износа двигателя является несвоевременная замена масла и масляного фильтра. Со временем свойства масла изменяются, оно может стать более вязким и образовать отложения на различных деталях двигателя. Зачастую несвоевременная замена масла может привести к очень сильным осложнениям, что может вызвать необходимость капитального ремонта. Некачественное масло резко уменьшает эксплуатационный срок двигателя, да еще и делает обслуживание и ремонт двигателя затрудненным. Некачественное масло, по сути, не выполняет своего основного предназначения. Оно не позволяет предотвращать образование задиров на высоконагруженных деталях, кроме того поверхность таких деталей будет постепенно разрушаться, из-за потери маслом необходимых свойств и присутствия в нем взвеси твердых частиц. Во многих случаях ремонт двигателей камаз, привезенных в сервисный центр БЭСТТМ, потребовался именно из-за использования некачественного масла. Одновременно с этим стоит отметить, что ремонт двигателей грузовых автомобилей других марок также представляется сложным, когда газораспределительный механизм или, например поршневые кольца подвержены сильному разрушению. Очень часто обслуживание и ремонт двигателя сводиться к замене деталей, которые из-за некачественного масла приходили в негодность. Если учитывать что некачественные масла активно выделяют смолистые отложения то, будет не сложно догадаться о том, что эти отложения могут способствовать сначала закупориванию масляных каналов, а затем ускорить износ деталей, ведь в этом случае пары трения остаются без смазки, что и вызывает частое заклинивание и образование задиров. Если детали двигателя сильно изношены, то здесь поможет капитальный ремонт двигателей Камаз, который частенько требуется до срока из-за простейшего несоблюдения правил обслуживания масляных фильтров. Задиры также могут образовываться вследствие неправильного подбора масла по двигателю и классу. Например, когда необходимо использовать масло класса SH/CD, а используется более дешевое масло класса SF/CC.
2. Плохое техническое состояние воздушного или топливного фильтра. В случае, когда найдены дефекты или видимые механические повреждения. Ремонт грузовиков из-за износа деталей часто производится вследствие попадания абразивных частиц в двигатель, что очень плохо сказывается на работе и ресурсе цилиндров и поршневых колец.
3. Несвоевременная диагностика и ремонт двигателя приводит к тому, что приходится осуществлять замену многих деталей, а иногда просто выгоднее купить новый двигатель нежели ремонтировать старый. Если неисправности двигателя устраняются с большим запозданием, то повышенный износ деталей обеспечен. В качестве примера приведем стучащий распределительный вал, который является источником сильного износа системы смазки, ведь вследствие неправильной работы вала она загрязняется металлическими частицами.
4. Капитальный ремонт двигателя, который неизбежен в случае неверной установки угла опережения зажигания – это очень дорогое удовольствие. Кроме этого существует еще масса причин, по которым износ деталей ускоряется, например, из-за применения некачественных свечей зажигания. Износ деталей двигателя может возникнуть из-за перегрева двигателя, который, в свою очередь, вызовет неисправности в системе охлаждения, и, соответственно, деформации головки блока цилиндров. В некоторых случаях возможно образование трещин. Ремонт дизельных двигателей в большинстве случаев требуется из-за прогорания поршней, или деформации топливной аппаратуры. Здесь также важно отметить, что ремонт дизельных двигателей требует большого мастерства.
Необходимость осуществлять срочный ремонт дизельных двигателей и преждевременный капитальный ремонт двигателя – это все следствия повышенного износа деталей, которые чаще всего работают нормально, но слишком быстро изнашиваются вследствие их неправильной эксплуатации. Ремонт грузовиков, у которых масляные фильтры двигателя забиты – это один из классических случаев, которых, по сути, быть не должно при правильном подходе к обслуживанию автомобиля.
Для того, чтобы ваша техника была всегда в исправном состоянии, вы можете заключить с сервисным центром БЭСТТМ договор о плановом техническом обслуживании вашей техники. Это позволит вам сэкономить ваше время, нервы и деньги, так как, доверяя обслуживание и ремонт вашей техники нам, вы застрахованы от некачественного ремонта и неизвестных запчастей, а ваша спецтехника всегда готова к работе. Также возможно проведение ремонта спецтехники в кредит.
Ремонт автомобилей в кредит чаще всего оправдывается, когда речь идет о ремонте двигателя. Во многих случаях капитальный ремонт двигателя необходим, и вот тогда авто ремонт в кредит спасает положение заказчиков в сложной финансовой ситуации. Неважно износ деталей, какого двигателя произошел, ведь ремонт двигателей ямз, как и ремонт камаз или ремонт двигателей зил будет недешевым удовольствием. Ремонт камаз требует хорошей профессиональной подготовки, в некоторых случаях ремонт дизельных двигателей не сможет осуществить простой человек без высшего технического образования.
Большое влияние на износ двигателя оказывает интенсивность использования ресурсов коленчатого вала. Если двигатель преимущественно работает на высоких оборотах, то его рабочий ресурс может упасть на 20-30%. Если двигатель работает на запредельных оборотах, то детали двигателя существенно изнашиваются и здесь диагностика и ремонт двигателя станут необходимостью, без которой вам не обойтись. Около 70% износа получает двигатель, когда его запуск осуществляется в холодном режиме. Еще больший износ деталей добавляет некачественное масло, или масло несоответствующего класса.
Обслуживание и ремонт двигателя должны осуществляться своевременно, если вы конечно, не хотите платить за дорогостоящий капитальный ремонт двигателя, который вам придется сделать ведь несоблюдение правил обслуживания и эксплуатации двигателя – это главная причина ускоренного износа деталей и общего износа двигателя. Наряду с ремонтом двигателя не стоит забывать, что к примеру ремонт грузовых кпп, также требует существенных денежных затрат, так почему бы не соблюдать простые правила обращения с техникой?!