46 зарубежных автобрендов прекратили продажи в России
alt=»zahav.ru» width=»32″ height=»32″ />
В течение 2022 года российский авторынок лишился автомобилей 46 зарубежных компаний. Об этом пишет РБК. По данным ассоциации «Российские автомобильные дилеры» (РОАД), из 60 брендов только 14 продолжают работать в России. Из них три — российские производители (Lada, ГАЗ и УАЗ).
Как сообщили в РОАД, оставшиеся 11 компаний — китайские. В настоящий момент у официальных дилеров можно купить автомобили марок Chery, Haval, Geely, Jac, Faw, Dongfeng, Changan, Exeed, Gac, Foton и Omoda. При этом в ассоциации не упомянули как минимум о трех автопроизводителях, которые сейчас доступны на российском рынке. Речь идет о двух марках — возрожденном «Москвиче» и электрическом Evolute, а также о китайском Skywell.
Помимо этого, в конце года ожидается запуск еще одного бренда из КНР — Great Wall Motor, который представит на отечественной площадке свои внедорожники Tank 300 и Tank 500.
Читайте также
Автомобили ушедших компаний сейчас доступны на сером рынке благодаря механизмам параллельного импорта. Список брендов, доступных для ввоза в страну без официального разрешения производителя, регулирует Минпромторг. На сегодняшний день частные дилеры могут привезти в Россию автомобили Volkswagen, Skoda, Nissan, BMW, Jeep, Chrysler, Cadillac, Mercedes-Benz, Rolls-Royce, Bentley и других компаний.
Комментарии, содержащие оскорбления и человеконенавистнические высказывания, будут удаляться.
Какие автобренды ушли из России, кто пытается остаться: статус на ноябрь
Россию один за другим покидают популярные автобренды. Источники на ряде оставшихся предприятий уверяют, что решения по своему будущему в России большинство компаний примет до конца 2022 года. Однако ситуация может измениться в любой момент и в любую сторону. Разбираемся, кто ушел, кто старается остаться, кто может стать следующим и что будет с освободившимися производственными мощностями.
Renault: уход в мае
В мае российские активы группы Renault перешли в государственную собственность. Доля компании в АвтоВАЗе перешла ФГУП «НАМИ», а завод «Рено Россия» получила Москва. 100% акций ЗАО «Рено Россия» получило правительство столицы, а 67,69% акций автоконцерна АвтоВАЗ перешли в собственность ФГУП «НАМИ». При этом оставшиеся акции автоконцерна АвтоВАЗ пока сохраняет ГК «Ростех».
Передача активов предусматривает опцион на шесть лет — это срок, в течение которого французы cмогут принять решение по выкупу акций обратно. Речи о возврате доли в АвтоВАЗе при этом не идет. Как заявил гендиректор и президент концерна Renault Жан-Доминик Сенар, Renault ушла из России так, чтобы в перспективе иметь возможность вернуться, если ситуация изменится. Возвращение, по его оценкам, будет стоить столько же, сколько пришлось потерять во время ухода, — €2,3 млрд.
После ухода бренда автомобили Renault начали обслуживать и чинить по гарантии дилеры Lada под контролем АвтоВАЗа. В 2023 году части дилеров Renault предложили стать частью сети Lada.
Что будет вместо Renault
На мощностях завода власти приняли решение выпускать автомобили под возрожденной маркой «Москвич». На развитие «Москвича» выделили 5 млрд руб. Такое соглашение подписали власти Москвы и ПАО «КАМАЗ». Обе стороны вложат в проект по половине обозначенной суммы. Выделенные средства потратят на «локализацию узлов и компонентов и адаптацию производственных мощностей. Какие именно автомобили будут выпускать под маркой «Москвич», пока не известно. В мэрии пообещали начать производство в декабре 2022 года и до конца года выпустить первые 600 машин, треть из них должны быть электрокарами. Ожидается, что машины будут использовать в том числе для такси и каршеринга, а партнером предприятия выступит одна из китайских компаний.
Toyota и Lexus: отказ от производства в сентябре
В конце сентября Toyota приняла решение полностью прекратить производство на заводе «Тойота Мотор» в Санкт-Петербурге.
Здесь выпускали Toyota Camry и RAV4, а инвестиции в открытие и развитие завода составили порядка 38 млрд руб. Компания остановила работу завода 4 марта 2022 года из-за нарушений в логистических цепочках поставок ключевых материалов и деталей. Вплоть до сентября сотрудники находились в режиме простоя и получали две трети зарплаты. Вместе с Тоуоta ушел и премиальный бренд марки Lexus, у которого собственного производства в России не было.
Как сообщили в японской корпорации, Toyota оптимизирует свою структуру в России и продолжит работу с фокусом на поддержку дилерской сети для обслуживания существующих клиентов Тоуоta и Lexus. Операционная деятельность московского офиса «Тойота Мотор» будет оптимизирована и реструктурирована с фокусом на поддержку дилерской сети для продолжения обслуживания клиентов Тоуоta и Lехus в России.
Что будет вместо завода Toyota
Пока не известно, что будет с мощностями предприятия: Toyota ищет покупателей, которые приобретут завод. Однако эксперты сомневаются, что в ближайшее время на освободившиеся мощности придут инвесторы, которые захотят производить на этой площадке автомобили.
Nissan: уход в октябре
Японский автопроизводитель Nissan заявил о том, что полностью сворачивает деятельность в России и передает активы государственным структурам 11 октября.
Такое решение не стало неожиданностью, поскольку бренд входил в концерн Renault-Nissan-Mitsubishi. Поэтому уход вслед за Renault казался вопросом времени. Nissan собирал на заводе в Петербурге внедорожники Qashqai, X-Trail и Murano, мощность предприятия составляла 100 тыс. автомобилей в год. Новым собственником предприятия стало ФГУП «НАМИ», ему достался и завод, и научно-исследовательский центр в Санкт-Петербурге, а также департамент продаж и маркетинга, находящийся в Москве.
Что будет вместо Nissan
Государство намерено поддержать предприятие, только вот что там будут производить, пока непонятно. По словам главы Минпромторга Дениса Мантурова, пока главная задача — сохранить сам завод и рабочие места. Он заявил, что предприятие сохранит работоспособность: ключевые компетенции, производственный цикл и рабочие места (а это около 2 тыс. сотрудников предприятия). При этом у НАМИ будет возможность привлекать другие компании в качестве производственных партнеров, создавать совместные предприятия. Близкие к заводу источники ожидают, что партнером опять-таки может стать китайский бренд.
Mercedes-Benz: уход в октябре
В конце октября Mercedes-Benz также заявил об уходе — завод компании в России проработал всего три года. Его построили в России в 2019 году. Площадь предприятия составила 85 га, а инвестиции в строительство, оборудование и обучение персонала превысили 19 млрд руб. Бренд долгое время не мог решиться на инвестиции в локализацию производства, поскольку спрос на автомобили марки всегда оставался стабильным. В итоге, подписав с государством специнвестконтракт, немецкий автобренд оказался под сильным давлением российских властей.
На предприятии в подмосковном Есипово в разное время, в зависимости от доступности электрокомпонентов, собирали cеданы E-Class, кроссоверы Mercedes-Benz GLC, GLE и GLS. Остальные автомобили в Россию импортировали.
Что будет вместо Mercedes-Benz
Всю собственность немецкого бренда в России получил локальный инвестор, один из дилеров немецкой марки — компания «Автодом». В уходящем Mercedes-Benz заверили, что сохранят послепродажное обслуживание, а на заводе сохранят рабочие места. Как рассказали в Минпромторге, новый собственник сможет привлекать другие компании в качестве производственных партнеров для организации совместного производства на базе завода в индустриальном парке «Есипово». Нового технологического партнера поможет подобрать Минпромторг.
При этом представитель Национального автомобильного союза (НАС) Антон Шапарин обратил внимание, что завод в данном случае представляет собой только «голые стены». Чтобы запустить производство, новому предприятию необходимо будет вложиться в развитие компетенций и оборудование.
Ford: уход в октябре
Буквально через несколько часов после официального заявления Mercedes-Benz о таком же решение сообщил еще один автобренд — Ford. В России марка работала совместно с «Соллерс Авто», в числе партнеров которой значатся Mazda и Isuzu. Как сообщила пресс-служба компании, Ford продал свою долю (49%) «Соллерс Авто». В России Ford продавал небольшие коммерческие фургоны Ford Transit, которые использовали том числе как пассажирский транспорт, а также для работы в скорой помощи.
По словам представителя НАС Яна Хайцеэра, в текущих условиях российский рынок для Ford не столь большая потеря. В отличие от «Соллерс».
«Объемы продаж Ford в России были невелики. В России у них был свой сборочный конвейер и все. От этого ухода больше пострадает «Соллерс», потому что ему нужны партнеры. Также встает вопрос, а кто будет производить те же автомобили скорой, кто их будет поставлять, кто ремонтировать. Да, у нас есть «газели», но им тоже будет сложно без моторов Mercedes. Автобусов мы, конечно, можем насобирать, если будет господдержка. Но кто знает, какого они будут качества при отсутствии конкуренции», — отметил Хайцеэр.
Mazda: в ноябре закроют и продадут завод ПАО «Соллерс»
О том, что японская Mazda планирует в ближайшее время прекратить производство своих автомобилей в России, стало известно в конце сентября. Об этом сообщало издание Nikkei, по его информации, Mazda вела переговоры с ПАО «Соллерс» о прекращении производства в России. Совместное предприятие во Владивостоке было запущено в 2012 году и выпускало внедорожники Mazda CX-9, кроссоверы Mazda CX-5 и седаны Mazda 6.
В ноябре эти слухи полностью подтвердили данные из годового финансового отчета бренда для инвесторов. В нем компания подтвердила подписание соглашения о передаче своих активов в Владивостоке в пользу ПАО «Соллерс»: оно было подписано 24 октября 2022 года. Сумма сделки составила символический 1 евро, при этом вся доля, принадлежавшая Mazda, в ближайшее время перейдет в собственность ПАО «Соллерс» — как только будет получено одобрение со стороны регулирующих органов.
Важно понимать, что выход Mazda из совместного предприятия с Sollers не означает полного прекращения деятельности компании в России. Официальное представительство ООО «Мазда Мотор Рус», которое занимается поставками автомобилей и запчастей, отвечает за гарантийное обслуживание, маркетинг и работу с дилерами, об изменениях в работе не объявляло. Таким образом, все, что не связано непосредственно с производством во Владивостоке, продолжает функционировать в том же режиме.
При этом в соглашении предусмотрена возможность обратного выкупа активов японской стороной в течение ближайших трех лет по той же цене в 1 евро. На данный же момент убытки Mazda от продажи своей части завода оцениваются в 12 млрд японских иен, что эквивалентно $82,3 млн или 5 млрд рублей.
Isuzu: в ноябре заявили о возможности прекращения производства
В начале ноября представители японского автоконцерна Isuzu признали, что рассматривает возможность ухода с российского рынка. Об этом было объявлено на пресс-конференции, посвященной результатам текущего финансового года, передает агентство Kyodo. Isuzu может пойти на такой шаг из-за невозможности поставок компонентов на мощности своего ульяновского автозавода (АО «Исузу Рус»). Это предприятие простаивает с весны нынешнего года.
Kia и Hyundai: производство стоит
Производство обоих корейских брендов в Санкт-Петербурге остановлено, и официальных новостей с заводов не поступает. Иногда информация о возможных планах по вариантам развития событий появляется в иностранных СМИ. Например, недавно корейское издание Dong-a ilbo сообщало, что Hyundai рассматривает возможность продажи своего российского завода. Но издание подчеркнуло, что это лишь один из обсуждаемых сценариев.
О том, что Kia может приостановить производство автомобилей, говорил в интервью Bloomberg вице-президент компании У-Чон Чу. Он подчеркнул, что из-за сложности в организации поставок Kia может сохранить в стране лишь структуру по техническому обслуживанию машин. Производитель считает, что в 2023 году в России может усилиться неопределенность, которая негативно отражается на автомобильном рынке. Но окончательных заявлений не было, и заводы до сих пор находятся в простое.
Volkswagen Group: заводы не работают
В Volkswagen Group входит несколько популярных в России брендов, часть из которых локализована в России. Так, в Калуге производят автомобили Volkswagen и Skoda, также там построен завод по выпуску двигателей Volkswagen. По словам близких к заводу источников Autonews.ru, в режиме простоя эти предприятия могут находиться до конца года, после чего компания примет решение по своему будущему в России. Ранее VW пришлось закрыть свое подразделение в Нижнем Новгороде, где бренд работал совместно с группой ГАЗ.
Также в России представлены другие входящие в группу бренды, но локального производства у них нет, это, например, Audi, Porsche, Bentley. Отдельных заявлений от них вне группы ждать явно не стоит.
Концерн Stellantis и Mitsubishi: производство стоит
Stellantis на предприятии «ПСМА Рус» в Калужской области выпускал автомобили брендов Peugeot, Citroen и Opel. В том числе Peugeot 408, Peugeot Traveller, Peugeot Expert, Peugeot Partner (фургон) и Peugeot Partner Crossway (компакт-вэн), Opel Combo Cargo (фургон), Opel Combo Life (компакт-вэн), Opel Zafira Life (микроавтобус) и Opel Vivaro (фургон), Citroen С4 (седан), Citroen SpaceTourer, Citroen Jumpy, Citroen Berlingo Multispace (компакт-вэн) и Citroen Berlingo (фургон). Начиная с весны завод также не работает и заявлений от компании не поступает.
Входящий в «ПСМА Рус» Mitsubishi Motors производил там кроссоверы Outlander и внедорожники Pajero Sport. Пока бренд также хранит молчание.
Какие автомобили перестанут поставлять в Россию после 1 августа
Автомобили Hyundai, Kia и Jeep могут перестать поставлять в Россию
На российском авторынке станет меньше доступных для покупки моделей, а за автомобили с объемными моторами придется платить на сотни тысяч рублей больше из-за новых ставок утилизационного сбора, которые вступят в силу 1 августа. Об этом «Газете.Ru» рассказал основатель компании «РоговМобиль» Дмитрий Рогов. Его компания специализируется на доставке «под ключ» машин из Южной Кореи, Европы и Японии.
Чужой палисад
«В России популярна модель Hyundai Palisade, таких машин много привозят. У нее есть версии с моторами V6 объемом 3,5 литра и 3,8 литра. Это модель с классическим «автоматом» — старая школа, многие такой автомобиль хотели бы, особенно на севере страны. Однако этот вариант точно уйдет с рынка, потому что сильно подорожает», – рассказывает Рогов.
Еще один популярный семейный корейский минивэн, Kia Carnival с атмосферным двигателем 3,5 литра, подорожает примерно на 1 млн рублей и тоже перестанет пользоваться спросом у россиян,
уверен собеседник. В число моделей, которые потеряет рынок России, войдет также внедорожник Jeep Grand Cherokee с объемом двигателя 3,6 литра, говорит он.
Судя по открытым данным классифайдов, сейчас такие Kia Carnival и Hyundai Palisade стоят от 4,5 млн рублей. Помимо них частники ввозят в Россию множество популярных моделей с объемом мотора от 3.0 литров, включая минивэн Hyundai Staria, внедорожник Toyota Land Cruiser 300, седан Toyota Camry, кроссоверы Volkswagen Touareg, Lexus RX 350, Hyundai Santa Fe, Kia Mohave, Sorento и прочие. Эти машины более востребованы, они не относятся к нишевым, но цена на них вырастет на 1 млн рублей и выше, полагает эксперт.
«Те же самые Geely Tugella и Monjaro у нас уже в 1,5 раза дороже, чем в Китае. Изменения на валютном рынке и повышение утильсбора уже дали результат:
продавцы активно переписывают ценники, и осенью клиенты почувствуют разницу по полной программе.
Другое дело, если мы говорим об очень дорогих автомобилях, таких как Audi RS Q8, которые стоят дороже 10 млн рублей. Кто может позволить себе потратить такую сумму и хочет именно такую машину, тот сможет заплатить и на миллион больше», – отмечает Рогов.
Математика утиля
По обновленным ставкам утильсбор для юридических лиц за машину с объемом мотора от 3.0 литров составит 970 тыс. рублей вместо 259,6 тыс. рублей, а от 3,5 литра — 1,2 млн рублей, хотя по прежней ставке платить требовалось почти втрое меньше — 445 тыс. рублей. За машину с двигателем объемом до 2.0 литров утильсбор вырастет со 178,4 тыс. до 300 тыс. рублей; от 2.0 до 3.0 литров – с 281,6 тыс. до 844 тыс. рублей.
По электромобилям самый серьезный скачок сбора – в 10 раз: с 32,6 тыс. до 360 тыс. рублей вне зависимости от мощности.
Закрывается и лазейка, по которой дилеры растамаживали по низкой ставке автомобиль на физлица — если ввезенная иномарка будет продана частником в течение трех лет, то ему придется оплатить утильсбор по ставке юрлица. Более того, для машин с мотором свыше трех литров (они правительством относятся к премиальным) с физлица попросят повышенную оплату утиля, как для юрлиц.
Средняя стоимость автомобилей премиум-сегмента вырастет примерно на 1 млн рублей,
соглашается с Роговым директор по продажам автомобилей с пробегом групп компаний «Автодом» и «АвтоСпецЦентр» Владимир Желобов.
«Из-за повышения утилизационного сбора будет невыгодно ввозить автомобили, у двигателей которых большой литраж. Например, это модели BMW X5, Mercedes-Benz GLS. То есть все автомобили, утильсбор на которые составит 1 млн рублей и более», — говорит Желобов.
По его словам, после повышения валютного курса с 80 до 100 рублей за евро автомобили прибавили 20% к стоимости, это препятствует органичному развитию автобизнеса и приводит к недостатку поступлений автомобилей по системе trade-in. Кроме того, в объявлениях начинают доминировать автомобили с пробегом с внутреннего рынка, срок владения которых существенно вырос, а качество снизилось, отмечает представитель дилерского холдинга.
Средний чек — 3 млн рублей
Если в первой половине 2023 года средневзвешенная цена нового легкового автомобиля в России составляла 2,7 млн рублей, то из-за новых ставок утильсбора она вырастет минимум на 10% и приблизится к 3 млн рублей. Об этом «Газете.Ru» рассказал исполнительный директор аналитического агентства «Автостат» Сергей Удалов.
«Средневзвешенная цена к концу года может вырасти минимум на 10%. Будет расти доля китайских производителей, и они будут повышать цены, но, возможно, не так быстро, как дорожает валюта», — сказал Удалов.
Львиная доля рынка автомобилей с моторами от 3.0 литров – это премиум-сегмент, поэтому повышение цен на 1-1,2 млн рублей не отпугнет большинство потенциальных покупателей таких машин, считает автоэксперт Игорь Моржаретто.
«Сильнее волнует ситуация с автомобилями с агрегатами 1.0-2.0 литра, в этом сегменте повышение цен на 120 тыс. рублей – это достаточно болезненно», – отмечает Моржаретто.
Дилерам стало невыгодно привозить по параллельному импорту автомобили дешевле 1,5 млн рублей из-за высоких затрат на логистику, из-за которых конечная стоимость машины окажется очень высокой, указывает директор по маркетингу АГ «Авилон» Андрей Каменский.
«Средняя стоимость нового автомобиля сегодня на рынке составляет около 2,5 млн рублей. Конечно, можно ожидать, что новые автомобили в целом к концу года еще подорожают. На это повлияет не только утильсбор, но и колебания курса валют. Цены могут повыситься в среднем на 10%», – прогнозирует он.
В июле высокий спрос на новые автомобили был обусловлен их скорым подорожанием, считает независимый консультант по автопрому Сергей Бургазлиев.
«Предполагаю, что когда машины, контрактованные после даты введения нового утильсбора, придут к нам в октябре, тогда мы увидим реальную ситуацию. Сейчас есть ощущение, что машины подорожают на 8-12% в зависимости от сегмента. Продавцы не станут отказываться от части своей прибыли, поэтому и будут увеличивать цены, что ляжет на плечи покупателей», — добавил собеседник.
Оглашаем весь список. Какие иностранные автопроизводители ушли из России, и кто их заменит
Грустная статистика российского авторынка: по данным агентства «Автостат», в октябре по сравнению с этим же месяцем прошлого года продажи автомобилей в России упали в 2,5 раза. Больше всего рухнули продажи популярных европейских, американских, японских и корейских марок.
Виной всему уход иностранных автогигантов. Давайте же разберемся, что творится сейчас в российском автопроме, какие компании ушли, кто и с чем пришел им на смену и что будут выпускать на тех заводах, где раньше собирали популярные иномарки.
БЕЗ «ПРЕМИАЛЬНОЙ ТРОЙКИ»
Начнем с топовой немецкой тройки. Самая продаваемая в России премиальная марка — BMW. Машина когда-то позиционировалась для «конкретных пацанов», под стать были и народные прозвища — бэха, бумер. Брутальные очертания подчеркивает решетка радиатора, выполненная в форме раздувающихся ноздрей.
В России «бэхи» собирали на заводе «Автотор» в Калининграде. Там выпускали седаны 3-й, 5-й и 7-й серий, а также кроссоверы Х1, Х3, X5 и X6. Однако в марте компания объявила о сворачивании бизнеса в России и выпуск «бумеров» прекратился.
Следом в рейтинге премиум-продаж идет Mercedes-Benz. Машина-мечта. В советские времена была у Высоцкого, а в 90-е в люксовых моделях этой марки мягко покачивались руководители преуспевающих предприятий и короли преступного мира. Кто ж не помнит легендарный «шестисотый мерин»?
В России компания владела заводом в деревне Есипово Солнечногорского района Московской области, где выпускала седаны Е-класса, а также кроссоверы GLE, GLC и GLS. Но в марте этого года головная компания заявила о прекращении бизнеса в России. Поставки из-за границы прекратились. А в октябре концерн начал процедуру продажи завода одному из своих российских дилеров, компании «Автодом». Что здесь будут теперь выпускать, пока не объявляют.
Замыкает немецкую тройку марка Audi. В России они не выпускались, все поставки шли по импорту. Теперь поставки прекращены — об этом еще в феврале сообщил концерн Volkswagen AG (VAG), в который входит Audi.
«ШКОДУ» ЖАЛКО
Не будут в наши салоны поставляться и другие марки группы VAG. Это вошедшая в фольклор Porsche («С милым рай и в шалаше, если милый на «Порше»), мечта мажоров Lamborghini и предел желания их родителей — Bentley.
Капут на российском рынке наступил не только премиальным иномаркам. Volkswagen и Skoda (тоже входят в концерн VAG) выпускались на предприятиях в Калуге (Volkswagen Tiguan, Volkswagen Polo и Skoda Rapid) и Нижнем Новгороде (Volkswagen Taos, Skoda Octavia и Skoda Kodiaq). Их выпуск уже несколько месяцев как остановлен.
— Мне особенно жалко «Шкоду», — поделился гендиректор аналитического агентства «Автостат» Сергей Целиков на недавней онлайн-оперативке. — Такие классные машины, так долго завоевывали любовь россиян, и сейчас наблюдать, как это все сворачивается, слеза наворачивается на глаза.
Ушли и американцы — компании General Motors (Cadillac, Chevrolet) и Ford. В последнее время они работали только по импорту: GM закрыла российское производство Chevrolet еще в 2015 году, а Ford остановил свой завод во Всеволожске Ленинградской области в 2019-м. Американцы вышли из совместного предприятия с российской компанией Sollers, зарезервировав за собой право вернуться в течение 5 лет, если жизнь наладится.
Внешне мягче всех выглядел исход корпорации Stellantis, выпускающей такие популярные бренды как Peugeot, Citroen, Opel, Fiat, Jeep. Они чаще других говорили, что не уходят, а «приостанавливают». Однако будем реалистами: новых машин от производителей нет, и автосалоны распродают складские остатки.
— Даже если кто-то говорит, что хочет вернуться, как, например, концерн Stellantis, то срок они называют не ранее 4-го квартала 2023 года, — говорит Денис Решетников, руководитель дилерского направления автосалонов Fresh Auto. — Я не понимаю, откуда берется такая дата, поэтому при планировании бизнеса с вероятностью 98% считаю, что это просто фигура речи, эквивалентная заявлению об абсолютном уходе, и на эту компанию не рассчитываю — так же, как и на тех, кто прямо заявил об уходе.
В России корпорация владела предприятием «ПСМА Рус» в Калуге, где собирали Peugeot 408 и Citroen C4.
УЙТИ ПО-КОРЕЙСКИ
Японцы и корейцы тоже потянулись на выход.
— Toyota и Lexus в сентябре 2022 года сообщили о прекращении производства, — рассказал Алексей Тузов.
По утечкам в СМИ, Toyota ищет покупателей на свой завод в Санкт-Петербурге (в поселке Шушары), где выпускались Camry и RAV4.
Также в сентябре компания Nissan продала свой завод в Санкт-Петербурге (поселок Парголово) — он перешел в российскую госсобственность и передан в оперативное управление НАМИ. До закрытия там выпускали Nissan Quashqai, Nissan X-Trail и Nissan Murano. Обслуживание автомобилей этой марки и поставку запчастей, по информации Минпромторга, будет обеспечивать наш АвтоВАЗ (он взял на себя и обслуживание автомобилей Renault).
Приостановил (читай — остановил) поставки и производство на калужском заводе «ПСМА Рус» концерн Mitsubishi. В Калуге собирали популярные кроссоверы Outlander.
Последний гвоздь в крышку гроба японского автопрома в России вбила Mazda. Корпорация решила уйти из страны и передать активы российской группе «Соллерс». Свою долю в предприятии во Владивостоке (там собирали кроссоверы Mazda CX-9 и Mazda CX-5, а также седан Mazda 6) японцы решили отдать российскому партнеру за символический 1 евро, сохранив право обратного выкупа в течение трех лет. Сделка может быть полностью завершена к концу ноября.
С корейскими автомобилями дела не лучше.
— Производство наиболее востребованных на российском авторынке Kia и Hyundai на сегодняшний день остановлено, — говорит Алексей Тузов.
Оба бренда выпускает корпорация Hyundai Motor Company. В России машины собирали в Санкт-Петербурге (Hyundai Solaris, Hyundai Creta, KIA Rio) и на калининградском заводе «Автотор» — широкая линейка KIA: Ceed, Sportage, Sorento, Cerato. Корейская корпорация как раз из тех, кто избегает прямо говорить об уходе. В прессе звучат слова «возможно», «один из вариантов».
— Они говорят о приостановке, а не об уходе, но будем смотреть на вещи здраво: поставок нет, производство выключено, ясных перспектив на следующий год не просматривается, , — говорит Денис Решетников.
ЧТО ПРИДЕТ НА СМЕНУ ИНОМАРКАМ
Что будут выпускать вместо всех этих иномарок — с этим пока никакой ясности. Наиболее понятная ситуация только с наследием Renault. Тольяттинская площадка компании отошла под нашу Lada (с ней все ясно, в этом обзоре ее даже не будем касаться), а на заводе «Москвич» обещают выпускать электромобиль. Какой именно — пока официально не объявлялось. Наиболее вероятно, что это будет нечто на базе китайского JAC, но с эмблемой столичного автозавода. В кооперации участвуют также КамАЗ и НАМИ.
На других оставшихся после иностранцев предприятиях ничего не производится, а будущее — в тумане. И не только потому, что даже те сделки, о которых объявлено, как о свершившемся факте (продажи «Nissan», «Mercedes-Benz» и «Mazda»), юридически не завершены. Просто нет охотников идти на наш рынок.
Освободившиеся площадки займут, скорее всего, китайские компании — а больше и некому. Так, например, площадку Nissan в Санкт-Петербурге планировала освоить китайская компания FAW.
Впрочем, китайцев на все наши заводы может и не хватить.
— Все компании, которые хотели работать в России, уже сделали это, — сказал «КП» автоэксперт, партнер аналитического агентства «Автостат» Игорь Моржаретто. — У нас представлены Great Wall Motor (выпускает Haval), Chery и Geely. Первые две — негосударственные компании и не связаны с западным бизнесом. Они могут проводить достаточно независимую политику и работать в России. Geely — также негосударственная компания, но по бизнесу тесно завязана на США, поэтому ожидать от нее повышения активности, например, создания предприятий в России, не стоит. Эта тройка будет расширять свой модельный ряд. Но ожидать прихода других крупных китайских игроков нет оснований, поскольку они сильно связаны с европейскими и американскими компаниями и потому вынуждены действовать с оглядкой.
По информации Алексея Тузова, на бывшем заводе Nissan в Санкт-Петербурге может развернуться производство не «китайцев», а российских электромобилей E-Neva. Это разработка Обуховского завода (входит в оборонный концерн «Алмаз-Антей»), который специализируется на изготовлении командных пунктов для ракетных войск. У чистой «электрички» запас хода 463 км, а у гибридной модификации (газ + электричество) целых 1000 км! Это похоже, мировой рекорд — от Москвы до Бреста на одной заправке! Молодцы оборонщики, забили Маску баки.
Правда, в серию этот автомобиль пойдет не скоро, да и не факт, что на ниссановском заводе. Но то, что это будет Питер — как говорится, сто пудов. Где еще собирать машину с названием «Нева».
Более реальный российский электрокар — это Evolute, его производят на Липецком заводе электромобилей. Уже выпущено 400 машин, их можно купить у официальных дилеров. Однако цены! Кроссовер i-Joy — 3,5 млн руб., седан i-Pro — 3 млн. руб.
На производство отечественной продукции нацелились и в Калининграде. Завод «Автотор», еще недавно выпускавший 25 различных моделей BMW, Kia и Hyundai, после нескольких месяцев простоя планирует освоить в кооперации с «Росатомом» выпуск электромобилей и ключевых узлов — аккумуляторов и электродвигателей.
«НАСТОЯЩИЙ ПРЕМИУМ УШЕЛ БЕЗВОЗВРАТНО»
Оставшегося запаса фирменных иномарок хватит как минимум до конца года, а то и дольше. Автосалоны взвинтили цены, а у народа покупка нового автомобиля в шкале ценностей если и занимает первое место, то с конца. Поэтому практически все привычные иномарки есть в продаже, причем не только прошлого, но и 2022 года выпуска.
И все же не обошлось без потерь.
— Настоящий премиум ушел безвозвратно, — говорит Денис Решетников. — Китайцы молодцы, подтягиваются год от года, но реально заместить рафинированный немецкий премиум они не смогут. Я говорю об уровне «Мерседеса» класса S. А вот средний сегмент премиальности, например, KIA-Sorento или Lexus, китайцы вполне могут заменить. Нам очень многие сдают свои «лексусы» и «тойоты», говорят: «Ребята, боимся проблем с запчастями, заберите, возьмем китайский». Какой-нибудь Exeed купят — и нормально. Так что массовый сегмент китайцы закрывают хорошо — их машины вполне на уровне Honda CRV, Toyota RAV4, Nissan Quashkai и даже Mersedes GLA. Они красивые, современные, хороши по мультимедиа, по тактильным свойствам — приятно рукой провести. Да и едут вполне себе.
Последний писк китайской моды — это кроссовер Omoda C-5 (компания Chery). Весь такой футуристический, эргономичный, со спортивными сиденьями, напичканный электроникой, как робот-портье в китайском отеле, и разными огонечками, как светомузыка на дискотеке 70-х. Цена — 2,5 млн рублей.
— Буквально за один месяц создалась дилерская сеть этого бренда — 73 дилерских центра, это потрясающий рекорд, — сказал Сергей Целиков.
Еще одна китайская новинка — полноприводный внедорожник Tank концерна Great Wall. Официально его еще не поставляют, и на волне ожидания частники предлагают его, например, во Владивостоке за 5,7 млн рублей. При том, что в Китае в пересчете на наши деньги он стоит 1,5 млн, сообщают автолюбители в комментариях к этой обдираловке.
— Tank позиционирует себя как люксовую модель, — говорит Решетников. — Будут метить в сегмент «Ленд-Крузеров» или тяжелых «Ниссанов».
Ну и самый супер-пупер из Китая — это автомобиль Хун-Цы (переводится как «Красное знямя», а пишется Hongqi) государственного концерна FAW, его прибытие ожидают в конце года. Под этим брендом выпускаются не только привычные кроссоверы, но и благородные лифтбеки, на которых не стыдно и к Госдуме подкатить.
Однако избалованный российский потребитель еще не готов воспринимать китайский автопром в качестве лакшери-класс.
— Не думаю, что народ пересядет с премиальных BMW и «Мерседесов» на китайцев, еще поупирается, — говорит Решетников. — Состоятельные люди еще долго не сдадутся, для них будет параллельный импорт (ввоз в Россию машин, купленных в «третьих странах» без согласия производителей, — Ред.). Он и сейчас работает, и дорогие марки окольными путями поступают через дилеров в автосалоны. Потому что «Порше» он и есть «Порше», и его так просто не заменишь.
По параллельному импорту можно поставлять не только премиум-класс. Например, на днях в Краснодарский край поступила партия Mitsubishi Outlander из ОАЭ. Эксперты ожидают, что в России могут появиться и такие недорогие массовые модели как Chevrolet — только не южнокорейского производства, которые были у нас до санкций, а узбекского завода UzAuto Motors.
Но есть в этом бизнесе и свои тонкости.
— Некоторые компании препятствуют параллельному импорту своих марок, — говорит Денис. — Например, китайцы против ввоза своих автомобилей из Казахстана в Россию, потому что при таких поставках машины на нашем рынке оказываются дешевле, чем поставленные непосредственно из Китая. А KIA, например, относится к этому спокойно.
По системе параллельного импорта в Россию ввозят такие автомобили, как Range Rover, Land Rover, Jeep, Audi, Mercedes-Benz, Volkswagen, дополняет Алексей Тузов. Причем, у последней, по данным «Автостата» хорошо заходит в последние месяцы электромобиль id4.
Еще один канал пополнения нашего автопарка — это завоз топовых европейских и японских моделей с ярлыком «Made in China». Ну а что — чем «Мерседесы», собранные в Китае, хуже турецких и российских, которые мы с радостью покупали до санкций.
В автосалонах уже можно встретить китайские Хонды, Фольксвагены и непривычный для российского рынка кроссоверы Mazda CX-4.
— Думаю, такая тенденция сохранится и расширится, — считает исполнительный директор агентства «Автостат» Сергей Удалов.
ВОПРОС РЕБРОМ
Что будет с техобслуживанием
В основном отъезжающие автопроизводители позаботились о техобслуживании своих автомобилей, в том числе, о гарантийном ремонте. Соответствующие заявления сделали компании Volvo, Hyundai (марки Kia и Hyundai), Mitsubishi, Mazda.
Не останутся без помощи и владельцы «Мерседесов». Сервисом проданных в России автомобилей этой марки займется компания «Автодом», дилер Mercedes-Benz. Заботу о владельцах Renault и Nissan взял на себя АвтоВАЗ.
Концерн VAG разослал своим дилерам письмо, в котором сообщил, что продолжит выполнять свои гарантийные обязательства перед клиентами, однако сроки поставок запчастей будут увеличены.
А что американцы? «Представители General Motors (Cadillac, Chevrolet), оставили автовладельцев и дилеров один на один со своими проблемами с ремонтом и обслуживанием автомобилей», — сказал KP.RU Алексей Тузов.
Вообще, по закону обязательства перед покупателем несет дилер, продавший машину. Санкции и прочие сложности с головной компанией в перечень форсмажорных обстоятельств не входят. Но многие производители ведут себя по совести. Вплоть до того, что готовы оплачивать доставку деталей для гарантийного ремонта по параллельному импорту. Правда, слишком широко это не афишируют — мало ли, как может аукнуться лояльность к России.
ТОЛЬКО ЦИФРЫ
Продажи новых авто в России*, тыс. шт.
Год 2018 2019 2020 2021 2022 (10 месяцев)
Количество, тыс шт 1634 1593 1461 1516 518 (-60% к 10 мес 2021)
За 10 месяцев продано 3,95 млн авто с пробегом, на 21% меньше, чем за тот же период 2021 года.
Динамика продаж новых авто в 2022 году, тыс шт
ТОП-10 самых продаваемых марок в октябре 2022 года
Марка Продано, тыс шт Рост/снижение продаж к октябрю-2021
Hyundai 2,72 -78,6%
Chery/CheryExeed 1,2 +473%
КСТАТИ
В октябре 2022 года россияне приобрели 286 новых электромобилей – на 37% больше, чем в сентябре и на 59% больше, чем в октябре 2021 года.