При повороте руля что то щелкает
Перейти к содержимому

При повороте руля что то щелкает

  • автор:

Устранение щелчков при повороте руля (запланированное устаревание)

Всем привет!
Решил написать сюда об устранении еще одной неприятной проблемы, которой подвержены все спортажи этого типа. Возможно кто-то еще не столкнулся, но рано или поздно все равно столкнется, если вовремя не продаст машину (ну или купит с рук, у кого как), так как это конструктивный недочёт (случайный ли?). В общем, где-то на 80 тысячах пробега, появились постоянные щелчки при повороте руля. То, что это не ШРУС, было понятно сразу, так как щёлкало даже на стоящей машине, стоило только начать крутить руль. При чем щелчки были похожи на то, что по машине бьют палкой. По несколько щелчков при повороте в одну сторону, и так же в другую.
Сначала думал на рулевую рейку, так как связано явно с поворотом руля, но потом долго присматривался и прислушивался, и обнаружил, что при этом дергается рессора. В общем, стойка перестала свободно крутиться, и причиной тому был опорный подшипник.
Открутил стойку,

Фото в бортжурнале KIA Sportage (3G) Чтобы добраться до одного из болтов стойки, приходится снимать дворники и пластиковый кожух над ними Фото в бортжурнале KIA Sportage (3G) Посадочное место после снятия стойки (вид снизу) Фото в бортжурнале KIA Sportage (3G) Посадочное место после снятия стойки (вид сверху) Фото в бортжурнале KIA Sportage (3G) Чтобы снять муфту с подшипником, придется немного жать рессору Фото в бортжурнале KIA Sportage (3G) Очень неудобно сделана. Сверху нужно ставить изогнутый накидной ключ на 8, так как обычный трудно подлезть, а ключом на 17 откручивать основную гайку (после сжатия пружины) Фото в бортжурнале KIA Sportage (3G) Муфта на которую напрессован подшипник

Сняв подшипник, я сразу понял, что крутится он действительно очень плохо. Решил разобрать, и увидел такую картину. Думаю, пояснения тут излишни.

Фото в бортжурнале KIA Sportage (3G) Старый подшипник в разборе Фото в бортжурнале KIA Sportage (3G) Старый подшипник в разборе

Кстати, то, что он такой ржавый, совершенно не удивительно. Подшипник не влагозащищенный. Это хлипеникий стальной подшипник в пластиковом корпусе, благодаря чему, напрессовать или снять его, можно голыми руками, без использования каких-либо съемников. С усилием конечно, но можно.

Новый подшипник мне обошелся, без малого, в 1000 рбулей. Выглятид он так

Запчасти на фото: 546123R000. Фото в бортжурнале KIA Sportage (3G) коробка от подшипника с номером Фото в бортжурнале KIA Sportage (3G) новый подшипник

Левый и правый подшипники, совершенно одинаковые, но если будете брать, все равно уточняйте номер на свою машину, так как могли быть какие-то доработки и на более новых моделях он может отличаться.

У этих подшипников есть определенный ресурс. После поломки левого подшипника не прошло и месяца, как начал щелкать правый. Заменил и его. Теперь руль поворачиваться как на новой)

Стук при повороте руля, причины и способы их устранения

Михаил КошелевМихаил Кошелев

П оявление стуков и щелчков при повороте руля – проблема довольно распространенная, и случится она может как с видавшим виды авто, так и с новеньким, недавно полученным в салоне.

Однако и выявить источник звука можно самому, не прибегая к услугам СТО, что позволит немного сэкономить, а если имеются еще и определенные навыки в ремонте, то и вовсе устранение неисправности может обойтись только затратами на запчасти, да и то не всегда.

Но обо всем по порядку.

Признаки неисправности рулевого механизма

Первое время после приобретения автомобиля начинающие водители обращают больше своего внимания на дорожную ситуацию, при этом не особо прислушиваясь к поведению авто. Навык следить и за дорогой и чувствовать машину приходит только со временем.

Такое умение очень важно, поскольку позволяет возможную неисправность выявить еще на начальном этапе, что может не только значительно снизить стоимость ремонта, но еще и повлиять на безопасность. Да и не всегда есть возможность обратиться в сервис для проведения диагностики.

Любой автомобиль состоит из многих узлов и механизмов, и проблемы могут возникнуть с каждым из них. Причем ряд составляющих автомобиля отвечает за безопасность при передвижении, поэтому за их состоянием нужно следить в первую очередь. К таковым составляющим относится и рулевой механизм.

Подробная схема-устройство рулевого механизма ВАЗ 2114

Большинство неисправностей в автомобилях сопровождается появлением сторонних звуков – шумов, визгов, стуков. И опытный водитель способен при появлении их определить, с каким узлом возникли проблемы. Но к примеру, выявить причину стука при нажатии на педаль тормоза, или газа, способен не каждый водитель со стажем.

Основным признаком проблем с рулевым механизмом тоже является появление сторонних звуков. Чаше всего стук проявляется при повороте руля или в одну, или в обе стороны.

Хотя стоит отметить, что это не всегда так, неисправность может быть и с другим узлом авто, расположенным рядом с рулевым механизмом.

Стук в рулевом механизме – это не проблема определенных марок авто, он может появиться и в ВАЗ-2106 советского производства, и в новенькой отечественной «Калине», и в авто европейских и азиатских производителей.

Вероятность появления такой проблемы в зарубежном брендовом авто несколько ниже, чем в «Калине», но она есть. Виной всему часто сказывается некачественная сборка ТС. Та же ВАЗ «Калина» конструктивно уже приближается к иномаркам, но вот сборка ее пока еще «хромает».

Но «Калина» и другие авто от ВАЗ все же пользуется спросом, ведь цена их на порядок ниже европейских.

Поэтому большой сегмент автомобилей на наших дорогах занимают модели отечественного производства.

ТОП признаков почему при повороте руля слышны щелчки

Водитель во время движения должен прислушиваться к поведению своего «железного коня», это аксиома. Зачем эту нужно делать? Отсутствие посторонних звуков в машине гарантирует безопасность, позволяет без приключений добраться до конечной точки маршрута. Однако конструкцию вечного автомобиля ещё изобрели, транспортные средства ломаются.

Стучит руль при повороте на месте

Характерным признаком неисправности для большинства современных авто считаются щелчки при повороте руля. Но симптом один, а причин его появления – множество. В нашей статье рассмотрим возможные виды поломок в машине, признаками которых являются щелчки, стук при движении рулевого колеса.

Конструкция руля

Перед тем как рассмотреть причины появления щелчков в рулевой колонке при повороте руля, напомним вкратце о конструкции этого узла.

Помимо шофёрской «баранки» в неё входят:

  • Колонка, передающая энергию движения от руля к механизму управления, представляющий собой вал с шарнирными соединениями.
  • Механизм, трансформирующий поворотное движение руля колёсам авто.
  • Привод, исполнительный компонент узла, состоящий из рычагов, тяг, наконечников. Он передаёт усилия от механизма к кулакам ведущих колёс.

Также в конструкцию входят усилитель руля, электронные устройства, амортизатор.

При повороте руля на месте слышен стук

Наличие большого числа компонентов в узле провоцирует возможность появления неполадок. Неисправность в этой части может случиться с автомобилями российского и зарубежного производства. Если почитать отзывы автовладельцев, проблемы с рулевым узлом, стук при повороте руля, встречается в машинах «великой немецкой тройки», волжских «Ладах», южнокорейских автоконцерна Hyundai Motor Company, автомобилях других производителей.

Характер у этих звуков может быть разным:

  • Щелкает при повороте руля на месте.
  • Стучит при повороте руля при движении.

От исправности этого узла автомобиля зависит безопасность участников дорожного движения, сохранность транспортных средств. Поэтому при обнаружении посторонних звуков, щелчков, стуков при повороте руля, нужно срочно заняться выявлением причин и их устранением.

При повороте колеса слышен стук

Сложность конструкции рулевой части требует выполнения диагностики у мастеров специализированных автосервисов. Наличие технологичной диагностической и ремонтной аппаратуры, квалификация работников СТО позволяет точно и быстро оценить состояние машины, устранить поломку.

Признаки неисправности рулевого узла

Не только щелчки при повороте руля на месте или при движении могут указывать на неисправность рулевой части авто.

Назовём остальные признаки неполадок:

  • «Баранка» с трудом крутится, особенно в начале движения.
  • Помимо щелчков при повороте руля на ходу слышится гул или свист.
  • Управление машиной производится с трудом.
  • Появляется солидный люфт, авто плохо реагирует на повороты.
  • Слышится стук при повороте руля, доносящийся из передней подвески.
  • Рулевое колесо вибрирует, чувствуются удары.
  • Видны следы утечки технической жидкости под местом расположения узла.

При появлении этих признаков нужно заняться ремонтом. Автовладелец может самостоятельно попробовать разобраться в происхождении посторонних, появлении симптомов неисправности.

Стук при повороте руля в движении

Симптомом этого дефекта считается стук при вхождении машины в поворот. Звук повторяется при очередном подобном маневре, перестроении, развороте.

При повороте руля стук в правом колесе

Что нужно водителю делать в таком случае? Для начала водителю нужно выяснить характер звука, а также определить место, откуда он раздаётся.

Тип звука. Он может быть:

  • Громким или тихим.
  • Глухим или звонким.
  • Единичным или многократным.

Место звучания:

  • Рулевая колонка.
  • Подвеска.
  • Автомобильное колесо.
  • Иные компоненты машины: подрамник, подкрылки и т.д.

Условие образования:

  • Щелчки при повороте руля на месте.
  • Стук во время движения.
  • При полном вывороте «баранки».
  • Во время поворота рулевого колеса налево или наоборот, направо.

Получив информацию о природе щелчков при повороте руля на месте или в других ситуациях, можно приступить к осмотру конкретного механизма.

В таблице указаны причины появления таких звуков в различных частях авто.

Узел

Возможные дефекты

Повреждение ШРУСа, пыльника, дефект подшипника, рулевых тяг, рычагов, стоек амортизатора, пружины стабилизатора

Неисправность самого вала, а также его втулки, подшипников, дефект кардана, червячной передачи (для ЭУР)

Повреждение рейки, привода, проблемы с червячной передачей

Причиной возникновения стука при повороте руля на месте является: дефект рейки, крестовины карданного вала, ослабление крепежа.

Для точной установки неисправности требуется исследовать работу узла. Операцию можно произвести самостоятельно, рассмотрим варианты подобных проверок.

Проверка механизма руля

Чтобы выполнить такую диагностику, нужно:

  • Поднять машину на подъёмнике или поставить её на эстакаду.
  • Осмотреть состояние пыльника.
  • При повреждении этой детали внутрь попадает пыль, грязь, химические реагенты. Они разъедают рулевые наконечники, появляется люфт, который приводит к стуку при повороте.

Проверить деталь на наличие люфта можно при помощи раскачивания механизма тяги монтажкой, руками.

Устраняется неисправность путём замены. Эта операция несложная, возможно выполнение своими силами. Отметим, что после неё всё равно придётся поехать на СТО для выполнения развал-схождения.

Состояние подкрылок

Такие пластиковые элементы защищают детали кузова от воды и грязи, дорожных камней. Постоянная вибрация, некачественная закрутка элементов крепления становится причиной ослабления положения подкрылок на посадочном месте. У них появляется свободный ход, при движении деталь стучит о внутреннюю часть крыла, может задевать краем за колесо во время движения. В результате – при повороте руля слышен стук.

Когда крутишь руль на месте слышен стук

Для устранения дефекта нужно:

  • выполнить осмотр состояния подкрылок.
  • подтянуть ослабленное крепление.
  • установить новые саморезы вместо вылетевших.

Для прочной фиксации подкрылок следует саморезы вворачивать вместе с шайбами для увеличения площади крепления.

Сайлентблоки

Иногда при повороте руля слышны щелчки из-за выхода из строя сайлентблоков. Эти компоненты рулевого узла защищают место соединения тяг и рейки руля.

Звук при повороте руля на месте

От естественного износа, негативного воздействия воды, соли, химических реагентов повреждается целостность, появляются стуки при повороте руля. Однако отметим, что такие звуки можно услышать и при прямолинейном движении.

Дефект возможно устранить только путём замены сайлентблоков.

Гидроусилитель рулевого колеса

Система ГУРа в машинах разных марок нередко даёт сбои. В основном поломки возникают в результате утечки технической жидкости или повреждения помпы.

Щелкает пружина при повороте руля

Признаками неисправности будут:

  • Постоянное снижение уровня техжидкости.
  • «Тугой» руль.
  • Ухудшение управляемости автомобилем.

Стучит при повороте руля в этом узле по разным причинам:

  • Неисправность насоса.
  • Завоздушивание системы.
  • Ослабление приводного ремня.
  • Износ подшипников.

Для устранения дефекта нужно проверить герметизацию соединений, при необходимости заменить резинотехнические детали: сальники, прокладки, сайлентблоки.

Нередко звуки пропадают при доливке до нужного уровня технической жидкости.

Если щелчки в рулевой рейке при повороте руля не исчезают, нужно обратиться к мастерам на станцию технического обслуживания автомобилей для детального обследования гидроусилителя.

Другие причины

Помимо перечисленных причин стук при повороте в движении возможен из-за:

  • Разного давления в шинах одной оси автомобиля.
  • Износа втулок реечного механизма.
  • Повреждение карданного вала: увеличенный зазор в шлицевом соединении (этот дефект характерен для машин повышенной проходимости).

  • Ослабления креплений механизма руля к кузову.
  • Дефекта подшипников вала
  • Неисправности антифрикционной прокладки.
  • Увеличения в результате износа зазора между зубьями – неисправность считается причиной возникновения люфта и глухих стуков в рулевой колонке.

Установить точный диагноз неполадки поможет осмотр этой части машины. Процедуру желательно выполнять с помощником. Например, в стоящую на эстакаде машину садится один человек на водительское сидение и начинает крутить «баранку». Другой – находится снизу, под рулевым механизмом. Так проще и быстрее определить, откуда раздаётся стук при повороте руля на месте.

Стук в передней подвеске при повороте руля

Эти звуки, стуки или щелчки при повороте руля, могут исходить из других частей автомобиля.

Стойки. Стук в подвеске при повороте руля может появиться в результате повреждения амортизационных стоек, а также подшипников опоры.

Могут ли стучать рулевые тяги

При вхождении в поворот, особенно если машина двигается на большой скорости, на детали подвески выпадает повышенная нагрузка. В результате они постепенно разрушаются, что приводит к появлению посторонних звуков при повороте, последующему выходу из строя.

Стучит рулевая колонка

Для проверки исправности узла нужно снять колёса с автомобиля, подвешенного на подъёмнике, и попробовать раскачать их, а затем повращать. Наличие люфта или шума во время движения покажет на неисправность узла.

Стойка стабилизатора также может быть причиной стуков при повороте руля ВАЗ 2114, любой другой марки авто. Износ, повреждение приводят к появлению таких симптомов.

Автовладельцу нужно оперативно заняться решением проблемы, так как появятся:

  • Посторонние звуки.
  • Виляние и вибрация рулевого колеса во время движения.
  • Ухудшение контроля по управлению авто.
  • Крены при поворотах.
  • Раскачивание кузова.

Стук при покачивании руля на месте

Отметим, что замену стоек необходимо выполнять попарно, на обеих сторонах. Это нужно делать, чтобы исключить проблемы во время движения после ремонта. Наличие одной новой стойки, а другой б/у на оси машины, сделает дискомфортными условия поездки, ухудшит передвижение по рытвинам и ухабам.

ШРУС. О выходе из строя этого компонента подвески говорит стук при вывернутом руле в движении. Шарнир равных угловых скоростей (ШРУС), он же, «граната» в простонародье, заявляет о себе при выворачивании до упора рулевого колеса в любую из сторон. При этом слышен металлический скрежет, щелчки.

И вновь причиной повреждения детали кроется в неисправном состоянии резинотехнического элемента, пыльника. Он также разрушается в результате влияния на него воды, агрессивных веществ. Через повреждённые участки детали загрязнения проникают в шарнир. Фрагменты пыльника становятся источником стуков при повороте руля, сам ШРУС приходит в негодное состояние.

Стук пружины при повороте рулякатализатор в разрезе – фото

ШРУСы бывают внутренними и внешними. У внутренних – большой рабочий ресурс, их меняют только при серьёзных повреждениях машины, во время ДТП. Внешние – служат меньше. Некоторые водители не обращают внимание на стуки в шарнирном механизме, продолжают эксплуатацию автомобиля. Однако подобная беспечность недопустима, деталь нужно оперативно заменить.

При ремонте компонентов передней и задней подвесок рекомендуется проверить состояние сайлентблоков. Как мы уже отмечали, резинотехнический материал не способен долго сопротивляться влаге и агрессивным химическим веществам, может быстро выйти из строя. Разрушение этих компонентов характеризуется глухим стуком при повороте колеса.

Нетипичные случаи

Мы рассказали о случаях, когда щелчки при повороте руля на месте или при движении возникают после перечисленных дефектов ходовой части автомобиля.

Нередко они появляются после создания следующих внештатных ситуаций:

  • Застрявшего камня в подрамнике.
  • Некорректной установки передних рычагов, задевающих тот же подрамник во время поворота.
  • Поломки болта подрамника или ослабления крепления.
  • Замерзшей в зимнее время воды в механизме и т.д.

Водителю нужно выполнить осмотр состояния ходовой, её элементов. Возможны различные причины возникновения щелчков при повороте руля в движении.

Рекомендации на тему: как избежать звуков при повороте руля

Застраховать себя от подобных дефектов в руле водитель не сможет. Однако в большинстве случаев он может предотвратить подобные неисправности.

Это можно сделать таким образом:

  • Как можно реже передвигаться по дорогам с некачественным покрытием. В нашей стране выполнение этого пункта довольно проблематично, но сделать попытку изменений маршрутов движения можно. Это позволит избежать или, по крайней мере, отодвинуть сроки посещения автосервиса с целью ремонта рулевого узла, подвески и её элементов: ШРУСов, рычагов и т.д.
  • При обнаружении «горбатого» участка пути следует снизить скорость (предварительно посмотреть в зеркало заднего вида). Можно воспользоваться такой хитростью. Непосредственно перед ямой притормозить, а затем отпустить педаль тормоза. Машина вначале опустит переднюю часть, а затем приподнимется и накатом преодолеет углубление. Таким образом можно уменьшить негативное влияние при въезде в дорожную выбоину.
  • Постоянно выполнять профилактический осмотр на предмет обнаружения неисправностей в рулевой части, подвесках.

При обнаружении первых симптомов неисправности рулевой рейки, подвески: щелчков, стука при повороте руля, нужно оперативно выявить причину и устранить повреждение. Это позволит минимизировать дефект, потратить меньше денег на ремонт.

Как выполнить профилактический осмотр подвески

Процедура осмотра не затруднит автовладельца. Для её выполнения нужно найти эстакаду или установить машину на смотровой яме в своём гараже, у знакомых.

Рассмотрим алгоритм её выполнения:

  • Выполнить осмотр внешнего состояния деталей, механизма в целом на предмет обнаружения повреждений.
  • Проверить и, если нужно, затянуть гаечными ключами (торцевыми, рожковыми, накидными, шестигранными и т.д.) имеющиеся элементы крепления деталей.
  • Произвести путём раскачки с помощью монтажки, рук проверку состояния рычагов на наличие люфтов.

Стук в рейке при покачивании руля

Обнаружив повреждение или люфт, нужно устранить дефект путём замены.

Замену вышедшей из строя детали не всегда можно сделать самостоятельно. Детали подвески во время работы прикипают друг к другу. Без отсутствия навыков автомеханика и соответствующего инструмента заменить повреждённый компонент ходовой сложно. В этом случае придётся воспользоваться услугами профессиональных работников сервисного центра.

Что может щелкать при повороте руля. Почему раздаются щелчки при повороте руля в движении? Разбираем возможные причины. Какие бывают неполадки рулевого управления

Нередко автомобилисты, эксплуатирующие автомобили отечественного производства сталкиваются с достаточно неприятной проблемой, характеризующейся возникновением стука внизу передней части транспортного средства в момент поворота рулевого колеса. Первое решение, приходящее в голову автолюбителя, — обращение в специализированный автосервис. Однако у него есть несколько существенных минусов. Например, отсутствие гарантии положительного результата или значительные финансовые затраты. Именно поэтому, рекомендуем попробовать разобраться в проблеме самостоятельно.

Причины стука при повороте рулевого колеса

Итак, диагностируем возникающий при повороте руля стук. Для этого выполняем несколько предварительных манипуляций:

  • Промыть элементы передней подвески струей воды.
  • Установить транспортное средство на яму или поднять на подъемнике.
  • Места соединений (скруток) очистить при помощи жесткой щетки.
  • Провести визуальный осмотр элементов передней подвески.

В перечень визуального осмотра необходимо включить следующие пункты:

  • проверка крепления стабилизатора поперечной устойчивости;
  • контроль состояния опорных подушек стоек;
  • контроль крепления элементов подвески;
  • проверка состояния сайлент-блоков рычага, крепления штанг, растяжек и т.д.;
  • контроль состояния буфера хода сжатия (на предмет разрушения), способного генерировать стук;
  • проверка степени износа шарнира рычага подвесной системы, соединений нижнего рычага.

Следующим этапом определения источника, генерирующего слышимый при повороте руля стук, является контроль состояния пружин. В результате «осаживания», деформации или поломки витков спирали появляется явственно слышимый глухой стук.

Еще одной из причин возникновения стука в области передней подвески транспортного средства может стать деформация или недостаточное крепление пластиковой защиты колесной арки автомобиля.

Не закрепленные фрагменты защиты в момент поворота рулевого колеса входят в зацепление с пыльником ШРУС и образуют звуки, похожие на стук. При всей своей незначительности данный дефект требует достаточно оперативного устранения, поскольку лишь в этом случае существует уверенность в том, что он не станет причиной других, более серьезных дефектов. Например, крепление защиты арки непосредственно к «юбке» бампера делает возможным его (бампера) повреждения при деформации защиты.

Присутствие характерного, «булькающего» стука в момент поворота рулевого колеса свидетельствует о превышении допустимой степени износа наконечников рулевых тяг.

Непринятие своевременных мер по замене изношенных рулевых наконечников грозит цепной реакцией потери работоспособности элементами рулевого механизма, следствием которой, в худшем случае, станет авария, в лучшем, — значительные финансовые затраты.

Внимание! После замены наконечников рулевых тяг в обязательном порядке выполняется регулировка «развала-схождения» колес.

Еще одной довольно распространенной причиной возникающего при повороте руля стука является повышенный износ подшипника опоры (верхней) стойки амортизатора. Особая предрасположенность к этой болезни наблюдается у «Приор» и «Калин». Решение проблемы – замена подшипника. Положительный момент этого недостатка в сравнительно небольших материальных и временных затратах на его устранение.

Комбинация стука и гула, одновременно возникающих при правом (левом) повороте рулевого колеса, сигнализирует о потере работоспособности подшипника ступицы одного из передних колес транспортного средства. Следует заметить, что выход из строя обоих подшипников одновременно – явление отнюдь не редкое. Вот это – по-настоящему серьезно. Сложность ремонтных работ заключается в необходимости «выпрессовывания» изношенного подшипника из посадочного места в ступице.

Данный диагноз предполагает не только длительное, но и достаточно дорогостоящее «лечение», а несвоевременно принятые меры заканчиваются, как правило, полным разрушением элементов передней подвески транспортного средства.

Видео — Что делать, если слышен стук при повороте

И, наконец, причина, которая на слуху у подавляющего большинства автомобилистов – повреждение шарнира равных угловых скоростей, или ШРУС. Износ самого элемента инициирует звук, более похожий на «треск», а вот повреждение пыльника ШРУС, которое, собственно, и приводит к преждевременному выходу из строя самого шарнира, «рождает» звуки, нередко принимаемые за стук. Наиболее эффективным методом профилактики данного дефекта является регулярный (не реже одного раза в месяц) осмотр состояния пыльников и немедленная замена в случае обнаружения разрывов. Эта привычка существенно сэкономит вам не только время, но и деньги.

Наличие неполадок в работе рулевого управления, как и выход из строя тормозной системы могут повлечь за собой угрозу безопасности в движении авто. Применение во многих легковых автомобилях гидроусилитлей и реечных механизмов позволяет значимо улучшить управление машины и сократить список неисправностей до минимума.

Проблемой стука в руле может быть в амортизаторах или болтах

Какие бывают неполадки рулевого управления?

Практика показывает, что наиболее часто встречающейся и характерной неисправностью является износ шаровых шарниров наконечников рулевых тяг.

Но и помимо этого существуют и другие неполадки:

  • Выработка (износ) элементов реечного механизма.
  • Нарушение герметичности соединений, шлангов и системы в целом.
  • Износ или дефекты подшипников рулевых валов.

В автомобилях, которые оборудованы гидроусилителем руля, также могут быть и неполадки в ГУР:

  • Засорение системы.
  • Разрушение или износ подшипника вала лопастного насоса.
  • Нарушение герметичности соединений и шлангов.
  • Слабое натяжение приводного ремня.
  • Низкий уровень или утечка масла в расширительном бачке.

Довольно частая проблема автомобилистов, когда при повороте руля слышен стук, щелчок или хруст. Может стучать постоянно, а может только после длительной стоянки авто. Такая неприятность может случиться даже у тех автомобилистов, которые следят за состоянием автомобиля и вовремя заменяют изношенные детали. К данному симптому стоит отнестись серьёзно и как можно скорее устранить поломку.

На видео: Стук при повороте руля — шрус или тришип — вышла смазка

Возможные причины и методы устранения стука

  • Выходит из строя шаровая опора. Её необходимо заменить , так как она может разорваться и машину придётся тащить на эвакуаторе (колесо будет вывернуто неестественно внутрь или наружу и ехать будет невозможно).
  • Выходит из строя граната . Причём при повороте влево нагружается правая граната и наоборот. Соответственно, если слышен стук при повороте руля влево, меняем правую гранату.
  • Могут стучать или скрипеть изношенные втулки стабилизатора . Проблема решается легко: на втулки нужно побрызгать силиконовой смазкой. Резина станет более эластичной и скрип или стук пройдёт.
  • Может возникать стук при неисправной или ослабленной рулевой рейке . При этом может отдавать вибрацию в руль. Необходимо подтянуть крепления рейки или провести диагностику рейки на СТО, и починить либо заменить запчасти.
  • Могут ослабнуть болты крепления защиты картера двигателя . Хотя такое встречается нечасто, но не выявленная проблема может принести много неприятных моментов. Решение – просто затянуть болты. Если сорвалась резьба болта, заменить болт. Возможно придётся метчиком обновить резьбу.
  • Если стук появился после замены колеса, то возможной причиной стука будет не до конца затянутые болты колеса. Со временем к стуку добавляется вибрация. Решается проблема за минуту – подтягиванием болтов до нужного усилия.
  • Стучать может треснувшая или лопнувшая пружина. К сожалению, качество запчастей в последние годы поставило перед автомобилистами и такую проблему. Решение – замена треснувшей пружины.
  • Изношенные или потёкшие амортизаторы могут при повороте руля вправо или влево «отбивать», то есть не удерживать нагрузку и проседать под тяжестью машины со стуком. Решение – диагностика и замена амортизатора . Диагностировать можно и самому. Для этого нужно резко надавить двумя руками на крыло в районе амортизатора и также резко отпустить. Понаблюдайте не только за тем, когда появится ли стук, но и сколько колебаний делает авто после нажатия с одной и с другой стороны.

В данной статье рассмотрены основные причины, почему слышны щелчки при повороте руля. Описано, как диагностировать и решить данную проблему.

Нормальная работа системы рулевого управления не должна сопровождаться посторонними звуками, такими как стуки или щелчки при повороте руля. Появление подобных симптомов указывает на вероятность износа компонентов одной из важнейших систем активной безопасности автомобиля, либо других составляющих ходовой части, которые приводятся в движение вместе с вращением рулевого колеса.

Возможные причины посторонних звуков при вращении руля:

  • износ крестовин карданчиков приводного вала рулевой рейки
  • люфт в шлицевом соединении приводного вала рейки
  • износ опор рулевой рейки
  • закусывание штока рулевой рейки
  • радиальный люфт вала рулевой колонки
  • попадание влаги и коррозия нижней шаровой опоры
  • неисправность гранаты привода колеса
  • нарушение целостности пружины

Если при вращении руля слышны щелчки, которые также могут ощущаться и на рулевом колесе, следует проверить состояние элементов привода рулевого управления. Выявление износа крестовин производится путем прощупывания карданного соединения при повороте руля вправо и влево на небольшой угол.

Подкусывание явно чувствуется рукой и позволяет безошибочно определить изношенную деталь. При этом необходимо учесть, что таких деталей несколько и некоторые могут находиться в труднодоступных местах. В ряде случаев может понадобиться демонтаж узлов для разбора и осмотра компонентов с последующей заменой неисправной детали.

Люфт в шлицевых соединениях

Люфт в шлицевых соединениях приводного вала рейки выявляется аналогичным образом. В ряде случаев может помочь так называемая «прокачка» вала. Для этого нужно ослабить крепежный болт и подвигать вал несколько раз по шлицам, затем снова затянуть. Есть вероятность, что шлицы в результате износа утратили эффективное зацепление и в результате подобной процедуры войдут в более плотный контакт, и свободный ход в соединении будет устранен на какой-то период времени. Если прокачка не помогла, меняется шлицевой вал.

Износ опор рулевой рейки

В процессе эксплуатации автомобиля изнашивается не только механизм рулевой рейки, воспринимающий нагрузку при каждом повороте колес, но также подвергаются износу, разрушению и потере упругих качеств резиновые крепежные элементы, посредством которых узел фиксируется на кузове или подрамнике. В таком случае, при повороте руля на месте будут ощущаться характерные стуки или щелчки, свидетельствующие о свободном ходе корпуса рейки. Чем он больше, тем сильнее будет звук при нагрузках. Выявляется износ путем наблюдения за положением узла в момент поворотов руля вправо-влево. При этом явно будет заметно движение ее корпуса. Решение – либо уплотнить хомуты, подложив под них слой резины, либо сразу заменить выработавшие ресурс резинки на новые.

Закусывание штока рулевой рейки

Закусывание руля при вращении свидетельствует о повреждении штока коррозией в результате попадания влаги внутрь корпуса. Обычно подкусывание появляется при повороте руля на определенный угол или число оборотов. При прохождении ржавого участка штока через направляющую пластиковую втулку возникает сильное трение, поскольку поверхность штока уже не зеркально гладкая, а шершавая. Это сопровождается характерным скрипом или щелчками при повороте руля. Требуется разбор узла и осмотр на предмет поврежденных коррозией деталей с последующей их заменой. В запущенных случаях потребуется замена рейки целиком.

Люфт вала рулевой колонки

Щелчки в рулевой колонке обычно проявляются в движении автомобиля и говорят о наличии радиального люфта вала в результате износа подшипника. Диагностируется люфт просто – достаточно добраться рукой до вала и попытаться покачать его относительно оси вращения. При подтвержденной неисправности ремонт рулевой колонки возможен на некоторых автомобилях, на других моделях – только замена в сборе.

Неисправность не является критической и кроме неприятного стука других последствий какое-то время не повлечет.

Повреждение коррозией нижней шаровой опоры

Заржавевшее нижнее шаровое соединение, на которое приходится значительная нагрузка, при повороте может издавать характерные щелчки и достаточно громкий скрип. Причина – механическое повреждение пыльника и попадание влаги, повлекшее вымывание смазки. Помимо скрипа в соединении обычно уже присутствует и люфт, образовавшийся в результате трения ржавого шара о пластиковый уплотнитель. В результате люфта при движении по неровностям возникает хорошо различимый стук. Поврежденная коррозией шаровая опора подлежит замене.

Неисправность ШРУСа

Естественная выработка ресурса ШРУСа или его разрушение вследствие попадания грязи приводят к закусыванию шарнира при его вращении, особенно под крайними углами. Это сопровождается щелчками или клацаньем, при поворотах руля на месте и наиболее явно – при старте с повернутыми колесами. Также убедиться в вероятном повреждении гранаты поможет порванный пыльник. Граната привода восстановлению не подлежит и меняется на новую.

Сломанная пружина стойки

Часто причиной посторонних звуков становится пружина, лопнувшая в результате усталости металла. Вышедшая из строя пружина легко определяется путем осмотра. Менять упругий элемент подвески следует в паре с противоположным, чтобы избежать перекоса кузова. Обломанный виток может задевать кузов или другие детали, издавая скрежет и щелчки при повороте руля.

На первом этапе обладания личным автотранспортом владелец сосредоточен в основном на дорожной ситуации. Со временем приходит осмысление тех или иных особенностей своей машины. Появляется возможность самостоятельной диагностики поломок автомобиля (появился стук при повороте руля, например).

Самодиагностика: освоить несложно

Это приходит, конечно, не сразу, однако с приобретением опыта человек, имеющий минимальную склонность к технике, вполне может определить ряд штатных поломок своего авто. В какой-то мере навык самодиагностики обусловлен еще и дороговизной технического обслуживания, а порой и некомпетентностью специализированного персонала на СТО.

Что характерно, умение правильно определять поломки машины пригодится вам в любом случае, независимо от выбранного автобренда. В первую очередь страдает — чаще всего из-за плохих дорог. Мы попытаемся разобраться в причинах быстрого износа ходовой у популярных на сегодняшний день марок. Опишем возможные варианты их поломок, научимся диагностировать по симптомам (стук в руле при повороте, например), а также рассмотрим варианты быстрого и профилактики своих «железных коней».

Отечественный — не значит плохой

Ни для кого не секрет, что сегодня наиболее популярными являются машины так называемого потребительского класса. Довольно большой сегмент продаж в этом секторе занимает отечественный автопром. Как правило, потребитель, купивший такой автомобиль, руководствуется доступной ценовой политикой производителя при возросшем почти до мировых стандартов качестве. И поэтому мы все больше и больше на своих улицах видим новенькие «Лады», в которых уже даже не узнаем знакомые с детства черты.

В новых «Грандах», «Приорах» и «Калинах» воплощены почти все современные инновации, доступные для машин такого скромного класса. Однако надежны ли они? Последнее поколение ВАЗов, знаменитые «восьмерки», «девятки» и «десятки» довольно часто проигрывали в надёжности и приспособленности к нашим дорогам даже иномаркам старого образца. Их все равно покупали из-за скромной цены, но все же рассматривали больше как временную составляющую своей жизни, надеясь в скором будущем пересесть на более комфортные и надёжные авто западного или азиатского производства.

Как уже отмечалось, чаще всего в современных дорожных реалиях выходит из строя автомобиля. Надежная ли она в современных ВАЗах? Ответ однозначен: да. Инженеры и конструкторы постарались облегчить жизнь современному водителю.

Ремонт — дело дорогое

Однако использование инноваций и увеличение надёжности имеют и обратную сторону медали. Современные механизмы намного сложнее ремонтировать (и речь идет не только о технологии, но и о деньгах). И хотя ремонт «ходовой» ВАЗа, конечно, не может сравниться с ремонтом аналогичного западного продукта, но от былой дешевизны не осталось и следа.

Исходя из этого грустного факта, финансовые риски современного водителя, выбравшего изделие отечественного производителя или импортный автомобиль, заметно разнятся. Следовательно, существенно возросла ценность самостоятельной диагностики неисправностей авто, хотя бы такой распространенной, как стук в руле при повороте.

Стучит в руле — что делать?

Поверьте, если вы четко определите, что именно неисправно в вашей машине, вы потратите намного меньше денег на СТО. Причина банальна: не придется платить за то, что вам не нужно (но что могут попытаться навязать на СТО).

Итак, рассмотрим ситуацию. Вы съездили на море (в горы, за город — не суть важно) и услышали стук при повороте руля («Приора» ваша относительно новая!) Не спешите сразу ехать на сервис. Попробуйте разобраться в проблеме самостоятельно. Набор штатных и не штатных ситуаций по таким поломкам довольно ограничен.

Рассмотрим основные варианты. Наиболее частые критические ситуации связаны с рулевым механизмом. Первое, что надо определить, — это характер стука. Он бывает «пластиковым» и «металлическим».

Расшаталась пластиковая защита

Если при резком повороте руля стук похож на трение пластмассы, почти на 100 % с машиной все хорошо. Как правило, такие звуки издает плохо подогнанная защита крыла. При вывороте передних колес очень часто мы задеваем и немного деформируем пластмассовый локер. Именно он и издает такие неприятные, но довольно безопасные звуки.

Однако не стоит совсем не обращать внимания на это. Дело в том, что пластиковая защита крепится непосредственно к «юбке» переднего бампера. И если она совсем деформируется, не исключено, что в один прекрасный день при очередном повороте вы просто вырвете ее (и при этом повредите бампер). Поэтому лучше не надеяться на «авось», а подогнать защиту.

Когда предстоит замена деталей

Дело обстоит намного серьезней, если стук при повороте руля больше похож на металлический треск или скрежет. Это значит, что в ближайшем времени вам предстоят существенные финансовые расходы. А для того, чтобы их сократить, необходимо самому разобраться в причинах.

Когда появляется «булькающий» стук при повороте руля, самое простое объяснение этому — износ наконечников рулевых тяг. Довольно неприятное, требующее внимания явление. Ведь если процесс износа продолжится, возможен выход из строя всего рулевого механизма, и как следствие — дорогостоящий ремонт, а может быть, даже аварийная ситуация на дороге. Починка не очень затратна, хотя наконечники обычно меняются в паре — с обеих сторон автомобиля. Основная сложность заключается в последующих работах по развалу-схождению.

Еще одна довольно частая проблема, когда появляется стук при повороте руля («Калина» или «Приора» подвержены этой «болячке), связана с износом подшипника верхней опоры амортизаторной стойки. Болезнь неприятная, но довольно легко устраняемая. Сам подшипник стоит не очень дорого, да и работы по его замене не займут много времени.

От лопнувшей пружины до замены амортизаторов

Довольно неприятный стук при повороте руля издают лопнувшие пружины. Ремонт связан с разбором и, как следствие, возможной заменой все того же подшипника верхней опоры. Нужно отметить, что в случае неправильной диагностики или другой причины, по которой вы не сможете провести данный ремонт, последствия для вас окажутся весьма серьезными. Лопнувшая пружина не сможет брать на себя ту часть нагрузки, которую она испытывает при вертикальной раскачке автомобиля. В связи с этим появляется дополнительное воздействие на что может привести ее к поломке. А вот это уже полновесный ремонт передней ходовой вашего авто. Нетрудно просчитать и финансовые потери в этом случае. Вам придётся купить не только новые пружины, но и новые амортизаторы, которые в большинстве случаев меняются парно.

Если стук при повороте руля вправо или влево сопровождается еще и гулом, это прямое следствие выхода из строя подшипника ступицы переднего колеса. Печально. Сложность ремонта заключается в выпрессовывании старого подшипника из ступицы (очень длительная и дорогостоящая операция). Такая поломка может оказаться «летальной» для всех передне- и полноприводных авто. В случае полного износа подшипника ступицы возможно разрушение передней подвески и — не дай, Бог, конечно! — аварийная ситуация на дороге.

Как диагностировать износ ШРУСА

Перейдем к главному и самому серьезному шуму, который вы можете услышать: стук при повороте руля («Калина» это или «Приора» — неважно) в ту или иную сторону. Металлический треск при полном вывороте рулевого колеса свидетельствует о выходе из строя ШРУСА или, как его еще называют в народе, «гранаты». Когда треск раздается и справа, и слева, это означает, что обе ваши «гранаты» подлежат замене. Если же при повороте руля влево стук раздается с этой же стороны, вы точно знаете, какая деталь больше изношена.

Ситуация с выходом из строя ШРУСОВ, как правило, связана с порчей резинового пыльника, который защищает металлический корпус этого механизма. Даже небольшой разрыв может привести к замене одного из самых дорогостоящих узлов в ходовой вашей машины. Поэтому раз в месяц лучше проверять пыльники обеих «гранат» на предмет повреждений.

Ежемесячная профилактика появления шумов

Шумы и трески на ВАЗах могут возникать из-за ослабления многочисленных резьбовых соединений. Это легкодиагностируемые моменты и столь же легкоустранимые. Главное — не паниковать, а заехать на хороший подъёмник или «яму» в гараже. Затем, вооружившись гаечным ключом нужного размера, просто подтянуть все болтающиеся и стучащие соединения, включая колеса вашего автомобиля.

Иностранный бренд не гарантирует отсутствие поломок

Описанные выше ситуации типичны не только для российских машин. В принципе, от этого не застрахована и дорогая иномарка. Весь вопрос в том, с какой периодичностью это будет происходить.

Как уже отмечалось, качество производимых в России автомобилей значительно улучшилось. Это касается как истинно российских ВАЗов, так и машин, производимых у нас по лицензии. Процент заводского брака значительно снижен: стук при повороте руля («Логан», например, собирается в России) появится не сразу. А избежать подобных ситуаций вполне возможно. Эксперты советуют раз в полгода проходить необходимую диагностику на специализированных СТО, не доводя до пресловутых «стуков и тресков» в ходовой.

Кроме того, учитывая не всегда качественное дорожное покрытие, необходимо соблюдать скоростной режим и предпринимать меры безопасности по пересечению сложнопроходимых или просто плохих участков. Если эти простые рекомендации будут соблюдаться, ваша машина прослужит вам долгие годы безо всяких поломок, а средства, не потраченные на ремонт автотранспорта, можно будет использовать для чего-нибудь другого.

​Посторонние звуки в рулевой системе могут свидетельствовать о ее неисправности. Причем определить тип поломки зачастую можно по характеру звука. Поэтому предлагаем далее ознакомиться со всеми возможными вариантами неисправностей, их симптомами и способами устранения.

1 Что делать, если слышен гул гидроусилителя руля

Зачастую автомобилисты жалуются на гул гидроусилителя при повороте руля влево или вправо, когда машина стоит. Если гул негромкий, то ничего страшного в этом нет. Можно сказать, что небольшой шум – это некая особенность гидроусилителей руля, которая встречается на многих автомобилях. Если же гул неравномерный, т.е. периодически усиливается, отчетливо слышен в движении, иногда превращается в скрежет, значит, в рулевой системе возникли проблемы. Прежде всего, следует проверить уровень жидкости в расширительном бачке, который находится под капотом и при необходимости подлить ее. Если после доливки звук со временем появился вновь, а уровень жидкости в бачке опять упал, значит, происходит утечка жидкости, требующая немедленного устранения.

Для начала нужно научиться слышать и отличать «нехороший» гул и звук от простых звуков

Если звук не связан с низким уровнем жидкости, возможно, выходят из строя детали гидроусилителя. В этом случае необходимо сразу обратиться в сервисный центр, так как ремонт этого узла достаточно сложный, требующий опыта и знаний. Нередко владельцы автомобилей с ГУР сталкиваются со свистом рулевой системы. Поначалу он бывает несильным, причем появляется только при повороте руля до упора. Со временем свист усиливается и появляется в любых положениях руля, особенно если автомобиль не прогрет. Причиной этого свиста является ремень привода насоса ГУР. Чтобы избавиться от свиста, ремень надо заменить либо просто настроить его натяжение.

Нередко свист ГУР появляется спустя некоторое время после замены ремня. Поэтому старайтесь следить за его натяжением, пока ремень не «обкатается». Надо сказать, что свист ремня можно спутать со свистом подшипников колес. Если свист прекращается, когда автомобиль останавливается, значит, свистят подшипники.

2 Скрипы при вращении рулевого колеса – в чем причина?

Причин, по которым при вращении скрипит руль, может быть несколько. Чаще всего в этом виновата рулевая рейка. Причем она тоже может скрипеть по разным причинам:

  • износились пыльники наконечников, в результате чего под них забилась грязь;
  • ослабился механизм, поэтому он стал контактировать с корпусом. Подобная неисправность обычно сопровождается не только скрипом, но и повышенным люфтом рулевого колеса;
  • деформировались рейки;
  • рулевые наконечники соприкасаются с тягами при повороте.

При появлении скрипа рейки необходимо сразу же обратиться к специалистам, которые точно установят его причину и устранят поломку. Как правило, детали рулевой рейки не подлежат ремонту, а просто меняются. Это приводит к большим затратам, однако затягивать с ремонтом ни в коем случае нельзя. Если неисправности рейки не выявлены, следует уделить внимание тормозной системе. Нередко именно она является причиной скрипов.

Реже скрип возникает по причине неисправности в рулевой колонке, в таком случае он имеет поверхностный характер и отчетливо слышен в салоне. Кроме того, подобные скрипы сопровождаются вибрацией рулевого колеса, что тоже невозможно не заметить. Чаще всего скрип в рулевой колонке возникает по причине ее деформации. Иногда посторонние шумы вызывает червячный механизм. Если скрип или «шарканье» слышны прямо в салоне в районе рулевого колеса, значит, их причиной служит само рулевое колесо, которое при движении задевает обшивку рулевой колонки. Ничего страшного в этом, конечно, нет. Но скрипы могут доставлять дискомфорт находящимся в автомобиле пассажирам и водителю.

3 Что стучит и хрустит при поворотах – шаровая или амортизатор?

Причин, по которым могут появляться стуки, тоже существует несколько. Одни из них относительно «безобидные», другие же требуют безотлагательного ремонта авто. К последним относится стук шаровой опоры. Правда, этот элемент относится не к рулевой системе, а к передней подвеске, но так как оба узла взаимосвязаны, его рассмотрим тоже.

Стуки шаровой обычно отчетливо слышны на мелких кочках и при езде по гравийному дорожному покрытию. При движении автомобиля по ровной дороге шаровая обычно скрипит, но может и постукивать, если ее состояние совсем предаварийное. Чтобы убедиться в неисправности шаровой, можно ввести смазку при помощи шприца в шаровой палец, проколов иголкой резиновый пыльник. В результате стук на незначительное время должен прекратиться. Также симптомом износа шаровой является поперечный люфт вывешенного колеса.

Если вовремя не заменить шаровую, палец может вырвать из корпуса, в результате чего колесо просто вывернет. Если шаровую вырывает на скорости, автомобиль обычно переворачивается. Правда, как показывает практика, чаще всего подобная ситуация происходит при движении на небольшой скорости. Но, как говорится, не стоит искушать судьбу.

Еще одна распространенная причина стуков – это износ или недостаток смазки ШРУСа, который имеется только у переднеприводных или полноприводных автомобилей. Иногда по этой же причине слышен хруст, особенно когда автомобиль входит в поворот, и нагрузка ложится на колесо с проблемным ШРУСом. В таком случае нужно, прежде всего, убедиться в целостности пыльника. Зачастую треск связан с попаданием под пыльник грязи. В противном случае необходима замена ШРУСа.

Также стук может быть связан с износом рулевых наконечников. Обычно он сопровождается скрипом при повороте рулевого колеса. При этом сам стук раздается только в самом начале поворота. Чтобы убедиться в том, что проблема заключается именно в наконечниках, попробуйте покачать рулем из стороны в сторону, когда автомобиль стоит на месте. Если слышен щелчок при каждом повороте влево или вправо, то сомнений быть не может. Как и в случае со ШРУСом, прежде всего, необходимо проверить смазку в шарнирных механизмах. Если кроме стука обнаружен еще и люфт, наконечники необходимо менять.

Если стук слышен на кочках, а также при вхождении автомобиля в поворот, он может быть связан с износом амортизатора. В таком случае, чем сильней нагрузка на колесо при повороте, тем сильней слышен стук. Так как амортизаторы левого и правого колеса крайне редко выходят из строя одновременно, щелчки слышны только при повороте в одну сторону.

Вот и все основные причины шумов рулевой системы. Если у вас не получилось точно определить причину шума, сразу же произведите диагностику автомобиля в сервисном центре. Ведь рулевое управление – это одна из наиболее ответственных систем, отвечающих за безопасность!

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *