В чем хранить дизельное топливо в гараже
Попробуем очертить проблему кратко и простым языком. Итак, вы готовитесь к возможному зомби-апокалипсису или к глубочайшему экономическому или топливному (что одно и то же) кризису. У вас есть БП-шный транспорт, например, мощный внедорожник с дизельным двигателем. И еще у вас есть генератор для экстренных нужд, тоже на дизельном топливе.
Показать полностью. И, разумеется, сразу же приходит идея купить цистерну солярки, тонн эдак 70, оборудовать своеобразный «соляровый схрон» и ни о чем больше не заботиться.
Или же вы рассчитываете на то, что на стыке эпох вам удастся приватизировать хранилище дизельного топлива, посадить вокруг надежных парней с волынами и продавать соляру ведрами за тушенку и услуги продажных женщин, и таким образом жить безбедно до конца дней… Что же, этот вариант интересен. Но реальность вносит в радужные мечты грязно-коричневые коррективы))). Дело в том, что в процессе хранения даже самая хорошая солярка меняет свои свойства. И притом меняет не в лучшую сторону. Хотите хранить — храните. Но надо понимать важную вещь: просроченная солярка будет влиять не только на мощность двигателя, но и на его износ. А в условиях пост_БП-шной экономики ремонт ДВС может оказаться непосильной задачей.
Во-первых, да, солярка окисляется, приходит в негодность. Теряет так называемое цетановое число. Что это за хрень такая, цетановое число? Оно показывает нам время воспламенения топлива в цилиндре. Чем число выше, тем меньше времени требуется для воспламенения топлива при его компрессии в цилиндре ДВС. При этом дизельное топливо, цетановое число которого меньше 40, приводит к увеличению износа двигателя, а больше 60-ти — к увеличению расхода солярки, к неполному сгоранию топлива и повышенной дымности. Оптимальным считается цетановое число на уровне 40-55.
Так вот, при хранении топлива даже в соответствующих условиях цетановое число постепенно будет падать (см. Рис. под статьей). Как видно из графика, совсем, до нуля, за пять лет число не упадет, хотя и снизится. Но есть и другие тонкости хранения. Например, в топливо может попасть вода. Это не так страшно, однако могут завестись грибки, которые превратят ваш стратегический запас в «сопли», непригодные к использованию.
Сколько же может храниться дизельное топливо реально? Пять лет — это тот срок, на который рассчитано гарантийное хранение солярки. Реально — год при температуре +20 С и 6-10 месяцев при температуре +30 С. Вот из этого и исходите.
Теперь про условия хранения.
Во-первых, хранить топливо надо в герметичной таре, чтобы исключить попадания кислорода из воздуха. Кислород у нас делает что? Правильно, окисляет. Поэтому без доступа воздуха солярка хранится дольше. Лучше всего использовать для хранения стальные резервуары с двойными стенками и системой климат-контроля. Но это дорого и не каждый может себе это позволить. Если вы все-таки хотите сделать запас, используйте стальные канистры с плотными крышками.
Во-вторых, очень важна температура хранения. Зимняя солярка может храниться до -25 С, летняя — до — 5 С. При этих температурах начинается кристаллизация парафиновой фракции, что при использовании такого топлива приводит к серьезному засорению фильтров топливной системы. Верхний предел, от которого реально и будет зависеть срок хранения, обозначен выше. Оптимальная температура составит примерно +5 С. В-третьих, емкости для хранения не должны содержать медных, латунных или цинковых частей. Эти металлы образуют с топливом нестабильные соединения, что так же не есть хорошо.
Перед длительным хранением емкости следует хорошо промыть, как раз таки чтобы предотвратить плесневение. Хорошо бы, чтобы в емкости имелся циркуляционный насос с фильтром, очищающим топливо от грязи и примесей.
А вообще, хранить солярку в домашних условиях больше года — гиблое дело. Затраты по профессиональному оборудованию долговременного солярового схрона несопоставимы с выгодой.
Требования к хранению дизельного топлива и выбор резервуара под дизель
Дизельное топливо – продукт, полученный из керосиново-газойлевых фракций в результате прямой перегонки нефти. От бензина дизель отличается температурой кипения – дизельное топливо закипает при более высоких температурах. Вот почему ДТ имеет гораздо меньшую тенденцию к испарению, горит много медленнее. Взрывное горение или детонация в случает с дизельным топливом маловероятны. Дизель показывает большую эффективность и экономическую выгоду использования в двигателях крупной техники. Чаще всего на ДТ ездят тепловозы, грузовики, автобусы, строительная и военная техника, катера и прочий водный транспорт.
Дизельное топливо различается по следующим признакам:
- Вязкость. Для быстро передвигающегося транспорта используется маловязкое ДТ, для тихоходов (тракторы, крупные суда), а также агрегатов стационарного использования, например, котельных – высоковязкое ДТ.
- Сезонность. Летний дизель (Л) имеет показатель плотности не больше 860 кг/м³, t возгорания 62 ⁰С, t застывания -5 ⁰С, зимний (З) – плотность не больше 840 кг/м³, t возгорания 40 ⁰С, t застывания -35 ⁰С, арктический дизель (А) – плотность не больше 830 кг/м³, t вспышки 35 ⁰С, t застывания -55 ⁰С.
Требования и срок хранения дизельного топлива
Срок хранения дизельного топлива не превышает 1 года, исключение – дизель, производимый для нужд ВПК, он может иметь срок годности до 5 лет. При этом условия хранения существенно влияют на сохранность первоначальных свойств продукта. Ухудшают качество топлива и, как следствие, снижают срок его годности следующие факторы:
- Присутствие меди или цинка. Эти элементы запускают процесс распада ДТ.
- Наличие присадок в дизеле. ДТ класса Евро 4 и Евро 5 содержит присадки, компенсирующие низкий уровень серы и увеличивающие смазочную способность. Присадка быстро разлагается, следите за рекомендациями производителя.
- Повышение температуры. Высокие температуры ускоряют распад ДТ.
- Наличие загрязнений – попадание пыли, грязи извне или с внутренних стенок емкости.
Зимняя и арктическая солярка имеет меньший срок хранения, чем летняя. При понижении температуры происходит повышение вязкости продукта, а потому дизельные резервуары оборудуются стационарной либо переносной системой обогрева.
Требования к емкостям для дизеля
Перечисленные выше особенности горючего указывают на то, что хранение солярки (ДТ) сопряжено с меньшими опасностями, чем хранение ближайшего конкурента – бензина. Например, дизельный резервуар не нуждается в плавающей крыше, понтоне. При этом дизель является горючей жидкостью и, безусловно, его хранилище представляет собой угрозу и требует соблюдения противопожарных мер. Взрывоопасной является концентрация паров ДТ с воздухом в пределах 2-3 % к общему объему. Дизель обладает малой токсичностью, относится к веществам 4 класса опасности. Процесс хранения ДТ регулируется ГОСТ 1510-84.
Согласно требованиям к хранению дизельного топлива, хранить его можно в металлических горизонтальных резервуарах низкого давления, вертикальных емкостях без понтона (газовой обвязки), бескаркасных резино-тканевых и полимерных емкостях. Резервуары из инновационных материалов изготавливаются в соответствии с требованиями к дизельным резервуарам и проходят соответствующее тестирование и сертификацию.
Основные требования к хранению дизельного топлива:
- Внутреннее покрытие резервуара для ДТ должно быть антикоррозийным, устойчивым к нефтепродуктам, подтоварной воде, горячей воде.
- Внешний слой должен быть защищен от коррозии.
- Должна быть обеспечена герметизация оборудования и аппаратов слива, налива.
- Обеспечивается защита емкости от попадания грязи, пыли.
- Оговаривается использование инструмента, не дающего искру.
- Необходима защита емкостей от статического электричества.
Средствами пожаротушения при возгорании дизеля являются распыляемая вода, пена, углекислый газ, СЖБ, перегретый пар, составы 3 и 5. Запас указанных веществ должен располагаться в непосредственной близости к месту хранения ДТ.
Емкость для хранения дизельного топлива может размещаться внутри прохладных затемненных помещений без попадания прямых солнечных лучей, с отверстиями для выхода дыма, либо на открытых площадках. Площадка должна быть обнесена ограждением – валом, стеной с высотой 0,5 м с пандусом для доступа к топливу, иметь хорошее освещение в темное время суток. Правила противопожарной безопасности устанавливают необходимость наличия разрывов между секциями хранения.
Особенности выбора емкости для хранения дизельного топлива
Если говорить о материалах для производства резервуаров для нефтепродуктов, вы можете купить емкости под дизельное топливо из металла, пластика, полимера. Подробнее о плюсах и минусах материалов:
- Металлические резервуары для дизельного топлива — могут быть горизонтальными (на меньший объем) и вертикальными (на больший объем). Первые, как правило, поставляются с производства в готовом виде, вторые — собираются на месте эксплуатации. Сварной шов – наиболее уязвимое место такой конструкции. Металл подвержен коррозии, стальные резервуары под ДТ должны зачищаться не реже 1 раза в 2 года. Поскольку в них образуется подтоварная вода, нужно следить за её уровнем и в случае его превышения удалять её. Изделия имеют значительный вес. На строительство вертикального стального резервуара под ДТ уходит несколько месяцев.
- Ж/Б резервуары являются капитальными объектами строительства, что растягивает обустройство складов на их основе на несколько лет. Проектирование, строительство, ввод в эксплуатацию связаны со значительными финансовыми и временными затратами.
- Пластиковые емкости используются для складирования незначительных объемов дизеля. Они довольно хрупки и чувствительны к низким температурам, зато имеют малый вес и низкую стоимость. Применяются, как правило, в частных хозяйствах.
- Мягкие полимерные емкости для хранения солярки — представляют собой герметичные оболочки из баллистической ткани с полимерным слоем. Применимы для хранения любых объемов ДТ. Минимальный объем полимерной емкости для топлива – 1000 л (1 м3), максимальный – 500 м3. Если нужен склад большего объема, то используется набор емкостей.
Преимущества полимерных резервуаров
Применимость мягких нефтетанков производства компании «Нефтетанк» сопоставима с использованием металлических аналогов, при этом отсутствует коррозия, процесс образования подтоварной воды, полезный объем составляет 100% номинального (у стального аналога – 85%).
Преимущества стоит купить емкости под дизельное топливо из полимера:
- Отсутствие каркаса, способность складываться, малый вес (емкость для топлива 5000 литров весит 32 кг) упрощают и удешевляют транспортировку и монтаж.
- Минимальный срок обустройства склада.
- Возможность использовать в природоохранных зонах.
- Подтоварная вода не образуется, нет потерь на испарение.
- Не нужен фундамент, после демонтажа не проводится рекультивация грунтов.
- Широкий температурный диапазон эксплуатации – от -60 ⁰С до +85 ⁰С.
В комплект поставки входит всё необходимое для сборки и начала эксплуатации. С помощью дополнительного оборудования резервуар для дизеля адаптируется под особенности использования: можно добавить обогрев, систему раздачи и контроля с удалённым контролем, датчики уровня и прочие элементы для безопасности и удобства пользования.
Цена емкости для хранения дизельного топлива
Цены на емкости для дизельного топлива начинаются от 50 000 руб. и зависят от объема резервуара, общей мощности склада, перечня дополнительного оборудования, услуг доставки, монтажа и сервисного пакета по обслуживанию готового объекта.
Купить резервуары для ГСМ с доставкой и техподдержкой
В компании «Нефтетанк» можно купить емкости для хранения дизельного топлива в нужной вам комплектации. Окончательная цена на резервуары для ГСМ зависит от набора дополнительного оборудования. Запас готовых емкостей популярных размеров всегда есть на складе – отгрузим в день заказа. За счёт малого веса и гибкости резервуарного оборудования доставка обойдётся недорого в любую точку России и стран СНГ. В труднодоступные районы можно доставить заказ вертолётом.
Оказываем консультативную и техническую поддержку 24 часа в сутки, 7 дней в неделю, на всех этапах покупки и применения. Бригады «Нефтетанк» есть в 10 регионах России. Вы можете заказать нам монтаж емкостей или воспользоваться услугой шеф-монтажа, а также одним из вариантов сервисного сопровождения. Товар поставляется в деревянной таре, с полным набором документации.
В чем хранить дизельное топливо в гараже
Originally posted by Taraz999:
5 лет со дня изготовления.
при чем это ГАРАНТИЙНЫЙ срок
12 месяцев или дольше при температуре окружающей среды 20 C.
6-12 месяцев при температуре окружающего воздуха выше 30 C.
С течением времени в топливе появляется взвесь из твердых частиц, оно начинает мутнеть. Это происходит из-за химической реакции компонентов дизтоплива с кислородом воздуха. Взвесь забивает топливные фильтры, что приводит к остановке двигателя. С другой стороны, твердые частицы взвеси, прошедшие фильтр, сгорая в двигателе, приводят к появлению большого количества сажи, которая не только выбрасывается в окружающую среду, но и оседает на инжекторах.
Существует тест на стойкость к окислению — ASTM D2276. Он показывает, сколько осадка образуется в дизтопливе в течение 1 года хранения при температуре 25 C. Результат менее 20 мг/л. считается приемлемым для дизельного топлива хорошего качества.
Факторы, негативно влияющие на качество дизтоплива:
Контакт с цинком или медью. Эти металлы очень быстро вступают в реакцию с компонентами топлива и формируют нестабильные химические соединения.
Вода. Наличие воды приводит к росту грибков, бактерий и даже водорослей.
Воздействие высоких температур.
Наличие пыли и грязи.
Наличие присадок и добавок. Некоторые из них распадаются очень быстро.
Как продлить срок годности топлива?
Продление срока хранения достигается за счет устранения негативных факторов. Для этого необходимо следовать следующим рекомендациям:
Убедитесь, что топливо не контактирует с цинком, медью, латунью. Если эти металлы все же присутствуют, то используйте добавку — деактиватор металлов.
Создайте систему постоянной фильтрации вредных примесей через рециркуляционный фильтр.
Емкости для хранения дизтоплива должны быть абсолютно чистыми и очищаться не реже, чем раз в 10 лет или даже чаще.
Всегда приобретайте топливо для зимы в октябре-ноябре.
Регулярно проверяйте генератор на работоспособность.
Полезные присадки
Для продления сроков хранения дизельного топлива могул применяться ряд специальных присадок:
деактиватор металлов — останавливают реакцию меди, цинка и других химически активных металлов с топливом.
Фунгициды / биоциды — останавливают рост грибков, водорослей и бактерий, растущих в топливе. Они действуют только на биологические организмы и не останавливают реакций окисления самого топлива. К недостаткам биоцидов следует отнести:
смешивание является опасным, так как фунгициды — яды.
останавливая рост всего живого в топливе, фунгициды оставляют остатки мертвой материи в виде взвеси, забивающей топливные фильтры.
Анти-оксиданты — вещества, останавливающие процессы окисления активных компонентов топлива. Они также снижают вероятность появления взвеси.
Существуют присадки, которые наоборот уменьшают срок хранения дизтоплива. Например, специальные присадки для снижения температуры фильтруемости. Из-за них зимнее дизельное топливо не рекомендуется хранить долго.
Таковы рекомендации компании BP — крупнейшего мирового производителя дизтоплиива. Мы надеемся, что они будут полезны владельцам дизель генераторов и ответственным за аварийное энергоснабжение.
Практической совет: как сохранить дизель?
ГОСТ 1667-68 (взамен ГОСТ 10489-63) ТОПЛИВО МОТОРНОЕ ДЛЯ СРЕДНЕОБОРОТНЫХ И МАЛООБОРОТНЫХ ДИЗЕЛЕЙ
п.7.2. Гарантийный срок хранения моторного топлива всех марок — 5 лет со дня изготовления топлива.
з.ы. замерзала летняя соляра тыщу раз
после оттаивания заливал и ездил
ничего там не разлагается
коммон-рейл движок если кому это что говорит
Originally posted by Taraz999:
5 лет со дня изготовления.
при чем это ГАРАНТИЙНЫЙ срок
12 месяцев или дольше при температуре окружающей среды 20 C.
6-12 месяцев при температуре окружающего воздуха выше 30 C.
С течением времени в топливе появляется взвесь из твердых частиц, оно начинает мутнеть. Это происходит из-за химической реакции компонентов дизтоплива с кислородом воздуха. Взвесь забивает топливные фильтры, что приводит к остановке двигателя. С другой стороны, твердые частицы взвеси, прошедшие фильтр, сгорая в двигателе, приводят к появлению большого количества сажи, которая не только выбрасывается в окружающую среду, но и оседает на инжекторах.
Существует тест на стойкость к окислению — ASTM D2276. Он показывает, сколько осадка образуется в дизтопливе в течение 1 года хранения при температуре 25 C. Результат менее 20 мг/л. считается приемлемым для дизельного топлива хорошего качества.
Факторы, негативно влияющие на качество дизтоплива:
Контакт с цинком или медью. Эти металлы очень быстро вступают в реакцию с компонентами топлива и формируют нестабильные химические соединения.
Вода. Наличие воды приводит к росту грибков, бактерий и даже водорослей.
Воздействие высоких температур.
Наличие пыли и грязи.
Наличие присадок и добавок. Некоторые из них распадаются очень быстро.
Как продлить срок годности топлива?
Продление срока хранения достигается за счет устранения негативных факторов. Для этого необходимо следовать следующим рекомендациям:
Убедитесь, что топливо не контактирует с цинком, медью, латунью. Если эти металлы все же присутствуют, то используйте добавку — деактиватор металлов.
Создайте систему постоянной фильтрации вредных примесей через рециркуляционный фильтр.
Емкости для хранения дизтоплива должны быть абсолютно чистыми и очищаться не реже, чем раз в 10 лет или даже чаще.
Всегда приобретайте топливо для зимы в октябре-ноябре.
Регулярно проверяйте генератор на работоспособность.
Полезные присадки
Для продления сроков хранения дизельного топлива могул применяться ряд специальных присадок:
деактиватор металлов — останавливают реакцию меди, цинка и других химически активных металлов с топливом.
Фунгициды / биоциды — останавливают рост грибков, водорослей и бактерий, растущих в топливе. Они действуют только на биологические организмы и не останавливают реакций окисления самого топлива. К недостаткам биоцидов следует отнести:
смешивание является опасным, так как фунгициды — яды.
останавливая рост всего живого в топливе, фунгициды оставляют остатки мертвой материи в виде взвеси, забивающей топливные фильтры.
Анти-оксиданты — вещества, останавливающие процессы окисления активных компонентов топлива. Они также снижают вероятность появления взвеси.
Существуют присадки, которые наоборот уменьшают срок хранения дизтоплива. Например, специальные присадки для снижения температуры фильтруемости. Из-за них зимнее дизельное топливо не рекомендуется хранить долго.
Таковы рекомендации компании BP — крупнейшего мирового производителя дизтоплиива. Мы надеемся, что они будут полезны владельцам дизель генераторов и ответственным за аварийное энергоснабжение.
Хранение дизельного топлива
Попробуем очертить проблему кратко и простым языком. Итак, вы готовитесь к возможному зомби-апокалипсису или к глубочайшему экономическому или топливному (что одно и то же) кризису. У вас есть БП-шный транспорт, например, мощный внедорожник с дизельным двигателем. И еще у вас есть генератор для экстренных нужд, тоже на дизельном топливе.
Показать полностью. И, разумеется, сразу же приходит идея купить цистерну солярки, тонн эдак 70, оборудовать своеобразный «соляровый схрон» и ни о чем больше не заботиться.
Или же вы рассчитываете на то, что на стыке эпох вам удастся приватизировать хранилище дизельного топлива, посадить вокруг надежных парней с волынами и продавать соляру ведрами за тушенку и услуги продажных женщин, и таким образом жить безбедно до конца дней… Что же, этот вариант интересен. Но реальность вносит в радужные мечты грязно-коричневые коррективы))). Дело в том, что в процессе хранения даже самая хорошая солярка меняет свои свойства. И притом меняет не в лучшую сторону. Хотите хранить — храните. Но надо понимать важную вещь: просроченная солярка будет влиять не только на мощность двигателя, но и на его износ. А в условиях пост_БП-шной экономики ремонт ДВС может оказаться непосильной задачей.
Во-первых, да, солярка окисляется, приходит в негодность. Теряет так называемое цетановое число. Что это за хрень такая, цетановое число? Оно показывает нам время воспламенения топлива в цилиндре. Чем число выше, тем меньше времени требуется для воспламенения топлива при его компрессии в цилиндре ДВС. При этом дизельное топливо, цетановое число которого меньше 40, приводит к увеличению износа двигателя, а больше 60-ти — к увеличению расхода солярки, к неполному сгоранию топлива и повышенной дымности. Оптимальным считается цетановое число на уровне 40-55.
Так вот, при хранении топлива даже в соответствующих условиях цетановое число постепенно будет падать (см. Рис. под статьей). Как видно из графика, совсем, до нуля, за пять лет число не упадет, хотя и снизится. Но есть и другие тонкости хранения. Например, в топливо может попасть вода. Это не так страшно, однако могут завестись грибки, которые превратят ваш стратегический запас в «сопли», непригодные к использованию.
Сколько же может храниться дизельное топливо реально? Пять лет — это тот срок, на который рассчитано гарантийное хранение солярки. Реально — год при температуре +20 С и 6-10 месяцев при температуре +30 С. Вот из этого и исходите.
Теперь про условия хранения.
Во-первых, хранить топливо надо в герметичной таре, чтобы исключить попадания кислорода из воздуха. Кислород у нас делает что? Правильно, окисляет. Поэтому без доступа воздуха солярка хранится дольше. Лучше всего использовать для хранения стальные резервуары с двойными стенками и системой климат-контроля. Но это дорого и не каждый может себе это позволить. Если вы все-таки хотите сделать запас, используйте стальные канистры с плотными крышками.
Во-вторых, очень важна температура хранения. Зимняя солярка может храниться до -25 С, летняя — до — 5 С. При этих температурах начинается кристаллизация парафиновой фракции, что при использовании такого топлива приводит к серьезному засорению фильтров топливной системы. Верхний предел, от которого реально и будет зависеть срок хранения, обозначен выше. Оптимальная температура составит примерно +5 С. В-третьих, емкости для хранения не должны содержать медных, латунных или цинковых частей. Эти металлы образуют с топливом нестабильные соединения, что так же не есть хорошо.
Перед длительным хранением емкости следует хорошо промыть, как раз таки чтобы предотвратить плесневение. Хорошо бы, чтобы в емкости имелся циркуляционный насос с фильтром, очищающим топливо от грязи и примесей.
А вообще, хранить солярку в домашних условиях больше года — гиблое дело. Затраты по профессиональному оборудованию долговременного солярового схрона несопоставимы с выгодой.
Как правильно запасти топливо на случай чрезвычайного положения
Идея запасов — не нова. Еще в каменном веке люди старались оставить что-то в прок. Еды на завтра, сухих веток на случай дождя, запасной камень, если вдруг нападет неприятель. С тех пор прошли тысячелетия, но у некоторых индивидов страсть к аварийному запасу никуда не делать. Хотя вот иные не видят абсолютно никакой необходимости в создании вообще хоть каких-то запасов.
Для чего
Для начала попробуем разобраться в том, нужно ли вообще делать хоть какие-то запасы. Живем-то, слава Богу, уже в 21-м веке, того и гляди, скоро полетим на Марс и будем успешно культивировать там картошку. Однако, по легковесному опросу окружающих, проведенным мною, мнения кардинально разделились. Одни респонденты с удивлением и насмешкой относятся к людям, делающим запасы, называют их выживальщиками. Другие с непониманием относятся к людям, не имеющих никаких запасов. Вокруг ведь враждебный мир и случись что, рассчитывать придется только на себя.
Ситуация понятна, люди живут разными жизнями и имеют разный жизненный опыт. Одним он подсказывает, что вся их жизнь пройдет более-менее равномерно, без каких-либо эксцессов, а развитая инфраструктура и экономика, позволят пережить любые катаклизмы. А еще это обязанность МЧС, вот пусть они и разбираются с неприятностями. Другим внутренний голос говорит, что достаточно легкого изменения любого из параметров окружающей среды и жизнь из легкой и комфортной превратится в увлекательней квест по отъему богатств и пропитания из окружающей среды.
В целом, правы оба виртуальных респондента. И, разумеется, истинна лежит где-то по середине. Наиболее наглядным примером, ситуацию можно спроецировать на экономику. Предприятия, работающие в современных индустриях, например, IT или Финтех-е, относятся как раз к первой категории, не видящей никакого смысла не только в запасах, но и вообще в любой инфраструктуре. Как правило, подобные компании не имеют никакой собственности, а все, что им требуется для работы, помещения, вычислительные мощности, персонал, берется в аренду. В случае любой неприятности (землетрясение, государственный переворот, авария в энергосистеме, претензии местной налоговой), такая компания за несколько минут перебазируется в другую юрисдикцию и продолжает свою работу. И это не выдумки, а реальность работы многих компаний. Они разрабатывают и внедряют Business Continuity Plans and Procedures, они антихрупки (© Н. Таллеб) по своей структуре, любое внешнее изменение не приносит им вреда. По другой стороне баррикад располагаются компании, вынужденные вкладывать в основные средства, в инфраструктуру. Например, производственное предприятие по выпуску галош, вынуждено иметь производственные цеха, производственное оборудование, запасы материалов. И в случае неблагоприятных условий, либо будет остановлено, либо сможет продолжать работать на тех запасах, что имеются на предприятии.
И если подвести черту, то жители городов, скорее склонны не делать запасы (все ресурсы всегда есть, и они под рукой), а жители сельской местности предпочтут делать запасы (вокруг голые поля и непроходимые леса, а не «Пятерочки» с «Магнитами»).
От чего
Если уж и рассматривать концепцию аварийного запаса, например, топлива, то нужно понимать на случай каких чрезвычайных положений необходимо делать запас. Первое, что приходит в голову — зомбиапокалипсис и «Метро 2022». Едешь такой на своем запасенном топливе, отстреливаешь нежить своими запасенными патронами. Но данные сценарии — глобальные и никакой разумный частный запас не позволит продержаться с прежним комфортом хоть сколько-нибудь длительное время. Впрочем, и МЧС тут не особо поможет. А вот другие источники, природные и техногенные, вполне вероятны и осуществимы.
Мне, как жителю большого города на Русской равнине чужды всякие торнадо, землетрясения, потопы, град с футбольный мяч и прочие привычные для жителей других регионов природные катаклизмы. Но даже в таком надежном месте никто не застрахован от недельного ливня, провала карстовых пустот, ледяного дождя, затяжных снегопадов, сильных заморозков или же небывалой жары. И это только природные силы, способные парализовать жизнь на неделю в целом регионе. А ведь еще присутствуют техногенные факторы ведущие к настоящим катастрофам: аварии на энергосистемах (помним про Московский блэкаут? Так это еще цветочки), аварии на трубопроводах, крупных предприятиях, складах вооружений и МЧС. Любой из этих факторов может привести к параличу жизни и как следствие существенного снижения ее качества вплоть до критических значений.
Для чего может понадобится аварийный запас топлива? Ну, разумеется, чтобы заправить в машину и суметь покинуть опасный регион. Глупо полагать, что во время наводнения будут работать автозаправочные станции, а те жалкие 10 литров топлива в баке хватит, чтобы добраться до Твери. Но помимо прямо предназначения, топливо может быть применено и другими способами. Например, для поддержания тепла в доме, когда внешние источники уже недоступны, а топора для дров нет. В этом случае аккуратно сжигая бензин или дизель, можно хоть как-то переждать нежданные -55С. Топливо можно использовать и для обогрева или наоборот охлаждения в автомобиле. Современные авто оборудованы кондиционерами и отопителями, которые могут помочь хоть как-то переждать трудные времена.
Сколько
И вот, если вы уже встали на скользкий путь наличия аварийного запаса топлива. Сразу возникает вопрос — сколько же запасать? 10 литров? 50? 250? Или лучше сразу тонну? На протяжении последних нескольких лет, я стабильно трачу порядка 40 литров топлива в неделю, что полностью покрывает все мои потребности. А чтобы добраться, например, до Адлера (там тепло и пальмы) моему автомобилю будет достаточно 100 литров топлива если передвигаться в спокойном режиме и 200 если жать на гашетку как следует. Соответственно нужно понимать для каких целей требуется топливо. Если просто иметь небольшой запас, чтобы доехать хоть куда-то, то хватит и 15-20 литров, а если рассчитывать на автономную эвакуацию, то необходимо прикинуть расход и требуемый запас из расчёта самого пессимистичного варианта. Ведь глупо бежать в Карелию с запасом горючки только до Бологое, там, в Бологое, и загрызут.
Следующий вопрос, возникающий у начинающего запасальщика — где хранить запасенное? Ответ тут может быть одновременно очевиден и нет. Хранить топливо можно только в гараже. Если у вас нет гаража, то лучше отказаться от идеи его запаса, а вместо этого приобрести несколько образков главного МЧС-ника. Органическое топливо, бензин или дизель, в сколько-нибудь существенных объёмах хранить в квартире чрезвычайно опасно. И дело не только в том, что, загоревшись канистра с 20 литрами горючки сожжет не только квартиру, но и весь подъезд, а в том, что топливо субстанция опасная для здоровья.
Современные моторные топлива — продукт высокой химии. Намешивают в них столько и такой химии, что проживание рядом с химическим реактором быстрее загонит в могилу, чем наступит долгожданный момент ЧС. О самом топливе напишу ниже, а так замечу, что балкон тоже не лучшее место для хранения горючки.
Любое органическое моторное топливо нужно хранить в прохладном месте, со стабильными характеристиками. Любая органика со временем портится. И чем выше температура, тем портится она быстрее. Именно по этой причине мы используем холодильники и морозилки для продуктов. Идеальными условиями для хранения в бытовых условиях был бы подпол или подвал. Но и обычный, нормальный гараж вполне подойдет. Топливо не должно нагреваться ни от солнца, ни от нагревательных приборов. С другой стороны, замораживать топливо не стоит. Современный бензин или дизель очень сложный продукт, и никто не знает, что там может кристаллизоваться и выпасть в осадок при сильно отрицательной температуре.
В чем
В чем же организовывать хранение топлива на случай экстренной ситуации? Для хранения требуется герметичная емкость, защищающая продукт от солнечного света (особенно его ультрафиолетовой составляющей). Идеальной емкостью, наверное, было бы стекло. Большие колбы из темного стекла, со стеклянными притертыми крышками, позволили бы наиболее надежно обеспечить отсутствие сообщения топлива и атмосферы. Но стекло хрупко и одно неловкое движение и нцать литров топлива радостно разливаются по полу. Использовать пластиковые емкости для длительного хранения, особенно бензина, не стоит. Проблема пластика в том, что любой пластик и любой толщины пропускает кислород и прочие газы. Топливо будет испаряться через пластиковые стенки емкости, а атмосфера проникать внутрь и окислять оставшееся топливо. Таким образом срок хранения топлива существенно упадет. В современных автомобилях баки делают пластиковые. Производители осознанно идут на данный шаг, справедливо полагая, что машина стоит на улице и испаряющееся топливо никому не навредит, автовладелец не хранит в баке топливо, а постоянного его вырабатывает, тем самым оно не будет успевать портиться, даже при наличии системы вентиляции бензобака.
Идеальной емкостью для хранения будет металлическая канистра или же бочка. Металл крепок, даже если канистру или бочку уронить, они не разобьются и топливо не вытечет. Металлические емкости хорошо выдерживают изменение давления (при повышении температуры давление паров в емкости будет повышаться), отсутствует транспорт газов и топлива сквозь стенки. Но у емкостей из металла есть два уязвимых места. Первое — прокладка крышки. Если она изготовлена из некачественного материала, то под действием топлива и его паров она разрушится, емкость потеряет герметичность и все преимущества металлической посуды сойдут на нет. За прокладками надо следить. Второй момент — ржавчина. Если канистра или бочка ржавые внутри, то ржавчина может послужить не только очагом, но и катализатором ускоренной порчи топлива.
Кстати, по поводу бочки. Купить топливо в бочке вполне возможно. Правда покупать бочку придется на нефтебазе, на обычной заправке такие услуги пока не в ходу. Обойдется литр дороже, чем на заправке, но зато можно быть более уверенным в том топливе, что налито в бочку и то, что паспорт качества будет ему соответствовать.
Для дополнительной сохранности топлива, можно немножко упороться и вытеснить атмосферный воздух из канистры или бочки при помощи чистого аргона. Аргон крайне инертный газ, тяжелее воздуха и отлично подходит для устранения всех окислителей из емкости с топливом.
Сроки хранения топлива
Сколько же будет храниться бензинчик или дизелюшечка в моей заначке? Увы не так долго, как хотелось бы. В былые времена, лет так 50 тому назад, все было предельно просто. Нагнал «прямогонного» бензина из нефти, докинул щепотку свинца и поехал. Двигателю и экологии было на эти упражнения по боку. А сейчас все по-другому. Требования стандартов и автопроизводителей к топливу настолько жесткие, что о «щепотке» и «прямогоне» речь не идет совсем. Современное топливо — сложнейший продукт, состоящий из десятков компонентов. Освоить всю эту механику и физику под силу только выпускникам профильных ВУЗов с красными дипломами.
И если раньше стандартами определялся срок хранения в 5 лет, то сейчас, в лучшем случае это 1 год. Но не факт, что на обыкновенной заправке получится купить бензин, который без существенного изменения своих свойств протянет целый год. В лучшем случае месяц или пару недель. После чего параметры поплывут.
Обыватель ведь как выбирает бензин? Смотрит на цифры в наименовании, которые примерно обозначают октановое число (стойкость бензина к детонации), и покупает полбака в надежде, что уж на этой то заправке ему зальют что-то более-менее приличное. Но кроме октанового числа современный бензин должен удовлетворять еще минимум паре десятков параметров. Иначе он будет «некондицией» и будет продаваться пасечниками из-под полы на левой заправке со скидкой в 70%. Помимо октанового числа, которое, кстати не так уж и критично для запаса, для длительного хранения важны другие параметры. Современный автомобиль сможет поехать на топливе с худшим, в разумных пределах, октановым числом, чем ему предписано производителем, главное не топить педаль в пол, а перемещаться аккуратно.
Так вот о хранении. У бензинов есть такое понятие, как «индукционный период» или «устойчивость к окислению». Это тот параметр, который определяет как быстро будет деградировать топливо при хранении. Минимальное значение для товарных бензинов составляет 360 минут, максимальное 1200 минут. Эксперты не рекомендуют брать к длительному хранению топливо с показателем менее 500 минут. Минуты означают время, которое топливо будет сопротивляться активному окислению кислородом при повышенной температуре и давлении. Чем выше это значение, тем сильнее бензин сопротивляется окислению и будет дольше храниться без существенного изменения своих характеристик. Параметр этот зависит от состава бензина и от количества добавленных антиоксидантов, которые и помогают сопротивляться окислению. Разумеется, что повысить срок хранения можно аргоном, пониженной температурой хранения, герметизацией от атмосферы, чистой ёмкостью, отсутствием света. При длительном же хранении в окисляемом топливе образуется смолы.
Бензин, как и любая другая органика состоит из длинных молекулярных цепочек углерода и водорода. Чем эта цепочка короче, тем менее насыщенный цвет она будет иметь. Так изопропиловый спирт имеет структурную формулу CH3CH(OH)CH3, т.е. весьма короткую цепочку. От того он прозрачен и не имеет какого-либо оттенка. Структурная формула одного из основных компонентов бензина выглядит куда серьезнее CH3CH2CH2CH2CH2CH2CH3, что обеспечит более желтый оттенок бензину. Но с дальнейшим окислением эти длинные органически цепочки рвутся, соединяются друг с другом и образуют еще более длинные цепочки, которые к топливу отношения уже не имеют. Смолы обладают длинными органическими цепочками, окрашивают бензин в темный цвет (от тёмно-жёлтого и до коричневого) и наносят непоправимый, в нормальных условиях, вред двигателю.
Смолы плохо сгорают в двигателе, будут откладываться в виде лака и нагара на всех частях, начиная от топливного бака и далее везде: форсунки, цилиндры, система выхлопа. В сети есть множество свидетельств того, как люди заливали в свои «жигули», «волги» и прочие «запорожцы» топливо еще с Советского союза, найденное в гараже в канистре при очередной генеральной уборке. «И ничего!», машины как ни в чем не бывало переваривали ископаемый артефакт. Да, 20-ти летнее топливо будет гореть и на нем поедет «автомобиль». В экстренной ситуации можно поехать (недолго) и на таком бензине, если других вариантов нет. Но для нормальной эксплуатации использовать подобное топливо нельзя, тем более на современных двигателях. Помнится, в конце 90-х, я тоже нашел канистру с примерно 20-летним бензином. Цвет его был почти коричневым. Заливать в свой карбюраторный «жигуль» я такое даже и не рискнул, пришлось подарить бензин менее привередливому соседу.
Что до октанового числа. Да, с течением срока хранения оно будет уменьшаться. Те «присадки», что были использованы производителем при изготовлении конкретной партии бензина, со временем могут разлагаться точно так же, как и все остальное в бензине. Но, небольшое изменение можно компенсировать дополнительной свежей порцией октан-присадки из магазина (запаса).
Что до дизеля, то ситуация с ним абсолютно идентичная бензину. Параметр, который определяет как долго будет храниться топливо, в паспортах качества называется «Окислительная стабильность». Данный параметр нормируется, как не более 25 г/м 3 , фактические значения у свежего топлива обычно находится в районе 3-9 единиц. Соответственно, чем меньше данное значение, тем лучше топливо сопротивляется окислению. Факторы приводящие к деградации дизеля и способы борьбы с ними аналогичны бензину. И да, образование смол в дизеле идет ничуть не медленнее, чем в бензине, поэтому и срок хранения такого топлива ничуть не больше, чем у бензина. Правда у дизеля есть еще один нюанс, не стоит запасать летний дизель. Вдруг ЧС произойдет в зимнюю стужу, а топливо из канистры не достается?
Прошаренный читатель, сразу вспомнит, что в литературе очень часто выживальщики наносят визиты вежливости в коттеджные поселки в поисках запаса дизеля. Многие до сих пор топят свои загородные дома дизелем. В некоторых регионах либо отсутствует магистральный газ, либо подключение к нему стоит невероятных средств. А топить электричеством дорого. Вот для отопления домовладельцы и ставят котлы, работающие на дизеле, а попутно устанавливают емкости о тонну-две. Но тут нужно помнить, что даже изначально в эти емкости заливалось печное топливо, а не моторный дизель. А после месяцев хранения там уже вообще непонятно что. Котлу ведь все равно, что жечь. Нет, конечно, можно попробовать поехать и на таком «топливе», но есть риск, что поехать вообще никуда не получится после подобной заправки.
Что в итоге
В результате можно прийти к следующему выводу: топливо длительно нельзя хранить без ухудшения его характеристик. Обычное топливо с заправки уже через месяц может быть непригодным для нормальной эксплуатации. Но…
Речь не идет о нормальной эксплуатации. Речь идет о том, что в определенный момент времени потребуется топливо в любой кондиции, лишь бы горело. И то, что на нем нельзя будет газовать или после бака горючки все будет загажено смолами, можно закрыть глаза. В конце концов, можно прикупить сразу и очиститель топливной системы, камеры сгорания, форсунок и бензобака.
С другой стороны, можно организовать правильную ротацию топлива. Например, периодически, раз в 2-3 недели утилизовать в бензобак канистру из запаса, а на заправке заполнять новую. Или же, вариант для хардкорщиков, взять две бочки с топливом. Из одной заправляться, выкачивая топливо при помощи аргона, вторая стоит про запас. Как только первая заканчивается, заказывается новая бочка, а вторая переходит в разряд источника топлива для ежедневных нужд. В таком случае можно заправляться всегда качественным топливом (а не бодягой с заправки) и иметь нехилый запас на всякий случай.
В общем выбор делает каждый для себя.
Опубликовано 06.01.2021 автором kvv213 в следующих категориях:
статья