Язык водителей: что означают сигналы фарами и поворотниками
И знать его, понимать общение на дороге уже становится признаком хорошего тона. Помните, ничто не ценится так дорого и не стоит так дешево, как вежливость. Особенно на дороге. Как и в жизни, так и на дороге, оказывается, существуют свои неписаные законы и правила. Вот только не все водители знают об их существовании.
Одно короткое мигание дальним светом в пробке или на перекрестке:
Этот сигнал предназначен как для водителей, так и для пешеходов.
Несколько коротких миганий (как правило, 2-3) дальним светом:
— необходимо снизить скорость, так как впереди опасность или засада ГАИ;
— необходимо выключить дальний свет при движении ночью (попеременное мигание ближний — дальний свет).
Несколько длинных миганий дальним светом "в спину":
Когда Вас на трассе (особенно ночью) опережает фура, после завершения ее маневра подмигните ее водителю дальним светом — этим Вы не только поможете ему определить момент окончания маневра, но и обезопасите свой автомобиль от возможной "подрезки" или столкновения.
Несколько миганий аварийной сигнализацией ( "аварийкой" ):
— знак благодарности ( Спасибо ), если вы уступили дорогу.
— знак извинения, если Вы случайно доставили кому-то неудобства своим маневром.
Если сложно тянуться к кнопке аварийной световой сигнализации (или она расположена в таком месте, что и на стоянке сигнал не сразу нажмешь), можете щелкнуть сначала левым, а потом правым ”поворотником”, что аналогично сигналу ”аварийкой”.
Включенный левый указатель поворота на трассе водителем автомобиля, который совершил обгон, но пока не возвращается на свою полосу движения, — информация для следом едущих транспортных средств о том, что впереди на полосе встречного движения свободно и можно совершать обгон вслед за ним.
Включенный левый "поворотник" у автобуса или грузовика (при движении по загородному шоссе):
В Европе, кстати, включение левого сигнала поворота используется при просьбе уступить дорогу.
Включенный правый "поворотник" у автобуса или грузовика (при движении по загородному шоссе):
Включение аварийной световой сигнализации на автомобиле, который совершил экстренное торможение:
— информация для движущихся сзади машин о том, что впереди подстерегает какая-то опасность (ремонт дороги, авария, дорожный затор и тому подобное), не обозначенная соответствующими дорожными знаками.
Прерывистые нажатия на тормоз (следом едущий водитель увидит прерцывистые стоп-сигналы):
Моргание дальним светом и включение правого "поворотника" от едущей сзади машины:
— просьба остановиться у обочины.
Если же обогнавший вас автомобиль продолжает ехать с зажжённой "аварийкой":
Дорожная этика. Что означают световые сигналы и жесты водителей?
Водители не могут общаться при помощи слов друг с другом. Для этой цели они используют различные световые сигналы и жесты. Что же значат они?
Двойное мигание дальним светом
Максимально распространенный сигнал. Если вы видите, что встречные машины вам «подмигивают», то значит, что впереди стоят сотрудники ДПС. Иногда подобным образом предупреждают о других неприятностях на дороге – ДТП, например. В благодарность такому сигналу встречные автомобилисты обычно поднимают левую руку – «спасибо». Проехав «неприятное» место, многие подают такой же сигнал тем, кто едет по встречной.
Длительный дальний свет
Если встречные машины не «подмигивают» фарами, а включают дальний свет на продолжительное время, это означает, что вы слепите их своими фарами. Вероятно, вы забыли переключить дальний свет на ближний. Если вам в спину направляют поток дальнего света, значит, вас просят уступить дорогу. Необходимо включить правый поворотник и сместиться с полосы, пропуская спешащего водителя. Если же вы включите левый поворотник, значит пропустить не можете, потому что спереди едет другая машина, встречная занята или имеется другая преграда.
А вот в Европе, обычно, просят уступить дорогу не дальним светом в спину, а включением левого поворотника.
Еще один возможный вариант использования дальнего света — при условии, что по вашей полосе вам навстречу, обгоняя кого-то, движется машина с дальним светом. В данном случае это уже сигнал SOS. Водитель встречной машины просит вас либо снизить скорость, либо чуть прижаться к обочине, так как опасается, что не успевает завершить свой маневр.
Короткий сигнал дальним светом в пробке
Один короткий сигнал дальним светом в лицевую или боковую часть автомобиля в пробке означает, что водитель вас пропускает и дает возможность проехать. Этот сигнал полезен, например, когда вам нужно повернуть, а затор мешает вам совершить этот маневр.
Левый и правый поворотники у фур/газелей/грузовиков
Данная ситуация обычно встречается на однополосной двухсторонней дороге. Если вы видите, что крупногабаритный автомобиль подает сигнал левым поворотником, но по всей видимости не собирается перестраиваться, этот сигнал означает предупреждение: «Не стоит обгонять, впереди препятствие». Если у впереди идущего крупного авто зажегся правый поворотник, но автомобиль не собирается перестраиваться или сворачивать, это означает: «Можно идти на обгон, дорога свободна».
Мигание «аварийкой»
Мигающим знаком аварийной остановки можно поблагодарить водителя за то, что вам дали возможность перестроиться в плотном потоке, совершить обгон или пропустили на сложном участке дороги.
Частые короткие сигналы тормозными огнями
Многократные короткие сигналы тормозными огнями в пробке – знак того, что водитель впереди идущего автомобиля просит вас соблюдать дистанцию.
То, что знают не все
- Если водитель поднимает ладонь – он благодарит вас или приветствует, если скрещивает руки – то впереди вас пробка или авария с большим затором.
- Если у кого-нибудь неплотно закрыта дверь или между ней и корпусом что-то застряло, вы можете обратить внимание водителя, указывая рукой на его дверь. Хлопок рукой по воздуху означает, что у машины открыт багажник.
- Если водитель с помощью рук изображает мигание лампочки, это значит, что он напоминает о необходимости включить фары. Жест рукой в сторону обочины говорит о том, что машина неисправна: необходимо остановиться и проверить, в чем дело.
- Фига на водительском сленге – вовсе не проявление неуважения. Этот знак обычно показывают водителям крупногабаритных автомобилей (грузовиков, фур, «Газелей»), если в заднем двойном колесе застрял камень.
- Чтобы показать водителю, что у него спустило колесо, опишите кистью круг и укажите вниз. Чтобы предупредить о посте ГИБДД, помимо светового сигнала используют знак рукой: пальцами ударяют по плечу.
- Если у кого-нибудь открыт люк бензобака, можно предупредить об этом, указывая большим пальцем вниз. Указание пальцем на глаз говорит о том, что водитель забыл включить поворотник.
Тайный жест каршероводов
Мы в чате давно думаем о том, что нам, каршероводам, нужен свой сигнал приветствия. Предлагайте свои варианты жестов и их фото в комментариях к этому посту. Голосуем за понравившийся лайком комментария!
Язык водителей. Что значат сигналы лампами поворотников?
Многие автомобилисты привыкли предупреждать друг друга фарами. Если впереди видишь автомобиль, который сигналит дальним светом головной оптики, то чаще всего он предупреждает о какой-то опасности. Впереди может быть авария, препятствующая проезду, или дикие животные вышли на проезжую часть и требуется сбросить скорость. Другие же морганием дальними прожекторами в ночи просят других участников движения переключить дальний свет на ближний. В ряде случаев фарами также предупреждают о начале обгона. Но водители не ограничиваются в своем языке сигналов только фарами. Они активно применяют желтые лампы поворотников. Сигналы ими гораздо более сложны и зависят от контекста.
Можно обгонять или нельзя?
Когда водитель легковой машины готовится к обгону длинного тягача с прицепом на сложном участке трассы, не возбраняется попросить у дальнобойщика помощи. Водителю необходимо заранее подать сигнал левым поворотником и поморгать фарами, привлекая внимание шофера грузовика. Если дорога впереди плохо просматривается, но разметка позволяет выезжать на встречку, то лучше подождать ответа. Если реакции нет, то можно поморгать несколько раз. Когда дальнобойщик замечает моргание, он оценивает обстановку впереди и, если ситуация позволяет, дает разрешение на обгон правым поворотником. Другими словами, если грузовик моргает желтой лампой у обочины, то можно идти на обгон.
Если же дальнобойщик моргает левым поворотником, то есть грузовик подает сигнал лампой со стороны встречной полосы, то обгон запрещен. Это значит, что впереди появилась машина во встречном направлении и приближается она настолько быстро, что обгоняющий не успеет закончить маневр. Кстати, этот элемент языка общения водителей вошел в пункт 11.2 Правил дорожного движения (ПДД) и законодательно запрещает обгон. Если левый поворотник проигнорировать, то, в соответствии со статьей 12.15 КоАП РФ, нарушителя ждет административный штраф в размере пяти тысяч рублей или лишение права управления транспортными средствами на срок от четырех до шести месяцев.
Кроме того, водитель большегруза может запрещать обгон из-за появления на дороге посторонних предметов или больших ям, которые сам собирается объехать по встречной полосе, о чем также предупреждает левым поворотником.
В общем, перед началом обгона грузовика лучше поморгать ему, спрашивая разрешения. В этом случае помощь дальнобойщика бывает полезна. Он не только предупредит, но и притормозит немного, чтобы пропустить вашу машину вперед.
После обгона не будет лишним поблагодарить шофера фуры за содействие аварийной сигнализацией.
Спасибо-извините
Аварийная сигнализация также присутствует в водительском языке. Она часто используется как проявление вежливости или сигнал опасности для водителей, следующих в попутном направлении.
Два мигания обычно используются, как знак благодарности («Спасибо»). Его применяют, чтобы выразить почтение за то, что вас пропустили. Такое же моргание — это еще и знак извинения, если вы случайно кого-то подрезали или доставили неудобства своим маневром. Чаще всего помигивания аварийкой можно встретить в городских заторах, в которых автомобили часто меняют полосы и перестраиваются в плотном потоке.
С помощью аварийной сигнализации можно также попросить водителя на машине сзади выключить слепящий свет дальних фар. Дальним светом ему поморгать невозможно, а вот аварийкой — вполне. Для этого используют три и более морганий.
Внимание, опасность впереди
Аварийная сигнализация применяется и во время обгона как предупреждение об опасности. Представим ситуацию, когда водитель пошел на обгон, а к нему в хвост пристроились другие машины. Они надеются, что водитель первого автомобиля здраво оценивает ситуацию и просчитывает безопасное расстояние до встречного транспорта. Однако дорожная ситуация меняется быстро. Если водитель видит, что закончить маневр успевает только он один, то он должен включить аварийную сигнализацию и моргать ей всегда, чтобы предупредить обгоняющие машины об опасности. При таком сигнале им необходимо немедленно вернуться на свою полосу, так как впереди ожидает смертельная опасность. Мигание аварийкой при обгоне способно сохранить жизнь другим участникам движения. Это знак, что пристраиваться в хвост нельзя.
Аварийная сигнализация при торможении
Если впереди у какого-то автомобиля вдруг заработала аварийка совместно со стоп-сигналами, это тоже тревожный знак. Он значит, что водитель собирается тормозить до полной остановки. Возможно, впереди есть затор или неожиданная авария. Все попутные автомобили обязаны немедленно сбросить скорость, во избежание массового столкновения. Некоторые производители внедряют эту функцию в штатное оснащение машины.
В более старых моделях водители включают аварийку в процессе торможения своими руками для предупреждения других участников движения об экстренном торможении, чтобы никто не въехал им в корму.
Главные сообщения водителей — с помощью аварийки, фар и жестов
- Краткое (1-3 такта) включение аварийки – поблагодарил коллегу по движению за то, что пропустил.
- Такой же сигнал подает и водитель, прося извинения за не совсем корректный маневр, который заставил других водителей понервничать.
- Если вы видите, что впереди затор, то полезно, нажав на тормоз, одновременно включить аварийку, чтобы предупредить едущих сзади.
- Если ночью машина, следующая позади, слепит вас дальним светом, то включите на некоторое время аварийку. Это просьба переключиться на ближний свет.
Ну и напоследок перечислю общепринятые, хоть и порядком позабытые сегодня знаки, которые подают движениями рук. Речь не о тех жестах, что иногда используют во время дорожных конфликтов, а о вполне безобидных и зачастую полезных.
Жесты
Далее идут неформальные жесты.
- Водителю грузовика показывают кукиш, когда у его автомобиля между задними (сдвоенными) колесами застрял камень или кирпич. Ситуация опасна для автомобиля, едущего позади. И ответственность, если что, падет на водителя грузовика.
- Человек в соседнем автомобиле пальцем в воздухе показал окружность и тыкает вниз на колесо вашего автомобиля – у вас спустила шина.
- Водитель другой машины медленно сверху вниз опустил ладонь – этим он советует вам снизить скорость. Впереди опасность или засада ДПС.
- Водитель другой машины как бы хлопает ладонью по воздуху – показывает, что у вас открыт багажник.
- Разводят сомкнутые пальцы – значит, напоминают о необходимости включить фары.
- Поднять вверх раскрытую ладонь – поблагодарить водителя другой машины о предупреждении или если он вас пропустил. Так же здороваются знакомые, встретившись на дороге.
Будьте осторожны в пути, пользуйтесь этими неформальными сигналами сами и внимательно смотрите за тем, что вам хотят показать другие водители. В комментариях напомните, какие еще сигналы используете на дороге.
- Ответы на многие вопросы автомобильной жизни найдете в «Парке документов» «За рулем».
- Культура езды многое говорит о людях, населяющих тот или иной город или даже страну. Помочь на дороге попавшему в беду автомобилисту останавливается далеко не каждый. Что уж говорить о наличии в автомобиле знака аварийной остановки, аптечки и буксировочного троса!