Фотоотчет: Регулировка клапанов на мопеде «Альфа»
Регулировка клапанов является наверное самой простой и в то же время очень важной работой по обслуживанию двигателя вашего мопеда. Выполнить которую по силам практически любому начинающему водителю. При самостоятельном выполнение этой работы вы экономите свои деньги и время, к тому же, полностью от начала и до конца контролируете качество проделанной работы.
Своевременное выполнение работ по регулировке клапанных зазоров позволяет существенно продлить срок службы двигателя вашего мопеда и повысить его общую надежность в целом.
Первую регулировку желательно произвести сразу же после покупки нового или даже купленного БУ мопеда, вторую регулировку произвести сразу после обкатки, все последующие через 4000 км пробега.
Перед началом регулировки, даем двигателю остыть если он у вас до этого успел поработать, температура двигателя перед регулировкой в идеале должна быть 18- 25 градусов.
Обычной плоской отверткой с левой стороны двигателя, выкручиваем две пробки на крышке генератора (отмечены стрелками) и снимаем крышку распределительного вала с головки блока цилиндров (отмечена стрелкой).
Вставляем в центральное отверстие торцовый ключ и проворачиваем по ходу вращения коленчатый вал двигателя до тех пор, пока в верхнем смотровом окне крышки генератора не появится риска рядом с которой будет выбита буква «Т» (не перепутайте с буквой «F»!), риска у вас должна стать строго по центру смотрового окна.
После того как метка «Т» в смотровом окне займет нужное положение — проверяем положение меток на распредвале и корпусе головки блока цилиндров (метки отмечены стрелками). Метки на распредвале и головке блока цилиндров должны стать как можно ближе друг к другу. Если метки не сошлись — проверните коленчатый вал еще на один оборот и снова проконтролируйте схождение меток на распредвале и верхнем смотровом окне крышки генератора.
После того как все метки у вас совпадут — откручиваем на головке блока цилиндров две пробки: одну сверху и одну с низу, под которыми находятся регулировочные элементы.
Ключом на 9 откручиваем контргайку на коромысле и выкручиваем немного регулировочный болт.
Берем щуп толщиной 0.05 мм и вставляем его между регулировочным болтом и клапаном, подкручиваем регулировочный болт так чтобы щуп перемещался между клапаном и болтом с небольшим усилием, плоскогубцами фиксируем регулировочный болт от проворачивания и затягиваем контргайку. После затяжки контргайки снова вставляем щуп и проверяем что у нас получилось (в случае необходимости повторяем все заново). То же самое проделываем и со вторым клапаном.
После всего проделанного, проверяем чтобы зажигание было выключено и несколько раз кикстартером проворачиваем двигатель (двигатель в этот момент запускать нельзя!). После проворачивания двигателя — по новой совмещаем риски в окне крышки генератора и распредвала и еще раз проверяем правильность тепловых зазоров, при необходимости регулируем их заново.
Админ
Вам также может понравиться
Как подтянуть тормоза скутера
Регулировка карбюратора К 62-65
Как почистить глушитель скутера
21 комментарий к « Фотоотчет: Регулировка клапанов на мопеде «Альфа» »
Добрый день.
Регулировку проводить впускного и выпускного клапана на метке Т?
А то в инструкции написано, сначала впускной регулируем, потом проворачиваем на 1,5 оборота и регулируем выпускной клапан?
Александр, все правильно: регулировку клапанов производим только по метке «Т». Проворачивать на 1,5 оборота ничего не нужно. Открою вам небольшой секрет: все эти инструкции, пишутся с подачи торгашей — специально, чтобы вы следуя этим рекомендациям — ломали свои скутеры и мопеды и покупали у них больше запчастей.
Спасибо большое за помощь 🙂
делаю вродибы всё тоже самое а цокают клапана всё равно =) двигателю 3000 км а уже барахлит как падла не холостых устойчивых на малых оборотах, и на холодную еле заводиться
Китайская техника не предсказуема.
Ребята, доброго времени суток… Подскажите пожалуйста, у меня альфа 110 куб. пробег 1450 км. До первой тысячи во время обкатки мопед работал отлично, мощность развивал до 8500 об. когда пробег был 900 км, мопед при этом развивал скорость до 95ти км\ч. После первой тысячи пробега, замены масла и регулировки клапанов, вместо улучшенной работы мопед стал терять мощность. Но скорость всё равно развивал не менее 80км\ч. При первой проверке клапанов они были оба зажаты. Сенью у меня начались проблемы с заводкой и перебои в работе.
Я грешил на качество бензина и регулировку карбюратора. Проехал после этого около 300 км и загнал мопед на зиму. И вот весной залил бензин, завёл и не испытал восторга. Мощность он развивает теперь 7500 об. и всё, табу… Когда едешь в гору и на ветер вообще 6500. Когда завожу утром пока не дам 2500 об. и не подержу газ хотя бы пол минуты, он глохнет. После прогрева холостой ход держит нормально, хотя бывает плавает в районе 300-400 об. В целом мощность и работы двигателя на низкой и средней скорости нормальная. Карбюратор вроде бы отрегулирован правильно. Электрод свечи светло коричневый, обороты держит, не глохнет при резком открытии дросельной заслонки. В общем не развивает полной мощности и в последнее время греется.
Я регулировал клапана по схеме в инструкции, с проворачиванием вала на 1,5 об. зазоры делал 005 и 005. Но согласно того что прочёл в ваших комментариях, теперь думаю пере регулировать зазор выпускного клапана на метке 5 без проворачивания. Выхлоп нормальный, признаков дымности не наблюдаю. Как вы думаете причина только в этом, перерегулировать зазор выпускного клапана, или я что-то упускаю? Ведь причин может быть не одна, например неправильный уровень топлива в поплавковой камере карбюратора и т.д. Воздушный фильтр я чистил, жиклёры в карбюраторе проверял.
И ещё один вопрос. У меня двигатель согласно маркировка 139FMA, хотя судя по конструкции и всем описаниям это FMB, ведь не бывает FMA более 50куб. Тем не менее меня всё же таки смущают зазоры клапанов, 005 и 005 применимо ко всем? Ведь для 50ки зазор идёт 003 и 005. Вот в связи с этим напрашивается вопрос, у 50ки и 110ки головки цилиндров идентичны? Разница в зазорах лишь из-за разницы в мощности, или же тут имеет место отличие конструктивных особенностей?
Александр:
Извините , но может, я неправ, но:
1.Вы неправильно проходите обкатку.(А правильная обкатка залог долговечености двигателя.)
2.Ты регулировал клапана по схеме в инструкции, с проворачиванием вала на 1,5 об- это скорее неправильно, админ уже писал что это неправильно.
3.Помойму У 139FMB 50-72 кубов объёма зазор должен быть не менее 0.05 мм на впуске и на выпуске.А на твой двигатель я незнаю.
4.На счет потери мощности, может быть много причин :Износ поршневой , Грязный карбюратор,Не правильно настроенные клапана двигателя,и т.д.
Больше ничего сказать не могу.Админ подскажет что правильно, а что нет.
Админ:
Спасибо огромное за бесценный совет. Я бы медалькой наградил, за решение данной проблемы. Не стал я долго думать и ждать, а просто взял щуп, да открыл крышки клапанов, поймал метку Т и перепроверил зазоры. Впусконо норм. 005 был, а вот выпускной, хотите верьте, хотите нет, составил 4 мм не каких нибудь десятых или сотых, а реальных 4 мм. Вот тебе и полтора оборота(520 град)… Убить мало тех, кто эти инструкции пишет Отрегулировал оба клапана в метке Т и О чудо! Двигатель во время работы практически не слышно, хотя до этого стоял металлический цокот и мопед рвёт как шальной. Вернулись прежние обороты, разгоняется до 8500 об. И что бы я без вас делал. Довёл этими инструкциями клапан до прогара, а после плюнул и обозвал китайским дерьмом. Поэтому админ, спасибо огромное, твоей информации нет цены.
И на последок, хотел спросить. У меня звёздочка привода цепи стоит 14 зубьев, соответственно максимальная скорость составляет 85 км\ч, ну в некоторых случаях доходила и до 90. Так вот стоит ли мне её менять на 16ти зубчатую, или оставить 14? Ощутима ли будет разница на малой скорости, или КПД в целом возрастёт?
Андрей:
Извените, но вы невнимательно прочли мой комментарий. Я написал что пробег всего ничего менее полутора тысяч км, следовательно, износ поршневой отпадает разом. Про карбюратор, ясно дал понять, что там рыскать не чего, к тому же в плане регулировок, винта качества и количества смеси, я уже собаку скушал. Зазоры я так же описал 005 и 005 для обоих калпанов и как оказалось, админ был прав, оба клапана регулируются в метке Т. Только вот эх… О боги, сколько ребят в данный момент ковыряет мануалы, ночами не спит в недоумении, а проблема лишь в дезинформации Я кучу форумов исследовал и ещё кучу бесполезных книжек прочёл, где говорилось всё одно и то же, зазор 005 на оба клапана и проверните 1,5 оборота для регулировки выпускного клапана. Нижайший поклон админу, ибо лишь один он раскрыл глаза на истинную суть проблемы. На форумах очень много ребят видел, у которых погорели клапана и прочих проблем связанных с клапанами было. Ну, а я… Главное вовремя спохватился и не насиловал технику. Проехал 400 км после первой тысячи и регулировки клапанов, надеюсь это не скажется на дальнейшей работе клапанного механизма, хотя масло я всё же поменяю, не взирая на малый пробег, ведь если выпускной клапан до конца не закрывался, в картер прорывались выхлопные газы, что недопустимо и пагубно сказывается на агрегате в целом.
Ой, чуть не завбыл, хотел задать вопрос знающим ребятам по поводу масла. Нормально ли то, что оно чернеет почти сразу после замены, или же оно должно быть чистым всегда? Дело в том что у меня на всех этапах обкатки и после масло всегда чернело. После первых 300 км пробега, 1000 км и теперь. Вот и не знаю поэтому, может быть у меня изначально стоял неверный зазор клапанов и от этого темнело масло?
Регулировка клапанов на Альфе. Как отрегулировать клапана на мопеде альфа
Регулировка клапанов является наверное самой простой и в то же время очень важной работой по обслуживанию двигателя вашего мопеда. Выполнить которую по силам практически любому начинающему водителю. При самостоятельном выполнение этой работы вы экономите свои деньги и время, к тому же, полностью от начала и до конца контролируете качество проделанной работы.
Своевременное выполнение работ по регулировке клапанных зазоров позволяет существенно продлить срок службы двигателя вашего мопеда и повысить его общую надежность в целом.
Первую регулировку желательно произвести сразу же после покупки нового или даже купленного БУ мопеда, вторую регулировку произвести сразу после обкатки, все последующие через 4000 км пробега.
Перед началом регулировки, даем двигателю остыть если он у вас до этого успел поработать, температура двигателя перед регулировкой в идеале должна быть 18- 25 градусов.
Обычной плоской отверткой с левой стороны двигателя, выкручиваем две пробки на крышке генератора (отмечены стрелками) и снимаем крышку распределительного вала с головки блока цилиндров (отмечена стрелкой).
Вставляем в центральное отверстие торцовый ключ и проворачиваем по ходу вращения коленчатый вал двигателя до тех пор, пока в верхнем смотровом окне крышки генератора не появится риска рядом с которой будет выбита буква «Т» (не перепутайте с буквой «F»!), риска у вас должна стать строго по центру смотрового окна.
После того как метка «Т» в смотровом окне займет нужное положение — проверяем положение меток на распредвале и корпусе головки блока цилиндров (метки отмечены стрелками). Метки на распредвале и головке блока цилиндров должны стать как можно ближе друг к другу. Если метки не сошлись — проверните коленчатый вал еще на один оборот и снова проконтролируйте схождение меток на распредвале и верхнем смотровом окне крышки генератора.
После того как все метки у вас совпадут — откручиваем на головке блока цилиндров две пробки: одну сверху и одну с низу, под которыми находятся регулировочные элементы.
Ключом на 9 откручиваем контргайку на коромысле и выкручиваем немного регулировочный болт.
Берем щуп толщиной 0.05 мм и вставляем его между регулировочным болтом и клапаном, подкручиваем регулировочный болт так чтобы щуп перемещался между клапаном и болтом с небольшим усилием, плоскогубцами фиксируем регулировочный болт от проворачивания и затягиваем контргайку. После затяжки контргайки снова вставляем щуп и проверяем что у нас получилось (в случае необходимости повторяем все заново). То же самое проделываем и со вторым клапаном.
Фотоотчет: Регулировка сцепления на мопеде «Альфа»
Добрый день.
Регулировку проводить впускного и выпускного клапана на метке Т?
А то в инструкции написано, сначала впускной регулируем, потом проворачиваем на 1,5 оборота и регулируем выпускной клапан?
Александр, все правильно: регулировку клапанов производим только по метке «Т». Проворачивать на 1,5 оборота ничего не нужно. Открою вам небольшой секрет: все эти инструкции, пишутся с подачи торгашей — специально, чтобы вы следуя этим рекомендациям — ломали свои скутеры и мопеды и покупали у них больше запчастей.
Спасибо большое за помощь
делаю вродибы всё тоже самое а цокают клапана всё равно =) двигателю 3000 км а уже барахлит как падла не холостых устойчивых на малых оборотах, и на холодную еле заводиться
Китайская техника не предсказуема.
Ребята, доброго времени суток… Подскажите пожалуйста, у меня альфа 110 куб. пробег 1450 км. До первой тысячи во время обкатки мопед работал отлично, мощность развивал до 8500 об. когда пробег был 900 км, мопед при этом развивал скорость до 95ти км\ч. После первой тысячи пробега, замены масла и регулировки клапанов, вместо улучшенной работы мопед стал терять мощность. Но скорость всё равно развивал не менее 80км\ч. При первой проверке клапанов они были оба зажаты. Сенью у меня начались проблемы с заводкой и перебои в работе.
Я грешил на качество бензина и регулировку карбюратора. Проехал после этого около 300 км и загнал мопед на зиму. И вот весной залил бензин, завёл и не испытал восторга. Мощность он развивает теперь 7500 об. и всё, табу… Когда едешь в гору и на ветер вообще 6500. Когда завожу утром пока не дам 2500 об. и не подержу газ хотя бы пол минуты, он глохнет. После прогрева холостой ход держит нормально, хотя бывает плавает в районе 300-400 об. В целом мощность и работы двигателя на низкой и средней скорости нормальная. Карбюратор вроде бы отрегулирован правильно. Электрод свечи светло коричневый, обороты держит, не глохнет при резком открытии дросельной заслонки. В общем не развивает полной мощности и в последнее время греется.
Я регулировал клапана по схеме в инструкции, с проворачиванием вала на 1,5 об. зазоры делал 005 и 005. Но согласно того что прочёл в ваших комментариях, теперь думаю пере регулировать зазор выпускного клапана на метке 5 без проворачивания. Выхлоп нормальный, признаков дымности не наблюдаю. Как вы думаете причина только в этом, перерегулировать зазор выпускного клапана, или я что-то упускаю? Ведь причин может быть не одна, например неправильный уровень топлива в поплавковой камере карбюратора и т.д. Воздушный фильтр я чистил, жиклёры в карбюраторе проверял.
И ещё один вопрос. У меня двигатель согласно маркировка 139FMA, хотя судя по конструкции и всем описаниям это FMB, ведь не бывает FMA более 50куб. Тем не менее меня всё же таки смущают зазоры клапанов, 005 и 005 применимо ко всем? Ведь для 50ки зазор идёт 003 и 005. Вот в связи с этим напрашивается вопрос, у 50ки и 110ки головки цилиндров идентичны? Разница в зазорах лишь из-за разницы в мощности, или же тут имеет место отличие конструктивных особенностей?
Александр:
Извините , но может, я неправ, но:
1.Вы неправильно проходите обкатку.(А правильная обкатка залог долговечености двигателя.)
2.Ты регулировал клапана по схеме в инструкции, с проворачиванием вала на 1,5 об- это скорее неправильно, админ уже писал что это неправильно.
3.Помойму У 139FMB 50-72 кубов объёма зазор должен быть не менее 0.05 мм на впуске и на выпуске.А на твой двигатель я незнаю.
4.На счет потери мощности, может быть много причин :Износ поршневой , Грязный карбюратор,Не правильно настроенные клапана двигателя,и т.д.
Больше ничего сказать не могу.Админ подскажет что правильно, а что нет.
Что бы приступить к регулировке клапанов на мопеде Альфа, нужно установить верхнюю мертвую точку. Для этого на крышке ротора снимаем две крышки. Вращаем ротор пока не появится контрольная метка Т.
Что будет если неправильно отрегулировать клапана?
Очень часто на различных форумах задают вопросы: «А что будет если неправильно отрегулировать клапаны?». Тут возможны два варианта:
- Если зазор слишком большой — самый безобидный вариант. Если зазор слишком большой, то будет сильней изнашиваться хвостовик клапана и коромысло, так как коромысло будет ударять «с разбега» по клапану. Немного уменьшится высота открытия клапана, за счет этого ухудшится наполняемость камеры сгорания, и упадет КПД двигателя. Но эти изменения вряд ли возможно заметить. Также будет сильнее звук двигателя, появится характерное клацанье. В целом работа двигателя не нарушится.
- Если зазор слишком маленький — при нагреве клапана его «подожмет» к коромыслу и клапан перестанет плотно прилегать к седлу. Через образовавшийся зазор будет выходить топливо-воздушная смесь и выхлопные газы. Выход выхлопных газов приведет к перегреву клапана и его прогоранию. Упадет компрессия двигателя и как следствие — КПД.
Таким образом слишком маленький зазор гораздо опасней, чем слишком большой. Именно по этой причине не рекомендуется выставлять зазоры «на слух» без щупов. Если между коромыслом и клапаном находится щуп — зазор между коромыслом и клапаном уже будет, если конечно не зажимать его с большим усилием.
Сильно перетянутые клапана могут стать одной из причин, по которой мопед вообще не заведётся.
Зачем совмещать метки?
Регулировку клапанов нужно производить в положении, когда коромысло не давит на стержень клапана, то есть клапан закрыт. При работе четырехтактного двигателя оба клапана закрыты к концу такта сжатия, поэтому для удобства регулировки совмещают метку, нанесенную на звездочку распредвала с меткой на корпусе головки. Это положение соответствует верхней мертвой точке — концу такта «сжатие» и началу такта «рабочий ход» и оба клапана в этот момент закрыты и можно их регулировать.
По большому счету не обязательно четко совмещать эти метки, т.к. оба клапана закрываются уже в начале такта сжатия и не открываются почти до конца рабочего хода, то есть как минимум половину оборота клапаны закрыты. То есть нет ничего страшного, если вы чуть-чуть «проскочите» метку, или немного до нее не дойдете (в разумных пределах конечно).
Некоторые «умельцы» в своих видеоинструкциях зачем-то совмещают метку «T» на маховике коленвала. Для регулировки клапанов это делать совсем необязательно. За один оборот распредвала коленвал делает два оборота, и метка будет совпадать два раза: один раз — в конце такта сжатия, а второй раз — в конце такта выпуска (когда еще открыт выпускной клапан и готовится открыться впускной).
Вставляем в кожух генератора ключ (торцевой) на 14 и вращаем ротор по часовой стрелки, смотра при этом в отверстие на кожухе. Нужно, чтобы в смотровом окне (напротив уступа) показалась метка Т, которая свидетельствует о нахождении поршня в верхней мертвой точке или вмт.
Инструменты для регулировки клапанов
Для работы с мопедом «Альфа» понадобятся такие инструменты:
- плоскогубцы – будут полезными для удержания крепежа в одном положении в процессе откручивания других элементов;
- щётка для работы с металлом – она пригодится для очистки свечи от внешних накоплений;
- ключ на 9 – потребуется для ослабления контргайки;
- ключ на 17 – он необходим, чтобы открутить крышки клапанов;
- ключ-шестигранник — он понадобится для проворачивания маховика. На указанном элементе присутствует метка, благодаря которой и настраивается «мёртвая» точка. Метка должна совпадать со стрелочкой на картере уже при разборе;
- щуп – с ним осуществляет измерение зазоров. Стандартный размер для впускного и выпускного клапанов подойдет щуп на 0,05 мм, что соответствует правильной настройке.
Щуп для регулировки клапанов скутера
Каждый из указанных элементов есть в ящике с инструментами, особенно если для владельцев мопедов. Процедура настройки потребует всего несколько минут при должной сноровке и следовании инструкции.
Подготовка к работе
Для мелких деталей вроде крепежа надо приготовить пустую банку или коробку, чтобы ничего не потерять. Желательно, чтобы для каждого типа крепежа (различающего по диаметру) был свой отсек – так при сборе исключается неправильный монтаж деталей, лишний шум из-за неустойчивости фиксации и осложнения при езде после сборки.
Температура помещения должна составлять 18-25 градусов, так как при более низком значении будет некомфортно работать из-за ухудшенной чувствительности пальцев. В зимний период необходимо прогреть гараж до указанных значений. Другая причина – это характер самих зазоров. Они являются тепловыми, поэтому при ремонте и профилактике с другой температурой возможна неправильная настройка и ухудшение состояния двигателя в дальнейшем. Перед получением непосредственного доступа к мотору понадобится снять сидение и отложить его туда, где нет грязных деталей.
Если нужно сменить мотор полностью, то все операции и набор инструментов применим к аналогу из Honda Super Cub, так как «Альфа» является во многом копией указанного мопеда. В наборе инструментов, поставляемом с транспортным средством, отсутствуют названные элементы, поэтому нужно позаботиться об их приобретении заранее – еще до покупки мопеда.
Приступаем к регулировке клапанов
alert type=red Регулировка клапанов производится на холодном двигателе!/alert
Начнем со впускного клапана, который находится вверху головки цилиндров. Нам понадобится ключ на 9. Да! Не на 8, не на 10, а на 9! Хорошо, что у меня был набор головок в машине. Но лучше использовать накидной ключ, который удобно откручивает фиксирующую гайку толкателя на коромысле.
Затем нам понадобится щуп с толщиной 0,05мм, который нужно просунуть между толкателем и стержнем клапана. Вращением толкателя уменьшаем, или увеличиваем тепловой зазор до того момента, когда щуп будет ходить с небольшим натяжением. После затягивания фиксирующей гайки опять проверяем щупом зазор, который мог сбиться.
Аналогичным способом начинаем регулировку выпускного клапана.
alert type=yellow Зазор на щупе 0,05мм. Щуп должен ходить между толкателем и стержнем выпускного клапана легче, чем на впускном!/alert
Правильная сборка после регулировки
Теперь приступим к сборке. Устанавливаем крышку звезды ГРМ правильно. Смотрим на фото ниже. У крышки ГРМ имеются 2 выступа — большой и маленький. Маленький выступ должен попасть между двух выступов на стенке цилиндра. Большой выступ должен смотреть вперед и придерживать звезду ГРМ.
Устанавливаем таким образом, что бы крышка звезды ГРМ была зафиксирована. После притягиваем крышку болтом с противоположной стороны ключом на 10.
alert type=yellow Сильно тянуть крышку не нужно. При сильной затяжке можно поломать крышку звезды ГРМ./alert
Как отрегулировать клапана на мопеде Альфа — пошаговая инструкция
В современном четырёхтактном двигателе типа FMB 139 мопеда «Альфа» предусмотрено два клапана, через которые проходят вещества, необходимые для нормального функционирования транспортного средства. Герметично закрытый клапан обеспечивает надёжность работы мопеда, которая заключается в запуске двигателя при каждом повороте соответствующего ключа. В нормальном состоянии тарелка клапана находится вплотную к седлу, исключая разгерметизацию.
Так как мопед «Альфа» является устаревшим, проведение всех ремонтных и профилактических работ ложится на самого хозяина транспортного средства (в альтернативном случае – на один из местных автосервисов). Регулировать клапан способен даже водитель без опыта ремонта, так как не требуется значительной работы по разборке мопеда. При правильной настройке неполадки в работе мотора практически исключены в нормальном режиме эксплуатации.
Мопед «Альфа»
Своевременно проведённые работы дают возможность увеличить срок службы мотора без необходимости замены отдельных элементов или полной смены двигателя. Рекомендуется осуществлять процедуру хотя бы каждые 2 тысячи километров пробега, а также после приобретения вне зависимости от состояния и года выпуска.
Система газораспределения FMB 139 имеет распределительный вал в головке цилиндра, а клапаны расставлены V-образно и вертикально. Они приводятся в движение благодаря коромыслу – оно само начинает движение через кулачки распределительного вала. Последний элемент, в свою очередь, начинает работу благодаря цепной передаче.
Когда нужно регулировать клапана на мопеде
Профилактику мотора мопеда «Альфа» стоит проводить, если возникают следующие ситуации:
- медленный набор оборотов при разгоне;
- заметный шум в виде цокота;
- транспортное средство заводится не с первого раза;
- мотор прекращает работу во время движения.
В зависимости от изношенности мопеда, процедура может понадобиться чаще – даже через 1000 км пробега, так как усталость металла и постоянные перепады температур при запуске двигателя и при поездках в разное время года даёт о себе знать. Рекомендуется проводить процедуру регулярно, чтобы исключить следующие последствия, приводящие к повышенным затратам на исправление транспорта:
- при постоянно уменьшенном зазоре станет заметным шум в виде тарахтения, напоминающем звук работы механической швейной машины. Подобная конфигурация вредна и по той причине, что мотор не даёт нужного уровня тяги, увеличивая затраты бензина и изнашивая механику;
При следовании простым инструкциям не придётся прибегать к капитальному ремонту мопеда, а данная процедура потребует гораздо больших затрат и дополнительной помощи от мастеров.
Газораспределительный механизм двигателя FMB 139
Механизм газораспределения двигателя FMB 139 оснащён распределительным валом, расположенным в головке цилиндра. Клапаны располагаются вертикально и V-образно и приводятся в движение при помощи коромысла, которое, в свою очередь, приводится в движение при помощи кулачков распределительного вала. Эта система очень похожа на ГРМ «Москвича» 412, только цилиндр всего один, а клапанов — два.
Распределительный вал приводится в движение при помощи цепной передачи. Она, в свою очередь, приводится в действие шестеренкой, расположенной на оси ротора генератора, которая является осью вращения коленчатого вала.
Инструменты для регулировки клапанов
Для работы с мопедом «Альфа» понадобятся такие инструменты:
- плоскогубцы – будут полезными для удержания крепежа в одном положении в процессе откручивания других элементов;
- щётка для работы с металлом – она пригодится для очистки свечи от внешних накоплений;
- ключ на 9 – потребуется для ослабления контргайки;
- ключ на 17 – он необходим, чтобы открутить крышки клапанов;
- ключ-шестигранник — он понадобится для проворачивания маховика. На указанном элементе присутствует метка, благодаря которой и настраивается «мёртвая» точка. Метка должна совпадать со стрелочкой на картере уже при разборе;
- щуп – с ним осуществляет измерение зазоров. Стандартный размер для впускного и выпускного клапанов подойдет щуп на 0,05 мм, что соответствует правильной настройке.
Щуп для регулировки клапанов скутера
Каждый из указанных элементов есть в ящике с инструментами, особенно если для владельцев мопедов. Процедура настройки потребует всего несколько минут при должной сноровке и следовании инструкции.
Видео по теме
Другие видео по теме:
Хочу коснуться интересной темы, о которой слышали все, но не все понимают ее суть — поговорим о регулировке клапанов.
Немного теории.
Сначала немного теориии. Откуда же вообще возникла потребность в регулировке клапанов и зачем нужен тепловой зазор?
- Как происходит регулировка клапанов ВАЗ-2115 инжектор 8 клапанов
В любом четырехтактном двигателе есть как минимум два клапана: впускной — через него рабочая смесь попадает в камеру сгорания, и выпускной — через него выходят отработанные газы. Часть клапана постоянно находится в камере сгорания и поэтому клапан сильно нагревается. А как мы знаем из курса школьной физике — тела при нагревании расширяются. Причем чем сильнее нагрев — тем больше расширение.
Клапаны в двигателе всегда находятся в «подпружиненном» состоянии, при этом тарелка клапана очень плотно прижата к своему посадочному месту — седлу клапана. Это обеспечивает герметичность закрытия клапана.
Чтобы открыть клапан — на него нужно надавить. В нашем случае на клапан давит коромысло, которое двигается под воздействием кулачка распределительного вала.
Теперь представим, что двигатель холодный (простоял несколько часов и все детали остыли до «комнатной» температуры). Если завести двигатель, то клапаны начнут быстро нагреваться и в связи с этим — удлиняться. Если не оставить ему места для расширения (зазора между коромыслом и стержнем клапана), то настанет момент, когда клапан удлинится настолько, что не будет плотно прилегать к своему седлу и начнет пропускать газы из камеры сгорания. Это приводит к потере мощности двигателя, а также может привести к перегреву и прогоранию клапанов.
По этой причине оставляют зазор между клапаном и коромыслом. Производители двигателя рассчитывают насколько удлиняется клапан при работе двигателя. Поэтому в инструкции по эксплуатации указаны оптимальные величины тепловых зазоров. Если соблюдать рекомендации — при рабочей температуре клапана зазор будет минимальным, таким чтобы клапан мог полностью закрыться, но при этом коромысло находилось бы почти вплотную и клапан бы открывался максимально широко и не происходил удар («клацанье») коромысла по клапану.
ВАЖНО: зазоры выставляются на холодном двигателе, когда клапан еще не успел удлиниться.
Что будет если неправильно отрегулировать клапана?
Очень часто на различных форумах задают вопросы: «А что будет если неправильно отрегулировать клапаны?». Тут возможны два варианта:
- Если зазор слишком большой — самый безобидный вариант. Если зазор слишком большой, то будет сильней изнашиваться хвостовик клапана и коромысло, так как коромысло будет ударять «с разбега» по клапану. Немного уменьшится высота открытия клапана, за счет этого ухудшится наполняемость камеры сгорания, и упадет КПД двигателя. Но эти изменения вряд ли возможно заметить. Также будет сильнее звук двигателя, появится характерное клацанье. В целом работа двигателя не нарушится.
- Если зазор слишком маленький — при нагреве клапана его «подожмет» к коромыслу и клапан перестанет плотно прилегать к седлу. Через образовавшийся зазор будет выходить топливо-воздушная смесь и выхлопные газы. Выход выхлопных газов приведет к перегреву клапана и его прогоранию. Упадет компрессия двигателя и как следствие — КПД.
Таким образом слишком маленький зазор гораздо опасней, чем слишком большой. Именно по этой причине не рекомендуется выставлять зазоры «на слух» без щупов. Если между коромыслом и клапаном находится щуп — зазор между коромыслом и клапаном уже будет, если конечно не зажимать его с большим усилием.
Зачем совмещать метки?
Регулировку клапанов нужно производить в положении, когда коромысло не давит на стержень клапана, то есть клапан закрыт. При работе четырехтактного двигателя оба клапана закрыты к концу такта сжатия, поэтому для удобства регулировки совмещают метку, нанесенную на звездочку распредвала с меткой на корпусе головки. Это положение соответствует верхней мертвой точке — концу такта «сжатие» и началу такта «рабочий ход» и оба клапана в этот момент закрыты и можно их регулировать.
По большому счету не обязательно четко совмещать эти метки, т.к. оба клапана закрываются уже в начале такта сжатия и не открываются почти до конца рабочего хода, то есть как минимум половину оборота клапаны закрыты. То есть нет ничего страшного, если вы чуть-чуть «проскочите» метку, или немного до нее не дойдете (в разумных пределах конечно).
Некоторые «умельцы» в своих видеоинструкциях зачем-то совмещают метку «T» на маховике коленвала. Для регулировки клапанов это делать совсем необязательно. За один оборот распредвала коленвал делает два оборота, и метка будет совпадать два раза: один раз — в конце такта сжатия, а второй раз — в конце такта выпуска (когда еще открыт выпускной клапан и готовится открыться впускной).
Какой должен быть зазор клапанов на Альфе?
Зазор впускного клапана на большинстве двигателей обычно меньше, чем выпускного. Это связано с тем, что впускные клапана нагреваются меньше. Они охлаждаются потоками свежего воздуха.
Тепловой зазор впускного клапана для двигателя 139FMB составляет 0,03 мм. Для выпускного клапана зазор 0,05 мм.
Подготовка к работе
Для мелких деталей вроде крепежа надо приготовить пустую банку или коробку, чтобы ничего не потерять. Желательно, чтобы для каждого типа крепежа (различающего по диаметру) был свой отсек – так при сборе исключается неправильный монтаж деталей, лишний шум из-за неустойчивости фиксации и осложнения при езде после сборки.
Температура помещения должна составлять 18-25 градусов, так как при более низком значении будет некомфортно работать из-за ухудшенной чувствительности пальцев. В зимний период необходимо прогреть гараж до указанных значений. Другая причина – это характер самих зазоров. Они являются тепловыми, поэтому при ремонте и профилактике с другой температурой возможна неправильная настройка и ухудшение состояния двигателя в дальнейшем. Перед получением непосредственного доступа к мотору понадобится снять сидение и отложить его туда, где нет грязных деталей.
Признаки неправильной настройки клапанов
Если тепловые зазоры слишком большие, то это может стать причиной характерного стука или звона, возникающего при работе двигателя. Потеря компрессии также может быть косвенным следствием неправильной настройки клапанов. Косвенными следствиями неправильной настройки клапанов может быть увеличение расхода топлива при снижении мощности из-за разгерметизации клапанов, а также потери синхронности их работы, когда работа клапанов начинает опережать или отставать от циклов работы поршня.
Как отрегулировать клапана на мопеде Альфа — инструкция
Открыть клапан будет просто – на него необходимо надавить. В случае с конструкцией мопеда «Альфа» на элемент давит коромысло, двигающееся под воздействием кулачка распределительного вала. Далее надо действовать в строгой последовательности:
- полное охлаждение мотора до температуры в гараже. Если мопед использовался перед процедурой, лучше дать ему постоять хотя бы два часа для остывания – так можно избежать ожогов не только от элементов, которые затрагиваются непосредственно, но и от соседних частей;
- выключение зажигания – обязательно, чтобы случайно не запустить двигатель;
- установка мопеда на подножку для стабильного удержания в вертикальном положении;
Для проверки правильности осуществления работы надо лишь запустить двигатель после фиксации клапана мотора. Нужно смотреть, чтобы ничего не протекало и не издавало лишних звуков. Можно проехать несколько сотен метров недалеко от гаража, чтобы инструменты были недалеко для исправления недочётов. Допускается увеличение зазора на сотые доли миллиметра – это не приводит к неисправностям. Если всё сделано правильно, полностью исчезают все признаки неисправностей, расписанные выше, а сам мотор будет служить годами.
Очень полезное и наглядное видео о том, как отрегулировать клапана на скутере:
Также можете посмотреть более общую инструкцию статью на тему «Как отрегулировать клапана на скутере».
Регулировка клапанных зазоров
Когда нужно проверять зазоры? По инструкции в первый раз – после первой тысячи километров пробега, в дальнейшем – через каждые 4000 км.
Но если характерное пощелкивание, похожее на цокот, раздается из головки цилиндра раньше, ждать регламентного ТО, не стоит. Кроме того, проверяют клапанные зазоры после разборки головки или замены цепи привода ГРМ.
Многие владельцы четырехтактников оттягивают проверку, не будучи уверенными в своих силах. На деле же, это работа не столь сложная, а из специального инструмента вам потребуется только набор щупов.
С чего начать? Прежде всего, следует полностью охладить мотор. Если двигатель ремонтировался, регулировку удобно производить на снятом с мотоцикла двигателе.
В большинстве 50-кубовых моторов установлены ГРМ типа SOHC, то есть с одним распредвалом в головке цилиндра. Зазоры в клапанном механизме регулируются винтами, расположенными на концах коромысел. Выделяются две конструкции: одна распространена на двигателях с коробкой передач (для мокиков, скутеретт, мини-байков и ATV) (Рис 1), другая – на скутерах с вариатором (Рис 2). Последовательность операций во всех случаях практически одинакова, варьируются разве что размеры используемых ключей.
Регулировка клапанных зазоров производится на холодном двигателе (15-30°С).
Чтобы определить ВМТ такта сжатия, достаточно посмотреть на расположение кулачков распределительного вала. Если кулачки направлены «вниз», поршень находится в ВМТ такта сжатия.
Щупом измеряем зазор между толкателем и стержнем клапана. Для двигателей объемом 50—100 куб. см, клапанные зазоры составляют 0,03-0,07 мм. (Точные данные можно найти в инструкции по ремонту конкретной модели скутера)
Конструкция моторов предусматривает специальные лючки или крышки в головке цилиндра для доступа к регулировочным винтам.
Открутите гайки крепления крышки у скутерных моторов (Рис 3), и снимите крышку (Рис 3а)
или резьбовой лючок в головке цилиндра моторов с КП (Рис 4).
Рекомендации по работе с двигателем
При покупке транспортного средства «с рук» обязательно проведение указанных выше операций, так как старые хозяева обычно продают мопед «как есть», передавая всю ответственность за настройку новому владельцу и снижая стоимость. Помимо настройки клапана специалисты советуют менять масло и проводить очистку двигателя от продуктов горения и грязи, снижая уровень выбросов.
Если нужно сменить мотор полностью, то все операции и набор инструментов применим к аналогу из Honda Super Cub, так как «Альфа» является во многом копией указанного мопеда. В наборе инструментов, поставляемом с транспортным средством, отсутствуют названные элементы, поэтому нужно позаботиться об их приобретении заранее – еще до покупки мопеда.
Настройка зазора при холодном моторе рекомендуется не только из-за обеспечения безопасности рук, но и из-за свойств конструкции – в процессе эксплуатации клапан удлиняется. Категорически не рекомендуется настраивать зазоры без использования щупов, так как подобный метода неэффективен из-за того, что владелец фактически рассчитывает на счастливый случай.
Профилактика поломок мотора мопеда
Чтобы увеличить срок работы не только клапанов, но и всего двигателя мопеда «Альфа» в целом, надо следовать таким рекомендациям:
- заливать лишь качественное топливо – это исключает вред системе распределения газов, а также не оставит лишних следов изнутри;
- нужно отслеживать изменения на датчиках, свидетельствующих об изменениях в состоянии мопеда;
- стоит время от времени менять масло полностью;
- нельзя допускать перегрева мотора, особенно при летней жаре. Аналогично недопустимо подвергать двигатель резким перепадам температур. Поэтому при выезде ну улицу зимой не стоит сразу же трогаться с места – надо дать мотору прогреться. Так исключается ускоренный износ металла, используемого в транспортном средстве;
- обязательна поддержка мопеда в чистоте – регулярная чистка от грязи хотя бы на поверхности, чтобы она не накапливалась слоями, затрудняя дальнейший ремонт в будущем. Хранить транспорт на постоянной основе нужно лишь в помещении;
- на зиму аккумулятор потребуется снять, если мопед не будет использоваться. Это исключит образование конденсата и другие проблемы – перед повторным монтажом элемента его стоит подзарядить.
Надо всегда держать наготове ящик с инструментами именно для мопеда. Это полезно не только при ремонте, но и для других целей вроде подтягивания крепежа, так как он способен откручиваться со временем. В итоге будет обеспечено не только надёжное удержание клапана двигателя, но и общая безопасность при езде в любых условиях.
Стоит учитывать, что инструкция может быть полезной при исправлении дефектов других моделей мопедов/скутеров, где различается объём двигателя. В этой ситуации будет отличаться зазор с двух сторон. В остальном потребуется изучить дополнительно руководство по ремонту транспортного средства для определения верных параметров. В гараже понадобится небольшой стол для размещения на нём двигателя при его демонтаже и полной очистке – так работа будет гораздо удобнее и эффективнее.
Как отрегулировать клапана на мопеде Альфа — пошаговая инструкция
4.3 (86.67%) 6 проголосовало
Правильное обслуживание двигателя
При покупке нового мопеда Альфа, через тысячу километров щадящего пробега необходимо поменять масло и сделать регулировку клапанов. Детали мотора притерлись друг к другу, лишнее соскребли и теперь можно выводить агрегат в нормальные рабочие режимы. Масло вполне подойдет и полусинтетическое, этот мотор не высоко оборотистый, а регулировка клапанов это необходимый пункт технического обслуживания любого мопеда и даже мотоцикла.
Что происходит в моторе?
Во время работы мотора происходит тепловое расширение всех деталей и клапанов в том числе. Если зазор в клапанах больше номинального, возрастут ударные нагрузки на весь газораспределительный механизм и, в конце концов, он выйдет из строя. При зазоре больше чем положено из мотора раздается такой грохот, что оставить это без внимания будет невозможно. Если зазор меньше, то клапана от теплового расширения просто зажмутся и перестанут открываться. Мопед не будет заводиться. Стоит один раз посмотреть видео с принципами работы четырехтактного двигателя, чтобы понять, как работает мопед и как его отрегулировать. Видео с процессом настройки мотора мопеда Альфа вы сможете снять сами.
Инструменты для настройки
Итак, как настроить клапана на мопеде Альфа? Что для этого нужно? Нужно обеспечить доступ к механизму регулировки. В голове двигателя есть две небольшие шестигранные крышки, сверху, там впускные клапана, и снизу, к выхлопной трубе, там выпускные клапана.
Регулировка впускных клапанов проще, все видно. Снимая крышки, не потеряйте резиновое кольцо, которыми они герметизируются. А чтобы отрегулировать выпускные клапана, если нет подъемника, будет удобнее мопед положить на левый бок. Понадобятся специальный четырехгранный ключ для регулировочного винта и ключ на одиннадцать для контргайки. Щупы для измерения зазора.
Как происходит регулировка?
Можно предварительно посмотреть какое-нибудь видео на эту тему. Зазор измеряется между верхней частью клапана и регулировочным винтом. Щуп берем тот, на котором написано «0,05». Ослабляем гайку, и, положив щуп под болт, четырехгранным специальным ключом регулируем зазор до тех пор, пока кончик болта не будет легко касаться щупа. Если щуп выходит с небольшим усилием, зазор меньший, чем надо.
Первый раз достаточно сложно почувствовать необходимое усилие. И каждый раз, нужно будет заводить мопед, чтобы понять, как прошла регулировка. Но со временем навык наработается. Обычно на впуске у клапанов зазор меньше, чем на выпуске. Это связано с тем, что выпускные клапана больше греются от температуры выхлопных газов. Но в этом моторе зазоры одинаковые и просты для запоминания.
Как отрегулировать клапана на мопеде Альфа — пошаговая инструкция
В современном четырёхтактном двигателе типа FMB 139 мопеда «Альфа» предусмотрено два клапана, через которые проходят вещества, необходимые для нормального функционирования транспортного средства. Герметично закрытый клапан обеспечивает надёжность работы мопеда, которая заключается в запуске двигателя при каждом повороте соответствующего ключа. В нормальном состоянии тарелка клапана находится вплотную к седлу, исключая разгерметизацию.
Так как мопед «Альфа» является устаревшим, проведение всех ремонтных и профилактических работ ложится на самого хозяина транспортного средства (в альтернативном случае – на один из местных автосервисов). Регулировать клапан способен даже водитель без опыта ремонта, так как не требуется значительной работы по разборке мопеда. При правильной настройке неполадки в работе мотора практически исключены в нормальном режиме эксплуатации.
Мопед «Альфа»
Своевременно проведённые работы дают возможность увеличить срок службы мотора без необходимости замены отдельных элементов или полной смены двигателя. Рекомендуется осуществлять процедуру хотя бы каждые 2 тысячи километров пробега, а также после приобретения вне зависимости от состояния и года выпуска.
Система газораспределения FMB 139 имеет распределительный вал в головке цилиндра, а клапаны расставлены V-образно и вертикально. Они приводятся в движение благодаря коромыслу – оно само начинает движение через кулачки распределительного вала. Последний элемент, в свою очередь, начинает работу благодаря цепной передаче.
Когда нужно регулировать клапана на мопеде
Профилактику мотора мопеда «Альфа» стоит проводить, если возникают следующие ситуации:
- медленный набор оборотов при разгоне;
- заметный шум в виде цокота;
- транспортное средство заводится не с первого раза;
- мотор прекращает работу во время движения.
В зависимости от изношенности мопеда, процедура может понадобиться чаще – даже через 1000 км пробега, так как усталость металла и постоянные перепады температур при запуске двигателя и при поездках в разное время года даёт о себе знать. Рекомендуется проводить процедуру регулярно, чтобы исключить следующие последствия, приводящие к повышенным затратам на исправление транспорта:
- при постоянно уменьшенном зазоре станет заметным шум в виде тарахтения, напоминающем звук работы механической швейной машины. Подобная конфигурация вредна и по той причине, что мотор не даёт нужного уровня тяги, увеличивая затраты бензина и изнашивая механику;
При следовании простым инструкциям не придётся прибегать к капитальному ремонту мопеда, а данная процедура потребует гораздо больших затрат и дополнительной помощи от мастеров.
Двигатель мопеда «Альфа» FMB 139
Четырёхтактный двигатель FMB 139 является одним из главных преимуществ, которыми обладает мопед «Альфа». Фото двигателя представлено выше. Это очень надёжный и экономичный двигатель небольшой массы. Его объём может варьироваться от 49 до 125 см. куб., а мощность может составлять от 5 до 8 л.с. Модификации этого двигателя могут иметь различный объём цилиндра. Можно в домашних условиях устанавливать более или менее мощный вариант цилиндропоршневой группы. Двигатель оснащён четырёхступенчатой коробкой передач. Над ним расположен карбюратор мопеда «Альфа».
Инструменты для регулировки клапанов
Для работы с мопедом «Альфа» понадобятся такие инструменты:
- плоскогубцы – будут полезными для удержания крепежа в одном положении в процессе откручивания других элементов;
- щётка для работы с металлом – она пригодится для очистки свечи от внешних накоплений;
- ключ на 9 – потребуется для ослабления контргайки;
- ключ на 17 – он необходим, чтобы открутить крышки клапанов;
- ключ-шестигранник — он понадобится для проворачивания маховика. На указанном элементе присутствует метка, благодаря которой и настраивается «мёртвая» точка. Метка должна совпадать со стрелочкой на картере уже при разборе;
- щуп – с ним осуществляет измерение зазоров. Стандартный размер для впускного и выпускного клапанов подойдет щуп на 0,05 мм, что соответствует правильной настройке.
Щуп для регулировки клапанов скутера
Каждый из указанных элементов есть в ящике с инструментами, особенно если для владельцев мопедов. Процедура настройки потребует всего несколько минут при должной сноровке и следовании инструкции.
Дополнительный инструмент
В стандартном наборе инструментов к мопеду Альфа нет специального ключа, чтобы отрегулировать систему газораспределения мопеда. С этим вопросом принято обращаться к специалистам. Если есть в планах доскональное обслуживание своего мопеда, им стоит обзавестись. Еще в списке полезных ключей и приспособлений съемник генератора и корончатый ключ для отвинчивания корончатой гайки сцепления.
В обращении с любой техникой важна культура производства. Если не проводить все работы молотком и зубилом, мопед прослужит верой и правдой долгие годы.
Подготовка к работе
Для мелких деталей вроде крепежа надо приготовить пустую банку или коробку, чтобы ничего не потерять. Желательно, чтобы для каждого типа крепежа (различающего по диаметру) был свой отсек – так при сборе исключается неправильный монтаж деталей, лишний шум из-за неустойчивости фиксации и осложнения при езде после сборки.
Температура помещения должна составлять 18-25 градусов, так как при более низком значении будет некомфортно работать из-за ухудшенной чувствительности пальцев. В зимний период необходимо прогреть гараж до указанных значений. Другая причина – это характер самих зазоров. Они являются тепловыми, поэтому при ремонте и профилактике с другой температурой возможна неправильная настройка и ухудшение состояния двигателя в дальнейшем. Перед получением непосредственного доступа к мотору понадобится снять сидение и отложить его туда, где нет грязных деталей.
Профилактика ГРМ и последствия его поломки
Все элементы ГРМ двигателя FMB 139 нуждаются в периодической и постоянной проверке степени их износа. Растяжение цепи ГРМ и износ элементов её натяжения могут привести к её обрыву, что потребует достаточно хлопотного ремонта, связанного с необходимостью снимать ротор генератора, или разборки всего картера для замены шестерни маслонасоса. Кроме того, обрыв цепи ГРМ может стать причиной деформации клапанов, что потребует их замены и притирки к сёдлам тарелок новых клапанов. Выход из строя отдельных элементов ГРМ может стать причиной целого ряда других серьёзных поломок.
Как отрегулировать клапана на мопеде Альфа — инструкция
Открыть клапан будет просто – на него необходимо надавить. В случае с конструкцией мопеда «Альфа» на элемент давит коромысло, двигающееся под воздействием кулачка распределительного вала. Далее надо действовать в строгой последовательности:
- полное охлаждение мотора до температуры в гараже. Если мопед использовался перед процедурой, лучше дать ему постоять хотя бы два часа для остывания – так можно избежать ожогов не только от элементов, которые затрагиваются непосредственно, но и от соседних частей;
- выключение зажигания – обязательно, чтобы случайно не запустить двигатель;
- установка мопеда на подножку для стабильного удержания в вертикальном положении;
Для проверки правильности осуществления работы надо лишь запустить двигатель после фиксации клапана мотора. Нужно смотреть, чтобы ничего не протекало и не издавало лишних звуков. Можно проехать несколько сотен метров недалеко от гаража, чтобы инструменты были недалеко для исправления недочётов. Допускается увеличение зазора на сотые доли миллиметра – это не приводит к неисправностям. Если всё сделано правильно, полностью исчезают все признаки неисправностей, расписанные выше, а сам мотор будет служить годами.
Очень полезное и наглядное видео о том, как отрегулировать клапана на скутере:
Также можете посмотреть более общую инструкцию статью на тему «Как отрегулировать клапана на скутере».
Установка ВМТ на Альфе
Что бы приступить к регулировке клапанов на мопеде Альфа, нужно установить верхнюю мертвую точку. Для этого на крышке ротора снимаем две крышки. Вращаем ротор пока не появится контрольная метка Т.
Что бы точно проконтролировать этот процесс нужно снять крышку звезды ГРМ. Для этого, с противоположной стороны нужно открутить прижимной болт, который откручивается ключом на 10. Крышку звезды ГРМ снимайте аккуратно, чтобы не повредить прокладку.
На звезде имеется метка в виде точки. Она должна быть совмещена с риской на корпусе головки.
Для легкого прокручивания механизмов двигателя я выкрутил свечку сведя компрессию на нет.
Теперь можно приступать к регулировке клапанов на двигателе.
Рекомендации по работе с двигателем
При покупке транспортного средства «с рук» обязательно проведение указанных выше операций, так как старые хозяева обычно продают мопед «как есть», передавая всю ответственность за настройку новому владельцу и снижая стоимость. Помимо настройки клапана специалисты советуют менять масло и проводить очистку двигателя от продуктов горения и грязи, снижая уровень выбросов.
Если нужно сменить мотор полностью, то все операции и набор инструментов применим к аналогу из Honda Super Cub, так как «Альфа» является во многом копией указанного мопеда. В наборе инструментов, поставляемом с транспортным средством, отсутствуют названные элементы, поэтому нужно позаботиться об их приобретении заранее – еще до покупки мопеда.
Настройка зазора при холодном моторе рекомендуется не только из-за обеспечения безопасности рук, но и из-за свойств конструкции – в процессе эксплуатации клапан удлиняется. Категорически не рекомендуется настраивать зазоры без использования щупов, так как подобный метода неэффективен из-за того, что владелец фактически рассчитывает на счастливый случай.
Негативные последствия, возникающие из-за неправильной настройки клапанов
Толкатель на коромысле должен нажимать на клапан, но при увеличении теплового зазора он начинает бить по клапану, что становится причиной характерного звенящего стука при работе двигателя. Это может привести к ускорению износа важнейших элементов двигателя. Тарелка клапана начинает сильнее бить по седлу, что становится причиной появления дефектов на кромке седла и клапана. В условиях высоких температур поверхности кромок в местах мелких деформаций начинают обгорать, перестают плотно прилегать друг к другу. Теряется герметичность, раскалённые продукты сгорания прорываются сквозь клапан и разрушают поверхность кромок ещё больше. Происходит перегрев клапана, а в некоторых случаях начинают дробиться и седло, и сам клапан, мелкие фрагменты которых попадают в камеру сгорания, царапая поршень и стенки цилиндра.
При отсутствии теплового зазора в первую очередь страдает выпускной клапан. Цикл его работы растягивается, что приводит к перегреву и оплавлению его краёв. Если клапан перетянут, то он может вообще перестать закрываться. В процессе эксплуатации обычно происходит увеличение размеров теплового зазора, что и является причиной необходимости регулярных проверок этой величины.
Профилактика поломок мотора мопеда
Чтобы увеличить срок работы не только клапанов, но и всего двигателя мопеда «Альфа» в целом, надо следовать таким рекомендациям:
- заливать лишь качественное топливо – это исключает вред системе распределения газов, а также не оставит лишних следов изнутри;
- нужно отслеживать изменения на датчиках, свидетельствующих об изменениях в состоянии мопеда;
- стоит время от времени менять масло полностью;
- нельзя допускать перегрева мотора, особенно при летней жаре. Аналогично недопустимо подвергать двигатель резким перепадам температур. Поэтому при выезде ну улицу зимой не стоит сразу же трогаться с места – надо дать мотору прогреться. Так исключается ускоренный износ металла, используемого в транспортном средстве;
- обязательна поддержка мопеда в чистоте – регулярная чистка от грязи хотя бы на поверхности, чтобы она не накапливалась слоями, затрудняя дальнейший ремонт в будущем. Хранить транспорт на постоянной основе нужно лишь в помещении;
- на зиму аккумулятор потребуется снять, если мопед не будет использоваться. Это исключит образование конденсата и другие проблемы – перед повторным монтажом элемента его стоит подзарядить.
Надо всегда держать наготове ящик с инструментами именно для мопеда. Это полезно не только при ремонте, но и для других целей вроде подтягивания крепежа, так как он способен откручиваться со временем. В итоге будет обеспечено не только надёжное удержание клапана двигателя, но и общая безопасность при езде в любых условиях.
Стоит учитывать, что инструкция может быть полезной при исправлении дефектов других моделей мопедов/скутеров, где различается объём двигателя. В этой ситуации будет отличаться зазор с двух сторон. В остальном потребуется изучить дополнительно руководство по ремонту транспортного средства для определения верных параметров. В гараже понадобится небольшой стол для размещения на нём двигателя при его демонтаже и полной очистке – так работа будет гораздо удобнее и эффективнее.
Как отрегулировать клапана на мопеде Альфа — пошаговая инструкция
5 (100%) 3 проголосовало
Газораспределительный механизм двигателя FMB 139
Механизм газораспределения двигателя FMB 139 оснащён распределительным валом, расположенным в головке цилиндра. Клапаны располагаются вертикально и V-образно и приводятся в движение при помощи коромысла, которое, в свою очередь, приводится в движение при помощи кулачков распределительного вала. Эта система очень похожа на ГРМ «Москвича» 412, только цилиндр всего один, а клапанов — два.
Распределительный вал приводится в движение при помощи цепной передачи. Она, в свою очередь, приводится в действие шестеренкой, расположенной на оси ротора генератора, которая является осью вращения коленчатого вала.
Не заводится мопед Альфа: причины поломок и диагностика
Большинство китайских мопедов производится по единой технологии, модели отличаются между собой только техническими характеристиками, такими как мощность, дизайн и дополнительное оснащение. Найти поломку в мопеде будет нетрудно, потому как конструкция в разных моделях мало чем отличается друг от друга. Неприятности могут случиться с разными моделями, мопед Альфа не исключение, чтобы сэкономить бюджет можно найти неисправность самостоятельно. Далее рассмотрим более подробно почему мопед Альфа не заводится и какие могут быть неисправности.
Популярные причины неисправности мопеда.
Практически все опытные владельцы мопедов знают, что есть две основные неисправности, из-за которых мопед перестаёт заводиться это зажигание и проблемы с подачей топлива. Есть ряд других, более серьёзных поломок, устранить которые самостоятельно не получиться, но в данном случае остановимся на этих самых распространённых поломках.
Диагностика свечей.
Свечи в мопеде Альфа стандартные, подача искры также ничем не отличается от других моделей. Чтобы проверить свечу на неисправности для начала нужно провести небольшую диагностику. Первым делом исключаются всевозможные механические повреждения, возможно вовремя езды что-то повредило свечу, в таком случае полноценной искры не будет.
Ещё одной распространённой причиной по которой не заводится мопед является сильный нагар на свечах, поэтому если видимых дефектов и повреждений нет, возможно свечу необходимо почистить. Убрать накопившийся нагар можно обычной наждачной бумагой, после этих несложных манипуляций мопед должен завестись.
Протестировать работу свечи можно также попробовав завести мопед с ножки, если нет искры, значит причина поломки в чём-то ещё. Очень часто китайские мопеды оснащены некачественными катушками зажигания, они очень быстро выходят из строя.
Компрессия.
Альфа отличается хорошей компрессией, проверить которую можно просто поставив палец на место свечи. Когда мопед заводится, образуется мощное давление, палец вытолкнет под натиском, если же нет, то возможно причины неисправности в двигателе или поршневых деталях.
Необходимо тщательно проверить поршень, он должен прочно фиксироваться, чтобы обеспечивать полноценную компрессию. Можно также проверить все прокладки, возможно цилиндр негерметичный, потому и пропускает воздух, и давление падает.
Неисправности карбюратора.
Довольно распространённой поломкой считается неисправность карбюратора. Карбюратор обеспечивает циркуляцию топлива, если есть неисправности топливо просто не будет нормально циркулировать, а без топлива ни один мопед работать не будет.
Для устранения неисправностей иногда достаточно просто почистить карбюратор от загрязнений, нередко в него попадает мусор и другие сторонние вещества, мешающие нормальной работе. Можно смело помыть карбюратор мопеда Альфа обычной водой и хорошо просушить его, если причина неисправности была в этом, то вскоре мопед заведётся.
Мопед Альфа не самый плохой вариант мопедов китайского производства, чаще всего заводится он с полуоборота и при правильной эксплуатации работает не один год. Иногда достаточно провести небольшую профилактику или просто подзарядить аккумулятор, чтобы мопед завёлся. Если же проведённая профилактика не дала результатов стоит отвести мопед на диагностику, от проблем с двигателем никто не застрахован.
Профессионал наверняка выяснять причину и устранят её, пытаться самостоятельно проверять двигатель нет смысла, чтобы не испортить его окончательно. Любая техника прослужит дольше, если регулярно проводить диагностику и следить за её состоянием.