Поле чудес. Это бывает у танков — 5 букв, 6 букв, 8 букв?
Из этих слов и можно подобрать ответ на поставленный вопрос в игре "Поле чудес".
Детали танков
Ниже представлены слова, называющие детали, которые бывают у танков.
- слова из 5 букв: башня, ствол;
- слова из 6 букв: снаряд;
- слова из 8 букв: гусеницы.
Некоторые из этих деталей могут быть не только у танков.
Это бывает у танков
Игра "Поле чудес" на данный момент одна из самых популярных игр в соцсетях. В этой игре нужно по подсказке и количеству букв угадать слово на табло.
В этом раунду ответов на вопрос "Это бывает у танков" не такое большое количество
- Это бывает у танков из 5 букв — Пушка, башня, ствол;
- Это бывает у танков из 6 букв — экипаж, снаряд;
- Это бывает у танков из 8 букв — гусеница.
В попытках ответить на данные вопросы игры "Поле чудес" необходимо поподробнее остановиться на строении единицы боевой техники — танка. Вот некоторые его составные части, названия которых складываются:
Из 8-ми букв: "ГУСЕНИЦЫ".
У современных танков довольно много различных элементов конструкции, а также деталей и орудий. Попробуем подобрать ответы к игре поле чудес. Это:
5 букв: ПУШКА, башня, броня, ствол, лента.
6 букв: ракета, ЭКИПАЖ.
8 букв: гусеница,
В игре "Поле чудес" есть несколько вопросов про составные части танка, которые подразумевают ответы с разным количеством букв. Вот какие ответы будут правильными:
пять букв — ПУШКА,
шесть букв — ЭКИПАЖ,
восемь букв — ГУСЕНИЦА.
На мой взгляд, наиболее очевидные варианты ответа на данный вопрос, что бывает у танков в игре Поле Чудес это ствол — пять букв, снаряд — шесть букв и гусеницы -семь букв. По количеству букв подходят именно это слова.
У танка обязательно должна быть пушка — это слово из 5 букв, ещё у танка есть башня(стальная фасонная отливка) — 5 букв, снаряд, прицел — 6 букв,8 букв — это гусеница — неотъемлемая составляющая ходовой части танка.
Как устроен танк
Низкогрудый, плоскодонный, Отягченный сам собой, С пушкой, в душу наведенной, Страшен танк, идущий в бой.
А. Твардовский, Василий Теркин.
Каких только эпитетов не придумали для танка люди, близко с ним незнакомые. Чаще всего встречается слово «угрюмый». Потом идет «грохочущая стальная коробка», которую еще иногда называют «слепой».
Но познакомься с танком поближе, открой люк башни и опустись на сиденье командира. Первое, о чем подумает человек, впервые опустившийся на сиденье танка, — это о сходстве внутреннего устройства последнего с научной лабораторией.
1 — ствол пушки; 2 — боеукладка (снаряды к пушке); 3 — пулемет; 4 — башня танка; 5 — крыша башни; 6 — контроллер электропривода поворота башни; 7 — казенная часть пушки; 8 — сиденье командира танка; 9 — телескопический прицел; 10 — перископический прибор наблюдения заряжающего; 11 — командирская башенка; 12 — масляный бак; 13 — топливный бак; 14 — двигатель; 15 — водяной насос; 16 — водяная труба; 17 — труба заднего хода; 18 — редуктор привода водяного насоса; 19 — кормовой патрубок водомерного движителя; 20 — привод заслонки кормового патрубка; 21 — масляный радиатор; 22 — водяной радиатор; 23 — заслонка кормового патрубка; 24 — коробка передач; 25 — ведущее колесо гусеничного движителя; 26—бортовой фрикцион; 27— гусеница; 28 — картер привода рабочего колеса водяного насоса; 29 — рабочее колесо насоса; 30 — приемный патрубок водометного движителя; 31 — входная решетка приемного патрубка; 32 — катки; 33 — вращающийся пол боевого отделения танка; 35 — люк запасного выхода; 36 — направляющее колесо; 37 — рычаг управления заслонкой водометного движителя; 38 — рычаг управления фрикционом и тормозом; 39 — сиденье механика-водителя; 40 — рычаг переключения скоростей.
Здесь нет громыхающего под ногами железа и металлических заклепок по углам. На белых матовых стенах играют причудливо раскрашенные солнечные лучи, проходящие сюда через призмы смотровых приборов. Аккуратно окрашенные в защитные, серебристые, черные тона приборы расположены спереди, сзади, сбоку, в нишах и на потолке. Попискивание радиостанции, скачки стрелок по шкалам подсвеченных приборов, чуть слышное жужжание умформеров сразу настроят тебя на благодушный лад, а весело подмигивающие зеленые и красные глазки многочисленных сигнальных лампочек заставят забыть о том, что это боевая машина, а не подвижная лаборатория.
Но как только ты переведешь взгляд вправо, массивный замок танкового орудия вернет тебя к реальности. Здесь, в башне, установлены 100-мм пушка и спаренный с нею пулемет. Они-то и делают танк боевой машиной.
Вот поднялся справа от пушки со своего сиденья заряжающий. Рядом с ним по стенкам башни закреплены снаряды. Сильно дослав снаряд в казенник, он нажал на прибор блокировки. Орудие к бою готово. Чуть впереди и ниже тебя круглое сиденье — здесь размещается наводчик. Если он нажмет одну из кнопок находящегося перед ним пульта, прогремит выстрел или пулеметная очередь. У левого борта, в отделении управления, сиденье механика-водителя. Он сейчас специально для тебя заведет двигатель танка. Его движения не видны из башни, но раздавшийся сзади, в моторно-трансмиссионном отделении мощный рокот говорит о том, что двигатель заведен и работает. Все, можешь вылезать из башни. Рядом открылся еще один люк, и из него поднялся заряжающий. Это его люк. При необходимости он вылезает через него из танка или, открыв крышку люка, стреляет из крупнокалиберного зенитного пулемета. Пулемет установлен на башне танка «Т-54» и вращается вкруговую на турели.
Танк «Т-54» в разрезе:
1. Ствол пушки. 2. Механик-водитель. 3. Боеукладка. 4. Прицел пушки. 5. Наводчик. 6. Перископ. 7. Командир танка. 8. Заряжающий. 9. Воздухозаборные трубы. 10. Трансмиссионное отделение. 11. Вентилятор. 12. Дымовая шашка.
Механик-водитель заглушил двигатель и тоже выбрался на броню через люк, расположенный слева в крыше корпуса, как раз над его сиденьем, так как правая передняя сторона корпуса занята стеллажом со снарядами.
Теперь ты знаком с общим устройством танков «Т-54» и «Т-55».
А что за боевая машина стоит рядом? Это плавающий танк «ПТ-76».
Общая компоновка у него примерно такая же, как и у среднего танка. Главная его особенность в том, что он имеет водометный движитель, расположенный в кормовой части. Выходные отверстия движителя закрыты броневыми заслонками, управляемыми с места механика-водителя.
Сейчас ты стоишь на броне танка и думаешь, какой же должна быть толщина броневых листов, чтобы выдерживать попадания снарядов? Что ж, можно узнать и это.
Бронирование танка времен второй мировой войны.
1. Борт корпуса: 40–90 мм. 2. Днище: 20–40 мм. 3. Лоб корпуса: 60—180 мм. 4. Лоб башни: 60—180 мм. 5. Борт башни: 50—100 мм. 6. Крыша: 20–40 мм. 7. Корма: 30–60 мм.
Конструкция танка
Конструкция танка — совокупность технических (конструктивных) решений и инженерных узлов, определяющая тактико-технические и эксплуатационные характеристики танка. Конструкция танка проектируется таким образом, чтобы обеспечивать оптимальный для выполнения его задач баланс трёх основных составляющих танка — защищённости, огневой мощи и подвижности, при этом обеспечивая выполнение требований к стоимости его производства и эксплуатации, а также надёжности.
Содержание
Общие принципы конструкции танка
Компоновка танка
Защищённость
Защищённость характеризует защиту экипажа и систем танка от средств поражения противника. Защищённость танка обеспечивается его броневым корпусом и башней и системами активной защиты и маскировки, а также его подвижностью, затрудняющей противнику попадание по танку.
Бронирование
Бронирование состоит из броневого корпуса и башни, на тех танках, на которых она есть. Первоначально корпуса и башни танков состояли из каркаса, к которому при помощи заклёпок и болтов крепились броневые листы и плиты. Клёпаное соединение применялось на танках до начала 1940-х годов, но было вытеснено сварным, поскольку отличалось повышенной сложностью в изготовлении, дополнительным весом и объёмом, занимаемым каркасом внутри корпуса и тенденцией заклёпок и болтов «выстреливать» внутрь танка при попадании снаряда или крупнокалиберной пули. Сварные корпуса и башни танков появились в начале 1930-х годов и в отличие от клёпаных, выполнялись несущими, без каркаса. Вскоре после клёпаных появились и литые башни, а позже и корпуса, состоявшие из одной или нескольких деталей. Литые корпуса имели ограниченное распространение с 1930-х по 1960-е годы, однако также уступили место сварным, ставшим стандартом на современных танках. Литые же башни применялись вплоть до 1980-х — 1990-х годов, однако из-за проблематичности производства литых башен с комбинированной бронёй, в итоге уступили место сварным.
Активная защита
Система защиты от ОМП
На многих послевоенных танках предусматривалась система защиты от оружия массового уничтожения (ОМП). Главным способом защиты была герметичность танка — смотровые щели заменялись перископами и иными средствами наблюдения. Танки оснащались дегазационными приборами и пакетами. В броню танка могли добавляться компоненты повышающие защиту от радиации.
Огневая мощь
Понятие огневой мощи характеризует способность танка к уничтожению противника. Прямо огневая мощь в конструкции танка обеспечивается его вооружением, косвенно — средствами наблюдения и прицельными приборами, позволяющими своевременно обнаружить противника.
Вооружение
Обычным вооружением танка является сочетание из пушки и одного или нескольких пулемётов. В первой половине XX века существовали также танки с чисто пулемётным или же, очень редко, — с чисто пушечным вооружением.
Также выпускались, с 1930-х по 1960-е годы, танки, вооружённые огнемётами в качестве основного или вспомогательного вооружения (огнемётные танки), а во второй половине XX века появились танки, вооружённые ракетами, прежде всего ПТУР.
Пушка
Основным вооружением танка обычно является пушка, как правило, размещающаяся в башне, с целью обеспечить ему круговой сектор обстрела, что является одной из определяющих особенностей танка (вместе с тем, существуют и исключения: так, первые танки, такие как Mk.I или Сен-Шамон, танк 1930-х годов Char B1, или даже танк 1940-го года M3 Lee были вооружены пушками, расположенными в корпусе и имевшими ограниченные углы обстрела; уникальный же шведский же танк 1960-х годов Strv-103 имел жёстко закреплённую в корпусе пушку, наводившуюся поворотом танка и наклоном его корпуса при помощи специальной подвески).
Изредка танки вооружаются несколькими пушками, либо с целью обеспечить более эффективное поражение целей разных типов или просто повысить огневую мощь (как на германском опытном танке Nb.Fz. или советском Т-35), либо (как на первых танках) — чтобы компенсировать ограниченные углы обстрела одного орудия. На Т-35 это сочеталось с многобашенной схемой, когда из пяти его башен одна была вооружена короткоствольной 76-мм пушкой, а ещё две — длинноствольными 45-мм пушками.
Танковая пушка в большинстве случаев используется для стрельбы прямой наводкой по настильной траектории (в отличие от самоходных артиллерийских установок). Современные танковые пушки имеют большой калибр (от 105 до 125 мм, на перспективных образцах до 152 мм), могут быть как нарезными, так и гладкоствольными.
В последнее время приоритет отдаётся гладкоствольным танковым пушкам, так как вращение негативно сказывается на эффективности кумулятивных боеприпасов (происходит преждевременное разрушение кумулятивной струи), нарезка также затрудняет пуск ракет из канала ствола. Однако нарезные пушки имеют значительно бо́льшую точность стрельбы на больших (свыше 2 км) дистанциях (так, во второй войне в Персидском заливе был зафиксирован беспрецедентный случай — поражение танком Челленджер-2 (единственным из современных с нарезным орудием) иракского Т-64? на дистанции 5100 м).
Применение автоматов заряжания позволяет сократить танковый экипаж на одного человека (отсутствует заряжающий), при этом создать постоянный темп стрельбы, мало зависящий от движения танка и его башни. В западной школе танкостроения, однако, есть мнение, что ручное заряжание обеспечивает бо́льшую скорострельность в начале стрельбы, хотя в дальнейшем темп стрельбы и падает из-за усталости заряжающего.
Танковые пушки претерпели значительную эволюцию за свою историю. Первые танки вооружались адаптированными полевыми или реже, морскими пушками малых и средних калибров, от 37 до 76 мм, которые предназначались прежде всего для борьбы с огневыми точками, полевыми укреплениями или сосредоточенной живой силой противника. Пушки зачастую размещали в спонсонах. Такая же ситуация сохранялась и в межвоенный период. Однако к 1930-м годам, танк начали рассматриваться ещё и как средство борьбы с танками и другой бронетехникой, в результате чего на часть танков начали устанавливать адаптированные противотанковые пушки различных калибров. Также для этой цели некоторые танки вооружались малокалиберными 20-мм и 25-мм автоматическими пушками, обычно использовавшимися в качестве зенитных.
Первоначально, параллельно выпускались танки с различными типами орудий, но в конце 1930-х — начале 1940-х годов в стран наметился переход к универсальным орудиям калибром 75 мм и более, способным эффективно выполнять оба типа задач. Имелось также достаточно моделей танков, вооружённых несколькими (двумя-тремя) орудиями. Помимо вышеупоминавшихся Char B1, Т-35 и M3 Lee в качестве примера можно привести КВ-4 и КВ-7, которые помимо «главного калибра» — 107-мм пушки ЗиС-6 — несли артиллерию среднего калибра (20-К). Предполагалось, что использование этого орудия для пристрелки по ДОТам и поражения слабо- и небронированых целей позволит сэкономить дорогостоящие 107-мм снаряды.
Стремительный рост бронезащиты танков в конце 1930-х — начале 1940-х годов сделал противотанковые пушки первого поколения неэффективными, и в качестве решения на танки начали устанавливать адаптированные тяжёлые зенитные пушки калибром 85—90 мм, в силу высоких баллистических качеств обладавшие значительно лучшими показателями бронепробиваемости. В ходе Второй мировой войны, приоритет был окончательно отдан противотанковым свойствам танковой пушки.
В послевоенный период, с постепенным уходом со сцены противотанковых пушек, развитие танковых орудий продолжилось уже в качестве независимой ветви артиллерии. Первоначально, развитие танковой пушки в послевоенный период продолжалось по пути увеличения как калибра, достигшего к 1950-м — 1960-м годам 100—120 мм, так и начальной скорости снаряда. Качественным прорывом в развитии танковых пушек стало появление в 1960-х годах гладкоствольных орудий, позволявших значительное увеличение начальной скорости снаряда при меньшем весе самого орудия, хотя и отличавшихся значительным снижением точности при стрельбе на большие расстояния. Ещё одним новшеством стали орудия низкого давления, характеризовавшиеся невысокой скоростью, но отличавшиеся сравнительно малым весом при крупном калибре, позволявшем использовать эффективные кумулятивные снаряды. Благодаря своей малой массе, такие орудия получили распространение на лёгких танках. В 1960-е — 1980-е годы произошёл практически повсеместный переход к установке на основные боевые танки гладкоствольных орудий, лишь Великобритания продолжает и в начале XXI века использовать нарезные орудия из-за их преимущества в точности. Параллельно с этим произошёл переход на калибр 120—125 мм, на начало XXI века являющийся стандартом для современных танков. Разработаны и перспективные орудия калибром 140—152 мм, однако серийная их установка на танки пока что не производится, хотя некоторые наиболее современные танки, например французский «Леклерк» уже созданы с возможностью перевооружения ими [1] .
Страна-производитель | Модель танка | Модель пушки | Тип пушки | Калибр пушки, мм | Наличие автомата заряжания |
---|---|---|---|---|---|
Россия | Т-80У-М1 | 2А46М-1 (пушка — пусковая установка) | гладкоствольная | 125 | + |
Украина | Т-84У | КБА3 (пушка — пусковая установка) | гладкоствольная | 125 | + |
Россия | Т-90 | 2А46М (пушка — пусковая установка) | гладкоствольная | 125 | + |
США | M1A2 Абрамс | M256 (немецкая, изготавливаемая по лицензии, длина ствола 44 калибра) | гладкоствольная | 120 | − |
Германия | Леопард-2A5 | L44, усовершенствованный вариант Rh-M-120, длина ствола 55 (по другим данным, 52) калибров | гладкоствольная | 120 | − |
Франция | Леклерк | CN-120-26 (длина ствола 52 калибра) | гладкоствольная | 120 | + |
Израиль | Меркава Mk.4 | MG-253 | гладкоствольная | 120 | − (с автоматом подачи снарядов) |
Великобритания | Челленджер-2 | L30E4 | нарезная | 120 | − |
Боеприпасы, предназначенные для танковых пушек, весьма разнообразы, это обусловлено широким спектром поражаемых целей (бронированые и защищённые цели, пехота). Основные типы танковых боеприпасов следующие:
-
— предназначены для поражения как бронированной, так и небронированной техники, а также живой силы противника, разрушения зданий и фортификационных сооружений. (в том числе с отделяющимся поддоном) — для поражения бронетехники. — для поражения бронетехники.
- Специальные типы (такие как дымовые снаряды и проч.).
В последнее время используются и корректируемые снаряды [2] .
Типичные танковые боеприпасы калибра 120 мм содержат в себе 4—7 кг бездымного пороха, обеспечивая начальную скорость 800—1000 м/с для калиберных снарядов [3] [4] и 1400—1800 м/с для подкалиберных [5] .
Пулемёт
Как правило, танк вооружён одним или несколькими пулемётами, являющиеся вспомогательным, или, на некоторых танках, выпускавшихся до Второй мировой войны — основным вооружением (существовали также и несколько образцов танков с чисто пушечным вооружением).
Имеется три основных точки размещения пулемётов:
- Курсовой пулемёт размещается в лобовой части корпуса в установке, имеющей ограниченные углы наведения или вовсе фиксированной, и предназначен для поражения небронированных целей.
Уже к концу Второй мировой войны начался отказ от турельных пулеметов стал нормой, так как шаровые установки пулеметов ослабляли лобовую броню танка. Курсовые пулемёты перестали устанавливать на танки вскоре после войны, из-за низкой их эффективности и для сокращения забронированного объёма за счёт ликвидации члена экипажа, обслуживавшего этот пулемёт.
- Спаренный пулемёт имеется на подавляющем большинстве танков и размещается в лобовой части башни в общей с пушкой установке и имеет общие с ней приборы наведения и, соответственно, углы обстрела. Основным назначением такого пулемёта является поражение живой силы и небронированной техники противника, на танках, не имевших дальномера, спаренный пулемёт использовался также для пристрелки пушки.
- Зенитный пулемёт размещается на крыше башни на турельной. Назначением этого пулемёта изначально являлась борьба с низколетящими самолётами, но с развитием авиации он потерял свою эффективность в этом качестве, во-первых, поскольку радиус поражения и огневая мощь даже крупнокалиберного пулемёта недостаточны для поражения современных самолётов или вертолётов, во вторых, из-за несовершенства наблюдательных приборов даже современных танков, не позволяющих своевременно обнаружить воздушную цель.
На некоторых моделях танков (Т-90С) зенитный пулемёт управляется дистанционно, из башни, что снижает риск его использования для экипажа, а также позволяет применять его для самообороны танка против пехоты. [6] Обсуждается идея дальнейшего развития зенитного пулемёта в полноценную дистанционно-управляемую зенитно-артиллерийскую установку с малокалиберной пушкой 20-30 мм.
На первых танках имелось сразу несколько пулемётов в установках с ограниченными углами в лобовой и бортовых частях корпуса, чтобы компенсировать отсутствие башни с круговым обстрелом.
Однако, когда противник находился в непосредственной близости от танков или бронемашин, вне зоны настильного огня (т. н. мёртвых зонах) стрелкового оружия, обычные пулемёты оказывались бесполезными и противник мог уничтожить танк с помощью бутылок с «коктейлем Молотова», противотанковых гранат или магнитных мин, причем в этих случаях экипаж танка оказывался буквально в ловушке. Невозможность борьбы с вражескими солдатами, находящимися в этой зоне, заставила немецких конструкторов-оружейников заняться и этой проблемой, изобретая различные варинты кривоствольного оружия.
На современных танках имеются, как правило, спаренный и зенитный пулемёты, но до Второй мировой войны существовали существенные вариации в размещении пулемётов. Так, спаренный пулемёт мог порой размещаться в независимой установке, в редких случаях в дополнение к нему или вместо него мог размещаться дополнительный пулемёт в бортах или корме башни (КВ-2).
Огнемёт
Иногда, на некоторые модели танков, устанавливают огнемёты, для борьбы, на очень близких расстояниях, с живой силой противника.
Такие танки имели применение во время Второй мировой войны, а также некоторое время после. Там они могли быть как основным оружием (располагались на месте главного орудия), так и вспомогательным (находиться на месте пулемёта).
Ракетное вооружение
Несмотря на многочисленные попытки сконструировать чисто ракетный танк (с ракетным вооружением вместо пушечного), широкого распространения они не получили. Единственный на сегодняшний день танк с исключительно ракетным вооружением — советский ИТ-1 — был принят на вооружение в 1968 году, но дальше постройки малой серии дело не пошло. Чисто ракетной в дальнейшем стали делать лишь более легкобронированную технику.
Однако на некоторых танках ракетное вооружение используется в качестве дополнительного к пушечному. Практически одновременно в СССР и США были созданы ракеты, способные запускаться из танковой пушки: в СССР — 9К112-1 «Кобра» для Т-64 [7] , в США — ПТУР «Шиллела» для танков M60A2 [8] . Однако ПТУР «Шиллела» не имела серьёзных преимуществ по дальности перед обычными танковыми снарядами, и поэтому совершенствование прицельных комплексов сделало её ненужной [9] . Советские же инженеры смогли практически вдвое увеличить дальность «танковых ракет», сделав их грозным оружием против любой современной техники.
После развала СССР советские разработки в этой области остались не только у российских, но и у украинских производителей военной техники. Современные модели российских и украинских танков вооружены пушкой, способной вести огонь не только артиллерийскими снарядами, но и управляемыми ракетами, разработанными Тульским КБ приборостроения комплексами управляемого вооружения 9К116 «Кастет», 9К119 «Рефлекс», 9К120 «Свирь», а также украинскими «Комбат» (копия «Рефлекса») и «Стугна» (копия «Кастета»). Это высокоэффективное оружие, способное с высокой точностью (для цели типа «танк» более 80 %) поражать бронетехнику противника на больших расстояниях (до 5 км), в том числе оборудованную динамической защитой [10] .
Другое вооружение
Некоторые модели танков имеют установленные автоматические миномёты (применяющиеся не только для навесной стрельбы, но и для разбрасывания противопехотных мин).
Поступают сведения, что новейшие модели китайских танков вооружены лазерным оружием, способным поражать сетчатку глаза [11] . При этом необходимо отдавать себе отчёт, что обычный танковый лазерный прицел-дальномер также способен вызвать временное ослепление на дистанциях 100 и более метров. Говоря об ослепляющем лазерном оружии, необходимо отметить, что оно (а также использование любых других средств для ослепления живой силы противника) запрещено конвенцией ООН [12] .
Прицельные приборы
Средства наблюдения
Приборы связи
Подвижность
Подвижность танка обеспечивается гусеничным движителем, приводящей его силовой установкой и подвеской. Гусеничный движитель является одной из определяющих особенностей танка, обеспечивающей ему высокую проходимость, поэтому абсолютное большинство танков являются гусеничными, хотя в 1930-е — 1940-е годы распространение получили также колёсно-гусеничные танки. Термин «колёсные танки», порой употребляемый по отношению к некоторым современным бронеавтомобилям, специалистами не признаётся и применяется в основном журналистами.
Силовая установка
Гусеничный движитель
История конструкции танка
См. также
- Танкостроение
Примечания
- ↑В. Березкин, И. Желтов «Леклерк»: Первенец нового поколения // Танкомастер. — Москва, 1998. — № 2—3. — С. 30.
- ↑Задумчивое оружие — корректируемые снаряды Популярная механика
- ↑125mm APERS and Special Rounds
- ↑125mm HEAT-FS Rounds
- ↑125-мм бронебойные подкалиберные боеприпасы
- ↑Основной боевой танк Т-90 «Владимир» Army.lv
- ↑Комплекс управляемого танкового вооружения 9К112 «Кобра» Сталь и огонь: современные и перспективные танки
- ↑Бронетанковая техника США. Зарубежное военное обозрение № 8 за 1984 г.
- ↑М. Никольский.M60 в строю и в боях. «Техника и вооружение» № 8/2000
- ↑Комплекс управляемого вооружения 9К119М «Рефлекс-М» Сталь и огонь: современные и перспективные танки
- ↑ZTZ99 (Type 99) Main Battle Tank (англ.)
- ↑Хронология имеющих историческое значение договоров и соглашений о разоружении и нераспространении ООН. Официальный сайт
Литература
- R. M. Ogorkiewicz Technology of Tanks. — Кулсдон: Jane’s Information Group, 1991. — 500 с. — ISBN 0-71060-595-1
- P. Chamberlain, C. Ellis Tanks of the World 1915—1945. — Лондон: Arms and Armour Press, 1972. — 256 с. — ISBN 0-30436-141-0
- Теория танка
- Устройство танка
Wikimedia Foundation . 2010 .
Полезное
Смотреть что такое «Конструкция танка» в других словарях:
История танка — История танков начинается в годы Первой мировой войны, когда были созданы первые образцы этого нового вида вооружений, возможности которого были быстро оценены воюющими сторонами. С тех пор активно развивались как конструкция танков, так и… … Википедия
История создания основного боевого танка Т-64 — ВВЕДЕНИЕ В начале пятидесятых годов на заводе № 75 в городе Харькове конструкторское бюро № 60, возглавляемое главным конструктором А.А. Морозовым, начало работы по созданию принципиально нового танка. Через десять лет напряженных поисков … Энциклопедия техники
Основы теории и история развития компоновки танка — Введение Современный читатель популярных военно технических изданий избалован обилием материалов по истории создания, боевому применению, особенностям конструкции вооружения и военной техники. Мой опыт общения с фанатами военной техники… … Энциклопедия техники
Проверенный в боях, и не только. Испытание английского танка в СССР — В Западном танкостроении не так много танков, имеющих титул танк солдат , и как раз Центурион занимает в этом списке одно из первых мест. Отдельными представителями английских военных кругов неоднократно высказывались мнения о… … Энциклопедия техники
Русский тип танка — То, что сейчас называется авторским свидетельством, в дореволюционной России именовалось «Привилегия». В фондах Центрального военно исторического архива хранится пожелтевшая от времени «Привилегия», выданная 31 мая 1914 года «Заведующему… … Энциклопедия техники
Шерман (танк) — У этого термина существуют и другие значения, см. Шерман. У этого термина существуют и другие значения, см. М 4 … Википедия
М4 Шерман — M4 Sherman Классификация средний танк Боевая масса, т 30,3 Компоновочная схема отделение управления спереди, моторное сзади … Википедия
Эмча — M4 Sherman Классификация средний танк Боевая масса, т 30,3 Компоновочная схема отделение управления спереди, моторное сзади … Википедия
Т-26 — У этого термина существуют и другие значения, см. Т 26 (значения). Т 26 обр. 1931 года … Википедия
Как устроен основной боевой танк
Чуть более века прошло с того времени, как танки начали широко применяться в вооруженных конфликтах. А в 2017 году исполняется ровно сто лет Renault FT-17, ставшему прообразом всех современных танков. Сегодня мы рассмотрим, как устроены современные танки и что скрывается под их мощной броней.
Начало
Танки – основная ударная сила наземных наступательных операций. Сложно представить современную армию, в которой не было бы танковых частей. Впервые эти бронированные машины появились в армиях европейских государств в Первую мировую войну. Военные и инженеры еще не вполне себе представляли, как должен выглядеть этот «сухопутный крейсер». Англия, которая стала одной из первых строить танки, когда-то считалась «владычицей морей». Поэтому характерной особенностью британских танков того времени были спонсоны, заимствованные у морских броненосцев, и просторная ромбовидная компоновка, дававшая возможность перемещаться внутри танка, не нагибаясь. Такие танки отдаленно напоминали капитанские рубки военных кораблей. Но в 1917 году французская армия приняла на вооружение один из самых удачных танков Первой мировой войны – Renault FT-17. Он стал первым танком классической компоновки и первым имевшим башню кругового вращения.
Renault FT-17 был принят на вооружение многих стран. Его выпуск был налажен не только во Франции. В Италии танк выпускался под названием FIAT 3000, а за океаном, в США, – M1917 (Ford Two Man). Скопировали и поставили на производство его и в Советском Союзе. Известен он был как «Рено-русский», «Танк М», «Танк КС» и даже «Танк “Борец за свободу тов. Ленин”». Он стал первым русским и первым советским танком, запущенным в серийное производство. Сильно отличаясь от своих современников, он определил то, как будут выглядеть танки в следующие сто лет.
Компоновка
Прежде чем приступать к разработке нового танка, требовалось определиться с его компоновочным решением. То есть определить, каким будет взаимное расположение основных конструктивных элементов танка, и в первую очередь двигателя, трансмиссии и рабочих мест экипажа, ведь от этого зависят тактико-технические данные боевой машины и ее внешний вид. Сложилось три основных компоновочных решения современных танков.
Классической считается компоновка с кормовым расположением двигателя и трансмиссии. Легендарный Т-34 и уже упомянутый Renault FT-17 были построены по классической схеме.
Третья компоновочная схема предусматривает размещение двигателя и трансмиссии в передней части корпуса, а боевого отделения – в задней. Для такого танка характерно смещение башни к корме. Характерный пример – ОБТ израильской армии «Меркава». Нестандартная компоновочная схема объясняется тем, что при разработке танка израильтяне в первую очередь позаботились о защите экипажа. Размещение экипажа за моторно-трансмиссионным отделением должно, по мнению военных и инженеров, обеспечить членам экипажа дополнительную защиту. Впрочем, данное обстоятельство вызывает немало споров. Кроме того, «боевая колесница» израильской армии (так переводится название танка) имеет отсек для десанта и эвакуации раненых. А в случае если один танк будет обездвижен попаданием снаряда в носовую часть, другой сможет подобрать его экипаж. Так или иначе, все компоновочные решения имеют свои плюсы и минусы.
Башня
Танк без башни представить сложно. Они есть у всех современных ОБТ. Исключением, пожалуй, является только шведский Strv 103. Это один из наиболее массовых и узнаваемых представителей танков безбашенной компоновки, сейчас практически не встречающейся. Хотя некоторые исследователи относят его к категории истребителей танков. А вот сто лет назад наличие у танка башни не казалось очевидным фактом. Башен в современном понимании первые танки не имели. Первоначально вооружение танков – пушки и пулеметы – размещалось в боковых спонсонах. Как, например, в Mark I – первом в истории танке, примененном в битве при Сомме 15 сентября 1916 года. Mark I стал родоначальником семейства британских «ромбовидных» танков.
Только со временем вооружение танков переместилось со спонсонов на башни, что и определило их современный вид. Башня позволяет вести огонь в любом направлении. Чтобы произвести выстрел, нет необходимости поворачивать корпус танка. Кроме того, вращающаяся на все 360 градусов башня позволяет вести круговое наблюдение. Как правило, в ней же находится половина экипажа танка. Командир, который также может быть и наводчиком, а также заряжающий находятся в башне. Так устроена башня Т-34. Экипаж танка может вручную заряжать и ремонтировать пушку, так как казенник находится внутри. В башне может находиться автомат заряжания, что позволяет сократить экипаж на одного человека. Здесь же расположена и часть боекомплекта. В башне танка устанавливается и основное его вооружение – пушка и спаренный с ней пулемет.
Шведский безбашенный танк Strv 103 появился не просто от желания удивить мир. Традиционная башня из-за больших размеров и массы является прекрасной мишенью, удачное попадание в которую гарантированно уничтожает танк и практически всегда его экипаж. Концепция танка без башни, по-видимому, имеет мало перспектив. А вот танк с необитаемой башней, предназначенной только для размещения танкового вооружения, радаров и средств защиты, – идея многообещающая. Первой серийно выпускаемой реализацией этой идеи стал Т-14 – новейший российский основной танк на базе универсальной гусеничной платформы «Армата». С его появлением размещение экипажа перестает быть одной из основных функций башни. Танк оснащен необитаемой башней, а такая компоновка считается лафетной.
Ходовая часть
Другой характерной особенностью танков является наличие гусеничного движителя. Говоря простым языком – гусениц, или гусеничных лент. Именно благодаря гусеничному движителю танки и «не боятся грязи», то есть имеют высокие показатели проходимости и быстроходности по бездорожью. Не застревают в болотах и преодолевают овраги. Делают то, что обычной колесной технике не под силу.
Совокупность движителей (гусеничных, колесных, колесно-гусеничных) и системы подрессоривания (подвески) именуется ходовой частью, или шасси. Танки изначально задумывались именно как гусеничные машины. Вот только скорость движения таких машин была невероятно мала: не более 10 км/ч. Для ведения боя этой скорости вполне хватало, но было недостаточно для переброски танков на дальние расстояния. Кроме того, был мал и ресурс гусениц тех танков. Хватало их от силы на сто километров.
Выход нашли практически сразу. Это танки с колесно-гусеничным движителем. Для движения по дорогам гусеницы с таких машин снимались и танки передвигались на колесах. Танки серии БТ (быстроходный танк), составлявшие значительную часть советского танкового парка перед войной, были именно такими. Они могли двигаться с использованием и колесного, и гусеничного хода. В результате работ по усовершенствованию танков этой серии был создан советский средний танк Т-34. Но от колесно-гусеничного движителя решили отказаться.
Тяговое усилие в гусеничном движителе создается за счет перематывания гусеничных лент. Кроме гусеничной ленты, состоящей из отдельных звеньев – траков, движитель состоит из опорных и поддерживающих катков (роликов), ведущего колеса и направляющего колеса (ленивца). Современные танки имеют стальные гусеницы с металлическим или резинометаллическим шарниром. По ним и едет танк на опорных катках, чаще всего обрезиненных. В современных танках, как правило, от пяти до семи опорных катков.
Система подрессоривания, или подвеска, призвана передать силу веса танка через опорные катки и гусеницу на поверхность. Она смягчает толчки и удары, действующие на корпус танка, быстро гасит колебания корпуса. Состоит подвеска из узлов и механизмов, которые связывают ось катка с корпусом танка. Узел подвески состоит из упругого элемента (рессоры), амортизатора (демпфера) и балансира.
Опорные катки подвески располагаются, как правило, в один ряд. Исключением являются немецкие танки времен Второй мировой войны. Многие танки вермахта имели расположение опорных катков в два ряда. «Тигр», «Пантера», выпущенный небольшой партией лёгкий танк Luchs (Рысь), и не пошедший в производство сверхтяжёлый «Лев» имели ходовую часть с шахматным расположением катков.
Подвеска «Тигра» индивидуальная торсионная. Так как трансмиссия расположена в передней части корпуса, то и ведущее колесо так же спереди. Опорные катки большого диаметра и имеют независимую торсионную подвеску. Поддерживающих роликов нет. Шахматное расположение катков позволило уменьшить толщину бортов нижней части корпуса. На танке использовалось два типа гусениц. Транспортные, с шириной трака 520 мм и более широкие боевые — 725 мм.
Двигатель
Сегодня большинство современных танков оснащены дизельными двигателями. Но так было не всегда. На Renault FT-17 был установлен 4-цилиндровый бензиновый карбюраторный двигатель максимальной мощностью всего 39 л. с. На тяжелом британском Mark I стоял 6-цилиндровый бесклапанный бензиновый карбюраторный двигатель водяного охлаждения марки Daimler. Его мощность достигала 105 л. с. Стоит отметить, что специальных танковых двигателей еще не было. Сначала применялись автомобильные двигатели, далее – адаптированные авиационные. А вот тракторным попросту не хватало мощности сдвинуть тяжелобронированную машину с места.
Со временем и мощность, и надежность танковых двигателей только росли. А после 40-х появились специально сконструированные танковые дизели. На Т-34 уже ставили дизельный двигатель жидкостного охлаждения модели В-2-34 с максимальной мощностью 500 л. с. И только небольшая партия была оснащена карбюраторными авиационными моторами. А вот на основной американский средний танк Второй мировой войны – M4 «Шерман» – ставили и бензиновые, и дизельные двигатели, разных марок. При этом среди них были как авиационные и автомобильные двигатели, так и специально разработанный дизельный. Всего танк имел пять различных вариантов двигательной установки мощностью от 350 до 500 л. с.
С 1980 года на вооружении армии США находится ОБТ M1 Abrams, названный в честь героя Второй мировой войны, генерала Крейтона Уильямса Абрамса. При создании танка выбор пал на газотурбинный двигатель. Такой двигатель имеет меньшую массу, повышенную надежность и ресурс, а также относительную простоту конструкции. Трехвальный газотурбинный двигатель AVCO Lycoming AGT-1500 выполнен в едином блоке с автоматической гидромеханической трансмиссией Allison X-1100-3B и имеет мощность 1500 л. с. Периодически рассматриваются варианты установки дизельного мотора. В частности предполагалось, что поставляемые на экспорт в Австралию танки будут оснащены дизельным двигателем, но этого не случилось.
В нашей стране газотурбинной силовой установкой оснащали Т-80, стоявший на вооружении с 1976 года. Мощность газотурбинного двигателя Т-80У-М1 была доведена до 1250 л. с. А первым танком, на который был установлен ГТД, стал шведский безбашенный Strv 103, выпускавшийся с 1966 по 1971 год и снятый с эксплуатации в 90-е годы.
Важным показателем ходовых качеств танка является удельная мощность, то есть отношение мощности двигателя к боевой массе танка. Удельная мощность французского основного боевого танка AMX-56 «Леклерк» – 27,4 л. с./т, при общей массе 54,6 т мощность его двигателя составляет 1500 л. с. У «Абрамса» этот показатель составляет 24,0 л. с./т (масса – 62,5 т, мощность –1500 л. с.). Удельная мощность Т-14 «Армата» составляет 31 л. с./т. Мощность двигателя этого танка меняется в зависимости от форсировки от 1350 до 1800 л. с. Боевая масса танка – 48 т. В целом приемлемые ходовые качества танка обеспечиваются при удельной мощности двигателя не менее 18–20 л. с./т.
За столетие существования танков рассматривались и другие варианты силовой установки. В период Первой мировой войны в США был создан паровой танк. Единственный экземпляр машины был оснащен двумя паровыми двигателями с керосиновым нагревом котла общей мощностью 500 л. с. Были попытки создания и атомных танков. Но большой запас хода, который давал бы танку атомный двигатель, не означал высокой автономности машины. Атомный танк все равно нуждался в пополнении боеприпасов, смазочных материалов, замене выработавших ресурс гусеничных лент и проч.
Важным показателем является и время замены двигателя танка в полевых условиях. Так, например, для замены двигателя «Абрамса» вместе с трансмиссией потребуется всего 1 час.
Вооружение
Пушка является основным вооружением современного танка. Стоящие на вооружении танки последних поколений имеют пушку калибра от 120 до 125 мм. Российские Т-14, Т-90, украинский БМ «Оплот», китайский основной боевой танк Type 99 (ZTZ-99), созданный на основе изучения советского Т-72, вооружены орудиями калибра 125 мм. Стоящие на вооружении западных стран танки и японский «Тип 10» оснащены пушками калибра 120 мм. В новейшем российском танке Т-14 предусмотрена возможность установки в будущем 152-мм орудия. Рассматриваются и варианты установки орудий с большим калибром на уже построенные танки. При этом стоит понимать, что увеличение калибра танкового орудия ведет к сокращению боекомплекта.
Калибр танковых орудий за последние сто лет значительно вырос. К примеру, применявшийся в Первую мировую войну британский Mark I имел в боковых спонсонах две пушки по 57 мм («самец»), французский «Сен-Шамон» имел 75-мм пушку. Танковые пушки Второй мировой войны были ненамного больше. Основным оружием танка «Тигр I» была нарезная пушка калибра 88 мм, разработанная и производимая концерном «Крупп». 76-мм орудием оснащался Т-34. На основной американский танк периода Второй мировой войны M4 «Шерман» устанавливались орудия калибра 75 мм и 76,2 мм, а также 105-мм гаубица M4.
По причине того, что вращение отрицательно сказывается на эффективности кумулятивных боеприпасов, практически все танковые орудия, устанавливаемые на современные типы танков, являются гладкоствольными. Из современных танков только британский «Челленджер 2» и индийский «Арджун» имеют орудие с нарезным стволом. Кроме этого, нарезка затрудняет использование ракетного вооружения. В то же время на больших дистанциях (более 2 км) нарезные пушки показывают большую точность стрельбы. Пример этому – уничтожение «Челленджером» иракского танка на расстоянии 5,1 км во время второй войны в Персидском заливе.
В зависимости от целей применяется широкая номенклатура танковых боеприпасов. Для поражения бронетехники и железобетонных фортификационных сооружений применяются кумулятивные боеприпасы. Пробитие брони обеспечивается кумулятивной струей – узконаправленной струей продуктов взрыва, обладающей высокой пробивной способностью.
Осколочно-фугасные снаряды предназначены для поражения различных целей: от живой силы противника и небронированной или легкобронированной техники до зданий и сооружений. При попадании в цель снаряд взрывается, нанося повреждения разбрасываемыми при взрыве осколками, ударной волной и продуктами взрыва. В отличие от кумулятивного, его воздействие распространяется во все стороны. И осколочно-фугасные, и кумулятивные снаряды имеют и взрыватель, и взрывчатое вещество.
Подкалиберные бронебойные снаряды ни того ни другого не имеют. Их пробивная способность обеспечивается только кинетической энергией снаряда. По сути, эта такая большая массивная пуля, которая предназначена для поражения тяжелобронированных объектов, в том числе и других танков. Именно в таких снарядах часто применяются сердечники из обедненного урана, так как он обладает высочайшей плотностью. Этот металл на 67 процентов плотнее, чем свинец. Подкалиберным такой снаряд называется потому, что диаметр сердечника снаряда (боевой части) меньше диаметра ствола.
Пушка не единственное вооружение танка. Есть несколько вспомогательных видов танкового вооружения. Современные танки оснащены, как правило, одним или несколькими пулеметами. Но для некоторых танков Первой мировой войны пулемет был основным вооружением. Многие ОБТ выпускались как в «пушечном», так и в «пулеметном» исполнении. Так было, например, в случае с Renault FT-17. Вариант танка Mark I с пулеметным вооружением получил название «самка» (англ. female), тогда как пушечная модификация называлась «самцом» (англ. male).
В зависимости от размещения на танке и, соответственно, предназначения выделяют три вида танковых пулеметов. Пулемет, размещенный в лобовой части башни танка в общей с пушкой установке, называется спаренным. С пушкой он имеет общие приборы наведения. На крыше башни размещают зенитные пулеметы. Для их крепления используют турель – специальную установку, обеспечивающую наведение пулемета в вертикальной и горизонтальной плоскостях. Пулемет, который размещается в лобовой части корпуса танка, называется курсовым. Как правило, в современных танках он уже не используется. Часто применялись курсовые пулеметы в танках Второй мировой войны. Курсовой пулемет был установлен в лобовой части советского Т-34 и немецкого танка «Тигр». Со временем от них решили отказаться. Встречались и совсем непривычные в современном понимании способы размещения пулемета. Например, танки КВ-1 и КВ-2 имели пулеметы расположенные в корме башни (его хорошо видно на одном из рисунков выше).
В дополнение к вышеуказанным на некоторых ОБТ применяются и другие виды вооружения. В некоторых танках предусмотрена дополнительная возможность запуска управляемых ракет через ствол пушки. В 1968 году на вооружение Советской армии был принят танк, имеющий только ракетное оружие ИТ-1. Во Второй мировой войне, а также в других более поздних конфликтах, применялись огнеметные танки. Например, американцы в ходе Вьетнамской войны активно использовали огнеметные M-67.
Защита
Развитие и совершенствование танкового вооружения и противотанкового оружия вызывает необходимость совершенствовать защиту танков. Танк – это прежде всего защищенная боевая машина. Есть несколько способов защитить его от вражеского огня. Основным долгое время было бронирование. Первоначально броня была гомогенной. То есть однородной по своему составу. Литой или катанной. Современная броневая защита многослойная. В ней сочетаются слои из различных материалов, не только стали и других металлов, но и стеклотекстолитов, керамики, материалов, имеющих высокую плотность. В броне американских «Абрамсов» используется обедненный уран – по той же причине, по которой его используют для изготовления сердечников снарядов. Толщина брони в танке различается. Башня, лобовая и кормовая части танка, как правило, лучше бронированы, чем борта и днище. Броневые листы располагают под углом, тем самым увеличивается вероятность рикошета (отражения) снаряда и увеличивается путь, проходимый им в толще брони.
Со временем наращивать броню стало просто бесполезно. Новые кумулятивные снаряды спокойно прожигали броню. А позже к ним присоединились и бронебойные, чья кинетическая энергия заметно выросла. Вот тогда и пришла идея вместо пассивной брони, целью которой было выдержать попадание снаряда, сделать активную. Принцип действия активной брони, или динамической защиты, заключен в идее контрвзрыва. Контейнер динамической защиты взрывается навстречу подлетевшему к танку снаряду, гася тем самым кумулятивную струю. Внешне динамическая защита танка выглядит как закрепленные на корпусе и броне небольшие коробки – блоки. Сработавшие блоки заменяются новыми. Динамическая защита первого поколения могла обезопасить танк по большей части только от кумулятивных снарядов. Современная активная броня обеспечивает защиту уже и от бронебойно-подкалиберных снарядов. Танк Т-14:
ТТХ и демонстрация работы комплекса защиты
Активная защита позволяет уничтожать или, по крайней мере, серьезно ослабить действие противотанковых боеприпасов еще на подлете к танку. Система активной защиты танка имеет в своем составе радары и оптические пеленгаторы, способные предупредить о приближающейся угрозе, вычислить место пуска и траекторию движения противотанковой ракеты.
Американцы модернизируют М-1 «Абрамс», в котором заложены прекрасные для этого возможности. И пока армия использует современную его модификацию – M1A2 «Абрамс». Модернизировать будут более ранние модификации танка М1 и М1А1. Новая реинкарнация танка получит индекс М1А3 и, как предполагается, будет находиться на вооружении до 40-х годов этого века. Таким образом, в ближайшие полвека устройство танков вряд ли претерпит изменения и в войнах этого столетия будут воевать все те же хорошо знакомые нам ОБТ. Впрочем, возможно они уже станут беспилотными. К слову, считается, что Т-14 больше других подходит для создания роботизированной версии танка.