Как карта ляжет: почему автосалоны требуют платить наличными
Проблема кроется не в странных капризах продавцов, а в понятном любому желании сэкономить. В случае с приемом оплаты наличными — на банковском эквайринге. Мудреное слово означает банковскую услугу, позволяющую потребителям оплачивать покупку картой. Естественно, за это банки берут процент, у каждого — свой.
Средняя ставка за эквайринг — 1,33–3,5%. Обычно дилеры берут комиссию за эквайринг на себя, но не все могут сделать это по экономическим причинам.
— Есть дилеры с маленьким объемом продаж, для которых нецелесообразно брать комиссию за эквайринг на себя. Они вешают ее на клиента, тогда и возникает просьба оплаты наличными, — прокомментировали подобные ситуации в пресс-службе ГК «АвтоСпецЦентр».
Иногда дилеры ограничивают объем операций по оплате картой незначительными авансами за автомобиль либо оплатой услуг сервиса, предлагая доплатить остальную сумму через интернет-банк либо внести наличные в приписную кассу банка.
— Абсолютное большинство трансакций до 100 тыс. рублей оплачивается картой банка в салоне либо по ссылке на телефон, позволяющей быстро и, главное, дистанционно провести трансакцию. Их доля сейчас перевалила за 80%, — поделился с «Известиями» директор «Ауди Авилон» Ренат Тюктеев.
В кредит дешевле
Крупным дилерским центрам невыгодно продавать автомобили за наличные, потому что они работают от кумулятивной маржи. Она включает в себя бонусы от банков за оформленный кредит, от страховой компании за продажи страховых продуктов, бонусы от импортера за программу трейд-ин или же за дополнительное оборудование.
Когда клиент приходит с наличными, дилер теряет бонус по кредиту от банка и бонус от страховой, так как, покупая машину за наличные, клиент может не страховать ее по каско. Привлекательные скидки предлагаются дилерами именно за счет бонусов.
Как рассказал «Известиям» источник в сфере автопродаж, перед Новым годом многие клиенты крупных центров жаловались, что за наличные им продавали машину на 200–300 тыс. рублей дороже, чем в кредит.
— Если брать машину со скидкой в кредит и погасить его через три месяца, общая сумма, даже с учетом выплаченных процентов, будет ниже, чем брать авто сразу за наличные, — пояснил источник.
По его словам, настаивать на наличных могут только неофициальные дилеры, мелкие компании, мультибренды, которые не получают от автопроизводителей, от страховых компаний бонусы за продажи их финансовых продуктов.
Впрочем, возможны ситуации, в которых оплату наличными просят и проверенные автосалоны.
— Это связано не с тем, что они нечестные и работают по чёрной схеме, а с тем, что норма наценки по сравнению с другими товарами минимальная, а стоимость при этом очень высокая. Однако требовать и тем более отказываться продавать за безнал — такого компании с репутацией себе не позволяют, — рассказал основатель фирмы Fresh Auto Денис Мигаль.
За автомобилем в интернет
Некоторые производители продают машины напрямую, через свои онлайн-платформы, оставляя дилерам лишь выдачу автомобиля и последующее обслуживание. И всё же пока что доля таких продаж крайне мала.
— Развитие онлайн-продаж требует значительных инвестиций в IT-инфраструктуру и бизнес-процессы. Сейчас объем онлайн-продаж небольшой, но за этим направлением будущее, поэтому дилеры активно его развивают, — поделился представитель ДЦ «АВТОDОМ».
Кроме того, купить машину по безналичному расчету можно через маркетплейс. Соответствующий сервис предлагает, например, «СберАвто».
— У нас есть возможность давать дополнительную скидку на авто, если мы сотрудничаем напрямую с производителем. В этой концепции мы получаем автомобили ровно по той же стоимости, что и дилеры, и поэтому мы можем давать дополнительные скидки для клиента, — рассказали «Известиям» в пресс-службе «СберАвто».
Черные схемы
Оплата наличными может быть обусловлена не только желанием избежать оплаты эквайринга, но и различными мошенническими схемами.
— Например, салон продает машины. Объявлялась акция: при покупке авто резина в подарок. Те, кто знали об акции, спрашивали менеджера, кто не был в курсе — нет. Но по документам все покупки авто сопровождались резиной. Оставшиеся покрышки менеджеры реализовывали самостоятельно, — поделился с «Известиями» источник а автобизнесе, пожелавший остаться неназванным.
Другой популярный вариант мошенничества при продаже — завышение цены. Например, установка сигнализации и подкрылков стоит 50 тыс. рублей. Менеджер говорит клиенту, что услуга стоит сейчас 70 тыс. рублей, показывает документ на мониторе и предлагает сделать предоплату — в этом случае услугу якобы можно будет оказать за 60 тыс. Из этой суммы менеджер 10 тыс. рублей оставляет себе, оставшееся — в кассу.
На сегодняшний день более популярна схема, когда кассир в доле: он делает две одинаковые платежки по реквизитам. Но на первой, для внутреннего документооборота, стоит цена 70 тыс. рублей, а на второй, для клиента — 100 тыс. рублей. Бывает и так, что клиенту подсовывают договор на установку дополнительного оборудования на бланке с похожим, но другим названием фирмы.
А это вообще законно?
Согласно части 1 статьи 16.1 закона РФ «О защите прав потребителей», продавец обязан предоставить потребителю выбор оплаты товара с использованием национальных платежных инструментов или наличными. Данная обязанность распространяется на продавцов, у которых выручка от реализации товаров или оказания услуг за предшествующий календарный год превышает 40 млн рублей. Продавец освобождается от данной обязанности, если в торговом объекте за предыдущий календарный год выручка не превысила 5 млн рублей.
Отметим, что карты международных платежных систем национальными платежными инструментами не являются.
— Вместе с тем данная статья закона прямо запрещает установление разных цен на одни и те же товары в зависимости от способа оплаты. Автосалон при оплате безналичным путем компенсирует свои расходы банку на эквайринг, однако требование комиссии при выборе данного способа оплаты незаконно, — прокомментировал ситуацию ведущий юрист Европейской юридической службы Павел Кокорев.
При этом закон не запрещает продавцу отпускать товар по своему усмотрению.
— Я не очень понимаю, что может предъявить общество защиты потребителей продавцу машин, если он откажет покупателю в обслуживании, — полагает независимый эксперт по авторынку Сергей Бургазлиев. Покупатель может подать в суд, но разбирательство займет месяцы.
— Можно написать претензию с требованием не взимать комиссию при оплате транспортного средства безналичным путем со ссылкой на статью 16.1 закона РФ «О защите прав потребителей», по возможности произвести аудио- или видеозапись разговора с работником автосалона. В случае продолжения указанных незаконных требований возможно обращение с жалобой в Роспотребнадзор, — говорит Павел Кокорев.
Подобные нарушения являются основанием для привлечения к ответственности по части 4 статьи 14.8 Кодекса РФ об административных правонарушениях, предусматривающей наложение штрафа на должностных лиц в размере от 15 тыс. до 30 тыс. рублей; на юридических лиц — от 30 тыс. до 50 тыс. рублей.
Почему автомобили в кредит часто обходятся дешевле, чем за наличные
Приобрести автомобиль в кредит бывает выгоднее, чем полностью на собственные средства. Способов сэкономить таким образом несколько.
Кредит до 30 дней
«Недавно покупали жене автомобиль. Менеджер посоветовал не платить сразу, хотя денег нам хватало, а взять кредит. По его словам, так выгоднее», – рассказал бывший сотрудник «Ведомостей». Оформив ссуду у «Сетелем банка» и погасив ее через несколько дней, семье удалось сэкономить порядка 50 000 руб., радуется он. Его коллеге в салоне крупного автодилера предложили такую же скидку, если он оформит покупку автомобиля стоимостью 1,6 млн руб. в кредит с первоначальным взносом 20%.
На интернет-форумах и в социальных сетях клиенты банков делятся похожими историями. Один оформил кредит на автомобиль стоимостью 1,2 млн руб. и погасил долг через пять дней, сэкономив на покупке 56 000 руб. Другому автолюбителю повезло еще больше – за оформление кредита в банке-партнере дилер предложил скидку в 250 000 руб.
Как продавались автомобили
По подсчетам аналитического агентства «Автостат», в 2019 г. в России было продано 1,6 млн новых легковых автомобилей и 5,4 млн подержанных. При этом на долю кредитных покупок новых авто, по данным банков, приходится в среднем 80%, подержанных – 20%. Если оценки банков точны, то количество выданных кредитов на новые и подержанные автомобили примерно одинаково.
Таким вариантом экономии в прошлом году могли воспользоваться десятки тысяч автовладельцев. Бюро кредитных историй (БКИ) по просьбе «Ведомостей» посчитало долю автокредитов, которые гасятся в первые 30 дней после выдачи (в «период охлаждения» для целевого потребительского кредита). Расчет досрочных погашений велся относительно общего числа кредитов на новые и подержанные автомобили, так как кредитные бюро не могут их отделить. По оценке Объединенного кредитного бюро (ОКБ), в 2019 г. в первый месяц гасилось 6,9% автокредитов. По подсчетам НБКИ, доля таких погашений еще выше – 8,3%, причем чаще всего заемщики в первый месяц гасили кредиты на сумму свыше 3 млн руб. (12,9% автокредитов) и 100 000‒500 000 руб. (10,2%).
Представители банков рассказали, что в банке «Санкт-Петербург» и «Кредит Европа банке» автокредиты в первые 30 дней гасят 2% заемщиков, а в «Русфинанс банке» ‒ 8%. В Совкомбанке, по словам первого зампреда правления Сергея Хотимского, их доля «незначительна, но такое бывает». Автокредит возвращают по разным причинам, иногда авто покупают в период хорошей акции у дилеров под будущий бонус на работе, говорит Хотимский.
По подсчетам БКИ «Эквифакс», за последние три года доля скорых погашений автокредитов увеличилась в 2,5 раза: в 2016 г. в первый месяц гасилось 2,8% автокредитов, а в 2019 г. – 6,9%.
Причина такого роста кроется в политике совместного стимулирования бизнеса автосалонов и банков, считает гендиректор «Эквифакса» Олег Лагуткин: между ними заключается договор, согласно которому при покупке автомобиля в кредит автосалон предоставляет покупателю скидку. «В результате все получают выгоду: банк выдает дополнительный кредит, зарабатывая на нем и в ряде случаев на комиссиях от автосалона, автосалон продает больше машин, а покупатель получает скидку к цене машины. Но часто покупателю не нужен заем для покупки автомобиля, а предоставляемая автосалоном скидка вынуждает его получить кредит, который погашается в течение первого же месяца после оформления», – поясняет он.
«Зачастую автосалоны предоставляют клиенту скидку за покупку автомобиля в кредит, он использует это предложение для экономии и закрывает кредит в максимально короткие сроки», – подтверждает начальник дирекции потребительского кредитования «Кредит Европа банка» Кирилл Маевский.
Дилеры сегодня зарабатывают не только и не столько на реализации автомобиля, сколько на продаже сопутствующих товаров и услуг, в частности кредита и страховки, – банки платят им комиссию за привлечение клиента, объясняет вице-президент банка «Санкт-Петербург» Дмитрий Алексеев. В среднем, по его словам, это 2‒3% от стоимости автомобиля. Дилер, чтобы клиент не ушел к конкуренту, пожертвует частью этой комиссии в пользу покупателя, но размер скидки варьируется в зависимости от коммерческой политики конкретного дилера и результатов его переговоров с клиентом, рассказывает Алексеев.
По словам директора департамента финансовых услуг ГК «Автоспеццентр» Дмитрия Молькова, размер скидки для клиента варьируется от марки, модели и года выпуска машины, условий по кредиту и прочего и может составлять 50 000‒100 000 руб. в массовом сегменте и 100 000‒200 000 руб. ‒ в премиальном.
Продажи новых автомобилей в России за май упали вдвое
Партнерство с автосалонами – это дополнительная возможность привлечения клиентов, признает представитель ВТБ, но условия сотрудничества с ними не раскрывает.
Возможно, вскоре «кредитную» скидку от салона станет получить сложнее. «Сейчас многие дилеры не настроены предоставлять бонусы за оформление кредита. Продажи из-за карантина упали, и им нужно хотя бы как-то поддерживать маржу», – предполагает сотрудник крупного банка на рынке автокредитов. Но не исключено, что после полного снятия карантина и восстановления продаж скидки вернутся, добавляет он.
Госсубсидии
Есть и другие способы сэкономить, оформив автомобиль в кредит, ‒ например, государственная программа субсидий.
Тот, кто покупает автомобиль впервые или имеет несовершеннолетних детей, может получить скидку через адресные госпрограммы «Первый автомобиль» и «Семейный автомобиль»: при оформлении кредита государство компенсирует 10% стоимости машины (25% для жителей Дальнего Востока). В программах участвуют собранные в России Renault, Kia, Hyundai, Lada, Volkswagen, Skoda, ГАЗ и УАЗ стоимостью до 1,5 млн руб. (с 1 июня, до лета лимит оставлял 1 млн руб.). По условиям программ на этот год автомобиль должен быть произведен в 2019 г. или 2020 г., а ПТС на него выдан не ранее 1 декабря 2019 г.
Также с 1 июня программа «Семейный автомобиль» распространяется на семьи с одним ребенком (ранее ‒ только с двумя и более детьми). По действующим с июня правилам скидку при оформлении кредита теперь также смогут получить медицинские работники и автолюбители, продавшие свою старую машину возрастом свыше шести лет дилеру в счет уплаты части первоначального взноса (трейд-ин), сообщил представитель Минпромторга. Покупатели электромобилей смогут получить большую скидку – 25% стоимости авто.
Причем правила Минпромторга по реализации этих госпрограмм не ограничивают возможность досрочного погашения кредита, подчеркивает замначальника управления продуктовой политики департамента автокредитования «Русфинанс банка» Алексей Бессонов.
Поддержка автопрома
Свою субсидию покупателю может предложить и автопроизводитель: у многих действуют кредитные программы с дочерними или партнерскими банками. Практически у каждого бренда есть специальные кредитные предложения на покупку нового автомобиля, которые предполагают как дополнительную скидку, так и сниженные проценты по кредиту, рассказала директор филиала финансовых услуг компании «Рольф» Ольга Бойко: «Таким образом клиент может получить двойную выгоду». В таких программах производитель субсидирует часть стоимости автомобиля, но при этом покупатель обязан оформить кредит в определенном, входящем в программу банке, указывает Алексеев.
Например, «Renault Россия» совместно с «РН банком» (банк альянса Renault-Nissan-Mitsubishi) предлагают программу финансирования Renault Finance. «Практически все кредитные программы Renault Finance являются субсидированными: в случае оформления кредита клиенту доступно более выгодное ценовое предложение на покупку автомобиля», – говорит представитель Renault. Размер субсидии, по его словам, зависит от первоначального взноса, стоимости автомобиля, кредитной ставки и срока кредита.
У ВТБ действуют программы с брендами LADA, Suzuki, Cadillac, Chevrolet и др., перечисляет представитель банка. По его словам, скидка для клиента по таким программам может достигать 60 000 руб., а у некоторых брендов можно получить одновременно дисконт от производителя и субсидии по госпрограмме.
«Сетелем банк» («дочка» Сбербанка, специализируется на автокредитах) предлагает программы с брендами Ford, Kia, Hyindai, Subaru, Volvo, Audi, Skoda и др.
Особенности досрочного погашения
Чтобы покупка машины в кредит ради получения скидок была максимально эффективной, нужно помнить о нескольких особенностях досрочного погашения ссуд.
Согласно закону о потребительском кредите заемщик в течение 30 календарных дней с даты получения автокредита может погасить его досрочно без предварительного уведомления банка, но уплатив проценты за истекшие дни. При стоимости машины в 1,5 млн руб., ставке по двухлетнему кредиту 7% годовых и первоначальном взносе в 30% проценты за первый месяц составят чуть более 6000 руб. Если погасить автокредит быстрее, потери на процентах будут меньше.
Немного иначе с автостраховкой, которая, как правило, необходима при получении кредита на машину. Дня нее «период охлаждения» с возвратом полной страховой премии составляет всего 14 дней и пока распространяется только на индивидуальные договоры страхования. При кредитовании же банки зачастую оформляют присоединение заемщика к коллективному страховому договору. Лишь с 1 сентября вступят в силу поправки, распространяющие «период охлаждения» и на заключенные после этой даты коллективные договоры, а также закрепляющие право заемщика вернуть часть премии при досрочном погашении кредита после «периода охлаждения». Здесь сумма возврата будет пропорциональна времени, которое осталось до окончания договора страхования при отсутствии страхового случая.
Поспорить о скидке
Иногда, впрочем, автосалон может попытаться «оспорить» скорый возврат кредита и потребовать вернуть скидку. Некоторые дилеры сразу включают в договор купли-продажи условие о возврате скидки при погашении кредита в первые 30 дней. Дело в том, что соглашение дилера с банком может предусматривать пункт о неуплате банком комиссии за привлечение заемщика, если кредит гасится в течение первых 30 дней, объясняет Алексеев: «Поэтому дилер, в свою очередь, в теории может потребовать у клиента вернуть скидку». Но все же это не рыночная практика, а исключение, считает он.
Если в попытке оспорить требование салона вернуть скидку клиент дойдет до суда, суд будет исходить из того, не злоупотребил ли своими правами продавец и какая из сторон больше потеряла или потеряет, считает партнер и исполнительный директор юридического бюро «Падва и Эпштейн» Антон Бабенко. «С учетом того что клиенту нужно лишь доплатить до полной стоимости, по которой он бы и так купил автомобиль без кредита, есть риск, что суд встанет на сторону автосалона», ‒ предупреждает он. С другой стороны, заступиться за клиента может Роспотребнадзор, если выяснится, что условия в договорах отдельных дилеров сформулированы таким образом, что они нарушают права потребителей, предполагает юрист.
Подобного рода жалобы периодически поступают, тут есть признаки нарушения прав потребителей, подтвердил «Ведомостям» представитель Роспотребнадзора. Но однозначный вывод можно сделать только после изучения договора, всех документов и переписки, подчеркивает он. Роспотребнадзор рекомендует в таких случаях написать претензию автодилеру с требованием не взимать увеличенную стоимость автомобиля.
Почему автосалоны перестали продавать новые автомобили за наличные?
При этом, продавать автомобиль за наличные они категорически не хотят. Заманивая клиента различными скидками, дилеры склоняют покупателей к оформлению кредита.
А тут вам и дополнительные опции, а также страховка. На всем хитроумные менеджеры получают навар. А вот владельцу нового авто приходится несладко.
Поэтому, если вы не хотите связываться с замысловатыми схемами автодилеров, лучше отыщите автомобильный салон, где готовы работать с клиентом на взаимовыгодных условиях.
Конечно, можно схитрить и самому. Взять машину в кредит, а на следующий день погасить его полностью. Важно прочитать кредитный договор очень внимательно. Чтобы никакие «подводные камни» не омрачили радость покупки.
Поэтому, если вы сами не особо ориентируетесь в таких вопросах, то лучше обратиться за помощью к юристам.
Машина с сюрпризом. Подводные камни автокредита
Весной продажи в автосалонах традиционно растут. Клиенты предпочитают покупать новую машину перед тёплым сезоном. Растёт и интерес к автокредитам. При этом счастливые обладатели новенького авто порой и не догадываются, какие сюрпризы им приготовил банк и сколько они переплатили дилеру. Лайф выяснил, на какие уловки идут кредиторы при выдаче автозаймов, как выгодно купить автомобиль и не переплатить банку.
Фото: © РИА Новости/Евгений Епанчинцев
Для многих автовладельцев машина — это не просто средство передвижения, а показатель статуса и личного успеха. Именно поэтому даже при скромном доходе россияне всё чаще покупают машину не по средствам. Это одна из причин, по которой число выданных автозаймов и суммы кредитов постоянно растут. Так, по последней статистике Объединённого кредитного бюро, только в январе этого года сумма нового автокредита выросла с 728 до 826 тыс. рублей. Это на 13% больше, чем в том же месяце год назад.
Фото: © РИА новости / Игорь Зарембо
— Прежде чем взять автокредит, нужно хорошо подумать: а нужна ли вам такая дорогая машина, — советует аналитик ООО «Эксперт плюс» Кирилл Стариков. — Надо понимать, что покупка автомобиля — это не инвестиция, а всегда только затраты. Кредитный автомобиль — это вдвойне затратно. Главное, ещё перед покупкой определиться, насколько ощутимой для вас будет выплата по кредиту. При этом нельзя стесняться попросить менеджера расписать вам ежемесячные траты, все подводные скрытые платежи подробно с разъяснением каждого пункта договора. Такие расклады по оплате в вашем конкретном случае нужно сравнить по всем банкам, которые укладываются в ваши критерии выбора. Чем более детальный план вы составите и подготовите до момента оформления кредита, тем проще пройдёт процесс выплаты без обмана и попыток банка навязать вам изменение условий.
Действительно, большинство клиентов платят по кредиту больше, чем планировали, именно из-за того, что невнимательно читали договор. В первую очередь покупатели обращают внимание на процентную ставку по кредиту. При этом мало кто задумывается, что обслуживание кредита процентной ставкой не ограничивается. Условия обслуживания в разных компаниях могут серьёзно отличаться. Отличаются комиссии за ведение счёта, ОСАГО, каско, требование к страхованию жизни и здоровья заёмщика, пояснил эксперт Академии управления финансами и инвестициями Геннадий Николаев. Таким образом, привлекательное на первый взгляд предложение может в разы увеличить размер переплаты.
Чтобы избежать существенной переплаты, не стоит брать кредит, если на руках нет 50% от полной стоимости машины. В худшем случае минимальный первоначальный взнос должен быть хотя бы не меньше 20%. Нужно ознакомиться и с условиями досрочного погашения кредита. В отличие, например, от квартиры, машина теряет в цене сразу после покупки. Чем старше авто, тем дешевле оно стоит. Соответственно, имеет смысл как можно быстрее выплачивать автокредит, а для этого нужно посмотреть, устраивают ли вас условия досрочного погашения. При использовании аннуитетного платежа (ежемесячные выплаты неизменны на протяжении всего периода кредитования) это позволит неплохо сэкономить, пояснил Геннадий Николаев.
Фото: © РИА Новости / Евгений Епанчинцев
— Беспроцентный кредит, который часто предлагается клиентам автосалонов, также влечёт за собой определённые проблемы, — отметил первый вице-президент «Опоры России» Павел Сигал. — На самом деле это рассрочка. Причём с довольно жёсткими условиями, в частности, сокращением времени выплаты до одного года и первоначальным взносом, который составит половину цены авто.
Отдельно стоит обратить внимание на страховку, ведь именно она чаще всего и составляет значительную часть расходов при покупке кредитного авто. Каско в этом случае обязательно. Впрочем, и на страховке кредитного авто можно сэкономить. Отдельные бренды предлагают страховку сразу на три года, рассказал ведущий аналитик Forex Optimum Иван Капустянский. Цена за год получается заметно ниже, чем если бы пришлось платить ежегодно. Поэтому данный вопрос тоже рекомендуется изучить. И наконец, при покупке машины обязательно необходимо торговаться, пытаться получить максимальное количество дополнительных опций, например коврики в авто, сигнализацию, зимнюю резину в виде бонуса. Это удешевит общую стоимость машины и поможет сэкономить на этих дополнительных расходах в будущем.
— Надо помнить, что кредит на машины является залоговым, — отметил директор СРО «НАПКА» Борис Воронин. — Поэтому, в отличие от карточных или потребительских кредитов, здесь есть что терять. В случае просрочки банк заберёт машину. И чем дольше срок выплаты кредита, тем выше шанс остаться без автомобиля. Как показывает практика, в большинстве случаев проблемы с выплатами у заёмщиков начинаются не сразу, а спустя год-два после оформления кредита.