Доступ к сервису временно запрещён
С вашего IP-адреса одновременно поступает очень много запросов.
Такое поведение показалось подозрительным, поэтому мы временно закрыли доступ к сайту.
Возможно, на вашем устройстве есть программы, которые отправляют запросы без вашего ведома.
Что мне делать?
Напишите в службу поддержки через форму обратной связи.
Подробно опишите ситуацию — поможем разобраться, что случилось, и подскажем, как действовать дальше.
Езда по обочине: что за это грозит и почему штраф – еще не самое страшное
Езда по обочине – одно из самых популярных и одновременно ненавидимых нарушений, которое порождает пробки, дорожные конфликты и народную борьбу с обочечниками. При этом далеко не все помнят, какое наказание предусмотрено за такое нарушение. Но штраф – это далеко не самое неприятное, с чем может столкнуться нарушитель. Давайте разберемся, чем чревата езда по обочине, помимо ненависти окружающих.
Для начала кратко напомним, почему нельзя ездить по обочине. Ведь дорога, согласно ПДД, включает в себя обочины, а из определения обочины в Правилах можно вырвать часть, гласящую, что это «элемент дороги, <…> используемый для движения». Но внимание стоит обратить на концовку того же определения: она уточняет, что это элемент дороги, используемый для движения в соответствии с Правилами. Нас в них интересует глава 9, регламентирующая расположение транспортных средств на проезжей части. Пункт 9.9 этой главы указывает, что «запрещается движение транспортных средств по разделительным полосам и обочинам».
Некоторые обочечники необоснованно оправдываются тем, что на дороге нет сплошной линии разметки, официально отделяющей обочину от полосы. Однако отсутствие полосы не отменяет запрета, ведь обочина, согласно ПДД, это «элемент дороги, примыкающий непосредственно к проезжей части на одном уровне с ней, отличающийся типом покрытия или выделенный с помощью разметки 1.2». То есть, грунтовая или любая другая неасфальтированная обочина, не отделенная разметкой, все равно остается обочиной, и ехать по ней нельзя. Ну а сплошная линия разметки 1.2, обозначающая край проезжей части, используется как раз в тех случаях, когда обочина имеет асфальтовое покрытие.
Правила гласят, что линию разметки 1.2 пересекать запрещается, но тут же дают оговорку: линию 1.2 допускается пересекать для остановки транспортного средства на обочине и при выезде с нее в местах, где разрешена остановка или стоянка. Ведь пункт 12.1 прямо разрешает остановку и стоянку транспортных средств на правой стороне дороги на обочине.
Еще одно исключение для выезда на обочину содержится в пункте 8.8 ПДД. Он указывает, что «если при развороте вне перекрестка ширина проезжей части недостаточна для выполнения маневра из крайнего левого положения, его допускается производить от правого края проезжей части (с правой обочины)», уступив дорогу попутным и встречным транспортным средствам.
Кроме того, упомянутый ранее пункт 9.9 ПДД, запрещающий движение по обочине, тоже содержит исключения. Он уточняет, что допускается «подъезд по кратчайшему пути транспортных средств, подвозящих грузы к торговым и другим предприятиям и объектам, расположенным непосредственно у обочин <…> при отсутствии других возможностей подъезда», при условии обеспечения безопасности движения. Здесь стоит обратить внимание на слова «по кратчайшему пути» и «при отсутствии других возможностей подъезда»: проехать сотню метров по обочине мимо пробки до нужной точки все равно нельзя.
Как видно, обычным автомобилистам двигаться по обочинам запрещено практически всегда, но есть категории исключения. Давайте их обозначим.
Прежде всего, по обочинам могут двигаться пешеходы. Пункт 4.1 разрешает это делать при отсутствии тротуаров, а также переходных и велопешеходных дорожек, при этом вне населенных пунктов пешеходы обязаны иметь при себе предметы со световозвращающими элементами. Более того, по обочинам разрешено водить даже группы детей – в светлое время суток и только в сопровождении взрослых.
Пункт 9.9 содержит еще одно исключение: в нем указано, что по обочине допускается движение машин дорожно-эксплуатационных и коммунальных служб.
Следующая «льготная» категория – велосипедисты: пункт 24.2 разрешает движение по обочине велосипедистов в возрасте старше 14 лет в случае, если отсутствуют велосипедная и велопешеходная дорожки, полоса для велосипедистов либо отсутствует возможность двигаться по ним или по правому краю проезжей части.
Пункт 25.2. ПДД допускает, что двигаться по обочине могут гужевые повозки (сани), верховые и вьючные животные, если это не создает помех пешеходам.
Ну и последнее исключение содержится в пункте 24.7: он разрешает движение мопедов по обочине, если это не создает помех пешеходам.
Езда по обочине наказывается по части 1 статьи 12.15. Она указывает, что «<…> движение по обочинам <…> влечет наложение административного штрафа в размере 1500 рублей. При этом на такой штраф распространяется возможность оплаты со скидкой 50%.
Штраф в полторы тысячи, да еще и со скидкой, многие обочечники воспринимают как «плату за проезд без очереди», чтобы не стоять в пробке. Но штраф – пустяк по сравнению с тем, что при аварии обочечник в любом случае будет признан виновным и будет чинить машину за свой счет. Мы подробно рассказывали о том, что часть 14 Постановления Пленума Верховного Суда РФ № 20 от 25 июня 2019 года полностью лишила приоритета водителей, двигающихся по обочине в нарушение ПДД. Вот как это звучит.
Водитель транспортного средства, движущегося в нарушение ПДД РФ по траектории, движение по которой не допускается (например, по обочине, во встречном направлении по дороге с односторонним движением), либо въехавшего на перекресток на запрещающий сигнал светофора, жест регулировщика, не имеет преимущественного права движения, и у других водителей (например, выезжающих с прилегающей территории или осуществляющих поворот) отсутствует обязанность уступить ему дорогу.
Таким образом, если водитель, например, поворачивает или просто выезжает на обочину для остановки, а в него врезается автомобиль, движущийся по обочине, вина будет возложена на того, кто нарушил правила. Никаких поправок на то, что поворачивающий водитель «не уступил дорогу» или «не обеспечил безопасность маневра», сделано не будет. Поэтому тем, кто едет по обочине, стоит помнить о возможных финансовых последствиях, выходящих за рамки штрафа.
Чем опасна езда по обочине: разбор ситуаций
Сегодня по обочине «прут» практически все: девушки, дедушки, дяди, тети и матерые «рыцари дорог». И, главное, безо всякого зазрения совести! Да что там совесть, эти «кони педальные» настолько уверены в своей правоте, что не стесняются «бибикать» и ругаться на тех, кто их не пускает! Причем многие из них уверены, что делают добро, дескать, создают еще один ряд — «прокачивают» дорогу!
Но порой за езду по обочине можно поплатиться. И речь не о штрафе от сотрудника ГИБДД. Ниже вы можете увидеть характерный пример «наказания» для «обочинщиков» — из-за некачественной прокладки между рулем и сиденьем объезд пробки водителем этой «девятки» оказался скоротечным. Обладатель «зубилы», во-первых, уперся в столб, а во-вторых, провалился колесом в яму, из которой самостоятельно выбраться ему уже не под силу. В общем, засел наш дядя конкретно, за что и получил премию «Просто балбес».
Но даже на настоящем внедорожнике на обочину лучше не соваться. А иначе можно словить «уши», как владелец «Гелика», который решил объехать ямку и «поймал» ритмический занос.
Следующий претендент на «Премию Дарвина» нашелся в столичном регионе. Водитель синего Chevrolet Aveo гнал что есть мочи до хаты, ибо терпеть уже не было никаких сил. Результат печален. Но больше всего в этой истории понравилась реакция пса в багажнике Subaru Forester. А ведь его, непристегнутого, во время экстренного торможения «колбасило» похлеще, чем тараканов в центрифуге! Так он даже виду не подал и лишь после остановки решил аккуратно поинтересоваться в стиле: «Это че такое сейчас исполнили?».
Дальше — больше. Водитель BMW, ну прямо как новичок в боулинге: «страйка», конечно, не вышло, но пару кеглей в двух полосах забил. Правда, после этой «партейки» не исключено, что кто-то уже никогда ни во что играть не будет, кроме дубового ящика.
Запомните — никогда не двигайтесь по обочине на большой скорости: любое неаккуратное движение рулем, неудачное торможение или попадание колеса в рытвину может привести к полной потере контроля над автомобилем. Как видите, последствия могут быть самыми разными, вплоть до фатальных. А для закрепления пройденного материала напомним о еще одной статье на тему обочины. Ну а чтобы хоть как-то разрядить мрачную атмосферу, покажем видео, снятое украинским водителем. Ну это просто цирк, страна чудес, no comments, как говорится. Тут тебе и «обочина» с двух сторон, и «встречка», и езда в несколько рядов по одной полосе — все в кучу!
А для разительного контраста покажем Вам видео нашего соотечественника из США о том, как ведут себя в пробке заокеанские водители на автомагистрали близ крупного города. Там все вполне наглядно: стоят себе законопослушные американцы и ждут своего череда, затем потихонечку двигаются. И, кстати, автор видео говорит весьма правильные вещи, а именно: хотите, чтобы на дорогах был порядок, тогда начните с себя. Хотите хорошей жизни, так ведите себя по-людски.
Штраф за езду по обочине в 2023 году
В крупных городах есть множество проблем связанных с передвижением по загруженным дорогам, и одна из них – это обочечники. Есть ли штраф за езду по обочине, и сколько именно нужно платить за выезд на обочину, обсудим далее.
Обочина: определение и правила
Жители многих российских городов сталкиваются с таким явлением, как «обочечники». Такие автомобилисты выезжают на обочину, чтобы объехать пробку, скопившуюся на узком участке дороге или появившуюся из-за какого-либо происшествия, например, ДТП или ремонта дороги.
- Обочина: определение и правила
- Кто может двигаться по обочине
- Какой штраф за езду по обочине в 2023 году
- Как оплатить штраф за обочину
Часто такие автомобили становятся причиной дополнительных аварий и еще большего увеличения пробки, когда они начинают перестраиваться. Их, мягко говоря, не долюбливают остальные участники дорожного движения, которые спокойно ждут своей очереди в полосе, некоторые пытаются с ними бороться своими силами, но гораздо лучше, если таких водителей наказывают по закону.
Что такое обочина: в ПДД она указана как «элемент дороги, примыкающий непосредственно к проезжей части на одном уровне с ней, отличающийся типом покрытия или выделенный с помощью разметки 1.2». Проще говоря, это отрезок проезжей части, который идет параллельно полосам движения. По обочине передвигаться нельзя, это закреплено в ПДД РФ, 9 «Расположение транспортных средств на проезжей части»:
В этом правиле сразу же оговорены несколько исключений. Когда на обочину можно выезжать:
- Допускается пересекать для остановки транспортного средства на обочине и при выезде с нее в местах, где разрешена остановка или стоянка – пункт 12.1 ПДД РФ.
- Если при развороте вне перекрестка ширина проезжей части недостаточна для выполнения маневра из крайнего левого положения, его допускается производить от правого края проезжей части (с правой обочины)». При этом нужно уступить дорогу попутным и встречным транспортным средствам — пункте 8.8 ПДД РФ.
- Допускается «подъезд по кратчайшему пути транспортных средств, подвозящих грузы к торговым и другим предприятиям и объектам, расположенным непосредственно у обочин… при отсутствии других возможностей подъезда», при условии обеспечения безопасности движения — пункт 9.9 ПДД.
Обочина может быть выделена специальной разметкой (сплошной или прерывистой линией), если речь идет об асфальтированной дороге, либо просто иметь покрытие другого типа. Иными словами, грунтовая или любая другая неасфальтированная обочина, не отделенная разметкой, все равно остается обочиной, и ехать по ней нельзя.
Кто может двигаться по обочине
Мы указали ряд ситуаций, когда автовладелец может ехать по обочине – таких существует всего три, и для каждой есть уточнения про обеспечение безопасности движения при таком маневре. Если же водителю просто захотелось сократить путь на сотню метров или объехать аварию, то такой выезд будет считаться нарушением.
- Пешеходы – пункт 4.1 ПДД разрешает это делать при отсутствии тротуаров, переходных или велопешеходных дорожек.
- Машины дорожно-эскплуатационных и коммунальных служб – они могут осуществлять движение по обочине благодаря пункту 9.9. ПДД РФ.
- Велосипедисты – если велосипедист старше 14 лет, отсутствует велосипедная или вело пешеходная дорожка, полоса для велосипедистов, либо отсутствует возможность передвигаться по ним или по правому краю дороги, то согласно пункту 24.2 ПДД РФ велосипедист может осуществлять движение по обочине.
- Мопеды также могут двигаться по обочине при условии отсутствия помех пешеходам – пункт 25.2 ПДД.
- Гужевые повозки (сани), верховые и вьючные животные также могут двигаться по обочине, если они при этом не создают помехи для пешеходов (пункт 25.2 ПДД).
Все остальные категории участников дорожного движения не относятся к льготным, и не имеют права выезжать на обочину. Если они допускают выезд, то за это следует наказание за административное правонарушение.
Какой штраф за езду по обочине в 2023 году
- Движение по обочине справа наказывается штрафом в размере 1500 рублей на основании того, что водитель нарушил правила маневрирования. Регулируется ч. 1 ст. 12.15 КоАП РФ.
- Движение по обочине слева чревато 6 месяцами лишения прав или штрафом в размере 5000 рублей для первого правонарушения. Если водитель повторно совершит такое нарушение, то он может лишиться прав на срок до 1 года. Регулируется ч. 4 и ч. 5 ст. 12.15 КоАП РФ.
- Если водитель выезжает на тротуар или газон, то за это полагается штраф в размере до 2000 рублей. Относится к ч. 2 ст. 12.15 КоАП РФ.
- За нарушение знаков или разметки водителя оштрафуют еще на 500 рублей по ч. 1 ст. 12.16 КоАП РФ.
- Если при выезде на обочину водитель помешал движению пешеходов, то с него дополнительно удержат штраф до 2500 рублей. Это прописано в ч. 1 ст. 12.18 КоАП РФ.
- Если при выезде на обочину водитель нанес вред другим лицам, участвующим в движении, то штраф составит от 2000 до 2500 рублей.
Как видите, штраф достаточно небольшой, и обочечники часто готовы заплатить его для того, чтобы не стоять долго в пробке. Но есть и более серьезное наказание: если движение по обочине привело к аварии, то автовладелец-обочечник будет в любом случае признан виновным, и ему придется оплачивать ремонт машины за свой счет.
Это подробно описано в части 14 Постановления Пленума Верховного Суда РФ № 20 от 25 июня 2019 года, которая лишила приоритета водителей, двигающихся по обочине в нарушение ПДД:
Если движение по обочине на своей полосе движения является просто административным правонарушением с относительно небольшими штрафами, то выезд на обочину встречной полосы гораздо более серьезное нарушение. Здесь уже двойное нарушение: выезд на обочину и движение по встречной полосе, то есть инспектор ГИБДД за подобный манёвр может лишить водителя прав на срок от 4 до 6 месяцев.
Как оплатить штраф за обочину
1 января 2016 года вступили в силу изменения в Кодекс РФ об административных правонарушениях. Их суть заключается в том, что водители могут оплатить штрафы ГИБДД с 50% скидкой в том случае, если они перечислят деньги в течение 20 дней после получения штрафа.
Дисконт распространяется далеко не на все штрафы, но если правонарушением является только выезд за обочину, без отягчающих обстоятельств в вид причинения вреда остальным участникам движения, то данный штраф можно оплатить со скидкой. То есть уже не 1500 рублей, а 750 рублей нужно будет оплатить в бюджет.