Сколько людей в россии умеют водить машину
Перейти к содержимому

Сколько людей в россии умеют водить машину

  • автор:

Сколько людей в россии умеют водить машину

По последним социологическим данным, 64% россиян не умеют водить автомобиль, 33% умеют и еще 3% осваивают азы вождения. Но у нас еще есть шанс догнать и перегнать Америку – ежегодно 2 млн россиян получают водительские удостоверения.
Понятно, что «умение водить» напрямую связано с «возможностью купить». Только поэтому процент «умеющих водить» в России должен быть меньше, чем в Европе и тем более в Америке. По такому показателю, как «количество автомобилей на душу населения», Россия уступает продвинутой Европе в четыре раза, Америке — в десять раз. В США зарегистрировано почти 200 млн автомобилей, в России — чуть более 20 млн. В Америке 175 млн человек имеют водительские удостоверения, в России — 35. То есть, у них машин больше, чем водителей, у нас водителей больше, чем машин. Если принять во внимание, что население России — 143 млн человек, то окажется, что 33% «умеющих водить» — это 43 миллиона. То есть, значительно больше, чем официально зарегистрированных водителей. И это не удивительно: даже если у нашего соотечественника нет собственного автомобиля, он все равно умеет управлять — если не автомобилем, так БМП.
По данным ГИБДД, ежегодно 2 млн. россиян получают водительские удостоверения. С такими темпами у России есть шансы догнать европейцев. Китай Россия давно перегнала. Там лишь 4 млн автомашин. А в Монголии — 140 тысяч.

Не хочу учиться: почему в России становится меньше автомобилистов

На протяжении последних трех лет в России снижается число людей, желающих получить водительское удостоверение. Кроме того, сокращается количество выданных прав и доля тех, кто сдает экзамены с первого раза. Эта тенденция свидетельствует о нежелании россиян водить машину и может негативно сказаться на автомобильном рынке, отмечают эксперты. Подробности — в материале «Известий».

Права получают не все

По итогам прошлого года водительские удостоверения в нашей стране получили почти 1,36 млн человек. Это на 12,1% меньше показателей 2021 года. Об этом свидетельствуют данные аналитического отчета, подготовленного специалистами Научного центра безопасности дорожного движения МВД РФ (НЦ БДД). Одновременно снижается и количество тех, кто подает заявление на сдачу экзаменов в ГИБДД. В 2022 году было подано около 4,5 млн таких заявлений, годом ранее — почти 6,5 млн, в 2020-м — 6,8 млн, а в 2019-м — 9,5 млн.

Далеко не все потенциальные автомобилисты в итоге получают водительское удостоверение. Несложно подсчитать, что обладателем прав становится лишь каждый третий сдающий экзамены (4,5 млн поданных в прошлом году заявлений против 1,36 млн выданных «корочек»).

получение прав

Согласно отчету НЦ БДД, с первой попытки в прошлом году водительское удостоверение получили 200,6 тыс. человек (18% от всех людей, получивших права). Специалисты научного центра отмечают тенденцию к снижению числа будущих водителей, сдающих экзамены с первого раза: в 2021 году их доля составляла 20%, а в 2020 и 2019-м — 27 и 28% соответственно.

Качество обучения хромает

В случае если человек не сдал экзамен и повторяет свою попытку во второй, третий и последующий разы, в статистике МВД это отражается как новая заявка на экзамен, поясняет президент Национального союза ассоциаций автошкол Елена Зайцева.

— Грубо говоря, один человек сдает экзамен пять раз, но в статистике МВД это отражается как пять разных экзаменов, — отметила она в разговоре с «Известиями».

автошкола

Аналогичного мнения придерживается и член общественного совета МВД РФ Игорь Моржаретто. По его словам, нередко получить права человеку удается далеко не с первой попытки, при этом каждый «подход» считается как отдельный экзамен. При этом качество обучения в автошколах, равно как и качество прима экзаменов, оставляет желать лучшего, считает эксперт.

Доля тех, кто получает водительское удостоверение с первой попытки крайне мала. На это влияет как достаточно низкий уровень знаний и навыков, которые имеют выпускники автошкол, так по-прежнему субъективные оценки результатов экзаменов, — заявил «Известиям» Моржаретто.

Любой экзамен — достаточно серьезный стресс, отмечает эксперт. Волнение, которое выпускник автошколы испытывает, отвечая на вопросы по теории или демонстрируя навыки правления автомобилем, также являются причиной промахов, подчеркивает он.

— Одна из основных задач экзаменатора — успокоить разволновавшегося выпускника автошколы, сделать так, чтобы поездка на экзаменационной машине не была для него стрессом. Это сразу позволит поднять число успешно сданных экзаменов, — считает Моржаретто.

автошкола

Без прицепа

Согласно отчету НЦ БДД, количество выданных в прошлом году водительских удостоверений категории В (легковые автомобили и грузовики полной массой до 3,5 т) сократилось на 8,3%, а прав подкатегории С1 (грузовики массой 3,5–7,5 т) уменьшилось на 11,2%. Самое значительное снижение (–83,6%) зафиксировано в отношении удостоверений подкатегории С1E, которые позволяют управлять грузовыми автомобилями до 7,5 т с прицепом.

Снижение числа выданных прав «грузовых» подкатегорий Елена Зайцева объясняет тем, что значительная доля людей предпочитает обучаться и сдавать экзамены на категории С (грузовики) и СЕ (грузовики с прицепом), позволяющими управлять любыми грузовыми автомобилями без ограничений массы транспортного средства.

С ней согласен президент Национальной ассоциации грузового автомобильного транспорта «Грузавтотранс» Владимир Матягин. Вместе с тем на рынке грузоперевозок отмечается серьезная нехватка водителей, отмечает он.

дальнобойщица

— Молодежь крайне неохотно идет в дальнобойщики. Из-за старения машин многие просто не хотят на них работать. Сейчас зачастую сложно найти водителя на фуру даже с зарплатой 110–120 тыс. рублей, — рассказал он «Известиям».

Выбирают такси и автобус

Снижение потока учеников отмечают и в автошколах. По мнению экспертов, это связано в том числе и с падением продаж автомобилей.

Мы видим тенденцию к сокращению потребности в услугах автошкол. Это связано в том числе и с падением объемов продаж новых автомобилей: зависимость между количеством проданных машин и числом желающих получить права мы видим уже давно, — рассказала «Известиям» президент Национального союза ассоциаций автошкол.

Тенденция к снижению интереса к автомобилям у молодежи отмечается во всем мире, считает Игорь Моржаретто. По его словам, молодому поколению зачастую важнее возможность всегда быть в Сети, чем иметь собственную машину.

такси

— Целое поколение людей фактически находится в виртуальной реальности. Они понимают, что, находясь за рулем автомобиля, они уже не смогут переписываться в чатах, комментировать посты в соцсетях, работать на ноутбуке. Поэтому они выбирают такси и общественный транспорт, где без ограничений могут быть погружены в гаджеты, — отмечает он.

Замкнутый круг

Сокращение числа желающих получить водительское удостоверение сказывается и на продажах автомобилей, уверен независимый консультант по автопрому Сергей Бургазлиев.

— По самым приблизительным подсчетам снижение на 12% числа выданных прав уменьшило число потенциальных покупателей примерно на 100 тыс. человек. Для российского авторынка это достаточно серьезная цифра, — считает он.

автосалон

Люди меняют свою модель поведения и, не получая водительские удостоверения, осознанно отказываются как от личного автомобиля, так и от каршеринга. Для автомобильной промышленности это является серьезной проблемой, отмечает вице-президент Национального автомобильного союза Антон Шапарин.

Сколько россиян умеет водить автомобиль? Вы не поверите!

Всероссийский центр изучения общественного мнения (ВЦИОМ) представил результаты опроса об умениях россиян.

Что касается навыка управления автомобилем, то его имеют 59% россиян. Мужчины умеют водить в два раза чаще: 84% против 39% автомобилисток среди женщин.

Больше всего тех, кто имеет водительские права, среди 25–34-летних, – 76%, а далее происходит снижение: среди тех, кому 35–44, таких 67%, 45-59 — 63% и в группе 60+ только 41%.

Ориентироваться по навигатору и онлайн-картам умеют 70%, среди мужчин это 81%, женщин – 62%. Среди молодежи таких больше – в возрасте 18–24 года этот навык есть у 92% опрошенных, 24-34 года – 89%, среди тех, кому 60 и больше – только 39%. При этом старшее поколение больше любит традиционные географические карты: в группе 60+ умеют по ним ориентироваться 78%, а в группе 18-24 – 77%.

Опрос ВЦИОМ проводили 19 июля 2022 г. методом телефонного интервью по случайной выборке, извлеченной из полного списка сотовых телефонных номеров, задействованных на территории РФ. В исследовании приняли участие 1600 человек. Данные опроса взвешены по социально-демографическим параметрам.

Опрос: 70% россиян управляют машиной на «двойку» или «тройку»

В России крайне низкий уровень подготовки водителей, установили аналитики сайта «Дром». В ходе общероссийского опроса 14 тыс. респондентов, обладающих автомобилями, выяснилось, что 44% из них свой водительский класс оценивают на три балла из пяти возможных. Отметку два и один балл поставили себе 18% и 7% автомобилистов соответственно.

Таким образом, 69% российских водителей имеют невысокий класс водительского мастерства.

Чуть больше четверти респондентов оценили свой водительский уровень на «четверку», и лишь 5% отмели, что водят автомобиль «отлично».

Эксперты «Дрома» проводят этот опрос не в первый раз, и сопоставление с результатами аналогичного исследования 2016 года показывает, что автовладельцы стали водить еще хуже. Четыре года назад отметки в «четыре» и «пять» баллов поставили себе 37% респондентов, против 31% в этом году.

Исследование также показало, что наиболее умелые и дисциплинированные водители проживают в Тюменской области. А самые низкие показатели у автомобилистов Якутии, Воронежской области, Бурятии и Москвы.

В России в прошлом году на дорогах погибло 17 тыс. человек, из которых около 5 тыс. — это пешеходы, свидетельствует статистика ГИБДД. Травмы различной степени тяжести в авариях получили 211 тыс. человек,

в подавляющем большинстве случаев виновниками дорожных инцидентов стали водители, сообщает ведомство.

Низкое водительское мастерство напрямую связано с качеством подготовки учеников, но государство до сих пор не может выработать правильный подход в решении этой проблемы, убежден президент «Гильдии автошкол» Сергей Лобарев.

Собеседник отмечает, что, к примеру, в Германии подготовка водителя имеет комплексный характер. Это касается в первую очередь обучения самих преподавателей, которые в ФРГ дают ученикам практические навыки вождения.

«Этот тьютор, что он делает? Он садится в машину с учеником, часа два с ним катается, а после назначает для него персональную программу: кому три часа, кому-то дает 20 часов площадки, а кому-то говорит: «Вы не подходите к обучению, потому что слишком агрессивны», — сказал в разговоре с «Газетой.Ru» Лобарев.

В России все проблемы упираются в некачественные программы по подготовке водителей, убежден эксперт. В «Гильдии автошколы» обеспокоены тем, что в учебном процессе, где основной элемент — практика вождения, ей отдано лишь 15% учебного времени по программе.

Остальное освоение навыков кандидатом в водители проходит у школьной доски и на закрытой площадке, где отсутствует другой транспорт.

«Мы считаем, что в Минпросвещения и ГИБДД недопонимают, что за рубежом другие программы. У нас обязательны упражнения «горка», «эстакада», количество часов уделенных этим занятиям. А за рубежом в основном определены критерии, по которым можно считать водителя безопасным, а уж как это достигается — это отдается на откуп обучающим», — заметил Лобарев.

С коллегой соглашается ведущий тренер Центра контраварийной подготовки водителей «Мастер-класс» Алексей Колонтай. По его словам, в России есть только два критерия оценивающие уровень квалификации водителя:

водительский стаж и открытые в правах категории для управления теми или иными транспортными средствами.

Еще одна причина низкого водительского мастерства в России — полное отсутствие системы переподготовки и поддержания квалификации, убежден Алексей Колонтай. Единственный автодром в России высокого уровня, который осуществляет такую работу, находится в Старой Купавне. Однако там проходит обучение только представителей спецслужб, простых граждан туда не допускают, заметил эксперт.

Экономический ущерб

Глава «Гильдии автошкол» Сергей Лобарев уверен, что в правительстве все еще нет понимания насколько негативно высокая аварийность сказывается на экономике страны. Потеря кормильца, наступления летального исхода или получения инвалидности — последствия аварий расходятся огромными социально-экономическими кругами. Эти несчастья, помимо прочего, ложатся экономическим обременением на государство.

«Тяжелая авария с пострадавшими — это большие круги: возможная продажа недвижимости, потеря денег, статуса. Появление неполноценных семей, их банкротства и многие другие проблемы», — сказал эксперт.

По оценкам старшего научного сотрудника Института экономики транспорта и транспортной политики Высшей школы экономики (ВШЭ) Екатерины Решетовой экономический урон от ДТП оценивается от 2% до 5% от ВВП России. Столь высокий разброс сотрудник ВШЭ объясняет тем, что в нашей стране не существует единой методики подсчета урона от дорожного происшествия.

«И есть еще такая категория, как стоимость человеческой жизни, которую разные организации оценивают по-разному. И до настоящего времени единого подхода не утверждено», — приводит «Коммерсант FM» слова Решетовой.

Два года назад Финансовый университет при правительстве РФ проводил исследование, задачей которого было оценить «стоимость человеческой жизни в России с учетом морального ущерба». Тогда ученые подсчитали, что в начале 2018 года она составляла 46,9 млн рублей.

По оценкам ВШЭ, величина ущерба непосредственно для государства от потери человеческой жизни может составлять примерно 9 млн руб. (оценка на сентябрь 2019 года).

«Эти цифры достаточно высокие, по всем документам они обычно занижаются. Но чем более полно оценивается человеческая жизнь и ущерб от ДТП в государстве, тем, считается, экономика более развита у этого государства, более состоятельна», — отмечала Решетова .

Подобные оценки чрезвычайно важны. К примеру, в США такие данные указываются в научных исследованиях и прикладных расчетах для проектировании мер безопасности на предприятиях. Основываясь на данных судебной практики ученые отмечают, что жизнь американца оценивается существенно выше — от $4,7 млн до $9 млн, сообщал Финансовый университет.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *